Межкультурное и межэтническое взаимодействие
167
Н. И. Воронина, заведующая кафедрой культурологии, этнокультуры и театрального искусства Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук, профессор
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ*
Понятия «идентичность», «идентификация», «самоидентификация» в исследовании трансформаций жизни современного российского общества имеют сквозной характер. На «нить» их анализа «нанизываются» проблемы диалога культур, ментальности, этнического самовыражения, фольклорного мировоззрения, кризиса культуры и даже национализма, стилеобразования, формирования «новой элиты», повседневного языка общения, личной идентичности и др.
Идентичность в самом общем понимании означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в этническом мире.
Согласно традиционной метафизике, все формы реальности идентичны. В соответствии с диалектическим утверждением о взаимообусловленности субъективной и объективной реальности следует предполагать разновидности идентичности: формальная — качество каждого объекта (включая абстрактные объекты, например, числа); реальная присуща только эмпирическим объектам и имеет разные формы в зависимости от онтологического статуса конкретного объекта (организма, личности, какого-либо неорганического предмета или социального института). Кроме того, по диалектической логике, любой вещи или явлению свойственно развитие, изменчивость, а также угрожает сила разрушения идентичности реального объекта самому себе.
Необходимость исследования идентичности в данном контексте вызвана тем, что в условиях изменяющегося мира каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен
Статья выполнена при поддержке РГНФ. Проект № 11-03-00040 а.
168
Круглый стол
добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения, характерные для окружающих его людей. Усвоение этих проявлений социальной жизни этнической группы придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также невольно делает его причастным к конкретной этнической культуре.
М. В. Логинова, профессор кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭТНОЭСТЕТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ФИННО-УГОРСКОГО МИРА*
Исходным методологическим императивом для нас послужили синергетические принципы понятия «пространство финно-угорского мира», которое осознается не только как сугубо материальное пространство, но и как духовное, включающее коммуникационное, информационное, религиозное, научное, художественное содержание.
Система образования является одним из главных оснований и влиятельной силой, формирующей и развивающей сознание человека. При этом конечный результат должен быть обращен к главной цели — гуманизации общества, что в условиях современной «мозаичной культуры» возможно только через возрождение этнокультуры. Образование ставит своей задачей формирование человека, который обладает «глобальным видением» мировых процессов, но в то же время является носителем определенной этнокультуры. Л. Н. Гумилев и Д. С. Лихачев с особой тревогой говорили о грозящей утере «культурного лица мира», национальной
самобытности, уникальности и многообразия культур.
*
Издание статьи осуществлено при финансовой поддержке Минобр-науки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».