УДК 39.316.4(=51L152) (470.4) ББК Т5
Г. А. корнишина
этнические процессы в среде современного мордовского населения ЗАВОлжья
ключевые слова: мордовский этнос, расселение, этнодемографическая структура, численность, межэтнические браки, этническая идентификация, урбанизация, национальная школа, национально-культурные организации.
В статье проанализированы! современные этнические процессы,! в среде мордовского населения, проживающего на территории Заволжья, а именно - в Самарской и Оренбургской областях. Рассматриваются история формирования исследуемой этнотерриториальной группы!, ее этнодемографическая структура, анализируются тенденции развития этноязыковых и этнокультурные процессов мордовского населения! указанного региона. Все это позволяет выивить характер расселении мокши и эрзи в Заволжье, тенденции! изменения численности данной группы! мордвыI, а также механизмы! формирования и сохранения в ее среде национального самосознания и такого его базового феномена, как национальная идентичность. Также показана роль мордовских национально-культурныхх общественные организаций Самарской и Оренбургской областей в деле сохранения и развития этнической культуры, что оказывает благотворное влияние на духовно-нравственное воспитание людей, формирование атмосферы взаимопонимания, сотрудничества и терпимости.
G. A. Kornishina
ETHNIC PRoCEssEs IN THE ENVIRoNMENT of MoDERN
mordovian population of the trans-volga region
Keywords: Mordovian ethnos, resettlement, ethno-demographic structure, population status, inter-ethnic marriages, ethnic identity, urbanization, national school, national-cultural organizations.
IIn the article the analysis of modern ethnic processes among the Mordovian population living on the territory of Trans-Volga region namely, namely - in Samara and Orenburg regions. The author describes the history of formation of ethno-territorial group and its ethno-demographic structure, also she analyzes trends in the development of ethno-linguistic and ethno-cultural processes in the environment of the Mordovian people of the region. All this allows to identify the nature of dispersal ofMoksha and Erzya in the Trans-Volga region, the trend of changes in the number of this group of Mordovians, and the mechanisms of formation and preservation of national identity. The author shows the role of the Mordvinian national-cultural public organizations of Samara and Orenburg regions in preserving and developing ethnic culture that has a beneficial effect on spiritual and moral education of people, creating the atmosphere of mutual understanding, cooperation and tolerance.
Заволжье (Самарская и Оренбургская области, южные районы Республики Татарстан) является крупным ареалом расселения мордвы. Перепись 2010 г. зафиксировала здесь 114 129 человек мокши и эрзи (65 447 -в Самарской, 38 682 - в Оренбургской и около 10 000 - в южной части Татарстана) [4].
Большинство мордовского населения Заволжья составляет эрзя. Часто мокша и эрзя
селились на данной территории в одних селениях, что не встречалось на территории Мордовии. Преобладание эрзянского населения послужило причиной постепенного перехода мокши на эрзянский язык, а затем и к смене ею национальной идентичности. Еще М. Е. Евсевьев во время экспедиции 1914 г. в Самарскую губернию отмечал, что в с. Сень-кино (Ерзовка) и Клявлино Бугульминского
уезда вместе жили эрзя и мокша, но мокша постепенно переходила на эрзянский язык и меняла национальное самосознание: «мокша теперь говорит больше по-эрзянски», «мок-шаны... теперь стали эрзя» [8, л. 98]. В эрзянском селе Багана Шенталинского района до сих пор сохраняется название улицы «Мок-шо» [7, с. 12]. По утверждению старожилов, здесь раньше жили мокшане. Очевидно, малочисленные мокшанские группы в этих селах постепенно слились с более многочисленными группами эрзи. Лишь в отдельных селениях, как например в с. Пронькино Бугу-русланского района Оренбургской области, в результате совместного проживания мокши и эрзи образовался своеобразный языковой симбиоз, сформировался смешанный диалект.
Первые сведения о проникновении мордвы на левобережье Средней Волги относятся к середине XIV в., когда согласно жалованной грамоте татарского хана Сафая 1350 г. мордве д. Уреня Казанского уезда были пожалованы бортные ухожаи (участки) на левой стороне Волги. В 1600 г. права на них были подтверждены грамотами Бориса Годунова [5, с. 52]. На основании этого можно предположить, что мордва вначале имела на левобережье Волги бортные ухожаи и участки для сенокоса. Позднее она стала там обрабатывать землю «наездом», хотя уже в ХГУ-ХУ1 вв. между верхним течением Суры и Волги и на Самарской Луке были и отдельные мордовские поселения. Об этом свидетельствует местоположение Муранско-го (мокшанского) и Барабашинского (эрзянского) могильников.
Возникновению постоянных поселений на левобережье препятствовали набеги кочевников - калмыков и башкир. По этой причине основной приток мордовского населения в Заволжье происходил в XVII-XVIII вв., когда здесь возводились укрепленные линии и строились города-крепости, что сделало проживание населения на данной территории сравнительно безопасным. Важной причиной массовых миграций мордвы в тот период стал недостаток свободных земель. Это было вызвано тем, что на коренной территории ее расселения часть земель была отдана правительством помещикам и монастырям, а также ростом численности
самого мордовского населения. Влияние на развитие переселенческого движения оказали также рост различных податей и развернувшаяся христианизация мордвы.
Наиболее значительные группы мордвы переселялись в Заволжье с северо-запада и запада: из Нижегородского, Арзамасского, Алатырского, Симбирского и Казанского уездов, т. е. главным образом из районов расселения эрзи. Со второй половины XVIII в. в заселении лесостепных районов Заволжья приняла участие и мордва Пензенско-Саратовского края. В этот период мордва старалась селиться отдельно от русских, татар и чувашей, кроме «служилых инородцев», которые жили в этнически смешанных селениях. Примером может служить группа мокшанско-русских селений в границах бывшего Ставропольского уезда, (к северу от Самарской Луки (Нижнее и Верхнее Санче-леево, Лопатино, Узюково, Подстепки). Они образовались в результате переселения сюда группы служилого мокшанского населения, которое относилось к группе так называемых городовых казаков. Принадлежность к данному сословию оказало влияние на отдельные сферы их жизнедеятельности. В частности в их среде довольно рано исчезает национальный костюм, у них распространен казацкий песенный фольклор. Наряду с этим надо отметить, что до последнего времени они довольно стойко сохраняли свое национальное самосознание, а также основные элементы религиозно-обрядовой культуры.
Миграция мордвы в Заволжье продолжалась и в XIX в., но если для Х'УП-Х'УШ вв. было характерно заселение северных уездов, то в XIX в. - южных. При этом мордва здесь не образовывала новых поселений, а оседала в уже имевшихся. Согласно данным переписи 1897 г., численность мордвы в Заволжье достигла примерно 319 тыс. человек, что составило 25 % от всего мордовского населения страны [6, с. 27].
В начале XX в. также отмечается переселение отдельных групп мордвы в Заволжье. Особенно интенсивным оно было в период до 1917 г. По мнению В. И. Козлова, максимальное число переселенцев из большинства губерний правобережья приходится на 1912 - 1914 гг., что связано с неурожаем и голодом, поразившим населения правобережья
в 1911 г. С 1920-х гг. ситуация кардинально переменилась, в губерниях левобережья прирост мордовского населения уменьшился. Причиной этого стали Гражданская война, а также голод 1921 г., сказавшийся особенно сильно в данном регионе.
Согласно данным переписи населения 1926 г., общая численность мордвы в стране составляла 1 340 тыс. человек, из числа которых в коренном регионе расселения мордвы, по подсчетам В. И. Козлова, находилось 523,5 тыс. человек (39 %), в Заволжье - 345,4 тыс. человек (около 26 %) [6, с. 46].
Общий характер расселения мордвы в Заволжье с конца XIX в. до 1926 г. изменился довольно слабо. Новые мордовские поселения (выселки, хутора и др.) образовывались, как правило, вблизи старых поселений, а это приводило лишь к частичному изменению этнических границ. Новые группы мордовских переселенцев в конце XIX - начале XX в. прибывали главным образом в южную часть Заволжья. Однако приток в эти районы русских переселенцев был более значительным, поэтому некоторые ареалы мордвы здесь даже сократились.
В начале 1930-х гг. поселения, в которых проживала мордва Заволжья, в основном входили в состав девяти районов Средне-
Волжского края (табл. 1). Средневолжский край (1929-1936 гг.) с центром в г. Самаре был создан на основе Средневолжской области (создана в 1928 г.). В него входили территории Оренбургской, Пензенской, Ульяновской, большая часть Самарской и небольшие части Рязанской и Нижегородской (с мордовским населением) губерний, а также Мордовский округ, который 10 января 1930 г. был преобразован в Мордовскую АО.
Наиболее высокий процент мордовских селений был в Клявлинском районе (50,0 %). Самое большое количество сел со смешанным русско-мордовским населением было в Красноярском районе. Наиболее крупными из них были Большая Каменка (в 407 дворах проживали 2 028 человек) и Сухие Овраги (в 373 дворах насчитывалось 2 902 человека). В Челно-Вершинском районе зафиксировано 3 мордовско-чувашских села, наиболее крупные - Чувашское Урметьево (302 двора, 1 547 жителей) и Тимяшево (261 двор, 1 286 жителей) [11, с. 191-193].
Подавляющая масса мордовского населения проживала в сельской местности, где она составляла большинство жителей. Урбанизация мордвы еще не приобрела широкого размаха: число мордовских горожан по стране на 1926 г. составляло немногим
№ п/п Район / Region Всего населенных пунктов / Total number of the populated settlements Из них мордовских / Mordovian only В том числе / Including
мордовско-русских / Mordovian-Russian мордовско-чувашских / Mordovian-Chuvashin
1 Борский / Borsky 177 7 3 -
2 Бугурусланский / Buguruslansky 334 34 2 -
3 Клявлинский / Klyavlinsky 123 61 - -
4 Кошкинский / Koshkinsky 335 43 - -
5 Красноярский / Krasnoyarsky 296 31 22 -
6 Кинель-Черкасский / Kinel-Cherkassky 204 37 - -
7 Ставропольский / Stavropolsky 99 9 6 -
8 Сталинский / Stalinsky 228 35 1 -
9 Челно-Вешинский / Chelno-Veshinsky 117 8 6 3
Всего / Total number 1 918 265 40 3
Таблица 1 / Table 1
количество мордовских населенных пунктов Средневолжского края к 1931 г. (таблица составлена по: Список населенных пунктов Средне-Волжского края. - Самара, 1931) / The amount of the Mordovian populated settlements of the Middle Volga region in 1931
(The table is formed on: the list of the Middle Volga region. - Samara, 1931)
более 28 тыс. человек (2,1 %), причем доля их, как и ранее, была наименьшей в коренном регионе (в Пензенской губернии -
0.6 %) и несколько большей в Заволжье (в Самарской губернии - 1,3 %; в Оренбургской - 3,0 %). Довольно крупная группа мордвы была на 1926 г. в г. Самаре (около
1, 1 тыс. человек); уместно отметитьеще более крупную группу мордвы в г. Москве (свыше 1,3 тыс. человек) [6, с. 49].
В начале 1934 г. был проведен ряд административных преобразований, затронувших Среднее Поволжье. Так, в составе Средне-Волжского края были созданы четыре мордовских национальных района, два из которых (Барановский - 46,6 % мордвы и Шемышей-ский - 70,1 % мордвы) были расположены южнее Мордовии, два (Боклинский - 57,0 % мордвы и Клявлинский - 57,7 % мордвы) - в Заволжье. К началу 1960-х гг. национальный статус этих районов был упразднен.
В конце 1934 г. из Средне-Волжского края выделилась Оренбургская область. К ней ото-
шла почти четверть территории края, с более чем полуторамиллионным населением. 20 декабря 1934 г. было принято постановление о преобразовании Мордовской области в автономную Мордовскую республику.
После 1926 г. характер расселения мордвы в Поволжье, в том числе в Заволжье, изменился мало. Что касается численного состава, то с конца 30-х гг. XX в. наблюдается тенденция к уменьшению численности мордвы как в целом по стране, так и в Заволжье. К 1959 г. в этом регионе численность мокши и эрзи составила около 220 тыс. человек, что составило 19 % от ее общей численности (в 1926 г., несмотря на потери 1918 - 1921 гг., здесь ее было около 26 %) [6, с. 56].
Некоторое увеличение мордовского населения произошло в Куйбышевской области к началу 1970-х гг., что было вызвано ее превращением в крупнейший промышленный центр СССР. Это вызвало приток мигрантов, что соответственно повлияло на численность мордовского населения в области. По
Рис. 1 / Picture 1 Динамика численности мордовского населения по данным всесоюзных и всероссийских переписей / The dynamics of number of the Mordovian population according to the data of the All-Union and All-Russian listing
данным переписи 1970 г., здесь насчитывалось 118,117 тыс. человек. Но в дальнейшем уменьшение численности мордвы в рассматриваемом регионе продолжилось вплоть до настоящего времени (рис. 1).
Наряду с уменьшением абсолютной численности мордовского населения в Заволжье, уменьшилась его доля и в общем числе населения расположенных здесь районов. Так, до 1979 г. мордва занимала второе место (3,8 %) после русских в структуре населения Куйбышевской области. В настоящее время, она стоит на четвертом месте после русских, татар и чуваш, и доля ее в общем населении Самарской области сократилась до 2,1 % [9].
Таким образом, одной из основных тенденций этнодемографических процессов у мордвы Заволжья является уменьшение ее численности. За период между переписями 2002 и 2010 гг. оно составило более 38 тыс. человек. Это связано с естественной убылью населения, вызванной сокращением рождае-
мости, миграциями, а также с ассимиляционными процессами. Наличие их, в частности, подтверждается возрастанием среди мордвы данного региона числа людей, сменивших родной язык. Согласно материалам переписей, в 1989 г. в Самарской области их было 39,4 % от общей численности мордовского населения, в 2010 г. - 52,3 %, в Оренбургской области - соответственно 30,9 и 41,5 % [9].
Ассимиляционным процессам у мордвы, распространенной как в целом по стране, так и в Заволжье, способствует ряд причин. Одной из главных причин является дисперсность ее расселения. Как говорилось выше, уже в конце XIX - начале ХХ в. ни в одном из регионов Заволжья мордва не составляла большинство и, кроме того, часто проживала в этнически смешанных селениях. Так, в Исаклинском районе Самарской области, где мордва проживает в 24 селениях, чисто мордовскими являются 16, в 3 вместе с мордвой живут русские, в 2 - украинцы, в 1 - чуваши. В связи с тем, что в настоящее время русское
w я
§ -2 iл
Н 3
u ft
й О К
л и
£ -в
о (4_|
2 о
1970
1939
Годы переписей / Years of the listing
Доля горожан-мордвы в общем количестве населения области / The share of Mordovian citizens in general amount of the population of the region
^ Городское население тыс. чел. / The town population thous.
^ Сельское население тыс. чел. / The rural population thous.
Рис. 2 / Picture 2
Изменение численности городского и сельского населения Самарской области по материалам всесоюзных и всероссийских переписей / Changing the number of town and rural population of Samara region on materials of the All-Union and All-Russian listing
население преобладает в рассматриваемом регионе, многие смешанные селения, как правило, становятся русскими.
На сокращение численности мордвы большое влияние оказывают урбанизаци-онные процессы, так как именно сельское население является важным компонентом воспроизводства этноса. Процент городского населения среди мордвы составил в 1959 г. 29,1, но если в Мордовской АССР он равнялся лишь 6,1, то за ее пределами был значительно выше. В Куйбышевской области горожане составляли среди мордвы 33,6 %, в Оренбургской - 19,1, в Башкирской АССР -36,2 % [10]. В дальнейшем число мордвы-горожан неуклонно увеличивалось, что можно проследить на примере мордовского населения Самарской области (рис. 2).
Важным фактором, влияющим на процессы ассимиляции, являются также межнациональные браки, которые широко распространены среди заволжской мордвы. Они стали довольно частыми уже в 2030-е гг. ХХ в. Так, в 1933-1935 гг. их процент у мордвы Заволжья был равен 11,7. Начиная
с 50-х гг. ХХ в. их количество заметно возросло (рис. 3).
Подобные браки оказывают значительное влияние на этническую ориентацию детей. По нашим полевым данным, подавляющее большинство детей в мордовско-русских семьях (76,6 %) были записаны в похозяй-ственных книгах русскими. Национальная ориентация во всех прочих межэтнических брачных сочетаниях определяется по преобладающей в селении этнической группе.
Все вышеперечисленное оказывает существенное влияние на формирование самосознания мокши и эрзи Заволжья. Играет роль и ряд других факторов, таких, как недостаточное обеспечение обучения на родном языке, распространение прессы и печатной продукции Мордовского издательства, отсутствие национальных форм профессиональной культуры. Надо отметить, что в 20-30-е гг. ХХ в. в Заволжье активно внедрялась национальная школа, шла активная подготовка для нее педагогических кадров. В решении этой проблемы у мордвы огромную роль сыграли переведенные из г. Казани в
Рис. 3 / Picture 3 Соотношение однонациональных и межнациональных браков у мордовского населения Заволжья / The correlation of mononational and international marriages among the Mordovian population of Zavolzhiya
с. Малый Толкай Бугурусланского уезда (ныне Похвистневский район Самарской области) трехгодичные центральные мордовские учительские курсы, которые в 1922 г. были преобразованы в мордовский педтехникум. С 1920 по 1940 г. он выпустил более тысячи учителей для мордовских школ всей страны.
В конце 30-х гг. ХХ в. в связи с введением всеобщего обязательного образования началась политика расширения сферы функционирования русского языка как языка межнационального общения. До середины 50-х гг. русский язык преподавался в школе как предмет, а к 70-м гг. она уже полностью была переведена на русский язык обучения, родной язык остался лишь в качестве учебного предмета. Со временем во многих школах изучение родного языка прекратилось.
В 90-е гг. ХХ в. вместе с подъемом национального движения, ростом этнического самосознания в обществе изменилось отношение к образованию, оно начало рассматриваться как важнейший элемент национального возрождения. Среди мордовского населения увеличилось число людей, для которых передача родного языка и культуры через школьное образование стала своего рода потребностью. В качестве нового веяния можно отметить национальные классы, в которых этнокультурному компоненту в воспитательных и образовательных процессах и сегодня уделяется большое внимание. Часть родителей предпочитает отдавать детей, владеющих родным языком, именно в такие образовательные учреждения, где, по их мнению, можно получить дополнительные знания по истории и культуре своего этноса. Данный выбор делается вполне осознанно и связывается с ожиданиями позитивных результатов, которые могут в дальнейшем помочь в профессиональном, интеллектуальном и творческом росте их детей.
В настоящее время в Самарской области мордовский язык и литература преподаются как предмет и факультативно в Шента-линском, Похвистневском и Исаклинском районах. По данным Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, в Самарской области в 2010/2011 учебном году функционировало 26 таких школ [12, с. 156].
Надо отметить, что большое содействие в открытии дошкольных и школьных образовательных учреждений в Самарской и Оренбургской областях, в которых ведется преподавание родного языка, истории и культуры мордовского народа, в обеспечении их учебно-методической литературой, играют национально-культурные общественные организации. Наиболее активными из них являются Самарская и Оренбургская региональные общественные организации «Мордовского национально-культурного центра «Мастора-ва» («Земля-мать»). Большую работу в данном направлении проводит также Самарская городская эрзянская общественная организация «Лисьмапря» («Родник»), созданная в 2005 г. При ней функционирует фольклорный ансамбль «Килейле» («Березка»). Стало традицией проведение городского праздника «Од толонь чи» («День нового огня»).
Главным институтом, работающим в сфере реализации государственной национальной политики в Самарской области, стало государственное учреждение «Дом дружбы народов», созданный в 2001 г. Основными задачами деятельности учреждения являются: создание благоприятных условий для этнокультурного развития народов Самарской области; сохранение культур, языков, традиций и обычаев; формирование этнокультурной толерантности в региональном обществе; создание благоприятных условий для социокультурной адаптации мигрантов в области; упрочение общероссийской гражданской идентичности на основе соблюдения прав и свобод человека; создание условий для развития институтов гражданского общества. Ежегодно ГУ СО «Дом дружбы народов» проводит более 120 мероприятий, в которых участвуют около 50 тыс. человек. Соисполнителями в организации этих мероприятий являются учреждения и организации Самарской области [12, с. 169].
В 1996 г. министерства, комитеты и ведомства печати Республики Мордовия и Самарской области подписали Соглашение о взаимоотношениях издателей и потребителей национальной книги. Оно предусматривает сотрудничество в области издания и распространения общественной литературы, считая ее важным фактором культурного обогащения, сближения народов, развития наци-
онального самосознания, обеспечения школ, Таким образом, национально-культурные сельских библиотек и отдельных граждан на- объединения играют большую роль в сохра-циональными изданиями. В рамках этого со- нении и развитии современных форм этни-трудничества происходит обмен культурными ческой культуры, формировании этнической достижениями, проведение книжных ярма- идентичности. Есть надежда, что это будет рок, выставок, дней культуры, презентаций оказывать благотворное влияние не только книг, встреч с писателями, развитие прямых на духовно-нравственное воспитание людей, связей между издательствами. Все это пози- создание атмосферы взаимопонимания, со-тивно сказывается на возрождении и сохране- трудничества и терпимости, но и на улучшении национальной культуры и формировании ние демографической структуры мордовско-этнической идентичности [1; 2; 3]. го населения Заволжья.
Библиографический список
1. Арсентьев Н. М. Идея единения народов в стратегии современной национальной политики Российской Федерации / Н. М. Арсентьев // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2012. - № 2. - С. 6-11.
2. Арсентьев Н. М. Мемориальная (монументальная) история в современном гуманитарном пространстве Республики Мордовия (о Тысячелетии единения мордовского народа с народами Российского государства) / Н. М. Арсентьев // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2010. - № 3. - С. 4-8.
3. Арсентьев Н. М. Празднование Тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства как фактор формирования социальной памяти россиян / Н. М. Арсентьев // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2012. -№ 2. - С. 24-31.
4. Всероссийская перепись населения 2010 г. Т. 1. Численность и размещение населения (Электронный ресурс). - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612. htm
5. Гераклитов А. А. Материалы по истории мордвы / А. А. Гераклитов. - М. ; Л., 1931. - 126 с.
6. Козлов В. И. Расселение мордвы : ист. очерк / В. И. Козлов // Вопросы этнической истории мордовского народа. - М., 1960. - С. 5-62.
7. Корнишина Г. А. Структура мордовского этноса: методологические аспекты проблемы / Г. А. Корнишина // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. -2015. - № 2. - С. 10-18.
8. Научный архив НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Л-3. Архивные документы из личного архивного фонда М. Е. Евсевьева по мордовскому фольклору и этнографии.
9. Национальный состав, владение языками, гражданство населения Самарской области (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года) : экспресс-доклад (Электронный ресурс) / Самарастат. - Самара, 2012. - 13 с. - URL: http://www.samarastat.ru/ bgd_free/p2010/main.htm
10. Переписи населения Российской Империи, СССР, 15 новых независимых государств. Всероссийская перепись населения 1959 (Электронный ресурс). - URL: http://demoscope.ru/weekly/ ssp/census.php?cy=3
11. Список населенных пунктов Средне-Волжского края. - Самара, 1931. - 272 с.
12. Тюганкова Е. В. Самарская мордва середины XIX - начала ХХ вв. : дис. ... канд. ист. наук / Е. В. Тюгаева. - Саранск, 2013. - 208 л.
References
1. Arsent'ev N. M. Ideja edinenija narodov v strategii sovremennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii / N. M. Arsent'ev // Gumanitarij : aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovanija. -2012. - № 2. - S. 6-11.
2. Arsent'ev N. M. Memorial'naja (monumental'naja) istorija v sovremennom gumanitarnom prostranstve Respubliki Mordovija (o tysjacheletii edinenija mordovskogo naroda s narodami Rossijskogo gosudarstva) / N. M. Arsent'ev // Gumanitarij : aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovanija. - 2010. - № 3. - S. 4-8.
3. Arsent'ev N. M. Prazdnovanie tysjacheletija edinenija mordovskogo naroda s narodami rossijskogo gosudarstva kak faktor formirovanija social'noj pamjati rossijan I N. M. Arsent'ev II Gumanitarij : aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovanija. - 2012. - № 2. - S. 24-31.
4. Vserossijskaja perepis' naselenija 2010 g. T. 1. Chislennost' i razmeshhenie naselenija (Jelektronnyj resurs). - URL: http:llwww.gks.rulfree_doclnew_sitelperepis2010lcroclperepis_itogi1612.htm
5. Geraklitov A. A. Materialy po istorii mordvy I A. A. Geraklitov. - M. ; L., 1931. - 126 s.
6. Kozlov V. I. Rasselenie mordvy : ist. ocherk I V. I. Kozlov II Voprosy jetnicheskoj istorii mordovskogo naroda. - M., 1960. - S. 5-62.
7. Kornishina G. A. Struktura mordovskogo jetnosa: metodologicheskie aspekty problemy I G. A. Kornishina II Gumanitarij: aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovanija. - 2015. -№ 2. - S. 10-18.
8. Nauchnyj arhiv NII gumanitarnyh nauk pri Pravitel'stve Respubliki Mordovija. L-3. Arhivnye dokumenty iz lichnogo arhivnogo fonda M. E. Evsev'eva po mordovskomu fol'kloru i jetnografii.
9. Nacional'nyj sostav, vladenie jazykami, grazhdanstvo naselenija Samarskoj oblasti (po dannym Vserossijskoj perepisi naselenija 2010 goda) : jekspress-doklad (Jelektronnyj resurs) I Samarastat. -Samara, 2012. - 13 s. - URL: http:llwww.samarastat.rul bgd_freelp2010lmain.htm
10. Perepisi naselenija Rossijskoj Imperii, SSSR, 15 novyh nezavisimyh gosudarstv. Vserossijskaja perepis' naselenija 1959 (Jelektronnyj resurs). - URL: http:lldemoscope.rulweeklylssplcensus. php?cy=3
11. Spisok naselennyh punktov Sredne-Volzhskogo kraja. - Samara, 1931. - 272 s.
12. Tjugankova E. V. Samarskaja mordva serediny XIX - nachala XX vv. : dis. ... kand. ist. nauk I E. V. Tjugaeva. - Saransk, 2013. - 208 l.
Поступила в редакцию 10 сентября 2015 г.
Сведения об авторе
корнишина Галина Альбертовна - доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: этнология, мифология, фольклористика. Автор около 200 научных и учебно-методических работ.
Тел.: (8834) 24-02-61
e-mail: Kornihina@rambler.ru