88
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таблица 4
Перечень инвестиционных проектов, включенных в республиканскую целевую программу «Развитие внутреннего и _____________________въездного туризма в Чеченской Республике на 2013-2018 годы» [3]________________
№ Наименование объекта Сметная стоимость проекта (млн руб) Мощность (номеров) Срок окупаемости (лет) Рентабельность % Количество создаваемых рабочих мест
1. Гостиница при спорткомплексе А.Х. Кадырова 1481,476 500 5,9 18 334
2. Туристско -оздоровительный комплекс «Мелчхи» 278,565 200 6,2 15,8 45
3. «Центр конного туризма» (Курчалоевский район) 101,191 160 5,2 20,9 33
4. Туристский комплекс «Казеной-Ам» (Веденский район) 400 400 3 10 350
5. Курорт «Серноводск-Кавказ-ский» (Сунженский район) 4 672, 228 390 номеров на 600 койко-мест 7,5 15 900
6. Автотуристкий кемпинг (Заводской район) 6 - - - -
7. Строительство многофункционального оздоровительного комплекса с производством спортивного и туристического питания г. Грозный, (п. Черноречье) 582 - - - -
Итого 10 821,77
Система приоритетных направлений социального развития и мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач в рамках концепции устойчивого социального развития региона будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения Чеченской Республике.
Несмотря на особое внимание государства к данному региону существует множество проблем, которые необходимо решать на высшем государственном уровне. В целях создания благоприятной социальной ситуации в Чеченской Республике необходимо применить модель регионального управления, основанной на особой экономической зоне.
Заключая, можно констатировать, что пока в принципе не существует идеальной модели регионального
управления в Российской Федерации, так же как и не существует сверхэффективных инструментов, которые при реально имеющейся на данном этапе в России скудной экономической базе могли бы повсеместно удовлетворить самые насущные нужды населения субъектов.
Список литературы
1. Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике на март 2015 г. [Электронный ресурс] www.chechenstat.gks.ru/
2. Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики ЧР за 2013 г.
3. Официальный сайт Комитета по туризму Чеченской Республики. - http://www. chechentourism.ru/ wp-content/uploads/2013/04/razvitie-turizma.pdf
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ВЫСТАВОЧНОЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Инютина Елена Николаевна
ст. преподаватель кафедры «Финансы, кредит и бухгалтерский учет», Тихоокеанский государственный
университет, г. Хабаровск
АННОТАЦИЯ
Рассмотрена хронология развития выставочной отрасли Хабаровского края с момента ее возникновения. Представлена краткая видовая характеристика выставок и их участников. Проведен анализ выставочно-ярмарочной деятельности региона как фактора развития его инвестиционного потенциала.
ABSTRACT
We consider the chronology of the development of the exhibition industry of the Khabarovsk Territory since its inception. A brief description of the species of exhibitions and their participants. The analysis of exhibition andfair activities in the region as a factor in the development of its investment potential.
Ключевые слова: выставочно-ярмарочная деятельность, инвестиционная привлекательность региона, имидж региона, анализ ситуации в отрасли.
Keywords: exhibition and fair activities, the investment attractiveness of the region, the region's image, analysis of the situation in the industry.
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
89
В 1994 году в Хабаровском крае, как и в большинстве регионов России заговорили о поддержке предпринимательства. Предприятия малого бизнеса особенно нуждались в продвижении своих товаров и услуг. В этих условиях начали появляться первые выставки-ярмарки. Хабаровский край начал свою выставочную деятельность одним из первых на Дальнем Востоке. Сначала была организована выставка товаров прибрежной торговли на стадионе имени Ленина. На этой площадке решено было создать постоянно действующую выставку с участием местных производителей. В Легкоатлетическом манеже
центрального стадиона им. Ленина, где можно было собрать до 70 участников, демонстрировались домостроение и стройиндустрия, пищевая и легкая промышленность, товары народного потребления. В торгово-выставочном павильоне они представляли на продажу свою продукцию в течение двух лет. Но этот формат совсем скоро перестал устраивать организаторов выставки, участников и их партнеров, поэтому с 1997 года начинается эпоха специализированных и универсальных конгрессно-выставочных мероприятий.
Краткая видовая характеристика выставок, проводимых в г. Хабаровске, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Выставки, проводимые в г. Хабаровске
Вид Краткое описание
Выставки потребительских товаров Выставки продуктов питания, сельскохозяйственной продукции («Дальагропищепром») Выставки в сфере легкой промышленности и сфере услуг (TRAVELEXPODV; EUROSHOES)
Торгово-промышленные выставки-ярмарки Специализированные выставки машин, оборудования, инструментов, технологий в рамках конкретной отрасли промышленности (ТЕХНОДРЕВ Дальний Восток)
Специализированные выставки Выставки, проводимые для ограниченного круга потребителей (Инновации XXI века в образовании г. Хабаровска)
Основные выставочные структуры - Дальневосточный международный торговый центр и Хабаровская международная ярмарка.
Дальневосточный международный торговый центр специализируется на проведении международных выставок, среди них «Транспорт. Автотех», «Дальлесэкспо. Мир мебели», «Дальинтермед» и другие.
ОАО «Хабаровская международная ярмарка» ориентирует экспонентов на участие в специализированных выставках, таких как «Полиграфия. Дизайн. Реклама», «Витрина» (специализированная выставка торгового оборудования), «Хабпродмаркет», «Город. Экология», «Зодчество» и другие.
На современном этапе экономических преобразований выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность превратилась в значимый, динамично развивающийся сегмент рынка.
Ежегодно на Хабаровскую международную ярмарку в Легкоатлетическом манеже собирается более 1000 участников. Особым ежегодным событием для края становится выставка «Архитектура и стройиндустрия», которая уже девятнадцатый раз проходит в канун дня рождения Хабаровска. Это демонстрация достижений строительного комплекса и стройиндустрии через новинки архитектуры и производства, технологические и инженерные инновации. Когда-то в ней участвовали лишь 27 компаний, в настоящее время она не может вместить всех желающих. В 2015 году в выставке участвовали 250 компаний и 80 из них из других регионов, 27 городов России и зарубежья представили свою продукцию.
Заслуживает внимания и выставка «ДальАгроПи-щеПром». Поначалу размещалась она на крохотных выставочных площадках. По мере того, как развивалась пищевая отрасль, появлялись новые предприятия, технологии, расширялся ассортимент продукции, выставка тоже набирала обороты. В одной из первых зарегистрировалось всего 50 участников, а в настоящее время 250 выставочных мест не хватает для всех желающих. Традиционно среди постоянных участников выставки -лучшие дальневосточные производители мясных и молочных продуктов, полуфабрикатов, рыбной гастрономии, хлебобулочных изделий. В настоящее время эта выставка
переживает спад, потому что многие предприятия переживают трудный период. Тем не менее такие известные фирмы, как «Мерилен», «Компания «Печнов», «Рати-мир», рыбная артель «Иня» и многие другие, продолжают свою деятельность.
Особое место вот уже 16 лет в выставочной программе занимает Межрегиональная Приамурская торговопромышленная ярмарка. Это выставка достижений экономики востока России, здесь собираются производители со всего Дальневосточного федерального округа, стараясь представить самые лучшие свои товары, современные технологии, инновационные проекты, сувенирные изделия, образцы национального искусства и ремесел, продукцию народных промыслов. Эта выставка интересна по своему наполнению, программному обеспечению, по качественным и востребованным новинкам, характеризующим потенциал Дальневосточного региона.
Хабаровская международная ярмарка имеет опыт проведения специализированных выставок. Например, много лет выставка «Технодрев ДВ» является знаковой для регионального лесопромышленного комплекса, она демонстрирует все технологии деревообработки: от посадки дерева, его заготовки, распиловки и до глубокой переработки. В этой традиционной для края отрасли также большую роль играет малый и средний бизнес. Он представляет богатый ассортимент пиломатериалов, древесностружечных плит и многое другое. На выставке демонстрируются образцы мебельных изделий, а также новые технологические линии, оборудование и инструменты. На таких показах всегда много европейцев (финны, датчане, французы, итальянцы, немцы). Они не скрывают интереса к лесоперерабатывающему комплексу Дальнего Востока, где запасы древесины позволяют развивать производство с внедрением передовых технологий и новшеств.
Популяризация коттеджной застройки в регионе породила новый проект «Коттедж и загородный дом», который дополнил выставку «Технодрев ДВ». В 2014 году осенью впервые была открыта новая выставка «Современный дом. Формула уюта». На ней была представлена организация жилищного и офисного пространства, всевозможные дизайнерские решения с учетом экологии и энергосбережения, новые строительные материалы, технологии и оборудование.
90
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Последние годы к региональным выставочным проектам проявляют особое внимание страны АТР, что способствует экономической интеграции, налаживанию деловых связей и расширению внешнеэкономического сотрудничества с соседями по региону.
Так, в выставке «Архитектура и стройиндустрия ДВ региона» ежегодно принимают участие более 15 компаний из провинции Хэйлунцзян, которые привозят свои технологии строительного комплекса. Город-побратим Пучон из Республики Корея также стал традиционным участником, как и представители Японии. На Межрегиональной Приамурской ярмарке в 2013 году была продемонстрирована большая экспозиция китайского города-побратима Харбина. В ней участвовали 30 компаний, в 2014 году их было уже 45.
Зарубежных участников привлекает не только возможность показать свой товар. Организаторы выставки предлагают очень насыщенную программу мероприятия, включающую круглые столы и семинары. Иностранные компании охотно в них участвуют. Считается, что индустрия деловых встреч приносит крупным городам в 4 раза больше средств, чем организация каких-либо других массовых мероприятий. В рамках выставки «Технодрев ДВ» в апреле 2014 года прошел международный лесопромышленный конгресс «Стратегия развития ЛПХ Дальнего Востока», на котором обсудили перспективы лесного комплекса. Это своеобразная площадка для обмена опытом и знаниями.
Активное использование механизмов выставочноярмарочной и презентационной деятельности для продвижения краевой продукции на внешний рынок не ограничивается территорией региона.
С принятием краевой целевой программы «Повышение инвестиционной привлекательности и улучшение инвестиционного климата Хабаровского края на период 2012 - 2015 годов», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30 июня 2011 г. N 197-пр, проводится системная работа Правительства края по формированию инвестиционно-привлекательного имиджа края и совершенствованию инвестиционных процессов.
Краевые выставочные экспозиции о торгово-экономическом, инвестиционном и инновационном потенциале края в 2012-2014 гг. были сформированы в рамках 19 выставок-ярмарок, в том числе: 12 в Российской Федерации, 5 - КНР, страны СНГ (Республика Казахстан) - 1, Франция - 1. Состоялись презентации торгово-экономического и инвестиционного потенциала края в Республике Корея и Посольстве КНР в Москве (2012 г.), организованы «Дни Хабаровского края» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (2013 г.) и Санкт-Петербурге (2014 г.).
Кроме того, в целях создания и продвижения имиджа края как благоприятного региона для инвестирования и внешнеэкономического сотрудничества осуществлялись:
- подготовка и размещение в отечественных и зарубежных средствах массовой информации материалов о торгово-экономическом и инвестиционном потенциале края. Общее количество выпущенных статей составило 43 единицы;
- изготовление мультимедийной презентационной продукции: видеоролики о Хабаровском крае и предлагаемых к совместной реализации инвестиционных проектах (освоение российской части острова Большой Уссурийский, создание портовой особой экономической зоны «Советская Гавань»,
строительство и эксплуатация тепличного комбината, строительство межрегионального центра экономического сотрудничества в г. Хабаровске) на русском, английском, китайском и корейском языках; разработка Touchscreen приложения о Хабаровском крае; flash-накопители и DVD-CD-диски о торгово-экономическом и инвестиционном потенциале края;
- изготовление печатных информационно-справочных и презентационных материалов о торгово-экономическом и инвестиционном потенциале края на русском, английском и китайском языках: буклеты «О преимуществах инвестиционного климата Хабаровского края», «Хабаровский край: территория развития», «Атлас инвестора», «Экспортный потенциал Хабаровского края», «Сборник инвестиционных предложений Хабаровского края», «Второе Российско-Китайское ЭКСПО в г. Хабаровске»; брошюры «Хабаровский край: XXI век», «Инвестиционный потенциал», «Экспортный потенциал», «Портовая особая экономическая зона «Советская Гавань», «Остров Большой Уссурийский»;
- изготовление мобильных выставочных стендов и роллеров о торгово-экономическом и инвестиционном потенциале края.
Проведение мероприятий способствовало увеличению объема инвестиций в основной капитал, внешнеторгового оборота края, продвижению продукции краевых товаропроизводителей на российский и международный рынки.
В 2013 году на сайте экспортеров Хабаровского края www.khabexport.ru был размещен каталог экспортной продукции. Информация о предприятиях края, их продукции, а также мероприятиях, проводимых в Хабаровском крае и за рубежом на сайте постоянно обновляется.
В этот же период были подготовлены и проведены международные бизнес-миссии, конференции и форумы, в рамках которых для представителей иностранных делегаций проводились презентации инвестиционного и экономического потенциала Хабаровского края.
В средствах массовой информации освещаются мероприятия внешнеэкономической направленности. В целях разработки и издания информационно-справочных, презентационных материалов о регионе (буклетов, брошюр, выставочных экспозиций, папок, ручек, блокнотов и т.д.) с предприятий края собрана информация для включения в каталог инвестиционного и торгово-экономического потенциала Хабаровского края. На тему развития внешнеэкономического сотрудничества и межрегиональной кооперации проведены интервью с «Российской газетой».
За период I квартала 2015 года было принято участие:
- в Рождественской ярмарке (19 декабря 2014 г. - 11 января 2015 г., г. Санкт-Петербург) с формированием выставочной экспозиции края;
- экспортно-ориентированных предприятий края в бизнес-миссии в Республику Корея (17 - 20 февраля 2015 г.);
- в IX Петербургском Партнериате малого и среднего бизнеса «Санкт-Петербург - регионы России и зарубежья» (25 - 27 марта 2015 г., г. Санкт-Петербург) с формированием выставочной экспозиции края.
Таким образом, деятельность в сфере продвижения региона как в крае, так и за его пределами, все более активизируется.
За двадцать один год выставочно-ярмарочная деятельность в регионе развивалась неровно, поскольку
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
91
напрямую зависит от экономики. В 1998 году после дефолта многие предприниматели закрылись, не сумев расплатиться с кредитами. Кризис 2008 года также отразился на выставочно -ярмарочной деятельности. В этих условиях пришлось искать новые результативные формы работы.
Однако, площадок для проведения выставок и ярмарок в Хабаровском крае явно недостаточно. В настоящее время в стране создано и работают 50 выставочных комплексов общей закрытой выставочной площадью около 822 тыс. кв.м. При этом 38% от общей площади раз-
мещены в Москве и С.-Петербурге. По количеству выставочных площадей лидирует г. Москва, на которую приходится около 27,51% или 226 тыс. кв.м, на втором месте находится г. Санкт - Петербург - 10,51% площадей или 86 тыс. кв.м, на долю остальных регионов России приходится около 62%.
Распределение выставочных комплексов по федеральным округам представлено в таблице 2 (по состоянию на 18.12.2014г.)
Таблица 2
Распределение выставочных комплексов по федеральным округам
Субъект РФ Наименование выставочного комплекса (количество площадок) Площадь, м2
ЦФО
1. г. Б елгород «Белэкспоцентр», Белгородская ТПП 3100
2. г. Брянск «Бизнес центр», Брянская ТПП 1300
3. г. Воронеж Региональный ВКК, «ВЕТА» 6600
4. г. Красногорск МО ЗАО «Крокус Интернэшнл» 226399
5. г. Одинцово, МО Муниципальный ВЦ «Одинцово-ЭКСПО» 200
6. г. Москва ОАО «Г АО «Всероссийский выставочный центр» 35703
7. г. Москва ВК «Гостиный двор» 17300
8. г. Москва ЦВК «Манеж» 9000
9. г. Москва МКВК «МосЭкспо» 24500
10. г. Москва КВЦ «Сокольники» 21918
11. г. Москва ОАО «Центр международной торговли» 2600
12. г. Москва ЦДХ. ЭКСПО-ПАРК, Выставочные проекты 10000
13. г. Москва ЦВК «Экспоцентр» 105000
14. Курская обл. Курская коренская ярмарка 1570
15. г. Тула Тульский Дом науки и техники. Выставочный зал. 150
16. г. Ярославль ГКВК ВЦ «Старый город» 1350
ИТОГО: Действующие - 16 466.690
СЗФО
17. г.Калининград ОАО «Балтик-Экспо» 5000
18. г. Санкт-Петербург ОАО «Ленэкспо» 40000
19. г. Санкт-Петербург КЦ Петроконгресс» ЗАО «ВО «Рестэк» 3150
20. г. Санкт-Петербург КВЦ «Евразия» 2500
21. г. Санкт-Петербург Северо-Западный центр социологии и маркетинга 700
22. г.Санкт-Петербург Конгрессно-выставочный центр «ЭКСПОФОРУМ» 40000
ИТОГО: Действующие -6 91.350
ЮФО
23. г.Краснодар ООО ВЦ «Краснодар ЭКСПО» 18250
24. г.Ростов-на-Дону ООО «ВЦ «ВертолЭкспо» 8600
ИТОГО: Действующие - 2 26.850
СКФО
25. г.Ставрополь ООО «Прогресс» 3000
26. г.Махачкала ООО «Международный выставочный центр» 8000
ИТОГО: Действующие - 2 11.000
ПФО
27. г. Саранск ООО «Мордовэкспоцентр» 4100
28. г.Казань ОАО «Казанская ярмарка» 6700
29. г.Ижевск ООО «Ижевский Экспоцентр» 3200
30. г.Чебоксары, ЗАО «МТВ-Центр» 27300
31. г.Пермь ООО «ВЦ «Пермская ярмарка» 11300
32. г.Киров Областной ВЦ «Вятка-Экспо», Вятская ТПП 500
33. г.Н-Новгород ВЗАО «Нижегородская ярмарка» 12000
34. г.Самара ООО «Экспо-Волга» 5024
35. г.Тольятти ООО «Экспо-Тольятти» 4000
ИТОГО: Действующие - 9 74.124
УФО
36. г.Екатеринбург ОАО «КОСК «Россия» 2700
37. г.Екатеринбург МВК «Екатеринбург-Экспо» 50000
38. г.Ханты-Мансийск КВЦ «ЮграЭкспо» 4238
39. г.Тюмень ОАО «Тюменская ярмарка» 2500
40. г.Челябинск ЗАО «Южуралэкспо» 2400
ИТОГО: Действующие - 5 61.838
92 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Субъект РФ Наименование выставочного комплекса (количество площадок) Площадь, м2
СФО
41. г.Чита ООО «ТВЦ Забайкальский» 3300
42. г.Красноярск Выставочно-деловой центр «MixMax» 4000
43. г.Красноярск МДВЦ «Сибирь» 10640
44. г.Иркутск ОАО «Сибэкспоцентр» 4500
45. г.Новокузнецк Выставочный комплекс «Кузбасская ярмарка» 26000
46. г.Новосибирск ООО «Сибирь Экспоцентр» 14400
47. г.Омск Специализированный выставочно-ярмарочный комплекс 13500
48. г.Томск ОАО «ТМДЦ Технопарк» 2000
ИТОГО: Действующие - 8 78.340
ДФО
49. г.Благовещенск ОАО «Амурская ярмарка» 7500
50. г.Хабаровск ВК «Хабаровский Экспоцентр» 4000
ИТОГО: Действующие - 2 11.500
ИТОГО В РОССИИ Действующие - 50 821.692
Из данных таблицы 2 следует, что Дальневосточный федеральный округ занимает предпоследнее место среди регионов по наличию выставочных комплексов с закрытой выставочной площадью 11500 кв.м, что составляет 1,38%. г. Хабаровск в настоящее время располагает выставочным комплексом «Хабаровский Экспоцентр», общая площадь которого 4000 кв.м. Для реализации конкурентного потенциала территории обеспеченность региона выставочно -ярмарочными площадями недостаточна. Правительством края запланировано строительство ВК «Межрегиональный центр экономического сотрудничества», проводится работа по поиску инвестора.
Для создания современной индустрии выставочноярмарочных и конгрессных услуг в Хабаровском крае необходимо развивать инфраструктуру и материально -техническую базу выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, реконструировать и модернизировать устаревшие объекты инфраструктуры, строить новые конгрес-сные площади, отвечающие мировым стандартам, активно и рационально их использовать с получением прибыли. В настоящее время выставочно-ярмарочные и
конгрессные мероприятия являются связующим звеном между внутренними рынками и способствуют расширению и диверсификации промышленного и высокотехнологичного экспорта, привлечению инвестиций, инновационному развитию региона.
Список литературы
1. Государственная программа Хабаровского края «Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края», утвержденная постановлением Правительства края от 19 декабря 2014 г. № 495-пр.
2. Постановление Президиума правления Торговопромышленной палаты РФ «О состоянии и перспективах развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» от 19 декабря 2012 года №64-17.
3. Пояснительная записка о ходе реализации государственной программы края «Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края» за I квартал 2015 года.
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА СЛИЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
Карташева Мария Андреевна
Магистрант НИЯУ МИФИ, г. Москва
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается расчет синергетического эффекта при объединении предприятий одной отрасли путем оптимизации объемов производства. Для этого решалась транспортная задача при нелинейных затратах на производство, учитывающая снижение себестоимости единицы продукции при увеличении объемов производства.
Ключевые слова: объединение предприятий, синергия, оптимизация производства.
ABSTRACT
The article discusses the calculation of synergies in a business combination the same industry through the optimization of production volumes. For this solved the transportation problem in the nonlinear production costs, taking into account the reduction of unit costs by increasing production volumes.
Кeywords: business combination, synergy, optimization of production.
Процессы интеграции, происходящие во всех отраслях экономической деятельности, не обошли стороной и Россию, многие отечественные компании, как частные, так и государственные, активно перенимают зарубежные методы с целью повышения конкурентоспособности, роста рентабельности и стоимости предприятий.
В настоящее время одним из таких методов является стратегия слияния и поглощения предприятий.
В случае, если объединяемые компании-производители являются внутриотраслевыми конкурентами, становится важным, какой объем производства будет оптимален для каждого предприятия в условиях объединения.
То есть возникает вопрос: с какой мощностью должно работать предприятие, при условии, что с увеличением объема производства себестоимость единицы про-