Научная статья на тему 'Этика, безопасность и проблемы подготовки специалистов через призму автотрофных представлений о мире'

Этика, безопасность и проблемы подготовки специалистов через призму автотрофных представлений о мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
332
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСГУМАНИЗМ / БИОАВТОТРОФОКОСМИЗМ / КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / "СОЦИАЛЬНЫЙ МОЗГ" БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА / ETHICS / SAFETY / TRANS-HUMANISM / BIOAUTOTROPHOCOSMISM / CATEGORICAL IMPERATIVE / SPECIALIST TRAINING / "SOCIAL BRAIN" OF THE FUTURE MAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Московченко Александр Дмитриевич

Работа выполнена на актуальную для методологии философии образования тему. Обращается внимание на биоавтотрофокосмологическую стратегию развития человеческого общества, которая имеет первостепенное значение для решения проблем высшего технического образования. Цель работы сформировать методологический подход к системному представлению подготовки специалистов технического профиля. Предметом исследования выступает подготовка современных специалистов (на примере инженеров-атомщиков) в условиях нарастания проблем безопасности будущего человечества. В качестве методологии исследования предполагается автотрофный взгляд на мир, развитый русской космической школой. Обращается внимание на односторонность трансгуманистического проекта по решению проблем этики и безопасности будущего человечества. Предлагается мегапроект русской космической школы биоавтотрофокосмологический, позволяющий не только сохранить естественную телесность человека, но и возвысить в нем духовную сердечность. Раскрывается значимость проекта для решения задач подготовки современных специалистов. В заключение автор приходит к выводу, что подавляющая часть человечества находится в гетеротрофно-диффузном состоянии и подвержено тотальному потребительству. Переломить смертельно опасный фазовый биосфернотехнологический переход, который может случиться в ближайшее десятилетия, возможно, только овладев автотрофным представлением о мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of the research is relevant for education philosophy methodology. The author pays attention to bio-autotrophy-cosmologic strategy of human society development. The strategy is of the prime importance for solving the problems in higher technical education. The aim of the research is to develop the methodological approach to system concept of training specialists of technical profile. The subject of the research is the training of modern specialists (by the example of nuclear engineers) under conditions of increasing safety problems of the humanity future. The autotrophic concept of the world developed by Russian cosmic school is assumed as the methodology of the research. The paper describes the one-sidedness of trans-humanistic project for solving the issues of ethics and safety of the humanity future. The author offers the megaproject (bio-autotropho-cosmological) Russian cosmic school. It allows not only preserving natural human corporeality but raising as well the spiritual heartiness of a man. The paper reveals the importance of the project for solving the problems of training modern specialists. The author comes to the conclusion that the great majority of the humanity is in heterotrophic-diffusive state and people are subject to total consumerism. It is possible to overcome the deathful phase biospheric-technological transition, which can occur in the coming decades, only with autotrophic concept of the world.

Текст научной работы на тему «Этика, безопасность и проблемы подготовки специалистов через призму автотрофных представлений о мире»

УДК 018.1:378

ЭТИКА, БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ АВТОТРОФНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ

А.Д. Московченко

Работа выполнена на актуальную для методологии философии образования тему. Обращается внимание на биоавтотрофокосмо-логическую стратегию развития человеческого общества, которая имеет первостепенное значение для решения проблем высшего технического образования. Цель работы - сформировать методологический подход к системному представлению подготовки специалистов технического профиля. Предметом исследования выступает подготовка современных специалистов (на примере инженеров-атомщиков) в условиях нарастания проблем безопасности будущего человечества. В качестве методологии исследования предполагается автотрофный взгляд на мир, развитый русской космической школой. Обращается внимание на односторонность трансгуманистического проекта по решению проблем этики и безопасности будущего человечества. Предлагается мегапроект русской космической школы - биоавто-трофокосмологический, позволяющий не только сохранить естественную телесность человека, но и возвысить в нем духовную сердечность. Раскрывается значимость проекта для решения задач подготовки современных специалистов. В заключение автор приходит к выводу, что подавляющая часть человечества находится в гетеротрофно-диффузном состоянии и подвержено тотальному потребительству. Переломить смертельно опасный фазовый биосфернотехнологический переход, который может случиться в ближайшее десятилетия, возможно, только овладев автотрофным представлением о мире.

Ключевые слова:

Этика, безопасность, трансгуманизм, биоавтотрофокосмизм, категорический императив, подготовка специалистов, «социальный мозг» будущего человека.

Постановка проблемы

В современной культуре проблема безопасности (выживания) человечества выходит на передний план. Вместе с тем она неразрешима без учета всего комплекса нравственных побуждений. Этические нормы и правила придают моральный смысл всей совместной деятельности человека, особенно в области безопасности. Согласно прогнозам ученых, человечеству грозит смертельная опасность, связанная с фазовым биосферно-технологическим переходом, которая может случиться в середине XXI века. В этих условиях набирает силу трансгуманистическое движение, представители которого считают, что всему виной неудержимо нарастающие потребительские потенции (качества) современного человека, несущие гибель как ему самому, так и биосфере в целом. Потребительская цивилизация зашла в тупик, и через несколько десятилетий наступит коллапс (катастрофа), вследствие чего человек может измениться как биологический вид, преобразиться не только физически, но и духовно. Поэтому от потребительских качеств необходимо радикально освободиться. Выход, как полагают трансгуманисты, один - заменить естественного человека антропоидным киберцифровым роботом, который будет лишен потребительских качеств [1, 2]. Благие пожелания могут привести к исчезновению человека как биологического естественно-природного существа со всеми ему присущими человеческими качествами, такими как совесть и чувство любви ко всему живому. Осуществление трансгуманистического проекта может привести к радикальному сокращению населения: останется горстка людей-хищников, которые будут озабочены созданием искусственных тел для пересадки мозга и человеческого сознания. Из биологической жизни кибермонстры перейдут в киберцифровую, где рациональный интеллект (как они полагают) сохраняется, а «дурная» человеческая природа, связанная с потребительством - исчезнет.

Московченко Александр Дмитриевич, д-р филос. наук, профессор кафедры философии и социологии гуманитарного факультета Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 40). E-mail: maled@sibmail.com

Прогрессивное человечество не может согласиться с таким решением глобальных потребительских проблем, ведущих к исчезновению естественного человека. Биологически-телесные потребности, главным образом «желудочные», необходимо «окультуривать», все силы разума направляя на духовно-этические качества человека. Но духовно-этическая трансформация будущего человека возможна только в том случае, если мы согласимся с автотроф-ным проектом русской космической школы, в основе которого лежит радикальное изменение формы питания и источников энергии, используемой человеком. Русские космисты полагают, что человек - существо космопланетарное, постоянно эволюционирующее в сторону автотроф-ного питания и автотрофных энергий.

Несомненно, придется через призму автотрофных представлений переосмыслить ключевые проблемы человеческой жизнедеятельности: этики и безопасности, которые сложнейшими диалектическими связями выходят на проблемы естественного и искусственного, смерти и бессмертия, человека и машины и т. д. Но проблемы этики и безопасности не могут разрешиться отдельно друг от друга, а в тесной диалектической связи, с приоритетом нравственных тенденций. Более того, данная комплексная проблема в настоящее время приобретает глобально-планетарный характер.

Категорический императив И. Канта

Вызывает удивление провидческий гений основоположника немецкой классической философии И. Канта, который еще в конце XVIII века писал: «Государство должно существовать для обеспечения безопасности и справедливости, а не для исполнения любых прихотей людей, при том, что подлинная безопасность и справедливость не могут быть осуществлены где-либо, если они не реализованы везде, и поэтому высшей целью любого справедливого государства должна быть глобальная безопасность и глобальная справедливость» [3. С. 21].

Эти простые и мудрые мысли великого философа нашли свое полное воплощение в трудах русской космической школы. Так, В.И. Вернадский уделял проблемам этики первостепенное значение, увязывая их со всей совокупностью человеческих проявлений. Спустя 100 лет после И. Канта в незаконченной статье «Этика» он отмечал: «Самыми главными вопросами, представляющимися уму мало-мальско думающего человека, являются вопросы этические, вопросы о том, как следует вести себя при тех или иных условиях жизни». При этом он добавлял, что «...нет удачных попыток подчинить строго истинному научному исследованию данные этики» [4. С. 386]. Последнее замечание великого гуманиста говорит о необычайной сложности осмысления этики в рамках науки, техники и образования.

Великий переворот в философии сделан И. Кантом именно в области моральной философии, что не вполне осознается мировой философской общественностью. В письме к Ф. Штойдлингу от 4 мая 1793 г. он рассказал о целях своей работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трех задач.

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?» [5. С. 579].

В современной интерпретации эти вопросы приобретают следующее методологическое звучание:

1. В чем смысл фундаментально-теоретического («чистого») знания?

2. На что направлено фундаментально-технологичекое знание?

3. Каковы фундаментально-стратегические ценности человечества? [6].

И, наконец, последний, самый важный вопрос, поставленный И. Кантом: «Что такое человек?».

В современных условиях этот вопрос приобретает космолого-трагическое звучание: каким будет человек будущего? Превратится ли он в антропоидно-робототехническое образование, лишенное истинно человеческих качеств, или же, по замыслам русских мыслителей, станет биоавтотрофокосмологическим существом, которому будут подвластны земные и космические просторы? Термин «биоавтотрофокосмизм» предложен нами, он раскрывает троякую природу человеческой сущности: косную, живую и космическую (духовную). Автотрофность как

глубинный онтологический механизм раскрывает диалектические переходы косного в живое, а затем и в космическое (социально-духовное) [7].

Третий вопрос, поставленный И. Кантом, этически мотивирован. Речь идет о будущем человеке, наделенным качествами совести и справедливости. Немецкий мыслитель уверен, что этическая мотивация пронизывает, интегрируя, первые два вопроса, придавая им смысл: что я могу знать и должен делать, чтобы мыслить и работать по совести и справедливости.

Нравственные законы, сформулированные в свое время Пифагором и Платоном, Лао-цзы и Конфуцием, Буддой и Христом, нашли свой четкий дискурс в категорическом императиве И. Канта: «Поступай (делай) таким образом, чтобы это стало всеобщим, универсальным нравственным законом» [5].

Категорический императив Н. Федорова

Кантовский категорический императив был наполнен социально-личностным сердечным содержанием основоположником русского космизма Н.Ф. Федоровым: «Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех» [8. С. 76]. Это означает, что поступки человека должны оцениваться не только из социо-биосферных целей, но и из целей космического масштаба, стоящих перед человечеством. В связи с этим Н. Федоров выходит на глобальную проблему супраморализма, или всеобщего синтеза теоретического и практического знания на основе нравственности [8. С. 473-474].

К сожалению, кантовско-федоровский категорический императив не стал инструментом решения насущных задач в области государственного управления, науки, образования, техники и технологии. С чем это связано? Можно выделить две причины:

1) разобщенность мировых культур, религий, научных направлений, философских предпочтений, технологических проектов;

2) не выявлена онтологическая основа нравственных побуждений, т. е. не раскрыты биоэволюционные корни этической проблематики.

Где истоки человеческой нравственности? Почему зло торжествует в современном мире?

Решение проблемы

В своих работах, опираясь на труды русской космической школы, провожу мысль о том, что биопсихофизиологические основы нравственного поведения человека скрыты в биосферных (автотрофно-гетеротрофных) механизмах природных и социальных систем.

Биосферный круговорот взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды связан с особенностями автотрофных и гетеротрофных организмов. Авто-трофность определяется как способность организмов создавать органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды и минеральных солей) с помощью фото - и космосинтеза. Это биологический природный интегратор (реактор), который, концентрируя вещество и энергию, создает принципиально новые биологические системы. Гетеротрофность же связана с потреблением и переработкой органических веществ, разрушая при этом их до простых неорганических соединений; другими словами, концентрируя, они рассеивают накопленное автотро-фами вещество и энергию. В биосферных системах процессы жизнедеятельности (автотрофно-сти-гетеротрофности) тесно взаимосвязаны и гармонизированы. Но с появлением человека эта гармония нарушается с усилением гетеротрофных процессов в природе и в обществе, что со временем может привести как к гибели биосферы в целом, так и самого человека как биологического вида.

В.И. Вернадский переосмыслил специально-научное понятие «автотрофность», предложив общенаучное понятие «автотрофное человечество», которое обозначает процесс получения человечеством пищи и энергии за счет энергии Солнца без участия продуцентов. Тогда ав-тотрофность выступает как механизм преобразования не только косного вещества в живое, но и живого вещества в социальное, в результате которого появляется новый биоавтотрофный человек [9. С. 462-486].

Каков будет этот человек? В ближайшей перспективе нас интересует человек -специалист (профессионал). Что он должен знать и делать, на что ему приходится надеяться? Это важнейшие проблемы воспитания и образования напрямую связаны с глобальными проблемами выживания и справедливости. Покажем важность поставленных И. Кантом вопросов на примере атомно-инженерной подготовки специалистов.

Категорический императив В. Легасова

В конце 80-х годов прошлого столетия академик В.А. Легасов высказал ряд принципиальных системно-методологических идей в области подготовки инженеров-атомщиков.

1. Чернобыльская катастрофа не случилась бы, если бы атомная инженерия была подготовлена профессионально не только в области управления и эксплуатации атомными технологиями, но и пережила бы весь комплекс гуманитарных дисциплин, особенно связанных с творчеством великих русских гуманистов: «Чернобыль взорвало оттого, что нынешние «гении техники» стояли не на плечах Толстого и Достоевского, а на плечах таких же «технарей», как они сами» [10. С. 381]. И далее он подчеркивал: «Образование должно быть фундаментальным, базовые дисциплины необходимо связывать с дисциплинами по общечеловеческим проблемам» [10. С. 381].

2. Необходима новая философия и методология безопасности атомной энергетики, основанная на концепции «приемлемого риска» и исключающая ведомственные интересы: «Если бы философия и методология была правильной, то оптимальные технические решения были бы найдены ... и в результате такой реактор, как РБМК (приведший к Чернобыльской катастрофе), не мог бы появиться» [10. С. 256]. Но современная атомная общественность до сих пор избегает принципиально новых идей, уделяя недостаточное внимание оригинальным разработкам, свободным от недостатков действующих реакторов. «Современный специалист, - подчеркивал ученый, - должен быть не только профессионалом-инноватором, но и зрелым гражданином, ответственным за всю страну, за планету в целом» [10. С. 258].

Предложения великого ученого и гражданина до сих пор не востребованы специалистами и педагогами. До сих пор наблюдается опасная отстраненность инженерии от этического осмысления современной техники и технологии. Вместе с тем роль гуманитарно -культурологического знания в тесной «связке» с фундаментально-техническим знанием будет все более возрастать. Этический фактор выходит на передний план безопасности социотехни-ческих систем.

Если специалист глубоко не мотивирован этическими принципами (система моральных правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения), то он, как правило, перестает быть в должной мере бдительным, отвечающим за свои поступки, т. е. теряет профессиональные качества, которые могут привести к катастрофическим последствиям. В этом случае на первый план выходят корпоративно-личностные (ведомственные) предпочтения, которые в конечном итоге порождают опасные последствия для социотехнических систем, государства в целом.

Разрешение проблем безопасности социотехнических систем лежит в плане согласования интересов не только корпоративных групп, задействованных в данной системе, но и интересов государства в целом с учетом планетарно-космологических факторов. Необходимо гармоническое согласование корпоративности и государственности. Но это станет возможным только в том случае, если сформулированы цели (стратегии) энергетики, экономики и образования в целом. Как показывает практика, такая стратегия в настоящее время отсутствует.

Таким образом, основная проблема состоит в следующем: как связать воедино управление жизненным технологическим циклом безопасности в той или иной системе с этически мотивированной моделью подготовки кадров для обеспечения безопасности.

Сложившееся в 60-е годы прошлого столетия биоэтическое направление требует методологического осмысления с учетом автотрофно-планетарных идей В.И. Вернадского. Нравственная проблематика не должна замыкаться межличностными отношениями, а охватывать биосферу, социосферу и техносферу во всем многообразии связей с ближним и дальним Космосом. В этом случае специалисты вынуждены привлекать широчайший комплекс знаний: от транс-персольной психологии до астрофизических и космологических концепций о Вселенной, на-

правленных на выживание в экстремальных природных и социальных условиях. Тогда биоэтическое направление трансформируется в биоавтотрофокосмологическое-автотрофоэтическое.

Трансформация людей-гетеротрофов в людей-автотрофов

И наконец, вопрос всех вопросов: сможет ли человек заменить животную (гетеротрофную) форму питания на автотрофно-космологическую? Поставим вопрос в более широком плане: возможна ли трансформация людей-гетеротрофов в людей-автотрофов? Если такая трансформация наступит, то произойдет качественное изменение на антропологическом уровне всего человеческого организма, а именно: изменится структурно-функциональный расклад организма в пользу духовного разума.

В.И. Вернадский по этому поводу отмечал: «Со временем человек из существа социально-гетеротрофного сделается существом социально-автотрофным. Последствия для такого явления в механизме биосферы были бы огромны ... впервые в человеческой истории земного шара появилось бы автотрофное животное - автотрофное позвоночное» [4. С. 482]. В этом случае произойдет освобождение от тех природных (гетеротрофно-паразитических) качеств (с помощью культурной и генной инженерии, которые вынуждают человека нарушать основные христианские нравственные требования. Наступит социально-гармоническое общество духовно-совестливых и справедливых людей, о которых мечтали ученые и мыслители всех времен и народов.

На этом историческом пути существуют трудно преодолимые проблемы, связанные с природой становящегося человека. Опираясь на идеи профессора Б.Ф. Поршнева [11; 12], современный исследователь и писатель Б.А. Диденко высказывает мысль о том, что нет единого человеческого вида. Человечество не является единым биологическим сообществом. Внутри него можно выделить несколько подвидов, которые объединяются в два основных: 1) люди -хищники («суггесторы»); 2) люди-«диффузники» - большинство населения планеты, которые являются жертвами людей-хищников. Люди-хищники управляют миром, у них ярко выражена «воля к власти» (как инструмент обогащения и порабощения людей), безудержная жадность, патологическое корыстолюбие, утрата совести и каких-либо сдерживающих моральных рычагов [13]. Следует при этом подчеркнуть выводы психологов о том, что у них наблюдаются необратимые поражения лобных долей.

Для людей с характерным «лобным синдромом» наличествует эмоциональная тупость, непереносимость внешних влияний, утрата целенаправленного поведения, отказ от социальных нормативов и регуляторов поведения, снижение критичности [14].

На земном шаре основная масса людей-«диффузников»: они склоняются (приспосабливаются) или в сторону гетеротрофов-хищников, или же людей с автотрофной предрасположенностью.

«Социальный мозг» будущего человека

Специалисты, приверженцы теории Поршнева-Диденко, настаивают на том, что явные гетеротрофы-хищники не способны к трансформации в людей-«диффузников», а затем в авто-трофно-космических людей («неантропов»). В далеком прошлом с ними случился необратимый эволюционный сбой в генетической программе, произошли необратимые процессы в коре головного мозга, направленные на уничтожение себе подобных.

На нейрофизиологическом уровне на это обратил внимание известный советский профессор А.Р. Лурия: «Для суггестеров характерно отсутствие определенных центров в лобных областях мозга, отвечающих за нравственное поведение» [15. С. 143]. Современные специалисты в области психиатрии утверждают даже то, что релевантной физиологической основой для становления личности являются так называемый социальный мозг, который опосредствует отношения между биологическим телом и социальным поведением человека. По сути, речь идет о том, что в стволе головного мозга («социальный мозг») локализованы свойства и функции, обеспечивающие социальную, собственно человеческую деятельность [16. С. 120-122]. В этом плане чрезвычайно велика роль культурных факторов, которые могут направлять формирование личности в сторону или людей-хищников, или людей-«диффузников», в том числе людей-

автотрофов. Мозг человека, его функциональная структура изменяется и совершенствуется в процессе активности субъекта и окружающей природной и социальной среды. Социокультурная среда существенно влияет на естественно-генетические структуры, прежде всего структуры мозга. При этом нейрофизические изменения протекают с учетом генетических, наследственных факторов, которые необходимо учитывать при воспитании и образовании подрастающего поколения. Еще в конце XIX века на это обращал внимание выдающийся русский педагог и психолог П.Ф. Лесгафт [17].

В настоящее время нарушения в «социальном мозге» (ведущие к суггестии) определяются с помощью позитронного эмиссионного томографа (ПЭТ). С помощью медицинской процедуры можно обнаружить те или иные суггестивные нарушения и принять соответствующие медицинские или же культурно-воспитательные меры. Видимо, со временем человечество научится изменять и формировать «социальный мозг» в нужном культурологическом направлении. Культурно-историческая теория Л.С. Выгодского обращает на это особенное внимание. Как методолог, он посвятил немало времени и сил для доказательства того, что специфику человеческой психики и ее нарушений следует искать прежде всего в культуре, особенно в его языке [18]. Вместе с тем недопустимо умаление естественных генетических факторов, связанных с эволюционными характеристиками мозговых структур, приводящих порой к серьезным социальным нарушениям. Если же обратиться к «неисправимым» гетеротрофам (людям-хищникам), то в будущем социально-гармоническом обществе они просто перестанут воспроизводить себе подобных и исчезнут как биологический вид. Но это далекая перспектива. В настоящее время они правят миром, образованием и воспитанием людей посредством «зомбирования» с помощью новейших компьютерно-цифровых технологий. Возникают большие сомнения в том, что прогрессивное человечество сможет с ними справиться. Узкая группа хищников («мировое правительство») быстрее других воспользуется сетевыми технологиями организации специалистов в сфере биоавтотрофной медицины и использует их в своих узко корпоративных хищнических целях. В связи с этим становится опасной позиция так называемых трансгуманистов на создание киберцифровых сверхлюдей. Кстати, трансгуманизм находит свою «философскую» подоплеку в постмодернизме. Как верно отмечает В.А. Кутырев, «в основе «трансгуманизма» лежит «философия» постмодернизма» [19. С. 177].

Большая часть человечества вряд ли поддержит олигархический (трансгуманистический) проект радикального изменения сущности и личности человека, в результате которого человек как естественное биосферно-социальное существо исчезнет. Человечество вынуждено овладевать сложнейшими технологическими тайнами природы, но не в ущерб самому человеку! Развивая технику и технологию, важно сохранить естественную духовную и телесную природу человека, гармонический суверенитет личности с его способностью любить и сопереживать за все живое на Земле и в Космосе.

Великий русский философ-космист В.С. Соловьев считал, что для духовного и телесного самосовершенствования совсем не требуется какой-то новой, сверхчеловеческой формы организма, потому что форма человеческая может беспредельно совершенствоваться внутренне и внешне, оставаясь при этом той же самой [20. С. 225]. Оставим киберцифровую оснастку для роботов, а человеку оставим человеческое. Другими словами, автотрофное технологическое движение должно протекать двояко: в робототехническом плане и в плане нравственно -духовного самосовершенствования человека. Роботы человеку крайне нужны, но превращаться в них смертельно опасно. Роботокиберцифровое движение должно быть под полным (тотальным) контролем гармонического нравственно-космического человека.

Выводы

Человечество слишком молодо, чтобы избавиться от хищников-гетеротрофов в ближайшей перспективе. Это произойдет, когда, согласно учению В.И. Вернадского, совершится переход к ноосферной автотрофности. Но такой переход станет возможным только в условиях всемирного соборного сообщества, построенного на основе научно-технологического социализма.

Подавляющая часть человечества находится в гетеротрофно-диффузном состоянии и подвержено тотальному потребительству. Переломить смертельно опасный фазовый биосфер-

но-технологический переход, который может случиться в ближайшие десятилетия, направить все интеллектуальные и энерго-экономические усилия на овладение автотрофными социальными и природными технологиями - важнейшая задача человечества в XXI веке.

Общечеловеческие проблемы обусловлены эволюционным несовершенством человека как биологического вида, жизнедеятельность которого вытекает из гетеротрофной формы питания, связанной с уничтожением сложных биосферических систем. Вместе с тем человек (по замечанию В.И. Вернадского) является единственным биологическим видом на Земле, который не закончил свое эволюционное развитие. Поэтому есть надежда на автотрофную трансмутацию его телесного и духовного образа.

Таким образом, складываются две стратегии развития человечества. Первая (трансгуманистическая) связана с тотальным потребительством рыночного производства, превращающая человека в хищника; вторая (биоавтотрофокосмологическая) возвышает в человеке духовно-сердечную компоненту. Первая ведет к «кастрации» и исчезновению личностного начала в человеке, вторая наполняет его планетарно-космическим началом. Какую стратегию (проект) выберет человечество? Или уже выбрало?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии и трансгуманистическая эволюция / под ред. проф. Д.И. Дубровского. - М.: Артамак-Медиа, 2013. - 272 с.

2. Назаретян А.П. Нелинейное будущее. Мегаистория, синергетика, культурная антропология и психология в глобальном прогнозировании. - 2-е изд. - М.: Артамак-Медиа, 2014. - 512 с.

3. Кант И. Соч. в 8 т. - М.: Мысль, 1994. - Т. 7. - С. 5-56.

4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 520 с.

5. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - 593 с.

6. Московченко А.Д. Проблема интеграции фундаментального и технологического знания. -Томск: Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2001. - 192 с.

7. Московченко А.Д. Философия автотрофной цивилизации. Проблема интеграции естественных, гуманитарных и технических наук. - Томск: Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2013. - 236 с.

8. Федоров Н.Ф. Сочинения. - М.: Мысль, 1982. - С. 712.

9. Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / сост. Г.П. Аксенов. - М.: Современник, 1993. - 688 с.

10. Легасов В.А. Химия. Энергетика. Безопасность. - М.: Наука, 2007. - 412 с.

11. Поршнев Б.М. Контрсуггестия и история. - М.: Мысль, 1972. - 21 с.

12. Поршнев Б.М. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). - М.: Мысль, 1974. - 487 с.

13. Диденко Б.А. Сумма антропологии (кардинальная типология людей). - М.: Наука, 1993. - 62 с.

14. Barrash J., Tranel D., Anderson S.W. Acquired personality disturbances associated with bilateral damage to the ventromedial prefrontal region // Devel. Neuropsychol. - 2000. - V. 18. - P. 355-381.

15. Лурия А.Д. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1973. - 256 с.

16. Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. О мозговых основах социального познания, поведения и психической патологии: концепция «социальный мозг» - «за» и «против» // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 110-123.

17. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Либроком, 2010. - 218 с.

18. Выготский Л.С. Проблема высших интеллектуальных функций в системе психотехнического исследования. Переплетение филогенетической и культурной истории в онтогенезе // Культурно-историческая психология. - 2000. - № 3. - С. 105-111.

19. Кутырев В.А. Читать Деррида... Забыть Дерриду! // Вопросы философии. - 2013. - № 9. -С.175-185.

20. Соловьев В.С. Избранное / сост. А.В. Гулыги, С.Л. Кравца. - М.: Сов. Россия, 1990. - 496 с.

REFERENCES

1. Globalnoe budushchee 2045. Konvergentnye tekhnologii i transgumanisticheskaia evolyutsiya [Global Future 2045. Convergent evolution of technology and the transhumanist]. Ed. by D.I. Dubrovskiy. Moscow, Artamak-Media Publ., 2013. 272 p.

2. Nazaretyan A.P. Nelineynoe budushchee. Megaistoriya, sinergetika, kulturnaya antropologiya i psihologiya v globalnom prognozirovanii [Nonlinear future. Megaistoriya Synergetics, cultural anthropology and psychology in the global forecasting]. Moscow, Artamak-Media Publ., 2014. 512 p.

3. Kant I. Sochineniya v 8 t [Works in 8 volumes ]. Moscow, Mysl Publ., 1994. V. 7. S. 5-56.

4. Vernadskiy V.I. Filosofskie mysli naturalista [Philosophical thoughts naturalist]. Moscow, Nauka Publ., 1988. 520 p.

5. Kant I. Traktaty ipisma [Treatises and letters]. Moscow, Nauka Publ., 1980. 593 p.

6. Moskovchenko A.D. Problema integratcii fundamentalnogo i tekhnologicheskogo znaniya [The problem of integrating fundamental and technological knowledge]. Tomsk, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics Press, 2001. 192 p.

7. Moskovchenko A.D. Filosofiia avtotrofnoy tsivilizatsii. Problema integratsii estestvennykh, gumanitarnykh i tekhnicheskikh nauk [Philosophy autotrophic civilization. The problem of integration of natural, humanitarian and technical sciences]. Tomsk, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics Press, 2013. 236 p.

8. Fedorov N.F. Sochineniya [Writings]. Moscow, Mysl Publ., 1982. 712 p.

9. Vladimir Vernadskii: Zhizneopisanie. Izbrannye trudy. Vospominaniya sovremennikov. Suzhdeniya potomkov [Vladimir Vernadsky: A Biography . Selected Works. Memoirs of contemporaries. Judgment descendants]. Ed. by G.P. Aksenov. Moscow, Sovremennik Publ., 1993. 688 p.

10. Legasov V.A. Himiya. Energetika. Bezopasnost [Chemistry . Energy. Security]. Moscow, Nauka Publ., 2007. 412 p.

11. Porshnev B.M. Kontrsuggestiya i istoriya [Kontrsuggestiya and history]. Moscow, Mysl Publ., 1972. 21 p.

12. Porshnev B.M. O nachale chelovecheskoi istorii (problemy paleopsihologii) [About the beginning of human history (problems paleopsihologii )]. Moscow, Mysl Publ., 1974. 487 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Didenko B.A. Summa antropologii (kardinalnaya tipologiya lyudey) [The amount of Anthropology (cardinal typology of people)]. Moscow, Nauka Publ., 1993. 62 p.

14. Barrash J., Tranel D., Anderson S.W. Acquired personality disturbances associated with bilateral damage to the ventromedial prefrontal region // Devel. Neuropsychol. 2000. V. 18. P. 355-381.

15. Luriya A.D. Osnovy neiropsihologii [Basics of neuropsychology]. Moscow, MGU Publ., 1973. 256 p.

16. Rychkova O.V., Holmogorova A.B. O mozgovykh osnovakh sotsialnogo poznaniya, povedeniya i psihicheskoi patologii: kontseptsiya «sotcialnyy mozg» - «za» i «protiv» [About the brain bases of social cognition , behavior and psychopathology: the concept of " social brain " - "for" and "against"] // Voprosy Psyhologii, 2012, no. 5, pp. 110-123.

17. Lesgaft P.F. Semeynoe vospitanie rebenka i ego znachenie [Family education of the child and its significance]. Moscow, Leebrokom Publ., 2010. 218 p.

18. Vygotskiy L.S. Problema vysshikh intellektualnykh funktsiy v sisteme psihotekhnicheskogo issledovaniya. Perepletenie filogeneticheskoy i kulturnoy istorii v ontogeneze [The problem of higher intellectual functions in the system psychotechnical study. Interweaving phylogenetic and cultural history in the ontogeny]. Kulturno-istoricheskayapsihologiya, 2000, no. 3, pp. 105-111.

19. Kutyrev V.A. Chitat Derrida... Zabyt Derridu! [Read Derrida Derrida ... Forget !]. Voprosy filosofii, 2013, no. 9, pp. 175-185.

20. Solovev V.S. Izbrannoe [Favorites]. Moscow, Sov. Rossiya Publ., 1990. 496 p.

Поступила 13.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.