Ж. А. Новикова
Смоленская государственная сельскохозяйственная академия
ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ОРИЕНТИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье обосновывается значение этических ценностей и принципов, зафиксированных в профессионально-этическом кодексе социальных работников, для организации и осуществления их практической деятельности и подчеркивается, что, выступая ориентирами профессиональной деятельности, эти ценности и принципы получают в ней свою реализацию. Автор обращает внимание на тот факт, что современный институт отечественной социальной работы представляет собой разветвленную сеть помощи социально-незащищенным слоям населения и гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Каждая из категорий клиентов социальной работы имеет свои психо-физиологические и социально-психологические особенности. В этой связи специалисты, работающие с определенной категорией клиентов, руководствуясь общими для всех социальных работников этическими ценностями и принципами, в повседневной практике, прежде всего, ориентируются на те, которые в наибольшей степени гуманизируют и оптимизируют их деятельность. Иллюстрируя свои выводы примерами из опыта работы социозащитных учреждений Смоленской области, автор показывает, что особо значимыми ориентирами для работы с пожилыми людьми являются профессионализм и социальная активность специалистов по социальной работе; уважение личности и достоинства человека; толерантность и признание его права на индивидуальность. Именно эти ценности и принципы позволяют по мере стабилизации ситуации в стране переходить от оказания помощи по удовлетворению витальных потребностей человека к удовлетворению потребностей более высокого уровня. А в дальнейшем в условиях гуманизации общественной жизни они будут ориентировать социальных работников на поиск форм и методов работы, позволяющих перейти к удовлетворению потребности человека в самореализации.
Ключевые слова: социальное обслуживание населения, социальная защита и поддержка, этические ориентиры, профессионализм, социальная активность, потребности и достоинство человека, право на индивидуальность, инновационные формы работы, деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.
Zh. A. Novikova
Smolensk State Agricultural Academ (Smolensk, Russia)
ETHICAL ASPECTS OF SOCIAL WORK AS A LANDMARK OF PROFFESSIONAL ACTIVITY
The article proves the importance of ethic values and principles documented in the professional ethic code of social workers for organization and realization of their practice. It is emphasized that these values and principles are landmarks of professional activities, in which they are implemented. The author points out that the modern institution of social work in the Russian Federation is an extensive network that helps disadvantaged groups and citizens in tough situation. Each category of clients of social workers has its own psychological and physiological characteristics. With that in mind specialists working with a particular category of clients follow common ethic values and principles, but at the same time in their day-to-day practice they take guidance from those values and principles that humanize and optimize their activity to the fullest
extent. The author exemplifies their conclusions with relevant experience of social care institutions of Smolensk region and demonstrates that the most important landmarks for the work with elderly people are professionalism and commitment of social workers, respect of human rights and dignity, tolerance and recognition of the right of personal identity. While the situation in Russian economics is being stabilized, these values and principles enable to develop from satisfying vital human needs into satisfying needs of higher levels. In the future in a context of humanization of social life they will encourage social workers to look for methods of work that help satisfy the need of self-realization.
Keywords: social service, social protection and support, ethic landmarks, professionalism, commitment, human needs and dignity, right of personal identity, innovative forms of work, activity approach, personality-oriented approach.
DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-1-40-51
В настоящее время в дискуссиях о профессиональной этике можно встретить мысль о том, что этические ценности и принципы, зафиксированные в профессионально-этических кодексах, имеют, в основном, умозрительный теоретический характер, а в повседневной практической деятельности специалист должен ориентироваться на цель, ради которой существует профессия, по ситуации выбирая способы и средства ее достижения. Это утверждение, на наш взгляд, представляется спорным, и его дискуссионность возрастает прямо пропорционально росту роли человеческого фактора во всех сферах общественной жизни, включая профессиональную. Особенно это касается тех видов профессиональной деятельности, в которых личные предпочтения специалиста могут оказывать влияние на благополучие другого человека (людей) и окружающей среды, и где сама цель, обусловливающая существование профессии, требует этических ограничений. Если же говорить непосредственно о профессиональной этике, рассматривая ее как ориентир повседневной практической деятельности специалиста, то следует остановиться на ряде моментов, имеющих принципиальную значимость.
Во-первых, само возникновение этики было связано с необходимостью не только обсуждать морально-нравственные проблемы, но и находить способы их практического решения, в силу чего Аристотель и назвал этику «практической философией». Во-вторых, в структуре современного этического знания с середины прошлого века все большее значение приобретает такой ее раздел, как прикладная этика. Прикладная этика, в состав которой входит профессиональная этика, опираясь на этико-философские и этико-социологические средства познания, обоснования и конкретизации морали, выступает в качестве «проектно-ориентированной этики» и, объединяя в себе моральную практику и этическое знание, преобразует фундаментальное знание для нужд практики. Поэтому именно в этом разделе этического знания его теоретические и практические аспекты наиболее тесно связаны, взаимно дополняя и обогащая друг друга [1].
В-третьих, профессиональная этика, оперируя понятийно-категориальным и методологическим аппаратом этического знания в целом, отражает мораль определенной профессиональной группы в ее частных, не универсальных формах и включает в себя: собственно систему моральных норм
профессиональной деятельности (кодекс); осмысление принципиальных нормативных оснований профессии; когнитивную компоненту экспертного сопровождения нормотворчества и нормативной практики в сфере профессий; понимание назначения и смысла деятельности институтов, обеспечивающих действенность профессиональных моральных кодексов [2].
На общепрофессиональном уровне профессиональная этика оперирует такими понятиями, как профессиональный долг и ответственность, профессиональная совесть и честь, компетентность и профессионализм. Специфические особенности профессий, принадлежащих к одному и тому же типу, профессиональная этика определяет категориями, подчеркивающими то общее, что все эти профессии объединяет. Так, этическую основу профессий типа «человек-человек» составляют гуманизм, толерантность, права и достоинство человека, компетентность и профессионализм, средствами и способами реализации, которых становятся субъект-субъектные отношения, диалогическое общение и взаимодействие и др.
Среди профессий типа «человек-человек» выделяется группа «помогающих» профессий, повседневная практическая деятельность представителей которых регулируется профессионально-этическими кодексами. Эти кодексы формируют нравственные ценности и принципы профессии, регламентируют взаимоотношения представителей профессии со своими подопечными и устанавливают правила взаимодействия как внутри профессионального сообщества, так и с внешними организациями [3].
Профессия «социальный работник» относится к числу «помогающих» профессий. В нашей стране эта профессия появилась в 1991 г. За время существования отечественного института социальной работы было разработано и принято три профессионально-этических кодекса:
• 22 мая 1994 г. на российской конференции АССР (Российская межрегиональная организация, объединяющая работников социальных служб регионов России) был принят профессионально-этический кодекс социальных работников России;
• в 2003 г. на основе рекомендаций МФСР общероссийской общественной организацией «Союз социальных педагогов и социальных работников» был разработан и принят кодекс этики социального работника и социального педагога;
• 31 декабря 2013 г. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ за № 792 был принят «Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания», разработанный в соответствии с Модельным законом «Об основах муниципальной службы», принятым постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 26 марта 2002 г. за № 19-10, а также новыми Национальными стандартами Российской Федерации о социальном обслуживании населения («ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденным Приказом
Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 532-ст. и Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52884-2007 «Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 562-ст.).
Каждый из этих кодексов, отражая особенности текущей в стране ситуации, оставлял неизменной главную суть, заключающуюся в защите и реализации прав человека, зафиксированных в международных гуманистически ориентированных документах.
Взаимодействие социальных работников с клиентами, коллегами и представителя внешних организаций осуществляется в соответствии с принципами общими для всех представителей «помогающих» профессий. Вместе с тем, подчеркивая своеобразие профессии «социальный работник», профессиональная этика использует характерные именно для этого вида профессиональной деятельности категории, такие как милосердие и сострадание, социальная справедливость, честность, конфиденциальность, коллективизм, социальная активность.
Важно подчеркнуть, что социальная работа, как вид профессиональной деятельности, направлена на оказание помощи каждому человеку, нуждающемуся в помощи и поддержке. Но, как правило, клиентами социальной работы становятся социально-незащищенные слои населения, к которым традиционно относятся дети, малоимущие семьи, пожилые люди и инвалиды, а также граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Каждый из представителей определенной социальной группы имеет свои личностные особенности, которые необходимо учитывать при оказании помощи. Вместе с тем он обладает психо-физиологическими и социально-психологическими характеристиками, свойственными группе в целом. А потому на уровне специализации внутри профессии в качестве особо значимых ориентиров повседневной практической деятельности выступают те этические ценности и принципы, которые в наибольшей степени гуманизируют и оптимизируют эту деятельность, одновременно объективируясь в ней. Проиллюстрируем сказанное примерами из опыта работы социозащитных учреждений Смоленской области, обслуживающих граждан пожилого возраста.
В настоящее время в Смоленской области социальные услуги пожилым людям предоставляют 7 домов-интернатов психоневрологического типа, 15 домов-интернатов общего типа и 22 комплексных центра социального обслуживания населения. Этическую основу социальной работы с пожилыми людьми составляют гуманистические ценности и принципы, зафиксированные в профессионально-этическом кодексе социального работника. Особо значимыми из них, на наш взгляд, являются профессионализм и социальная активность специалистов по социальной работе; уважение личности и достоинства человека; толерантность и признание его права на индивидуальность.
Главной задачей социозащитных учреждений, появившихся в 90-х гг. прошлого века в условиях трансформирующегося российского общества, было обеспечение витальных потребностей социально незащищенных слоев населения, в том числе пожилых людей, а также граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Вместе с тем, ориентируясь на выше обозначенные этические ценности социальной работы, социальные работники с первых шагов своей деятельности стали содействовать своим клиентам в защите их достоинства. В дополнение к традиционным видам помощи, оказываемым функционировавшими еще в советское время при районных отделах социального обеспечения отделений социальной помощи и социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, вновь созданные нестационарные центры социального обслуживания населения стали оказывать юридическую помощь в реализации законных прав человека, а также предоставлять возможность временного проживания. Это позволяло улучшить как материальное, так и социальное положение клиентов, а также их психологический статус.
В стационарных социозащиных учреждениях Смоленщины, как вновь построенных, так и перепрофилированных из ранее функционировавших медицинских учреждений и домов-интернатов, предназначенных для обслуживания и постоянного проживания престарелых и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постороннем уходе, также был проведен ряд преобразований. В медико-социальных учреждениях нового типа был увеличен штат сотрудников и введены ставки психолога и организатора культурно-массовой работы. В некоторых учреждениях, по желанию проживающих были открыты домовые церкви. Инновационные преобразования были направлены не только на оказание медицинской помощи и поддержание физического здоровья пациентов, но и на проведение мероприятий по стабилизации их психического состояния и повышению жизненного тонуса. Обращение к внутреннему миру человека, как нам представляется, стало первым шагом в реализации его права на индивидуальность.
Профессионализм, как этический принцип социальной работы, требует наличия у ее представителей таких качеств, как критическое мышление, а социальная активность подталкивает к поиску новых форм работы и анализу результатов своей деятельности. Этот анализ позволил выявить, что помощь всегда более эффективна, если оказывается на ранних этапах социального неблагополучия. В идеале она должна его предупреждать, тем самым реализуя право человека на достойные условия жизни. Поэтому в практику социальной работы стали внедряться такие ее превентивные формы, как мобильные и участковые социальные службы.
Первые мобильные бригады появились в Смоленской области в 2011 г. с целью оказания своевременной помощи одиноким престарелым гражданам и инвалидам, проживающим в отдаленных, труднодоступных сельских местностях. В «Положениях о работе мобильной бригады по оказанию
социальных и социально-медицинских услуг гражданам», утвержденных приказами директоров КЦСОН отмечено, что они не являются структурными подразделениями центров; их работа основывается на принципе межведомственного взаимодействия; состав бригад, осуществлявших регулярные выезды в сельскую местность, каждый раз формируется с учетом потребностей граждан.
Пилотный проект по апробации работы участковых социальных служб в России был запущен в 2007 г. с целью раннего выявления и предупреждения случаев социального неблагополучия на территории, курируемого городского или сельского участка с последующей работой по устранению их причин и последствий. На Смоленщине первые участковые социальные службы появились в 2012-2013 гг. в Демидовском и Шумячском КЦСОН, а с 2014 г. они стали функционировать в большинстве центров социального обслуживания населения. В силу демографических особенностей и особенностей размещения социальной инфраструктуры в сельской местности они получили меньшее распространение, чем мобильные бригады.
Следует отметить, что в отличие от мобильной службы участковая социальная служба является не столько инновацией, сколько адаптацией опыта работы здравоохранительных и правоохранительных органов с представителями группы риска. Вместе с тем сам факт обращения к опыту работы представителей смежных профессий демонстрирует важность социальной активности социальных работников в поиске новых способов помощи клиентам, а также действенно-практическую, а не умозрительно-теоретическую сущность социальной работы.
Социальная работа - это интегративный вид профессиональной деятельности, неотъемлемым содержанием которой является общение и взаимодействие. В силу этого профессионализм, как этический принцип социальной работы, ориентирует ее представителей на изучение и использование в своей деятельности достижений наук о человеке. В частности, из психологии в практику социальной работы вошли деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
Главная идея деятельностного подхода заключается в понимании человека не простым потребителем материальных благ и социальных услуг, а активной, стремящейся к саморазвитию личностью. А потому в нестационарных и стационарных социозащитных учреждениях Смоленщины используются различные инновационные технологии, направленные на раскрытие творческого потенциала человека и его самозащитных функций. Так, в комплексных центрах социального обслуживания населения работают:
• классы компьютерной грамотности; Школы социально-бытовой адаптации и реабилитации; Школы безопасности и Школы третьего возраста, повышающие адаптивные возможности и коммуникативную компетентность пожилых людей, вооружающие их знаниями, умениями и навыками жизнедеятельности и взаимодействия в современной мире;
• спортивные кружки и Школы скандинавской ходьбы, формирующие установку на здоровый образ жизни, поддерживающие физическую активность клиентов и способствующие сохранению их физического здоровья;
• различные кружки по интересам, социальные проекты «Серебряные волонтеры» и «Социальный туризм», позволяющие удовлетворить потребность пожилых людей в социальной активности и расширяющие их круг общения.
Аналогичные услуги с учетом особенностей контингента предоставляют и стационарные учреждения. Их подопечные имеют возможность принимать участие в шахматных турнирах и других спортивных мероприятиях, посещать кружки компьютерной грамотности, рукоделия и художественной самодеятельности, а также кинолекторий и библиотеку. Но особо среди всех этих услуг следует выделить трудотерапию, направленную как на сохранение остаточных профессиональных навыков, так и на оздоровление психофизиологической сферы человека.
В большинстве домов-интернатов общего и психоневрологического типов существуют подсобные хозяйства, в которых по мере своих сил могут трудиться проживающие, а в Жуковском психоневрологическом интернате с обособленным спецотделением функционирует собственный цех по производству мебели. Посильный вклад в организацию хозяйственной деятельности учреждения и осознание общественной пользы своего труда убеждает пожилых людей в собственной нужности, повышает их самооценку и формирует чувство позитивного самовосприятия.
С позиций личностно-ориентированного подхода человек рассматривается не как абстрактная личность, а как конкретный человек с присущими ему особенностями и потребностями. И здесь, возвращаясь к вопросам, затронутым в начале статьи, обратим внимание на два момента:
• с одной стороны, ситуативный выбор способов и средств, способствующих достижению цели, ради которой существует профессия, можно рассматривать, и как практическую действенность, и как реализацию такого этического ориентира социальной работы, как профессионализм;
• с другой стороны, сам арсенал этих способов и средств, а также умение их использовать является критерием оценки профессионализма специалиста о социальной работе.
Реализации интересов и потребностей пожилых людей и защите их права на индивидуальность служат инновационные формы работы социозащитных учреждений области. Речь идет о функционировании специальных домов для престарелых и супружеских пар пожилого возраста, о социальном проекте «Приемная семья для пожилого человека» и услугах сиделки.
В 2015-2016 гг. в деревнях Мольгино и Болшево Новодугинского района были введены в эксплуатацию два «Специальных дома для престарелых и супружеских пар пожилого возраста». Специальные дома представляют собой инновационные стационарные социозащитные учреждения малой вместимости,
предоставляющие полный комплекс медико-социальных и культурно-бытовых услуг пожилым людям, сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию, условия жизни в которых максимально приближены к домашним. Не смотря на несомненные плюсы данных учреждений, пожилым людям бывает трудно расстаться с привычным укладом жизни и родным домом. На удовлетворение потребностей людей такого типа направлена деятельность КЦСОН, реализующих социальный проект «Приемная семья для пожилого человека» и предоставляющих услуги сиделки.
Основная идея проекта «Приемная семья для пожилого человека» заключается в устройстве одинокого пожилого человека (инвалида) в принимающую семью и установлении над ним опеки путем заключения трехстороннего договора между опекаемым, опекающей семьей и местным уполномоченным органом власти, согласно которому определяются условия совместного проживания и ведения хозяйства, а также права и обязанности всех участников договора.
В нашей стране в качестве пилотного проекта он был запущен в 2004 г. В 2012 г. с целью определения перспектив его внедрения в Смоленской области был проведен социологический опрос, давший положительные результаты. В 2015 г. данная форма социальной защиты и поддержки пожилых людей была введена в практику социозащитных учреждений области. К 2016 г. было заключено 55 договоров и 56 пожилых людей было устроено в приемные семьи, большая часть которых проживала в сельской местности. В настоящее время на территории области существует 65 приемных семей [4].
Специалисты по социальной работе (как на Смоленщине, так и в целом по стране), анализируя результаты своей деятельности, констатируют перспективность и эффективность данного способа социальной защиты населения, решающего не только проблемы одиноких пожилых граждан и инвалидов, но и принимающих семей. Так, помощь пожилым людям предоставляется не только в виде социально-бытовых услуг, организации досуга и создании комфортной психологической обстановки. Не менее важным становится то, что в приемной семье пожилой человек приобретает возможность приносить пользу, помогая принимающей семье в ведении хозяйства, присмотре и воспитании детей.
Решению проблем принимающей семьи способствует возмездный принцип оказания помощи. Так, если приемная семья организуется на жилплощади пожилого человека, то опекуны могут претендовать на принятие права собственности на эту жилплощадь после кончины опекаемого. В случае, когда уход за пожилым человеком осуществляется на жилплощади принимающей семьи, то ей выплачивается ежемесячное пособие, определяемое региональными подзаконными актами. Кроме того по условиям договора такой труд для одного из дееспособных неработающих и не имеющих дохода членов семьи может приравниваться к деятельности социального работника с начислением трудового стажа.
Вместе с тем специалисты по социальной работе отмечают, что в настоящее время устройство пожилых людей в приемные семьи инициируется региональными подзаконными актами, которые, объективно отражая местные особенности, в целом имеют разночтения. А потому для широкомасштабного распространения этого вида социальной поддержки и защиты населения необходимо создание нормативно-правовой базы, определяющей статус приемной семьи для пожилого человека и механизм ее действия, на федеральном уровне.
В настоящее время в практику социальной защиты и поддержки одиноких пожилых людей и инвалидов, а также семей, в которых проживает данная категория граждан, вводятся платные услуги, которые, на наш взгляд, вследствие экономической несостоятельности социально незащищенных слоев населения являются дискуссионным видом социальной помощи. К таким видам помощи относятся, например, услуги сиделки, предоставляемые на условиях почасовой оплаты со значительной разницей в ценах. В частности, в Смоленской области данная услуга предоставляется с 2015 г., и ее средняя стоимость составляет 100-110 руб. за 1 час. При этом ее наименьшая стоимость в размере 77 р. 70 коп. за 1 ч. в Сафоновскм КЦСОН, а наибольшая стоимость равная 220 руб. 45 коп. в Сычевском КЦСОН. Альтернативный вариант помощи в виде прогулок с пожилым человеком в размере 158 руб. 63 коп. предоставляется Дорогобужским КЦСОН.
В Положениях об услугах сиделки, утвержденных приказами директоров КЦСОН, определяется перечень предоставляемых услуг. Часть из них не требует специальных знаний и умений, но имеет большое значение для пожилых людей и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи. В частности, к таким услугам можно отнести содействие в приготовлении пищи, в госпитализации, обеспечение приема и контроль за приемом лекарственных препаратов по назначению врача, вызов врача на дом, чтение журналов, газет, книг, совместное посещение культурно-массовых мероприятий, совместный просмотр фильмов и иных передач и т.п. Бесспорно, в условиях недостаточного государственного финансирования социозащитных учреждений доходы, получаемые от предоставления дополнительных платных услуг, идут на развитие этих учреждений. Тем не менее, в целях повышения доступности услуг, необходимых данной категории клиентов, к оказанию услуг сиделки можно было бы привлечь «серебряных волонтеров». Представляется, что соединение двух направлений деятельности, существующих в настоящее время в КЦСОН, принесет пользу и удовлетворение как нуждающимся в помощи, так и готовым ее оказывать.
Итак, резюмируя, подчеркнем, что главная и безусловная ценность социальной работы - Человек, а ее основная задача заключается в реализации его права на физическое, душевное и социальное благополучие [5]. Этические ориентиры социальной работы, направляя и гуманизируя практическую деятельность социальных работников, помогают в решении этой задачи, одновременно объективируясь в этой деятельности:
• уважение достоинства человека ориентирует социальных работников на содействие в реализации его права на достойные условия жизни,
• толерантность и признание права человека на индивидуальность -на содействие в реализации его потребностей и интересов,
• понимание человека как личности, активного творца своей жизни реализуется в содействии в раскрытии его творческого потенциала,
• профессионализм и социальная активность социальных работников являются необходимым условием поиска новых эффективных форм и способов решения проблем клиентов.
На протяжении всей истории отечественной социальной работы социальные работники сочетают обеспечение базовых потребностей социально незащищенных категорий населения с деятельностью по защите достоинства своих клиентов и их права на индивидуальность. По мере стабилизации социально-экономической ситуации в стране и решения насущных проблем специалисты по социальной работе обращаются к поиску новых форм и методов работы, которые позволяют удовлетворять такие психологические потребности человека, как потребность в принадлежности и уважении. И в настоящее время, не смотря на накопленный значительный арсенал технологий и техник практической работы, поиск эффективных инновационных форм и методов работы, помогающих человеку глубже понять себя и раскрыть свои самозащитные функции, продолжается. Итогом этой работы в условиях дальнейшей гуманизации общественной жизни должно стать появление у человека потребности в самореализации. И тогда перед институтом социальной работы откроются новые перспективы, направленные на удовлетворение этой потребности.
Литература
1. Бакштановский В. И. Прикладная этика как проектно-ориентированное знание (теория и опыт освоения Ойкумены прикладной этики // Этическая мысль. 2015. Т. 15, № 2. С. 108-122.
2. Апресян Р. Г. Вид на профессиональную этику // Общепрофессиональная этика. Ведомости. Вып. 25 / под ред. В. И. Бакштановского и Н. Н. Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2004. С. 160-181.
3. Назарова Ю. В., Смелова М. В. Аксиологический контент профессиональной этики и профилактика девиантного поведения молодёжи // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2016. № 2 (18). С. 21-28. URL: http://tsput.ru/fb//hum/2016/№2/mdex.html#21/z (дата обращения: 10.12.2018).
4. Сидорчук Т. А., Кремень Ф. М. Социальные и психологические аспекты приемной семьи для пожилого человека // Известия СмолГУ. 2012. № 4. С. 561-568.
5. Устав (конституция) всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) : (Принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946) // Законы и право : сайт. URL: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1464 (дата обращения: 10.12.2018).
6. Брифинг начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию Юлии Новиковой // БезФормата. Смоленск. 2015. 14 окт. URL: http://smolensk.bezformata.com/listnews/smolenskoj-oblasti-po-sotcialnomu/38920239/ (дата обращения: 10.12.2018).
7. Дома-интернаты общего типа. Организации социального обслуживания // Департамент Смоленской области по социальному развитию : офиц. сайт. Смоленск, 2012-2017. URL: http: //www. socrazvitie67. ru/catalog/doma-internaty-obshchego-tipa/ (дата обращения: 10.12.2018).
8. Центры социального обслуживания. Организации социального обслуживания // Департамент Смоленской области по социальному развитию : офиц. сайт. Смоленск, 2012-2017. URL: http://www.socrazvitie67.ru/catalog/cso/ (дата обращения: 10.12.2018).
9. Дома-интернаты психоневрологического типа. Организации социального обслуживания // Департамент Смоленской области по социальному развитию : офиц. сайт. Смоленск, 2012-2017. URL: http: //www.socrazvitie67.ru/catalog/-/ (дата обращения: 10.12.2018)
References
1. Bakshtanovskiy V. I. Prikladnaya etika kak proyektno-oriyentirovannoye znaniye (teoriya i opyt osvoyeniya Oykumeny prikladnoy etiki) [Applied ethics as project-oriented knowledge (theory and experience of mastering the Oikumen of applied ethics)] // Eticheskaya mysl' [Ethical thought]. 2015. Vol. 15, No 2. P. 108122.
2. Apressyan R. G. Vid na professional'nuyu etiku [View on professional ethics] // Obshcheprofessional'naya etika [General professional ethics]. Vedomosti. Vol. 25 / Ed. by V. I. Bakshtanovsky and N. N. Karnaukhov. Tyumen: NII PE, 2004. P. 160-181.
3. Nazarova Yu. V., Smelova M. V. Aksiologicheskiy kontent professional'noy etiki i profilaktika deviantnogo povedeniya molodozhi [Axiological content of professional ethics and prevention of deviant behaviour among young people] // Gumanitarnyye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. 2016. No 2 (18). P. 21-28. URL: http://tsput.ru/fb//hum/2016/№2/index.html#21/z (reference date: 10.12.2018).
4. Sidorchuk T. A., Kremen' F. M. Sotsial'nyye i psikhologicheskiye aspekty priyemnoy sem'i dlya pozhilogo cheloveka [Social and psychological aspects of the adoptive family for the elderly person] // Izvestiya SmolGU. 2012. No 4. P. 561-568.
5. Ustav (konstitutsiya) vsemirnoy organizatsii zdravookhraneniya (VOZ): (Prinyat v g. N'yu-Yorke 22.07.1946) [Charter (Constitution) of the World Health Organization (WHO): (Adopted in New York on 22.07.1946)] // Zakony i pravo
[Laws and law]: site. URL: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id= 1464 (reference date: 10.12.2018).
6. Brifing nachal'nika Departamenta Smolenskoy oblasti po sotsial'nomu razvitiyu Yulii Novikovoy [Briefing by the Head of the Department of Smolensk Oblast on Social Development Yulia Novikova] // BezFormata. Smolensk. 2015. October 14. URL: http://smolensk.bezformata.com/listnews/smolenskoj-oblasti-po-sotcialnomu/38920239/ (reference date: 10.12.2018).
7. Doma-internaty obshchego tipa. Organizatsii sotsial'nogo obsluzhivaniya [Nursing homes. Social Service Organizations] // Departament Smolenskoy oblasti po sotsial'nomu razvitiyu [Social Development Department of Smolensk Oblast]: official site. Smolensk, 2012-2017. URL: http://www.socrazvitie67.ru/catalog/doma-internaty-obshchego-tipa/ (reference date: 10.12.2018).
8. Tsentry sotsial'nogo obsluzhivaniya. Organizatsii sotsial'nogo obsluzhivaniya [Social service centers. Social Service Organizations] // Departament Smolenskoy oblasti po sotsial'nomu razvitiyu [Social Development Department of Smolensk Oblast]: official site. Smolensk, 2012-2017. URL: http://www.socrazvitie67.ru/catalog/cso/ (reference date: 10.12.2018).
9. Doma-internaty psikhonevrologicheskogo tipa.Organizatsii sotsial'nogo obsluzhivaniya [Boarding houses of the psycho-neurological type. Social Service Organizations] // Departament Smolenskoy oblasti po sotsial'nomu razvitiyu [Social Development Department of Smolensk Oblast]: official site. Smolensk, 2012-2017. URL: http: //www.socrazvitie67 .ru/catalog/-/ (reference date: 10.12.2018)
Статья поступила в редакцию 23.12.2018 Статья допущена к публикации 30.01.2019
The article was received by the editorial staff23.12.2018 The article is approved for publication 30.01.2019