Григорьева К.М. Высшая школа народных искусств (института)
Художественные традиции и педагогические инновации в подготовке будущих бакалавров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (нижнетагильская роспись)
Нижнетагильская роспись на металле известна с середины XVIII века. В
середине XIX века она достигла расцвета. Коллекции Эрмитажа, Русского музея,
Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, Нижнетагильского
музея-заповедника и других музеев России хранят экспонаты с образцами данного
вида традиционного искусства. К середине XX века нижнетагильская лаковая
роспись была утрачена, впоследствии возрождена благодаря труду людей,
сохраняющих национальное достояние. Так, на рубеже XX - XXI веков в
Уральском училище прикладного искусства появилась возможность возрождения
нижнетагильской маховой росписи, перехода к новому этапу творческого развития
и модернизации учебного процесса. Педагогическим коллективом была
разработана и принята программа по изучению и сохранению традиций в этой
области. С 2004 года лучшие выпускники отделения «Художественная роспись»
имеют возможность получать высшее образование в Высшей школе народных
искусств (институте) в Санкт-Петербурге, многоуровневом профессиональном
учебном заведении. [1, С. 87-88]
В декабре 2009 года в институте была организованна кафедра декоративной
росписи, целью которой является сохранение и развитие традиционных для всей
территории России кистевых росписей, выполняемых масляными красками,
ведется подготовка по приоритетному направлению нижнетагильской росписи по
металлу. Но без внимания не остаются росписи по дереву и папье-маше. В
настоящее время на кафедре профессиональная подготовка ведется по двум
направлениям: Нижнетагильская роспись и Московское письмо. В программе
профессионального обучения предусмотрены задания по проектированию росписи
25
подносов на формах крупных размеров, на панно из папье-маше, на мебели из дерева, которые изготавливаются по студенческим чертежам.
Заведующий кафедрой была назначена Алевтина Николаевна Голубева, которая с юношеского возраста работала на промысле, училась у старейшей мастерицы А.В. Афанасьевой, была в первом составе творческой группы, трижды принимала участие в семинарах по возрождению и развитию росписи под руководством сотрудников НИИ художественной промышленности. С 1991 по 2009 года она являлась преподавателем художественных дисциплин Уральского училища прикладного искусства, а в 2004 году стала членом Творческого Союза Художников России. [1, С. 88]
Дипломные проекты студентов кафедры декоративной росписи открывают новые возможности для сохранения и развития традиционной росписи, характерной для уральского региона. В настоящее время на кафедре декоративной росписи, сохраняющей традиции нижнетагильской лаковой живописи и развивающей новые направления, являющиеся перспективными, создаются уникальные произведения.
Кафедра декоративной росписи является выпускающей. Студенты, закончившие обучение нижнетагильской росписи, защищают дипломы, в каждом из которых можно увидеть сохранение и развитие традиции нижнетагильской лаковой росписи.
Одна из первых дипломных работ, продолжающая и обновляющая
нижнетагильскую традицию изображения цветов на подносе, выполнена
Клепаловой Анной в 2007 году. Часть дипломного проекта состояла из двух
подносов, формы которых изготовлены методом ручной ковки по чертежам
дипломницы. Анна Клепалова выбрала традиционный насыщенный фон для своего
набора подносов «Тагильская роза». На центральных овальных полях подносов
расположились пышные букеты декоративных розанов, окруженных зеленоватыми
листьями. Яркие краски подносов перекликаются и дополняют друг друга.
Оранжевый горячий фон одного подноса охлаждается розовыми цветами, темный
малиновый фон другого подноса дополнен розами лимонных оттенков. [2, С. 4426
Набор подносов «Времена года» является дипломным проектом 2009 года Марии Моргун. Примечательно, что дипломница обратилась к традиционной теме, постоянно встречающейся в украшении произведений народного искусства. Набор состоит из пяти подносов: крупного фигурного ручной ковки и четырех небольших, выполненных методом штамповки. В композиционном решении использованы сектора и сочетание черного и цветного фонов, а также рукописного и трафаретного способов нанесение орнамента.
На главном подносе привлекает внимание круглый сектор золотистого цвета с усложненной цветочной композицией. Он символизирует солнечный свет, календарный год. Четыре боковых сектора напоминают нам о четырех временах года и окрашены в соответствующие цвета. Обрамляют и собирают всю сложносочиненную композицию полоски рукописного орнамента трех видов и трафаретная композиция по фигурному краю подноса.
Развивая цветочные композиции, выполненные в многослойной технике, студенты ВШНИ вплотную подошли к решению серьезной темы - росписи мебели. Роспись мебельного гарнитура «Нежность» Натальи Бартоломей и Анны Яговкиной явилась результатом творческого эксперимента не только самих дипломниц, но и всего педагогического коллектива во главе с ректором Максимович Валентиной Федоровной.
В мебельный гарнитур «Нежность» входят трехстворчатая ширма, туалетный
столик, настенное панно и табурет. Наибольший интерес в плане использования
цветочных мотивов росписи вызывают лицевая сторона ширмы и туалетный
столик. Все предметы окрашены в белый цвет, в связи с этим можно вспомнить
белофонные предметы с народной росписью из коллекций уральских музеев. На
дипломной ширме роспись такая же яркая, но более утонченная и легче
воспринимается современным человеком. Дипломницы результативно поработали
с аналогами петербургских расписных вещей. Витиеватый золотистый орнамент
дополняет общую композицию. Особо хочется отметить, что форму предметов
студентки разрабатывали самостоятельно, так как формы современной мебели не
27
учитывают возможности применения росписи для их украшения.
На волне первой успешной защиты расписного мебельного гарнитура в 2009 году почти все студенты последующих выпусков стали включать в свои дипломные разработки предметы мебели. Следующий дипломный проект - комплект мебели «Традиционный» выполнили студентки Багаутдинова София и Зобнина Мария в 2010 году. Комплект мебели «Традиционный» включает в себя четырехстворчатую ширму, напольные часы, два сундука на подставке и сервировочный столик. Наибольший интерес в данном комплекте в плане развития традиции нижнетагильской лаковой живописи представляют сундуки на подставке. Они могут быть использованы для украшения интерьера каждый сам по себе. Но собранные вместе и поставленные один на другой они создают узнаваемую всеми горку сундуков - недавний символ богатства и благополучия в семье.
Плоскости под роспись дипломницы окрасили в традиционные цвета -красный, зеленый и синий. Эти же цвета использованы в маленьких угловых секторах для объединения частей комплекта. Кроме того, присутствует сочетание росписи и трафаретного орнамента. Цветочные и орнаментальные мотивы построены в полном соответствии с традиционным каноном и безоговорочно воспринимается как предметы, относящиеся к Нижнетагильскому промыслу, если не вспомнить, что на сохранившихся исторических сундуках не писали цветочных букетов. Все сохранившиеся расписные свадебные сундуки XIX века несут на себе сюжетные изображения. Вот такое, на первый взгляд, незаметное перемещение расписных мотивов и дарит возможность развиваться традиции нижнетагильской лаковой живописи в современном мире.
Дипломные проекты 2011 года продолжают развивать использование традиционных росписей в оформлении интерьера. В своей работе «Лаковый кабинет» Котова Татьяна предложила вариант росписи письменного стола современной формы и декоративного панно. Панно черного цвета имеет вытянутую прямоугольную форму. На нем расположился горизонтально ориентированный пышный цветочный букет в теплом колорите, который был
создан по принципу построения композиций Агрипиной Афанасьевой.
28
Дипломная работа Григорьевой Ксении в первую очередь интересна тем, что впервые создан комплект расписных предметов из разных материалов: из металла - подносы, из МДФ - буфет. Для комплекта выбран синий фон, который традиционен для отдельных исторических предметов. Нанесенный на крупный предмет интерьера, которым является буфет, он превращает его в атрибут, привлекательный для современного дизайнера. Золотистый фон подносов и отдельных частей буфета только усиливает это качество. Дипломница очень функционально спроектировала всю работу. Расписной буфет сам является произведением декоративно-прикладного искусства и одновременно предоставляет возможность демонстрировать коллекцию подносов с лаковой живописью. Весь комплект несет в себе узнаваемые черты национального характера.
Дипломные проекты студентов кафедры декоративной росписи 2012 года
открывают новые возможности для традиционной росписи, характерной для
уральского региона. Учитывая тот факт, что сохранились исторические образцы
монументальной разновидности росписи, которая украшала потолки и стены
крестьянского дома в XIX веке, студенты в своих поисках применения
традиционных приемов росписи находят новые объекты для современных
интерьеров. Таким интересным объектом, в плане построения усложненных схем
композиций, оказалась скамья из дипломного проекта Марининой Ольги.
Аналогом формы скамьи-сундука послужил исторический предмет XIX века,
найденный дипломницей в Интернете. Уловив сходство этой расписной скамьи с
предметами традиционного искусства, дипломница переработала форму и создала
для нее новое декоративное оформление. У скамьи есть не только нарядный вид,
но и явно выраженные утилитарные функции. Сиденье одновременно является
крышкой вместительного сундука, где могут храниться необходимые в быту вещи.
На ней можно сидеть за столом или поставить на лужайке для отдыха, так как она
расписана со всех сторон. Дипломница использовала традиционное, для уральских
росписей, колористическое решение. В центральной композиции, расположенной
на спинке скамьи, среди буйного цветения роз привлекают внимание силуэты
29
птиц. Это тоже очень традиционный образ для уральской домовой росписи, несущий в себе народные представления о счастливой и полноценной жизни. Необходимо отметить, что роспись на скамье интересна современному зрителю, так как выполнена при помощи усложненной техники двухцветного мазка, характерного для нижнетагильского подноса. Такое взаимопроникновение также открывает новые возможности развития традиции в настоящее время.
Дипломный проект Четверкиной Евгении продолжает развивать возможности использования расписного подноса-панно в комплекте с другими предметами для украшения жилого помещения. Комплект для интерьера гостиной «Гармония» состоит из комода и подноса крупного размера. Все поверхности комода покрыты виртуозно исполненной цветочной росписью. Полоса золотистого цвета и пышный орнамент дополняют и завершают композиции поверхностей комода и подноса-панно. Сочетание традиционного зеленого фона и яркой праздничной росписи не оставит равнодушным современного зрителя. Активная роль орнамента в общем решении дипломного комплекта обогащает роспись и позволяет сравнивать ее с историческими образцами, украшавшими дворцовые интерьеры. [2, С. 47-60]
Важно отметить, что приведенные дипломные работы были выполнены студентами, которые уже имели среднее профессиональное образование в области нижнетагильской маховой росписи при поступлении в институт. На сегодняшний день на кафедре декоративной росписи обучаются бакалавры по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Первый выпуск бакалавров состоится в 2015 году. Студенты, которые поступают в институт на бакалавриат, часто не имеют художественного образования и получают на занятиях первые знания, умении и навыки в этой области. Мы можем заметить, что в профессиональную деятельность бакалавров входит способность понимать принципы создания проекта предметов и изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, обладание знаниями и реальными представлениями о процессе производства предметов и изделий.
«Проектирование» как учебная дисциплина является основой
30
профессионального образования для направления 072600 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Вместе с тем, «Проектирование» -самостоятельная область всего курса обучения, отдельный вид графики, имеющий свой художественный язык, технические особенности и используемые материалы.
Обучение проектированию - неотъемлемая часть учебного процесса. Обращаясь к разделам программы, следует отметить, что у студентов могут возникнуть трудности в работе именно над последним разделом «Изучение принципов создания росписи для комплекта изделий». Бакалавры первый раз столкнутся с проектированием объемных изделий именно на преддипломном году обучения, не имея почти никаких знаний, умений и навыков проектирования изделий интерьерного назначения. В связи, с чем большая часть времени от задания отводится на сбор аналогов и выполнение эскиза, сам процесс проектирования будет проходить затруднительно. К тому же итоговый результат проектирования, который будет оценивать высококомпетентная комиссия, идет в диплом. Может быть, что студент, обучающийся на отличные оценки, в итоге по дисциплине «Проектирование» будет иметь хорошую оценку и далее проблемы с графической частью дипломного проекта.
Решение этой проблемы мы видим в:
- необходимости разработке и введения новой дисциплины «Дизайн-проектирование» в программе компьютерной графики.
Данная программа «Дизайн-проектирование» рассчитана на 72 академических часа, которые предлагается заимствовать из программы курса «Макетирование и конструирование расписных изделий».
Изучение данной дисциплины поможет студентам и в заданиях по дисциплине «Проектирование», каждое готовое изделие будет возможно включать в определенный интерьер с помощью компьютерных программ. Что поможет овладеть студентам пространственным мышлением и основами дизайна интерьера.
В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем обучения
баколавров декоративно прикладного искусства, относится проблема грамотной
организации средового пространства, что является основой профессиональной
31
деятельности.
В ряде отраслей производства новые компьютерные технологии, практически полностью вытеснили традиционные. Компьютер привлекателен, как универсальный инструмент позволяющий создавать и представлять проекты, расширяющий возможности, ускоряющий процесс проектирования изделий, повышающий творческий потенциал обучающихся. Без специальной подготовки практически невозможно в короткие сроки овладеть тонкостями быстро меняющейся технологии. Дисциплина «Дизайн-проектирование» призвана подготовить будущего художника декоративно-прикладного искусства в области нижнетагильской лаковой росписи к самостоятельной практической работе над проектами с применением современных компьютерных технологий.
Необходимость введения дисциплины «Дизайн-проектирование» обусловлена тем, что при изучении этой дисциплины студенты приобретают практические навыки будущей профессиональной деятельности.
Дизайн-проектирование является дополнительной дисциплиной в подготовке художников декоративно-прикладного искусства в области нижнетагильской лаковой росписи, вокруг которой программно объединяются специальные дисциплины, включая общехудожественные дисциплины. «Дизайн -проектирование» тесно связано с рядом смежных дисциплин, таких как «Проектирование», «Основы производственного мастерства», «Макетирование и конструирование расписных изделий», «Специальная композиция», «Основы композиции», «Рисунок», «Цветоведение и колористика», «Живопись» и других. Знания и навыки, формируемые на этих дисциплинах, синтезируются, закрепляются и практически воплощаются в конкретные объекты проектирования. Обсуждаемой дисциплиной предусмотрено формирование основных принципов и методов проектирования в дизайне среды.
Особенностью изучаемой дисциплины «Дизайн-проектирование» является
то, что она обеспечивает практическое освоение основных знаний и навыков
будущей профессии. Для проектирования изделий студент должен владеть
разнообразными и точными методами графического моделирования объекта
32
проектирования. Специфика учебного процесса с введением данной дисциплины обусловлена проведением аудиторных лабораторных занятий.
Главной целью дисциплины является формирование практических навыков будущей профессиональной деятельности, представлений об областях применения компьютерной графики, как современного средства деятельности человека. Знания, умения, навыки и компетенции, приобретаемые в результате изучения дисциплины, формируют самостоятельность творческого поиска в решении любою дизайнерской задачи.
В программе отраженна необходимость совершенствования современной профессиональной подготовки художников декоративно-прикладного искусства в области нижнетагильской лаковой росписи, обучающихся по двухуровневой системе образования.
В заключении нужно отметить, что сохранение и развитие традиционного прикладного искусства, в том числе и нижнетагильской лаковой росписи, тесно связано с качеством образования в данной области. Наиболее значительным достижением последних лет является то, что появилась возможность подготовки специалистов по программам высшего образования в Высшей школе народных искусств (институте), что является значимым фактором развития и сохранения искусства нижнетагильской лаковой росписи. Список литературы:
1. Григорьева, К.М. Генезис нижнетагильской лаковой росписи и профессионального образования в этой области традиционного прикладного искусства / К.М. Григорьева // Вопросы культурологи. 8/2013. - М.: Изд. дом «Панорама», 2013. - 84-89с.
2. Голубева, А.Н. Основы производственного мастерства (двухцветная маховая роспись): учеб. - метод. пособие для бакалавров, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная роспись (нижнетагильская)» / под науч. ред. О.П. Рыбниковой. - СПб.: ВШНИ, 2014. - 80с.