Научная статья на тему 'Формирование эколого-правовой компетенции студентов педагогического вуза'

Формирование эколого-правовой компетенции студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / CULTURE / EDUCATION / DESIGN RESEARCH ACTIVITY / ECOLOGICAL-LEGAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатов Сергей Борисович

Рассматриваются некоторые теоретические и методические аспекты формирования эколого-правовой компетенции, являющейся важнейшим элементом культуры будущего педагога. Отмечается, что одной из наиболее эффективных технологий в этом плане является специально организованная проектная исследовательская деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of ecological-legal competence of students of the pedagogical higher educationa institution

The ecological-legal competence is the major element of the culture of a an intending teacher. In the presented work some theoretical and methodical aspects of its forming are considered. It is noticed that one of the most effective technologies in this plan is specially organized design research activity.

Текст научной работы на тему «Формирование эколого-правовой компетенции студентов педагогического вуза»

УДК 31.033

ББК Ч48-951.350.1

С. Б. Игнатов

Тюмень

ФОРМИРОВАНИЕ ЭК0Л0Г0-ПРАВ0В0Й КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГ0ГИЧЕСК0Г0 ВУЗА

ГСНТИ 14.35.05; 87.01.45 Код ВАК 13.00.00

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура; образование; проектная исследовательская деятельность; эколого-правовая компетенция.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются некоторые теоретические и методические аспекты формирования эколого-правовой компетенции, являющейся важнейшим элементом культуры будущего педагога. Отмечается, что одной из наиболее эффективных технологий в этом плане является специально организованная проектная исследовательская деятельность.

S. B. Ignatov

Tyumen

FORMATION OF ECOLOGICAL-LEGAL COMPETENCE OF STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONA INSTITUTION

KEY WORDS: culture; education; design research activity; ecological-legal competence.

ABSTRACT. The ecological-legal competence is the major element of the culture of a an intending teacher. In the presented work some theoretical and methodical aspects of its forming are considered. It is noticed that one of the most effective technologies in this plan is specially organized design research activity.

Кризисная социокультурная и экологическая ситуация второй половины двадцатого столетия привела к необходимости разработки новых моделей развития общества в будущем. Одна из них (“sustainable development” — модель допустимого, сбалансированного, самоподдерживающегося развития системы «общество — природа») в госу-

дарственных документах России получила название — устойчивое развитие (УР). В контексте этой модели в начале 90-х гг. были разработаны концептуальные, дидактические и методические основы новой отрасли образования — экологического. В ряде регионов страны были внедрены системы непрерывного экологического образования. Но, вы-

© Игнатов С. Б., 2011

строенное в рамках ЗУН-парадигмы, оно не дало ожидаемых результатов. Как показали исследования, проведенные в конце 90-х гг., благодаря этим мерам уровень теоретических знаний учащихся по частным вопросам экологии подрос, однако уровень их экологической культуры и основного ее показателя — практической экологически обоснованной деятельности — остался низким.

Сегодня в мировой и отечественной педагогике начинает складываться новое стратегическое направление, которое получило название «образование в интересах (для) устойчивого развития» (ОУР) [8]. Его основная цель состоит в изменении существующего массового сознания людей, переориентировании их на сохранение универсальных ценностей жизни, в обучении тому, как, не выходя за рамки правового поля, находить компромисс в ситуациях, в которых вступают в конфликт экономическая выгода и экологическая целесообразность, личные потребительские запросы и общественные интересы.

В исследованиях, посвященных проблематике образования в интересах устойчивого развития, подчеркивается, что это не альтернатива существующему экологическому образованию, это его новая ступень, с переходом на которую оно приобретает статус — экологическое образование в интересах устойчивого развития (ЭОУР). Но при этом экологическое образование претерпевает существенные изменения, которые связаны с углублением его правовой и культурологической составляющих, с созданием в образовательных учреждениях активной экокультурной среды, с усилением деятельностной стороны эколого-образова-тельного процесса. Экологическое образование должно обрести опережающий характер и перейти:

- от ЗУН-парадигмы к формированию у молодежи экологической компетенции и готовности жить в малопредсказуемом будущем мире;

- от экологической грамотности к умениям проектирования своей деятельности в окружающей среде с учетом ее экологических последствий;

- от описания и объяснения современных экологических проблем к предвидению, моделированию и прогнозированию возможных экологических ситуаций и упреждению их негативных последствий;

- от экологических проблем среды к экологии человека, его культуре, здоровью и безопасности жизнедеятельности [3].

Как полагают большинство исследователей проблематики экологического образования в интересах устойчивого развития, методологической основой его построения и важнейшим инструментом практической реализации является ком-петентностный подход. В отечественной научно-педагогической литературе идет его активное обсуждение в связи с глобализацией и интернационализацией образования. Разработке методологических оснований и практической реализации компетентностного подхода посвящен большой пласт исследований отечественных и зарубежных ученых (В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, Дж. Равен,

В. Хутмахер и др.). В процессе дискуссий постепенно вырабатываются общие позиции относительно его категориального аппарата, классификации компетенций, дидактических и методических аспектов воплощения в образовательную практику. Его фундаментальные понятия — «компетенция» и «компетентность». При этом компетенция рассматривается как готовность к какому-либо виду деятельности, а компетентность — как актуализированная на практике компетенция. Компетентность выступает как деятельностная характеристика индивида и включает его личностные качества. Вне ситуации и деятельности она не проявляется [4].

Выпускнику образовательного учреждения необходимо обладать определенным набором ключевых (базовых, общеобразовательных) компетенций. К наиболее значимым отнесены политические и социальные, межкультурные, коммуникативные, информационные, способность к самосовершенствованию в профессиональном и личностном планах [9.

С. 34—35].

Исходя из общего видения мирового будущего одной из ключевых компетенций становится экологическая, так как всегда в той или иной мере проявляет себя и в профессиональной деятельности человека, и в его обыденной жизни. К сожалению, в предлагаемом перечне компетенций ГОС ВПО нового поколения она отсутствует. Некоторые исследователи относят экологическую компетенцию к числу социальных, что не отражает в полной мере ее сути. Она гораздо шире, потому что отражает отношения человека со всей окружающей его социоприродной средой, высвечивает социальные отношения на фоне взаимодействия с природой, определяет экосообразность стиля его жизни, деятельности и поведения. Мы под экологической компетенцией понимаем интегративную характеристику личности, включающую экологическую образованность, ценностное отношение к окружающему миру и своему здоровью, ответственность за свои действия и поступки, а также опыт разрешения проблемных экологических ситуаций [6]. При этом экологическая образованность отражает владение необходимым минимумом экологических знаний, обеспечивающих становление экоцен-трического (экологического) мировоззрения и развитие экологического мышления, а также практическими умениями и навыками организации и ведения эко-сообразной деятельности.

С точки зрения системного подхода экологическая компетенция — сложное

понятие, которое включает совокупность взаимозависимых и взаимодополняющих элементов, которые связаны родовидовыми отношениями и образуют своеобразную «гроздь компетенций». Родовое понятие «экологическая компетенция» включает набор более узких видовых компетенций (эколого-биологи-ческая, социально-экологическая, эколо-го-правовая, эколого-валеологическая и др.).

Экологическая компетенция является важнейшим компонентом профессиональной культуры педагога. Она отражает его готовность к эколого-образова-тельной деятельности. Проблема ее развития у будущих педагогов освещалась в трудах С. В. Алексеева, С. Н. Глазаче-ва, А. Н. Захлебного, А. В. Миронова, Л. В. Моисеевой, О. Г. Роговой, Г. П. Си-корской и др. Обзор исследований по этой проблеме представлен в работах С. Н. Гла-зачева, О. Е. Перфиловой, О. Г. Роговой [1; 7]. Отмечая специфику экологической компетенции учителя, исследователи указывают на необходимость рассмотрения ее с двух сторон:

1) как индивидуальное личностное качество, характеризующее его как гражданина, присущее представителю любой профессии и проявляющееся в экологичном стиле жизни;

2) как эколого-педагогическую компетенцию, отражающую профессиональную подготовленность педагога к осуществлению экологического образования.

В качестве основных показателей эколого-педагогической компетенции нами выделены следующие:

• экологическая образованность, включающая объем экологических и методических знаний, необходимых для организации активной экокуль-турной среды в образовательном учреждении, продуктивного экологопедагогического взаимодействия с учащимися, другими субъектами об-

разовательного процесса и социальными партнерами образовательного учреждения;

• осознанность экологических ограничений экономического развития, необходимости адаптации к этим ограничениям и владение методами воспитания у детей духа экономии и бережливости;

• ценностно-мотивационные установки на экологический стиль жизни, приверженность постулатам экологической этики, стремление приобщить к ним своих учеников;

• эколого-правовая грамотность, поддерживающая деятельность педагога, направленная на преодоление экологической делинквентности детей;

• владение современными педагогическими технологиями экологического образования и воспитания, методическими умениями и навыками его организации в рамках своего учебного предмета и за его пределами. Важнейшей стороной экологической

компетенции является деонтологиче-ская (от гр. deontos — ‘должное, надлежащее’ и logos — ‘учение’) составляющая. Она объединяет в целостную систему знания об общественно значимых, экологически обоснованных правовых нормах и правилах поведения и деятельности человека в природной среде и о средствах их актуализации в цивилизационной практике [5]. Одной из форм ее практической реализации является развивающееся с конца 90-х гг. прошлого века экологическое право. Другая форма ее объективизации проявляет себя через нормы общественной морали, фиксирующие правила, или модели поведения, как желательный стандарт, в поддержании которого заинтересовано общество или социальная группа. Экологическое право, экологическая этика, мораль, нравственность и средства их актуализации в эколо-го-педагогической деятельности связаны множеством каналов; это единое, нерас-

торжимое целое, которое составляет основу эколого-правовой компетенции [6], выступающей в качестве элемента экологической компетенции.

Эколого-правовая компетенция, несмотря на то, что занимает небольшой сегмент в содержании эколого-педа-гогической компетенции, является важнейшей составляющей общей и профессиональной культуры педагога. Без нее педагогическая деятельность в области экологического образования и воспитания не будет полной, отвечающей современным требованиям глобальной, национальной и региональной экологической ситуации.

Как показывает наша практика, успешности процесса формирования эко-лого-правовой компетенции в значительной мере способствует введение в содержание учебных дисциплин федерального компонента интегрированных модулей эколого-правовой направленности, содержание которых представлено в работах С. Н. Глазачева, С. Б. Игнатова, В. А. Игнатовой, А. А. Марченко [2; 6]. В их числе: «Природоохранное законодательство России», «Экологическое образование в интересах устойчивого развития», «Методическая система эколого-правового образования учащихся», «Деятельность учителя по организации в школе экокультурной среды», «Интерактивные технологии в экологическом образовании» и ряд других. При проектировании учебного содержания модулей мы учитывали такие аспекты взаимодействия человека с окружающей его социоприродной средой, как:

- взаимосвязь природного и социокультурного;

- гражданственность, ответственность и права человека;

- потребности и права будущих поколений;

- организация жизнедеятельности с минимальной нагрузкой на окружающую среду;

- экономное расходование природных ресурсов;

- удовлетворение потребностей ныне живущих поколений в пределах возможностей биосферы;

- культурное, социальное и природное разнообразие;

- качество жизни, равноправие и справедливость;

- ценностное отношение к окружающему миру;

- экологическая этика и экологическое право;

- позитивное видение будущего, понимание его прогнозируемости.

В рамках вариативной составляющей образования будущим учителям начальных классов, студентам, готовящимся к преподаванию дисциплин гуманитарного цикла, а также студентам, получающим дополнительную квалификацию «преподаватель», был предложен авторский интегрированный курс «Экологическая культурология» [2], который включает следующие разделы:

• экологическая культурология в структуре социально-гуманитарного знания;

• теоретико-методологический базис и понятийный аппарат экологической культурологии;

• инструменты актуализации идей экологической культурологии в цивилизационной практике;

• образование для устойчивого развития и экологическая культура;

• компетентностный подход как методология и инструмент реализации идей экологической культурологии в образовании;

• экологическая компетентность как компонент экологической культуры: сущностные характеристики, структура, содержание и социальные функции;

• методическая система формирования экологической культуры учащихся;

методология и методика исследования динамики процесса формирования экологической культуры у учащихся.

Изучение интегрированного курса, как показывает практика опытного обучения, позволяет получить значимые результаты при условии использования в процессе обучения современных интерактивных технологий. Одной из наиболее эффективных из них является проектная исследовательская деятельность обучающихся [6], действенность которой в значительной мере связана с возможностью использования в ее рамках элементов самых разнообразных современных форм организации учебных занятий: работу в малых группах сотрудничества, научные и мониторинговые исследования, деловые, имитационные и ролевые игры, проблемный и поисковоисследовательский методы. Для обучающихся работа над проектом — это и познавательная деятельность, и зона развития, социализации, сотрудничества и сотворчества. Она помогает им гармонично сочетать коллективную и индивидуальную, теоретическую и практическую деятельность, а преподавателю, ведущему курс методики преподавания учебной дисциплины, успешно использовать методы проблемного обучения, майевтики и эвристики.

Совместный поиск решения ситуативных экологических проблем вызывает дискуссии, создает в аудитории нравственно-интеллектуальную атмосферу, воспитывает культуру общения, способствует формированию мировоззренческих установок обучающихся, помогает им привести в соответствие с социальными запросами общества собственные ценностные ориентации. Поиск их баланса в процессе разрешения конкретных экологических ситуаций природного или социального характера расширяет поле потенциальных возможностей для воспитания гуманистического отноше-

ния личности к своему социоприродно-му окружению, способствует становлению гражданина, желающего и умеющего вести экологически обоснованный образ жизни. Работа над проектом позволяет преобразовать сложные для восприятия неспециалиста эколого-право-вые знания в формы, доступные для понимания, актуализировать эти знания, показать их необходимость для каждого человека, заложить азы умений правоприменения. Во время педагогической практики студентами совместно с учащимися и учителями школ были разработаны и успешно реализованы коллективные школьные проекты «Открываем заказник», «Правовой статус охраняемых территорий», «Экоцивилизация: проектируем, моделируем, строим», «Экологический дом», «Экологические традиции народов России», в которых значительное внимание уделялось проблемам устойчивого развития и правовым аспектам природопользования. В

ходе создания и реализации проектов наблюдалась положительная динамика эколого-правовой грамотности учащихся, отмечался возрастающий интерес к поставленным в них проблемам. В итоговых сочинениях учащиеся высказывали компетентные мнения по поводу решения тех или иных эколого-правовых ситуаций, которые возникают в жизни, критическое отношение к действиям и поступкам, приводящим к экологическим нарушениям, приводили примеры ресурсосбережения.

Освоение этой технологии в процессе учебной и профессионально-педагогической деятельности, выявление ее организационных и содержательных тонкостей способствуют повышению методического мастерства студентов, становлению их как специалистов, обладающих необходимым уровнем эколого-педагогической культуры, включающей наряду с другими составляющими профессионализма и эко-лого-правовую компетенцию.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГЛАЗАЧЕВ С. Н., ПЕРФИЛОВА О. Е. Экологическая компетентность : становление, проблемы, перспективы : моногр. / МГГУ им. М. А. Шолохова. М., 2008.

2. ГЛАЗАЧЕВ С. Н., ИГНАТОВ С. Б., ИГНАТОВА В. А., МАРЧЕНКО А. А. Экологическая культурология. Педагогическая адаптация : учеб. пособие для вузов / МГГУ им. М. А. Шолохова. М., 2008.

3. ЗАХЛЕБНЫЙ А. Н., ДЗЯТКОВСКАЯ Е. Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе // Россия в окружающем мире. 2008. Устойчивое развитие, экология, политика, экономика : аналитический ежегодник. М. : МНЭПУ, 2008.

4. ЗЕЕР Э. Ф., ПАВЛОВА А. М., СЫМАНЮК Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход : учеб. пособие / Моск. психолого-социальный ин-т. М., 2005.

5. ИГНАТОВ С. Б. Образование для устойчивого развития : теоретико-методологические основания экологической деонтологии // Актуальные вопросы современного образования / ТГНГУ. Тюмень, 2010.

6. ИГНАТОВ С. Б. Эколого-правовая компетентность учащихся : пути и средства ее формирования: моногр. Тюмень : Вектор Бук, 2006.

7. РОГОВАЯ О. Г. Становление эколого-педагогической компетентности : теоретический и методический аспекты : моногр. / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2007.

8. СТРАТЕГИЯ образования в интересах устойчивого развития : материалы 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. М., 2005.

9. СОВЕТ Европы : симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы». Берн, 1996.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. В. Моисеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.