Какими критериями можно измерить эффективность деятельности учебного заведения? Стремительное развитие Уральского государственного технического университета (УПИ), празднующего в этом году свое 85-летие, дало все основания рассматривать в качестве адекватного показателя общее число обладателей дипломов вуза. Впервые День юбилейного выпускника здесь отметили в1968 году, тогда число выпускников достигло 50 тысяч, через тридцать лет их было уже 150 тысяч, а в прошлом году торжественно преодолен рубеж в175 тысяч.
Из стен университета вышли 12 Героев Советского Союза, более 30 Героев Социалистического Труда, свыше 200 лауреатов Ленинской и Государственной премий, руководители предприятий, вузов, НИИ, крупные политические деятели - первый президент России Б.Н. Ельцин, Председатель Совета Министров СССР Н.И. Рыжков, академики Н.А. Ватолин, Н.Н. Красовский, А.Б. Куржанский, Г.П. Швейкин, О.П. Чупахин, З.П. Скрипов, Л.И. Леонтьев и другие известные стране люди.
Диалектика количества и качества впечатляет. А начиналась история УГТУ-УПИ с принципиального решения, принятого в далеком 1920 году...
За месяц до окончания гражданской войны, 19 октября 1920 года, предсовнаркома Ленин подписал декрет «Об учреждении Уральского государственного университета» с предписанием создать учебное заведение европейского типа, состоящее из шести сам,ост.оят.ельных институтов: горного, политехнического, м-едицинского, сельскохозяйственного, педагогического, общественных наук, а также рабфака.
В политехническом институте предполагалось пять факультетов: м-еханический, химический, инженерно-лесной, сельскохозяйственный и металлургический. Директором был назначен профессор А.Е. Маковецкий. Конкретную помощь в создании и развитии нового вуза оказали Горький и Луначарский.
Непосредственными мотивами принятого исторического решения послужили, конечно, «политпросветовские» соображения. Однако в более масштабной, стратегической перспективе оно оказалось судьбоносным. Именно культурно-образовательные и научные центры, созданные на местах в 20-30-е годы, обеспечили республике Советов реализацию програм-мы ГОЭЛРО и политики индустриализации в целом.
Интервью
Какими достижениями гордится УГТУ-УПИ накануне своего юбилея? Каково его место в образовательном пространстве региона? Каким видится будущее «уральского образования»? Эти и другие вопросы были затронуты в беседе ответственного секретаря журнала «Высшее образование в России» Е. Гогоненковой с ректором университета, доктором технических наук, профессором, членом-корреспондентом РАН С.С. Набойченко.
- Станислав Степанович, Вы обладаете огромным опытом руководства крупнейшим техническим университетом России, с декабря 1986 г. являясь бессменным ректором Уральского государственного технического университета. Расскажите, пожалуйста, о миссии университета в формировании научно-технического и культурного пространства Уральского образовательного округа.
- Исторически промышленность на Урале развивалась гораздо более быстрыми темпами, чем подготовка кадров для нужд предприятий нашего региона. Как правило, техническую помощь в решении многих текущих вопросов оказывали зарубежные спецы - немцы, американцы. Конечно, молодая Советская Республика не могла с этим соглашаться, поскольку это и кадровая зависимость, и большие финансовые расходы. В1920 г. было принято решение об открытии Уральского университета, в состав которого входил и Уральский политехнический институт. В свое время, когда прошла реструктуризация и появились отраслевые министерства, наш вуз был выделен в Уральский политех, и с тех пор началась его славная жизнь в научно-технической и образовательной сферах страны. Деятельность института развивалась по нескольким направлениям: во-первых, это выпуск инженерных кадров для базовых отраслей народного хозяйства Урала - металлургии, машиностроения, строительства, энергетики; во-вторых, подготовка профессорско-преподавательскихкадров собственной генерации и в-третьих, помощь в становлении и создании других вузов региона (в Челябинске, Тюмени, Оренбурге, Кирове и т.д.). Вся эта работа проводилась тогда системно, динамично, эффективно, но многие начинания остановила война.
Нелегко, как и всей стране, пришлось коллективу УПИ в годы Великой Отечественной войны. Всего на фронтах войны сражалось более 2000 человек - преподавателей, студентов, сотрудников. Многие из них удостоены высоких наград Родины,
11 человек стали Героями Советского Союза, и среди них - легендарный разведчик Н.И. Кузнецов. Его подвиги широко известны. В память о погибших воинах на средства студентов и сотрудников сооружен величественный памятник. Значителен вклад коллектива УПИ в тылу. Студенческие и учебные корпуса были превращены в производственные цеха, госпитали, жилье для эвакуированных. В эти годы тесно перепле-
V
тались учеба и труд. Большую помощь оказывали студенты военному производству. На практике они работали на штатных должностях мастеров, технологов. Дипломники систематически выполняли заказы заводов по решению технических вопросов оборонного значения.
Второй значимый этап развития вуза связан уже с послевоенными годами, когда актуальной задачей стала подготовка кадров для атомного проекта, центром которого был Урал. В короткие сроки был создан физико-технический факультет, где началась системная подготовка кадров для предприятий атомного комплекса Урала, а если по-крупному, то и страны в целом, поскольку выпускники работали и в других организациях. Крупным толчком явилось и открытие радиотехнического факультета - тоже оборонного предназначения, тоже под целевые заказы и с учетом строительства многих заводов радиотехнического профиля. Именно с этим связано становление и развитие отраслевой академической науки на Урале, поскольку многие лаборатории Академии наук в первые годы возглавляла профессура нашего института. Со временем, учитывая к тому же территориальную близость, сформировался сильный вузовско-академический комплекс, который реализует постоянные научные и образовательные связи по многим ведущим направлениям - металлургии, электрохимии, органической химии, физике высоких энергий, машиноведению. Все это целевые институты Академии наук, которые развивались и развиваются с участием профессуры нашего института.
И, наконец, последний довод: к сегодняшнему дню институт подготовил почти 190 тысяч инженеров. Если посмотреть на карту нашей страны, то, осторожно скажу, редкий вуз обладает такой плодовитостью. Конечно, для индустриального Урала это очень большой вклад, потому что Уральский регион на фоне европейских регионов был исторически заброшен и забыт. И то, что индустриализация нашего края, а дальше развитие Сибири, произошла под влиянием технической интеллигенции, в том числе генерируемой нашим вузом, это однозначно. И поэтому историческое значение нашего университета в становлении и развитии Урала очень велико и значимо.
Отвечая на вопрос о культурном влиянии нашего вуза, замечу, что он славится умением сочетать учебную и научную деятельность с работой по организации досуга студентов. УГТУ-УПИ является лауреатом Всероссийских конкурсов моделей и проектов организации воспитательной деятельности в вузах. Профсоюзная организация студентов и дирекция Межвузовского студенческого фестиваля «Весна УПИ» стали лауреатами конкурсов моделей студенческого самоуправления, проводимых Министерством образования и науки России (2005 г.).
За период 2000-2005 гг. проведены фестивали: «Весна УПИ», межрегиональный студенческий фестиваль «Гефест-2001», областной фестиваль студенческого творчества «Студенческие самоцветы», три российских фестиваля студенческих театров «Театральные встречи», два всероссийских слета студенческих отрядов охраны правопорядка.
Команда КВН «Уральские пельмени» завоевала все высшие награды Международного союза КВН: чемпионы высшей лиги КВН (2000 г.), победители музыкального фестиваля в Юрмале - обладатели «КиВиНа в золотом» (2002 г.), победители Летнего кубка КВН (2002 г.). Команда «Уральские пельмени» - рекордсмен высшей лиги КВН по числу сыгранных игр в высшей лиге.
Театр хореографической пластики «Визави» дважды становился лауреатом всероссийских фестивалей современной хореографии и пластики, в 2004 г. коллективу присвоено звание «народный».
Студент факультета экономики и управления Михаил Герасимов в 2003 году стал лауреатом Всероссийского литературного конкурса молодежи «Моя малая Родина».
Лингвистический театр в 2004 г. стал лауреатом российского фестиваля театров на иностранном языке в г. Перми.
Рок-группыуниверсите-та становятся известными не только в городе, но и в России. Так, группа «Мос-ква-Луна» - победительница рок-фестиваля XVIII межвузовского студенческого фестиваля «Весна УПИ - 2000», сегодня известна в России, ее песни входят в чарты известных радиостанций, а ее клипы транслируются на общероссийских музыкальных телеканалах.
Особо отмечу наши успехи в спорте высших достижений. За 5 лет в университете подготовлены 6 заслуженных мастеров спорта, 19 мастеров спорта международного класса, 71 мастер спорта.
На Олимпийских играх в Афинах УГТУ-УПИ представляли в составе национальной сборной восемь студентов и выпускников. Шесть почетных наград положили в копилку олимпийской сборной команды России спортсмены, выросшие как профессионалы в стенах УГТУ-УПИ. ЛюбовьГалкина (стрельба) выиграла «золото» и «серебро», Ирина Хабарова, Ольга Федорова (эстафета 4х100), Гейдар Мамедалиев (греко-римская борьба), Ольга Чу-канова (волейбол) завоевали серебряные медали. По суммарному числу завоеванных наград наш университет занял почетное место в первой четверти стран - участниц Олимпиады.
Впервые в истории скалолазания УГТУ-УПИ в 2004 году студентка факультета физической культуры Анна Саулевич завоевала высочайшую награду в данном виде спорта -золотую медаль на чемпионате Европы в Италии (г. Лекко) и получила право на участие во Всемирных играх среди неолимпийских видов спорта в 2005 г. в Германии, которые по своему уровню и значимости приравниваются к Олимпийским играм. Это право получил также студент факультета строительного материаловедения Сергей Синицын.
Три команды университета состоят в высшей лиге: по мини-футболу, гандболу и баскетболу.
Значительные шаги в вузе сделаны за последние 5 лет и в направлении развития массового спорта. В декабре 2002 года создано новое структурное подразделение вуза - отдел по физкультурно-массовой и
спортивной работе. С созданием отдела число спортивно-массовых мероприятий в вузе и количество студентов, участвующих в них, увеличились в 2 раза - до 26 тысяч человек.
В 2004 году, объявленном губернатором Свердловской области Э.Э. Росселем годом физической культуры и спорта, было проведено рекордное число (53!) спортивно-массовых мероприятий, в которых приняли участие около 30 тыс. студентов университета.
- Вам принадлежит идея создания в Екатеринбурге национального университета. Как она родилась и в чем специфика Вашего подхода?
- Как председатель Совета ректоров Свердловской области могу сказать, что на сегодня сложилась весьма сложная обстановка с развитием вузов г. Екатеринбурга. Наш город - это крупный вузовский и научный центр: здесь почти 20 государственных вузов и еще 10 аккредитованных негосударственных. Всего учится около 200 тыс. студентов. Значительная часть наших вузов развивалась в приспособленных помещениях, в неадекватных условиях, за исключением, пожалуй, нашего института. Однако со временем даже наш вуз оказался в центре города, и перспективы его дальнейшего физического развития практически отсутствуют. А надобность такая есть в связи с открытием новых специальностей и факультетов, развитием инфраструктуры. Делать это на базе старых помещений, сжатых коммуникаций весьма и весьма сложно и неоправданно. В еще более тяжелом положении оказалась другие вузы. К примеру, ни один из наших вузов не имеет бассейна. А что значит на Урале, в условиях актуальности закаливания, физического развития, не иметь бассейна как эффективного средства тонизации? Ни один из наших вузов не располагает приличным, современным общежитием. Из имеющихся в нашем университете 15 общежитий лишь 5-6 можно условно отнести к современным - по сервису, условиям проживания, планировке. Все это препятствует дальнейшему развитию высшего образования в регионе с учетом требований, предполагающих не только интеллектуальное, но и физическое, и нравственное, и эстетическое развитие молодежи. Поэтому остро возникла потребность в создании вуза современного типа - вуза, который заложил бы фундамент развития высшего образования и науки на будущие десятилетия. Отсюда возникла идея создания национального европейского университета, который предполагает единение академической, вузовской и прикладной науки. По сути дела, это микрогород с населением порядка 250-300 тыс. чел., который предполагает концентрацию высших учебных заведений на отдельной территории совместно с академическими институтами и организациями, которые бы занимались производством наукоемкой продукции. Без сомнения, этот проект затрагивает интересы развития города Екатеринбурга в хорошем смысле слова; без сомнения, он перспективен, он стратегический в масштабах страны. Естественно, он привлек повышенное внимание, нашел поддержку на разных уровнях, но также вызвал критику, нападки. К великому сожалению, словесное обсуждение этого проекта опережает его реализацию. Нашу идею подхватили другие регионы нашей страны - Красноярск, Челябинск, Тюмень, где тоже выступают с идеей создания подобных комплексов.
Что отличает принципиально наш регион? Во-первых, здесь очень большая концентрация государственных вузов (мы третий регион в России после Москвы и С.-Петербурга). Во-вторых, значительная концентрация академической науки и очень высокий уровень наукоемких производств, развитие которых без опережающей подготовки кадров суперквалификации, без развития передовой, прогрессивной науки не представляется возможным.
Национальные университеты - это требование времени, и очень важно от этих требований не отстать, их предвидеть и им соответствовать. В наших конкретных геополитических условиях эта идея приобрела контуры Большого евразийского государственного уни-
верситета (БЕГУ). Идея создания такого университета была впервые высказана мной и утверждена Советом ректоров Свердловской области. В настоящий момент она получила поддержку губернатора, правительства, законодательного собрания Свердловской области. Проект включен в Стратегический план развития г. Екатеринбурга.
На данный момент рассмотрения БЕГУ планируется как университетский город в районе озера Шарташ с развитой инфраструктурой. Существуют детально разработанное технико-экономическое обоснование и проект. По организационному принципу - это университетский комплекс, включающий различные образовательные учреждения, научноисследовательские комплексы, технопарки, опытные производства, студгородок и т.д.
Среди основных причин создания комплекса: имеющийся задел интеграции вузов и учреждений Академии наук; дальнейшее поступательное развитие образовательной системы региона; выгодное геополитическое положение Екатеринбурга; создание конкурентных преимуществ высшего образования России по сравнению с западными университетами.
Первым этапом создания в Екатеринбурге Большого университета является объединение двух крупнейших и авторитетнейших вузов нашего города - УГТУ-УПИ и УрГУ (Уральского государственного университета им. А.М. Горького). На следующих этапах планируется присоединение других вузов, а также техникумов и колледжей.
Два университета давно работают вместе. Примерами их успешной совместной деятельности стали: программа «Интеграция» (оба вуза - основные исполнители трех крупных комплексных проектов Уральского региона; специально в рамках программы «Интеграция» в 1999 г. был создан Временный союз вузов Екатеринбурга и институтов УрО РАН по ФЦП «Интеграция»); Уральский НОЦ «Перспективные материалы», созданный на базе университетов в 2000 г.
Учеными советами двух вузов единогласно принято решение об объединении. Сейчас идет этап рассмотрения сроков и форм такого объединения.
В рамках отработки пилотных вариантов взаимодействия принято решение о создании на базе двух университетов и УрО РАН совместного вузовско-академического центра магистерской подготовки. Мы сожалеем о прекращении программы «Интеграция», но считаем накопленный благодаря ей опыт очень ценным и намерены его приумножать. Создание единой вузовско-академической магистратуры должно стать своеобразным продолжением работы, которая проводилась в рамках ФУП.
Ведется подготовка заявки на лот «Развитие инфраструктуры» федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы: «Нормативно-правовое, организационное, научно-методическое сопровождение создания Большого евразийского государственного университета на основе поэтапной реорганизации путем создания Ассоциации вузов и научных учреждений Екатеринбурга».
Сегодня наш проект вышел на обсуждение на федеральном уровне, в Министерстве образования и науки, в аппарате Президента. Дальнейшая его судьба будет решаться на указанном уровне. И в том, что этот проект - смелый, дерзкий - перспективен для нашей страны, меня никто не разубедит. С тем, что в нем якобы больше фантазии, чем здравого смысла, не соглашусь. В его основе лежит именно здравый смысл, потому что промедление в течение 5-10 лет приведет к естественной стагнации развития высшего образования и науки на Урале, которые нуждаются в разовом крупном вливании существенных средств.
- Что Вы можете сказать, будучи Председателем Совета ректоров Уральского федерального округа, о реакции Ваших коллег на проводимые реформы в образовательной сфере? Какие задачи стоят перед Советом?
- Мы всегда приветствовали и считаем естественными различные направления модернизации системы высшего образования, поскольку это живой организм, и он не может оставаться неизменным на протяжении десятков лет. Жизнь нашего вуза является подтверждением тому: различные новшества, открытие новых факультетов и специальностей, изменения структуры. Но все те преобразования, которые предлагаются со стороны Министерства образования, с моей точки зрения, во многом продиктованы не столько внутренней востребованностью, сколько неверно понятыми обязательствами перед Западом. В дискуссии с нашим министром образования и науки я задал вопрос: «Мы для кого специалистов должны готовить - для нашей страны или ориентироваться на западный профиль?» И при чем тут поспешное внедрение двухуровневой системы - бакалавриата и магистратуры? Для нас эта система известна и нестрашна, она имеется у нас в университете, но переводить весь технический университет на двухуровневую систему преждевременно и опасно. И оснащение учебного процесса, и, главное, интересы предприятий не соответствуют подобной кадровой трансформации.
Проектсоздания такназываемых «национальных университетов» связан, с моей точки зрения, с дефицитом (возможно, искусственным) средств на развитие высшего образования в нашей стране. Но то, что 20 национальных университетов для нашей огромной державы, разбросанных в разных социальных, культурных, этнических, климатических условиях, - это слишком мало, для меня однозначно. Я считаю, экономия бюджета за счет развития образования и науки не оправдается. Подтверждением тому являются известные исторические факты, красноречиво свидетельствующие о роли науки и образования в годы войны, в освоении космоса, в развитии атомной энергетики. Все это было за счет вложений.
Все новации ничего не стоят, если не будут подкреплены материальными вложениями. Специфика высшего образования, содержащего элементы конструктивности, состоит в том, что в него нужно разово вложить крупные деньги, и этого хватит по крайней мере лет на 15-20. На сегодня учебная база многих университетов, да и нашего тоже, скажу тактично, заметно устарела. Мы учим физтеховцев-атомщиков на оборудовании 60-х, в лучшем случае 70-х годов, хотя за окном уже XXI век. Поэтому, если коротко говорить, преобразования, не подкрепленные материальными вложениями, - это обман нашего общества, который не даст результатов на ближайшие годы. Это нас беспокоит.
Ну, и частный вопрос, о котором уже надоело говорить, - это материальное обеспечение профессуры, преподавателей на фоне нынешних темпов развития «экономического благосостояния». Сегодня, чтобы выйти хотя бы на уровень перестроечного периода, нужно зарплату ППС повысить раза в 2-3, если не больше. Как следствие, идет отток молодежи, исчезает преемственность, что обострит проблему подготовки и регенерации кадров в ближайшие лет 8-10. Мы об этом беспокоимся.
Что касается приватизации вузов, то унас перед глазами печальный опыт приватизации государственных предприятий, когда они оказались достоянием группы богатых людей, которые нахватали заводы, но, не имея интеллекта, не имея программы, качественной ориентации, побросали их. Это особенно актуально для Урала, где многие такие заводы являются градообразующими, и закрытие одного-двух вызывает массовую безработицу, обнищание местного населения. Поэтому приватизация вузов - это однозначно влечет значительное урезание доступных образовательных услуг для населения, обогащение группы руководителей от высшего образования, а в итоге развал системы высшего образования в нашей стране. Я всегда говорю: для стабильного могущества нашей страны оборона, подготовка кадров, образование и медицина должны быть под контролем государства. В противном случае это ведет к неприятным, трудноустранимым последствиям.
Теперь о Совете ректоров. Совет ректоров Уральского федерального округа считается авторитетным, мы делаем много и консультативной, и организационной работы на территории. С нами считаются и правительства областей, нас приглашают выступать по тем или иным проблемам, с нами консультируются при принятии тех или иных решений, связанных с вопросами образования. Из больных вопросов, которые нам не под силу, - наведение порядка с расплодившимся числом филиалов негосударственных вузов (скоро они будут уже в каждом селе!) при недостаточном обеспечении качества образования. Мы тоже имеем филиалы, но в них учебный процесс ведут педагоги, выезжающие из нашего базового вуза, - та же доцентура, профессура, и потому у меня душа спокойна за качество образовательного процесса. У филиалов негосударственных вузов вместо этого кейсовые технологии обучения. Однако возникает вопрос: как можно за две недели вложить в голову человека существо предмета, рассчитанного на изучение, допустим, в течение целого семестра? Как можно вести обучение тому или иному предмету, не имея соответствующей лабораторной или практической базы? Мы слишком увлеклись формами виртуального, дистанционногообразования без должного подкрепления учебно-методической базыучеб-ного процесса. Я недавно обнаружил в печати впечатляющую цифру: молодой российский гуманитарный университет за 10 лет подготовил 150 тыс. специалистов! Мы же за 85 лет выходим только на уровень 190 тысяч. Конечно, эта поспешная штамповка якобы «специалистов» в областях, не слишком востребованных, просто беспокоит. Большинство подобных филиалов специализируются на гуманитарных дисциплинах - экономических, юридических. И сегодня количество подготовленных специалистов указанных областей в разы превышает потребности региона. Но материальную базу любого производства и общества, безусловно, готовят «технари» - горняки, газовики, металлурги, механики. Если мы будем и дальше ориентировать молодежь только на гуманитарные специальности социологического профиля, некому скоро будет заниматься развитием материального производства, которое является для любого общества первоочередным. Этот перекос должен управляться государством, и мы в Советах ректоров на местах должны быть и верными помощниками, и судьями для определения того, правильную ли данный филиал ведет ориентацию подготовки молодежи, способствует ли он развитию территории, а значит, кровеносной системы государства, ведь все крупные города питаются истоками из малых городов и поселков России. Можно использовать образную модель - корневище дерева и большая сеть развитых ответвлений. И здесь, конечно, Совет ректоров мог бы быть очень авторитетным и надежным помощником. Но, не имея административного ресурса, мы лишены возможности принять решение о закрытии какого-либо филиала или потребовать этого. Это слабость, которую мы испытываем.
- Станислав Степанович, Вы активный член редколлегии нашего журнала, на страницах которого ведется дискуссия о проблемах участия России в Болонском процессе. Что Вы можете сказать о позиции уральского образовательного сообщества?
- В 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу, главной целью которого было названо формирование к 2010 году единого европейского образовательного пространства. С 2005 г. по решению Министерства образования и науки РФ УГТУ-УПИ стал экспериментальной площадкой для реализации идей Болонского процесса в России.
Так, в УГТУ-УПИ накоплен значительный опыт по использованию системы зачетных единиц (ECTS) для организации студенческих обменов в рамках совместных европейских проектов («URAL: Повышение регионального академического уровня» и «CHAIN-E: Создание международной академической сети вузов в области экономического образования»).
С 2003 г. в УГТУ-УПИ разрабатывается методика пересчета учебных планов в зачетные единицы трудоемкости, произведен пересчет учебных планов пяти специальностей и направлений в зачетные единицы (ЗЕТ, ECTS), подготовлен макет Европейского приложения к диплому на английском языке выпускникам УГТУ-УПИ (Diploma Supplement).
Как показал опыт, внедрение кредит-системы позволяет совершенствовать структуру и содержание основных образовательных программ, оптимизировать пропорцию между стабильной (федеральной) и вариативной составляющими обучения, а также между национальным и интернациональным компонентами; перейти от академического признания результатов изучения отдельных образовательных программ к полному академическому признанию образовательных степеней и дипломов. Внедрение кредит-системы сопровождается сохранением фундаментальности образования, оценкой востребованности специалистов на рынке труда и решением проблем межкультурных коммуникаций.
Наибольшая эффективность кредит-системы может быть достигнута, если она внедряется в среде международных университетских консорциумов и других объединений вузов.
Существуют примеры взаимодействия вузов в рамках российского образовательного пространства. Так, в связи с развитием двусторонних связей между Свердловской областью и республикой Татарстан готовится подписание договора о сотрудничестве между УГТУ-УПИ и вузами г. Казани. В рамках взаимовыгодного сотрудничества планируется:
• согласование учебного процесса по программам, принятым в вузах, обмен опытом по вопросам содержания высшего образования, в том числе по дополнительным знаниям в смежных областях, что даст возможность выдавать отдельные или совместные дипломы;
• обмен студентами, проведение стажировок для студентов, аспирантов и сотрудников, производственных и преддипломных практик для студентов старших курсов;
• проведение совместных научных исследований по актуальным проблемам фундаментальных и прикладных наук, в том числе научно-технического и опытно-конструкторского характера, а также по вопросам организации и совершенствования учебного процесса;
• оказание технической помощи, включая учебно-научное сотрудничество с фирмами, выпускающими специализированное оборудование, создание лабораторий.
Концепция модернизации российского образования предполагает внедрение компе-тентностного подхода. В условиях глобализации мировой экономики смещается акцент с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускника вуза. Это соответствует современным требованиям усложняющейся интеллектуально-информационной среды. Наши ученые-методисты разрабатывают методологические основания реализации компе-тентностного подхода.
24 июня 2005 г. выпускникам магистратуры УГТУ-УПИ были впервые вручены Европейские приложения к дипломам о высшем профессиональном образовании. Современная молодежь живет в открытом мире, она мобильна, у нее больше возможностей найти свое место в любой точке планеты. Но, выдавая нашим выпускникам европейские дипломы, мы все же надеемся, что они будут работать в России и на благо России.
Вступление в ВТО, Болонская декларация открывают ворота для нашей интеллигенции не только на Запад, о чем многие думают с удовольствием, но и «дыры» для проникновения интеллигенции к нам в Россию. И здесь судьба многих выпускников вузов может оказаться весьма непрочной - с точки зрения уровня подготовки, возможностей и прочая, и прочая. Это может, по крайней мере на первых порах, пока наши вузы не перестроятся, вызвать массовую безработицу. И второе. Ориентация только лишь на западных специалистов приведет к значительным кадровым затратам для экономики любого предприятия, потому что оплата зарубежных специалистов в разы превышает стоимость оплаты труда наших. Отсюда вывод: лучше вкладывать деньги в отечественное образование, чем наде-
яться на приток зарубежных специалистов. И многие фирмы, понимая это, начинают вкладывать средства в подготовку своих кадров. Это примерно то же самое, что с продуктовой безопасностью: можно рассчитывать на свою картошку, а можно привозить ее, скажем, из Польши или из Канады. А если ее по какой-то причине там не окажется? Как мы будем решать проблему, развалив собственное сельское хозяйство? То же самое с образованием. Профессиональное образование является достоянием государственной мощи любой страны. Те страны, которые не имеют устойчивого профессионального образования, объективно обречены на второстепенную роль, на контролируемое со стороны более сильных государств состояние.
- Как Вы относитесь к популярным ныне дистанционным формам обучения?
- У нас в системе института есть вечернее и заочное образование, имеется сеть образовательных филиалов. Дистанционное образование - это новое аппаратурное, техническое оформление заочного образования. Оно приемлемо для обучения инвалидов, жителей отдаленных поселков, для получения второй специальности, но для воспитания молодежи, для подготовки специалистов из числа выпускников школ эта система образования далеко не эффективна, поскольку она теряет самое главное в учебно-воспитательном процессе - личность. Это и нравственное поведение, и культура речи, и манера общения. Согласитесь, многие из нас по жизни перенимали замашки, реплики, жесты любимых преподавателей, подражая им, поскольку они были интересны. А дистанционная форма образования лишена этого интеллектуального живого общения. Главное в учебно-воспитательном процессе - личностный контакт. Без него мы сформируем общество не мыслящих людей, а роботов, в которых заложены те или иные установочные программы. Потому что в учебном процессе, помимо интеллектуального наполнения, обязательно присутствует аура культурного, духовного общения: те же прибаутки, высказывания педагога -уместные, удачные, сочные - они придают окраску, существенно влияют на восприятие того или иного материала. Поэтому отвечу анекдотом: «Чем отличается воробей от соловья с точки зрения пения? - Соловей кончал консерваторию очно, а воробей заочно». Люди в процессе общения взаимодополняют друг друга. Не в этом ли сила политехнического института? Здесь общаются люди разных специальностей: к примеру, механик дружит со студенткой с экономфака. Разговаривая об учебе, они обмениваются теми или иными терминами. У металлургов с химиками много общих терминов, много взаимодополняющих понятий - все это тоже развивает, не говоря уже о том, что эти люди представляют разные слои населения. Взаимное проникновение позволяет формировать интерес специалистов уже на более высоком уровне. В этом отношении технические университеты более устойчивы, чем, скажем, моновузы. История последних лет подтвердила это. Почему в годы перестройки мы выстояли? Да, у нас завалилась оборонная тематика (радио-фак), но зато вовсю заявили о себе металлурги, здорово в тот период сработали экономисты, энергетики. И они вытащили институт в это тяжелое время. После войны, когда была разрушена промышленность, мы развивались за счет возможностей физтеха, радиофака, оборонного комплекса. До войны основой института были механики, металлурги, химики. Они вносили основной вклад в копилку института.
- Давайте заглянем в будущее. Не за горами 100-летие вашего вуза и 200-тысячный выпускник. Станислав Степанович, каким оно Вам представляется? Несколько концептуальных штрихов...
- Университет будет еще «более университетским», то есть мы не будем готовить специалистов, допустим, по черной, цветной металлургии, по неорганической химии, а будет
осуществляться подготовка технологов - гибкая, с последующей диверсификацией или дифференциацией, в зависимости от потребностей в специалистах. Второе: должны быть значительно улучшены социальные условия быта студентов - питание, общежития, спортивное обеспечение. То, что мы на сегодня имеем (хотя мы считаемся авторитетными
- и по спорту, и по достижениям, и по общему уровню быта студентов!), - это 60-е годы прошлого века, это никак не начало третьего тысячелетия! Ну, и третье: должно значительно улучшиться качество профессуры, качество преподавания. Имеется в виду интеллект педагога плюс разнообразные подручные средства - мультимедийные, дистанционные, информационные технологии. Но все эти дополняющие элементы никогда не заменят личности учителя. Роль педагога в университете будущего должна возрасти. А для этого необходимо соответствующее внимание к формированию личности - моральное и финансовое. Вернемся к истории, в 20-е годы. Для формирования профессорского корпуса нашего вуза приглашались известные специалисты, профессура из ленинградских, московских вузов, из Киевского политеха. Им сразу же предоставлялись 3-4-комнатные квартиры по 100 кв. м с ванной и прочими удобствами в профессорских корпусах. По тем временам это было просто сказочным. Для элитной профессуры в возрасте выделялись дрожки, которые довозили преподавателей до учебного корпуса. Слово «профессор» содержало в себе не только интеллектуальную составляющую, но и большую культурную компоненту. В воспоминаниях выпускников тех лет - добрые и теплые слова о преподавателях и непременно присутствует фраза: «Нас учил профессор такой-то». Нынешняя профессура (я себя к ней отношу) по уровню культуры, общего интеллекта, конечно, уступает той профессуре, которая была наследием царской России. Она была не массовой, высокообразованной. Я застал таких преподавателей, которые знали 2-3 языка. И последнее. Конечно, университет будет развиваться и дальше, по номенклатуре специальностей он соответствует основополагающим отраслям промышленности нашего региона, и потребность в специалистах для них не уменьшится. Надеяться, что для решения этих народнохозяйственных задач к нам приедут специалисты из Москвы, Владивостока, Мурманска, на сегодня не приходится.
У уральцев особый склад - он сформирован и климатическими условиями, и напряженной экологической обстановкой, вызывающей изменения в организме и повышающей его сопротивляемость. Еще особенность наших людей - неиспорченное понятие о патриотизме, величии Родины, в целом большая обстоятельность. Промышленное, производственное окружение, требующее ответственности, формирует человека убежденного, ответственного, трудолюбивого, сдержанного. В южных районах молодежь не такая, как у нас, - она более импульсивная, взрывная. В целом наши ребята, пожалуй, более организованны, ответственны.
Поколение 2000-х, конечно, отличается от поколения 70-80-х, поскольку идет глобальное наступление цивилизации. Здесь есть свои плюсы и минусы. К минусам можно отнести ослабление приспособленности человека к окружающей среде, частенько барское воспитание, отсутствие закалки, физического развития. Разрушительными компонентами здоровья человека стали искусственные атрибуты цивилизации (пиво, сигареты). Это, по-моему, гораздо опаснее, чем плохая экология, ибо ведет к тому, что уже к35 годам человек оказывается физически истощенным, ослабленным. Поэтому в нашем институте культ спорта, огромное количество разнообразных спортивных мероприятий. И хотя унаснет бассейна, но возле каждого общежития можно в футбол поиграть и на турнике повисеть.
К сожалению, многие школы превращаются у нас в фабрику знаний, а не в систему обучения и воспитания. А это очень опасно: школьников накачивают знаниями, а в какое мировоззренческое наполнение они попадут - это уже оказывается вторичным: пусть этим
занимаются семья, общество, но не мы, преподаватели. Идеология настоящего образования - это единство обучения и воспитания. Именно единство.
У нас проводится большая работа со школами, через систему разнообразных мероприятий осуществляется благотворное вузовское влияние на систему школьного образования. У нас есть подшефный лицей. Ребята приходят к нам уже заряженные общей аурой, знакомые с территорией. Я за дружбу вузов и школ. Школьникам есть куда расти и за кем тянуться.
Основными качествами сегодняшнего студента являются коммуникабельность, уверенность в себе. В отличие от студентов советского времени современная молодежь более раскованна, более решительна, смело осваивает новые для себя области, пробует силы, уверенно идет к поставленной цели.
Но в то же время современным студентам не хватает толерантности, терпимости к окружающим. Наши студенты воспитываются в демократичном, мобильном обществе, однако не все из них имеют правильное представление о свободе и демократии, путая их со вседозволенностью и распущенностью. Конечно, следует принять во внимание тот факт, что мы имеем дело с выпускниками современной средней школы, где не всегда ведется активная работа по формированию гражданской позиции, по воспитанию патриотизма. При всей открытости современного мира любовь к своей родине является основополагающей ценностью во всех странах мира, в том числе, разумеется, и в нашей стране.