Свешникова, Д.В. (2016). Выставочно-ярмарочная деятельность России в 2015 году: итоги и тенденции. Торгово-экономический журнал, 3(2), 147-162. doi: 10.18334/tezh.3.2.35405
Язык публикации: русский
Russian Journal of Retail Management, 2016, Volume 3, Issue 2
Exhibition and Fair Activity of Russia in 2015: Results and Trends
Daria Sveshnikova1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
ABSTRACT_
The article gives results of the analysis of the exhibition service market condition in the Russian Federation as for the end of 2015 to the beginning of 2016. The author describes specific features and emerging trends characteristic of the Russian exhibition market under conditions of economic sanctions. This direction is completed with the review of operational results of the international airspace salon MAX-2015.
KEYWORDS_
exhibition and fair activity, MAX-2015, exhibition industry, anti-Russian economic sanctions
CITATION_
Sveshnikova, D.V. (2016). Exhibition and Fair Activity of Russia in 2015: Results and Trends. Russian Journal of Retail Management, 3(2), 147-162. doi: 10.18334/tezh.3.2.35405
JEL: F51, L20, L84 Original Research Language: Russian
Received: 15 May 2016, Published: 30 Jun 2016
© Sveshnikova D.V. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0
H For correspondence: sveshnikovadasha@yandex.ru
HIGHLIGHTS
► effective development and operation of the exhibition and market activity is one most priority task for promotion of Russian products on Russian and international markets
► implementation of the exhibition and fair, congress activity as a whole enables mobility of the market while creating necessary media space between exhibitioners and visitors of exhibitions and forming additional financial flows
► indices of the number of exhibitors and the size of the exhibition space are evenly reduced
► in 2015 several most prospective directions for participance in the exhibition and fair activity are highlighted: agriculture, machine-building, construction, medicine and pharmaceutics, energy industry and natural resources
► exhibitions become the linking element between Russian companies in search of new methods for promotion of their products and new investments, and foreign companies striving to offer new technologies and equipment to their Russian partners
► the factor that stimulates the growth of the exhibition and fair activity will be the governmental support
► at the beginning of 2016 the trend was emerged to expand schemes for interaction of representatives of the exhibition industry and authorities based on the state and private partnership agreement
Торгово-экономический журнал, 2016, Том 3, Выпуск 2
Выставочно-ярмарочная деятельность России в 2015 году: итоги и тенденции
Дарья Свешникова1®
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия
АННОТАЦИЯ_
В статье представлены результаты анализа состояния рынка выставочных услуг в Российской Федерации на конец 2015 года - начало 2016 года. Автором описываются особенности и наметившиеся тенденции, присущие российскому выставочному рынку в условиях действия экономических санкций. Данное направление дополняется рассмотрением результатов функционирования международного авиационно-космического салона МАКС-2015.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_
выставочно-ярмарочная деятельность, МАКС-2015, выставочная отрасль, антироссийские экономические санкции
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_
Свешникова, Д.В. (2016). Выставочно-ярмарочная деятельность России в 2015 году: итоги и тенденции. Торгово-экономический журнал, 3(2), 147-162. doi: 10.18334^^3.2.35405
JEL: F51, L20, L84
Язык публикации: русский
© Свешникова Д.В. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0
н Для связи: sveshnikovadasha@yandex.ru
ТЕЗИСЫ
► эффективное развитие и функционирование выставочно-ярмарочной деятельности является одной из наиболее приоритетных задач
по продвижению продукции отечественных товаропроизводителей на российский и международный рынок
► реализация выставочно-ярмарочной и конгрессионной деятельности в совокупности способствует мобильности рынка, создавая необходимое информационное поле между экспонентами и посетителями выставок
и формируя дополнительные финансовые потоки
► показатели количества экспонентов и размер выставочной площади сокращаются равномерно
► в 2015 году, были выделены несколько наиболее перспективных направлений для участия в выставочно-ярмарочной деятельности: сельское хозяйство, машиностроение, строительство, медицина и фармацевтика, энергетика и природные ресурсы
► выставки становятся связующим элементом между отечественными компаниями, находящимися в поиске новых путей продвижения своей продукции и новых инвестиций, и зарубежными компаниями, стремящимися предложить российским партнерам новые технологии и оборудование
► фактором, стимулирующим рост выставочно-ярмарочной деятельности, будет являться государственная поддержка
► в начале 2016 года наметилась тенденция к расширению схем взаимодействия представителей выставочной индустрии и органов власти на основе соглашения о государственно-частном партнерстве
Об авторах:
Свешникова Дарья Вячеславовна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (sveshnikovadasha@yandex.ru)
На современном этапе развития выставочно-ярмарочная деятельность играет все большую роль в процессе продвижения продукции компании среди потребителей и в деловом сообществе. Развитие выставочной отрасли напрямую связано с текущей экономической обстановкой. Ухудшение внешнеэкономических условий, продолжение действия экономических санкций со стороны Европейского Союза и США, беспрецедентное давление на Россию и провоцирование рыночной нестабильности сказывается на любой сфере предпринимательской деятельности. Но стоит отметить, что даже в таких условиях выставочный бизнес предпринимает все меры по улучшению своих показателей. Доказательство тому, число выставочно-ярмарочных мероприятий, которые были реализованы в 2015 году и которые запланированы на 2016 год. Специалистами проводится анализ действующих выставочных программ с точки зрения поиска новых перспективных проектов, создаются центры импортозамещения, укрепляется взаимодействие с органами государственной власти.
Следовательно, в настоящее время эффективное развитие и функционирование выставочно-ярмарочной деятельности является одной из наиболее приоритетных задач по продвижению продукции отечественных товаропроизводителей на российский и международный рынок. Проведение различных выставочных мероприятий способствует демонстрации и в дальнейшем внедрению новых технологий, дает возможность создания партнерских союзов, разработки новой стратегии и новых направлений развития различных отраслей.
Под термином «выставочно-ярмарочная деятельность» принято понимать вид предпринимательской деятельности в сфере выставочных услуг, осуществляемый для становления и развития отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного партнерства.
Необходимо отметить, что проведение выставочно-ярмарочных мероприятий напрямую связано с двумя видами предпринимательской деятельности в этой сфере:
1. Выставочно-ярмарочная деятельность.
2. Конгрессионная деятельность - предпринимательская деятельность, направленная на создание благоприятных условий для персонифицированного обмена информацией, деловых и научных контактов с целью установления и развития отношений между изготовителями товаров, поставщиками услуг и потребителями товаров
и услуг, осуществляемая в процессе организации и проведения
<_> 1
конгрессных мероприятии1.
Реализация выставочно-ярмарочной и конгрессионной деятельности в совокупности способствует мобильности рынка, создавая необходимое информационное поле между экспонентами и посетителями выставок и формируя дополнительные финансовые потоки.
Соглашаясь с главным менеджером ООО «РЛП-Ярмарка» Симоновым К. В. можно утверждать, что «выставочный бизнес не несет прямой ответственности за непосредственное продвижение продукции экспонентов, его задача - обеспечить удовлетворяющую участников интенсивность и уровень делового общения в ходе выставки, хорошо предсказуемую возможность делового взаимодействия и реальные шансы установления целевых бизнес-контактов с прогнозируемым положительным результатом» (Симонов, 2014a).
Мероприятия, проводимые в рамках подобного вида предпринимательской деятельности, являются неким связующим элементом, способствующим расширению промышленного экспорта, привлечению иностранных инвестиций для реализации российских проектов. К таким мероприятиям относят:
— Выставка (ярмарка) - выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируются и продвигаются товары, услуги и (или) информация и которое проходит в установленный период и с определенной периодичностью. К ним не относят розничную торговлю на улицах и «вещевые рынки»2.
— Экспозиция - отдельная завершенная часть выставочно-ярмарочного мероприятия, имеющая в его рамках самостоятельное значение. Также выделяют специальную экспозицию, то есть демонстрацию информационных материалов, дегустации, проводимые организатором выставок в соответствии с его общим направлением и темой.
— Виртуальная выставка - мероприятие, не ограниченное во времени и пространстве, реализуемое с помощью интернет-ресурса. Организатор предоставляет возможность экспонентам разместить в сети Интернет на сайте выставки текстовую и графическую информацию,
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 № 1273-р «О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» (вместе с«Планом мероприятий по реализации концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессионной деятельности в Российской Федерации»).
2 ГОСТ Р 53103-2008 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения».
аудио- и видеоизображения экспонентов и экспонатов, а посетителям выставки - ознакомиться с информацией и экспонатами.
Таким образом, выставочно-ярмарочная деятельность представляет собой вид предпринимательской деятельности и подразумевающий проведение разнообразных мероприятий, способствующих продвижению продукции как в реальном, так и в виртуальном режиме.
В любом случае существенное внимание при организации ярмарочно-выставочной деятельности должно уделяться выбору форм сотрудничества экспобизнеса со СМИ и определению спектра услуг, предоставляемых на выставках журналистам (Симонов, 2014b).
В январе 2016 года исполнительная дирекция Всемирной ассоциации выставочной индустрии (The Global Association of the Exhibition Industry «UFI») опубликовала итоги своего исследования «UFI's Global Barometer», которое было посвящено результатам развития мирового выставочного рынка в 2015 году и прогнозным тенденциям на 2016 год. В нем приняли участие 240 компаний из 58 стран. По оценке исполнительного директора UFI Пола Вудворда, несмотря на различные показатели экономического развития в разных странах, в целом можно говорить о положительных результатах развития мирового выставочного бизнеса с точки зрения роста товарооборота в 2015 году.
Отдельно следует подчеркнуть, что выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность является одним из источников конкурентных преимуществ регионов, привлекающих инвестиционные и туристические потоки (Валетов, 2014).
Согласно полученным данным, в 2016 году в мире в среднем руководство 6 из 10 компаний ожидает роста товарооборота (продаж выставочных площадей и сопутствующих услуг). Наиболее высокие показатели по сравнению с показателями предыдущего года сохраняются у США. На конец 2015 года, согласно полученным отчетам, 91 % компаний отметили рост товарооборота. По прогнозным данным, эта тенденция также сохранится: 67 % компаний уверены в дальнейшем росте товарооборота, 25 % - допускают снижение показателей меньше, чем на 10 %, оставшиеся 8 % - не уверены3.
Анализируя ситуацию в России, эксперты UFI отметили, что тенденция к снижению показателей будет сохраняться, по крайней мере, до конца 2016 года. Исследование показало, что 67 % российских
компаний отметило снижение своих показателей. Однако уже во второй половине 2016 года процент компаний, ожидающих рост товарооборота, возрастет до 42 %4.
Помимо оценки и анализа показателей товарооборота, компаниям было предложено выявить основные факторы, мешающие активному развитию выставочной отрасли. Согласно результатам исследования, большинство российских компаний выделило следующие факторы:
— экономическая ситуация в стране (35 %);
— мировые экономические изменения (19 %);
— конкуренция в выставочной отрасли (19 %);
— внутренние факторы (14 %), в частности нехватка квалифицированных сотрудников.
Результаты по исследованию российского выставочного рынка, приводимые Всемирной ассоциацией выставочной индустрии, в целом очень схожи с итогами анализа, проводимого российскими экспертами. По оценке президента торгово-промышленной палаты Российской Федерации С. Н. Катырина в 2015 году в России проводилось более 1700 выставок, в которых участвуют примерно 140 тысяч российских компаний и более 20 тысяч иностранных экспонентов. На сегодняшний момент Российская Федерация занимает 7 место в рейтинге по обороту выставочного рынка, который составляет около 800 миллионов долларов. Однако на страну приходится около 2 % суммарной площади выставочных центров (США - 20 %; Китай - 15 %). Учитывая масштабы страны, этот показатель крайне мал.
В начале сентября 2015 года Исполнительная дирекция Российского союза выставок и ярмарок подвела итоги мониторинга статистических показателей выставок, проведенных компаниями -членами Союза в первом полугодии. Эксперты признают, что в 2015 году произошло «падение» российского выставочного рынка по сравнению с 2014 годом по ряду показателей. Изначально планировалось провести 457 выставочных проектов. Однако на 25 августа 2015 года удалось провести лишь 321 мероприятие. Необходимо отметить, что дирекция провела анализ основных показателей в сравнении с показателями 2014 года. Таким образом, оценивая основные показатели выставочного рынка, следует отметить, что за 2015 год наметилась тенденция к снижению:
— выставочная площадь нетто сократилась на 15 %, арендованная -на 17 %;
— общее число участников выставок сократилось на 15 % (иностранные участники - на 22,9 %, а российские компании и частные лица - на 13 %) (таблица).
Таблица
Средние показатели по одной выставке (из 275)5
Год 2015 2014
Выставочная площадь нетто, кв.м. 2172 2557
Арендованная выставочная площадь, кв.м. 1909 2312
Количество экспонентов 122 145
Количество посетителей 7621 7561
Площадь на 1 экспонента (нетто / арендованная), кв.м. 18/16 18/ 16
Исходя из данных таблицы, следует сделать вывод о том, что показатели количества экспонентов и размер выставочной площади сокращаются равномерно.
На совокупном рынке на сегодняшний момент функционируют около 300 компаний, предоставляющих выставочные и сопутствующие услуги. Безусловным лидером на выставочном рынке является ЦВК «Экспоцентр». Доля компании по площади нетто составила 17 %, по количеству представителей на выставках - 13 %. По оценке главы компании С. Беднова компания действует в рамках своей стратегической задачи, а именно сохранение лидирующих позиций несмотря не неблагоприятные экономические условия. За 2015 год в ЦВК «Экспоцентр» было проведено 85 выставок, с участием порядка 25 тысяч компаний и организаций из 108 стран6.
Более того, в январе 2015 года выставочный научно-исследовательский центр R&C представил рейтинг Событийного потенциала российских городов, что стало уникальным опытом для российской выставочной индустрии. Исследование было основано на многофакторном анализе: рейтинги привлекательности городов, включающие показатели инфраструктуры, программы продвижения,
5 РСВЯ: что происходит на выставочном рынке России? (2015). Экспо-Ведомости, 3, 12-13.
6 Студнева, Е. (2016, 3 февраля). На выставку в Россию - в новых экономических и геополитических условиях. Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/14617
регуляторную среду, международные события, рекреационные и культурно-исторические возможности.
По итогам рейтинга были отобраны 30 городов России, в наибольшей степени подходящих для жизни и реализации стратегий бизнеса, обладающих необходимой инфраструктурой и ресурсами. Москва и Санкт-Петербург были исключены из всех рейтингов целенаправленно, так как позиции двух столиц и так не вызывают никаких сомнений (рисунок 1).
Общий рейтинг Событийного потенциала дестинации по 30-ти городам России
Город и место в рейтинге
Сочи
Екатеринбург
Казань
Красноярск
Нижний
Новгород
Краснодар 6 Самара 11 Калуга 21
Новосибирск 7 Ярославль 12 Великий 22
Ростов-на-Дону 8 Уфа 13 Новгород
Иркутск 9 Мурманск 14 Тула Пенза 23
Пермь 10 Ставрополь 15 24
Тюмень 16 Воронеж 25
Белгород 17 Южно-Сахалинск 26
Рязань 18 Сыктывкар 27
Тверь 19 Брянск 28
Астрахань 20 Сургут Владикавказ 29 30
Рисунок 1. Общий рейтинг Событийного потенциала дестинации по 30-ти городам России7
По итогам рейтинга 2015 года в первую пятерку городов вошли Сочи, Екатеринбург, Казань, Красноярск и Нижний Новгород. Следовательно, в России в настоящее время присутствует большой потенциал для дальнейшего развития выставочно-конгрессной индустрии с точки зрения повышения инвестиционной привлекательности страны и регионов.
За последние годы выставочно-ярмарочная деятельность также успешно развивается на Урале (Зимина, 2015).
Таким образом, несмотря на ожидавшийся уход иностранных экспонентов вследствие антироссийских санкций, развитие выставочного рынка сохраняется и восполняется растущим присутствием российских товаропроизводителей. На выставочный рынок России выходят новые экспоненты из Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки, с Ближнего и Среднего Востока.
7 Рейтинг событийного потенциала дестинации (2015). Режим доступа: http://rnc-consult.ru/netcat_files/userfiles/reyting%20Sobytiynogo%20potentsiala%20destinatsii.pdf
Многие эксперты отмечают повышение востребованности в отраслевых выставках в профессиональном сообществе. Так, например, повысилась заинтересованность китайских компаний в сотрудничестве с российскими выставочными центрами. В конце лета 2015 года в Торговом представительстве Российской Федерации в КНР состоялась презентация членов Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ). С китайской стороны в презентации приняли участие более 70 человек. В основном это были руководители торгово-промышленных палат, профессиональных ассоциаций и объединений, выставочных компаний, заинтересованные в продвижении китайских товаров и услуг на российский рынок через выставки. Следует отметить, что презентацию членов Российского союза выставок и ярмарок также посетили генеральный секретарь и заместитель председателя Хэйлунцзянского отделения Всекитайского комитета по содействию развитию международной торговле Дай Чуньди, заместитель председателя Цзилиньского отделения Всекитайского комитета по содействию развитию международной торговле Хай Юджин, президент корпорации «HIT» Чжан Дачэн8. В рамках данного мероприятия были рассмотрены возможные пути сотрудничества, конкретные направления развития в условиях В2В. Опыт КНР может быть применен российскими организаторами выставочного бизнеса при дальнейшем развитии конгрессной и выставочной деятельности (Ивашкин, Сунь, 2015).
Таким образом, отмечая общую тенденцию к снижению основных показателей выставочного рынка России, многие выставочно-ярмарочные мероприятия и проекты показывают обратную тенденцию к росту, что говорит о возможности успешного развития даже в сложных экономических условиях. Другими словами, по мировым и российским экспертным оценкам, российский выставочный рынок ожидает рост в второй половине 2016 - начало 2017 года.
Л. Смородова, исполнительный директор Российского союза выставок и ярмарок, в рамках пятого Евразийского Ивент Форума (EFEA-2016) отметила несколько факторов, позволяющих достичь успеха в настоящих экономических условиях9.
Одним из основных факторов была отмечена специфика отрасли, ориентированность на решение проблем развития перспективных направлений экономики без снижения объема вкладов бюджетных
8 Китай присматривается к региональным выставочным компаниям (2015). Мир Выставок, 67. Режим доступа: http://www.mirvistavok.ru/2015-10-01/3180-kitaj-prismatrivaetsja-k-regionalnym-vystavochnym-kompanijam.html
9 Смородова, Л. (2016). И в сложных условиях можно добиться успеха. Экспо-Ведомости, 1, 16-17.
средств в развитие определенной отрасли. По результатам опроса компаний - членов Союза, проведенного в 2015 году, были выделены несколько наиболее перспективных направлений для участия в выставочно-ярмарочной деятельности: сельское хозяйство, машиностроение, строительство, медицина и фармацевтика, энергетика и природные ресурсы.
Анализируя приведенный список тематик, следует отметить, что во многом он повторяет тематики планов, утвержденных Правительством РФ по импортозамещению. Другими словами, в настоящее время выставочные компании функционируют в условиях, когда отечественным экспонентам поставлена задача замещения импортной продукции. Однако, как и прежде, компаниям необходимо внедрять новые технологии, а также обмениваться опытом с ведущими международными компаниями. Таким образом, выставки становятся тем связующим элементом между отечественными компаниями, находящимися в поиске новых путей продвижения своей продукции и новых инвестиций, и зарубежными компаниями, стремящимися предложить российским партнерам новые технологии и оборудование.
Еще одним фактором, стимулирующим рост выставочно-ярмарочной деятельности, будет являться государственная поддержка. Многие эксперты отмечают необходимость в большем взаимодействии между представителями выставочной индустрии и органами власти. Возможными механизмами государственно-частного партнерства в выставочно-ярмарочной деятельности могут являться схемы взаимодействия между частным и публичным партнером, рассмотренные в Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации.
В целом к основным формам поддержки, признанным эффективными, относят:
— поддержка органов исполнительной власти регионов в формировании деловой программы, участие в мероприятиях выставки, приглашение отдельных крупных местных участников, организация собственного стенда;
— возмещение затрат предприятий на участие в выставках, снижение стоимости участия для некоторых категорий экспонентов.
Помимо этих факторов необходимо отметить необходимость активной работы с отраслевыми объединениями. Ведь именно эти компании имеют возможность дать совет организаторам, какие выставки нужны отрасли, в какие сроки их целесообразно проводить, на что лучше
сделать акцент в деловой программе, и кто является целевой аудиторией. Выставочные компании, входящие в Российский союз выставок и ярмарок, сотрудничают с более чем 300 отраслевыми объединениями федерального и регионального уровня, а также и с зарубежными союзами. Подобное сотрудничество должно быть одной из наиболее приоритетных задач.
Подводя итог, следует отметить, что, несмотря на сложные экономические условия, в которых приходится работать компаниям в выставочной отрасли, общее состояние удовлетворительно. Уже в начале 2016 года наметилась тенденция к расширению схем взаимодействия представителей выставочной индустрии и органов власти на основе соглашения о государственно-частном партнерстве.
Одним из наиболее ярких мероприятий выставочно-ярмарочного характера за прошедший год можно назвать МАКС (Международный авиационно-космический салон), проходивший с 25 по 30 августа 2015 года. Это международная аэрокосмическая выставка, проводящаяся с периодичностью раз в два года в городе Жуковском, на аэродроме ЛИИ имени М. М. Громова. Организаторами данной выставки выступило ОАО «Авиасалон». Целью проведения этого авиасалона является демонстрация отраслевых технологий в области авиастроения, проведение различных конференций для заключения различных договоров и повышение заинтересованности широкого круга посетителей в сфере авиастроения.
Несмотря на ухудшение внешнеполитических и экономических условий, по итогам МАКС-2015 в выставке приняло участие 878 предприятий, из которых 151 иностранных из 30 стран мира (рисунок 2). Экспонентами стали представительства из Франции, США, Швейцарии, Чехии и Бельгии. Однако основную долю экспонентов занимали российские компании.
Экспозиции представляли в павильонах, причем общая площадь составила 36 тысяч квадратных метров, включая открытую площадь. С учетом соглашений о сотрудничестве, имеющих инвестиционные обязательства, контракты и сделки, заключенные в рамках рассматриваемого авиасалона, были оценены в 350 миллиардов рублей. Выставку посетили 103 официальные делегации из 65 стран мира10.
10 Сайт Международного авиационно-космического салона - МАКС-2015.
■ Российские компании
■ Иностранные
КОМПАНИИ
Рисунок 2. Структура экспонентов международного авиационно-космического салона 2015, % Источник: составлено автором
Одним из ключевых событий авиасалона стала встреча главы госкорпорации «Роскосмос» Игоря Комарова с гендиректором Европейского космического агентства Йоханом-Дитрихом Вернером. Результатом этой встречи стало подписание соглашения о дальнейшем сотрудничестве по проекту «ЭкзоМарс», в рамках которого в 2016 стороны планируют запустить к Марсу орбитальный аппарат, а в 2018 году - робот-марсоход. Помимо этого, между сторонами были согласованы сроки реализации лунных миссий, в которых участвуют Россия и Европа.
В рамках осуществления конгрессионной деятельности было проведено более чем 50 конференций, круглых столов, участниками которых стали 2000 человек. Обсуждались новые направления авиационно-космической индустрии, проблемы и тенденции в программах подготовки кадрового состава.
Стоит также отметить, что с каждым годом данный авиасалон становится местом встречи не только представительств международных компаний или международного делового сообщества авиационно-космической сферы, но и нескольких тысяч простых посетителей. Общее число посетителей превысило 404 тысячи человек, в том числе и 66 тысяч специалистов, посетивших авиасалон в первые 3 дня.
Интерес среди посетителей поддерживался как летной программой, так и экспозицией выставки. Так, летная программа является отличительной особенностью международной выставки. В 2015 году за 6 дней в ней приняло участие 90 летательных аппарата, включая 42 самолета в составе 7 пилотажных групп. На статической же стоянке посетителям выставки было представлено 133 летательных аппарата, включая 21 воздушное судно Воздушно-космических сил России.
Также одним из нововведений стало проведение фестиваля скорости «YOKOHAMA».
Необходимо отметить, что проведение международного авиационно-космического салона было также сопряжено с акцией на «День студента». 28 августа 2015 года авиасалон посетило свыше 7 тысяч учащихся высших и средних специальных учебных учреждений. Были организованы выставки, предоставляющие возможность студентам и молодым специалистам продемонстрировать свои разработки в сфере авиационно-космической промышленности. Помимо этого, были проведены встречи с более 600 ветеранами Военно-Воздушных Сил -представителями Беларуси, России, Украины.
В перспективном периоде в сфере выставочно-ярмарочной деятельности также прогнозируется расширение проектов и программ межгосударственного сотрудничества, эффективное взаимодействие органов отраслевого сотрудничества (Назаров, 2015).
Таким образом, на примере проведения рассматриваемой международной отраслевой выставки можно сделать вывод, что организация и участие в ней стимулирует продажи и заключение инвестиционных проектов между отечественными производителями и зарубежными партнерами, а это в свою очередь стимулирует продажи на отраслевом рынке, несмотря на сложившиеся экономические условия. Помимо этого, организация подобной международной выставки повышает заинтересованность к авиационно-космической сфере у молодых специалистов и студентов, тем самым стимулирует привлечение их в отрасль.
Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на тенденцию к снижению выставочных площадей и ухода иностранных представителей вследствие антироссийских санкций с российского рынка, выставочная отрасль быстро восстанавливается за счет большего участия отечественных производителей, которые рассматривают участие в выставках не только как наиболее подходящий инструмент для продвижения продукции и выхода на новые рынки, но и для привлечения новых талантливых специалистов в свою отрасль. Таким образом, выставочный бизнес России позволяет российским компаниям знакомиться с зарубежными новинками, а с другой стороны -способствует импортозамещению и продвижению российской продукции за рубеж.
ИСТОЧНИКИ:
Валетов, А.И. (2014). Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности как фактор конкурентоспособности региона (на примере Москвы). Региональная экономика: теория и практика, 30, 18-22.
Зимина, Т.В. (2015). Выставочно-ярмарочная деятельность на Урале: традиции и современность. Маркетинг в России и за рубежом, 2, 20-30.
Ивашкин, М.В., Сунь, Ш. (2015). Современное состояние выставочно-ярмарочной
деятельности в КНР. Вестник Тихоокеанского государственного университета, 4, 173-180.
Назаров, А. (2015). Концептуальные подходы к развитию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в странах СНГ в современных условиях: экономика, принципы. Социальная политика и социальное партнерство, 3, 27-39.
Симонов, К.В. (2014a). Мероприятия по повышению эффективности и качества торговых выставок и оптовых ярмарок. Российское предпринимательство, 15, 124-132.
Симонов, К.В. (2014b). Рекламно-информационное обеспечение выставочно-ярмарочной деятельности. Маркетинг в России и за рубежом, 3, 33-44.
ГОСТ Р 53103-2008 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения».
Китай присматривается к региональным выставочным компаниям (2015). Мир Выставок, 67. Режим доступа: http://www.mirvistavok.ru/2015-10-01/3180-kitaj-prismatrivaetsja-k-regionalnym-vystavochnym-kompanijam.html
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 № 1273-р
«О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» (вместе с «Планом мероприятий по реализации концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессионной деятельности в Российской Федерации»).
Рейтинг событийного потенциала дестинации (2015). Режим доступа: http://rnc-
consult.ru/netcat_files/userfiles/reyting %20Sobytiynogo %20potentsiala %20destinatsii.pdf
РСВЯ: что происходит на выставочном рынке России? (2015). Экспо-Ведомости, 3, 12-13.
Сайт Международного авиационно-космического салона - МАКС-2015.
Смородова, Л. (2016). И в сложных условиях можно добиться успеха. Экспо-Ведомости, 1, 16-17.
Студнева, Е. (2016, 3 февраля). На выставку в Россию - в новых экономических и
геополитических условиях. Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/14617
Global Exhibition Barometer (2016; 16th edition). Retrieved from: http://www.ufi.org/wp-content/uploads/2016/01/UFI-Global_Exhibition_Barometer_report16b.pdf