ЭКОЛОГИЯ ДУХА В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА
ЭТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
В.П. КАЗАРЯН, проф. каф. философии естественных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова, д-р филос. наук
В современном мире, где все, как кажется с первого взгляда, подчинено экономике, технологиям и политике, по сути дела, правит этика, ценностные установки, которые в той или иной мере находят воплощение в целях деятельности. Ведь вопрос о целях, о намерениях - это вопрос о ценностях.
Конечно, мир сейчас настолько объективно сложен, динамичен, неопределенен, что человек не способен знать сколько-нибудь вперед, что произойдет, с уверенностью и определенностью, несмотря на мощь познавательных средств, которыми он располагает (и математика, и наличное научное знание, и вычислительные системы) и на свои часто благие намерения. Процедура принятия решений чрезвычайно усложнилась.
Человек все более желает укреплять себя мерой всех вещей. Процветающей этической теорией в наше время стал эмотивизм [4]. Эмотивизм - доктрина, согласно которой все оценочные суждения (все моральные суждения) есть не что иное, как выражения предпочтения, установки или чувства, если они носят моральный или оценочный характер. При этом человек живет в мире социальных структур - бюрократия, производство, массмедия -они давят на него, подчиняют своим правилам. Человек не может без них обойтись, ибо они являются необходимым условием его жизни: он хочет кушать, получать разного рода удовольствия, получать образование, растить детей и т.д. Но он не хочет подчиняться, хочет быть свободным, иметь свои права, проявлять свою силу и слабость, быть значимым. Вот и основная драма современно культуры, и это контекст всей нашей жизни.
К тому же в этих условиях непростым оказывается вопрос: каким фундаментальным принципам, каким ценностям, в конечном счете, хочет и может следовать человек? Ориентируется ли он на идею блага как совершенства или же на идею потребления, которая в усло-
vp.kazaryan@mtu-net.ru
виях почти тотального господства гедонизма трансформируется в идею блага. Всех беспокоит эта дилемма, выраженная в известном афоризме Э. Фромма «иметь или быть».
Современные технологии обострили проблему ценностей человеческого духа и выбора дальнейшего пути нашей цивилизации. Всем памятен XX век с его социокультурными противоречиями. И масштабы достижений, и масштабы деструкций, совершенных людьми в двадцатом веке, несравнимы с какими-либо другими временами его истории [2]. Стало очевидным, что ученый не может после ядерных взрывов в Хиросиме и Нагасаки следовать старому этическому принципу науки: служить истине, знанию ради самого знания, ибо истина есть добро само по себе.
Известны три позиции в теме взаимоотношения технологии и ценности. Они сформулированы, в частности, Иеном Барбуром [1] следующим образом. 1. Технология как освободительница. Она поставляет блага людям и отсюда оптимистические воззрения на технологию. 2. Технология как угроза. Велики человеческие издержки технологии: однообразие в массовом обществе, узкие критерии эффективности, обезличенность и манипулирование, неуправляемость технологиями, отчуждение, обеднение человеческих отношений. Отсюда критика технологий и пессимистическая их оценка. 3. Технология как орудие власти, или контекстуальная оценка: технология сама по себе не хороша и не плоха, это просто орудие, инструмент, применение которого зависит от социального контекста.
У каждой из трех позиций есть много вариантов, но каждый из них подчеркивает ту или иную ценность.
Кажется, формируется и четвертая позиция: признание факта, что технологии входят в систему целеполагания человека [9]. Человек может хотеть нечто, только если уже располагает средствами-технологией достижения это-
144
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011
ЭКОЛОГИЯ ДУХА В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА
го нечто. Так, мы собираемся подольше жить, т.к. есть соответствующие биотехнологии на базе генетики. Когда не было этих технологий, мы и цели такой не ставили. Или хотим освободить потомство от дурной наследственности посредством отбора из множества родительских эмбрионов - тех эмбрионов, которые не имеют наследственной патологии, например рака. Это реально для некоторых из видов рака уже сейчас. И т.д. Существует связка технология - наше целеполагание. Эта концепция не сводится к контекстуальной позиции.
Все настойчивее дают о себе знать этические проблемы технологической деятельности человека. Формируются и биологическая этика, и экологическая этика, и биомедицинская этика, и этика информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Особую роль среди новых технологий играют информационные технологии (ИТ). Технически они лежат в основе всех других технологий и в основе формирующегося глобального информационного общества. Информационные технологии тесно связаны с промышленностью, правительством, структурами экономической власти, с личной жизнью человека.
Мощь информационных технологий проявляется в разных сферах: благодаря им увеличилась экономическая мощь транснациональных корпораций, доходы некоторых из них превышают валовой национальный продукт ряда европейских государств; монопольное владение генераторами информации в демократических обществах вполне заменяет прежние недемократические методы управления. Возникает проблема собственников и управляющих СМИ как менеджеров общественного мнения.
Мощь сетевых технологий многократно умножается благодаря технологиям виртуальной реальности. Они открывают новые возможности для системы властных отношений: позволяют заменить прямой социальный контроль и воздействие опосредованным. Вместо прямых требований и ограничений виртуальные реальности приглашают нас в завлекательные миры и путешествия. Вместо грубого или более-менее мягкого подавления происходит свободное вовлечение. Властные
отношения здесь облекаются в сверхсовременную форму: техническую, психотехническую, мистическую - позволяя создавать несуществующие в физическом смысле явления.
Виртуальная символическая среда делается нашей реальностью. Культура виртуальной реальности - это мир образов, истолкованных знаков и символов. Можно сказать, культура информационного общества наполнена симулякрами. Мир симулякров во многом обязан своим существованием техническим ИТ. Так, например, по Интернету человек общается с моделью другого, а не с другим. Медиа-машина, впитывающая продукты компьютерной революции, стирает границы между симулируемым и реальным, между зрелищем и политикой. ИТ, которые обогащают виртуальные миры, имеют большой успех и интенсивно развиваются. В них заинтересованы предприниматели. Виртуальные системы позволяют человеку самому включиться в действие как бы во вполне реальных (с точки рения восприятия человека) обстоятельствах. Виртуальная реальность - это нечто добавленное к миру, созданное людьми, являющееся компьютерной реальностью, реальность чувственная, жизненная, средовая, в которой события есть здесь и сейчас.
Жизненный мир человека стал иным - открылись новые возможности и для раскрытия своего духовного мира своего «Я» и для его сокрытия. Не лицом к лицу встречается человек с другим человеком, как это было в древности или в средневековье. Непосредственное личностное общение голосом, поведением, жестами или хотя бы оружием ушло в прошлое. Не только ракеты посылаем по врагу вообще, но и общаемся в сети с абстрактным, по сути, человеком и сами себя подаем как частичного человека - в какой-то роли. Виртуальный мир Интернета становится нашей стихией. В нем находит воплощение вечная мечта человека о своей свободе: делать то, что хочется, вне каких-либо запретов. И здесь-то в сфере вседозволенности человек постигает самого себя: свои сокровенные глубинные ценности, что он почитает как добро, а что как зло, что он себе позволяет и что нет. Как это ни странно, машина в лице ИТ становится
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2011
145
ЭКОЛОГИЯ ДУХА В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА
инструментом познания пользователем самого себя. А сеть - эмпирической базой для психологии и социологии. С одной стороны, человек может скрывать себя, быть анонимным, одевать маску, а с другой стороны, обнажается его внутренняя самость, его фундаментальные ценности, его нравственные установки.
Здесь мы не будем говорить о возможном вреде для здоровья при чрезмерном увлечении новейшим приобретением человечества: угрозы для физического и эмоционального развития детей, нарушение функций памяти, ухудшение способности ориентироваться по звуку, вред зрению, вред сидячего образа жизни, смешение реального и виртуального миров.
Информационные технологии проникли во все сферы человеческой жизни, принесли с собой новый язык, новые стили, новую моду. Среда обитания оказалась непривычной и почти невозможной для тех, кто родился во времена книжной культуры. Ощущение чуждости этого нового мира и его неестественности для них. Но эти изменения оказались не локальными, а глобальными.
Изменилась под влиянием ИТ и внешняя среда жизни человека, и его внутренний мир. ИТ играют немалую роль в формировании потребительской установки в обществе, обеспечивая притягательные предметы для потребления, завораживающие и радующие чувственность. Например, ИТ развивают любовь к гаджетам, к потреблению их ради моды. При этом нельзя не заметить влияние, изменяющее характер мышления пользователя - воспитывается его рациональность. Например, заставляет учиться классифицировать знание, относить интересующее название в тот или иной класс слов или проблем. Развивают системное мышление, ибо любое общение посредством ИТ включает человека в реально работающую, а не абстрактную систему.
Так или иначе, не вызывает сомнения огромное влияние информационных технологий на нашу цивилизацию. Мощь ИТ проявляется в том, что они:
- являются средством воздействия на экономику, на культуру, науку, технику, на другие технологии;
- создают новую сферу реальности - виртуальную реальность (практическая активность человека в мире электронных объектов);
- изменяют образ жизни человека и его духовный мир.
Кто поставляет информационные технологии? Их производителем является сообщество ИТ-специалистов и ИТ-компаний. Формирующееся ИТ-сообщество, с точки зрения своего внутреннего устройства, выступает как система норм и ценностей. Нормы очерчивают круг допустимого, возможного, приемлемость поведения в рамках данного сообщества. Ценности определяют, что является должным, во имя чего люди в своих действиях следуют принятым нормам. Сообщество производителей информационных технологий (ИТ-сообщество) включает в себя и специалистов высшей и средней квалификации информационно-коммуникативной сферы, и уп-равленцев-предпринимателей (людей бизнеса) различного статуса.
Этот процесс формирования ИТ-сооб-щества только начался, но происходит достаточно быстро. Конечно, за ним не стоит столь долгая история, как у научного сообщества, в котором писаные и неписаные правила, нормы, ценности канализируют творческую деятельность ученого, развиваясь с ходом истории. Важная особенность сферы информационных технологий по сравнению с прежней наукой заключается в тесной связи их с бизнесом, с экономикой. Это порождает свои этические проблемы. Они вызваны тем, что ИТ-специалист является участником свершения практического действия, которое всегда морально окрашено. ИТ-компании являются субъектами этики бизнеса. Многие из них поддерживают развитие этических аспектов деятельности ИТ-компаний. Так, на 10 марта 2010 года руководители 118 ИТ-компаний России подписали «Хартию руководителей ИТ-компаний по вопросам этики и защиты собственности». В ней они согласились в своей профессиональной деятельности наравне с действующим законодательством Российской Федерации руководствоваться общими морально-этическими нормами и принципами честной конкуренции [7].
146
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011
ЭКОЛОГИЯ ДУХА В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА
Количество ИТ-специалистов достаточно обширно. В свое время Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» обращал внимание на то, что принадлежать к «массе» вполне может ученый, научный работник. Сейчас, в век, когда продукт деятельности специалиста является товаром, особенно столь востребованным, как информационный продукт, оказались особенно важны их нравственные устои, поскольку в их руках находится информация. Важны их мотивы, почему и для чего они овладевают своей профессией. Ведь они включены в массовое общество, может быть в разной степени, и разделяют его ценности.
Круг пользователей информационных технологий очень широк: это и личность, и организация, и государство, а в перспективе построения глобального информационного общества видится тотальное использование их. Пользователем может быть и ребенок, играющий гаджеткой, и СМИ, и организация, и частное лицо, и государственное охранительное заведение. У них разные цели, разные возможности, разная реакция на информационные технологии. Постепенно среди пользователей персональным компьютером появляется все больше людей, для которых компьютер является просто черным ящиком, который работает по неизвестным им и не интересующим их принципам. Сейчас обыватель не станет разбирать телевизор и чинить его. Компьютер становится таким же прибором, который работает сам по себе и не требует для этого участия пользователя. Пользователей становится все больше и больше. Компьютерная грамотность стала теперь как бы чертой личности: исполнительность, пунктуальность, ответственность. Доля квалифицированных пользователей-спе-циалистов среди них уменьшается.
Развитие ИТ несет с собой не только рост достижений человечества, но и опасности. В чем они проявляются и каковы их причины, или же поводы к ним? Новая социореальность производит новую сферу отношений между людьми и новые виды отношений. Правила, их регулирующие, устанавливаются и стихийно в практике, и сознательно. Возникают ли новые нравственные правила или же старые распространяются на новую область?
Беспокоит то, что информационные технологии эффективно используются и преступниками. Киберпространство плохо поддается жесткому законодательному регулированию, поэтому возрастает важность этического подхода. Но в глобальной сети в разных регионах нет единства ни этического, ни правового. Быстрое развитие Интернет вызывает опасения. Нужно ли и возможно ли вводить контролирующие меры и соответствующую законодательную базу? Интернет развивается, становясь структурной технологией и преобразуя общество в онлайновое. Опасения: способность Интернета привести к увеличению масштабов воровства интеллектуальной собственности; способствование Интернета открытому распространению порнографических материалов; предоставление Интернетом удобной среды для деятельности потенциально опасных сообществ, а еще сложнее, что наблюдение за деятельностью этих сообществ несовместимо с правом на частную жизнь обычных пользователей; смешение культур, когда из наследников определенных качеств и обычаев люди превращаются в индивидуумов, сознательно присваивающих себе определенные поведенческие стереотипы и убеждения.
Сложность глобального информационного пространства обуславливает необходимость критического рассмотрения вопросов доступа, интеллектуальной собственности, невмешательства в частную жизнь граждан, безопасности и прав человека и диалога поверх географических, языковых и культурных барьеров. Опасения, связанные с развитием Интернета, коренятся в особенностях этой технологии: она находится вне контроля общества и требует изменения поведения и привычек общества.
Для исследования этих проблем был создан международный центр по информационной этике (инфоэтике). Ведутся исследования в области компьютерной этики, этики сети Интернет, киберэтике. В ведущих учебных заведениях мира водится учебная дисциплина по компьютерной этике (единое название еще не установилось). Одной из главных задач является формирование личных принципов этики социальной ответственности, как на рабочем месте, так и в жизни общества в целом. Эти-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2011
147
ЭКОЛОГИЯ ДУХА В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА
ка ответственности строится не на идее блага для себя, а вытекает из осмысления ситуации, в которой субъект находится здесь и сейчас. Она включает в себя и долг, и оценку последствий для всех, и склонности. Конечно, проблема усложняется и тем, что ценности общества и ценности профессионального сообщества могут не совпадать. Иллюстрацией служит известный пример из медицинской практики: операция произведена прекрасно - больной умер. Информационная этика включает в себя профессиональную этику, этику пользователя, некоторые вопросы политики государства.
Всемирные саммиты по информационному обществу в Женеве (2003 г.) и в Тунисе (2005 г.) посвящены анализу различных сторон формирующегося глобального информационного общества. В Декларации принципов, принятой в Тунисе, Принцип 5 гласит: Информационное общество должно быть основано на этических и моральных ценностях и обеспечивать условия, при которых в полной мере уважается и крепнет человеческое достоинство. В качестве этических моральных ценностей информационного общества, наряду с общепризнанными, такими как мир, свобода мысли, совести и вероисповедания, равенство, солидарность, терпимость, бережное отношение к природе, особо важными ценностями признаются правдивость, доверие, честность, справедливость, человеческое достоинство, неприкосновенность частной жизни, защита культурного разнообразия, уважение нравственных, социальных и религиозных ценностей всех обществ [3; 8].
В документах ООН подчеркнута важность этических аспектов и сформулирована задача развития более глубокого понимания этических, правовых и социальных последствий использования ИКТ. Изменения, которые несут новые решения в области информационных и коммуникационных технологий, могут сделать общества намного более открытыми. Фундаментальными принципами информационного общества объявляются принципы демократического общества.
ЮНЕСКО [5] видит свои главные задачи в сфере инфоэтики прежде всего в следующем:
- соблюдение прав человека и основных свобод в киберпространстве;
- увеличение количества информации, представляющей собой общественное достояние;
- обеспечение разнообразия контента в информационных сетях;
- содействие большей доступности информации и средств коммуникации.
В киберпространстве отражается соотношение сил, имеющее место в реальной жизни. Реализуется желание воплотить в нем старые ценности - материальные и духовные. Что же нового оно принесло? Скорее всего, обострение старых проблем в силу большой мощности технологий и свои новые, специфические профессиональные, свой этос. Первое очевидно и прежде всего беспокоит.
Прежде всего, этические принципы охраняют экономический интерес. Т.е. во главу угла поставлены современные экономические ценности собственности. Этические вопросы, например авторского права и копирования информации на электронных носителях, переплетены с правовыми законами, регулирующими отношения собственности, экономические отношения. Например, изменение рынка в звукозаписывающей индустрии во многом связано с развитием ИТ. Очередной виток развития технологий существенно повлиял на компании, заработок которых связан с продажей цифровых копий произведений. Человечество вновь столкнулось с конфликтом интересов различных групп. Производители не хотят терять доходы.
Конечно, приоритетны и охрана личного, свободы слова и других ценностей демократического общества, охрана от того, что считается преступлением в морали и праве. Принципы инфоэтики требуют вести себя не преступно и в этой области человеческой деятельности. Как и в жизни, человек может вести себя в киберпространстве и хорошо, и плохо. Честность и доверие - этические категории, остаются в отличие от законодательных и экономических ограничений. Требуется обязательное чувство доверия и всеобщего уважения к честности в поступках, ответственности. Предпринимаются попытки правового реше-
148
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011
ЭКОЛОГИЯ ДУХА В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА
ния проблем. Вместе с тем нарастает интенсивность попыток решения их внутренними средствами.
Для решения проблемы воровства и мошенничества в Интернете создаются специальные компьютерные программы, поддерживающие высокий уровень безопасности работы в сети. Программное обеспечение может гарантировать такой же уровень безопасности, какой существует вне сети. Кроме того, предпринимаются попытки организовать всеобщее сотрудничество, принятие соглашений о преследовании подобных преступлений. Вместе с тем, ИТ-сообщество встречается и с серьезными трудностями. Так, есть достаточные основания полагать, что осуществление эффективного контроля порнографии и подозрительных сообществ посредством современных информационных технологий несовместимо с правом на личную жизнь, как оно сейчас понимается. Дальнейшее развитие технологий Интернета будут определять ситуацию в этой области. Или вопрос об интеллектуальной собственности: есть и сторонники, и противники копирайта. Так, приводятся аргументы, что «копирайт в основном не защищает интересы авторов, но, напротив, помогает их ущемлять; исключением являются только единичные случаи писателей, раскрученных до получения миллионных гонораров, да еще авторы пресловутой попсы» [6, с. 85]. В отношении к интеллектуальной собственности играет решающую роль убеждение человека, его собственное решение.
Важный вопрос: все этические и правовые проблемы решатся технологиями или же какие-то останутся государству, человеку, обществу?
Электронные механизмы обеспечения безопасности информационных систем, используемые в электронном мире, и особенно в Интернет, начинают играть роль, подобную роли, которые играют в организованном обществе законы. Их основная цель заключается в том, чтобы обеспечить защиту владельцев электронной собственности, в том числе мультимедийных изданий, аудиофайлов, образов, видео- и текстовых документов. В реальном мире с концепцией собственности связано
множество этических норм. Подобная ситуация имеет место и в электронном мире, где они принимают свою форму. Используются различные виды средств электронной защиты. Механизмы защиты базируются на криптографии, цифровой подписи, цифровом водяном знаке. Они обеспечивают защиту информации. Правила электронной этики различаются в зависимости от природы используемого механизма защиты. Роль этой этики очень велика, поскольку в значительной степени определяет поведение человека в электронном мире.
Если мы хотим сохранить человеческие ценности в информационной сфере, то достаточно ли для этого самой технологии, созидающей подходящие программы, вынуждающие их сохранять? Конечно, работать в сети и не учитывать внесетевые законы невозможно. Государствам удается достаточно эффективно вести борьбу с некоторыми преступлениями, например, с детской порнографией в сети. Но нельзя не заметить, что возникают механизмы саморегуляции в сетевом сообществе. Ярким примером является проблема спама. Против него единственным действенным средством оказалось стойкое неприятие спама сетевым сообществом, которое было обусловлено потребностью самосохранения сетевого сообщества.
Является ли неспособность контролировать информационные технологии достаточным основанием, чтобы их бояться? Сеть делается людьми. Трудно предположить, что зло перевесит добро. У человечества большой опыт использования технологических изменений. При этом оно имело и плюсы, и минусы: преодоление недугов и экологический ущерб. Таков же, можно предполагать, будет и исход цифровой революции.
К чему приведет данный процесс, сказать трудно. Одно ясно уже сейчас: взаимодействуя с компьютером, мы неизбежно становимся другими. Общество становится другим. И сожалеть об этом - ностальгия по прошлому, она сладка - бессмысленно. Нравится нам современный мир или нет - но это реалии жизни, и из них желательно исходить, если мы хотим повлиять на строительство нашего будущего.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011
149