Научная статья на тему 'Этапы формирования эколого-правовой компетентности у студентов вуза'

Этапы формирования эколого-правовой компетентности у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ENVIRONMENTAL AND LEGAL COMPETENCE / STAGES OF FORMATION / FORMS AND METHODS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашина Елена Сергеевна

В статье исследуется проблема последовательности этапов формирования эколого-правовой компетентности у студентов вуза, использование форм и методов учебно-воспитательного процесса на каждом из этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problem of the sequence of steps of forming ecological and legal competence of university students, the use of forms and methods of the educational process at every stage.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования эколого-правовой компетентности у студентов вуза»

Библиографический список

1.Ганчеренок, И. И. О подготовке кадров высшей научной квалификации в контексте Болонского процесса [Текст] / И. И. Ганчеренок // Высш. образование сегодня. - 2007. - № 6. - С. 36-38.

2.Иванова, Л. А. Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей через Web-сайт / Л. А. Иванова // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2012. - №1 (03). - URL : http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya_ivanova_l.a.18-03.pdf. (дата обращения: 7.09.2013).

3.Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования [Электронный ресурс] : офиц. документ. - Сайт «Министерство образования и науки РФ». -2012. http://edu.garant.rU/files/8/5/427658/12_10_31-monitoring_rezultati.pdf (25.02.2013).

4.Морнов, К.А. Определение ключевых компетентностей будущего специалиста - педагога на основе личностно-центрированного подхода [Текст] / К. А. Морнов, О. Л. Подлиняев // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2011. - № 1 (3). - С. 91-94.

5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] : офиц. документ. - Сайт «Реформирование образования». - 2013. -http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (10.12.2012).

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г., № 35 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») [Электронный ресурс] : офиц. документ. - Сайт «Информационно-правовой портал «Гарант». - 2013. -http://base.garant.ru/197654/#block_1000 (22.09.2012).

7.Программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Текст] : офиц. документ. - М. : Развитие, 2012. - 296 с.

Кашина Елена Сергеевна

Преподаватель ГБОУ ВПО «ЮУрГИИ имени П.И. Чайковского», Челябинск, Россия

УДК 378.016:502 ББК 74.58 К31

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье исследуется проблема последовательности этапов формирования эколого-правовой компетентности у студентов вуза, использование форм и методов учебно-воспитательного процесса на каждом из этапов.

Ключевые слова: эколого-правовая компетентность; этапы формирования; формы и методы учебно-воспитательного процесса.

STAGES OF FORMATION OF STUDENTS' ENVIRONMENTAL

LEGAL COMPETENCE

The article examines the problem of the sequence of steps of forming ecological and legal competence of university students, the use of forms and methods of the educational process at every stage.

Key words: environmental and legal competence; stages of formation; forms and methods of the educational process.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в числе национальных интересов Российской Федерации и стратегических национальных приоритетов названы «экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которого достигается за счет сбалансированного потребления...» [Стратегия национальной безопасности, 2009, ст. 2444]. Однако на сегодняшний день к числу главных причин экологического кризиса и техногенных катастроф относятся, прежде всего, низкая экологическая культура большинства специалистов, пробелы в экологическом воспитании, издержки технократического мышления и эколого-правовая безответственность. В связи с этим актуальным становится формирование у студентов вуза - будущих специалистов - эколого-правовой компетентности: не только ответственности за окружающую среду, но и способности не наносить ей вред, рационально использовать природные ресурсы, грамотно отстаивать свои эко-лого-правовые взгляды. Важным это представляется также и потому, что эко-лого-правовая грамотность специалиста имеет статус гражданской позиции и является аспектом профессиональной квалификации.

На основе научных идей и представлений о характере взаимодействия человека с природой (Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, Ю.П. Ожегов, М.В. Рац, и др.), концепции устойчивого развития общества и природы (В.И. Данилов-Данильян, В.Б. Калинин, К.С. Лосев, А.Д. Урсул и др.), теоретические концепции формирования нового социального идеала - экологически ориентированной личности (А.М. Буровский, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, К.А. Романова, Г.П. Сикорская, А.Д. Урсул, А. Швейцер и др.), теории компетент-ностного подхода в образовании, теоретические обоснования сущности понятий «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность» (В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Л.Н. Боголюбов, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.Н. Куницин, Н.В. Казаринов, Д.А. Махотина, Н.А. Рототаева, В. Руденский, В.В. Рябов, А. Сикурела, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов, В.Д. Шадри-ков, А.В. Хуторской и др.), а также психолого-педагогических исследований, посвященных формированию у студентов эколого-правовых знаний, умений, навыков и способности применять их в профессиональной деятельности и по-

вседневной жизни (Н.А. Бахтин, О.В. Гусев, Е.М. Зорина, С.Б. Игнатов, С.Ф. Масленникова, И.В. Щепеткинаи и др.) мы сделали вывод о том, что формирование эколого-правовой компетентности у студентов высших учебных заведений является целостным процессом поэтапного включения их в профессиональное образование (учебно-научную, научно-исследовательскую, а затем и активную эколого-правовую деятельность), способствующим приобретению совокупности новых и актуальных знаний об окружающей среде как важнейшей ценности, о характере воздействия и нормах взаимодействия человека с окружающей средой; умений творчески разрешать эколого-правовые проблемы. При этом компетенция рассматривается как готовность к какому-либо виду деятельности, а компетентность — как актуализированная на практике компетенция. Компетентность выступает как деятельностная характеристика индивида и включает его личностные качества. Вне ситуации и деятельности она не проявляется [Маркова, 2009].

В соответствии с логикой нашего исследования, нами было проанализировано само понятие «формирование». Мы согласны с мнением, что формирование - сложный интегрированный процесс взаимодействия будущего специалиста с окружающей средой, результатом которого становится некое новообразование [Цеунов, 2013]. В нашем случае - эколого-правовая компетентность.

Эколого-правовая компетентность - это интегративная характеристика личности, включающая владение экологическими и правовыми знаниями, практическими умениями и навыками деятельности в рамках экологического императива, творческий опыт разрешения конфликтных экологических ситуаций, ценностное отношение к окружающему миру, ответственность за свои действия и поступки, а также личностные качества человека, обеспечивающие осознанное и экологически обоснованное регулирование природопользования в рамках правового поля [Игнатов, 2006]. Структура эколого-правовой компетентности включает следующие компоненты: знаниево-интеллектуальный, личностный, аксиологический, - деятельностный [Кашина, 2012].

Процесс формирования эколого-правовой компетентности включает в себя три этапа, которые отличаются определенной последовательностью в использовании форм и методов учебно-воспитательного процесса, за счет чего достигается поступательность формирования эколого-правовой компетентности.

На адаптационном этапе происходит зарождение экологической направленности личности и эколого-правовой компетентности, отвечающих специфике эколого-правовой деятельности. Этот этап связан с формированием опорного ядра - определения личностной эколого-правовой позиции, - в котором каждое качество личности проявляется затем на основе конкретной эколого-правовой деятельности, в определенных умениях, развивается и обусловливается возникшим психологическим состоянием в отношении эколого-правовой деятельности.

Основная цель первого этапа - провести диагностику наличного уровня искомой компетентности, так как без определения исходного уровня невозможно выявить разницу между желаемым и имеющимся [Боровикова, 2008] и зало-

жить мотивацию становления эколого-правовой позиции и направленности личности.

На данном этапе происходит адаптация будущего специалиста к специфике эколого-правовой деятельности в рамках учебной и будущей профессиональной деятельности, выраженная через изменение мотивации к эколого-правовой деятельности, посредством формирования у студентов интереса к указанному виду деятельности.

Для успешного формирования эколого-правовой компетентности студентов на адаптационном этапе используются следующие формы организации: тре-нинговые упражнения, имитационные игры, групповая познавательная деятельность, экскурсии.

С целью формирования осознания студентами «разницы потенциалов» -представление о том, каков человек с эколого-правовой позицией, они оценивают свои возможности в свете современных требований. Этому служат определённые упражнения. Приведём пример. Студентам предлагается разделить лист бумаги на четыре равные части. В первом квадрате нарисовать ситуацию взаимодействия между человеком и человеком, во втором - между человеком и домашним животным, в третьем - между человеком и окружающей природной средой. После того, как студенты нарисуют свои картинки, преподаватель предлагает поделиться своими суждениями о содержании рисунков, впечатлениями, которые появились у членов группы. Обсуждение позволяет выделить содержательные идеи, относящиеся к сложившимся стереотипам и установкам в системе «человек - природа», а также к тому, что способствует, а что препятствует эколого-правовой деятельности. Затем каждый студент работает по методике самооценки оценки эколого-правовой компетентности. В процессе обсуждения результатов диагностики делаются выводы о важности эколого-правовой сознательности как специалистов, так и рядовых граждан, эколого-правовой деятельности.

Переход к новому этапу - развивающе-генерализирующему -осуществляется за счёт активной эколого-правовой деятельности. Для успешного формирования эколого-правовой компетентности студентов на данном этапе используются следующие приоритетные формы и методы учебно-воспитательного процесса: игровые тренинговые упражнения; сюжетно-ролевые профессиональные игры; диалоговые формы (беседа с постановкой проблемного вопроса, обсуждение и др.), волонтёрская деятельность.

Овладение основами самоорганизации, позволяющее подготовить студентов к осознанию своей позиции в эколого-правовой деятельности, к овладению умениями организовывать эффективное эколого-правовое взаимодействие. Система занятий поэтапно ведет студентов к постижению закономерностей эколо-го-правовой деятельности: от репродуктивного воспроизведения к осознанию необходимости развития эколого-правовой компетентности, адекватной поведенческой реакции в эколого-правовой ситуации.

Студенты в рамках спецкурса «Эколого-правовой коммуникативно-психологический практикум» знакомятся с приемами активного слушания: пе-

ресказ, отражение чувств, уточнение, резюмирование, проговаривание подтекста. Активное слушание создает отношение заботы, облегчает решение проблем, способствует воспитанию самоконтроля и ответственности. Овладение техникой «Я-высказывания» помогает студентам передать другому человеку отношение к определенным событиям без обвинений, требований. Необходимо так же учитывать, что чем выше уровень развития эмоционально-деятельностной составляющей субъектов образовательного процесса, тем выше уровень личностного развития [Фалунина, 2012]. Другими словами, такая технология беспечивает сохранение позиции равенства и партнерства в процессе эколого-правового взаимодействия. Программа спецкурса предполагают определенную логику построения занятий: работа по созданию условий для позитивного самоотношения студентов, развитию когнитивных процессов, творческому решению проблемных ситуаций и рефлексии полученного опыта. Преподаватель при проведении данных занятий выступает прежде всего как фасили-татор, его основная функция - помогать студентам самим узнавать что-то новое о себе, о других и принимать решение о выборе конкретной стратегии поведения при принятии решений в эколого-правовых ситуациях.

Таблица 1.

Привлекательность для студентов отдельных тем и занятий спецкурса «Эколого-правовой коммуникативно-психологический практикум»

Ответ на вопрос: «Какая тема показалась Вам наиболее интересной?»

№ п/п Содержание (или тема) занятия % отметивших

1. Все занятия 52

2. Принципы экологичного поведения 57

3. Как зависит моя жизнь от состояния окружающей природной среды 47

4. Как грамотно отстоять свои эколого-правовые взгляды 55

5. Зоопсихология - что это? 48

6. Эко-волонтёрская деятельность 46

7. Нормативно-правовая база защиты природы 42

8. Познакомьтесь, Красная книга РФ 39

Данный этап характеризуется закреплением в деятельности знаний об экологии, правовой основе экологического поведения человека; совершенствованием опорного психологического ядра - повышением устойчивости и динамичности эколого-правовой компетентности в пределах ситуаций учебной эко-лого-правовой деятельности; происходит закрепление эколого-правовых знаний в процессе включения студентов в квазипрофессиональную деятельность, развитием эколого-правовых умений и знаний и их генерализация в адекватное для общества эколого-правовое поведение и эколого-правовую деятельность.

Этап самодетерминации - самодетерминация в процессе формирования эколого-правовой компетентности студентов. Сформированность эколого-правовой направленности личности, сформированная иерархия знаний об экологии окружающей среды и её правовой охране, умений, составляющих структуру эколого-правовой компетентности способствует успешному применению эколого-правовой компетентности в определенных ситуациях учебной, квазипрофессиональной, общественной и др. деятельности, т.е. формируемые знания и умения закрепились и функционируют как адекватный способ решения эко-лого-правовых задач.

На данном этапе происходит проявление осознанного применения эколого-правовой компетентности в эколого-правовой и любой другой деятельности студентов, стремление к самосовершенствованию и успешность освоения различных видов эколого-правовой деятельности основана на функционировании процесса самодетерминации.

Для успешного формирования эколого-правовой компетентности на этапе самодетерминации используются следующие приоритетные формы и методы целенаправленной учебно-воспитательной деятельности: экологическая игра; экологический тренинг; групповая познавательная деятельность; диалоговые формы дискуссионного метода (дискуссия, диспут и др.).

Таким образом, организуя процесс формирования эколого-правовой компетентности, важным является системное и обоснованное использование определённых форм и методов учебно-воспитательного процесса, что приводит к интеграции цели, содержания, форм и методов каждого этапа формирования эко-лого-правовой компетентности студентов.

Библиографический список

1. Боровикова, Ж. Н. Игра как средство формирования профессионально значимых коммуникативных умений учащихся учреждений начального профессионального образования [Текст] / Ж. Н. Боровикова // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ : история и современность : (сб. науч. ст.) / отв. ред. О.А.Лапина, Л.А Иванова. - Иркутск : ИГЛУ, 2008. -С. 178-186.

2. Игнатов, С. Б. Эколого-правовая компетентность учащихся: пути и средства ее формирования [Текст] / С. Б. Игнатов. - Тюмень : Изд-во ТГУ, 2006. - 135 с.

3. Кашина, Е. С. Структура эколого-правовой компетентности студентов вуза [Текст] / Е. С. Кашина // Казахстан на пути социально-экономической модернизации : материалы Региональной научно-практической конференции (07 декабря 2012). - Костанай, 2012. - С. 240-242.

4. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. -М. : Изд-во Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 2009. - 308 с.

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Текст] / Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20. - ст. 2444.

6. Фалунина, Е. В. Ценностно-смысловые ориентиры и технологии педагогического взаимодействия современного [Текст] / Е. В. Фалунина // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2012. - №1 (7). - С. 101-107.

7. Цеунов, К. С. Обзор модели формирования межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью [Текст] / К. С. Цеунов // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2013. - С. 110-114.

Скворцова Тамара Александровна

Преподаватель русского языка и литературы ОГБОУ СПО «ИТМ им. Н.П. Трапезникова», Иркутск, Россия

Магистрант ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование Профиль: Управление образовательными системами

УДК 378.1 ББК 74.26

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИКУМЕ)

В статье представлена структурно-содержательная характеристика учебно-методического пособия по русскому языку для студентов техникума, содержание которого направлено на гармонизацию педагогического дискурса. Описана научно-методологическая основа разработки учебного пособия: подходы (си-стемно-деятельностный, культурологический, аксиологический), принципы (деятельностной активности, адресность, паритетности, обратной связи). Приведены примеры заданий и упражнений по гармонизации педагогического дискурса.

Ключевые слова: педагогический дискурс; гармонизация педагогического дискурса; научно-методологические подходы к гармонизации педагогического дискурса; обсценная лексика; принципы построения учебно-методического пособия; структура учебного пособия; содержание учебного пособия.

STRUCTURAL AND CONTENT CHARACTERISTICS OF EDUCATIONAL

AND METHODICAL MANUAL ON HARMONIZATION OF THE PEDAGOGICAL DISCOURSE (AS A CASE OF THE RUSSIAN LANGUAGE

TEACHING AT COLLEGE) The article presents structural characteristics of a methodical manual on Russian for college students, the content of which is aimed at the harmonization of the pedagogical discourse. Scientific and methodological basis of a training manual is de-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.