документальной культуры, во-вторых, реконструировать в различных аспектах (историко-генетическом, предметно-содержательном и др.) развитие национального культурного процесса. Результатом этого будет установление необходимых отношений между национальными информационными ресурсами и их потребителями. Воссоздание целостной картины развития национальной культуры во всем ее многообразии, единстве прошлого и настоящего возможно в процессе согласованного функционирования рассмотренных блоков информационной модели.
Н. И. Воронина,
заведующая кафедрой культурологии, этнокультуры и театрального искусства Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук, профессор
Финно-угорский регион как полиэтническое общество1
Полиэтническое общество сегодня в едином информационном пространстве финно-угорских регионов — это столкновение разных культур, менталитетов, религий, языков, традиций. В то же время это самостоятельное уникальное явление, представляющее универсальный и теоретический интерес для комплексного гуманитарного знания. Для нового научного измерения этого феномена необходимо, во-первых, рассмотреть культуру этноса; во-вторых, детально проанализировать повседневность полиэтнического общества в финно-угорском пространстве, которая снабжает человека системой смыслов для ориентации в этом пространстве; в-третьих, исследовать структурно-функциональные характеристики адаптации и самоидентификации этночеловека в этих условиях, т. е. осознанное принятие культуры и культурной идентичности; в-четвертых, создать базовую культурологическую модель существования полиэтнического общества и этночеловека.
Культура этносов в регионе несет в себе обычаи предков. Ее своеобразие проявляется в особенностях пищи, одежды, фольклора, народного творчества. В ней выражается вековой народный опыт жизни и рационального хозяйства. Этническая культура — исходный базис национальной культуры, источник народного языка, который в национальной культуре становится литературным.
188
Круглый стол
Многие люди в полиэтническом обществе «погружаются» в разные субкультуры, но для большинства в период слома социальной системы необходимо «зацепиться» за что-то более стабильное. Как и в других странах, переживающих эпоху острой социальной нестабильности, в России в пространстве финно-угорских народов такими группами оказались межпоколенные общности — семья и этнос. Этническая идентичность является наиболее доступной формой социальной идентичности финно-угров. Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», и этнос есть единственная стабильная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опору в жизни. Среди других групп (партии, церковные организации и т. д.) стремление к психологической стабильности не всегда может быть реализовано. Состав такой группы постоянно обновляется, сроки ее существования ограничены во времени, самого человека могут исключить из группы. Всех этих недостатков лишена этническая общность. Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Единый процесс дифференциации / идентификации приводит к формированию социальной идентичности, которая есть результат процесса сравнения «своей» группы с другими социальными объектами. Именно в поисках позитивной социальной идентичности индивид или группа стремится самоопределиться, обособиться от других, утвердить свою автономность в едином культурном и информационном пространстве.
Поскольку смыслы — это единство индивидуального мироощущения и универсальных характеристик мира, осмысление и описание повседневной жизни многомерного полиэтнического общества, его жизнеспособность, причины «умирания» и возможности «возрождения» дают ответ на многие мета-вопросы, такие как «Что и как оптимально изучать в избранном объекте?», «Почему объект предстает именно таким?».
Пространство этнокультуры выступает носителем человеческих смыслов. Смыслы не изобретаются, они фиксируют опыт всего исторического прошлого. Основной задачей культуры в этом контексте является наделение человека системой смыслов для ориентации в культурном пространстве полиэтнического общества. Поэтому важной задачей
становится осмысление действительности, которое происходит одновременно в двух пересекающихся направлениях: наделение смыслом единого информационного пространства финно-угорских регионов и поиск собственного смысла в нем.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Статья подготовлена при поддержке фонда РГНФ. Проект № 11-03-00040а.
Ю. А. Елисеева,
заведующая кафедрой библиотечно-информационных ресурсов Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук, профессор
«Культурные гнезда» финно-угорского мира: след в инфосфере1
Несмотря на изначальную междисциплинарность, современное финно-угроведение так и не преодолело до конца некоторой разобщенности исследований, поэтому в настоящее время остро стоит проблема поиска общего мета-объекта для идейной интеграции финно-угорского научного сообщества. Большинство исследователей-гуманитариев предлагают рассматривать в качестве такого мета-объекта финно-угорский мир.
Сам термин несколько метафоричен, но легко концептуализируется в русле системного подхода. Онтологическая категория «мир» предполагает целостный охват разнородных сущностей, причем их объединение создает эмерджентный эффект (система как целое обладает новыми возникающими свойствами, которыми не обладают ее элементы по отдельности). Это исключительно важно, поскольку финно-угорские народы осознают, что только путь единения сможет помочь им выстоять в условиях глобализации, не раствориться среди других народов и не потерять свою уникальность и самобытность.
Выбор концепта «финно-угорский мир» в качестве базового имеет принципиальное значение на современном этапе развития финно-угроведения. На его основе могут выстраиваться фундаментальные и прикладные исследования, направленные на выявление социокультурной специфики финно-угров в различных областях их жизнедеятельности. Одна из привлекательных междисциплинарных сфер