Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. № 1/2(8) 2011. Тематический выпуск
«Распространение инновационного опыта создания условий психолого-педагогического
СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ»
УДК 159.9+376.36 О. В. Серебрякова
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ
Представлено исследование возможностей творческой сюжетно-ролевой игры в системе психолого-педагогического сопровождения и развития детей с общим недоразвитием речи. Описаны этапы коррекции и развития межличностных отношений дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Ключевые слова: недоразвитие речи, дошкольники, межличностные отношения, творческая игра.
Serebryakova Olga V. CORRECTION AND DEVELOPMENT STAGES OF PRESCHOOLERS WITH THE COMMON SPEECH DEFICIENCY USING MEANS CREATIVE GAME (Far Eastern State Academy for Social and Humanity Studies).
The article deals with the research of creative plot-role playing game in the system of psychological pedagogical supporting and development of children with the common speech deficiency. The author describes the correction and development stages of interpersonal relationships between preschoolers with the common speech deficiency of the 3rd level.
Keywords: speech deficiency, preschoolers, interpersonal relationships, creative game.
Социальные изменения, происходящие в обществе, обусловили необходимость пересмотра использования потенциала игры в развитии межличностных взаимоотношений в коллективе дошкольников. В настоящее время творческой сюжетно ролевой игре придается все меньше значения. На смену коллективным играм приходит компьютер, телевизор, электронные игры и т.д. Вместе с тем сюжетно ролевая игра представляет важнейшую, первостепенную роль в жизни дошкольников. Игра побуждает детей сотрудничать со сверстниками и взрослыми, считаться с потребностями и нуждами окружающих (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, Л.В. Кузнецова, Е.В. Локтева, Д.В. Менджерицкая,
В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Сековец, Е.О. Смирнова, А.Е. Соболева, Д.Б. Эльконин и др.).
Особенно важно использовать возможности творческой сюжетноролевой игры в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Из-за трудностей общения детям сложно найти контакт со сверстниками и контролировать себя во взаимоотношениях. Игра позволяет им раскрепоститься, освоить сущность социальных связей, создать модель поведения в различных жизненных ситуациях.
Исходя из вышесказанного, наше исследование основывалось на игровой деятельности. Творческая сюжетно-ролевая игра явилась основным коррекционно-развивающим средством. Работа осуществлялась со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня логопедической группы МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21» в количестве 24 человек.
Подобранные и систематизированные игры проводились в групповой и индивидуальной форме, с учетом работоспособности и речевых возможностей детей. Коррекционная работа осуществлялась 1—2 раза в неделю на протяжении учебного года.
Предварительно дошкольники распределялись по желанию на подгруппы, состоящие из 5-6 человек. Однако в процессе работы по реализации коррекционно-развивающих целей, проводилось перераспределение детей по подгруппам в зависимости от решаемых задач и их индивидуальных особенностей. Длительность игр составляла 30—60 мин.
На протяжении всего периода исследования проводились консультации родителей и воспитателей, которые включали как общие рекомендации для всех детей, так и индивидуальные, касающиеся каждого конкретного ребенка. Родителям разъяснялись особенности предстоящей работы, совместно с воспитателями вносились дополнения в календарно-тематическое планирование.
В процессе коррекционно-развивающей деятельности использовались следующие методы: метод игрового моделирования, метод индивидуальных игровых занятий, метод проб и ошибок, метод решения совместной задачи, метод нового сюжета, метод игровой ситуации, метод составления рассказов, метод ролевого обмена, метод социального доверия, метод анализа конкретных ситуаций.
Коррекционно-развивающая работа включала в себя 3 этапа. Целью первого этапа явилось расширение представлений детей о социальных связях, обучение переносу их в игровые взаимодействия. Сюда вошли следующие направления деятельности: обучение созданию замысла игры; развитие умения действовать сообща согласно поставленной цели; развитие
умения принимать совместные решения, знакомство с социальными взаимоотношениями и моделирование отношений между персонажами; обучение ролевому поведению; перенос усвоенных знаний в игровую ситуацию.
Коррекционная работа началась с обучения созданию замысла игры, умению действовать адекватно поставленной цели, доводить начатое дело до конца. Для этого предлагались сюжетно-ролевые игры, которые в итоге предполагали получение результата. Дети совместно строили дома, готовились в экспедицию, собирали урожай и т.д. Данные игры способствовали обогащению словарного запаса детей, развитию творческого воображения, привитию интереса к игре (начав собираться на Север, дети продолжили игру в роли полярников) и развитию умения принимать совместное решение.
Большое внимание обращалось на моделирование ролевого поведения и отношений между персонажами. Детям с общим недоразвитием речи в виду бедности представлений об окружающей действительности было сложно строить ролевые взаимоотношения в играх на малознакомые, не встречающиеся в повседневной жизни темы. Например, группе играющих было предложено представить, что они находятся на подводной лодке. Дети не смогли распределить роли, поскольку не знали, кто служит на подводной лодке кроме капитана и матросов, и что они должны делать. Испытуемым разъяснялись функции того или иного персонажа, демонстрировались отношения между героями и новое ролевое поведение.
Формирование представлений о социальных связях осуществлялось на основе игровых методов с использованием детской литературы. Например, детям читался рассказ В.А. Осеевой «Печенье». После чего с ними анализировались поступки героев. Испытуемым предлагалось придумать новую линию поведения героев и обыграть ситуацию. Данные игры способствовали развитию нравственных качеств, формированию правильного, адекватного поведения у детей, умению анализировать ситуации, речевому развитию.
На втором этапе с целью развития заинтересованности сверстниками и устранения конфликтности, осуществлялось: обучение решению совместной задачи; развитие стойкого интереса к действиям сверстника. Детям давались такие задания, которые сложно было выполнить без напарника, благодаря чему они учились сотрудничать.
В работе, по развитию заинтересованности сверстниками, устранению конфликтности, включались игровые методы, направленные на создание условий для погружения детьми в общие переживания, развитие чувства общности и желания поддержать друг друга. Для этого предлагались игры, в которых детей объединяло общее дело, и они совместно преодолевали опасности. В процессе работы возникали случаи, когда дошкольникам сложно было вести себя согласно распределенным ролям, из-за чего возникали кон-
фликты. Например, играя в мореходов, Денис и Никита поссорились, так как Денис не хотел исполнять своих обязанностей и вместо того, чтобы следить за горизонтом, пытался отобрать штурвал у Никиты. Мы сообщили играющим, что их преследуют пираты и вся команда должна спасать судно. Дети забыли о недомолвках и сообща переключились на другую деятельность.
В процессе игр из-за имеющихся речевых нарушений дети не могли договориться, не хотели делиться игрушками, отбирали их друг у друга. Испытуемым предлагалось убрать спорные игрушки, расслабиться, послушав тихую, спокойную музыку. Если конфликт происходил из-за развития сюжета, то они должны были совместно придумать новые, принципиально отличные от их идей, сюжетные действия. Например, в игре «Семья» Даша, игравшая маму, решила, что вся семья должна заниматься уборкой, а Максим, который играл папу, собрался с сыном-Пашей на рыбалку. Они не смогли договориться о том, кто и чем будет заниматься, в результате возник конфликт. В данной ситуации мы предложили детям отложить все дела и семьей отправиться в гости, благодаря чему они переключились на другое занятие и забыли о разногласиях.
Частыми причинами конфликтов среди испытуемых было неправильное ролевое поведение ввиду неточных представлений об окружающей действительности, поэтому его разбор осуществлялся до начала игры и по ее окончанию. Это помогало детям спланировать собственные ролевые действия, соотносить свое поведение с поведением партнеров по игре и оценить запланированные действия в соответствии с конечным результатом. Наибольшие затруднения возникали при планировании деятельности, они не могли представить и рассказать, что будут делать. В таких ситуациях дошкольникам предлагалось совместно составить план действий. Для детей с речевыми нарушениями планирование деятельности ввиду бедности представлений об окружающей действительности и словарного запаса оказалось затруднительно. В таких ситуациях им предлагалось рассмотреть сюжетные картины, отражающие явное ролевое поведение персонажей и схемы, в которых изображалась последовательность действий. Сначала дети составляли по ним рассказ, после чего начинали играть.
Чтобы дошкольники не конфликтовали при распределении ролей, в процессе игры производился обмен ролями. Это позволяло детям побывать в роли того персонажа, который им понравился, но согласно жребию не достался. Например, в игре «Королевство» каждый ребенок мог побывать королем, полководцем, советником и т.д.
В ходе третьего этапа осуществлялась коррекция агрессивного поведения; снятие негативных переживаний; развитие межличностной перцепции.
Наряду с речевым дефектом у детей с общим недоразвитием речи отмечалось мышечное напряжение, которое сказывалось на эмоциональном состоянии в виде скованности, эмоционального напряжения и, впоследствии, проявлялось в негативных реакциях. Устранению данных нарушений способствовали сюжетно-ролевые игры с включением голосовых и мимических упражнений. Например, в игре «На скотном дворе», целью которой было научить детей в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев, ребятам предлагалось отправиться на волшебный скотный двор, где живут только добрые животные. Все испытуемые превращались в животных и защищали друг друга от нападения хищных зверей и птиц. При нападении хищных зверей дошкольники пытались их прогнать, рыча и делая грозные лица.
Для создания благоприятной, доброжелательной атмосферы, положительного настроя в творческих сюжетно-ролевых играх использовались следующие приемы: «День вежливости», «Комплименты» и т.д. Дети учились в игре использовать ряд установок. Например, в игре «Консервный завод» испытуемым была дана следующая установка: «Наш консервный завод не простой, здесь готовится самое «доброе» и «вежливое» варенье. Человек, съевший хоть одну ложечку такого лакомства, тут же меняется, становится добрее и ласковее. Поэтому, работая здесь, мы должны соблюдать самое главное правило: не ругаться, не ссориться, вместо этого улыбаться друг другу и быть вежливыми». Данное условие дети соблюдали при выполнении ролевых действий на протяжении всей игры. В итоге детям предлагалось попробовать то, что они приготовили и почувствовать, как они изменились.
В процессе коррекционно-развивающей работы было выявлено, что дошкольники относились к сверстникам на основе внешних мотивов, связанных с наличием привлекательных игрушек, похвалой детей со стороны воспитателя, наиболее развитой речью у дошкольника. Менее симпатичных для них сверстников они часто обзывали, не принимали в игру. Для устранения данных нарушений применялись игровые методы, направленные на повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей. В работе использовались два вида игр: первый — игры, в которых все герои зависели от одного. Это способствовало развитию лидерских качеств, например, в игре «Парикмахерская» Костя был директором. Он решал, когда открыть и закрыть салон, выплачивал зарплату, давал выходной и т.д. Второй вид игр предполагал взаимодействие, в котором роли, предлагаемые детям, были настолько значимы, что если хоть одну исключить, игры не получалось. Например, в игре «Хлебопекарня» дети не могли выпечь хлеб, если не было грузчиков, тестомесов и д.р.
Развитие способности выражать свои эмоции и понимать чужие, договариваться и работать сообща осуществлялось с помощью творческих сю-
жетно-ролевых игр, в которых дети могли научиться адекватно проявлять накопившуюся агрессию и реагировать на агрессивное поведение окружающих. Например, в игре «В магазине» двое детей исполняли роли продавцов, а остальные покупателей. Условие игры состояло в том, что продавцы очень добрые и приветливые несмотря ни на что должны были быть вежливы и улыбаться покупателям, а те в свою очередь были сердитые и угрюмые. Задача продавцов заключалась в том, чтобы заставить покупателя улыбнуться. Каждый ребенок смог побывать в роли доброго продавца и невежливого, угрюмого покупателя. Особенно хорошо исполнять роль продавцов удавалось девочкам, например, Диана и Кристина не просто были вежливы, а пытались развеселить остальных играющих.
После того, как испытуемые научились договариваться, работать сообща, понимать эмоциональное состояние друг друга, осуществлялось вырабатывание умения сочувствовать, соотносить свои интересы, желания с интересами сверстников. Данная работа осуществлялась с помощью метода социального доверия. Детям предлагались игры, в которых взаимодействие строилось на взаимопомощи и доверии друг к другу. Испытуемые учились отвечать за благополучие сверстников. Например, в игре «Город слепых» испытуемые должны были представить, что они попали в город, где живут только слепые люди и их собаки-поводыри. Играющие сами решали, чем займутся в городе, после чего разбивались на пары, строили себе жилище и баррикады в игровой комнате. Детям, игравшим слепых, завязывались глаза, и в своих действиях они полагались только на свою собаку. В данной игре дети учились доверять друг другу и брать на себя ответственность за благополучие другого человека.
Важным моментом при проведении всех игр было подведение итога, что для дошкольников с общим недоразвитием речи оказалось сложной задачей. Им было трудно анализировать собственное поведение и эмоции. Беседы, проводимые после игр, развивали речевые навыки, помогали дошкольникам осознать собственное поведение и представить, как можно избежать конфликтов в будущем.
Обобщая итоги проведенного исследования, отметим, что трудности в формировании межличностных взаимоотношений дошкольников с ОНР самостоятельно не исправляются. Учитывая речевой дефект эффективно начинать работу расширения представлений детей о социальных связях, обучения переносу их в игровые взаимодействия. Далее важно обучать детей длительным играм совместно со всеми сверстниками, способствовать развитию заинтересованности сверстниками и устранению конфликтности, осуществлять коррекцию агрессивного поведения, способствовать устранению негативных переживаний, развитию межличностной перцепции, выра-
батыванию умения сочувствовать, соотносить свои интересы, желания, ценности с интересами сверстников. Проведенная поэтапно коррекционноразвивающая работа позволяет дошкольникам с общим недоразвитием речи перейти от осознания воображаемых игровых ситуаций к реальным отношениям, существующим между ними, что в целом способствует позитивной динамике развития межличностных отношений дошкольников с ОНР.
Литература
1. Менджерицкая Д.В. Игра и детское творчество // Воспитание детей в игре. М.: А.П.О. 1994. 54 с.
2. Мухина В.С. Психология дошкольника / Под ред. Л.А. Венгера. М.: «Просвещение». 1975. 239 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер. 2001. 720 с.
4. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника // Дошкольное воспитание. 2008. №7. С. 19—30.