ИСТОРИОСОФИЯ И РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
В. П. Океанский
Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии и литературы ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»; член-корреспондент Российской Академии Естествознания (РАЕ), действительный член (академик)
Академии философии хозяйства при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова, заслуженный деятель науки и образования РАЕ
Этика Закона и Благодати в миропонимании А.С. Хомякова и контексте нашего времени
В статье показана культурно-историческая динамика сквозных символических архетипов историософии А. С. Хомякова в соотнесённости с древним церковно-православным пониманием Закона и Благодати, с одной стороны, а с другой - с кризисным характером нашей современности.
Ключевые слова: Дарение - захват -разделение - Закон - Благодать - Алексей Ст> рабство - свобода.
"Нужно жить - как колесо вертится: только одной своей точкой касается земли, остальные - вознесены к небу..." (Из наследия святых оптинских старцев)
«Не за страх, а за совесть» - в этой максиме концентрированно выражена одна из наиболее существенных граней пропитанной животворящим духом церковности «русской идеи»,
аксиоматически предполагающей
первоверховенство Благодати
Божественного Агнца и приоритетность благодарного восприятия Бытия как Всевышнего Творческого Дарения надо всеми «волчьими» захватническими законническо-экономическими формами современного неоязыческого мышления, вторгающегося сегодня практически во все сферы, не исключая сами церковные структуры, и настойчиво проступающего в столетиями формирующейся
символической структуре планетарного
отец Сергий Булгаков - фундаментальное панович Хомяков - Кушитство - Иранство -
хозяйства, разоряющего древние клады и бросающего золото на ветер...
Такое Бого-ориентированное
отношение, однако, противно
безотчётному демоническому альтруизму и отнюдь не исключает осторожной скуповатости, находящей себе опору в евангельском запрете самого Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матфей, 7 : 6). Вопрос "о т к у д а взялись «свиньи» и к т о они?" имеет вполне однозначный ответ изнутри благодатного
миропонимания: неблагодарное
отношение к Творцу начинается в ангельском мире восстанием и низвержением небесных сил бесплотных -и мы помним из Евангелия, что эти изгнанные из бесноватого человека силы имеют личностную природу, они трепещут пред бездною, вселяются волею самого Христа в свиней, которые бросаются в пропасть с обрыва (Лука, 8 : 26 - 39). Из
басни же Крылова о свинье и дубе мы знаем, что свиньи подрывают корни дуба, дающего им пропитание - свиньи символически выражают подрывное начало, направленное на гибель самого Древа Жизни.
Свиньям уподобляются не только бесы, но и - люди: «свиночеловечество», используя яркий словесный образ из наследия отца Сергия Булгакова, подрывает сами основания земной жизни и обречено Высшему Суду и проклятию, изгнанию с лица земли - погружению в безопорность Бездны. Более того, в эсхатологической перспективе
человечество подлежит
фундаментальнейшему разделению на богочеловечество и свиночеловечество («агнцев и козлищ»): богоподобие и скотоподобие станут окончательными уделами апокалиптически рассечённого макроисторического бытия. Это практически невыносимо для
гуманистически ориентированного
мышления, исходящего из «ноосферной» утопии всечеловечества и присущего ему исконно квазибогоподобного
«коллективного разума»; но некоторым утешением для обращающихся к христианской традиции гуманистов может быть глубочайшее церковное признание ада и небес, ангеличности и скотства, «сочетания, - говоря прожигающими словами Достоевского, - идеала содомского с идеалом Мадонны» в сердце каждого грешного человека и вытекающая отсюда внутренняя борьба, исключающая любые формы относительной гармонии, исторически взыскуемой гуманистами. Метафизически оправданный гуманизм оказался не комфортабельным креслом (эти седалища занимают сегодня новые брахманы-рабовладельцы), а горящим домом или тонущим кораблём - вызовом, требующим от каждого предельного усилия в направлении по человеческим меркам Неподъёмного.
На фоне сказанного выше сегодня представляются какими-то сказочными экзотическими фигурами из иного мира метонимические архетипы, раскрытые Алексеем Степановичем Хомяковым (1804
- 1860) в «Записках о Всемирной Истории» (1) и проименованные им как Иранство и Кушитство. Это -мифообразы-прапонятия в истории религий и, вместе с тем, концепции-шифры макроисторического развития. В основе Иранских начал (не только верования древнего Ирана, но и все авраамические религии: иудаизм, христианство, ислам) лежит идея нравственной свободы - в Кушитстве (буддизм, магические культы) царит дух необходимости, неволи, кармического рабства. Символическая борьба кушитской змеи и иранской птицы пронизывает здесь всю человеческую историю. Хомяков подчёркивал в Иранстве доминанту музыкально-фонического начала, а в Кушитстве - архитектурно-
иероглифического. Иранство олицетворяет небесную сферу, кушитство - земное лоно. Но нельзя делить их на сакральное и профанное. Сакрально и то, и другое: первое - верховно сакрально, второе же -глубинно сакрально. Метафизическая взаимопринадлежность глубин и вершин не только не исключает их качественных различий, но и подчёркивает обрекающую на тщетную борьбу с вершинами особость глубин, проистекающую из первичности вершин.
Сатирически метафизика Иранства и Кушитства изображена в басне Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей», где Стрекоза символизирует первое, а муравей - второе. Другой пример из русской литературы - драма «Гроза» Александра Николаевича Островского (явление грозы, как известно, свершается между небом и землёю). Соответственно, Катерина и Кабаниха несут на себе метафизическую нагрузку Иранства и Кушитства (2): первая и в жизни, и в самой смерти обращена к небесно-ангелическому, крылатому, летящему и парящему началу - но и вторая исходно предстаёт отнюдь не ведьмою, не служительницею демонических культов, напротив, набожная, молящаяся Кабаниха выступает прежде всего как хранительница русского домостроевского сакрального космоса, который на её глазах рушится...
Однако же в макроисторической перспективе происходит усиление кушитских начал и ослабление иранских -это отмечено самим Хомяковым, с горечью пролившим свет и в самое нутро горделиво готовящейся к освобождению Царьграда рабовладельческой России:
В судах черна неправдой чёрной И игом рабства клеймена;
Безбожной лести, лжи тлетворной И лени мёртвой и позорной, И всякой мерзости полна! (3)
К возрождению какой России мы устремляемся сегодня? - вопрос не из лёгких: от советских галерно-полевых работ не кидаемся ли мы в драконовы сети рекрутарно-чиновничьего рабства? что поменялось в недрах человеческого ума? многие ли подлинно услышали церковный призыв к покаянию? приблизилось ли или удалилось царствие небесное для той, которая приносит на блюде отрезанную голову св. Иоанна Предтечи?
А.С. Хомяков
Домостроители тупо торжествуют -летатели трагически гибнут или обречены на сущностную гибель. Сейчас в нашей жизни слишком много Кушитства -молния Иранства озаряет уже не сферу духа, а только по-своему замечательные шедевры технической культуры. Отовсюду слышится: «Закон!». Необходимость убивает всё живое, и это плохо. В известном смысле в начале девяностых годов ХХ века на первом плане было
Иранство - однако же, не менее отвратительно, когда силами ада попирается Закон и всякое домостроительство, а Благодать при этом отнюдь не радуется, но стремительно иссякает, удаляясь с последнего островка земли. Безбожие не умерло, а лишь поменяло одежды. Как прежде искома и не находима символическая гармония, при которой Закон признаёт над собою верховенство благодатного
апофатического Первопринципа, ибо «без Бога - не до порога»!
Весьма интересно, что поставленная св. апостолом Павлом и раскрытая в культурно-исторической экзегезе первым русским святителем - митрополитом Иларионом Киевским - тематика соотношения Закона и Благодати (4) имеет отнюдь не проекционно-механистическую, но парадоксально-диалектическую
параллель, представленную в самой структуре этического миропонимания Хомякова: Бог как «недоступное изменению, неприступное злу и искушению нравственное существо» (5) не оставляет Кушитство-Закон и Иранство-Благодать вечному уделу манихейской борьбы... Но Бог говорит своё Слово тогда, когда человечий муравейник («глобальный человековейник», по Александру Зиновьеву) загубит всех поющих стрекоз и птиц и окончательно замолчит в своём герметическом неокушитском домострое - Бог говорит нам из «будущаго века»: «Се иду как тать. и возмездие Моё со Мною!» (Апокалипсис, 16 : 15; 22 : 12). Так «жизнь вечная» не разумно - а вполне грозо- и молние-подобно вторгается в иссякающе-деградирующую историю «одномерных» людей.
Гул растёт, как в спящем море Перед бурей роковой; Вскоре, вскоре в бранном споре Закипит весь мир земной (6), -так Хомяков за год до своей кончины пророчески предвидел историческое будущее в качестве апокалиптического преддверия Страшного Суда; однако, ещё накануне Крымской войны в стихотворении с характерным названием
«Суд Божий» он переходит от пророческого стиля - к молитвенному обращению:
Твой суд совершится в огне и крови:
Свершат его слепо народы...
О Боже, прости их и всех призови!
Исполни их веры и братской любви,
Согрей их дыханьем свободы! (7)
Здесь мы видим, как автор верит в преображающее Бого-действо: охваченное глубочайшей враждою и обречённое смерти по всем небесным и земным законам - в молитвенно-обращённом чаянии спасённое человечество! -воскресает в премудром согласии, «согретое дыханьем свободы», ибо, по словам апостола, «где Дух Господень, там свобода» (2 Коринфянам, 3 : 17).
Приокское книжное издательство, 2004. С. 109.
© Океанский В.П., 2011
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Хомяков А. С. Записки о Всемирной Истории // Хомяков А. С. Полн. собр. соч.: В 8 т. М., 1900. Т. 5 - 7.
2. См. главу III "Женщина-змея и женщина-птица" в кн.: Океанский В. П. Мир Хомякова: Церковь и культура: Монография. Иваново; Шуя: Центр кризисологических исследований при ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009.
3. Хомяков А. С. России // Хомяков А. С. Избранное. Тула: Приокское книжное издательство, 2004. С. 110.
4. Иларион Киевский. Слово о Законе и Благодати // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи ["Велико незнанье России..."] М. А. Маслин. М.: «Республика», 1992.
5. Khomiakoff A.S. L'Eglise Latin et le protestantisme au point de vue l'Eglise d'Orient. Reccueil d'articles sur des questions religeuses écrits a différentes epoques et a diverses occasions. Lausanne, 1872. Р. 125. Пер. с франц. - В. О.
6. Хомяков А. С. Помнишь, по стезе нагорной. // Хомяков А. С. Избранное. Тула: Приокское книжное издательство, 2004. С. 129.
7. Хомяков А. С. Суд Божий // Хомяков А. С. Избранное. Тула: