К.М. Григорьева,
Высшая школа народных искусств (институт)
г. Санкт-Петербург, Россия
Этапы становления профессионального образования в уральском училище прикладного искусства
Современное образование несет в себе ценностный смысл, подразумевающий формирование интеллекта и культуры личности, ориентированной на осмысление исторического опыта, воспроизводство и трансляцию накопленных в прошлом знаний.
Однако многие важные вопросы, непосредственно связанные с культурой и художественным образованием отдельно взятого региона России, каким является Урал, остаются малоизученным аспектом [3, С. 116].
К примеру, Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле является одним из немногих учебных заведений среднего профессионального образования, которое ведет подготовку художников-мастеров для работы на предприятиях художественных промыслов.
Образовательный процесс в учебном заведении направлен на сохранение, возрождение и развитие традиций, столь необходимых для существования промыслов. Особо значима роль училища в сохранении и развитии традиционной уральской лаковой росписи по металлу [2, С. 119-120].
Художественная жизнь в Нижнем Тагиле сформировалась и получила свое развитие уже в XVIII веке с возникновением горнозаводской промышленности на Среднем Урале.
Именно в этот исторический период формируются и получают развитие ремесла и промыслы, связанные с обработкой дерева, бересты, кожи, металла. Самым распространенным в Нижнем Тагиле был кузнечно-клепальный промысел.
Нижний Тагил, ставший центром Горнозаводского округа, имел развитую инфраструктуру, мощную индустриальную базу и условия, необходимые для развития художественных ремесел и промыслов. Здесь сформировалась интеллигенция, купечество, ремесленничество.
К середине XIX столетия сложилась необходимость создания художественной школы в заводском поселке. Первая художественная школа, открытая Демидовыми в 1806 году, просуществовала до 1820 года. В ней обучалось всего 12 учеников. Следующим этапом формирования художественного образования в Нижнем Тагиле явилось открытие Демидовыми в 1840 году при Выйском училище рисовальных классов.
Острая необходимость в подготовке художественных кадров в Нижнем Тагиле появилась в советский период. Это было связано с восстановлением народного хозяйства, подорванного в годы Великой Отечественной войны. Решением Горисполкома 15 августа 1945 года было организовано художественно -промышленное училище по подготовке художников-педагогов, скульпторов, камнерезов, мастеров художественного литья. Директором училища был назначен П.И. Чеушин-Таежный.
На первых порах училище было недостаточно оборудовано. Недостатки материальной базы компенсировались общим энтузиазмом преподавателей и студентов, выражавшимся в творческих работах. Уже в 1947 году состоялась первая выставка студенческих работ, их было представлено около двухсот. Выставка имела большой успех в городе, она показала высокий потенциал творческого коллектива училища. Ведущими отделениями в этот период становятся: скульптурно-камнерезное и формовочно-литейно-чеканное. Для вновь открытого отделения, формовочно-литейно-чеканного, был приглашен мастер художественного литья К. П. Шмаков. Для учебного процесса были приобретены модели каслинского литья, в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве закуплены слепки античных скульптур. В училище был организован
методический кабинет. С созданием базы для обучения художественное училище наладило свой учебный процесс.
Вновь назначенный директор А. Н. Кравченко сумел вывести училище на новый, более высокий уровень, сосредоточив внимание партийных, советских органов на оказании помощи художественному учебному заведению.
Первый выпуск тридцати шести художников-мастеров состоялся в 1950 году, среди них — будущий Заслуженный художник РСФСР П.С. Бортнов, будущий главный художник Каслинского машиностроительного завода А.С. Гилев и другие.
В 1948 году после окончания института преподавателем на живописном отделении становится В. В. Крюков, который разработал и внедрил новую методику преподавания дисциплины «Академический рисунок». Кроме обязательных часов по рисунку им были организованы вечерние занятия, по 2 часа 3 раза в неделю. Кроме учащихся на этих занятиях присутствовали и педагоги, что повышало их профессиональный уровень рисунка.
Рисование гипсовых форм стало второстепенным, поскольку с первых дней обучения в училище вводилась работа с натурой. Обязательным для выполнения стали домашние задания, которые также должны были выполняться с натуры. Организовывался общий просмотр и оценивание проделанной самостоятельной работы студентов.
На прикладном отделении в этот период не было преподавателей с высшим образованием. К. Н. Шмаков имел всего 4 класса образования, но являлся уникальным мастером. Преподаватель Л. С. Гилев был из семьи знаменитых каслинских литейщиков, профессиональные знания получил в Каслинском профтехучилище. Во время работы в училище он был одного возраста со своими учениками. Таким образом, методика преподавания художественной обработки металла строилась по методике преподавания Каслинского профтехучилища, но с более широкой общехудожественной подготовкой. Работы учащихся 50-х г. объединяет с каслинскими работами подробная детализация, тщательная чеканка,
выбор темы. Выполнялись следующие изделия декоративно-прикладного искусства, выполненные в металле с обязательным включением растительного орнамента: полочки, подставки, светильники и другие.
В 1954 году Нижнетагильское художественно-промышленное училище было переименовано в Уральское училище прикладного искусства. Период с 1954 по 1960 год можно считать периодом наивысшего расцвета училища, подготовленного предшествующими годами становления.
К 1956 году все четыре отделения училища были укомплектованы высококвалифицированными кадрами. Вернулись преподавателями первые выпускники, окончившие высшие учебные заведения: В. М. Ушаков, Ю. П. Петров. С каждым годом число выпускников училища, вернувшихся в качестве преподавателей, становилось все больше.
Была создана достаточная материальная база, которая позволила педсовету училища принять решение о том, что все курсовые и дипломные работы учащихся должны выполняться в материале.
В этот период расцвета училище сталкивается с трудностями распределения выпускников прикладного и скульптурного отделений. Немногим выпускникам удавалось распределиться по специальности. В цехах заводов Министерство культуры не могло предоставить выпускникам рабочие места, а народные промыслы находились в то время в упадке. К тому же, в связи с переходом к индустриализации строительства, отпала необходимость в подготовке скульпторов — производственников.
В 1956 году было принято решение о временном закрытии скульптурного отделения, сокращены планы приема, частично изменен учебный план. Были введены такие предметы, как психология, педагогика, методика рисования и черчения. Это давало право сделать в дипломах выпускников прикладного отделения дополнительную запись — «с правом преподавания рисования и черчения в средней школе». Таким образом, сохранились прикладные отделения, но
теперь училище выпускало в основном преподавателей рисования и черчения для средних общеобразовательных школ.
В это время неоднократно в художественных кругах возникал вопрос о возрождении традиций народного искусства Урала, и, в частности, о подготовке кадров в Уральском училище прикладного искусства.
В период с 1958 по 1968 год училище испытывает серьезный кризис: сокращается контингент учащихся, не хватает квалифицированных специалистов. Острый недостаток в кадрах училище разрешило путем принятия в штат преподавателей бывших студентов. Пригласить преподавателей с высшим образованием училище не могло из-за сложного жилищного вопроса, а все уменьшающийся контингент учащихся так же не позволял расширить штат основных преподавателей.
В 1961 году была сделана попытка создать вечернее отделение при училище. Оно выдержало только два набора, в 1961 и в 1962 годах. В дальнейшем вечернее отделение закрыли.
Училище постепенно превращалось в ПТУ с художественным уклоном. Оно потеряло творческие связи с другими художественными учебными заведениями Ленинграда, Москвы, Пензы, Саратова. В 1968 году училище было передано в Министерство местной промышленности.
В начале 70-х годов намечается стабилизация училища и его второй расцвет. В 1971 году училище переехало в новое здание на проспект Мира и значительно улучшило учебный процесс. В 1974 году в должность директора заступает бывший выпускник училища В. М. Ушаков. Участие обучающихся в престижных выставках приносит славу им и преподавателям Уральского училища прикладного искусства. Работы учащихся демонстрировались на выставке ВДНХ СССР «Народное образование СССР» [4, С. 3-9]. В 1975 году после Постановления ЦК КПСС «О поддержке народных художественных промыслов» появляется востребованность кадров для традиционной уральской росписи по металлу.
В это время в Нижнем Тагиле не существовало учебного заведения, которое бы вело подготовку специалистов для росписи по металлу. Обучение происходило традиционным для промыслов способом — от мастера к ученику. Старейшие мастера тагильского промысла И.А. Арефьева, А.В. Афанасьева, А.С. Черепанова передавали свои знания и умения ученикам.
В середине 1970-х годов традиционная уральская роспись по металлу, дереву и бересте стала развиваться, ее художественное и научное руководство осуществлял НИИ ХП г. Москвы. Сотрудниками этого института, в частности,
B.А. Барадулиным, была проделана огромная работа по восстановлению уральской лаковой росписи по металлу. Была проведена огромная работа по изучению особенностей росписи, сделан художественный анализ домовой, сундучной, бурачной росписей.
В 1972 году был проведен семинар, результатом которого явилось образование экспериментальной группы на заводе эмальпосуды в Нижнем Тагиле. Многие из мастеров, входивших в нее, в дальнейшем преподавали и преподают в Уральском училище прикладного искусства, среди них Т.Д. Бинас, В.П. Полева, Н.П. Крупина, А.Н. Голубева.
Огромный вклад в восстановление и возрождение уральской росписи по металлу внес А.В. Пономарев. В 1976 году дипломник Г.П. Бабин решил обратиться к росписи подноса, и был им поддержан [2, С. 120-121]. Выпускник обратился к исторической теме «Артамонов — изобретатель велосипеда» и создал декоративную композицию. Автор использовал характерные для тагильской живописи иконописные приемы изображения архитектуры и моделировки фигуры человека. В этом первом опыте приобщения к тагильской традиции еще много несовершенного, но ценно то, что художник искал решение современного тагильского подноса в самой сложной ее разновидности — сюжетной живописи [1,
C. 66-67].
После удачной защиты дипломной работы Г.П. Бабин работал главным художником Нижнетагильского завода эмалированной посуды, а его дипломный проект занял достойное место в музейной коллекции.
Первый успех Г.П. Бабина стал тем положительным зарядом, благодаря которому А.В. Пономарев стал работать именно в направлении сохранения и возрождения уральской росписи. Он в течение нескольких лет самостоятельно занимался углубленным изучением корней росписи, технологии ее выполнения. В 1978 году на отделении «Художественное оформление» группа студентов под руководством А.В. Пономарева и ГП. Бабина в своем дипломном проектировании обратилась к росписи по металлу.
В 1984 году по инициативе А.В. Пономарева и Я.В. Полищука — в данное время директора Уральского училища прикладного искусства, который поддержал преподавателя, в училище было открыто новое отделение «Художественная роспись». В 1988 году прошла защита дипломных проектов, и 16 выпускников получили дипломы по специальности «Художник-мастер по росписи». Анализируя подносы данного периода, можно заметить, что наметились две основные темы: первая — традиционная цветочная роспись, вторая — сюжетная.
В разное время на отделении «Художественная роспись» преподавали и были руководителями дипломного проектирования А.В.Пономарев, Т.Д. Бинас, С.В. Веселков, В.П. Полева, А.Н. Голубева, Н.А. Крупина. С 2002 года ведущими специалистами на отделении являются А.Н. Голубева и Н.А. Крупина.
А.Н. Голубева замечает, что после 2001 года очень частым является обращение к технике многослойной живописи, что подтверждают такие проекты, как «Натюрморт» А. Янович, «Триумф» (копия с картины Ф. Буше) Ю. Гэебенюк, «Пейзаж» (копия с картины И. Худоярова) А. Милешиной и др. А.Н. Голубева, обращаясь к культурному наследию, подходит к глубокому пониманию того, что только традиции способны сохранить промысел [2, С. 129-130].
В училище появилась возможность возрождения, перехода к новому этапу творческого развития и модернизации учебного процесса. Педагогическим коллективом была разработана и принята программа по изучению и сохранению традиций в исторических художественных промыслах. В связи с чем была организована совместно с Нижнетагильским музеем-заповедником «Горнозаводской Урал» и управлением культуры Нижнего Тагила научно-практическая конференция «Первые Худояровские чтения» 22-23 апреля 2004 года. Эта конференция получила широкий резонанс среди специалистов худо -жественных промыслов. Научное мероприятие было поддержано учредителем — Федеральным агентством по образованию России и Российским государственным научным фондом [4, С. 10].
Последние 20 лет деятельность учебного заведения направлена на сохранение и развитие промысла, об этом свидетельствуют следующие мероприятия:
• открытие отделения по подготовке кадров для художественных промыслов;
• организация ежегодных Худояровских чтений, цель которых — обсуждать проблемы, существующие в секторе традиционных народных художественных промыслов;
• разработка и внедрение программы многоступенчатого художественного образования и эстетического воспитания с акцентированием внимания на традиционных промыслах Урало-Сибирского региона.
Систематически преподаватели и студенты принимают участие в конкурсе «Мастер года», во Всероссийской выставке в Москве «Ладья», в конкурсе студенческих работ Политехнического музея в Москве «Молодые дарования», в выставках на ВДНХ и т.д..
Ежегодно проводятся методические семинары для педагогов дополнительного художественного образования и педагогов НПО [2, С. 131].
С 2004 года лучшие выпускники отделения «Художественная роспись» и «Художественная обработка металла» продолжают свое образование в Высшей школе народных искусств (институте) в Санкт-Петербурге, многоуровневом учебном заведении с углубленным изучением народного декоративно-прикладного искусства. Студенты проходят практику в лучших музеях России — Эрмитаж, Русский музей, за рубежом — в Эстонии, Финляндии, где знакомятся с народным искусством европейского собрания.
Начало XXI века — время качественных перемен в государственной и общественной жизни [5, С. 27-28]. Проблема сохранения культурного наследия является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Культура России многонациональна, и она складывается из традиций отдельных регионов [6, С. 248]. Все-таки, следуя духовному строю народа, сохранившему изначальную самобытность, можно сказать, что традиции в нашей культуре являются наиболее устойчивым явлением [5, С. 28].
Список литературы
1. Барадулин В.А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987. — 128 с., ил.
2. Кашурникова Г.В. О вкладе Уральского училища прикладного искусства в сохранение и развитие уральской лаковой росписи по металлу. / Г.В. Кашурникова // III Худояровские чтения: сборник докладов и сообщений. — Н. Тагил: «Медиа-Принт», 2005. — С. 119 — 132.
3. Максяшин А.С. Художественное образование на Урале: исторические особенности развития. / А.С. Максяшин // Первые Худояровские чтения: Доклады и сообщения, 22-23 апреля 2004 г. / Уральское училище прикладного искусства и др. — Н. Тагил, 2004. — С. 116 — 123.
4. Павленко Л.А. Из истории Уральского училища прикладного искусства. / Л.А. Павленко // Вторые Худояровские чтения: научное издание. Доклады и сообщения. 25-27 октября 2005 г. / Уральское училище прикладного
искусства; Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал». — Н. Тагил, 2005. — С. 3 — 10.
5. Павленко Л.А. Современное состояние художественного образования и перспектив изучения художественных промыслов в Уральском училище прикладного искусства. / Л.А. Павленко // III Худояровские чтения: сборник докладов и сообщений. — Н. Тагил: «Медиа-Принт», 2005. — С. 24 — 28.
6. Шамонова Е.К. Из опыта преподавания факультативного курса «Древнейшее искусство Урала» в Уральском училище прикладного искусства. / Е.К. Шамонова // Вторые Худояровские чтения: научное издание. Доклады и сообщения. 25-27 октября 2005 г. / Уральское училище прикладного искусства; Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал». — Н. Тагил, 2005. — С. 248 — 252.