Научная статья на тему 'Этническая и религиозная культура региона как предмет исследования'

Этническая и религиозная культура региона как предмет исследования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
443
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ АТЛАС / ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ / РЕЛИГИИ И КОНФЕССИИ / КУЛЬТУРА РЕГИОНА / LENINGRADSKAYA OBLAST'' (LENINGRAD REGION) / ILLUSTRATED ATLAS / ETHNIC COMPOSITION OF POPULATION / RELIGIONS AND CONFESSIONS / REGIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юрьев М. С.

В статье дается обзор основной тематики и исследовательских результатов широкомасштабного научного проекта по изучению этнического и религиозного аспектов культуры населения крупнейшего российского региона Ленинградской области. В этом исследовании участвовала большая группа историков, этнологов, религиоведов и других специалистов в области истории и современного состояния региона. Результатом исследования стало уникальное издание иллюстрированный атлас этнической и религиозной культуры региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives an overview of the main topics and research results of a large-scale scholarly project aimed at studying ethnic and religious aspects of the culture of the population of the largest Russian region the Leningradskaya oblast'. A large group of historians, ethnologists, religious scholars and other specialists in the field of history and the current state of the region participated in the project. The result of the study was a unique publication, i.e., an illustrated atlas of ethnic and religious culture of the region.

Текст научной работы на тему «Этническая и религиозная культура региона как предмет исследования»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 130.2 : 2 : 001.8 (049.32)

М. С. Юрьев

Этническая и религиозная культура региона как предмет исследования

В статье дается обзор основной тематики и исследовательских результатов широкомасштабного научного проекта по изучению этнического и религиозного аспектов культуры населения крупнейшего российского региона - Ленинградской области. В этом исследовании участвовала большая группа историков, этнологов, религиоведов и других специалистов в области истории и современного состояния региона. Результатом исследования стало уникальное издание - иллюстрированный атлас этнической и религиозной культуры региона.

The article gives an overview of the main topics and research results of a large-scale scholarly project aimed at studying ethnic and religious aspects of the culture of the population of the largest Russian region - the Leningradskaya oblast'. A large group of historians, ethnologists, religious scholars and other specialists in the field of history and the current state of the region participated in the project. The result of the study was a unique publication, i.e., an illustrated atlas of ethnic and religious culture of the region.

Ключевые слова: Ленинградская область, иллюстрированный атлас, этнический состав населения, религии и конфессии, культура региона.

Key words: Leningradskaya oblast' (Leningrad region), illustrated atlas, ethnic composition of population, religions and confessions, regional culture.

Одним из ключевых показателей научной деятельности современных ученых уже довольно долгое время является нарастающий массив статейных публикаций, которые как бы призваны свидетельствовать о неуклонном росте исследовательской активности. На этом фоне куда менее заметны обстоятельные научные труды монографического и энциклопедического характера, требующие огромных индивидуальных и коллективных усилий их создателей. Однако именно такие труды и представляют действительный уровень современной науки, со всеми достижениями, проблемными местами, исследова-

© Юрьев М. С., 2018

тельскими трудностями и открытиями. В отличие от большинства текущих научных статей, часто отражающих лишь ситуативные и даже конъюнктурные надобности, обобщающие труды создаются длительное время, стараниями коллективов ученых, и поэтому концентрируют в себе более продуманный, выработанный в ходе совместных поисков и обсуждений научный результат. Если же при академической фундаментальности такие труды исполнены в формате, позволяющем черпать из них знания не только специалистам из ограниченной профессиональной среды, но и всем, кто заинтересован в адекватном понимании исследуемой реальности, то ценность этих трудов еще более возрастает. В ряду таких трудов, несомненно, видное место принадлежит изданию, вышедшему в свет в конце 2017 г. -«Этноконфессиональному иллюстрированному атласу Ленинградской области»1.

Создание «Этноконфессионального иллюстрированного атласа Ленинградской области» стало результатом реализации одноименного проекта по гранту Российского государственного научного фонда № 12-01-00143 (руководитель д-р ист. наук О. М. Фишман). Материалы, собранные по этому проекту большой группой петербургских ученых, неоднократно публиковались в разных изданиях в течение нескольких лет. Обобщающим и систематизирующим итогом стал выпуск иллюстрированного атласа, осуществленный по заказу и при поддержке Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области.

Авторский коллектив объединил одиннадцать специалистов в областях истории, географии и этнографии; авторам содействовала солидная группа научных консультантов, включившая десяток докторов и кандидатов наук по историческим, экономическим, философским специальностям; девять докторов наук составили научно-редакционный совет издания. Впечатляет подбор документального (включая архивный), картографического и иллюстративного материала. В таком формате, с такой научной базой, информационной насыщенностью и в прекрасном полиграфическом исполнении данное издание по праву может считаться уникальным. В структуре издания - введение, четыре раздела, заключение (имеется и приложение электронной версии на компакт-диске).

Первый раздел [9, с. 11-92] посвящен истории освоения территории, образующей ныне Ленинградскую область. В нем подробно опи-

1 Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области / О. М. Фишман, М. Л. Засецкая, Г. А. Исаченко и др. - СПб.: Издат. дом Инкери, 2017. -656 с. [тир. - 1 500 экз.].

саны природные и культурные ландшафты региона, дана характеристика физико-географического и культурно-ландшафтного районирования, приводятся обширные сведения по истории заселения и освоения территории региона с древнейших времен до наших дней. Особо отметим главу этого раздела, посвященную увлекательной теме так называемого сакрального ландшафта - местных святынь ми-форитуального и религиозного характера, которые имеют не только историческую ценность, но по-своему актуальны и для нынешнего населения области.

Во втором разделе [9, с. 93-164] представлено политико-административное устройство региона, показанное в исторической ретроспективе. Наибольший интерес в этом разделе вызывает обширная историческая картография, позволяющая зримо знакомиться с изменениями, происходившими в жизни региона на протяжении многих веков. Умело подобранные иллюстрации показывают связанные с данной территорией события политической и социальной истории, а также государственных деятелей, влиявших на эти события.

Третий раздел [9, с. 165-456] дает картину этнической истории региона. В нем содержится этническая картография и этническая статистика с XVIII в. по начало XXI в. Специальный подраздел раскрывает этнический состав населения, его историческую динамику и современное состояние. Большое место уделено в разделе этнокультурному ландшафту Ленинградской области, особенно тому, как он складывался на протяжении минувшего столетия.

В четвертом разделе [9, с. 457-612] подробно описывается религиозная история региона, от характеристики конфессионального состава населения в разные исторические периоды, до современного состояния религиозной жизни в Ленинградской области.

Неоспоримая ценность рассматриваемого издания не только в уникальности представленных в нем материалов. Для любого исследователя региона в этом труде содержится множество позиций, побуждающих к углубленному изучению конкретных, недостаточно освещенных сюжетов, к научному обсуждению и прояснению затронутых вопросов.

В небольшом обзоре невозможно обстоятельно рассмотреть все тематическое многообразие этого обширного издания. Поэтому позволим себе кратко остановится только на одном из направлений, которое отражено и в названии всего труда и в четвертом его разделе -на этноконфессиональном аспекте жизни населения региона.

Учитывая наличие в регионе нескольких религий, с разными этническими группами последователей (в том числе и смешанными),

быть может, точнее было бы применить более широкое понятие этнорелигиозного. Этнорелигиозность можно определить как состояние массового сознания и поведения верующих, основанное на отождествлении их этнической принадлежности с исповедуемой религией. При наличии в религии нескольких конфессий, когда преимущественным предметом религиозного выбора этноса становится одна из них, этнорелигиозность приобретает характер этноконфессиональности.

Этнорелигиозность формируется в результате исторической интеграции образа жизни, быта и нравов этноса с какой-либо религией. Постоянное, из поколения в поколение, присутствие обрядовых и организационных элементов принятой этносом религии в актах коллективной жизнедеятельности его членов превращает религиозное поведение в естественную составляющую этнической идентичности [4, с. 131]. Вероисповедание становится знаком принадлежности к этносу, а этническая принадлежность - знаком религиозной идентичности [5, с. 63].

При этом происходит адаптация догматико-канонических положений распространившегося вероучения к наиболее устойчивым этническим стереотипам социального поведения (в том числе - к возникшим до принятия этой религии). Сложившиеся религиозные институты наделяются внедоктринальными смыслами, которые созвучны этническому мировосприятию и поэтому считаются даже более истинными, чем их исходная вероучительная основа.

В силу конкретных исторических обстоятельств отдельные религиозные идеи и образы, подвергшись реинтерпретации в этническом сознании, могут получить особую значимость в восприятии этноса и трактоваться как его неотъемлемые атрибуты и свидетельства самобытности [3, с. 305-315]. Этнорелигиозность предполагает безусловное духовное превосходство традиционной религии этноса над любыми иными религиозными направлениями. Ее нормы и ценности рассматриваются как образцовые при оценке религий других этносов и отношении к ним. Наиболее явным образом этнорелигиозность проявляется в формах так называемых народных религий, обыденных религиозных верований и суеверий, обрядоверия [2, с. 296-298; 8, с. 204].

В нынешней Ленинградской области, как хорошо показано в атласе, устойчиво сохраняется вполне спокойная ситуация в плане отношений по поводу религии. Нет конфликтов на этнорелигиозной почве и нет явных мотивов к возникновению таких конфликтов. Однако, потенциал конфликтности, так или иначе сопряженной с религией, все-таки существует. Этот потенциал обусловлен рядом объективных характеристик населения области, две из которых исследователи выделяют особо [7, с. 197-199].

Во-первых, это полиэтничность, которая расширяется в результате трудовой и социальной миграции последних десятилетий. В условиях унификации образа жизни, хозяйственной деятельности, потребления и досуга происходит размывание исторически сложившейся этнокультурной идентичности. Как реакция на этот процесс возможна активизация религиозных настроений традиционалистского толка и противопоставление их не только явлениям секулярного общества, но и носителям иных религиозных убеждений. Отождествление этнического и религиозного несет в себе опасность распространения идей религиозной исключительности и религиозного превосходства.

Во-вторых, полирелигиозность. Как видно из материалов атласа, доминирующим в религиозной жизни населения области является православие. Но свое место занимают и постепенно наращивают присутствие также последователи различных протестантских направлений [1, с. 230-239]. Одни протестантские объединения имеют давнюю историю существования в регионе (евангелическо-лютеранские церкви). Другие прежде никогда не действовали здесь и являются для местного населения нетрадиционными (например, пятидесятнические объединения). Из этой нетрадиционности следует настороженность и подозрительность к ним, что особенно касается позднепротестантских организаций североамериканского происхождения. Менее заметен, но постепенно обозначается рост последователей ислама [6, с. 211-225]. Быт, нравы и религиозные традиции мусульман из среды мигрантов последних лет могут существенно расходиться с привычными светскими и религиозными представлениями местного населения области, что создает предпосылки напряженности. Удельный вес новых религиозных движений (НРД) в области крайне мал, однако активное присутствие темы НРД в средствах массовой информации, причем преимущественно в порицательной тональности, вызывает неприязнь к этим сообществам и к лицам, совершим акт личной религиозной конверсии в какие-либо НРД.

В настоящее время религиозной ситуации в Ленинградской области присуща относительная стабильность. Согласимся с выводом одного из исследователей религии:

«Пока большинство районов области выполняет в основном роль транзитных и/или ресурсных территорий для Санкт-Петербурга, концентрация основных интересов смещена в мегаполис. И это позволяет сохраняться умеренному "религиозному климату" в отношениях по поводу религии...» [7, с. 202].

Высказанные соображения в определенной степени возникли при знакомстве с соответствующим разделом рецензируемого издания, они не являются критикой, но скорее дополняют сформулированные в этом коллективном труде положения и выводы относительно религиозной ситуации в регионе.

Ещё раз следует подчеркнуть - с выходом в свет «Этноконфесси-онального иллюстрированного атласа Ленинградской области» читатели любого уровня компетентности, и профессионалы и просто интересующиеся жизнью региона, получили замечательный образец академически фундированного и увлекательного научного издания.

Список литературы

1. Бокова О. А. Протестантские объединения Ленинградской области: некоторые итоги исследования // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. -2015. - Т. 2. Философия. - № 2. - С. 230-239.

2. Забияко А. П. Народная религия // Религиоведение: словарь / отв. ред. Е. С. Элбакян. - М.: Академический проект, 2007. - С. 296-298.

3. Мчедлов М. П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. - М.: Научная книга, 2005. -447 с.

4. Пронина Т. С. Религия и поиски идентичности в постсоветской России // Религиоведение. - 2015. - № 2. - С. 112-117.

5. Пучков П. И. Этноконфессиональные общности // Вера. Этнос. Нации. Религиозный компонент этнического сознания / ред. кол.: М. П. Мчедлов (отв. ред.) и др. - М.: Культурная революция, 2007. - С. 62-83.

6. Религиозные организации Ленинградской области: межконфессиональный диалог и социальная деятельность: справочник / под ред. А. В. Гайдукова. -СПб.: Верста, 2014. - 300 с.

7. Смирнов М. Ю. Религиозная ситуация в регионе как внутриполитический фактор // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2017. - Т. 18. - № 4. - С. 195-202.

8. Смирнов М. Ю. Народная религия // Энциклопедический словарь социологии религии / под ред. М. Ю. Смирнова. - СПб.: Платоновское философское общество, 2017. - С. 204.

9. Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области / О. М. Фишман, М. Л. Засецкая, Г. А. Исаченко и др. - СПб.: Издат. дом Ин-кери, 2017. - 656 с.

Статья поступила: 08.01.2018. Принята к печати: 28.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.