Научная статья на тему 'Этапы развития в академии науки организации сельскохозяйственного производства'

Этапы развития в академии науки организации сельскохозяйственного производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы развития в академии науки организации сельскохозяйственного производства»

Известия ТСХА, выпуск 4, 2005 год

УДК 378.663:631.15

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ В АКАДЕМИИ НАУКИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

В первом учебном плане Петровской земледельческой и лесной академии в качестве основных экономических дисциплин были представлены политическая экономия и сельскохозяйственная экономия. На годичном собрании академии ее директор так охарактеризовал задачи в области подготовки специалистов: «Одним из главных специальных предметов должна стать сельскохозяйственная экономия. Конечной целью обучения в Петровской академии является приобретение знаний для того, чтобы поставить доходность поземельной собственности в прямую зависимость от распорядительности, образованности, знаний и умений, заставить работать в свою пользу силы природы, пользоваться выгодами, представляемыми данной местностью».

Чтение лекций по курсу сельскохозяйственной экономии Ученый совет академии поручил зав. каф. земледелия, крупному ученому с.-х. производства профессору И.А. Сте-буту, а проведение практических занятий — зав. фермой М.В. Неру-чеву. Одновременно совет поручил И.А. Стебуту обратиться к видным экономистам с предложением занять кафедру сельскохозяйственной экономии. И.А. Стебут провел переговоры с А.П. Людоговским, A.C. Есако-вым и другими известными экономистами.

В письме А.П. Людоговскому он изложил требование Ученого совета к заведующему «одной из наиболее важных кафедр академии»: «Не

желали ли бы Вы занять место профессора академии по кафедре сельскохозяйственной экономии, то есть организации хозяйства с оценкой угодий, администрации, контроля или бухгалтерии? Совет желал бы видеть преподавателем сельскохозяйственной экономии, кроме человека, теоретически подготовленного, еще и человека, знакомого на деле с хозяйствами разных стран..., чтобы он был человеком, знакомым практически с сельским хозяйством настолько, чтобы мог практически упражнять слушателей по преподаваемому им предмету и чтобы он мог принять на себя заведование фермой академии».

В 1870 г. А.П. Людоговский избирается профессором и зав. кафедрой сельскохозяйственной экономии. Управление фермой с одновременным проведением практических занятий на ее материалах поручается В.З. Марковскому.

Определяя задачи и перспективы науки, А.П. Людоговский и его соратники знакомятся с трудами основоположников российской агрономической науки А.Т. Болотова, И.М. Комова, немецких ученых А. Тэера, И. Тюнена и др.

С учетом специфики высшего образования научные направления и подходы выражались в системе обучения.

В программе курса сельскохозяйственной экономии выделяют 3 взаимосвязанные раздела:

— сельскохозяйственная экономия — учение об условиях, опре-

деляющих место, время и формы с.-х. производства;

— организация хозяйства — учение об устройстве имений сообразно условиям изучения с.-х. экономии;

— счетоводство простое и двойное — учение о контроле, правильности понимания условий, отражающих умение и правильность организации хозяйства.

Заслуживает внимания взгляд А.П. Людоговского на связь науки с практикой. В рапорте ректору академии он отмечает: «Изучение форм хозяйства возможно и при помощи книг, но такое знание никогда не может быть столь верным, как почерпнутое из личных наблюдений. А статистические цифры и выводы, относящиеся к таким сложным явлениям, как формы хозяйства, оживляются лишь тогда, если их сопровождает живое впечатление действительности».

В соответствии с таким подходом вначале студенты практиковались на решении отдельных задач: исчисление валового и чистого дохода, себестоимости единицы продукции, оплаты единицы корма, расчет потребности в рабочей силе и средствах производства; затем учились самостоятельно рассчитывать рациональные размеры имений, исчислять доходность хозяйства, овладевать умением вести счетоводную запись журнала главной книги имения.

В 1872 г. была введена практика студентов, по преимуществу в крупных помещичьих имениях. В отчете о практике от студента требовалось представлять подробное описание фактического состояния имения и план необходимых улучшений для повышения его доходности.

Много внимания уделялось подготовке учебной и научной литера-

туры. В частности, в 1874 г. издается «Настольная книга русских сельских хозяев» (коллектив авторов), а в 1875 г. — крупная работа А.П. Людоговского «Основы сельскохозяйственной экономии и сельскохозяйственного счетоводства»

Автор подчеркивал, что «сельское хозяйство — есть экономическое производство, в котором земля, труд и капитал соединяются для получения возможно большего и постоянного чистого дохода». Эта позиция в последующем легла в основу выработки принципов организации с.-х. производства.

В 1876 г. в связи с уходом по болезни А.П. Людоговского на заведование кафедрой по конкурсу избирается А.Н. Шишкин, окончивший академию в первом выпуске. Исходя из преемственности, он с некоторыми изменениями разделил курс сельскохозяйственной экономии на 3 раздела: учение о средствах сельскохозяйственного производства; организация имений; организация и контроль (счетоводство).

Под руководством профессора А.Н. Шишкина и при участии заведующих кафедрами экономического профиля был составлен первый организационный план опытного поля и фермы академии.

Продолжая научные начала, А.Н. Шишкин публикует ряд крупных работ, получивших широкое признание. Среди них: «Вступление в курс сельскохозяйственной экономии» (1879г.), «Исторический ход развития форм в сельском хозяйстве» (1885г.), «Очерк исторического развития сельскохозяйственной науки и практики в текущем столетии» (1888 г.).

Большое внимание уделяется подготовке молодых ученых по экономическим наукам. В 1892 г. магистерскую диссертацию защищает

оставленный после окончания академии при кафедре стипендиат А.И. Скворцов. В продолжение научных идей А.П. Людоговского в одной из работ он отмечает: «Системой хозяйства называется та форма сочетания элементов производства (земля, труд и капитал), которая определяет собой способ получения ренты».

Благодаря широким публикациям экономические науки стали пользоваться большим авторитетом. Все больше поступает обращений за консультациями по оценке земель, повышению доходности имений, другим вопросам экономики и организации сельского хозяйства.

В 1895 г. на заведование кафедрой сельскохозяйственной экономии Московского сельскохозяйственного института (возникшего в 1884г. на базе закрытой Петровской академии, которой в 1917 г. вернулось прежнее название) вместо ушедшего в отставку А.Н. Шишкина был приглашен выпускник академии А.Н. Вернер.

Сельское хозяйство профессор А.Н. Вернер рассматривал с народнохозяйственных позиций. Он считал, что прежняя с.-х. экономия, изучавшая отдельные имения как единицы, должна уступить место науке, изучающей народное хозяйство как целую единицу, в том числе сельское хозяйство как его часть.

В числе научных трудов А.Н. Вер-нера за время работы в МСХИ «Поземельные отношения в сельском хозяйстве России», «Агрономическая помощь населению в конце XVIII и в первой половине XIX века», «Материалы по истории развития систем растениеводства». Он автор учебника по сельскохозяйственной экономии (1898 г.).

После кончины К.А.Вернера, с 1902 г. курс сельскохозяйственной

экономии, наряду с другими экономическими дисциплинами, длительное время читал видный ученый и педагог профессор А.Ф. Фортунатов.

Если в начальные годы существования Петровской академии главной целью высшей с.-х. школы было обслуживание крупного помещичьего землевладения, то в начале прошлого столетия МСХИ становится центром подготовки земских агрономов. Их основное назначение — обслуживание крестьянских хозяйств.

А.Ф. Фортунатов уточнил содержание курса сельскохозяйственной экономии, сохранив в нем 3 раздела: учение о системах хозяйства; организация сельскохозяйственного производства; сельскохозяйственное счетоводство.

По инициативе А.Ф. Фортунатова была создана библиотека справочных изданий по экономике и статистике, которая наладила обмен изданиями со многими зарубежными научными учреждениями и министерствами.

В 1907г. Совет института по предложению А.Ф. Фортунатова утвердил устав кружка общественной агрономии, который впоследствии преобразовался в семинар по сельскохозяйственной экономии и политике. Еще позже, в 1922 г. на его базе был создан Научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономии и политики.

В 1913 г. А.Ф. Фортунатову поручается руководство выделенными в качестве самостоятельных курсами «Организация крестьянских хозяйств» и «Сельскохозяйственное счетоводство и таксация». Вести практические занятия по первому из этих курсов А.Ф. Фортунатов приглашает выпускника академии A.B. Чаянова.

В дальнейшем, в связи с новой структурой и усилением социально-

экономических дисциплин А.Ф. Фортунатов сосредоточился на курсе экономики и статистики, A.B. Чаянову поручается курс сельскохозяйственной экономии.

В учебном 1923/24 г. на базе экономического отделения академии создается самостоятельный факультет сельскохозяйственной экономии и политики. В его составе образуется новая кафедра — организации сельского хозяйства, на заведование которой избирается молодой профессор A.B. Чаянов. На кафедре работали доцент Г.А. Сту-дентский, ст. ассистент В.И. Лебедев, ассистенты В.Н. Строгий, И.И. Гонтарева, Г.П. Чубаков, К.И. Наумов. Позже были приглашены известные профессора Н.Д. Кондратьев, А.О. Фабрикант, A.A. Челин-цев, Н.П. Макаров.

Этот период совпал с началом крупных преобразований в сельском хозяйстве, которые характе-£ ризовались введением продналога, t свободной торговлей, развитием разнообразных форм кооперации, разрешением аренды земли, государственным регулированием экономики с помощью цен, налогов, кредита, использования системы контрактации.

Ученые исследовали эти процессы, сосредоточив внимание на принципах и методах организации и управления хозяйством, системах хозяйствования, деятельности с.-х. артелей, крестьянской кооперации. Они считали, что эффективность аграрного сектора в значительной мере определяется применяемыми формами организации производства. Признавая разные формы хозяйствования, они указывали, что процесс эволюции форм будет длительным, предостерегали об опасности спешки и торопливости. Путь к созданию крупных об-

щественных хозяйств они видели через развитие форм кооперации.

«Дождевые капли, —писал AB. Чаянов, — стекаясь вместе, дают мощные реки, которым не страшны никакие преграды. Подобно им, крестьянские хозяйства, соединяясь в кооперативы, приобретают огромную силу, нужную нам для экономического возрождения русской деревни».

A.B. Чаянову принадлежат теория о трудовом крестьянском хозяйстве, разработка организационно-экономических основ его функционирования. Обосновав учение о трудовом крестьянском хозяйстве и кооперации, он предвидел неизбежность прихода к крупным общественным предприятиям через различные типы производства. Ученый и его сторонники разработали модели агрокомбинатов, других агропромышленных формирований, что актуально и в современных условиях.

В числе научных публикаций A.B. Чаянова за время работы на кафедре академии следует назвать: «Организация крестьянского хозяйства», «Очерки по экономике трудового сельского хозяйства», «Методы количественного учета эффекта землеустройства», «Основные идеи и методы работы общественной агрономии», «Оптимальные размеры сельскохозяйственных предприятий».

Однако идеи A.B. Чаянова и ряда его сподвижников были признаны противоречащими провозглашенному в 1927г. курсу на всемерное развертывание коллективизации сельского хозяйства. A.B. Чаянов, Н.Д. Кондратьев, Л.Н. Юровский, Л.Н. Литошенко, A.B. Тейтель были репрессированы, а в 1937 г. приговорены к расстрелу. Лишь в 1987 г. Военная коллегия Верховного суда

вынесла решение об их реабилитации.

В 1928 г. кафедра организации сельского хозяйства переименовывается в кафедру организации социалистических сельскохозяйственных предприятий. Ее руководителем избирается академик В.Н. Лу-бяко.

Конец 20-х - начало 30-х гг. прошлого столетия характеризуются сплошной коллективизацией сельского хозяйства с нарушением принципа добровольности объединения крестьянских хозяйств. Разнообразие форм производственного с.-х. кооперирования сводится к одной — колхозам. Это было удобно административному аппарату управления, который под лозунгом нужд государства, полностью лишив хозяйства их самостоятельности, мог применять по всем одни и те же методы принуждения, изъятия произведенной трудом крестьянина продукции. Такая практика утвердилась и в отношении ускоренно организуемых совхозов.

Политика государства не могла не отразиться на научных течениях, учебных планах и программах подготовки специалистов.

По поручению Главного управления учебными заведениями в 1934 г. В.Н. Лубяко подготовил проект программы по курсу «Организация производства в социалистических сельскохозяйственных предприятиях». Вначале она носила общеакадемический характер, а в 1936 г. (после доработки В.Н. Лубяко и С.Г. Колесневым) принята для всех с.-х. высших учебных заведений.

Основными направлениями научной работы кафедры были обследование новых форм с.-х. предприятий — колхозов, совхозов, МТС; организационно-экономический анализ их деятельности; исследование

методики и участие в практике внутрихозяйственного планирования; изучение коллективных форм организации труда, методов технического нормирования, теории и практики оплаты труда. Одним из результатов исследований явилось издание крупной работы В.Н. Лубяко «Руководящие основы для составления организационных планов совхозов».

В 1939 г. заведующим кафедрой стал профессор (позднее академик) С.Г. Колеснев, руководивший ею в течение 30 лет. Многие годы в составе кафедры работали профессора Г.М. Лоза (в последствии многие годы ректор ТСХА), П.А. Гран-дицкий, доценты И.Н. Некрасов, В.Н. Масленников, А.И. Мерзлов, В.И. Гаврилов, ГЛ. Будылкин, М.А. Никифоров, Ю.Т. Бузилов, П.Л. Кри-ницкий, М.И. Синюков, В.М. Обу-ховский, М.Н. Громов, А.Д. Саль-кова, И.А. Смирнов, Ю.Ф. Векслер И др.

В 1947 г. С.Г. Колеснев издает первый учебник «Организация социалистических сельскохозяйственных предприятий» (он переиздается в 1960 и 1968 гг.).

Вкладом в развитие аграрной экономической науки явились исследования проблем закономерностей рационального построения и ведения хозяйства на с.-х. предприятиях; размещения, специализации и концентрации с.-х. производства; обоснования рациональных размеров с.-х. предприятий; ускорения научно-технического прогресса и повышения производительности труда в системе агропромышленного комплекса; научных принципов организации рабочих процессов; научной организации и оплаты труда работников сельского хозяйства в зависимости от конечных результатов деятельности.

Результатом научных исследований явились публикации, посвя-

щенные специализации и концентрации с.-х. производства и повышению производительности труда (С.Г. Колеснев), перспективному планированию на сельскохозяйственных предприятиях (Г.М. Лоза), прогрессивным формам оплаты труда (М.Н. Громов), техническому нормированию в сельском хозяйстве (Ю.Т. Бузилов), использованию производственных фондов (В.М. Обухов-ский), организации внутрихозяйственного расчета в растениеводстве (М.И. Синюков) и в животноводстве (И.Ф. Горбач), анализу хозяйственной деятельности предприятий (И.А. Смирнов), планированию производства (А.Д. Салькова) и др.

В 1970 г. заведующим кафедрой избирается академик М.И. Синюков (одновременно многие годы — ректор ТСХА, ректор Высшей школы управления АПК). Под его ру-водством на кафедре работали профессора П.А. Грандицкий, Г.И. Бу-дылкин, М.А. Никофоров, Ю.Т. Бузилов, И.Ф. Горбач, В.П. Фефелов; доценты В.В. Бердников, С.И. Гря-дов, A.B. Фудина, М.П. Тушканов, А.К. Пастухов, С.Н. Плетцов, А.М. Ли-пинская, A.C. Мерзликин, К.П. Лич-ко, Ю.И. Кузнецов, В.М. Скрипчен-ко, В.Н. Солопова, Л.Д. Черевко, И.Д. Кропачева, И.П. Моисеенков, Ф.К. Шакиров; старшие преподаватели Н.П. Варламов, С.Г. Кириченко, И.И. Новиков.

Основными направлениями научных исследований стали: организация и совершенствование материально-технической базы с.-х. предприятий при переходе к индустриальным методам производства, интеграция с.-х. и промышленного производства, развитие подсобной промышленной деятельности, организация производственного обслуживания с.-х. предприятий, совершенствование отраслевой структуры производства в АПК, органи-

зация хозяйственного расчета на предприятиях и в объединениях.

По результатам исследований опубликованы работы: «Актуальные проблемы организации производства на сельскохозяйственных предприятиях», «Интенсификация и управление агропромышленным комплексом», «Новые методы хозяйствования и повышение эффективности агропромышленного комплекса», «Проблемы повышения эффективности сельскохозяйственного производства в Нечерноземной зоне РСФСР», «Интеграция сельскохозяйственного и промышленного производства», «Организация новых форм хозяйствования в аграрном производстве» и др.

В развитие высшего с.-х. образования в 1974 г. под ред. М.И. Синюко-ва вышло первое издание учебника «Организация и планирование производства на сельскохозяйственных предприятиях». В последующем учебник трижды переиздавался.

В 1989 г. руководство кафедрой поручается профессору Ф.К. Ша-кирову. Позже, в 1992 г. кафедра организации социалистических с.-х. предприятий переименована в кафедру организации сельскохозяйственного производства. На ней работали профессора М.П. Василенко М.А. Никифоров, В.П. Фефелов, С.Н. Плетцов; доценты Ю.С. Баландин, В.И. Демьянов, А.Ю. Кирьянов, В.И. Семыкин, A.C. Серов, В.М. Скрипченко, В.А. Удалов, A.B. Фудина, A.M. Шкулев; в настоящее время работают профессора С.И. Гря-дов, И.П. Моисеенков, А.К. Пастухов, М.П. Тушканов, В.Н. Солопова, Л.Д. Черевко, Ф.К. Шакиров; доценты В.Н. Ариничев, В.В. Бердников, Т.М. Ворожейкина, К.А. Джи-кия, В.И. Завражин, И.Д. Кропачева, Ж.А. Телегина; ст. преподаватели Ю.В. Годов, А.Е. Коржиков; ассистенты В.Ю. Бережная, С.Н. Бори-

сова, B.B. Мизюрёва, P.A. Пилюгин, И.Е. Савельева, А.Е. Сапель-ников.

Научные исследования выполняются по следующим основным направлениям: оценка эффективности разных форм с.-х. предприятий; обоснование моделей перспективных форм с.-х. предприятий; совершенствование механизма внутрихозяйственных отношений; развитие экономических отношений с.-х. предприятий с другими сферами АПК; формы предпринимательской деятельности предприятий АПК в рыночной экономике.

Среди научных и научно-практических публикаций последних лет следует отметить: «Агропромышленные формирования холдингового типа» «Рекомендации по формированию и функционированию агропромышленных объединений холдингового типа», «Концепция организационно-экономического механизма оборота земельных долей и имущественных паев в сельском

хозяйстве», «Модели экономических взаимоотношений предприятий АПК в системе интегрированных формирований», «Механизм внутрихозяйственных экономических отношений на с.-х. предприятиях», «Хозяйственный расчет в системе рыночной экономики» и др.

В соответствии с новыми учебными планами и программами с использованием выполненных научных разработок в последние годы изданы для высших учебных заведений учебники «Организация сельскохозяйственного производства» под ред. Ф.К. Шакирова (2002 г.), «Организация предпринимательской деятельности» под ред. С.И. Гря-дова (2003 г.), «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» (Н.Е. Зимин, В.Н. Солопова, 2004 г.); учебные пособия «Организация производства на предприятиях АПК» под ред. Ф.К.Шакирова (2003 г.), «Логистика в АПК» (Т.М. Ворожейки-на, В.Д. Игнатов, 2005 г.).

Зав. кафедрой организации сельскохозяйственного производства Ф.К. Шакиров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.