ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
А. А. Санглибаев
ЭТНИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК КОНФЛИКТОГЕННЫй ФАКТОР
Научное исследование феномена этнического предпринимательства становится всё более и более актуальным. Особое значение оно имеет для государств, испытывающих значительный приток экономически активных мигрантов, которые создают свои социальные сети, помогающие им закрепиться в конкретных экономических нишах. Разумеется, далеко не всегда эти ниши являются престижными или статусными, однако в подавляющем большинстве случаев они приносят солидный доход, позволяющий вчерашним мигрантам не только укрепить своё благосостояние, но и повысить свой социальный статус на новом месте.
Этническое предпринимательство представляет собой явление, распространённое по всему миру. Мелкие торговцы, владеющие лавками, маленькими кафетериями или торгующие на городских рынках,—это чаще всего мигранты из других стран. Несмотря на сложный процесс адаптации в новых условиях, многие из них успешно выдерживают мощную конкуренцию. Одной из причин предпринимательского успеха является создание и поддержание социальных сетей, которые связывают воедино разрозненных иммигрантов, разбросанных в чуждой и порою недоброжелательной по отношению к ним среде. В основе сетей лежат, прежде всего, тесные семейные узы, обеспечивающие ведение семейного бизнеса, в котором особенно высока степень взаимного доверия и взаимопомощи. Как правило, этнические сети преодолевают государственные границы и охватывают как родину, так и принимающие страны, что дает этническому предпринимательству дополнительные преимущества в системе международной торговли.
За последние 50-60 лет в различных частях света зафиксировано немало случаев применения насилия в отношении иноэтничных предпринимателей или торгов-цев1. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос: является ли этническое предпринимательство неизбежным конфликтогенным фактором в межэтнических отношениях? В поисках ответа необходимо, прежде всего, уточнить, что следует понимать под этническим предпринимательством. Отечественные исследователи И. Кузнецов и В. Мукомель отмечают, что «Представители этнического меньшинства имеют возможность объединиться на основе общей этничности и организовать совместный бизнес. Такое явление называют «этническим предпринимательством» или «этнической экономикой»...»2. По мнению В.Валитова, этническому предпринимательству принадлежит ключевая роль в формировании этничности за пределами родины, поскольку оно, в первую очередь, зависит от мобилизации коллективных усилий, направленных на достижение конкретных политических и экономических целей, а вовсе не на то, чтобы выразить культурную идеологию группы или «волю народа»3. В этом
© А. А. Санглибаев, 2008
случае этническое предпринимательство претендует быть едва ли не универсальным инструментом для достижения групповых целей. На самом деле разумно согласиться с мнением, что этническое предпринимательство развивается, прежде всего, потому, что оно помогает снизить риск при вхождении в бизнес.
По верному замечанию И. Кузнецова и В. Мукомель, не стоить упрощать проблему и утверждать, что мигранты доверяют друг другу лишь потому, что принадлежат к общей этнической группе. Недоверие и осторожность являются неизбежными моментами в поведении любого предпринимателя, находящегося в начальной стадии развития своего дела. Доверие, основанное на этнической идентичности, помогает в данной ситуации сократить возможные экономические и психологические издержки, чему особенно способствует формирование этнических социальных сетей4. В. Малахов отмечает, что «этнопредприниматели... это общественные деятели, использующие этничность с целью приобретения или накопления социального капитала»5. Этнические сети выступают аккумуляторами социального капитала, который в первую очередь используется для того, чтобы дать мигрантам шанс начать свою деятельность не с нуля.
Сфера адаптации мигрантов в новом сообществе определяется, главным образом, уровнем развитости модернизационных процессов. Чем ниже этот уровень и чем более та или иная отрасль хозяйства «выключена» из активного процесса технического и технологического обновления, тем больше вероятность, что она окажется занятой мигрантами6. Таким образом, заполняя незанятые экономические ниши, мигранты способствуют росту экономики и расширению спектра товаров и услуг, предлагаемых коренному населению. В то же время экономическая активность мигрантов предполагает аккумулирование ими значительного объёма материальных и финансовых ресурсов, которые они, естественно, стремятся конвертировать в повышение социального статуса. Как отмечают И. Кузнецов и В. Мукомель, отношения внутри групп этнических мигрантов определяются их представлениями об «этнической иерархии» или «этническом статусе» ( хотя точнее говорить об «этносоциальном статусе»). Этносоциальная стратификация включает не только этническую иерархию, но и способы воспроизведения этого неравенства, передачи его от поколения к поколению7. Именно поэтому любое нарушение статусного баланса или необоснованное изменения места в этносоциальной иерархии может привести к возникновению недовольства внутри этнической группы, а также (что нередко случается) к насильственным действиям в отношении тех, кто пытается свой статус повысить.
По мнению многих исследователей, важной предпосылкой возникновения этнического предпринимательства в странах Западной Европы была иммиграция 1950-60-х годов, связанная с распадом колониальной системы. Иммигрантами в основном были переселенцы из бывших колоний Великобритании, Франции и Голландии. Росту этнического предпринимательства способствовал также происшедший в это время структурный сдвиг в экономике западных стран — распад крупных традиционных производств и расширение сферы услуг. Именно в сфере услуг стали возникать небольшие фирмы, в которых работали преимущественно представители этнических меньшинств8. Со временем специфика этнического предпринимательства стала проявляться в более ощутимой форме. К началу 1970-х годов в странах Запада сформировалось особое экономическое поле, в котором основными субъектами стали этнические бизнес-организации, действующие нередко вопреки рыночным законам и явно не так, как большинство давно обосновавшихся на этом же рынке фирм, в которых работали представители этнического большинства той или иной страны. Под влиянием схожих факторов к концу 1980-х — началу 1990-х годов произошло формирование этнического
предпринимательства на территории бывшего Советского Союза. Для широких слоев населения оно стало особо заметным с тех пор, как в экономической жизни больших городов России начали появляться предприятия, владельцами и работниками которых были преимущественно представители кавказских этносов — армяне, азербайджанцы, чеченцы. От местного населения их отличали внешний вид, одежда, антропологические признаки и стереотипы социального и экономического поведения, точно так же обстояло дело в Германии с турками и в Англии — с индусами и пакистанцами.
Можно выделить несколько основных направлений в изучении феномена этнического предпринимательства. Ряд исследователей акцентирует внимание на этническом разделении труда, проявлением которого является значительная концентрация отдельных этнических меньшинств в определённых секторах экономики9. В. Авксентьев предлагает ввести термин «этнопрофессионализм», обозначающий специфический этносоциальный феномен, сохраняющийся на современном этапе как один из элементов традиционализма10. Наличие «этнических различий» в предпринимательской деятельности отмечает также отечественный политолог В. Радаев11. В целом, многие эксперты сходятся на том, что этническая специализация может трансформироваться при определенных внешних и внутренних условиях.
Ж. Тощенко выделяет три группы факторов, способных оказать наибольшее влияние на формирование предпринимательских ориентаций представителей различных этнокультурных групп. Во-первых, это природная среда, от которой зависят наиболее приемлемые для данной местности виды экономической деятельности. Во-вторых, группа социальных факторов, обусловливающих предпочтительность тех или иных видов труда, в особенности, в случае институционального ограничения доступа представителей определённых этнических общностей к наиболее доходным и престижным сферам экономики (наглядный пример — деятельность еврейского населения в Российской и АвстроВенгерской империях в условиях запрета на определённые виды деятельности и введения жёсткой черты осёдлости). В третьих, социально-психологические факторы, в основе которых лежат обычаи, традиции, национальные предпочтения в сфере экономики, формировавшиеся в течение длительного периода этногенеза и развития этнической груп-пы12. На развитие этнического предпринимательства значительное влияние оказывает также политика правящей в государстве элиты, которая способна как ослабить, так и усилить экономическую деятельность иммигрантов13. Таким образом, феномен этнического предпринимательства определяется как внутренними, так и внешними факторами, далеко не всегда (особенно в начальный организационный период) находящимися в зоне влияния этнических бизнесменов. В настоящее время индустриальные и постиндустриальные страны стремятся создать равные стартовые условия для деловых людей вне зависимости от их этнической принадлежности, однако институциональные установки государства не всегда в полной мере соответствуют реальной политике.
Как подчёркивает В. Радаев, одной из главных причин высокой профессиональной мобильности этнических мигрантов и развития этнического предпринимательства является социально-экономическая маргинальность этнических меньшинств. Этнические мигранты создают весьма прочные и притом в значительной степени изолированные общины, оказывающие разнообразную поддержку вновь прибывшему, обучают его необходимым навыкам для проживания в новой социальной среде, передают профессиональный опыт и квалификацию14. После того, как накоплен необходимый стартовый капитал и изучено новое экономическое пространство, иммигрант, как правило, открывает своё дело. Таким образом, вчерашние мигранты на новом месте проживания приобретают необходимую квалификацию и профессию, востребованную на данном рынке труда15.
Большое значение имеет мотивация и планка, которую устанавливают себе новые этнические предприниматели: либо организовать мастерскую по ремонту и пошиву обуви, либо создать сеть таких предприятий и переориентировать на неё значительную часть клиентов. Иными словами, либо согласиться с тем, что «всяк сверчок знай свой шесток», либо постараться добиться успеха в бизнесе и за счёт аккумулирования значительных материальных ресурсов использовать возможности вертикального социального лифта. В этом, однако, немалую роль играет политика государства и уровень сопротивляемости принимающей среды: насколько существенны имеющиеся ограничения и насколько конфликтноопасно для этнических меньшинств их игнорировать.
Американские исследователи Уолдингер, Олдрич и Уард определили иерархию проблем при выстраивании этническими предпринимателями стратегии на новой территории, в соответствии с которой последовательность их действий выглядит следующим образом: 1) получение информации, необходимой для успешного основания и поддержания жизнеспособности своих предприятий; 2) консолидация капитала для основания или расширения бизнеса; 3) приобретение необходимых навыков и квалификации для ведения малого бизнеса; 4) рекрутирование и управление эффективным, честным и, что самое главное, дешёвым персоналом; 5) налаживание взаимоотношений с клиентами и поставщиками; 6) обеспечение конкурентоспособности своего бизнеса в условиях жёсткого соперничества; 7) защита бизнеса и самих себя от политического дав-ления16. Большинство проблем так или иначе связано с выстраиванием бесконфликтных отношений с принимающей средой: неадекватные действия со стороны предпринимателей, особенно на первых этапах организации бизнеса, могут ужесточить реакцию коренного населения и политической элиты принимающей территории и вызвать отторжение пришлых бизнесменов. В первую очередь, этнические предприниматели стараются выстроить отношения с клиентами и поставщиками (для чего предлагают дополнительный сервис, доставку товаров на дом клиенту, предоставление товаров в кредит и т. д.), а также с органами власти, протекция со стороны которых является необходимым условием для успешного старта и закрепления бизнеса. Американские исследователи подчёркивают, что в случае налаживания контактов с органами власти (в том числе, и через взятки) этнические предприниматели стремятся добиться протекции и преференций не только для своего бизнеса, но и для всего этнического сообщества, которое они представляют 17.
В этих действиях потенциально присутствует конфликтогенный момент: население принимающей территории пристально следит за эволюцией успехов/неудач ино-этничных предпринимателей и в том случае, если дело непропорционально быстро идёт в гору, возникают подозрения (а в дальнейшем и стереотипы), что власть подкуплена этническими мигрантами и действует в ущерб коренному населению. Успех малого бизнеса этнических предпринимателей для коренного населения более заметен, чем достижения крупных предпринимателей. Турецкие зеленные, китайские забегаловки, армянские мастерские и т. д. становятся часто посещаемыми объектами городской среды и когда их предпринимательский потенциал проявляется в полной мере, у населения складывается впечатление, что вчерашние мигранты полностью контролируют рыночные ниши и буквально «наводнили окружающее пространство».
Когда мигранты заполняют непрестижные ниши, коренное население относится к ним с пренебрежением, но если бывшие этнические маргиналы занимают престижные места и, следовательно, получают возможность продвинуться в социальной иерархии, реакция местного население заметно ужесточается: начинают звучать возгласы — «понаехали...», «все скупят!», «выселить!», не исключены и более агрессивные
формы отторжения этнического меньшинства18. Как показывает практика, мотив экономической конкуренции в подобных ситуациях играет небольшую роль. В гораздо большей степени именно формирующийся образ повышающего свой социальный статус оппонента, опасение депривации и потеря собственного статуса приводят к широко распространённым мнениям о неправедности нажитого иноэтничными предпринимателями добра, привлечении непропорционально большого количества новых мигрантов через созданные ими сети, непомерном увеличении нагрузки на социальную сферу, а также о проникновении этнических мигрантов во властные структуры (что считается самым неприемлемым). Процесс формирования такого рода образов и оценочных суждений в ряде районов Ставропольского края подробно описан в труде
В. Авксентьева и других авторов «Ставрополье: этноконфликтологический портрет» 19.
Некоторые исследователи полагают, что в России этнические предприниматели не столько принимают «правила игры» принимающей их территории, сколько трансформируют её хозяйственную структуру, делая её наиболее приемлемой и удобной для собственного бизнеса: «В большинстве случаев этнические предприниматели в России не столько встраиваются в систему существующих экономических отношений, как в США и странах Западной Европы, сколько распространяют этнические уклады на территорию других этносов, что вполне закономерно воспринимается как экспансия»20. Здесь нужно отметить, что такое положение в целом справедливо для крайне узких экономических сегментов и ограниченной территории, которые занимают этнические мигранты и предприниматели; в случае если действия этих субъектов ведут к экспансии с целью экономического доминирования, уровень отторжения среды резко повышается, что не исключает инициирования государственными структурами институциональных новаций, направленных на сужение поля возможностей этнического предпринимательства. Скорее такие представления суть массовый стереотип, созданный, с одной стороны, прессой, а с другой — предвзятым отношением к этнической группе, обладающей более высокой по сравнению с коренным населением деловой активностью и предприимчивостью.
Отношение к этническим предпринимателям, особенно, если они представляют этническое меньшинство, сумевшее аккумулировать значительные материальные ресурсы, может быть достаточно негативным и со стороны других этнических групп, переживающих определённое чувство депривации. на это указывают многие исследования феномена этнического экономики и этнического предпринимательства. Американские социологи И. Лайт и Дж. Голд в своём фундаментальном труде «Этническая экономика»21 приводят весьма красноречивые примеры этнических бунтов в XX веке, направленных именно против состоятельного этнического меньшинства. Так, весной 1998 года в Индонезии произошёл банковский кризис, значительное количество кредитных учреждений закрылось, национальная валюта резко девальвировалась, в результате чего разъярённые индонезийцы обратились против китайских торговцев, которых обвинили в провоцировании кризиса. Бунтовщики в поисках «козлов отпущения» нападали на представителей китайского меньшинства и в течение трёх недель неуправляемые толпы грабили китайские магазины и убивали их владельцев. Полиция лишь наблюдала за происходящим, иногда принимая участие в грабежах22. Это весьма примечательное обстоятельство — в большинстве описанных случаев, если бунтовщики относились к политически доминирующей этнической группе, властные структуры смотрели на происходящее сквозь пальцы.
В этой связи возникает вопрос: при каких условиях проникновение этнических предпринимателей в инонациональную среду может послужить конфликтогенным фактором и каким образом можно избежать его негативного действия? Если стратегия этнических
предпринимателей направлена на освоение незанятых экономических ниш или диверсификацию деловой структуры принимающей территории, то до определённого момента их деятельность не будет вызывать серьёзных конфликтов, хотя скорее всего, она всё же вызовет у части коренного населения чувство депривации и определённые опасения за свой социальный статус.
Хотя статустность и депривация играют немаловажную роль в возникновении и развитии этнического конфликта, всё же они имеют опосредованное отношение к экономическим взаимоотношениям представителей различных этносов. Даже в случае открытых столкновений или этнических погромов, направленных против разбогатевших этнических предпринимателей или их бизнеса, представители коренного населения не спешат занять те экономические ниши, которые были оккупированы иноплеменниками. Как правило, спустя некоторое время этнические предприниматели вновь оказываются востребованны-
23
ми, так как заполнить оставленную ими нишу попросту некому23.
Согласно мнению С. В. Рязанцева, главной причиной подобных конфликтов является не столько этническая принадлежность, сколько неготовность коренного населения признать объективную тенденцию социального расслоения общества 24. Возмущение социальным неравенством распространяется на весь слой имущих граждан, в том числе и на предпринимателей, представляющих коренные этносы. Объективные предпосылки для конфликта, связанного именно с этническими предпринимателями, возникают лишь в том случае, если они вытесняют коренные этносы из традиционной экономической ниши. Если дело доходит до конфликта, то его субъектами выступают представители различных этнических сообществ, а объектом является специфический сегмент экономики или производства. Экспансия пришлых этнических предпринимателей сталкивается с упорным сопротивлением коренного населения; и те, и другие стремятся заручиться поддержкой местной власти и использовать все имеющиеся возможности для ограничения влияния оппонента.
1 Весьма подробный фактологический материал по этому поводу представлен в фундаментальной работе Д. Хоровица «Конфликт этнических групп» (Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley, 1985).
2 Кузнецов И., Мукомель В. Формирование этнических ниш в российской экономике // Неприкосновенный запас. 2007. №1(51).
3 Валитов В. Н. Социальные сети российских иммигрантов и коренных жителей // http://studlib. ru/article/print-34.html
4 Кузнецов И., Мукомель В. Формирование этнических ниш в российской экономике // Неприкосновенный запас. 2007. №1 (51).
5 Малахов В. Этничность в большом городе // Неприкосновенный запас. 2007. №1(51).
6 Апрыщенко В. Ю. Трансформации мигрантской идентичности в модернизирующемся обществе // www.ino-center.ru/news/doc/197 apryschenko.pdf.
7 Кузнецов И., Мукомель В. Формирование этнических ниш в российской экономике // Неприкосновенный запас. 2007. №1(51).
S Waldinger R., Aldrich H., Ward R. Ethnic Entrepreneurs. Newbery Park, 1990; Light I., Gold J. Ethnic economies. New York, 2000.
9 См.: Rarton B. Mauritius: the Problems of a Plural Society. London, 19б5. P. 19, 20; HorowitzD. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley, 1985. P. 108.
10 Авксентьев В. А. Этническая конфликтология в поисках новой парадигмы. Ставрополь, 2001. С. 98.
11 Радаев В. В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия // Полис. 1993. № 5. С. 80.
12 Тощенко Ж. Т. Этнократия: история и современность (социологические очерки). М., 2003.
С. 237.
1S6
13 Там же. С. 238.
14 Радаев В. В. Указ. соч. С. 85.
15 Рязанцев С. В. Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов // Общественные науки и современность. 2000. №5. С. 7б.
16 Waldinger R., Aldrich H., WardR. Op. cit. P. 4б.
17 Ibid. P. 47.
1S Рязанцев С.В. Указ. соч. С. 83.
19 Авксентьев В. А. и др. Ставрополье: этноконфликтологический портрет. Ставрополь, 2002.
20 Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства // Общественные науки и современность. 199б. №1. С. 110, 111.
21 Light I., Gold J. Ethnic economies. New York, 2000. P. 3-4.
22 Ibid.
23 Эти процессы весьма подробно описаны Д. Хоровицем. См.: HorowitzD. Ethnic groups in conflict. Berkeley, 1985.
24 Рязанцев С. В. Указ. соч. С. 85.