ЭТИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: КОНЕЦ ИДЕОЛОГИИ, КУЛЬТУРА ПОСТМОДЕРНА И ПОСМАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ © Меркулов А.Е.*
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, г. Санкт-Петербург
На фоне трансформации индустриального общества в информационное, этические детерминанты индустриализма - политические идеологии и «дух капитализма» - в значительной степени утратили свое значение и актуальность. Вместе с этим наблюдается разрыв между постмодернистской куньтурой и экономической сферой общества. Белл Д. предложил этоса научного сообщества в качестве нравственного фундамента информационного общества, однако, время показало несостоятельность его надежд. С другой стороны, технический прогресс, обусловленный информационной революцией, позволил западным обществам обеспечить подавляющему большинству его членов достойным уровень жизни, что привело к распространению нематериалистических ценностей. Вышеперечисленные явления сформировали сложную мозаику этических оснований информационного общества.
На смену индустриальному обществу в 1970-ые годы пришла общественная система, которую большинство социальных исследователей определяло как информационное общество. Оно характеризуется проникновением информационных технологий во все сферы жизни, преодолением индустриального характера производства за счет роста сервисного сектора экономики, превращением науки в производительную силу общества, частичное замещение экономических функций капитала информацией. Предполагалось, что информационное общество будет более прогрессивной, гуманной и справедливой общественной системой, чем индустриальная эпоха. Трансформация экономических, социальных и технологических сфер общества не могла не вызвать значительных изменений в системе нравственных ценностей общества.
В традиционном обществе религия была средством сплочения людей в единый общественный организм. С социальной точки зрения задачи религии заключались в конструировании системы этических императивов, которые объединяли ту или иную общность людей, определяя ее место в обществе или системе международных отношений, оправдывая мировоззрение и образ жизни членов этой общности. Критика религии стала основой социальной демистификации общественного порядка доиндустриального об-
* Аспирант кафедры Философии.
щества, что привело к замене религии в духовной сфере жизни политическими идеологиями.
Во время французской революции религия была впервые в мировой истории отодвинута в сторону идеологией, то есть «светской системой социальных воззрений и мифов, отдельные элементы которой дополняли друг друга» [5, с. 69]. Глобальными идеологиями, ставшие основой для всех существовавших и существующих идеологий и пытавшимися конкурировать с религиозными доктринами в претензиях на объяснение мира, традиционно называют либерализм, марксизм и фашизм.
Претендуя на единственно верное объяснение всей совокупности социальных, экономических и исторических процессов, идеологии «сильно теряли в своей популярности, если становилось ясно, что объяснения скорее противоречат реальности, чем проясняют ее» [5, с. 70]. Неудивительно, что в 1950-ые годы ряд известных мыслителей провозгласили «конец века идеологии», под которым понималось «завершение исторического перехода западных обществ от религии к светской идеологии, претендующей науниверсальный характер» [4, с. 329].
Помимо идеологии и религии духовную жизнь общества на каждом историческом этапе определяет то, что Д. Белл называл эгос - совокупность ценностей, составляющих нравственный фундамент общества. Этосом индустриальной эпохи был «дух капитализма» или «протестантская этика», о которой писал М. Вебер. Этика первых буржуа во многом распространилась на все слои населения и включала в себя трудолюбие, расчетливость, осмысленное принятие решений, бережливость, аскетизм, нацеленность на успех. Самыми мощными инструментами дискредитации протестантской морали стали революция в средствах массовой информации, развитие системы доступного кредитования и форсирование постмодернистской культуры.
Уже в 1920-х годах прошлого века в культурной сфере, по мнению Белла, стал господствовать ориентированный на безудержное экспериментирование модернизм, явившийся отрицанием упорядоченности, симметрии, пропорциональности и вообще реализма. К концу 1960-х годов модернистская культура логическим образом находит свое завершение в культуре постмодернизма, которая характеризуется идеями «деконструкции человека», «конца гуманизма» и «освобождения тела, подобно тому, как модернизм был высвобождением воображения» [1, с. 69-70].
В результате «культура стала доминирующей подсистемой западного капиталистического общества, заставив промышленность реорганизоваться для удовлетворения ее ненасытных потребностей, которые проявились в материальных, эротических и эстетических запросах, фильмах Голливуда и телевизионной вакханалии» [1, с. 69]. В социуме утверждаются нигилистические, эгоистические и гедонистские по своей сути моральные ценности, чуждые рациональной экономической основе информационного
общества. Современное общество оказывается лишенным прочного нравственного фундамента, что становится самым опасным вызовом социуму. Интересно отметить, что Белл видит угрозу обществу будущего в «иррациональных и гедонистических силах, порожденных самими успехами развитого капитализма в создании обилия возможностей для самовыражения» [2, с. 65]. Дискредитация идеологий и «духа капитализма», декларировавших в качестве приоритетных нематериальные ценности, стало одной из причин образования вакуума в этической сфере.
Белл считал, что системой моральных устоев современного общества должен стать этос научного сообщества, поскольку наука является основной производительной силой информационного общества. Императивы этоса науки были сформулированы Р. Мертоном в 1942 г.: универсализм (внеличностный и объективный характер научного знания), коллективизм (свободное информирование об открытиях другим учёным), бескорыстие (ученого в научной деятельности должно интересовать только постижение истины) и организованный скептицизм (исключение некритического приятия результатов исследования) [3].
Общество, основанное на принципах научного этоса, - это социум, в котором правят трезвая рассудочность, точный расчет, размеренность и предсказуемость общественной жизни, дополненные неограниченными возможностями для творческого развития личности и уважением к правам человека. В тоже время, в информационном обществе «присутствуют вера, страсть и таинство, хотя они направлены на поиск объективных знаний, предназначение которых состоит в том, чтобы проверять и ниспровергать старые верования» [4, с. 16]. На данный момент очевидно, что с этической точки зрения современное общество очень мало напоминает ассоциацию ученых, тем самым на практике доказав утопичность предложенного Беллом этической модели. В то же время, в материальном плане люди живут гораздо лучше, чем в эпоху индустриального общества.
Под воздействием научно-технического прогресса (в первую очередь, информационной революции) и социально-политических реформ развитые индустриальные общества к середине прошлого века достигли невиданного в истории уровня материального благополучия и безопасности. Как следствие, в морально-этической сфере жизни доминирующее в индустриальном обществе внимание к материальному благосостоянию и физической безопасности в определенной степени уступают место заботам о качестве жизни и другим факторам нематериального характера. Эта тенденция нашла отражение в теории социологического постматериализма, разработанной Рональдом Инглехартом. Он относит понятия «материализм» и «постматериализм» к сфере морально-этических, а не онтологических проблем. Для Инглехарта материализм - это система моральных ценностей, в основе которой лежат материальные (экономические) фактор.
Основываясь на данных социологических исследований, Инглехарт утверждает, что, начиная с 70-х годов двадцатого века, параллельно с ростом уровня жизни, материальные аспекты теряют свое значение в системе морально-нравственных координат современного человека. Все больше людей ставят ценности гармоничного существования, самовыражения и самореализации на более высокие позиции, чем задачи увеличения дохода и демонстрации социального статуса путем показного потребления. Согласно теории изменения ценностей Инглехарта, в любом обществе «более высокая доля постматериалистов будет встречаться среди представителей младшего поколения, поскольку до наступления взрослого возраста они жили в условиях значительно большей экономической безопасности» [6]. США и страны Западной Европы возглавили переход к постэкономиче-ским ценностям, однако этот процесс охватывает и другие государства, достигшие высокого уровня благосостояния и создавшие развитые системы социального обеспечения.
Взгляды Ингельхарта развил Ф. Фукуяма, который утверждал, что ременных условиях информационного общества «трудовая мотивация и стремление к зарабатыванию денег гораздо во все большей степени связана с общественным признанием, которое приносит такая деятельность» [8]. Если перед предпринимателем индустриальной эпохи, в первую очередь, стояла задача минимизации издержек любыми путями, то современные корпорации несут серьезные имиджевые и финансовые потери в том случае, если их действия расцениваются как аморальные. В современном мире мы наблюдаем «растущую одухотворенность» (spiritualization) экономической деятельности, наделение ее той соревновательной энергией, которая прежде питала жизнь политическую» [8]. Во все большей степени люди поступают не в соответствии с интересами разумного увеличения полезности в ее узко экономическом понимании, но привносят в хозяйственную деятельность персональные морально-нравственные ценности. В этой связи неудивительно, что значительная часть современных западных «потребителей готова приобретать более дорогие товары, если их использование способствует реализации общегуманистических целей» [7].
В современном обществе творческое знание и личные таланты человека стремительно превращается в определяющий фактор производства, отодвигая на второй план капитал. Поскольку знания, в отличие от земли или капитала, невозможно отнять, человек приобретает значительный уровень свободы от социальных институтов и экономической конъюнктуры. Поэтому талантливый дизайнер или бизнес-тренер, будучи уволенным из крупной фирмы, может создать собственную, а топ-менеджеров переманивают из одной компании в другую огромными окладами.
В заключение хочу отметить, что описанные выше изменения не носят стремительный или «замещающий» характер: подобно тому, как на древние
фрески в последующие эпохи наносятся новые изображения, более поздние этические ценности накладываются на предыдущие слои, стирая некоторые грани и наращивая картину нравственного фундамента общества. В современном обществе материалистические ценности, а так же отчасти идеологии и религии, воспринимаются в качестве ценностей положительного характера. Они дополняются и отчасти заменяются культурой постмодернизма, и постматериалистическими ценностями, что формирует сложную и противоречивую систему нравственных ценностей современной эпохи.
Список литературы:
1. Bell D. Resolving the contradictions of modernity and modernism // Society. - N.Y. - Vol. 27. - № 3. - P. 43-50; № 4. - P 66-75.
2. Ferkiss V Daniel Bell’s concept of post-industrial society: theory, myth and ideology // The political science reviewer. - N.Y. - Vol. 9. - № 1. - P. 61-102.
3. Merrton's Norms: The Social Structure of Science [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.webspace.webring.com/people/je/exobiology/Basic_Sci/ merton.html.
4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 1999.
5. Белл Д., Иноземцев В. Расколотая цивилизация. - М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007.
6. Ингельхарт Р. Модернизация и постмодернизация // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.iir-mp.narod.ru/books/inozemcev/page_1261.html.
7. Иноземцев В. Цены и ценности // Огонек. - № 4.
8. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.iir-mp.narod.ru/books/inozemcev/ page_1123.html.
ФОРМИРОВАНИЕДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ © Пичко Н.С.*
Филиал Ухтинского государственного технического университета,
г. Усинск
В статье проанализирована научная литература по проблеме духов-но-нравственных ценностей личности в контексте куньтуры; проанали-
* Доцент кафедры Истории и культуры, кандидат культурологи, доцент.