Этические аспекты взаимодействия
БИБЛИОТЕКАРЯ С ЧИТАТЕЛЕМ-ИНВАЛИДОМ
Е. О. Матвеева
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена этическим аспектам библиотечного обслуживания читателей-инвалидов. В статье рассматриваются этические принципы взаимодействия библиотекаря с особым читателем. Ключевые слова: этика, библиотека, читатель-инвалид, дефектологическое библиотековедение, адаптация.
The article is devoted to the ethical aspects of library services to readers with disabilities. The article deals with the ethical principles of interaction between a librarian with a special reader. Key words: ethics, reading, reader-disabled defectological library science, adaptation.
Сегодня библиотечная практика постоянно испытывает влияние актуальной социокультурной ситуации, под воздействием которой возникают и доказывают свое право на существование инновационные формы работы с читателями, развиваются новые функции библиотек. Если в советский период отечественной истории функция социокультурной реабилитации читателей являлась определяющей для деятельности специальных библиотек и библиотек специальных коррекци-онных учебных заведений, то сегодня под влиянием социальных процессов (либерализации общественного сознания, государственной политики, направленной на защиту интересов людей с ограниченными возможностями, ратификации России ряда международных законодательных актов, направленных против любых форм, в том числе и социокультурных, дискриминации инвалидов), реабилитационная функция становится ведущей и для массовых библиотек России, где значительное число читателей составляют люди с ограниченными возможностями физического или психоэмоционального освоения
окружающей действительности, общение с которыми отличается серьезной спецификой и требует от библиотекаря особого такта, соблюдения этических норм.
Этика, с античных времен понимаемая как учение о нравственности, о моральных аспектах поведения человека, в контексте проблемы, рассматриваемой в статье, подразумевает необходимость разработки принципов поведения библиотекаря, работающего с особой группой читателей, формирования научного представления о значимых качествах такого специалиста, органично интегрируемых в его профессиограмму.
Профессиональная этика библиотекаря всегда была темой для размышления. Об этих проблемах размышляли в своих исследованиях А.Я. Айзенберг, Н.А. Ванеев, В.И. Терешин, А.В. Скворцов, В.И. Черниченко, Г.А. Алтухова. Последней принадлежит особая роль в теоретико-методологическом осмыслении вопросов библиотечной этики. В частности, размышляя над сущностью профессиональной этики библиотекаря, Г.А. Алтухова подчеркивает: «Профессиональная этика
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 205-210 205
библиотекаря — это совокупность специфических требований и норм нравственности при выполнении им профессиональных обязанностей по обслуживанию потребителей информации. Она формирует у библиотекаря понятие своего профессионального долга и чести, прививает навыки культуры общения и высокого профессионализма» (1, с. 12).
В отечественной философии существует традиция рассматривать этические взаимоотношения в системе и с позиции целей, определяющих содержание деятельности человека (в том числе и его профессиональной деятельности). С философской точки зрения, цель помогает структурировать действия человека в определенную последовательность, детерминируя его усилия и предвосхищая результаты деятельности. Следовательно, этические аспекты взаимоотношения библиотекаря с читателем-инвалидом необходимо анализировать в контексте общей стратегии и ключевых целей социокультурной реабилитации, развития реабилитационной функции библиотеки, тогда мы можем говорить о существовании особой отрасли отечественной библиотековедческой науки — библиотечной аксиологии, изучающей природу ценностей, определяющих направленность профессиональной деятельности библиотечно-информационных специалистов, утверждающих ее неразрывную связь с процессами, происходящими в обществе, интегрирующих в библиотековедение культурологические концепции развития общества.
С точки зрения аксиологии, целепо-лагание является важнейшим моментом, определяющим ценность и направленность любых человеческих усилий. Размышляя над этой проблемой, А.А. Гусейнов считает необходимым отметить: «... без цели вообще не может состояться никакая деятельность в ее специфически человеческой форме, и так как все деятельности и их цели стянуты в единую систему, то всю сложно расчлененную совокупную деятельность можно и нужно рассматривать как единую цель, которая предпо-
лагает цель целей. Без последней точки в этом сложноподчиненном предложении невозможно запустить сам механизм целесообразной деятельности» (3, с. 28).
Таким образом, аксиологический подход диктует необходимость поиска целей взаимодействия библиотекаря с читателем-инвалидом в системе ценностей, определяющих суть библиотечной работы. С философских и культурологических позиций высшей ценностью библиотечной деятельности является интеллектуальное, нравственное и творческое развитие читателя, понимаемое достаточно широко: это и возможность свободного доступа к информации, и возможность творческого развития личности, и возможность интересно провести в библиотеке свое свободное время. Применительно к читателям-инвалидам все отмеченное выше модифицируется в соответствии с задачами их социокультурной реабилитации, позволяя выделить следующие наиболее значимые цели реабилитационной деятельности библиотеки:
• оптимизация психологического состояния читателей: известно, что инвалидность вызывает зачастую серьезные психоэмоциональные проблемы: неуверенность в своих силах, робость, боязнь общения с окружающими, депрессивные состояния, корригируемые в процессе би-блиотерапевтической деятельности;
• содействие преодолению чувства социальной малоценности, которое, по словам создателя отечественной дефектологии Л.С. Выготского, постепенно развивается у человека, имеющего ограниченные возможности интеллектуального или физиологического освоения мира;
• повышение возможности социальной адаптации читателей, содействие их учебе, профессиональному росту, повышению социального статуса;
• содействие творческой самореализации читателей: сегодня во многих специальных и массовых библиотеках нашей страны действуют творческие клубы, объединяющие читателей с ограниченными возможностями, которым присуще чув-
ство прекрасного и стремление творить;
• помощь в социокультурной реабилитации ближайшего социального окружения читателя-инвалида: известно, что стрессовое состояние, связанное с последствиями заболевания, испытывает не только сам читатель с ограниченными возможностями, но и члены его семьи, его друзья, поэтому в библиотеках разрабатываются программы, учитывающие необходимость целенаправленного взаимодействия с родными и близкими читателя-инвалида;
• формирование позитивных взглядов, оптимистической установки, направленной на социальную компенсацию дефекта, помогающую трудовой деятельности и творчеству читателей.
Итак, этические особенности библиотечного обслуживания читателей с ограниченными возможностями должны в максимальной степени способствовать реализации указанных выше задач, способствовать привлечению особой группы читателей в библиотеку.
Этика общения библиотекаря с читателем-инвалидом является, на наш взгляд, наименее разработанной областью дефектологического библиотековедения. Основоположник этой отрасли гуманитарного знания А.Е. Шапошников представил в своих исследованиях психологически точный портрет такого специалиста, отчасти содержащий представления об этических аспектах его деятельности. В частности, Александр Евгеньевич писал: «В духовно-нравственный портрет библиотечного работника входят такие качества, как личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, толерантность, вежливость, эм-патийность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость» (2, с. 178).
В докторской диссертации, монографии и статьях А.Е. Шапошникова содержится ряд ключевых положений, позволяющих составить системное представ-
ление об особенностях социокультурной реабилитации читателя-инвалида, а также — на их основе судить о морально-нравственной и этической стороне проблемы, рассматриваемой в рамках данной статьи.
Особенность библиотечного обслуживания читателей с ограниченными возможностями в ее технологическом аспекте рассматривается в работах Г.А. Алтуховой, обращающей особое внимание на гуманистический характер взаимодействия с особым читателем: «Инвалидам, приходящим в библиотеку, часто трудно выполнить самую простую работу: найти что-нибудь в каталоге, обратиться к справочному аппарату, выбрать и посмотреть книгу, иногда даже донести ее до рабочего стола. В таких случаях библиотекарь должен проявить повышенное внимание, стараться деликатно выполнить все требования посетителя. В библиотеках, где неравнодушны к страданиям людей, вводят дополнительные услуги, стараются скрасить жизнь обездоленных», — замечает исследователь (1, с. 67).
На наш взгляд, основополагающим этическим принципом библиотечного обслуживания инвалидов, имеющим аксиологическую природу и утверждающим ценность и значимость каждого человека, является принцип безусловного уважения личности читателя, вне зависимости от мнения о нем медиков, педагогов, представителей служб социальной защиты. Для библиотекаря-гуманиста равный интерес, значимость, а следовательно, и уважение представляет личность каждого человека, обратившегося за книгой или желающего получить иную необходимую помощь. Не допустимо, ссылаясь на то, что читатель не видит, не слышит, испытывает затруднения в интеллектуальном освоении окружающего мира, а потому медленно понимает суть происходящего, игнорировать его требования, откладывать их, занимаясь посторонними делами или, что еще хуже, невербальным образом (знаками, жестами, выражением лица) сообщать окружающим: с данным
человеком не все в порядке, у него есть определенные проблемы.
Сегодня, когда на уровне принятия государственных решений декларируется необходимость воспитания толерантного сознания, построения общества равных возможностей, библиотекарь, представитель одной из самых гуманных профессий, должен всей своей деятельностью, каждым своим поступком утверждать принципы сострадания, доброты, альтруизма. Ведь читатель, чья жизнь отягощена физическими недугами и сопутствующими им многочисленными социальными трудностями, чрезвычайно чувствителен к недоброму слову и взгляду, к равнодушному презрению и подчеркнуто снисходительному отношению окружающих. Зачастую наши соотечественники с ограниченными возможностями замыкаются в четырех стенах и отказываются от социальных контактов из-за боязни бестактного, неэтичного отношения окружающих, в том числе библиотечных работников.
В связи с этим нельзя не коснуться этических правил вербального общения с особыми читателями. Этика взаимодействия библиотекаря с ними гласит, что никогда ни при каких обстоятельствах нельзя публично, пусть даже из лучших побуждений, рассуждать о заболевании и диагнозе читателя, а также употреблять следующие слова и словосочетания: аномальный, дефективный, неполноценный, искалеченный, деформированный, шизоид, психопат, слабоумный, ненормальный. Подобные термины могут глубоко оскорбить и самого читателя, и его ближайшее социальное окружение, особенно родителей. Известен случай, когда сотрудница одной из столичных библиотек, желая показать, что ей понятны проблемы матери ребенка-инвалида, заявила: «Не беспокойтесь, у нас в библиотеке аномальные дети чувствуют себя как дома». После этой бестактной фразы мать и дочь покинули библиотеку и никогда больше там не появлялись, а искренне огорченная сотрудница долго не могла понять, чем была вызвана подобная реакция.
Вместе с тем этически допустимо в общении с читателем-инвалидом использовать сленг, на котором инвалиды общаются между собой, так как эти слова и словосочетания не вызывают у них психологического отторжения, например: опорник, спинальник, шейник, колясочник, получить группу (инвалидности).
Этика взаимодействия библиотекаря с читателем-инвалидом предполагает, что библиотекарь должен следить за интонацией, тембром, темпом и ритмом своей речи. Иногда сотрудники библиотеки, желая показать, насколько они понимают состояние читателя и как сочувствуют ему, разговаривают с ним преувеличенно сердобольным тоном, как будто вот-вот готовы расплакаться. Практика показывает: подобный стиль общения не идет на пользу ни библиотекарю, который постепенно и неуклонно создает у себя неверную психологическую установку относительно сохранных возможностей читателя, ни самим инвалидам, которые бывают серьезно обижены: ведь их неполноценность снова была подчеркнута. В частности, один из таких читателей сказал: «Мы приходим в библиотеку не за жалостью, а за книгой. У каждого человека рано или поздно могут возникнуть определенные проблемы со здоровьем, но это не значит, что на них следует делать какой-то особый акцент. Не обращайте внимания на то, что я инвалид, помните: я прежде всего читатель!». Исследования, проведенные в библиотеках различных регионов нашей страны, доказывают: подобную точку зрения разделяют многие читатели с ограниченными возможностями.
Общаясь с читателем, имеющим проблемы с развитием психики или интеллекта, следует помнить: слишком быстрый темп речи не позволяет слушателю понять смысл высказывания, воспринимается как способ подчеркнуть его неполноценность и, в итоге, приводит к эмоциональному отчуждению читателя от библиотекаря. Известны случаи, когда дети, обучающиеся в коррекционном учебном заведении восьмого вида (вспомогательной школе),
отказывались посещать школьную библиотеку, поскольку, с их точки зрения, библиотекарь «говорил слишком непонятно и быстро». Такая же реакция характерна для взрослых читателей, имеющих такие же проблемы. Здесь следует заметить: людей с ограниченными возможностями во многих случаях приводит в библиотеку не только желание прочитать книгу, но и стремление к общению. Слишком же быстрый темп речи сотрудника библиотеки априори его исключает.
Чтобы читатель с ограниченными возможностями действительно комфортно себя чувствовал в библиотеке и стремился прийти туда вновь, необходимо, разговаривая с ним, обращаться именно к нему, а не к сурдопереводчику или сопровождающему лицу. Такой стиль общения подчеркнет значимость читателя, заинтересованность библиотекаря во взаимодействии с ним. В противном случае, можно еще раз невольно подчеркнуть недееспособность человека, дав понять ему: без посторонней помощи он ничто.
Этически недопустимо фамильярное общение с инвалидами. Обращаться по имени и на «ты» возможно лишь в том случае, если читатель и библиотекарь достаточно хорошо знакомы и если подобный стиль общения был инициирован самим читателем (а не наоборот!). Желание показать, что читатель стал для сотрудника другом и человеком, с которым хочется поддерживать неформальный контакт, не должно сопровождаться бесцеремонностью, фамильярностью, которая многими инвалидами воспринимается гораздо острее, чем здоровыми людьми в силу их психических особенностей.
Значительная часть инвалидов испытывает трудности в общении, связанные с серьезным логоневрозом, аутизмом, дефектами речи. Этические правила общения с такими читателями гласят: не раздражаясь и не отвлекаясь, слушать собеседника, ожидая, когда он закончит фразу, при этом неэтично и бестактно поправлять его, заканчивать начатое им предложение. Не следует притворяться,
что сказанное собеседником нам понятно, если на самом деле это не так. Лучше переспросить или с помощью наводящих вопросов получить ответ.
При разговоре с читателем, сидящим в инвалидной коляске или пользующимся костылями, библиотекарю необходимо расположиться так, чтобы его глаза и глаза читателя были на одном уровне. Это значительно облегчает общение, помогает лучше понять друг друга и подчеркивает уважение, дружеские чувства, которые библиотекарь испытывает по отношению к своему собеседнику.
Выше уже было сказано, что важнейший аспект социокультурной реабилитации читателей с ограниченными возможностями — это раскрытие их творческого потенциала, создание условий для творческой самореализации личности. Психологи, изучающие проблему влияния эстетически значимой деятельности на самооценку, внутреннее самоощущение, а также на способность инвалида к социальной адаптации, единодушны во мнении: чем более человек склонен к эстетической самореализации, тем легче он переносит проблемы, вызванные различными недугами, тем успешнее он адаптируется в обществе. Творчество, трактуемое аксиологией как высшая ценность и смысл человеческой жизни, во многих случаях становится спасением, психологическим и нравственным стимулом для преодоления болезней, проблем, непонимания окружающих. Закономерно поэтому, что в библиотеках открываются клубы, кружки, литературные объединения, помогающие проявить потенциальные таланты читателей-инвалидов. В ряде случаев работой этих объединений руководят сами библиотекари, поэтому необходимо остановиться на этических аспектах этого направления взаимодействия с читателями.
Некоторые сотрудники библиотек, так или иначе руководящие эстетической деятельностью читателей-инвалидов, допускают довольно распространенную ошибку: они гиперболизируют творческие достижения
своих подопечных, сравнивая их стихотворения, картины, поделки с произведениями выдающихся мастеров, что в большинстве случаев неуместно и не соответствует истинному положению вещей. Другие, наоборот, работая с инвалидами-детьми, из лучших побуждений, стремясь, чтобы ребенок полностью раскрыл свои сохраненные возможности, допускают прямолинейную и бестактную критику, не учитывая при этом состояния здоровья юного автора. Оба варианта поведения библиотекаря являются ошибочными. В первом случае у читателя может возникнуть превратное представление о своих достижениях, однако рано или
поздно его постигнет разочарование. Во втором — читатель может полностью отказаться от эстетической самореализации. Гораздо этичнее и педагогически правильно, объективно оценивая достижения читателя, помочь ему раскрыть способности, проявить потенциальные таланты.
Совершенствование этических аспектов взаимоотношений библиотекаря с читателем-инвалидом помогает утверждению в общественном сознании идеалов альтруизма и гуманизма, способствует социокультурной реабилитации наших соотечественников с ограниченными возможностями.
Примечания
1. Алтухова, Г. А. Профессиональная этика библиотекаря : учебное пособие / Г.А. Алтухова. — М., 2009. — 100 с.
2. Шапошников, А. Е. Библиотечное обслуживание инвалидов : учебное пособие / А.Е. Шапошников. — М., 1992. — 179 с.
3. Этическая мысль. Современные исследования / [отв. редактор А.А. Гусейнов]. — М., 2009. — 477
с.
НФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВСЕМИРНОГО РЫНКА
В. В. Красин
Московский государственный университет культуры и искусств
В данной статье определяется место информационных технологий в условиях всемирного рынка, рассматриваются факторы, благоприятные для развития отрасли информационных технологий, делается вывод о возможности существенного повышения квалификации преподавателей за короткие сроки путем непрерывного обучения на базе институтов повышения квалификации. Ключевые слова: информационные технологии, повышение квалификации преподавателей, всемирный рынок, профессиональная компетентность.
The article defines Informational Technology in terms of the world market as well as beneficial factors influencing development of this field and gives conclusions about possible significant qualification advance of teachers in short terms by non-stop education at institutions providing professional training. Key words: informational technology, professional training, world market, professional competence.
210 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 210-214
И
г