Научная статья на тему 'Этапы выбора стратегии развития предприятия в условиях неопределенности'

Этапы выбора стратегии развития предприятия в условиях неопределенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / ВЫБОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гращенко Надежда Юрьевна

Разработан подход оценки и выбора стратегии устойчивого развития предприятия в условиях неопределенности с использованием аппарата теории нечетких множеств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approach to evaluation and choice of company sustainable development strategy is considered in conditions of uncertainty with fuzzy-set theory device usage

Текст научной работы на тему «Этапы выбора стратегии развития предприятия в условиях неопределенности»

деятельностью. Так, в частности, использование высокопроизводительных агрегатов непрерывного действия дает более высокие результаты. Однако с учетом затрат на реализацию производимой продукции эффективность этих агрегатов может корректироваться в сторону уменьшения за счет дополнительных затрат, связанных с поставкой потребителям мелких и средних партий продукции.

Таким образом, проведенный анализ показал, что результаты промышленной политики металлургических компаний, ориентированных в докризисный период на строительство высокопроизводительных агрегатов, оказались недостаточно востребованными вследствие резкого падения внутреннего спроса на металлопродукцию. В условиях финансово-экономического кризиса продажи российских металлургических компаний на внутреннем рынке снизились с 32 млн т в 2007 г. до 23 млн т в 2009 г.

Отмечено, что в период кризиса вследствие увеличения стоимости кредитных ресурсов коммерческие банки, мелкие и средние потребители и трейдерские компании, реализующие им продукцию металлургических компаний, оказались в наиболее сложном финансовом положении.

В наибольшей степени промышленная политика металлургических компаний ориентирована на поставки продукции крупным потребителям по контрактным ценам. Вместе с тем около 50 % металлургической продукции реализуется мелким и средним потребителям, как правило, через независимые трейдерские компании.

В целях выхода из финансово-экономического кризиса и восстановления докризисного уровня металлопотребления необходимо вносить коррективы как в промышленную, так и торговую политику металлургических предприятий и металлопотребителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бродов, А.А. Финансово-экономический кризис и черная металлургия России [Текст] / А.А. Бродов, Л.П. Макаров, В.А. Штанский // Сталь. - 2009. -№ 2. - С. 64-68.

2. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организаций [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЭКСМО, 2005. - 544 с.

3. Портер, М. Международная конкуренция [Текст] / М. Портер. - М.: Международные отноше-

ния, 1993. - С. 180.

4. Информация о социально-экономическом положении России [Текст] // Федеральная служба государственной статистики. - М., 2009.

5. Юзов, О.В. Тенденции изменения экономических показателей развития черной металлургии России [Текст] / О.В. Юзов, А.М. Седых, С.З. Афонин // Экономика в промышленности. - 2009. - № 1. -С. 2-7.

УДК 338.1

Н.Ю. Гращенко

ЭТАПЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Стратегическое управление предприятия среды, желаемые значения которых выражены

направлено на создание определенного конку- в количественном или качественном эквивален-

рентного положения его на рынке, а следова- те. Целевая установка при этом - достижение

тельно, целевые установки стратегического определенной рыночной позиции. Таким обра-

управления - внешние, т. е. параметры микро- зом, под целью функционирования предприятия

в самом общем смысле понимается совокупность желаемых или планируемых значений параметров внешней среды предприятия, которые соответствуют поставленным целям [1].

Любое проявление неопределенности может задержать наступление запланированных событий или привести к изменению их содержания и, в итоге, к нежелательным, непредсказуемым последствиям.

Предлагаемый подход к выбору стратегии развития предприятия в условиях непредсказуемости позволяет осуществить этот выбор как наиболее соответствующий поставленным целям.

Формирование целей происходит на основе анализа предприятия и его среды. Каждой цели соответствует набор параметров, характеризующих состояние микросреды предприятия со значениями (т. е. с множеством выходных характеристик среды), которые обеспечивают реализацию целевых установок.

После этого определяются параметры объекта управления (т. е. множество выходных характеристик объекта), изменение которых оказывает влияние на значение параметров выходных характеристик микросреды. Данные отношения описываются с учетом того, что значительное влияние на них оказывает состояние микросреды с присущей ей неопределенностью.

Аналогично происходит описание отношений внутри объекта управления между множеством его входных и выходных характеристик. Внутри объекта существует также множество взаимосвязей, их структура может быть очень сложной, но с точки зрения стратегического управления принципиально важным является по возможности более полное выявление закономерностей при движении управляющих сигналов. Информация, определяющая взаимосвязи, не может быть полной из-за сложности объекта исследования. Таким образом, необходимо сконцентрироваться на параметрах, связывающих непосредственно входные и выходные характеристики (фактор и результат), а не пытаться выявить все эти взаимосвязи, что практически невозможно. При описании взаимоотношений объекта управления необходимо учитывать его первоначальное состояние. В описании от-

ношений используются оценки, содержащие неопределенность.

В итоге все управляющие усилия будут определяться совокупностью изменений параметров объекта управления, которые, в свою очередь, оказывают влияние на параметры выходных характеристик микросреды, определяющих рыночную позицию предприятия.

В рассматриваемой постановке задачу стратегического управления сформулируем как достижение необходимых для организации значений параметров рынка при минимальных объемах управляющих усилий, т. е. при минимальном использовании финансовых, временных, трудовых ресурсов, необходимых для реализации выбранной стратегии. Под необходимыми параметрами рынка понимается такое состояние внешней среды объекта управления, которое обеспечивает достижение поставленных целей бизнеса.

Выбор стратегии развития предприятия в условиях неопределенности можно разбить на несколько этапов. Рассмотрим более подробно их характеристики.

Этап 1. Определение совокупности параметров выходных характеристик среды с их желаемыми значениями.

Предположим, что поставлено к стратегических целей. Тогда присвоив каждой цели определенный коэффициент относительной важности а,, а затем проранжировав параметры по степени соответствия поставленным целям, получим искомое множество Б' = {с'а }, где Б' = {с'м } - вектор, элементами которого являются параметры множества выходных характеристик микросреды, задающий требуемое состояние внешней среды, которое определяет достижение необходимого предприятию рыночного положения.

Алгоритм построения Б = {с'си}. Формируется матрица О = ||^,у||, элементы которой определяют при помощи табл. 1. Эти элементы для обеспечения согласованности оценок должны удовлетворять следующим требованиям: =1, ёц = ^

Затем находится собственный вектор матрицы Ш = {ж,}, соответствующий максимальному собственному значению матрицы Ашах :

ОШ = Ашах Ш. (1)

Таблица 1

Шкала оценок важности

Относительная важность параметров g' по сравнению с gj Элемент gij

Равная важность 1

Немного важнее 3

Важнее 5

Заметно важнее 7

Значительно важнее 9

Промежуточные значения 2, 4, 6, 8

Искомое значение коэффициента а получается умножением элементов собственного вектора Ш на к:

а = к ж , (2)

при этом должно выполняться условие 12а. = 1, а. > 0, i = 1, £.

(3)

среды поставленным целям Х/" с учетом их относительной важности.

Первостепенным считается параметр, удовлетворяющий всем поставленным целям одновременно. Тогда правило нахождения наиболее важного параметра может быть записано следующим образом:

D = Zaii п Za22 п Z33 п ... n Za

(4)

В итоге получим Ха' ■ - множество целей с коэффициентами а, характеризующими относительную важность целей.

Для каждой поставленной цели X можно рассмотреть нечеткое множество X = {с'л / (с'л)}, где (с'л) - степень соответствия параметра с'л множества выходных характеристик внешней среды поставленным целям X .

С учетом коэффициентов относительной важности а рассматриваемые множества преобразуются и примут вид Х"' = {с'л /ц®' (с'л)}, где ^'(с'л) - степень соответствия параметра с'л множества выходных характеристик внешней

т. е. в виде пересечений нечетких множеств Zа, соответствующих операции минимизации, выполняемой над их функциями принадлежности.

В итоге получим искомое множество: D1 = = {c'di / Md (c'di)}, где Md (c'di) = max {min ^ (Cd)} -характеристическая функция множества, указывающая степень принадлежности (соответствия) нечеткому множеству D, причем чем больше значение MD(c'di), тем данный параметр важнее.

В соответствии с условием необходимо произвести ранжирование параметров по степени принадлежности md (c'di) поставленным целям.

Этап 2. Определение точек входа и выхода информации.

Поскольку внутри объекта существует множество взаимосвязей со сложной структурой, то с точки зрения стратегического управления принципиально важно по возможности более полное выявление закономерностей при движении управляющих сигналов. Информация, определяющая взаимосвязи, не может быть полной из-за сложности объекта исследования. Здесь важны параметры, связывающие точки входа и выхода (фактор и результат). Существующие взаимосвязи между объектом управления, его средой и субъектом управления представлены на рисунке.

А

В

D

Связи субъекта управления, объекта и его микросреды при проведении стратегических исследований

m

к

Введем обозначения (см. также рисунок):

О - объект управления.

О = {д} - вектор, который описывает состояние объекта управления, обладающего N существенными параметрами, где , , = 1, л, -параметр, описывающий состояние микросреды.

А = {да} - параметры, принадлежащие множеству входных характеристик, принимающие сигналы управления}, где е {д, }.

В = {дь} - параметры, принадлежащие множеству выходных характеристик, передающие сигналы во внешнюю среду}, где дь е {д, }.

А с О, В с О и (А и В) с О.

Ао - вектор, характеризующий начальное состояние объекта.

ЩА°А ^ В - отношение, характеризующее взаимное влияние множества входных и выходных характеристик, зависящее от исходного состояния объекта.

ЯАоА ^ В ~ ||г,у|| - матрица, элементами которой являются степени влияния изменения ,-го параметра множества входных характеристик на у-й параметр множества выходных характеристик.

Элементы матрицы находим при помощи табл. 2.

Таблица 2

Шкала оценок степени влияния выходных характеристик на входные

Степень влияния изменения ,-го параметра множества входных характеристик (г,) на у-й параметр множества выходных характеристик (гу) Элемент матрицы гу

Очень слабая 0,1

Слабая 0,3

Средняя 0,5

Существенная 0,7

Высокая 0,9

Очень высокая 1

Промежуточные значения 0,2; 0,4; 0,6; 0,8

Б = {с,}, где , = 1, т - вектор, описывающий

состояние внешней среды объекта, обладающей т существенными параметрами для реализации стратегии предприятия.

В данном случае нас интересуют только параметры, которые определяют рыночное положение компании и взаимодействуют с элементами объекта {с^}.

Б = {с¿} - множество выходных характеристик внешней среды объекта управления,

Б с С, са е{с,}.

ЩсоВ ^ Б - отношение, характеризующее взаимное влияние множества входных характеристик (множество выходных характеристик объекта) и множества выходных характеристик среды, зависящее от исходного состояния объекта.

ЩсоВ^Б ~ ||',у|| - матрица, элементами которой являются степени влияния изменения ,-го параметра множества выходных характеристик объекта (или входных характеристик среды) на у-й параметр множества выходных характеристик среды. Значение элементов данной матрицы также находится при помощи табл. 2.

При помощи описанных выше отношений находим отношение Ял°л ^ Б :

Щл°л ^ Б = ЩА°

А ^ В

Г11 Г12 Г 21 Г 22

(

шахшш

щс°

.. Г 1т .. Г2т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Б * ||Г,у|| ||'у|| ~ ||Щ|| =

^ С' ' ' ^

' 11 '12 ••• ' 1л '21 '22 ... '2л

(5)

в - внешняя среда, в которой функционирует объект управления.

\Гл1 Гл2 ... Гиту V'к 1 'к2 ... ' клу

Г11 '11 } ...... шахш1и{Г1т 'иГ

шахш1и{г21;'ц} ......шахшт{г2т; к2}

шахш1и{Гл1; 'к1}...... шахшт^; 'кл}

где ИЩИ - матрица, элементами которой являются степени влияния изменения ,-го параметра множества входных характеристик объекта на у-й параметр множества выходных характеристик среды.

Операция «*» соответствует максиминной композиции, в результате которой происходит отсеивание слабых, несущественных влияний входных характеристик объекта на выходные характеристики внешней среды, остаются лишь действительно заслуживающие внимание связи.

Этап 3. Выбор стратегии развития предприятия.

Пусть и = {V } - набор возможных стратегий управления. А' - набор значений параметров множества входных характеристик объекта управления при реализации и стратегии в зависимости от условий неопределенности, в которых реализуется стратегия.

При помощи отношения ЯЛ0Л^В ~ можно определить воздействие каждой стратегии и на параметры множества выходных характеристик среды и вычислить соответствующий ей набор векторов:

(АЛ = {cdui}= {А-} х || , :

(6)

Ui = {DU} = {cdut/V-Dt(cdui)}

(7)

нечеткими множествами, либо хэммингово расстояние, либо евклидово расстояние. Таким образом, поиск оптимальной стратегии происходит по следующему правилу:

иопт. = Ut min{d(^at(c'dt), М^Сш))},

(8)

т. е. оптимальной стратегией является стратегия, у которой расстояние между множеством заданным значений параметров внешней среды, отвечающих поставленным целям функционирования системы, и множеством значений параметров при реализации одной из возможных стратегий от заданных значений параметров минимально. Тогда уровень достижения цели описывается следующим образом:

где = {слш} - множество значений выходных характеристик внешней среды объекта управления при реализации -й стратегии и .

Затем производится оценка, насколько полученный результат, т. е. значение параметров {сш} вектора , соответствует значениям параметров вектора В, т. е. запланированному состоянию.

Для каждой возможной стратегии и строим нечеткое множество, в котором значения параметров всех возможных исходов {Вш}, соответствующих стратегии и , будут соответствовать состоянию, к которому мы стремимся, определяемому вектором В = {с'л }. Это возможно при помощи парного сравнения значений параметров вектора Ви1 с точки зрения их соответствия значениям параметров вектора В'. В итоге получаем нечеткие множества вида

1 - d(\Lai(dd¡), цDt (cdut)) ,

(9)

где цВ'(сЛш) - степень соответствия значений параметров множества выходных характеристик среды при реализации стратегии и заданным значениям этих параметров В'.

В результате стратегического управления системой происходит переход ее из одного состояния в другое, подчиняющееся следующей цели: достичь в некий момент времени 'к такого нечеткого состояния системы В/, которое было бы в некоторой степени близко к предварительно заданным нечетким целям (нечеткому состоянию) В'. В качестве меры этой близости берется относительное расстояние между двумя

где 0 < d(^a'(cdt), M-Dt(cdHt) < 1. Чем эта разность больше, тем уровень достижения поставленных целей выше.

Таким образом, в качестве показателя устойчивости функционирования сложной производственной системы относительно поставленной цели принимается величина, равная отклонению расстояния между множеством заданных значений параметров внешней среды ^a'(cdt), отвечающих поставленным целям функционирования системы, и множеством значений параметров при реализации одной из возможных стратегий ^Dt(cdHt), с учетом неопределенности изменения состояния внешней и внутренней сред.

Выбранная стратегия должна соответствовать условию минимизации объема затрачиваемых ресурсов для достижения желаемого состояния объекта:

Д(В - В0) ^ min,

где Д - операция, позволяющая оценить совокупность изменений группы параметров (в зависимости от природы применяемых оценок используется соответствующий способ расчета разности).

Преимущества такого нечеткого подхода к принятию стратегических решений следующие:

- возможность связать внешние и внутренние цели и условия простыми отношениями;

- возможность учитывать параметры различной степени неопределенности;

- возможность получать количественные критерии развития на основе их качественных характеристик.

Предложенный подход выбора оптимальной стратегии предприятия на основе нечетких оценок представляет собой логическую схему, позволяю-

щую упорядочить поиск решения, сделать его более оперативным и корректным в условиях высокой сложности объекта и внешних связей. Данный подход не гарантирует абсолютно однозначных выводов, он является инструментом, дающим основу для определения общей политики и выделяющим возможные действия для достижения поставленных целей с наименьшими потерями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артамонов, А.А. Функции управления рисками в процессе реализации инвестиционных строительных проектов [Текст] : [дис. ... канд. экон. наук] / А. А. Артамонов. - СПб., 2003. - 114 с.

2. Гращенко, Н.Ю. Особенности управления сложными производственными системами в условиях неопределенности [Текст] / Н.Ю. Гращенко, В.Р. Окороков. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006. - 147 с.

УДК 338

О.Г. Кондратьева, Н.С. Ключарева

ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ОСНОВЕ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ В ЦЕПИ ПОСТАВОК МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В современных условиях важнейшей экономической категорией становится добавленная стоимость изделия, поэтому концепция управления добавленной стоимостью в цепи поставок на отечественных машиностроительных предприятиях обеспечит возможность достичь, прежде всего, четкого определения объектов управления в цепочке добавленной стоимости, а также получить достоверную и оперативную информацию о затратах всех уровней цепи поставок машиностроительного предприятия. Это позволит управлять затратами и принимать экономически обоснованные управленческие решения для повышения эффективности текущей деятельности предприятия и обеспечения его устойчивого развития на перспективу.

Понятие «добавленная стоимость» различными специалистами трактуется неоднозначно, в основном как часть собственных затрат и при-

быль, которые производитель добавляет к стоимости материалов (сырья, товаров, продуктов), приобретенных для создания нового изделия (услуги). В данной статье будем рассматривать добавленную стоимость как экономический результат совместной работы всех подразделений, который можно оценить в любой момент времени и на любом уровне цепи поставок машиностроительного предприятия.

Сравнительный анализ определений понятия «добавленная стоимость» представлен здесь в таблице.

Цепочка добавленной стоимости - это упорядоченное множество значений величины добавленной стоимости по центрам финансовой и экономической ответственности, осуществляющим контроль за потоком затрат в процессе создания, обслуживания и управления товарным потоком от уровня к уровню по цепи поставок машиностроительного предприятия с целью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.