и пути решения в условиях ВТО: монография. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009.
9. Кирсанов А. А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста. Казань: Изд-во КГТУ, 2000.
10. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996.
11. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М., МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. С. 15.
12. Мельничук О, Яковлева А. Модель специалиста // Высшее образование в России. 2000. № 5. С. 1925.
13. Андреев В. И. Конкурентология: учеб. курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004.
14. Хазова С. А. Показатели конкурентоспособности как критерии профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту. URL: http: www.adygnet.ru/konfer/konfifk2006/soob/3/ 3Ha-zova.htm.
15. Нуриев Н. К. Оценка уровня конкурентоспособности специалиста // Высшее образование в России. 2005. № 12. С. 109-113.
16. Перевозова О. В. Модель конкурентоспособного студента как основа системы профессионального обучения будущего менеджера // Актуальные проблемы науки и практики в современном мире: материалы межрегион. научн.-практич. конф. молодых учёных. М., 2009.
17. Адольф В., Степанова И. Конкурентоспособность - показатель качества ВПО // Высшее образование в России. 2007. № 6. С. 77-79.
УДК 378
И. В. Загоскина
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ
Статья посвящена проблеме формирования интеллектуальной культуры будущих экономистов. Охарактеризованы этапы формирования интеллектуальной культуры будущих экономистов.
The article is concerned with the matter of developing intellectual culture of future economists. The stages of developing the future economists" intellectual culture are characterized.
Ключевые слова: культура, интеллект, формирование, этапы, интеллектуальная культура, интеллектуальные умения и навыки, самостоятельная работа, саморазвитие.
Keywords: culture, intellect, developing, stages, intellectual culture, intellectual skills and habits, independent work, self-development.
В различных сферах современного общества, в том числе и в педагогике, постоянно происходят преобразования, предъявляются новые требования к подготовке специалистов. Наряду с профессиональными знаниями и умениями большое значение приобретают личностные качества: общая культура, инициативность, способность принимать решения, готовность к приобретению новых знаний. Одной из задач профессионального образования является создание условий для формирования интеллектуального развития студентов. Интеллектуальная культура - важный аспект профессионализма будущего экономиста, так как позволяет осуществлять в будущем продуктивную профессиональную деятельность, является для выпускника гарантией успешности, благополучия и возможности сделать карьеру.
Культура - универсальное понятие, относящееся к любому социальному явлению, к различным явлениям общественной жизни, а также и к характеристике сознания, мышления в целом или каких-то их частей и сторон. Как всякое социальное явление, интеллект также может быть охарактеризован с помощью понятия «культура». Люди наделены интеллектом, существует интеллектуальная жизнь людей, и поэтому, говоря о культуре их интеллекта, мы говорим об их интеллектуальной культуре.
Актуальность проблемы формирования интеллектуальной культуры студентов обусловлена тем, что во время обучения им приходится сталкиваться с большим объёмом информации, который необходимо отобрать, проанализировать,
© Загоскина И. В., 2011
систематизировать, обобщить, классифицировать и т. п. Важно развивать и мотивировать познавательную активность студентов с момента начала обучения в вузе. Познавательная активность, а особенно творческая, способствует развитию мышления и, стало быть, интеллекта.
Развитие интеллекта, по мнению Э. Клепаре-да, «особенно явно проявляется в студенческом возрасте, что полностью опровергает положение о "психической окаменелости" юности и взрослости» [1]. По данным Б. Г. Ананьева, «структура интеллекта динамично меняется на протяжении всего возрастного развития и внутри самого студенческого возраста. Так, в возрасте 18-21 года корреляционная плеяда из разных функций (памяти, мышления, восприятия, внимания) выступает в виде цепочки связей. В студенческом возрасте важную роль играет фактор внимания, но в этот период оно занимает только четвёртое место по числу и мощности корреляционных связей, хотя уровень его концентрации повышается. Устойчивость внимания», - по мнению автора, - «повышается лишь с 22 лет, что говорит о важности целенаправленной работы над организацией внимания студентов в учебном процессе. Развитие мышления тесно связано с развитием памяти. В 18-19 лет отмечается относительная стабилизация мыслительных функций» [2].
Э. Л. Щербаков считает, что «интеллект выражает качественную сторону мышления. Интеллект определяется быстротой принятия правильных решений в условиях дефицита или избытка информации. В основе интеллекта, по его мнению, лежат семь свойств ума: счётная способность, речевая гибкость, речевое восприятие, пространственная ориентация, память, способность к рассуждению, быстрота восприятия информации. Чем больше развиты эти качества, тем выше интеллект» [3]. Существуют различные виды мышления: творческое, логическое, диалектическое, критическое и латеральное, которые показывают наивысший уровень развития интеллекта.
Важной задачей профессионального образования является развитие мышления студентов, повышение культуры их умственного труда. «Язык, мышление и культура взаимосвязаны настолько тесно, что практически составляют единое целое, состоящее из этих трёх компонентов, ни один из которых не может функционировать (а следовательно, и существовать) без двух других» [4].
Существует несколько трактовок понятия «интеллектуальная культура»:
- «Интеллектуальная культура - это культура умственного труда, определяющая умение ставить цели познавательной деятельности, планировать её, выполнять познавательные операции
различными способами, работать с источником и оргтехникой» [5].
- Н. М. Капустина, А. А. Харунжев определяют интеллектуальную культуру как «наивысший уровень развития возможностей и способностей человека познавать окружающую его среду, людей, самого себя, науку, общественную, региональную и национальную культуры. Интеллектуальная культура делает личность самостоятельной, самоопределяющейся, творческой, занимающейся самообразованием, умеющей в сложной ситуации сделать выбор путей, приближающих человека к истине» [6].
Становление интеллектуальной культуры может происходить спонтанно: в результате возрастных изменений в интеллектуальной сфере студентов, по мере накопления ими опыта умственного труда, под влиянием изучения различных дисциплин. В современном вузе необходимы оптимальные педагогические условия для формирования интеллектуальной культуры, которые дадут возможность выпускать в будущем из стен вуза культурных людей с высоким уровнем интеллектуальных способностей. Интеллектуальная культура является для выпускника гарантией успешности, благополучия и возможности сделать карьеру.
Интеллектуальная культура не даётся человеку в готовом виде, а формируется в процессе овладения знаниями. Формирование интеллектуальной культуры будущих экономистов должно основываться на умениях и навыках, приобретённых ранее.
Проанализировав Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения (ФГОС-3) высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «Бакалавр»), учебный план экономического факультета Вятской государственной сельскохозяйственной академии, мы выявили ряд предметов, имеющих отличие от направления подготовки «Менеджмент»: микро- и макроэкономика, эконометрика, финансы и кредит, мировая экономика, деловое общение, экономика труда, экономика фирмы, экономика отраслевых рынков, история экономики, логистика, экономика общественного сектора, экономика недвижимости, регионалистика, внутрифирменное планирование, организация производства, оценка бизнеса, информационные системы в экономике. Таким образом, выделяя эти предметы, мы выявляем специфику будущих экономистов, отличающую их также и от других специалистов.
Благодаря правильной организации учебного процесса можно создать этапы процесса формирования интеллектуальной культуры. Для решения проблемы данного исследования трансфор-
мируем модель М. С. Кагана [7], который предлагает 5 компонентов деятельности: мотиваци-онный, ориентационный, операционный, энергетический, оценочный. В нашем исследовании выделим следующие этапы (см. табл. 1):
1) мотивационный;
2) интеллектуально-информационный;
3) личностно-деятельностный;
4) творческий;
5) рефлексивно-оценочный.
Рассмотрим более подробно этапы формирования интеллектуальной культуры будущих экономистов в соответствии с требованиями основных образовательных программ бакалавриата.
На мотивационном этапе основными задачами являются формирование и развитие мотивации к интеллектуальной деятельности, потребности к личностному и профессиональному саморазвитию, умение ставить цели, готовность к продуктивному взаимодействию в образовательном и экономическом процессе, овладение навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке.
Обучение на мотивационном этапе может осуществляться в формах проблемной лекции, семинара, экскурсии, занятий с использованием ИКТ (электронные презентации).
Преподаватель выполняет побудительную функцию к деятельности, настраивает студентов на ситуацию успеха, поддерживает желание работать, рисует позитивную перспективу в достижении цели.
Результатом мотивационного этапа является формирование мотивации к интеллектуальной деятельности.
На интеллектуально-информационном этапе задачами выступает формирование у студентов целостного образа поставленной проблемы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению «Экономика» студенты должны научиться выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, анализировать во взаимосвязи экономические явления, использовать источники экономической информации, анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики об экономических процессах и явлениях, давать сравнительные характеристики экономических показателей.
На втором этапе формирования интеллектуальной культуры студенты приобретают необходимые им знания по работе с информацией. Большое значение уделяется поисково-исследовательской деятельности студентов. Преподаватель выполняет информационно-координирующую функцию, обеспечивает интеллектуальное подкрепление учебной работы.
Результатом интеллектуально-информационного этапа является понимание и осмысление студентами информации по заданной проблеме.
На личностно-деятельностном этапе задачами являются организация усвоения учебного материала, формирование у студентов интеллектуальных умений: умения управлять вниманием, мотивировать свою деятельность, умения приобретать и перерабатывать информацию (выделять главное, обобщать, сравнивать, конкретизировать, доказывать, опровергать), рационально запоминать и логически осмысливать материал, решать проблемные познавательные задачи, самостоятельно выполнять задания, умение применять полученную информацию, умения оценивать результаты своей деятельности, используя источники экономической информации. Также необходимо научиться использовать иностранный язык в межличностном и профессиональном общении, развивать навыки извлечения необходимой информации из оригинального текста на языке по проблемам экономики и бизнеса.
Основная роль в обучении принадлежит научно-исследовательской и учебно-исследовательской работе. Задания должны быть направлены на формирование интеллектуальных умений. Студенты совместно с преподавателем работают над разработкой, реализацией и апробацией учебного проекта. Руководитель проекта выполняет координирующую функцию.
Результатом личностно-деятельностного этапа является овладение студентами интеллектуальными умениями и навыками.
На творческом этапе основной задачей является формирование действий и приёмов интеллектуальной деятельности. Творческий этап -логическое продолжение личностно-деятельнос-тного этапа, обеспечивающее закрепление приобретённых ранее интеллектуальных умений.
К интеллектуальной деятельности относятся действия, операции и приёмы по планированию, организации и контролю учебной деятельности студентов.
Преподаватель выполняет организационно-ко-ординирующую функцию, педагог выступает в роли консультанта и эксперта.
Результатом данного этапа являются сформированные действия, операции и приёмы интеллектуальной деятельности, а также развитые интеллектуальные умения.
На рефлексивно-оценочном этапе задачами являются анализ и оценка проведённой деятельности, рефлексия и оценка приобретённых умений и навыков. Необходимо обратить полученный результат в мотив для дальнейшей интеллектуальной деятельности.
Педагог выполняет оценочно-координирующую функцию. Организация рефлексивно-твор-
о
Этапы формирования интеллектуальной культуры
Таблица 1
а
Этапы Педагогические задачи Деятельность преподавателя Основные экономические понятия Организационные формы
1. Мотивационный Сформировать: - мотив к интеллектуальной деятельности; -потребность к личностному и профессиональному саморазвитию; - умение ставить цели; -готовность к продуктивному взаимодействию в образовательном и экономическом процессе; - навыки выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке (ФГОС-3) -Настроить студентов на ситуацию успеха; -поддержать побуждение к работе; - нарисовать позитивную перспективу в достижении цели - Экономика / Wirtschaft; - труд / Arbeit; - деньги/ Geld; - товар / Ware и т. д. - Проблемная лекция; - семинар; - экскурсия; - занятия с использованием ИКТ
2. Интеллектуально-информационный - Сформировать целостный образ поставленной проблемы; -выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций; -анализировать во взаимосвязи экономические явления (ФГОС-3); -анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики об экономических процессах и явлениях, выявить сравнительные характеристики экономических показателей (ФГОС-3) - Информационо-координиру-ющая функция преподавателя; - интеллектуальное подкрепление учебной работы - Рынок / Markt; - рыночная экономика/Marktwirtschaft; - социально-рыночная экономика / soziale Marktwirtschaft; -экономические принципы / ökonomische Prinzipien; - товарное производство / Warenproduktion; - факторы производства / Produktionsfaktoren; - спрос / Angebot; - предложение / Nachfrage и т. д. - Проблемная лекция; - семинар; - активная поисково-исследовательская деятельность; - занятия с использованием технологии проектного обучения; - занятия с использованием ИКТ; - самостоятельные научно-исследовательские работы
3. Личностно-деятель-ностный - Организация усвоения учебного материала; - формирование интеллектуальных умений; - использование экономической информации (ФГОС-3); - формирование навыков самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений (ФГОС-3); - использовать иностранный язык в межличностном и профессиональном общении (ФГОС-3); -развитие навыков извлечения необходимой информации из оригинального текста на языке по проблемам экономики и бизнеса (ФГОС-3) -Организация контроля над началом и завершением работы; - обеспечение студентам права выбора заданий - Безработица / Arbeitslosigkeit; - инфляция / Inflation; -ВВП/BIP; - формы предприятий / Unternehmensformen и т. д. - Научно-исследовательская работа; - учебно-исследовательская работа
4. Творческий Формирование действий, приёмов интеллектуальной деятельности Организационно-координирую-щая функция - Реклама / Werbung; - имидж / Image; - менеджмент / Management; - маркетинг / Marketing и т. д. - Проектная деятельность; - научно-исследовательская работа; - участие в научно-практической конференции
5. Рефлексивно-оценочный - Анализ, оценка и интерпретация полученных данных; - рефлексия приобретённых умений и навыков; -обратить результат в мотив для интеллектуальной деятельности Оценочно-координирующая функция - Творческие задания; - экспертная и групповая оценка
ческого этапа может осуществляться в формах творческих заданий, обсуждений, интервью, анкетирования, экспертной и групповой оценки полученных результатов проектной деятельности.
Результатами рефлексивно-оценочного этапа являются овладение студентами экономическими знаниями; оценка эффективности результатов деятельности; развитие интеллектуальных умений и навыков; формирование интеллектуальной культуры.
Рефлексия должна присутствовать в конце каждого этапа.
Все этапы формирования интеллектуальной культуры взаимосвязаны между собой, отражают специфику будущих экономистов. Формирование интеллектуальной культуры будущих экономистов мы рассматривали в рамках изучения предметов (микро- и макроэкономика, эконометрика, финансы и кредит, мировая экономика, деловое общение, экономика труда, экономика фирмы, экономика отраслевых рынков, история экономики, логистика, экономика общественного сектора, экономика недвижимости, региона-листика, внутрифирменное планирование, организация производства, оценка бизнеса, информационные системы в экономике, иностранный язык), которые включены в учебный план подготовки данных специалистов.
Таким образом, уточним (табл. 2) понятие «интеллектуальная культура», представленное авторами Федерального портала российского образования [8]: интеллектуальная культура будущих экономистов - это культура умственного труда, позволяющая ставить цели, самостоятельно и самоорганизованно планировать её, владеть различными мыслительными приёмами, работать с источниками экономической информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией в глобальных сетях.
Интеллектуальная культура формируется в процессе изучения многих предметов. Большие возможности для развития интеллектуальной культуры заложены в гуманитарных предметах. Большой интерес в исследовании следует уделить
самообразованию, саморазвитию и самостоятельной работе студентов.
Технология проектного обучения, как и любая технология, требует чёткого алгоритма проведения, представления результатов деятельности. Алгоритм проведения заключается в следующих действиях:
- идентификация проблемы, определение замысла проекта;
- поиск и соединение информации;
- стимулирование обучаемых к самооценке, самоанализу;
- презентация проекта.
В ходе экспериментальной работы по формированию интеллектуальной культуры будущих экономистов в Вятской государственной сельскохозяйственной академии на занятиях по иностранному языку был проведён интегрированный исследовательский проект в качестве альтернативного способа организации учебного материала, который исключает традиционные принципы планирования организации обучения языку. Выбором темы проекта «Сравнительный анализ аграрной продукции Германии и Кировской области» послужила специфика вуза, направление квалификации (степени) бакалавр экономики «Аграрная экономика» в соответствии с учебным планом сельскохозяйственной академии. Студентам изначально был задан мотив к интеллектуальной деятельности, они самостоятельно ставили цели, выявляли проблемы экономического характера, анализируя конкретные ситуации, интерпретировали данные отечественной и зарубежной статистики об экономических явлениях, выявляли сравнительные характеристики экономических показателей.
Студенты работали в двух небольших группах, самостоятельно занимались поиском и обработкой необходимой информации на немецком языке по экономическим проблемам. Материалы об аграрной продукции, производимой в Кировской области, были найдены на родном языке, а затем переведены на немецкий язык.
Результатом работы явилось представление доклада каждой группой и упражнений на понимание информации. Кроме того, на научной студенчес-
Таблица 2
Сравнительный анализ понятия «интеллектуальная культура»
Интеллектуальная культура личности Интеллектуальная культура будущих экономистов
- Планирование деятельности; - выполнение познавательных операций; - работа с источником; - работа с оргтехникой - Умение ставить цели; - самостоятельное и самоорганизованное планирование деятельности; - владение различными мыслительными приёмами (особенно анализ, синтез, систематизация, интерпретация); - работа с источниками экономической информации; - навыки работы с компьютером как средством управления информацией, работа с информацией в глобальных сетях
кой конференции доклад одной из студенток по данной теме был признан лучшим, где высоко оценили научность и информативность выступления.
Групповая деятельность позволяет научить студентов общению, умению работать в команде, что является одним из основных требований при устройстве на работу современного специалиста. Овладение навыками самостоятельной работы полезно как в изучении иностранного языка, так и других предметов, например, при написании курсовых и дипломных работ.
Применение технологии проектного обучения позволяет также освоить методы самостоятельной работы, самоорганизации и организации, необходимые для развития различных видов мышления, на основе полученных знаний и личного опыта научиться самостоятельно решать поставленные задачи и проблемы, выработать потребности саморазвития. Данная технология является одним из инструментов формирования интеллектуальной культуры.
Таким образом, формирование интеллектуальной культуры способствует не только личностному, но и профессиональному росту по различным критериям: компетентность, активность, креативность, ответственность и т. п. Важно, чтобы каждый выпускник эффективно использовал свой интеллектуальный потенциал.
Примечания
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2003. С. 104.
2. Там же. С. 105.
3. Воловина Т. Э. Активизация интеллектуального развития старших подростков на интегрированных уроках: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2006. С. 27.
4. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М.: Слово/Slovo, 2000. С. 39.
5. Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu. ru/index.php?page_id=50&op= word&wid=825.
6. Капустина Н. М, Харунжев А. А. Базовая культура личности: метод. рек. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2002. С. 6.
7. Каган М. С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. С. 175-176.
8. Федеральный портал «Российское образование». URL: http:/ / www.edu.ru/ index. php?page_id=50&op= word&wid=825.
УДК 378.147.88
О. Н. Большакова
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлена разработанная автором модель подготовки студентов к самостоятельной творческой, инновационной деятельности, включенную в педагогическую систему вуза, основанную на принципе системного подхода и целостности образовательного процесса. Рассмотрена необходимость подготовки субъектов образовательного процесса вуза: преподавателей и студентов.
This paper presents the author's model of preparing students for independent, creative and innovative activities incorporated in the educational system of the university. The model is based on the princi ples of system approach and integrity of educational process. The necessity of training the subjects of educational process of high school is stressed.
Ключевые слова: самостоятельность, самопознание, самореализация, творческая активность, педагогическая система, субъекты образовательного процесса.
Keywords: autonomy, self-knowledge, self-actualization, creative activity, teaching system, subjects of educational process.
Формирование гражданского общества, рыночного сектора экономики, процессов регионализации, изменений в сфере занятости, перегруппировки спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы с учетом возрастания потребностей общества к качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов - все это способствует пересмотру традиционных, устаревших подходов к профессиональному образованию молодежи в нашей стране.
На современном этапе развития нашего социума возникает необходимость реализации модели опережающего образования. В подготовке специалистов оно ориентируется, в отличие от традиционного, не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретение многофункциональных умений, а также обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынка труда.
А. А. Вербицкий выделил в исследовании проблем высшего образования следующие тенденции:
- осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерыв-
© Большакова О. Н., 2011