УДК 681.3
ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИКТ
THE ETHICAL DIMENSION IN INFORMATION TECHNOLOGY
Ковалева Н.Д., Сердюкова Е.А.
Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Kovaleva N.D., Serdyukova E.A.
South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential
Academy of
National Economy and Public Administration
Аннотация: В данной статье рассмотрено такое явление как инфоэтика, ее разновидности, проанализированы положительные и отрицательные стороны этики в ИКТ. Выявлены проблемы, возникающие с нарушением этики в сети интернет. В процессе исследования на основании социологического опроса предложены возможные способы решения проблемы этического аспекта в ИКТ.
Ключевые слова: инфоэтика, компьютерная этика, нэтика, виртуальная этика, киберэтика, этический аспект, кодекс этики.
Annotation: This article deals with the phenomenon of infoethics , its variants , analyzed the positive and negative aspects of ethics in IT . The problems arising from the breach of ethics on the Internet. The study based on the opinion poll suggesting possible solutions to the problem of ethical aspects of IT.
Key words: infoethics , computer ethics, netika virtual ethics Cyberethics, ethics, code of ethics .
Инфоэтика - это не только сфера научных исследований, но и область актуальных общественных дискуссий и необходимых морально-правовых решений. Обращение к этическому анализу процессов, происходящих в сфере информационных технологий позволит, во-первых, избежать многих негативных последствий при коммуникации, и создать условия для обеспечения информационной безопасности. [1].
В процессе изучения данной проблемы были решены следующие задачи: раскрыты значение понятия «инфоэтики»; определены положительные и отрицательные стороны «инфоэтики»; выявлены особенности поведения и общения в сетях; проведен социальный опрос с целью определения отношения определения количества людей, соблюдающих нормы этики в сети.
В настоящее время можно выделить следующие направления этических исследований в сфере информационных технологий:
- компьютерная этика,
- инфоэтика,
- виртуальная этика,
- сетевая этика,
- киберэтика,
- нэтикет,
- корпоративная этика интернет - сообществ.
Этическое осмысление различных сторон жизни Интернета началось с момента его зарождения. Уже тогда стало понятным, что ряд важнейших особенностей Сети неизбежно обернется кризисными явлениями в сфере общественной морали. Как правило, указывают следующие этические характеристики сети.[2].
• Глобальность - возможность вести диалог с многочисленными культурами, а также контркультурами, что приведет к размыванию границ дозволенного и недозволенного.
• Анонимность, выраженная в соблазне скрываться за вымышленными именами, и, на первый взгляд, безнаказанно вредить.
• Быстрая воспроизводимость данных, молниеносное распространение информации, что влечет за собой не только возможности распространения порочных явлений, но также и неспособность рядового пользователя отличить достоверные сведения от недостоверных.
• Широкая доступность, граничащая с агрессивным навязыванием; по сути, Сеть не выдвигает даже самых простых требований к возрастному, культурному, интеллектуальному и нравственному уровню пользователя.
• Интерактивность, связанная с появлением многочисленных способов общения, целый ряд которых носит враждебный, унижающий достоинство личности характер.
• бесконтрольность, а, значит, - вседозволенность.
Указанные сущностные черты сетевого пространства позволили миллионам людей изначально увидеть в нем возможность дополнительной свободы, в том числе, от социального контроля и моральных требований. Получалось, что Интернет внушает человеку соблазн совершить то, на что в реальной жизни он бы никогда не решился. Этот очевидный вывод потребовал начать осмысление сетевых процессов с точки зрения того, как можно предотвратить нарастание нравственного кризиса.
По разным оценкам, уровень использования пиратского ПО в России достигает 90%, в то в время как в странах, где уделяется достаточное внимание проблемам этического использования ИТ, этот уровень не превышает 30%. Причем продажи антивирусного ПО увеличиваются более
чем на 50% в год, при том что в мире в среднем на 15-20%. В 2010 г. в России пострадало от утечки приватной информации 785000 граждан.
Опрос среди школьников старших классов показал: значительный процент участников опроса НЕ считает себя связанным обязанностями перед обществом и другими людьми. Среди школьников наблюдается правовой нигилизм. Только 10,4% старшеклассников считают, что следует подчиняться «несправедливому» закону, а 89,6% - не следует. Таким образом, правопослушным оказывается лишь каждый 10-ый старшеклассник.
Следует отметить, что этические проблемы в сфере информационных технологий - одно из самых слабо разработанных в теоретическом плане направлений. [3, 66 - 75].К примеру, западные ученые задумались над созданием компьютерного этического кодекса. Ассоциация вычислительной техники (The Association for Computing Machinery) приняла подобный кодекс, состоящий из ряда императивов. Институт компьютерной этики по аналогии с библейскими заповедями сформулировал 10 компьютерных заповедей. В Правилах надлежащего использования ресурсов информационных технологий (Policy for Acceptable Use of Information Technology Resources) университета Мемфиса есть свой свод правил. На сегодняшний день исследования осуществляются по следующим направлениям: компьютерная этика, инфоэтика, виртуальная этика, сетевая этика, киберэтика.
Главная проблема этического осмысления интернета в наши дни состоит в неоднородности этого пространства.
Анализируя данную проблему, можно выделить следующие положительные и отрицательные стороны этического аспекта в информационных технологиях.
К отрицательным факторам такого явления как компьютерная этика относят:
- значительная легкость, с которой совершается в информационном преступления, связанные с несанкционированным доступом к персональной информации и наносящие значительный ущерб их владельцам;
- сетевая культура как новая коммуникационная среда интернета становится для многих людей (чаще для подростков) "заменителем" реального общения, что непосредственно сказывается как на физическом, так и на психологическом состоянии индивида;
- в связи с простотой и доступностью получения и передачи информации по сети, появляется новый сленг, предназначенный для общения в интернете. Увеличивается уровень безграмотности населения; многие попросту не знают, как действительно произносится или пишется то или иное слово;
Положительными факторами компьютерной этики являются:
- возрастает уровень доступности информации и, как следствие, стремительнее развивается сфера образования, науки, здравоохранения, а также повышается средний уровень интеллекта человека;
- значительно упрощается процесс взаимосвязи друг с другом, => растет социальная мобильность граждан;
На основе этических стандартов, используемых в кодексах, Международная федерация по информационным технологиям (Ш№) рекомендовала принять кодексы компьютерной этики национальным организациям других стран с учетом местных культурных и этических традиций. Содержание отдельных кодексов отличается друг от друга, но в их основе лежит некоторый инвариантный набор моральных установок, которые условно могут быть сведены к следующим:
- не использовать компьютер с целью повредить другим людям,
- не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей;
- не использовать компьютер для воровства и для распространения ложной информации;
- не использовать ворованное программное обеспечение;
- не присваивать чужую интеллектуальную собственность;
- думать о возможных общественных последствиях программ, которые Вы пишете, или систем, которые Вы разрабатываете.
Также, в результате проведения социального опроса, в котором участвовало 60 студентов ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ, получены следующие результаты: на вопрос « соблюдаете ли вы правила этики в интернете?» респонденты ответили след образом: - «да, соблюдаю - 35%»; - «нет, не соблюдаю - 55%»; - « не обращал внимание - 10%».
В результате, проведенный социальный опрос показал, насколько люди безразлично относятся к своему поведению в сети, в следствии чего можно сделать вывод о том, что данная проблема, несомненно, нуждается в дальнейшем ее исследовании, чтобы проводить анализ и узнавать динамику изменений отношения к этике в интернете.
В процессе исследования данной проблемы был сделан следующий вывод: традиционные этические представления описывают взаимоотношения между людьми, в то время как проблемы компьютерной этики не предполагают непосредственной формы этих отношений, а поэтому к ним неприменимы;
Возможные способы решения данной проблемы:
1) Призвать соответствующие заинтересованные стороны, особенно академические круги, привлекать ученых к исследованию этических аспектов ИКТ
2) Значительный вклад в решение задачи внедрения в сознание участников информационного взаимодействия необходимости соблюдения норм компьютерной этики и привития навыков ее применения может и
должна внести система среднего и высшего образования как социальный институт «производства социального человека». [4, С. 37-47].
Безусловно, государство не обязано регулировать все. Государства должно носить вспомогательный характер. Соответственно, оно должно:
1) Провозглашать и переводить на язык права этические принципы, касающиеся Интернета. 2) Отслеживать и контролировать их эффективное осуществление.
Список литературы:
1. Емелин В. Статья: Глобальная сеть и киберкультура,2010.
2. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; ред. пер. О.И. Шкаратан. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики, 2000.
3. Гайсинский И.Е., Вострикова Т.В., Перова М.В. Электронный документооборот в системе подготовки и повышения квалификации специалистов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 4. С. 66-75.
4. Павлова Л.Г. Современная языковая ситуация и речевая культура государственного служащего // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 1. С. 37-47
5. Мелюхин И.С. "Информационное общество - истоки, проблемы, тенденции развития", 1999.
6. Мельников В.П. Информационная безопасность и защита информации. М.: Академия, 2008
7. Куприянов А.И. Основы защиты информации. М.: Академия, 2006
8. Федоров Дмитрий, Статья: этика в сфере информационных технологий,2014
9. Гайсинский И.Е., Вострикова Т.В., Перова М.В. Электронный документооборот в системе подготовки и повышения квалификации
специалистов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 4. С. 66-75.