ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДЕТСКОГО БИБЛИОТЕКАРЯ-ПЕДАГОГА
Елена Олеговна МАТВЕЕВА,
кандидат педагогических наук, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью факультета медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств Московского государственного института культуры, г. Москва e-mail: [email protected]
В статье представлена авторская программа профессиональной переподготовки сотрудников библиотек для эффективной педагогической работы с детьми-инвалидами. Программа построена на основе органического синтеза библиотековедческого и дефектологического знания. Программа «Библиотека и социономия» способствует повышению дефектологической компетенции детских библиотекарей, помогает реализации государственной политики России в отношении детей-инвалидов.
Ключевые слова: библиотека, библиотечная работа с детьми-инвалидами, социально-культурная реабилитация, дефектологическая компетенция детских библиотекарей.
COMPETENCE IN DEFECTOLOGY OF CHILDREN'S LIBRARIAN AND TEACHER
E. O. Matveeva, Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of Department of Advertizing and Public Relations, Faculty of Mass Media and Audiovisual Arts, Moscow State Institute of Culture e-mail: [email protected]
The author's program of occupational retraining of staff of libraries for effective pedagogical work with handicapped children is presented in article. The program is constructed on the basis of organic synthesis of knowledge of library science and defectology. The program of "Library and Sotsionomiya" promotes increase of competence in defectology of children's librarians, helps implementation of a state policy of Russia concerning handicapped children.
Key words: library, library work with handicapped children, welfare rehabilitation, competence in defectology of children's librarians.
В мировой практике защиты детства группа детей с ограниченными возможностями здоровья выделяется особо. Их жизнь отличается от жизни ровесников, она нередко наполнена душевными и физическими страданиями и отмечена социальной депривацией. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов с 90-х годов минувшего века перестала быть задачей исключительно специальных школ и реабилитационных центров. В наши дни в этот процесс активно включаются все социальные институты, причастные к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Среди них заметное место занимают детские библиотеки России.
Потребность в профессионально организованной библиотерапевтической деятельности в наши дни чрезвычайно высока, поскольку число детей, имеющих те или иные пороки физического, психического либо интеллектуального развития, к
сожалению, постоянно увеличивается. Однако нельзя не заметить существенного противоречия между высокими требованиями, предъявляемыми актуальной социокультурной ситуацией и обществом к дефектологической компетентности библиотекаря-педагога, и явной неподготовленностью части специалистов к деятельности такого рода. Сказанное диктует необходимость создания программы профессиональной переподготовки сотрудников библиотек.
С целью повышения дефектологической компетентности сотрудников детских библиотек Москвы на базе Центральной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова была разработана программа «Библиотека и социономия», рассчитанная на 12 занятий по 6 часов. В основу программы были положены методические подходы к подготовке библиотечных специалистов, актуализированные в трудах Г.П. Диянской, Ю.Н. Дрешер, А.Е. Шапошникова, писавших о необходимости органического синтеза библиотековедческого и дефектологического знания [3; 4; 5].
Обучение на курсах дает системное представление о теории и методике социокультурной реабилитации юных читателей с ограниченными возможностями здоровья, об особенностях и перспективах этого направления педагогики чтения в XXI веке.
12 занятий делятся на три блока: исторический (3 занятия), теоретический (4 занятия) и практический (5 занятий).
Исторический блок призван познакомить слушателей с традициями социокультурной реабилитации, сложившимися в нашей стране и за рубежом в течение многих столетий.
Цель следующего блока - изучение теоретических аспектов реабилитации, знакомство с различными группами читателей-инвалидов, их специфическими характеристиками и сохранными возможностями. Особое внимание здесь уделяется научному наследию выдающегося психолога Л.С. Выготского, заложившего основы отечественной дефектологии.
Наибольшее значение, безусловно, имеют лекции последнего - методического - блока, освоение которого невозможно без знакомства с передовым опытом детских библиотек нашей страны, а также без знакомства с лучшим зарубежными методиками. Слушатели узнают о возможностях библио- и сказкотерапии, а также об игровых методиках реабилитации различных групп детей с ограниченными возможностями. Много внимания уделяется методическим аспектам реабилитации различных групп детей-инвалидов: с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта.
Далее остановимся подробнее на занятиях, составляющих методический блок, поскольку именно они позволяют получить системное представление о современных технологиях социокультурной реабилитации читателей детского и подросткового возраста в библиотеке. Эти технологии в наши дни модифицируются и усложняются, поэтому необходимо и постоянное профессиональное совершенствование библиотечных специалистов. Как справедливо отмечает С.И. Головко: «Библиотекам нужны профессионалы, способные адаптироваться в быстро меняющемся мире, понимать, что будет востребовано в будущем. Эти требования выходят за рамки стандартных программ обучения» [1, с. 59].
Первая лекция посвящена этическим аспектам сотворческого взаимодействия библиотекаря и читателя с ограниченными возможностями социокультурного освоения окружающей действительности. Не секрет: такие дети бывают очень ранимы,
обидчивы, впечатлительны, поэтому от такта библиотечного специалиста, от его умения найти общий язык с ребенком, не унижая его нарочитой сердобольностью или неуместной жалостью, зависит отношение читателя к библиотеке, его способность и желание включиться в реабилитационный процесс.
Среди главных принципов общения с пользователями-инвалидами особо необходимо выделить следующие: предваряющее уважение к личности читателя (независимо от мнения о нем врачей, педагогов, социальных работников); ориентацию на сохранные возможности, на существующие у каждого достоинства, стремление подчеркнуть сильные стороны ребенка (пусть даже самые незначительные, не заслуживающие внимания с точки зрения здоровых людей, но столь важные для самого особого читателя); исключение из практики общения неуместного любопытства, расспросов о характере заболевания, о несчастье, которое привело к инвалидности; терпение, умение выслушать, проявляя интерес к самому ребенку, его способностям, а не к болезни.
Рассуждая об особенностях библиотечной этики, Г.А. Алтухова справедливо отмечает: «Библиотечная этика насыщена гуманистическими аспектами. Она регулирует поведение библиотекаря так, чтобы укреплялся его авторитет, раскрывалась общественная значимость профессии. Кроме обладания общезначимой моралью, библиотекарям необходимо обладать еще и высокими нравственными качествами. Это составляет основу профессиональной морали библиотекаря и влияет на формирование только ему присущей профессиональной этики» [1, с. 12].
Сказанное исследователем можно с полным основанием отнести и к работе с особыми читателями, ведь здесь этика и профессиональные знания связаны чрезвычайно тесно. Например, значительную специфику имеет взаимодействие с детьми, страдающими ограниченными возможностями интеллектуального освоения окружающего мира, обучающимися в специфических условиях вспомогательного учебного заведения, с детьми-аутистами. Для каждого такого читателя нужно не только подобрать необходимую ему в данный момент книгу, но и помочь советом, утешить добрым словом, ободрить, поддержать творческие усилия. на занятиях слушатели курсов повышения квалификации участвуют в профессиональных тренингах, играх, анализируя собственные психологические просчеты и ошибки коллег, предлагая различные варианты выхода из конфликтных ситуаций.
Не стоит доказывать: взаимодействие с особым читателем, включение его в процесс социокультурной реабилитации требует от библиотекаря не только традиционных знаний, умений, навыков, связанных с формированием фондов и продвижением книжных новинок, но в первую очередь знания психологии, а точнее - патопсихологии, объясняющей особенности восприятия ребенком, чья судьба отягощена диагнозом «инвалидность», людей, событий, собственной личности, произведений искусства слова, иначе говоря - окружающего мира во всем его многообразии. Закономерно, что отдельная лекция посвящена основам патопсихологии и восприятию художественной литературы читателями, страдающими различными недугами. В конце занятия слушатели получают задание: создать рекомендательный библиографический список для разных групп читателей своей библиотеки, учитывая их личностные и психологические особенности, а также читательскую биографию и литературные пристрастия.
Наибольший интерес у слушателей вызывают занятия, посвященные новым технологиям и методикам социокультурной реабилитации. Такой интерес понятен,
поскольку в наши дни массовые библиотеки все чаще возлагают на себя миссию реабилитационных центов, коррекционных школ, органов социальной защиты. Большую часть пользователей сегодня составляют именно дети и подростки с ограниченными возможностями, страдающие определенными заболеваниями, провоцирующими заметные психологические изменения. Ясно, что при сложившихся обстоятельствах библиотерапевтические занятия становятся все более актуальными, весьма востребованными в библиотечной практике.
На занятиях слушатели узнают об истории библиотерапии, ее развитии в нашей стране и за рубежом, изучают различные библиотерапевтические методики, например, методику отождествления читателя и литературного героя, постигают важность самостоятельного литературного творчества, позволяющего раскрепостить читателя, актуализировать его эстетический потенциал. Для юных большое значение имеют различные литературные игры по мотивам любимых книг, а также иллюстрирование. При этом главный психолого-педагогический принцип, позитивно работающий при общении с любой группой инвалидов, может быть сформулирован как искренний интерес к творчеству читателя, желание помочь ему - в тех случаях, когда, конечно, такая помощь необходима.
Известно: художественное слово лечит, но оно же может нанести серьезный урон психике, осложнить течение заболевания, особенно если речь идет о душевных недугах, поэтому на занятиях слушатели знакомятся с взглядами психиатров (в первую очередь В.П. Кащенко) на библиотерапию, высказывая свою точку зрения по этой проблеме, делясь своим опытом.
Особое реабилитационное значение имеет сказкотерапия, ведь художественные и психологические особенности сказочных сюжетов: условность времени и места действия, четкое разделение героев на добрых и злых, положительных и отрицательных, неизбежная победа добра над злом, в рамках которой реализуется закон сказочной справедливости, и как итог всего пережитого героями - счастливый финал, - обеспечивают ребенку психологическую защиту, уверенность в своих силах, вселяют надежду и оптимизм. Кроме того, произведения сказочного жанра позволяют актуализировать эстетический потенциал юных читателей с ограниченными возможностями, подтверждая, что никакая болезнь, никакой врожденный или приобретенный дефект не может быть помехой детской фантазии и ограничить ребенка в его художественном самовыражении.
Интригуя, завораживая, погружая в иную, удивительную и таинственную реальность, сказка побуждает к сотворчеству, поэтому задача руководителя чтения заключается в поощрении читателя и разработке новых методик работы со сказкой. Отдельное занятие посвящено педагогическому взаимодействию с родителями юных - для усиления реабилитационного эффекта.
Большое внимание уделяется самостоятельному литературному творчеству ребенка с ограниченными возможностями здоровья, гармонизирующему его психологическое состояние, настраивающему на позитивное восприятие жизни, на стремление к активной самореализации в мире. Это направление имеет свою специфику, обусловленную, с одной стороны, психологическими особенностями читателей, а с другой - особым восприятием этими детьми произведений искусства слова. С такими читателями целесообразно выстраивать общение, исходя из их системы ценностей и художественных приоритетов, ни в коем случае не подвергая эти ценности сомнению или иронизируя над ними. На занятиях в ЦУНБ имени Н.А. Некрасова
слушатели получают возможность поделиться своим методическим опытом. В частности, библиотекари-педагоги утверждают, что одна из действенных форм руководства чтением - это организация литературных клубов, студий, кружков.
Необходимо, чтобы слушатели курсов поняли: создание стихотворений, рассказов, мемуаров для особого ребенка - это не просто прихоть или способ «убить» время. Литературное творчество таких пользователей следует рассматривать как социальное самовыражение личности, оторванной от активной жизни, от общения со здоровыми ровесниками, а иногда (если читатель живет в интернате) даже от близких людей, как возможность поделиться наболевшим, высказать сокровенное, передать свое восприятие мира. Слушатели курсов узнают о методических приемах продвижения литературного творчества юных пользователей, о проведении книжных выставок и литературных бенефисов читателей, о возможности издания их книг.
Программа «Библиотека и социономия», способствуя повышению дефектологической компетенции детских библиотекарей, помогает реализации государственной политики России в отношении детей-инвалидов.
Литература
1. Алтухова Г. А. Профессиональная этика библиотекаря : учебное пособие для высших и средних профессиональных учебных заведений культуры и искусств. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Изд-во МГУКИ ; Профиздат, 2001. - 103 с.
2. Головко С. И. Специалист: образование, компетентность, новаторство. - Москва : Либерея, 2005. - 143 с.
3. Диянская Г. П. Принцип равных возможностей в тифлобиблиотековедении / Российская государственная библиотека для слепых. - Москва : ИПТК «Логос» ВОС, 1998. - 344 с.
4. Дрешер Ю. Н. Библиотерапия: полный курс : учебное пособие. - Москва : Фаир, 2007. - 559 с.
5. Шапошников А. Е. Библиотечное обслуживание инвалидов : учебное пособие / Московский государственный институт культуры. - Москва, 1992. - 179 с.