Компетентное мнение
Этика и научно-инновационное развитие экономики
Этика как научная дисциплина, изучающая нравственные аспекты общественных и межличностных отношений, определяемых общепринятыми нормами, в наше время так же актуальна, как в античные и в более поздние времена. Более того, она быстро охватывает совершенно новые направления, играющие значительную роль в развитии человеческого общества. К ним сегодня относятся такие важные составляющие современной модернизации экономики, как научные исследования, разработки новых технологий и подготовка научных и инженерных кадров. Любые нарушения гармонии их взаимодействия создают серьезные риски и даже угрозы устойчивости и эффективности научно-инновационного прогресса в условиях глобализационных процессов [1-4]. При этом происходит формирование общества нового технологического уклада, стиля экономики, основанного на достижениях четвертой научной революции - современного социо-генеза, так или иначе связанного с изменением ценностных парадигм, этических принципов науки, в конечном счете и самого субъекта [5].
Повышение роли науки в создании высокоэффективных технологических инноваций повысило статус исследователей и ускорило погоню наиболее экономически развитых стран за
учеными, идеями и разработками высокого креативного уровня, способными совершать открытия и создавать «прорывные» изобретения [6] (табл. 1).
«Утечка мозгов» существенно снижает качество интеллектуального потенциала не только развивающихся, но и некоторых передовых стран мира и создает возможности для попадания в научную, образовательную и даже управляющую сферы субъектов с недостаточно высокой моральной устойчивостью. Об этом ярко свидетельствуют и научно-этические скандалы последних лет международного и внутригосударственного уровня. За плагиат были лишены ученой степени министры образования и обороны Германии, высокое должностное лицо Венгрии. В России одномоментно лишились ученых степеней по экономике более 11 соискателей, защищавших диссертации в Московском государственном педагогическом университете. Был уволен с должности председатель Высшей аттестационной комиссии. Новый глава российского ВАКа профессор В. Филиппов недавно по поводу ситуации с покупаемыми диссертациями сказал: «Если раньше платили за написание диссертации, то сейчас чиновники бегают и ищут, кому дать деньги, чтобы отказаться от диссертации» [7]. В МГУ им. Ломоносова предложено дополнить университетский Устав сло-
вами «...студентов лишать права обучения за предоставление курсовой или выпускной работы, выполненной другим лицом». Белорусский ВАК тоже обеспокоен недостаточно высоким качеством некоторых защищаемых работ: «За надуманность и неактуальность темы делать работу над ошибками отправляют едва не каждого третьего гуманитария с «научным» трудом по философии, литературе, экономике» [8]. А ведь в предзащитной оценке всех диссертационных работ участвуют десятки ученых. Или их порой обманывают, или им некогда вникнуть в суть работы, или они недостаточно принципиальны?
Пренебрежение этикой на разных стадиях подготовки кадров, как правило, рождает в научной сфере появление некачественных публикаций и разработок, неспособность исследователей самостоятельно найти творческое решение конкретных задач, обеспечить безопасность создаваемых технологий. В образовательной сфере такие «специалисты» порой не способны на соответствующих этапах качественно обучать школьников и студентов, магистрантов. Не поэтому ли достаточно низка эффективность написания и защиты кандидатских диссертаций в НИИ и вузах по естественно-научным и инженерным специальностям? Этот цепной процесс стал очевидным, и поэтому в стране ныне предпринимаются меры для повышения уровня образования, возрождения конкурентной основы отбора абитуриентов при поступлении в высшие учебные заведения, для обучения студентов стремлению к инновацион-ности и конкурентоспособности каждого в отдельности и в условиях будущей корпоративной деятельности [9]. Кстати, Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) раз в три года в 74 странах осуществляет международное тестирование (Programmer for International Student Assessment - PISA), в ходе которого оценивается не уровень
Г?
Анатолий Свириденок,
завлабораторией Научно-
исследовательского центра проблем ресурсосбережения НАН Беларуси, академик
Геннадий Хацкевич,
проректор по научной работе и инновациям Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, доктор экономических наук, профессор
о
X X
5
X
Синергия знаний
Уровень Характеристики критериев и подходов оценки креативности
креативности Психологический подход Научно-технический подход
Высокий Трансформационная креативность -рождение идей, немыслимых ранее; научные прорывы на уровне парадигмы Открытия - установление ранее неизвестных объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира
Средний Исследовательская креативность -обнаружение «белых пятен», формулирование проблем; создание обобщенных новых суждений и технических решений на основе собранных данных Изобретательство - новое, обладающее существенным отличием техническое решение отраслевого и (или) межотраслевого значения, дающее значительный экономический, социальный и другие эффекты
Низкий
Комбинаторная креативность -порождение новой идеи через необычную комбинацию (ассоциацию) известных идей (компилятивный подход)
Рационализация - новое решение, направленное на локальное усовершенствование применительно к одному или нескольким однородным процессам
О х
X
5
X
усвоения школьной программы, а способность 15-летних учащихся применять полученные знания в жизненных ситуациях. Проверяется также естественно-научная грамотность и навыки овладения прочитанным. Если эту методику взять на вооружение и системно применить в нашей стране, это позволит выявлять на ранних стадиях талантливую молодежь, способную к творческой научной и инженерной деятельности. Стране для обеспечения планов коренной инновационной модернизации экономики [10] нужен этически устойчивый высококачественный человеческий капитал, способный не только создавать новые технологии, но и учитывать при этом экономические, социальные, социокультурные, экологические и т.п. последствия их применения.
В научно-инновационном процессе развития экономики наука первична. Ее роль быстро повышается, но увеличиваются и риски использования ее результатов, особенно в таких высоконаукоемких отраслях, как нанотех-нологии, генетика, информатика. Поэтому в мире в последние десятилетия существенно усиливается внимание к этическим нормам научной деятельности. Выражается это прежде всего в различных решениях международных конференций и декларациях, создании специальных экспертных групп. В Декларации о науке и использовании научных знаний, принятой на Всемирной конференции «Наука для XXI века: новые обстоятельства»,
работавшей под эгидой ЮНЕСКО в 1999 г., главными тезисами были названы: «наука в обществе и наука для общества, наука для знаний, знание для прогресса». В 2000 г. Обществом научных исследований Макса Планка были разработаны Нормы научной этики, в 2002 г. Российским союзом научных и инженерных общественных организаций был принят Кодекс этики ученых и инженеров. В Российской академии наук работает Комиссия по борьбе со лженаукой и фальсификацией научных исследований. В прошлом году постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств была принята Декларация об этических принципах научной деятельности, которая, согласно статье 9, состоит в поддержании высоких стандартов интеллектуальной честности и не допускает:
а) фабрикации научных данных, то есть заведомо сообщения непроверенной, неполной, односторонней, ложной и предвзятой информации;
б) фальсификации, то есть манипулирования исследовательскими материалами, оборудованием или процессами либо изменения или невключения данных или результатов, ведущего к искажению полученных сведений;
в) плагиата, то есть использования данных, полученных в чужих исследованиях, методов, гипотез и положений, сформулированных другими учеными, чужих текстов (полностью или частично) без надлежащего ука-
зания автора и источника;
г) ложного соавторства, вред которого для научного сообщества особенно усугубляется при включении в авторы научных руководителей и администраторов;
д) использования отдельными участниками коллективных исследований данных и выводов, полученных в таких работах, без согласования с другими членами команды.
Статья 17 Декларации гласит: «Этические принципы научной деятельности и проблематика этической регуляции научной деятельности со всей полнотой отражаются в программах образования разного уровня, в системах специальной и массовой научной информации с целью повышения культуры и ответственности научной деятельности. Этические принципы научной деятельности всемерно утверждаются в практике образовательных организаций».
Этика науки и образования -основа инновационного развития страны, которая все больше становится индикатором уровня человеческого потенциала. В этой связи, видимо, целесообразно в научных организациях и университетах создать специальные общественные активно действующие комиссии по этике науки и образования. Функции и механизмы их деятельности должны учитывать особенности уставных целей и задач соответствующих научных и образовательных учреждений. Но основным требованием является соответствие трем постулатам моральных норм, регулирующим поведение ученых, преподавателей и студентов по отношению к научному знанию (когнитивная свобода и ответственность), друг к другу (коммуникационная свобода и ответственность), обществу и государству (социальная свобода и ответственность) [11].
Комиссии (группы) по этике, очевидно, должны состоять из избранных коллективами ученых (преподавателей и студентов), проявивших высокую нравственность и принципиальность в суждениях и поведении, имеющих
Интеллектуальный капитал
достаточно весомые достижения в науке, преподавании и учебе. Задача таких комиссий - выявление прецедентов (их авторов и покровителей) нарушения этических норм в научных отчетах, публикациях и диссертациях, в курсовых и дипломных работах; публичных выступлениях и межличностном общении, в том числе на уровне старших и младших поколений. При этом главное, чтобы все, что выходит за рамки этики науки, образования и научно-инновационной деятельности, не замалчивалось, а вскрывалось и получало свою оценку на соответствующих уровнях общественного воздействия: через Интернет, печатные средства информации, решения ученых и технических советов, административные реакции.
Принятие таких мер представляется очень важным. Ведь главный источник новых идей и технологических патентов -знания. Главный источник новых знаний - наука. Главный инструмент передачи знаний - образование и культура!
Стране нужны дееспособные, высокообразованные, творчески настроенные ученые и специалисты. Без них создание отечественной инновационно способной и восприимчивой к новому экономики невозможно! ■
Литература
1.Свириденок А.И.Научно-инновационные аспекты устойчивого развития государства в условиях глобализации / А.И. Свириденок, С.А. Маскевич // Белорусский экономический журнал. 2003, №1. С. 3-17.
2. Ставров В.П. Продукт - инновация: затраты и риски / В.П. Став-ров, Л.Ю. Пшебыльская // Наука и инновации. 2011, №1. С. 36-39.
3.Свириденок А.И. Риски научно-инновационной деятельности / А.И. Свириденок, С.А. Чижик, Г.А. Хацкевич // Наука и инновации. 2011, №10. С. 37-39.
4. Горохов В.Г. Оценка социальных рисков технологических инноваций / В.Г. Горохов, М. Декер / Вопросы философии. 2011, №10. С. 176-182.
5. Баева Л.В. Этика и аксиология инновационной науки // Информационное общество. 2011, вып. 2. С. 43-49.
6. Свириденок А.И. Где найти идеи для инноваций / Бела ру-ская думка. 2011, №7. С. 20-29.
7. Аргументы и факты в Беларуси. 2013, №15.
8. Пасияк О. Внимание: липовые диссертации // «СБ. Беларусь сегодня», 6.03.2013 г.
9. Хацкевич Г.А. Инновационность предприятия: критерии и подходы к измерению / Г.А. Хацкевич, Е.В. Опекун // Теорет™ та приклады птання економки. - Киев, 2011, вып. 23. С. 96-105.
10. Стратегия технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года / постановление Совета Министров Республики Беларусь, 2010, №1420.
11. Лебедев С.А. Философия науки. - М., 2008.
Банковское кредитование
под залог прав
интеллектуальной собственности
Галина Мойсейчик,
экономист, кандидат
экономических наук
Предоставление банковских кредитов под залог интеллектуальной собственности - одна из наиболее новых форм вовлечения в хозяйственный оборот ОИС и в то же время новый кредитный продукт. Практика свидетельствует, что его применяют преимущественно передовые в технологическом отношении страны. Там действует законодательство, детально регулирующее отношения в сфере ИС и позволяющее не только «напрямую» задействовать объект интеллектуальной собственности в хозяйственном обороте (например, получать роялти), но и расценивать его как настоящий залоговый инструмент. Как правило, при банковском кредитовании проектов под коммерциализацию прав ИС в качестве залога используются имеющиеся либо будущие права интеллектуальной собственности.
Сущность проблемы и ее острота для Беларуси
Права интеллектуальной собственности охватывают такие объекты, как патенты на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, производственные секреты (ноу-хау), компьютерные программы и базы данных, авторские права на литературные и иные художественные произ-
ведения. Продуктами передачи прав от авторов-собственников лицам, которые намерены эти права использовать, являются лицензии.
Трудность применения этого кредитного продукта в Беларуси, как и в других странах СНГ, вызвана, во-первых, общесистемной неразвитостью механизмов учета и оценки нематериальных активов, отсутствием кадров оценщиков, патентных поверенных, а также банковских служащих должной квалификации. Это связано со слабым опытом коммерциализации прав ИС, высокими рисками для банков и неразвитостью механизмов и законодательства в этой сфере. Сохраняющаяся монополия государства и его институтов на результаты НИОКР лишает авторов научных разработок возможности самостоятельно, в обход неповоротливых бюрократических структур, получить требуемое финансирование и коммерциализировать свои идеи. Кроме того, недостаточно четко определены права кредиторов в случае банкротства заемщиков, а также при необходимости несения затрат по поддержанию объекта интеллектуальной собственности (к примеру, патента и т.п.). Не проработано законодательство о доверительном управлении правами на ОИС. В итоге наши банки