РЕЦЕНЗИИ
В. В. Запарий
ЭТАПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ
Рец. на книгу: Набойченко С. С. История высшей школы Свердловской области. Екатеринбург : Издательство АМБ, 2013. 846 с. : ил.
V. V. Zapariy
Stages of higher education modernisation in the Middle Urals
Review of the monograph: Naboichenko S. S. High school history of the Sverdlovsk region. Ekaterinburg : Publishing house of the AMB, 2013.
Своим объемом (846 е., или 71,5 условных
печатных листов) книга внушает уважение. Учитывая тот вклад, который внес Урал в развитие науки и образования России, эта книга должна была появиться уже давно. Написал ее один из столпов высшей школы в России, ректор (1986-2007) и президент (2008-2013) легендарного Уральского государственного технического университета — УПИ (ныне Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина), профессор, доктор технических наук, член-корреспондент РАН Станислав Степанович Набойченко.
Действительно, это энциклопедия исторически выверенной и задокументированной информации о развитии высшей школы Урала в XX в. Ее можно смело назвать фундаментальной историей современного высшего образования одного из ведущих регионов России. Причем в ней отражена история как досоветского, так и советского и постсоветского периодов.
В книге представлена история становления и развитие системы высшего профессионального образования, отражены ее важнейшие этапы, дается характеристика современного состояния уральских вузов.
Издание открывается небольшим введением, где говорится о том, что книга посвящена 20-летию Российского совета ректоров и 40-летию деятельности Совета ректоров вузов Свердловской области, рассказывается о значении уральских вузов в российской и региональной истории.
Книга состоит из шести разноплановых глав. Первая, вводная, очень небольшая глава содержит краткую информацию о Свердловской области и основных этапах формирования высшего образования в ее границах. Завершается она таблицей, в которой приводятся сведения о 20 государственных вузах области, с датами их основания. Во второй главе, которая называется «Становление профессионального образования», дана история появления первых вузов — горного института и Уральского университета, приводятся краткие биографии их первых ректоров.
Третья глава включает данные о количестве студентов в Свердловской области (их более 200 тыс., причем около 20 тыс. — это студенты негосударственных вузов). Даются краткие исторические сведения о развитии каждого вуза, его современном состоянии и достижениях. Информация содержит сведения
© Запарий В. В., 2013
Рецензии
о первых руководителях этих вузов. Приведены данные не только о самих вузах, но и их филиалах.
Четвертая глава посвящена становлению Уральского федерального университета. В ней излагается история начала работы над проектом Большого федерального университета и ее первый этап — создание концепции Большого евразийского университета, а затем процесс ее реализации. Подтверждая теоретическую эффективность крупных вузов, автор говорит и о возможных негативных последствиях объединения двух самодостаточных вузов УГТУ-УПИ и УрГУ, об опасностях потерять их научные школы, уничтожить многолетние традиции и др.
Вторая часть книги посвящена деятельности Совета ректоров Свердловской области. Совет ректоров существует с 1971 г., в разное время он играл разную роль, и именно в последнее десятилетие она существенно возросла. Именно совет формировал принципы взаимопомощи трудовых коллективов вузов области, генерировал новые подходы к развитию вузовского образования.
Начинается вторая часть пятой главой, посвященной Российскому совету ректоров, в котором долгое время проработал Станислав Степанович Набойченко, бывший заместителем его председателя В. А. Садовничего. Это очень интересная и не очень распространенная информация представляет собой большую ценность в познавательном плане и вполне уместна на страницах книги о высшем образовании в регионе. Излагается история создания Совета ректоров Свердловской области, анализируются основные этапы развития и направления его работы.
Особое внимание в этой части книги уделено многогранному сотрудничеству Совета ректоров с ведущими властными институтами региона и страны — федеральными и муниципальными органами власти. В этом разделе проводится мысль о плодотворности сотрудничества различных экономических и государственных органов в деле подготовки кадров и решении научных и производственных задач для общества в целом и региона в частности. Столь подробные данные о деятельности совета публикуются впервые. Они могут быть полезны действующим советам ректоров.
В шестой главе, которая называется «Подготовка кадров для Свердловской области», дается характеристика роли уральских вузов в подготовке высококвалифицированных кадров для области. Дело в том, что вузы создавались госу-
дарством для решения главной задачи — формирования кадрового потенциала народного хозяйства, в первую очередь промышленности. Вузы влияли и на подготовку рабочих кадров. Так, в 1979 г. был создан Свердловский инженерно-педагогический институт для подготовки преподавательского состава для системы профтехобразования. Существует широкая сеть структур повышения квалификации и филиалов на ведущих предприятиях, где активно заняты вузы области, осуществляется сотрудничество с техникумами.
В последней, седьмой главе, которая посвящена проблемам и перспективам развития высшего образования на территории Свердловской области, дается характеристика особенностей отечественного высшего образования, затрагиваются вопросы отношения с властью, выявляются типичные проблемы высшего образования, рассматривается современная организация учебного процесса в вузе, методики обучения, в частности концепция непрерывности образования. Особое внимание Станислав Степанович уделяет кадровой политике в вузах. Будучи специалистом в этой области, С. С. Набойченко выявляет специфику инженерной подготовки, говорит о востребованности гуманитарного цикла в инженерном образовании, его особом значении в формировании настоящего специалиста, творческой личности. Много внимания он уделяет студенчеству, вопросам спортивного воспитания, социальной поддержке студентов и роли в этом студенческого профсоюза.
Автором делается попытка обсудить пути развития высшей школы с учетом реалий современности, увеличения ее конкурентоспособности на международной арене.
В заключении автор делает главный вывод о том, что система образования не только в Свердловской области, но и в стране в целом должна упреждать экономические, технологические и социальные тенденции в обществе, стимулировать опережающее развитие науки и всего народного хозяйства.
В монографии проводится идея о том, что как появление вузов, так и их развитие отражает объективные потребности общества.
Книга адресована широким массам читателей: вузовским работникам, студентам, руководителям государственных структур, всем, кто не только изучает историю нашего края, но и заинтересован в повышении статуса высшего профессионального образования.