Научная статья на тему 'Роль религии в нациестроительстве современной России'

Роль религии в нациестроительстве современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2948
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / КАТОЛИЧЕСТВО / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ИСЛАМ / ИУДАИЗМ / БУДДИЗМ / ЯЗЫЧЕСТВО / НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / RELIGION / NATION BUILDING / ORTHODOXY / CATHOLICISM / PROTESTANTISM / ISLAM / JUDAISM / BUDDHISM / PAGANISM / NEW RELIGIOUS MOVEMENTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Куропаткина О. В.

В статье исследуется состояние религиозности в современной России, религиозность отдельных этносов и групп, а также формы консолидации религиозных общностей, вносящих свой вклад в нациестроительство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of religion in modern Russian nation building

This article examines the state of religion in modern Russia, religious and ethnic groups, as well as forms of consolidation religious communities, contributing to the nation building.

Текст научной работы на тему «Роль религии в нациестроительстве современной России»

Роль религии в нациестроительстве современной России

О.В. Куропаткина

После завершения советского периода вся система связей, объединяющих людей в народ, опять переживает кризис, в преодолении или углублении которого религии принадлежит важная роль. Уровень религиозной грамотности постсоветской интеллигенции невысок, однако в массовом сознании православие выступает как защитник русской этнической идентичности. Это стало важным фактором всего политического процесса в нынешней России.

Традиционные религии в России

По данным Института социологии РАН, большинство населения России составляют по вероисповеданию и этнокультуре православные (89-92%), за ними следуют мусульмане (6-9%). В сумме этнические православные и мусульмане охватывают 97-98% населения России1. Однако при определении степени религиозности россиян выяснилось, что российское общество скорее светское. По данным соцопроса Института социологии РАН, проведенного в 2009 г.1 2, около половины опрошенных (47%) в целом не религиозны, почти пятая часть респондентов колеблются при определении меры своей религиозности и лишь 3,3%, по собственным оценкам, глубоко религиозны.

Что касается численности практикующих верующих, то государственной статистики в этой сфере не существует, имеются лишь данные экспертной оценки. Согласно исследованиям С. Филатова и Р. Лункина, практикующих верующих — от православных до представителей новых религиозных движений — 12-24 млн человек. Как и везде лидирует РПЦ (около 3-15 млн человек), затем следуют мусульмане (около 3 млн), протестанты (около 1,5 млн). Старообрядцы, иудаисты, буддисты и язычники составляют меньше 1 млн человек; последователей новых религиозных движений (НРД) — не более 300 тыс.3

У религиозных организаций сохраняются исторически сложившиеся «сферы влияния», т. е. преобладающее или заметное количество зарегистрированных религиозных организаций в регионах. Первое место занимают «православные» (включая «старообрядческие») регионы (59%), второе — «мусульманские» (21%) и третье — «протестантские» (20%)4.

1 Якунин В.И., Сулакшин С.С., Симонов В.В. и др. Социальное партнерство религиозных организаций и государства. Монография. М.: Научный эксперт, 2009. С. 31.

2 Данные предоставлены М.М. Мчедловой.

3 Филатов С., Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // <http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Article/Fil_StatRossRel.php>

4 Якунин В.И., Сулакшин С.С., Симонов В.В. и др. Указ. соч. С. 27-31.

26

Выпуск 1 2014

О.В. Куропаткина

Россия исторически относится к христианским странам, поэтому именно христианство имеет здесь первостепенное значение. Поскольку в России представлено прежде всего православие, то именно оно оказало наибольшее влияние на национальные ценности и внесло наибольший вклад в русскую культуру. Кроме русских, государствообразующего этноса, православие традиционно исповедует большинство верующих коми, карелов, марийцев, мордвы, осетин (ирон-цев), чувашей, хакасов, якутов и др., этноконфессиональная группа «кряшены», выделившаяся из татар именно по религиозному признаку, моздокские кабардинцы, приангарские буряты, донские калмыки-бузава. Исторически православие представлено во всех регионах России, особенно в ее Европейской части.

Абсолютное большинство назвавших себя верующими россиян относят себя к православным (2005 г. — 72%, 2012 г. — 74%). 41% из тех, кто называет себя православными, говорят о своей принадлежности к Русской православной церкви5. Однако только 3% россиян, по данным на 2012 г., регулярно посещают церковные службы6. Для большей части опрошенных православие — это не соблюдение религиозных обрядов и участие в церковной жизни, что предполагает воцерковленность, а только национальная традиция.

Православие в России представлено не только Русской православной церковью и иными православными юрисдикциями, но и старообрядчеством (древле-православием) — совокупностью религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, которые отвергают предпринятую в 16501660-х гг. патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др. Исторически старообрядчество присутствует в 61 субъекте Федерации7. Районы компактного проживания старообрядцев встречаются в Нижегородской и Брянской областях, Забайкальском крае, республиках Алтай и Бурятия.

В Сибири и на Дальнем Востоке старообрядцы часто представляют собой особую этноконфессиональную группу (как, например, в Усть-Коксинском районе Алтая) со своим самобытным фольклором и традициями. В большинстве старообрядческих поселений сохраняется традиционный общинный образ жизни, и самый яркий тому пример — так называемые семейские. Это этноконфессиональная группа, сложившаяся в XVIII в. из старообрядцев-беспоповцев Забайкалья. Их фольклор, образ жизни, традиции построения домов и улиц охраняются ЮНЕСКО как шедевры нематериального культурного наследия Но даже в такой замкнутой и консервативной группе только 18% считают себя практикующими старообрядцами8, что свидетельствует об общем кризисе религиозности в стране.

5 Лункин Р. Христиане на карте России: вера в Бога в постправославной стране. Статья // <http:// religionip.ru/news/roman-lunkin-hristiane-na-karte-rossii-vera-v-boga-v-postpravoslavnoy-strane>.

6 Чапнин С.В. Церковь в постсоветской России: возрождение, качество веры, диалог с обществом. М.: Арефа, 2013. С. 27.

7 Здесь и далее: по материалам: Атлас современной религиозной жизни России. Т. 1-3 / отв. ред. М. Бурдо, С. Филатов. М.: Летний сад, 2005-2009.

8 Гаврилова Е.А. Трансформация системы традиционных ценностей семейских Забайкальского края в условиях современности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Чита, 2010. С. 19.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

27

Тема номера: «Нациестроительство в современной России»

В России также исторически присутствуют армяно-григориане (Армянская апостольская церковь), признанные покровительствуемой конфессией в начале XVIII в. Еще со времен Российской империи они проживают в Дагестане, Краснодарском и Ставропольском краях, в Ростовской области и сохраняют традиции Армянской апостольской церкви и своего народа.

Другие христианские конфессии — католичество и протестантизм — исторически представлены несколькими этносами России. На Русской земле они появились в результате призыва иностранцев на государственную службу, благодаря пленным, которых расселяли по разным регионам, а также вхождению в состав России Прибалтики, Финляндии и Польши.

Католичество считается национальной религией русских немцев, а также поляков, литовцев, украинцев, галисийцев. Католичество представлено в 34 субъектах Федерации, особенно распространено в Поволжье и на Урале. В Ростове, Краснодаре и Сочи традиционно проживают армяне-католики. По данным на 2012 г., среди российских католиков 47% русских, 16% немцев9, что говорит о том, что католичество перестает быть этнической конфессией и стремительно «русифицируется».

Протестантизм традиционно исповедуют русские немцы, финны, прибалты и корейцы; самобытный вариант протестантизма также исповедуют несколько немногочисленных этноконфессиональных групп — например, молокане и духоборы. Протестантизм представлен в 54 субъектах Федерации — особенно в Поволжье, Сибири, на Дальнем Востоке, причем протестантизм распространен больше в Сибири, чем на Европейской части России10 11, особенно же видны его успехи на Дальнем Востоке, что связано с крайне низкой религиозностью жителей и активностью корейских миссионеров.

Русские немцы-протестанты (лютеране и меннониты) сохраняют свой язык, особый общинный образ жизни, способ ведения сельского хозяйства и т. д., практически не изменившиеся с XVIII в., когда их стала приглашать Екатерина II для заселения малообжитых районов страны. Свои традиции сохраняют и корейцы-пресвитериане, поселившиеся на Дальнем Востоке во второй половине XIX в. Своеобразный пласт русской культуры представляют собой быт, обычаи и фольклор молокан и духоборов, во многом сходные со старообрядческими.

Среди протестантов, помимо русских, очень много представителей иных народов, традиционно не принадлежавших к протестантизму и пришедших в протестантские церкви благодаря свободной проповеди в 1990-2000-е гг. (так, в протестантских церквях, созданных корейскими миссионерами в республиках Алтай, Тыва и Бурятия, от 80 до 100% составляет титульное население11).

От так называемых новых религиозных движений (НРД) протестанты существенно отличаются тем, что принадлежат к привычной для России религии — христианству, поэтому у русских людей не возникает такого резко-

9 Лункин Р. Указ. соч.

10 Желновакова М.Ф. Протестантские конфессии в Иркутском регионе в середине XIX — начале XXI веков: автореф. дис ... канд. истор. наук. Иркутск, 2010. С. 21.

11 Ковальчук Ю.С. Корейский протестантизм и особенности его миссионерских практик в азиатской части Российской Федерации в конце XX — начале XXI вв.: по материалам этноконфессиональ-ных исследований: автореф. дис. ... канд. истор. наук. Новосибирск, 2006. С. 26.

28

Выпуск 1 2014

О.В. Куропаткина

го ценностного разрыва, как при вступлении в НРД. Сходная с НРД проблема «американизации» или «кореизации» стоит довольно остро, однако осознается протестантами гораздо в большей мере, чем представителями новых религиозных движений: представители протестантских течений стремятся получить образование (все чаще — гуманитарное), изучать культуру и традиции России, чтобы трансформировать свое практическое богословие под русские особенности; налаживают отношения с Русской православной церковью и другими «традиционными» конфессиями. Проблема иностранного финансирования также остается нерешенной, однако с 2001 г., по данным Федеральной службы безопасности, по инициативе отечественных протестантов прекратились внушительные пожертвования для централизованных организаций12.

Ислам, а именно — суннизм (абсолютное большинство мусульманских народов в России), шиизм джафаритского толка (две трети азербайджанцев, часть татар Нижнего Поволжья и часть лезгин) и суфизм тарикатов накшбандийя (аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, табасаранцы, рутульцы, агулы), кадирийя (чеченцы и андийцы) и шазилийя (аварцы, частично кумыки) — является второй по численности верующих религией в современной Российской Федерации после православия. Подавляющее большинство как мусульман, так и мусульманского духовенства в России составляют татары (34,8% российского мусульманского сообщества — уммы)13, башкиры, народы Северного Кавказа — всего почти 40 этносов. Ислам исторически присутствует в 31 субъекте Федерации, особенно представлен на Юге России, на Северном Кавказе и в Поволжье. Мусульмане России придерживаются двух самых толерантных мазхабов (правовых школ в исламе) — ханафитского (татары, башкиры, ногайцы) и шафиитского (народы Северного Кавказа). Практикующих мусульман достаточно много, особенно на Северном Кавказе: например, 34% дагестанских мусульман соблюдали все столпы ислама (2006 г.)14.

Иудаизм в России традиционно исповедуют евреи-ашкенази, бухарские и грузинские евреи, таты (правда, только 16% всех евреев относят себя к иудаистам)15. Также к ним можно причислить этноконфессиональную группу караимов (хотя ряд исследователей считают караимизм отдельной религией). Иудаизм распространен по всей Российской Федерации; караимы расселены на Юге России, в Москве и Санкт-Петербурге.

Буддизм (его тибетский вариант) традиционно исповедуют буряты, тувинцы (единственный тюркский этнос, исповедующий буддизм), калмыки (единственный этнос в Европе, исповедующий буддизм). Исторически распространен в Бурятии (около трети населения), Калмыкии (около половины населения), Тыве (большинство населения), в Забайкальском крае, Иркутской области и Санкт-Петербурге, где в начале ХХ в. построен первый в Европе дацан. Прак-

12 Разрушение религиозных скреп российской государственности // Национальная идея России. В 6 т. Т. 3. Монография / под общ. ред. С.С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2012. С. 1902-1903.

13 Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Ислам и православно-мусульманские отношения в России в зеркале истории и социологии. Монография. М.: Культурная революция, 2010. С. 382.

14 Антипова А.С. Исламские ценности в гражданском обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 2008. С. 20.

15 Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г Указ. соч. С. 282.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

29

Тема номера: «Нациестроительство в современной России»

тикующих буддистов не так много: например, только 13% калмыков, назвавших себя буддистами, выполняли все религиозные требования16.

Помимо мировых религий и конфессий, во многих субъектах Российской Федерации присутствуют и многочисленные верования и традиции (условно называемые язычеством) малых коренных народов, локальных территориальных поселений, которые тем не менее несут важные культурные и социальные нагрузки, хотя и в ограниченных ареалах. Исторически язычество представлено в 24 субъектах Федерации. Заметные группы язычников существуют на Алтае, в республиках Марий Эл, Тыва, Саха (Якутия), Чукотском и Ямало-Ненецком АО. К «язычеству» можно отнести «Белую веру» в Горном Алтае, местные древние культы и обряды, шаманизм. К ним же можно отнести и создаваемые этнической элитой клубы и сообщества по изучению национальной культуры, которые занимаются реконструкцией и творческим переосмыслением древних языческих традиций. Отметим, что данный религиозный потенциал используется сепаратистскими группировками в Мордовии, Удмуртии и Якутии.

Однако отождествлять этнический сепаратизм и локальные верования не следует. В тех случаях, когда власти удается наладить позитивный диалог с представителями языческих верований и включить их в легальную систему взаимодействия, язычники ограничиваются сохранением собственной этнической самобытности, не посягая на сложившиеся федеральные отношения — как, например, в республиках Алтай, Бурятия, Марий Эл, Тыва и Хакасия17.

Новые религиозные движения в России

С 1990 г. по 2002 г. количество конфессиональных разновидностей выросло с 16 до 75. При этом большая часть из названного числа — новые религиозные движения18 (НРД), присутствующие в России. Их можно разделить на три группы.

1. Движения, которые в религиоведении лишь условно относятся к новым (поскольку ученые не могут их однозначно отнести к какой-либо сложившейся религии), типа Свидетелей Иеговы и Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов), которые появились в XIX в. на базе протестантизма; веры Бахаи, которая появилась тогда же на базе ислама и которую можно уже считать отдельной мировой религией, а также Международное общество сознания Кришны, которое в современном виде появилось в ХХ в., но генетически связано с древней индуистской традицией гаудиа-вайшнавизма.

2. Новые религиозные движения, возникшие в последние 100-150 лет, основы вероучения которых методологически не соотносятся ни с одной из известных мировых религий. Зачастую они провозглашают собственную культурно-религиозную автономность, имеют эклектичную доктрину, претендуют на надконфессиональность. Нередко такие движения, возглавляемые харизмати-

16 Уланов М.С. Буддизм в социокультурном пространстве России. Монография. Элиста: Изд-во Калмыцкого ун-та, 2009. С. 183.

17 По материалам: Современная религиозная жизнь России. Энциклопедия. В 4 т. Т. 4 / отв. ред. С.Б. Филатов, М. Бурдо. М.: Логос, 2006.

18 Кравчук В. Проблемы взаимоотношений государства и НРД в современной России. Статья // <http://www.religare.ru/print5942.htm>

30

Выпуск 1 2014

О.В. Куропаткина

ческим лидером, выдвигают альтернативные программы развития человека и общества. К такого рода движениям, впервые привнесенным в Россию в последние десятилетия и подчиняющимся зарубежным религиозным центрам, могут быть отнесены, например, Церковь сайентологии, Церковь Объединения Сан Мен Муна и некоторые другие.

3. Новые религиозные движения отечественного происхождения, также впервые возникшие или структурно оформившиеся в нашей стране в последнее десятилетие. Наиболее крупными из них являются объединение последователей П.К. Иванова (ивановцы), Церковь Последнего Завета (виссарионовцы), Белое Братство — Юсмалос, Бажовское движение и некоторые другие.

Многие новые религиозные движения, отказавшись в 2000-х гг. от «группового эгоизма» и подчеркнутой маргинально сти, стали практиковать активное социальное служение19.

Религиозные общности

Среди религиозных общностей первостепенное значение имеет семья: именно там наиболее активно передается религиозная традиция: от теоретических «основ веры» до практики повседневной религиозной жизни (молитвы, посты, чтение священных писаний). Абсолютное большинство верующих (особенно молодежь) основных конфессий пришли к вере благодаря родственникам; исключение составляют только представители НРД20. Значимая часть общин, в частности, православных, мусульман и вайшнавов (кришнаитов) — семейные люди21.

Следующая по значимости создаваемая общность — это религиозная община. К ядру православных общин относится только 1% россиян, в целом в такие общины вовлечены 7-10% населения. В дагестанских тарикатах (суфийских орденах) насчитывается, по разным оценкам, 25-30 тыс. человек22. К самым крупным и влиятельным общинам, образующим целую сеть, относят-

19 Топилина Е.С. Особенности и специфика молодежных субкультур в России пореформенного периода XX-XXI вв.: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов-н/Д., 2008. С. 24.

20 Рязанова С.В., Михалева А.В. Феномен женской религиозности в постсоветском обществе (региональный срез). Пермь: Изд-во Пермского государственного национального университета, 2011. С. 173, 218; Клюева В.П., Поплавский Р.О, Бобров И.В. Пятидесятники в Югре (на примере общин РО ЦХВЕ ХМАО). Монография. СПб.: РХГА, 2013. С. 151-152; Чеснокова И.А. Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005. С. 16.

21 Забаев И.В., Орешина Д.А., Пруцкова Е.В. Три московских прихода: основные социально-демографические показатели и установки представителей общин крупных приходов. Монография. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 46; Михалева А.В. Мусульманские общины в политической жизни немусульманских регионов: сравнительный анализ России и Германии: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. Пермь, 2004. С. 24; Иваненко С.И. Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние: учение и практика, социальное служение, благотворительность, культурно-просветительская деятельность. Монография. М.: Философская книга, 2008. С. 58.

22 Чапнин С.В. Церковь в постсоветской России: возрождение, качество веры, диалог с обществом. М.: Арефа, 2013. С. 27; Забаев И.В., Орешина Д.А., Пруцкова Е.В. Три московских прихода: основные социально-демографические показатели и установки представителей общин крупных приходов. Монография. М.: Изд-во ПСТГУ 2012. С. 10; Мирзаханов Д.Г. Особенности политизации исламской общины Дагестана на современном этапе: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 2005. С. 18.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

31

Тема номера: «Нациестроительство в современной России»

ся — община о. Георгия Кочеткова (РПЦ МП), сеть общин для бывших нарко-манов-реабилитантов «Исход» (пятидесятники), суфийские братства, особенно общность мюридов (послушников, последователей) недавно убитого шейха С. Ацаева (Саида-афанди Чиркейского). В общинах очень высок авторитет лидера — духовного лица, вокруг которого она собирается: в православных общинах — священника (в монастырях — игумена и старцев), в староверческих — наставников (у коми — женщин-наставниц, у карел — женщин-книжниц), в мусульманских — имамов (Башкортостан), шейхов (Дагестан), лидеров вирдо-вых братств (Чечня и Ингушетия). В основном общины состоят из людей, не проживающих в особых поселениях, за исключением православных и буддийских монахов, старообрядцев и последователей нового религиозного движения (Церковь Последнего Завета), живущих в особых экопоселениях на территории Красноярского края и планирующих совместно построить свой город23.

Помимо сплоченных общин, существуют светские общественные и благотворительные организации, созданные верующими людьми (в которых лидируют православные и протестанты)24, а также культурно-просветительские центры, оказавшиеся самыми миссионерски эффективными: «дхарма-центры» у буддистов, клубы славянских единоборств у неоязычников, клубы «расширения бизнеса» у саентологов и т. д.25 В ряде случаев такие общества интегрируют и представителей государственной власти и бизнеса — как, например, культурно-просветительское общество «Манджушри» в Тыве26.

Одна из проблем, связанных с общинами, заключается в том, что верующие, несмотря на очевидный объединяющий потенциал, подвержены, пусть и в меньшей степени, общему недоверию к общностям, помимо семейных и дружеских, которое господствует у россиян в целом: доверять верующие люди склонны, как и все остальные, прежде всего родственникам и друзьям; только 16% православных доверяют единоверцам, а 14% мусульман — людям одинаковой этнической принадлежности27.

Социальная и политическая деятельность верующих

Верующие активно занимаются социальной деятельностью, которая для 52,7% из них связана прежде всего именно с религиозными установками28. Язычники, старообрядцы и мусульмане занимаются социальной деятельностью в тех ареалах, где они исторически сосредоточены; причем, как правило, язычники и

23 Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: системно-аналитический подход: автореф. дис. ... докт. филос. наук. М., 2006. С. 57.

24 Разрушение религиозных скреп российской государственности // Национальная идея России. В 6 т. Т. 3. Монография / под общ. ред. С.С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2012. С. 1905.

25 Уланов М.С. Указ. соч. С. 174; Асеев О.В. Язычество в современной России: социальный и этнополитический аспекты: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1999. С. 19; Иваненко С.И. Саентология и бизнес: у каждой эпохи — своя религия. СПб.: Древо жизни, 2011. С. 59.

26 Уланов М.С. Указ. соч. С. 193.

27 Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Указ. соч. С. 304.

28 Антонова О.И. Социальное служение религиозных общностей в современной России: опыт социологического исследования: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2009. С. 20.

32

Выпуск 1 2014

О.В. Куропаткина

старообрядцы сосредотачиваются на спонсировании и организации культурнопросветительских проектов. У иудаистов почти в каждом регионе широко представлены как благотворительные, так и культурно-образовательные проекты, однако они, как правило (но не всегда), распространяются только на евреев.

У православных, протестантов и католиков (несмотря на немногочисленность последних) широко распространена самая разнообразная благотворительная деятельность. Православные больше других помогают малообеспеченным, инвалидам, пожилым людям и домам престарелых; оказывают психологическую помощь и организуют работу телефонов доверия, устраивают благотворительные обеды и открывают столовые, а также занимаются реабилитацией бывших заключенных. Католики больше других участвуют в создании благотворительных фондов и организаций (самая многочисленная организация — «Каритас»); протестанты — в реабилитации алкоголиков и наркоманов. Отметим, что помимо иных причин, здесь играют роль конфессиональные особенности благотворительности: православная помощь более личностна и адресна; у католиков благотворительность ведется через организации, собирающие волонтеров; протестанты же видят свою главную цель в восстановлении и социализации человека29.

Верующие заявляют свою политическую позицию. Немногие из верующих христиан хотели бы жить в другой стране: такое желание изъявили только 8% православных и 15% протестантов30.

Православные больше всех других групп населения (религиозных и нерелигиозных) говорят о своем государственничестве, а любовь к Родине с ними одинаково разделяют и протестанты (60 и 61%)31. Что касается политических симпатий, то большинство верующих не идентифицируют себя с какой-либо партией32. Лидируют в политической индифферентности мусульмане (56%), а в политической определенности, как ни странно, — буддисты (34,3% объявили о своей симпатии к конкретной партии)33. Что касается политических идеологий, то симпатии молодых православных — на стороне этнонационалистичес-ких партий (12%), католиков и мусульман — социал-демократии (37% и 42%), буддистов — коммунизма (20%), протестантов и иудаистов — умеренного либерализма (23 и 18% соответственно)34. Как видно, симпатии большинства верующих — на стороне идеологий, связанных с социальным государством.

Идея религиозных политических партий в России оказалась неэффективной: так, Христианско-демократический союз России набрал на выборах всего 0,2%35. В 2012 г. 65% россиян высказались против участия верующих в полити-

29 Сулакшин С.С., Каримова Г.Г., Куропаткина О.В. и др. Благотворительность в России и государственная политика. Монография. М.: Научный эксперт, 2013. С. 34-35.

30 Лункин Р. Указ. соч.

31 Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Указ. соч. С. 301-302; Лункин Р. Указ. соч.

32 Кобзева Н.А. Указ. соч. С. 21.

33 Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Указ. соч. С. 193.

34 Кобзева Н.А. Указ. соч. С. 21.

35 ТощенкоЖ.Т. Теократия: фантом или реальность? Монография. М.: Academia, 2007. С. 339.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

33

Тема номера: «Нациестроительство в современной России»

ческой жизни36. Лучше всего консолидированным верующим удаются механизмы скрытого лоббирования: так, управление мусульман Дагестана активно и успешно продвигает своих сторонников во власть37.

Особо отметим политизированные структуры так называемого нетрадиционного ислама. Пришедшие на «постперестроечной волне» к власти в Чечне в начале 1990-х гг. сепаратистски ориентированные элиты сделали ставку на идеологию «интегристского ислама», не признающего деление мусульман на расы, этносы, тайпы, другие локальные этнические и конфессиональные группы, и ставшего известным в регионе как ваххабизм (салафизм). Наиболее характерной формой самоорганизации радикалов на Северном Кавказе стали так называемые джамааты, которые выстроены в целом по этническому принципу и действуют в основном в рамках «своих» республик. Поскольку в результате естественной убыли боевиков старшего поколения «джамааты» пополняются молодыми людьми, их нередко в научных изданиях и публицистике называют «молодежными джамаатами». Организационно структуры «молодых» копируются с ближневосточных: жесткое единоначалие, сплоченность рядов, широкая внутренняя благотворительность и взаимопомощь, как, например, у палестинского «Движения исламского сопротивления» (ХАМАС).

Главный вектор террористической активности боевиков многочисленных «джамаатов» в северокавказском регионе направлен в основном против сотрудников правоохранительных органов и силовых структур, представителей органов государственной власти и управления, официального мусульманского духовенства. Несмотря на некоторое снижение активности террористов по сравнению с пиковым 2005 г., ситуация в регионе продолжает оставаться сложной и в настоящее время38.

Консолидирующий потенциал религии в России

Верующие стремятся выполнять консолидирующую роль на основе общих ценностей. Большинство воцерковленных православных более других групп (невоцерковленных православных, мусульман и неверующих) убеждены в важности самобытности России и в том, что в обществе сохранились единые духовные ценности; в существовании общих национальных интересов уверены и воцерковленные православные, и мусульмане (47 и 42% соответственно).

Верующие проявляют большее желание, чем россияне в целом по стране, сделать что-либо для укрепления «горизонтальных» связей. Впрочем, православные (в силу размытости их самоидентификации) не сильно «отрываются» от россиян в целом, в отличие от более консолидированных мусульман и протестантов. Желание поучаствовать в общем деле выше всего у мусульман — 20% (у православных и неверующих — по 11%); готовность к благотворительности

36 Синяева Ю. РПЦ вплотную подступилась к столичному образованию. Статья // <http://izvestia. ru/news/524071>

37 Мирзаханов Д.Г. Указ. соч. С. 18-19.

38 Добаев И.П. Уроки Чечни: «растекание джихада» <i-r-p.ru/download/key-23119/file-files5/...88976910/ Gl.%204.2.doc>

34

Выпуск 1 2014

О.В. Куропаткина

у протестантов — 39% (против 13% православных и 11% россиян в целом) и созданию многодетной семьи — 21% (против 12% православных и 11% россиян в целом)39. Вместе с тем верующие — от православных до представителей новых религиозных движений — практически единодушны в том, что религиозным общинам необходимо заниматься социальным служением и что следует с уважением относиться к общественно-полезной деятельности других конфессий (хотя, к сожалению, 34,8% сталкивались с противостоянием представителей других религий во время своего социального служения)40.

Отметим, что несмотря на определенный консолидирующий для нации потенциал, верующие подвержены тем же страхам, что и светские россияне: православные и протестанты не намного больше других доверяют людям (25% православных и 31% протестантов против 23% россиян в целом) и даже в чуть большей степени настороженно относятся к трудовым мигрантам (23% православных и 21% протестантов против 20% россиян в целом)41.

Религиозные общности, имея средний консолидирующий потенциал для нации, для небольших этносов могут быть:

- главным этническим идентификатором (православие для кряшен, старообрядчество для тихвинских карел);

- пробудителем этнического самосознания (ислам для башкир, язычество для марийцев, алтайцев и т. д.);

- хранителем этнических и общинных традиций (суфийские общины — вирдовые братства для чеченцев и ингушей);

- консолидирующим признаком для «разбросанного» по регионам этноса (буддизм для бурят);

- общей «матрицей» для разделенного этноса (шаманизм для западных и восточных бурят);

- примирителем во внутриэтнических конфликтах (буддизм для тувинцев в 1990-е гг.);

- стимулом культурного обмена (распространение ремесел, народное прикладное искусство, старообрядчество для якутов);

- стимулом для элементарного выживания (протестантизм для коряков и чукчей) и т. д.42

39 Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Указ. соч. С. 306; Лункин Р. Указ. соч.

40 Антонова О.И. Указ. соч. С. 21; Заболотнева В.В. Социальные учения и социальная деятельность новых религиозных объединений в современной России: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2012. С. 23.

41 Лункин Р. Указ. соч.

42 Социологический ответ на национальный вопрос: пример Республики Башкортостан. Информационно-аналитический бюллетень Института социологии РАН. М., Уфа: Восточная печать, 2012. С. 43; Казьмина О.Е. Русская Православная Церковь и новая религиозная ситуация в современной России: этноконфессиональная составляющая проблемы: автореф. дис. ... докт. истор. наук. М., 2007. С. 29; Фишман О.М. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. Монография. М.: Инд-рик, 2003. С. 183; Родикова С.Ю. Старообрядчество в социокультурной системе современного мира: на примере Якутии: автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2006. С. 23; Мирзаев С.Б. Суфизм на Северо-Восточном Кавказе: причины возникновения, сущность и особенности функционирования: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2012. С. 27; Уланов М.С. Указ. соч. С. 191, 193; Зомонов М.Д. Бурятский шаманизм как целостная мировоззренческая система: автореф. дис. ... докт. филос. наук.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

35

Тема номера: «Нациестроительство в современной России»

Отметим особую этноконсолидирующую роль язычества. Многие языческие деятели становятся важными выразителями культуры своего народа: так, шаманы сохраняют традиционные народные знания (традиционная астрология, горловое пение, традиционные промыслы), а также собирают фольклор и исследуют шаманские практики.

Интересно, что только для 12,6% представителей государствообразующего этноса — русских — православие играет роль этнодифференцирующего признака43, хотя, как указано выше, его этнокультурная функция для многих россиян определяющая.

Религиозные общности стремятся консолидировать не только этносы, но и различные социальные группы, такие как:

- этнокультурные сообщества — казаки (православие);

- национальная интеллигенция — языческие деятели и шаманы;

- профессиональные сообщества (врачи, ученые) — православные братства;

- социально-экономические общности (у северокавказских народов богатые принадлежат к тарикату накшбандийя, а бедных объединяет тарикат кадирийя);

- сообщества «риска» — бывшие наркоманы (пятидесятническое объединение «Исход», которое объединяет реабилитационные центры и церкви: новые церкви создаются из «костяка» реабилитантов, которые привлекают к реабилитации новых наркоманов)44.

Деятельность верующих и/или исторически сложившийся авторитет религиозных институтов создают им со стороны общества определенный кредит доверия: по данным соцопроса Института социологии РАН, проведенного в 2009 г., Русской православной церкви доверяют 68% населения45. По данным исследования 2012 г., важнейшая роль церкви, по представлениям светских россиян, заключается в поддержке нравственности (38%). Интересно, что эту функцию за РПЦ признают даже члены новых религиозных движений — причем в большей степени, чем их светские сограждане (48%)46. 42% россиян считают, что именно государство должно наказывать людей, покушающихся на святыни и оскорбляющих чувства верующих. На церковь в этом полагаются лишь 22%, а на Бога — 23%47, что показывает: россияне воспринимают церковь не как сакральную и самостоятельную общность, а как такой же социальный институт, который нуждается в защите заведомо более сильного государства.

СПб., 2003. С. 18; Филатов С. Христианские религиозные сообщества России как субъект гражданского общества. Статья // < http://www.strana-oz.ru/2005/6/hristianskie-religioznye-soobshchestva-rossii-kak-subekt-grazhdanskogo-obshchestva>.

43 Рагузин В.Н. Этноконфессиональные отношения в современной России: состояние, проблемы, противоречия. Социально-философский анализ: автореф. дис. ... докт. филос. наук. М., 1999. С. 26.

44 Денильханов М.-Э.Х. Шариат и светское право в общественном сознании народов Северного Кавказа. Монография. М.: Воробьев А.В., 2011. С. 108; Дарханова А.И. Шаманизм бурят Предбай-калья в постсоветский период: социальные функции, традиции и новации: автореф. дис. ... канд. истор. наук. Улан-Удэ, 2010. С. 26; Филатов С. Указ. соч.

45 Данные предоставлены М.М. Мчедловой.

46 Боева Е.С. Нетрадиционные религиозные организации в российском обществе: факторы роста и оценки населения: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2012. С. 15.

47 Фаликов Б. Ржавые скрепы недоверия. Статья // <http://www.gazeta.ru/comments/

2013/05/27_a_5349605.shtml>

36

Выпуск 1 2014

О.В. Куропаткина

Отношение к иным христианским объединениям в целом положительно: к католикам хорошо относятся 61% россиян; несмотря на то, что самые многочисленные протестантские деноминации — баптисты и пятидесятники — вызывают у россиян негатив (53 и 52% соответственно), данные по Забайкалью позволяют уточнить, что социальные практики протестантов, в отличие от их мировоззрения и культовых практик, вызывают очень позитивное отношение48.

Большинство россиян (55%), по данным ВЦИОМ за 2008 г., полагают, что у РПЦ должны быть особые отношения с государством49. Отметим при этом, что, как указано выше, большинство россиян против участия религиозных деятелей в политике.

Религиозные институты и государство

Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Пункт 3 статьи 18 указывает, что государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

В течение нескольких последних лет на федеральном уровне было введено армейское духовенство, а в школах с 2012 г. стал обязательным предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

Что касается российских органов местного самоуправления, то в большинстве субъектов РФ они поддерживают РПЦ как первую конфессию, однако редко соглашаются на исключительно «проправославную» политику50.

Там, где мусульман, буддистов и язычников традиционно больше, чем православных, местная власть оказывает первостепенную поддержку именно этим религиям.

К каким конкретно механизмам взаимодействия приводит готовность властей к сотрудничеству? Прежде всего это включение религиозных деятелей в советы по взаимодействию с религиозными объединениями. Согласно статье 1 Положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ (утверждено Распоряжением Президента РФ от 2 августа 1995 г. № 357-рп), учрежден Совет по взаимодействию с религиозными объединениями

48 Андреева Л.А. Феномен секуляризации в истории России: цивилизационно-историческое измерение. Монография. М: Ин-т Африки РАН, 2009. С. 92-93; Кондакова Н.С. Протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского края: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Чита, 2010. С. 17.

49 <http://wciom.ru/>.

50 Атлас современной религиозной жизни России. Т. 1-3 / отв. ред. М. Бурдо, С. Филатов М., СПб.: Летний сад, 2005-2009.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

37

Тема номера: «Нациестроительство в современной России»

при Президенте РФ, который является консультативным органом по вопросам взаимодействия Президента РФ с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.

С середины 2000-х гг. религиозных лидеров начинают включать в общественные представительства (например, в Общественную палату). В таких организациях представлены РПЦ, мусульмане, иудаисты, буддисты и пятидесятники.

Российское государство начиная с 1990-х гг. стало заключать договоры о сотрудничестве с религиозными организациями в сферах образования, благотворительности, патриотического воспитания, фактически соединяя сферы ответственности государства и религиозных объединений, несмотря на их конституционное «разъединение».

Очевидно, что в проекте нациестроительства необходимо учитывать серьезный потенциал религиозных объединений: в частности, их можно привлекать к участию в решении вопросов примирения в религиозных, этнических и иных социальных конфликтах, помощи в нравственном воспитании детей, подростков и молодежи, благотворительности и в целом — в объединении активных граждан. Привлечение активных верующих к участию в нациестроительстве должно происходить на основе уважения к специфике и независимости религиозных институтов.

38

Выпуск 1 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.