Научная статья на тему 'ЭТНОГЕНЕЗ: СИНЕРГЕТИКА ИЛИ КОСМИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ? К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ЭТНОГЕНЕЗ: СИНЕРГЕТИКА ИЛИ КОСМИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ? К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
8
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пассионарность / синергетика / методология / Л.Н. Гумилев / В.П. Бранский.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Волков В. В., Астафьев Н. В.

В данной статье рассматривается сущность и проблемы использования двух теорий этногенеза – Л.Н. Гумилева и В.П. Бранского. Делается вывод о том, что несмотря на то, что оба автора представили логически обоснованные концепции, подход Л.Н. Гумилева подвергся критике за отсутствие четких определений «пассионарности» и «этноса». Кроме того. предсказательная сила концепции Л.Н. Гумилева ограничена из-за недостаточной фактологической базы и методических слабостей. Напротив, прогнозы, основанные на синергетической теории Бранского, применимы к современной действительности и могут теоретически моделировать развитие современных этносов. Немаловажным является предположение о том, что теория Л.Н. Гумилева может быть использована для субъективной интерпретации пассионарности различных народов, что может привести к вредному мифотворчеству и искажению истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТНОГЕНЕЗ: СИНЕРГЕТИКА ИЛИ КОСМИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ? К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

- ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И МИРЕ -

ВОЛКОВ Вячеслав Викторович,

доктор экономических наук, кандидат философских наук, доцент, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного института (железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения им. А.В. Хрулева, e-mail: [email protected]

АСТАФЬЕВ Николай Витальевич,

курсант, Военного института (железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения им. А.В. Хрулева, e-mail: [email protected]

ЭТНОГЕНЕЗ: СИНЕРГЕТИКА ИЛИ КОСМИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ? К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

= Аннотация. В данной статье рассматривается сущность и проблемы использования = двух теорий этногенеза - Л.Н. Гумилева и В.П. Бранского. Делается вывод о том, что несмо-= тря на то, что оба автора представили логически обоснованные концепции, подход Л.Н. Гуми-= лева подвергся критике за отсутствие четких определений «пассионарности» и «этноса». Кро-= ме того. предсказательная сила концепции Л.Н. Гумилева ограничена из-за недостаточной = фактологической базы и методических слабостей. Напротив, прогнозы, основанные на си-= нергетической теории Бранского, применимы к современной действительности и могут тео-= ретически моделировать развитие современных этносов. Немаловажным является предпо-= ложение о том, что теория Л.Н. Гумилева может быть использована для субъективной интер-= претации пассионарности различных народов, что может привести к вредному мифотвор-= честву и искажению истории.

= Ключевые слова: этногенез, пассионарность, синергетика, методология, Л.Н. Гумилев, = В.П. Бранский.

VOLKOV Vyacheslav Viktorovich,

Doctor of Economics, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Senior Lecturer of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines of the Military Institute (Railway Troops and Military Communications) of the Military Academy of Logistics and Technical Support named after A.V. Khrulev

ASTAFYEV Nikolay Vitalievich,

cadet of the Military Institute (Railway Troops and Military Communications) of the Military Academy of Logistics

named after A.V. Khrulev

ETHNOGENESIS: SYNERGETICS OR COSMIC ENERGY? TO THE QUESTION OF METHODOLOGY OF MILITARY-POLITICAL TRAINING OF MILITARY PERSONNEL

= Annotation. This article examines the essence and problems of using two theories of ethno-= genesis - L.N. Gumilev and V.P. Bransky. It is concluded that, despite the fact that both authors

= presented logically sound concepts, L.N. Gumilev's approach was criticized for the lack of clear E definitions of «passionarity» and «ethnos». In addition. the predictive power of L.N. Gumilev's con-= cept is limited due to an insufficient factual base and methodological weaknesses. On the contrary, = forecasts based on Bransky's synergetic theory are applicable to modern reality and can theoretical-E ly model the development of modern ethnic groups. Of no small importance is the assumption that = L.N. Gumilev's theory can be used for subjective interpretation of the passionarity of various peo-= ples, which can lead to harmful myth-making and distortion of history.

= Key words; ethnogenesis, passionarity, synergetics, methodology, L.N. Gumilev, V.P. Bransky.

Процесс сложения этнической общности на базе ранее существующих этнических компонентов волновал людей с тех пор, как появилась историческая наука. Исследователи выдвигали разнообразные версии происхождения народов. Но даже в наше время нет вполне релевантной концепции этногенеза. Несмотря на широкую известность, таким качеством не обладает и теория русского историка и философа Льва Николаевича Гумилева. С момента своего появления она вызывала немало споров. Кто-то утверждал, что автор очень креативно и новаторски выразил разные этапы развития человечества [9; 10; 11]. Другие обращали внимание на её слабое научное обоснование и отсутствие четких понятий [12, с. 318; 13].

Чтобы разобраться, в чем заключается пассионарная теория этногенеза надо знать основные понятия, которые использовал автор. Он писал: «Пассионарность - это характерологическая доминанта, непреоборимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели» [3, с. 391]. Для пассионарной личности цель преобразования действительности часто важнее собственной жизни и жизни соплеменников. Историк Л.Н. Гумилев объясняет различия в судьбах этносов тем, что у небольшой части их представителей развито сильное желание радикально изменить окружающий мир. Эти люди совершают поступки, которые в совокупности приводят к изменению традиций и созданию новых этносов [2, с. 80-81]. В отличие от большинства людей, чьи действия в основном определяются инстинктом самосохранения, пассионарии способны преодолеть стремление к размножению и воспитанию потомства ради более высокой цели. Если сравнить пассио-нарность с инстинктом выживания, то ее можно назвать «инстинктом деятельности». Для каждого человека принципы выживания, размножения, отдыха и удовлетворения потребностей генетически запрограммированы и отлажены миллионами лет эволюции. Когда человек осознанно действует себе во вред, очевидно, что такой индивид не полностью нормален, и такой фенотип не смог бы закрепиться в природе. Немногочисленность пассионариев в любом этносе объясняется тем, что пассионарность является врожденным качеством. В качестве примеров пассионариев Гуми-

лев приводил Ивана Сусанина и Жанну Д'Арк, которые пожертвовали своей жизнью ради принципов. В них пассионарность проявляется на высшем уровне. Таким образом, активные пассионарии, обладающие способностью поглощать энергию из внешней среды, становятся лидерами и движущей силой истории и этносов.

В широком смысле историк считал пассионариями людей, которые внесли значительные изменения в окружающую реальность или попытались это сделать. В противовес пассионариям Л.Н. Гумилев выделяет субпассионариев - людей, неспособных к заметным изменениям и преобразованию общества. Они полностью зависят от обстоятельств и ведут паразитический образ жизни, приспосабливаясь к любым условиям. К субпассионариям относятся пьяницы, бродяги и бездомные. Между двумя крайностями пассио-нарности находятся гармоничные личности, или гармоники. У них инстинкт самосохранения и стремление к воздействию на окружающую среду находятся примерно на одном уровне. Типичный представитель этой категории - надежный и ответственный работник и семьянин, который выполняет все, что от него ожидают, но не выходит за рамки своих обязанностей [5, с. 48].

За время существования этой теории открылось несколько недостатков.

1. Недостатки фактологической базы и методическая слабость. Известный историк Л.С. Клейн по этому поводу писал: «Странно видеть профессионального ученого, столь приверженного дилетантскому образу мышления» [4, с. 229].

2. Отсутствие ясного, непротиворечивого определения этноса.

3. Гиперболизация природного фактора и приуменьшение роли социальных структур, религии и других небиологических факторов.

4. Определение пассионариев как «мутантов», обладающих особой способностью «абсорбировать энергию биосферы» и имеющих определенные отклонения, является ошибочным и недостаточным. Такое определение ненаучно, поскольку оно не основано на общепринятых естественнонаучных понятиях. Л.Н. Гумилев не выделил из системы фундаментальных естественнонаучных

понятий те, которые имеют общенаучное значение. Вместо этого он использовал ряд фундаментальных понятий классической физики (энергия, сила, напряжение, поле и т.п.) для объяснения сложного социального явления - «пассионарного толчка». Эта методологическая ошибка («физикализа-ция» методологии) привела к серьезной теоретической ошибке - утверждению, что этнос является не социальным, а природным явлением («натурализация» этноса) [12, с. 318].

Более современную идею этногенеза представил нам петербургский философ Владимир Павлович Бранский [1]. Суть его синергетической теории наций состоит в следующем. Постоянно меняющиеся потребности людей приводят к появлению новых социальных идеалов, которые вступают в противоречие с существующими поведенческими нормами. В результате возникает необходимость в соответствии между старыми нормами и требованиями новых идеалов. Если среди существующих норм есть такие, которые соответствуют новому идеалу, то он может быть реализован. Например, украинский национализм в конце XIX века нашел отклик у молодежи благодаря традиции почитания казацкой вольницы и гайдамачества. Эта традиция была реанимирована и использована националистической интеллигенцией для создания нового социального идеала.

Нам представляется, что национализм может проявляться в трех политических формах: тоталитарной, авторитарной и авторитарно-демократической. Выбор формы зависит от взаимодействия различных идеалов, которые могут дифференцироваться (распадаться) или интегрироваться (объединяться). При культурном взаимодействии народов на первый план выходит социальный идеал их культуры [6; 7]. Если влияние другой культуры способствует формированию поведенческих норм, соответствующих этому идеалу, то происходит заимствование. В противном случае наступает отторжение. В случае с украинским национализмом он взаимодействовал с советским и фашистско-нацистским идеалами. Советский идеал использовался как идеологический противник, а фашистско-нацист-ский стал образцом для подражания. Это привело к тяге украинских националистов к тоталитарным формам политической деятельности.

После распада СССР украинский национализм стал социальным стереотипом при формировании нового идеала. Однако на его развитие повлияли и другие факторы: неолиберальная экономика, олигархический капитализм и поддержка либеральных демократий. В результате на Украине сформировалось националистичес-

кое государство с сочетанием демократических и авторитарных элементов. Демократические элементы применялись к «своим», а авторитарные -к «чужим». Главным критерием разделения на «своих» и «чужих» стала идеология, которая создавала новую нацию из разных этносов. Таким образом, на Украине возник идеолого-национа-листический апартеид (этнократия).

В теории В.П. Бранского этническая среда, в которой происходит взаимодействие нового идеала со старым стереотипом, включает в себя совокупность других этнических стереотипов, которые могут быть связаны с другими идеалами.

Существуют два варианта возникновения пассионарного толчка.

1. Действия других стереотипов, направляемые другими идеалами, близки друг к другу или незначительно отличаются (неантагонистическая этническая среда).

2. Их действия во многих отношениях направлены в противоположные стороны (взаимоисключают и парализуют друг друга - антагонистическая среда).

Исходя из этого можно понять, что именно антагонистическая этническая среда создает благоприятные условия для совпадения условий реализации нового идеала с нормами одного из старых стереотипов.

Сильно выражено это в русском стереотипе. Известно, что он никогда бы не смог сыграть такую выдающуюся роль в реализации коммунистического идеала, если бы ему не пришлось действовать в раздираемой острыми противоречиями этнической среде, на одном полюсе которой была коалиция стран Антанты, а на другом -Австро-германский союз.

Так же было бы наивно надеяться на триумфальный успех прусского стереотипа в деле реализации нацистского идеала, если бы ему не содействовали острейшие разногласия в новой этнической среде, на одном полюсе которой была англо-французская коалиция, а на другом -Советский Союз.

Итак, необходимым и достаточным условием для возникновения пассионарного толчка является действие закона релевантности в антагонистической этнической среде. Это означает, что «короткое замыкание» между новым идеалом и старым стереотипом, связанным с большой этнической группой, приводит к катастрофической «цепной реакции» в условиях социальной напряженности и общественной взрывоопасно-сти. Между тем, реализация любого идеала, даже адекватно отражающего возможности развития, неизбежно порождает новые противоречия. Это связано с тем, что в процессе реализации идеала возникают новые проблемы и вызовы.

Закон дифференциации и интеграции идеалов описывает духовную самоорганизацию человечества. Он предполагает чередование идеологического монизма (доминирование одного идеала) и идеологического плюрализма (существование множества идеалов). Принятие или отвержение культурных компонентов другими культурами зависит от их соответствия идеалам этих культур. Например, употребление вина было несовместимо с исламским идеалом, запрещающим алкоголь, в то время как употребление кофе соответствовало христианскому идеалу и способствовало повышению энтузиазма его последователей.

Таким образом, сопоставляя воззрения авторов по нескольким конкретным показателям, можно сделать следующие выводы:

1. Логическое обоснование концепции присутствует у обоих авторов. Они смогли в полной мере рационально показать, в чем заключается суть их теорий. В случае Л.Н. Гумилева начало процессу этногенеза дает энергетическая вспышка, а у В.П. Бран-ского этногенез происходит в результате совпадения условий реализации нового идеала с нормативами одного из старых стереотипов.

2. Обьяснительный потенциал. Явным упреком в сторону первого автора стало отсутствие четких и непротиворечивых определений «пассионарности» и «этноса», как исходных понятий концепции. Второй автор частично закрыл эти недостатки, давая более конкретные разъяснения.

3. Предсказательная сила - также не самая сильная сторона концепции Л.Н. Гумилева. Это обусловлено недостаточной фактологической базой и методической слабостью исследований данного автора. С другой стороны, прогноз, который возможен на основе синергетической теории, полностью применим к существующей действительности и опирается не только на исторические примеры в развитии наций, но может теоретически конструировать образ движения современных этносов.

4. Важнейшим показателем является возможное практическое применение рассматриваемых концепций. Сущность теории этногенеза Л.Н. Гумилева неминуемо предполагает крайне субъективную трактовку пасси-онарности того или иного народа, что обуславливает ее возможную востребованность у паранаучной общественности и националистически настроенных граждан. В данной парадигме всегда можно коррек-

тировать историю пассионарности своего этноса и его врагов, что способствует весьма вредному мифотворчеству. В противоположность этому, концепция В.П. Бранского при изучении этноса требует раз-вертнутого исторического обоснования, что является ее мощным защитным поясом. Она построена на четкой алгоритмизации применения выявленных закономерностей, принципов и методов этногенеза. Этот алгоритм позволяет исследователям объективно изучать этносы, обеспечивая надежную основу для понимания их происхождения, развития и взаимодействия с другими культурами.

Концепцию этногенеза В.П. Бранского можно эффективно использовать при проведении занятий по военно-политической подготовке для достижения следующих целей. Во-первых, идеи философа будут способствовать укреплению морально-психологического состояния военнослужащих, так как понимание исторических корней и культурных особенностей своего народа может повысить чувство гордости и патриотизма, что положительно скажется на моральном духе военнослужащих [8]. Во-вторых, будет складываться чувство уважения и к другим культурам. Изучение закономерностей и особенностей этногенеза поможет военнослужащим уяснить, что разные народы имеют уникальные и не менее интересные исторические судьбы и традиции. В-третьих, знание этнического состава и культурных особенностей местного населения в зонах военных конфликтов может помочь военнослужащим лучше осознавать их потребности и строить более продуктивные взаимоотношения. В-четвертых, понимание закономерностей этногенеза позволяет выявлять факторы, которые могут привести к межэтнической напряженности, и разрабатывать меры по их предотвращению. Таким образом, внедряя концепцию этногенеза В.П. Бранского в учебный процесс, можно повысить эффективность подготовки военнослужащих к выполнению задач в многоэтнической среде и способствовать укреплению единства и сплоченности в воинских коллективах.

Список литературы:

[1] Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций. - СПб.: С.-Петерб. акмеол. акад., 2000. - 107 с.

[2] Гумилев Л.Н. Этногенез - природный процесс // Природа. 1971. № 2. - С. 80-82.

[3] Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - СПб.: Кристалл, 2001. - 638 с.

[4] Клейн Л. Горькие мысли «привередливого рецензента» об учении Л.Н. Гумилева // Нева. 1992, № 4. - С. 228-246.

[5] Маслова О.В. Пассионарность: природа, сущность, содержание, влияние на этносоциальные процессы в теории этногенеза Л. Н. Гумилева // Вестник ВГУ. Серия: Философия. 2017. № 4. - С. 43-53.

[6] Минаков А.В., Иванова Л.Н. Оценка угроз в демографической сфере и их влияние на экономическую безопасность страны [Электронный ресурс] // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 7-1. - С. 52-60. - URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1780 (дата обращения: 22.12.2024).

[7] Право и экономическое развитие: актуальные вопросы: Монография / В.Б. Батиевская, М.В. Келехсаева, Т.Е. Ситохова [и др.]; гл. ред. Э.В. Фомин. - Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2023. - 196 с.

[8] Пузенькин И.В., Михайлов В.В. Роль информационно-психологических средств в обеспечении обороноспособности государства // Военная мысль. 2015. № 7. - С. 11-15.

[9] Релятивистская теория нации: новый подход к исследованию этнополитической динамики России / Рос. независимый ин-т социал. и нац. проблем [Редкол.: А.Г. Здравомыслов (отв. ред.) и др.]. - М.: РНИСиНП, 1998. 123 с.

[10] Сайфулин Р.Г. Концепция Л.Н. Гумилева и политическая динамика [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 10 (18). - 4 с. - URL: http://sisp.nkras.ru (дата обращения: 22.12.2024).

[11] Слюсар В.Н. Гумилев Л.Н. О проблемах взаимодействия этносов // Евразийство и мир. 2014. № 3. - С. 126-137.

[12] Смолко В.А. Концепции современного естествознания: Монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 769 с.

[13] Шнирельман В.А., Панарин С.А. Лев Николаевич Гумилев: основатель этнологии? // Вестник Евразии. 2000. № 3. - С. 5-37.

Spisok literatury:

[1] Branskij V.P. Social'naya sinergetika i teo-riya nacij. - SPb.: S.-Peterb. akmeol. akad., 2000. -107 s.

[2] Gumilev L.N. Etnogenez - prirodnyj process // Priroda. 1971. № 2. - S. 80-82.

[3] Gumilyov L. N. Etnogenez i biosfera Zemli.

- SPb.: Kristall, 2001. - 638 s.

[4] Klejn L. Gor'kie mysli «priveredlivogo recen-zenta» ob uchenii L.N. Gumileva // Neva. 1992, № 4.

- S. 228-246.

[5] Maslova O.V. Passionarnost': priroda, sushchnost', soderzhanie, vliyanie na etnosocial'nye processy v teorii etnogeneza L. N. Gumileva // Vest-nik VGU. Seriya: Filosofiya. 2017. № 4. - S. 43-53.

[6] Minakov A.V., Ivanova L.N. Ocenka ugroz v demograficheskoj sfere i ih vliyanie na ekonomi-cheskuyu bezopasnost' strany [Elektronnyj resurs] // Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. 2021. № 7-1. - S. 52-60. - URL: https://vaael.ru/ru/article/ view?id=1780 (data obrashcheniya: 22.12.2024).

[7] Pravo i ekonomicheskoe razvitie: aktual'nye voprosy: Monografiya / V.B. Batievskaya, M.V. Kele-khsaeva, T.E. Sitohova [i dr.]; gl. red. E.V. Fomin. -Cheboksary: OOO «Izdatel'skij dom «Sreda», 2023.

- 196 s.

[8] Puzen'kin I.V., Mihajlov V.V. Rol' informa-cionno-psihologicheskih sredstv v obespechenii oboronosposobnosti gosudarstva // Voennaya mysl'. 2015. № 7. - S. 11-15.

[9] Relyativistskaya teoriya nacii: novyj podhod k issledovaniyu etnopoliticheskoj dinamiki Rossii / Ros. nezavisimyj in-t social. i nac. problem [Redkol.: A.G. Zdravomyslov (otv. red.) i dr.]. - M.: RNISiNP, 1998. 123 s.

[10] Sajfulin R.G. Koncepciya L.N. Gumileva i politicheskaya dinamika [Elektronnyj resurs] // Sovre-mennye issledovaniya social'nyh problem (elektron-nyj nauchnyj zhurnal). 2012. № 10 (18). - 4 s. - URL: http://sisp.nkras.ru (data obrashcheniya: 22.12.2024).

[11] Slyusar V.N. Gumilev L.N. O problemah vzaimodejstviya etnosov // Evrazijstvo i mir. 2014. № 3. - S. 126-137.

[12] Smolko V.A. Koncepcii sovremennogo est-estvoznaniya: Monografiya. Chelyabinsk: Izd-vo YUUrGU, 2007. - 769 s.

[13] Shnirel'man V.A., Panarin S.A. Lev Nikolae-vich Gumilev: osnovatel' etnologii? // Vestnik Evrazii. 2000. № 3. - S. 5-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.