_ГЕОМОРФОЛОГИЯ И ПАЛЕОГРАФИЯ / GEOMORPHOLOGY AND PALEOGRAPHY_
DOI: https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.146.34
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОСЕЛЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСК (КРАСНОЯРСКИЙ
КРАЙ)
Научная статья Повар А.В.1, *
1 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск, Российская Федерация
* Корреспондирующий автор (mmmaiia08[at]mail.ru)
Аннотация
Любое поселение, существующее в настоящее время, прошло определенный путь становления. Процесс формирования городов представляет собой сложное и многоступенчатое явление, обусловленное разнообразными факторами, такими как география, экономика, социальные условия и политическая обстановка. Каждый город обладает уникальной историей, и изучение его развития помогает выявить как особенности конкретного города, так и общие тенденции урбанизации региона. Лесосибирск, расположенный на левом берегу Енисея в Красноярском крае, служит отличным примером многоэтапного становления города. Анализ его истории позволяет выделить ключевые этапы и определить главные факторы, повлиявшие на его развитие. В данной статье рассматриваются основные этапы формирования Лесосибирска, начиная с его возникновения как лесопромышленного центра и заканчивая его современным состоянием, отмеченным устойчивым развитием и модернизацией производства.
Ключевые слова: лесопромышленность, лесосплав, устойчивое развитие, модернизация, полезные ископаемые, линейное строительство.
STAGES OF SETTLEMENT FORMATION ON THE EXAMPLE OF LESOSIBIRSK (KRASNOYARSK KRAI)
Research article Povar A.V.1, *
1 Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russian Federation
* Corresponding author (mmmaria08[at]mail.ru)
Abstract
Any settlement that exists today has travelled a certain path of formation. The process of city development is a complex and multi-stage phenomenon determined by a variety of factors, such as geography, economy, social conditions and political environment. Each city has a unique history, and studying its development helps to identify both the peculiarities of a particular city and the general tendencies of urbanization in the region. Lesosibirsk, located on the left bank of the Yenisei River in Krasnoyarsk Krai, is an excellent example of a multi-stage formation of a city. Analysing its history allows us to highlight the key stages and identify the main factors that influenced its development. This article discusses the main stages of Lesosibirsk's formation, starting from its emergence as a timber processing centre and ending with its current state, marked by sustainable development and modernization of production.
Keywords: forest industry, logging, sustainable development, modernization, minerals, line construction.
Введение
Процесс формирования поселений является достаточно сложным и включающим в себя большое количество факторов (социальных, культурных, экономических и политических). Город Лесосибирск Красноярского края, представляет собой интересный пример такого процесса. Его развитие отражает общие тенденции освоения Сибири и имеет уникальные особенности, связанные с его историей и географическим положением. Цель работы - дать характеристику основным этапам формирования поселений на примере Лесосибирска.
Методология: теоретический анализ научной литературы, картографический метод.
Результаты
Проанализировав различные научные работы отечественных авторов (С. Ф. Жилкин [1], А. М. Журавлёв [2], Г. Ю. Колева [3], А. Э. Гутнов [4], Н. Ф. Гуляницкий [5], В. М. Груздев [6] и др.), а также труды авторов иностранных (W. Weidlich [7], B. Mateusz [8], A. Aggarwall [9]) стало возможным выделение общих этапов становления и развития поселений. К таким этапам можно отнести:
1. Определение местоположения.
2. Планирование и строительство.
4. Население и управление.
5. Развитие и модернизация.
6. Устойчивость и сохранение.
Город Лесосибирск расположен на Енисейском тракте, в 280 км к северу от Красноярска, на равнинном левом берегу Енисея. Близость устья реки Ангары (27 км к югу), основной артерии Приангарья, способствовала превращению Лесосибирска в крупнейший лесопромышленный центр края и самый крупный город Нижнеангарского региона. Речной порт Лесосибирска является вторым по мощности в краевой части Енисейского бассейна. Транспортные функции Лесосибирска также поддерживаются железной дорогой Ачинск-Лесосибирск (274 км),
которая позволяет доставлять грузы на Енисейский Север с Транссибирской магистрали, минуя Красноярск. Выгодное транспортно-географическое положение стало ключевым фактором развития Лесосибирска, позволив ему перенять многие функции у старинного Енисейска. Население города составляет 69,5 тысяч человек [10].
Этап определения местоположения включает в себя выбор места для создания поселения, учитывая такие факторы, как доступность ресурсов, климатические условия, географическое положение, а также ряд других факторов, которые могут влиять на жизнеспособность поселения. Территория, на которой в настоящее время расположен г. Лесосибирск, находится в непосредственной близости от устья Ангары, что автоматически способствует активному развитию лесной промышленности (рис. 1).
В районе, прилегающем к городу Лесосибирску, а также непосредственно в городской черте, располагаются месторождения различных полезных ископаемых, а именно, песчано-гравийные материалы, строительный камень, глины и суглинки для производства кирпича, легкоплавкие глины и суглинки для керамзита, торф, грунты, берилл, глины для цементного производства, а также пресные подземные воды [11].
Рисунок 1 - Расположение г. Лесосибирск DOI: https://doi.Org/10.60797/IRJ.2024.146.34.1
Примечание: спутниковое изображение
Город Лесосибирск был образован в 1975 году и является в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельным муниципальным образованием. Решение о строительстве города Лесосибирск было принято в связи с необходимостью развития лесопромышленного комплекса в Красноярском крае. Учитывая его выгодное географическое положение на левом берегу Енисея и близость к устью реки Ангары, региональной лесосплавной артерии, было решено создать крупный лесопромышленный центр. Лесосибирск стал важным транспортным узлом благодаря реке Енисей и железнодорожной ветке Ачинск-Лесосибирск, что позволило эффективно доставлять грузы на Енисейский Север. Эти факторы способствовали развитию города и его превращению в значимый промышленный центр региона.
Планирование и дизайн г. Лесосибирск обуславливались практической ценностью расположенных на этой территории лесопильных заводов. Градообразующими предприятиями можно назвать Маклаковский комбинат, Новоенисейский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, Лесосибирский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат № 1, Лесосибирский канифольно-экстракционный завод, Лесосибирская лесоперевалочная база, Лесосибирский лесоперевалочный комбинат. Первый план застройки города был ориентирован на создание жилых массивов вокруг данных предприятий. Так, например, согласно архивным материалам, первый и главный лесопильный комбинат располагался на территории будущего Лесосибирска с 1917 г. и занимал территорию от устья р. Маклаковка до современной улицы Восстания (рис. 2).
Планировочная структура населенного пункта Лесосибирск сформирована тремя главными параллельными планировочными осями: рекой Енисей, автомобильной дорогой Красноярск-Енисейск, железной дорогой Ачинск-Лесосибирск.
Рисунок 2 - Предположительное место расположения Маклаковского лесозавода DOI: https://doi.Org/10.60797/IRJ.2024.146.34.2
После принятия генерального плана г. Лесосибирска, началась активная застройка территории. Этапы развития территории города Лесосибирска совпадали с периодами интенсивного промышленного роста. Город характеризовался линейной планировочной структурой и четким функциональным зонированием. Выделялось три промышленные зоны - южная, центральная и северная. Некоторые предприятия также были расположены в жилых районах. Жилая территория должна была состоять из ряда исторически сложившихся поселений вокруг предприятий -бывших поселков Маклаково, Новомаклаково, Новоенисейск, Зеленая Роща, Черёмушки, Мирный, Строитель и Колесниково. Планировка поселков была выстроена вокруг основных градообразующих предприятий. Все формальные элементы линейного поселения присутствовали, включая протяженность, четкое разделение жилых и промышленных зон, а также наличие железной дороги Ачинск-Лесосибирск, реки Енисей и Енисейского тракта. Важным для города являлся и остаётся речной порт, который обеспечивает функционирование лесодеревообрабатывающих центров. Особенность города заключалась в его ориентации на лесную промышленность, где река играла более важную роль, чем автомобильные и железные дороги. Основой экономики стали лесокомбинаты [12]. Планировка города Лесосибирска сегодня также ориентирована на множественные центры, что отражено в названиях районов. Здесь можно наблюдать как старые, исторические дома, так и новые постройки, возведенные недавно. Промышленный сектор Лесосибирска обеспечивается как сухопутным, так и водным транспортом.
В строительстве южного района города Лесосибирска в основном использовались пятиэтажные здания, возведенные в период с 1960 по 1970 годы. Основной композиционной осью этого района являются деревянные двухэтажные жилые дома, построенные в 1950-х годах вдоль улицы Победы. Центральный жилой район Лесосибирска представлен жилыми микрорайонами, состоящими из многоэтажных зданий, которые были сформированы в период с 1970 по 1980 годы. Этот район города отличается наличием жилых и коммерческих объектов, обладающих собственной мини-инфраструктурой, включая спортивные и детские площадки, городские парки и скверы, кинотеатры, магазины, гостиницы, автовокзал, музеи и дома ветеранов. Маклаково является старейшим районом в городе Лесосибирске. В этой части города преобладают небольшие частные жилые дома низкой этажности, а также пятиэтажные многоквартирные здания. Новоенисейск - участок города, расположенный к северу, - состоит из деревянных двухэтажных домов, построенных в 1940-1950-х годах, а также из частных домовладений [13, С. 362].
Важно отметить, что линейный тип застройки города имеет определенные проблемы:
- во-первых, растянутость коммуникации, что влечет повышенные расходы на транспорт;
- во-вторых, растягивание системы общественного и культурно-бытового обслуживания;
- в-третьих, проблема с размещением крупных образовании, таких, как вузовские городки, больничные комплексы, административный центр и т.д. [14].
Несмотря на то, что город Лесосибирск официально появился только в 1975 г., здесь уже проживало 36086 человек (1970 г.), которые активно работали на лесопильных предприятиях. Также часть населения являлись жителями с. Моклаковка, они занимались рыболовством, охотой, собирательством, пчеловодством. Таким образом, заселение данной территории не требовалось, однако численность населения увеличивалась пропорционально развитию города. Так, до 1992 г. шёл стабильный рост численности и составлял в этом году 69900 человек, после чего происходит спад до 2021 г. (рис. 3).
Рисунок 3 - Динамика численности населения г. Лесосибирск DOI: https://doi.Org/10.60797/IRJ.2024.146.34.3
Численность населения города Лесосибирск сокращалась по нескольким причинам. После распада Советского Союза многие лесопромышленные предприятия, на которых базировалась экономика города, столкнулись с проблемами, что привело к сокращению рабочих мест. В поисках лучших условий жизни и работы люди начали уезжать в более крупные города и регионы, предлагающие больше возможностей для трудоустройства и лучшего уровня жизни. Общая тенденция к снижению рождаемости в стране также отразилась на численности населения города. Как и во многих других малых и средних городах, в Лесосибирске наблюдается старение населения, что также ведет к снижению общей численности. Недостаток инвестиций в развитие городской инфраструктуры, здравоохранения и образования не способствовал привлечению и удержанию молодых семей и специалистов в городе.
Управление городом формировалось и развивалось согласно административной системе Советского Союза, а после Российской Федерации. Так, на момент официального создания города управление осуществлял Лесосибирский городской совет народных депутатов. В настоящее время система управления городом включает в себя Лесосибирский городской совет, главу города, администрацию города и контрольно-счётную палату.
Развитие и модернизация города происходила поэтапно. В советский период был создан Лесосибирский порт, были построены новые кирпичные лесоцеха, открыта новая железнодорожная ветка (до Ачинска) [15, С. 40-41]. С началом экономических реформ и переходом к рыночной экономике многие предприятия Лесосибирска, ориентированные на централизованное планирование и поставки, столкнулись с сокращением заказов, разрывом хозяйственных связей и нехваткой сырья. Вследствие этого произошло значительное снижение объемов производства. В условиях экономической нестабильности и высокой инфляции уровень инвестиций в промышленность существенно снизился. Отсутствие капитальных вложений привело к моральному и физическому износу оборудования, что дополнительно затрудняло производство.
В 2010 г. был принят план модернизации г. Лесосибирска на период 2010-2015 гг. [16]. В рамках данного плана предполагалось:
1. Модернизация Лесосибирского ЛДК №1.
2. Организация комплекса глубокой переработки древесины на ОАО «Маклаковский ЛДК».
3. Производство древесных гранул (пеллет) на ЗАО «Новоенисейский ЛХК».
4. Реконструкция и модернизация предприятия ООО «Производственная компания Сибирский лес».
В настоящее время отраслевая структура промышленности может быть охарактеризована следующим образом (табл. 1).
Таблица 1 - Отраслевая структура промышленности г. Лесосибирск DOI: https://doi.Org/10.60797/IRJ.2024.146.34.4
№ п/п
Отрасли
Объем отгруженных товаров Численность
млн руб. % тыс. человек
1 Лесная и деревообрабатыв ающая 7127 86,89 7,2
2 Химическая промышленность 162,9 2 0,5
3 Добыча полезных ископаемых 0,9 0,01 Нет данных
4 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 910,7 11,1 0,25
5 Итого по промышленност и 8201,5 100 7,95
Устойчивое развитие города Лесосибирска направлено на обеспечение баланса между экономическим ростом, социальной справедливостью и охраной окружающей среды. Это требует комплексного подхода и внедрения стратегий, направленных на долговременное благополучие города и его жителей. Лесосибирск, традиционно зависящий от лесной промышленности, стремится диверсифицировать свою экономику. Развитие малого и среднего бизнеса, привлечение инвестиций в различные отрасли, такие как туризм [17], сельское хозяйство и переработка отходов, способствуют устойчивому экономическому росту. Внедрение современных технологий и инновационных решений в производство и управление городскими ресурсами позволяет повысить производительность и конкурентоспособность. Это также помогает минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.
Улучшение системы здравоохранения и социальных услуг является ключевым фактором для обеспечения высокого качества жизни. Доступ к качественным медицинским услугам, поддержка социально уязвимых групп населения и развитие инфраструктуры для активного и здорового образа жизни - все это способствует устойчивому социальному развитию.
Можно отметить, что для устойчивого развития в значительной мере не хватает программ, направленных на лесовосстановление и рациональное использование природных ресурсов.
Безусловно, выделенные этапы формирования характерны практически для всех типов поселений, и в становлении города Лесосибирска нет уникальности. Но также стоит подчеркнуть, что ранее поселения могли формироваться стихийно, что в настоящее время происходит крайне редко. Также такие этапы, как развитие и модернизация и устойчивое развитие, проходят не все поселения, о чем свидетельствуют поселения, которые постепенно «вымирают». Для Лесосибирска же характерно прохождение всех этапов формирования.
Заключение
Таким образом, можно резюмировать, что этапы формирования города Лесосибирска в Красноярском крае было обусловлено различными факторами, включая особенности ландшафта, географические и природные условия, а также специализацию производства. Линейная планировка города преимущественно подходит только для производственных предприятий, где человек играет роль обслуживающего звена, что связано с тем, что при такой планировке происходит фактическое расчленение города на ряд населенных мест, которые оказываются почти изолированы друг от друга. Город разделён промышленными объектами, что затрудняет развитие общественно-рекреационного пространства Лесосибирска, окружённого заболоченными территориями. Классическая линейная застройка в чистом виде встречается редко, чаще в виде фрагментов и отдельных районов, и пример Лесосибирска скорее исключение, чем правило. Возникновение такого города - результат совокупности факторов, связанных с уникальным ландшафтом, географическими и природными условиями, а также специализацией производства.
Конфликт интересов
Не указан.
Рецензия
Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.
Conflict of Interest
None declared.
Review
All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.
Список литературы / References
1. Жилкин С. Ф. Стратегическое городское планирование / С. Ф. Жилкин [и др.] — Самара : СМС, 2001. — 264 с.
2. Журавлёв А. М. Архитектура городов советской России. Серия «Строительство и архитектура» / А. М. Журавлев. — М. : Знание, 1984. — 48 с.
3. Колева Г. Ю. Строительство городов в районах нового промышленного освоения в 1960-1980 годы / Г. Ю. Колева // Вестник Тюменского Государственного Университета. Социально-экономические и правовые исследования. — 2007. — № 1. — С. 237-244.
4. Гутнов А. Э. Эволюция градостроительства / А. Э. Гутнов. — Москва, 1984. — 327 с.
5. Гуляницкий Н. Ф. Русский регулярный город на традиционной основе / Н. Ф. Гуляницкий // А. Н. — № 33. — 1985. — С. 3-13.
6. Груздев В. М. Основы градостроительства и планировка населенных мест : учеб пособие / В. М. Груздев. — Н. Новгород : ННГАСУ, 2017. — 105 с.
7. Weidlich W. Livelihoods and landscapes / W. Weidlich, L. Smith. — Brill, 2007. — 387 p.
8. Mateusz B. The Evolution of human settlement patterns through history / B. Mateusz. — 2024. — URL: https://aithor.com/essay-examples/the-evolution-of-human-settlement-patterns-through-history (accessed: 23.05.2024).
9. Aggarwall A. Informal And Formal Settlements / A. Aggarwall. — URL: https://planningtank.com/wp-content/uploads/2017/02/Informal-and-Formal-Settlements-Indian-Context-by-Aashima-Aggarwal.pdf (accessed: 23.05.2024).
10. Повар А. В. История возникновения северных поселений Красноярского края на примере г. Лесосибирска, Енисейска, Норильска / А. В. Повар // География и геоэкология на службе науки и инновационного образования : материалы XVII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 85-летию кафедры географии и методики обучения географии и 90-летию факультета биологии, географии и химии, Красноярск, 22 апреля 2022 года. — Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2022. — Вып. 17. — С. 166-170.
11. Проект внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа город Лесосибирск. — 2017. — Т. 2. — 296 с.
12. История градостроительства Сибирской провинции // Лесосибирский городской архив. — URL: https://красноярские-архивы.рф/upload/files/stroitelstva-Lesosibirska.pdf (дата обращения: 21.05.2024).
13. Слободчиков С. Ю. Опыт линейного градостроительства в Сибири на примере города Лесосибирска / С. Ю. Слободчиков, Н. Г. Харитонова // Баландинские чтения. — 2018. — Т. 13. — № 1. — С. 360-365.
14. Город Лесосибирск. Интернет-энциклопедия. — URL: https://my.krskstate.ru/docs/urbans/gorod-lesosibirsk/ (дата обращения: 22.05.2024).
15. План модернизации г. Лесосибирска на период 2010-2015 гг / Администрация г. Лесосибирск. — 2010. — 65 с.
16. О новой редакции муниципальной программы «Развитие культуры и туризма города Лесосибирска». Постановление администрации г. Лесосибирска Красноярского края от 08.04.2015 № 476. — URL: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_2221353 (дата обращения: 22.05.2024).
17. Об утверждении муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды» на 2018 — 2024 годы (в редакции постановления администрации города Лесосибирска от 25.03.2019 № 288). Постановление администрации г. Лесосибирска Красноярского края от 31.10.2017 № 1454. — URL: https://lesosibirsk-r04.gosweb.gosuslugi.ru/ofitsialno/dokumenty/dokumenty-all_413.html (дата обращения 22.05.2024).
Список литературы на английском языке / References in English
1. Zhilkin S. F. Strategicheskoe gorodskoe planirovanie [Strategic urban planning] / S. F. Zhilkin [et al.]. — Samara : SMS, 2001. — 264 p. [in Russian]
2. Zhuravljov A. M. Arhitektura gorodov sovetskoj Rossii. Serija «Stroitel'stvo i arhitektura» [Architecture of the cities of Soviet Russia. Series "Construction and Architecture"] / A. M. Zhuravlev. — M. : Znanie, 1984. — 48 p. [in Russian]
3. Koleva G. Ju. Stroitel'stvo gorodov v rajonah novogo promyshlennogo osvoenija v 1960-1980 gody [Construction of cities in the areas of new industrial development in 1960-1980] / G. Ju. Koleva // Vestnik Tjumenskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Social'no-jekonomicheskie i pravovye issledovanija [Bulletin of Tyumen State University. Socio-economic and legal studies]. — 2007. — № 1. — P. 237-244. [in Russian]
4. Gutnov A. Je. Jevoljucija gradostroitel'stva [Evolution of urban planning] / A. Je. Gutnov. — Moscow, 1984. — 327 p. [in Russian]
5. Guljanickij N. F. Russkij reguljarnyj gorod na tradicionnoj osnove [Russian regular city on a traditional basis] / N. F. Guljanickij // A. N. — № 33. — 1985. — P. 3-13. [in Russian]
6. Gruzdev V. M. Osnovy gradostroitel'stva i planirovka naselennyh mest [Fundamentals of town-planning and planning of settlements] : textbook / V. M. Gruzdev. — N. Novgorod : NNSACU, 2017. — 105 p. [in Russian]
7. Weidlich W. Livelihoods and landscapes / W. Weidlich, L. Smith. — Brill, 2007. — 387 p.
8. Mateusz B. The Evolution of human settlement patterns through history / B. Mateusz. — 2024. — URL: https://aithor.com/essay-examples/the-evolution-of-human-settlement-patterns-through-history (accessed: 23.05.2024).
9. Aggarwall A. Informal And Formal Settlements / A. Aggarwall. — URL: https://planningtank.com/wp-content/uploads/2017/02/Informal-and-Formal-Settlements-Indian-Context-by-Aashima-Aggarwal.pdf (accessed: 23.05.2024).
10. Povar A. V. Istorija vozniknovenija severnyh poselenij Krasnojarskogo kraja na primere g. Lesosibirska, Enisejska, Noril'ska [History of the emergence of northern settlements of Krasnoyarsk Krai on the example of Lesosibirsk, Yeniseisk, Norilsk] / A. V. Povar // Geografija i geojekologija na sluzhbe nauki i innovacionnogo obrazovanija [Geografija i geojekologija na sluzhbe nauki i innovacionnogo obrazovanija] : materials of the XVII All-Russian with international participation scientific and practical conference dedicated to the 85th anniversary of the Department of Geography and Geography Teaching Methods and the 90th anniversary of the Faculty of Biology, Geography and Chemistry, Krasnoyarsk, 22 April 2022. — Krasnoyarsk : State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, 2022. — Iss. 17. — P. 166-170. [in Russian]
11. Proekt vnesenija izmenenij v general'nyj plan i pravila zemlepol'zovanija i zastrojki gorodskogo okruga gorod Lesosibirsk [Draft amendments to the general plan and land use and construction rules of Lesosibirsk urban district]. — 2017. — Vol. 2. — 296 p. [in Russian]
Mewdynapodnhiu MayuMO-uccAedoBameAbCKUu wypnm ■ № 8 (146) • Август
12. Istorija gradostroitel'stva Sibirskoj provincii [History of urban planning of the Siberian Province] // Lesosibirskij gorodskoj arhiv [Lesosibirsk City Archive]. — URL: https://krasnojarskie-arhivy.rf/upload/files/stroitelstva-Lesosibirska.pdf (accessed: 21.05.2024). [in Russian]
13. Slobodchikov S. Ju. Opyt linejnogo gradostroitel'stva v Sibiri na primere goroda Lesosibirska [Experience of linear urban development in Siberia on the example of the city of Lesosibirsk] / S. Ju. Slobodchikov, N. G. Haritonova // Balandinskie chtenija [Balandinsky Readings]. — 2018. — Vol. 13. — № 1. — P. 360-365. [in Russian]
14. Gorod Lesosibirsk. Internet-jenciklopedija [The city of Lesosibirsk. Internet-encyclopaedia]. — URL: https://my.krskstate.ru/docs/urbans/gorod-lesosibirsk/ (accessed: 22.05.2024). [in Russian]
15. Plan modernizacii g. Lesosibirska na period 2010-2015 gg [Lesosibirsk modernization plan for 2010-2015] / Lesosibirsk Administration. — 2010. — 65 p. [in Russian]
16. O novoj redakcii municipal'noj programmy «Razvitie kul'tury i turizma goroda Lesosibirska». Postanovlenie administracii g. Lesosibirska Krasnojarskogo kraja ot 08.04.2015 № 476 [About the new edition of the municipal program "Development of culture and tourism of the city of Lesosibirsk". Resolution of the administration of the city of Lesosibirsk of the Krasnoyarsk Territory dated 08.04.2015 No. 476]. — URL: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_2221353 (accessed: 22.05.2024). [in Russian]
17. Ob utverzhdenii municipal'noj programmy «Formirovanie komfortnoj gorodskoj sredy» na 2018 — 2024 gody (v redakcii postanovlenija administracii goroda Lesosibirska ot 25.03.2019 № 288). Postanovlenie administracii g. Lesosibirska Krasnojarskogo kraja ot 31.10.2017 № 1454 [On the approval of the municipal program "Formation of a comfortable urban environment" for 2018 — 2024 (as amended by the resolution of the administration of the city of Lesosibirsk dated 25.03.2019 No. 288). Resolution of the administration of Lesosibirsk of the Krasnoyarsk Territory dated 31.10.2017 No. 1454]. — URL: https://lesosibirsk-r04.gosweb.gosuslugi.ru/ofitsialno/dokumenty/dokumenty-all_413.html (accessed: 22.05.2024). [in Russian]