Научная статья на тему 'Эталон физической привлекательности как социокультурный фактор образа телесного я у женщин'

Эталон физической привлекательности как социокультурный фактор образа телесного я у женщин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4269
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ВНЕШНИЙ ОБЛИК / ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ТЕЛЕСНОЕ Я / ИДЕОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ / НЕУДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ЖЕНЩИН ТЕЛОМ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ВНЕШНОСТИ / WOMEN'S DISCONTENT WITH BODY IMAGE / VISUAL CULTURE / EXTERNAL SHAPE / PHYSICAL ATTRACTIVENESS / BODY IMAGE / CONSUMPTION IDEOLOGY / APPEARANCE DESIGN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карабина Юлия Сергеевна

В статье рассматривается вопрос социокультурной обусловленности стремления женщин соответствовать эталону физической привлекательности. Даётся представление об ассоциативной связи между конструктами «женщина» и «тело», и её отношении к идеологии потребления. Рассматривается проблема неудовлетворенности женщин образом Я, раскрывается актуальность данной проблемы, её причины и возможные последствия. Описывается феномен конструирования внешнего облика как адаптационно-компенсаторная стратегия гармонизации Я-концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper reveals the problem of socio-cultural influence of women's desire to correspond the standard of physical attractiveness. The author gives her view on the relations between concepts "woman" and "body", and the attitude to the consumption ideology. The topical problem of women's discontent with body image is considered; its causes and possible consequences are revealed. In this context the phenomenon of body design as a strategy of adaptation and compensation of the Iconcept is presented.

Текст научной работы на тему «Эталон физической привлекательности как социокультурный фактор образа телесного я у женщин»

УДК 316.33

Карабина Юлия Сергеевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ЭТАЛОН ФИЗИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР ОБРАЗА ТЕЛЕСНОГО Я У ЖЕНЩИН

В статье рассматривается вопрос социокультурной обусловленности стремления женщин соответствовать эталону физической привлекательности. Даётся представление об ассоциативной связи между конструктами «женщина» и «тело», и её отношении к идеологии потребления. Рассматривается проблема неудовлетворенности женщин образом Я, раскрывается актуальность данной проблемы, её причины и возможные последствия. Описывается феномен конструирования внешнего облика как адаптационно-компенсаторная стратегия гармонизации Я-концепции.

Ключевые слова: визуальная культура, внешний облик, физическая привлекательность, телесное Я, идеология потребления, неудовлетворённость женщин телом, конструирование внешности.

В последнее время в связи с усилением роли визуальной культуры и расширением визуальных способов презентации различных аспектов жизни человека, отмечается существенный рост интереса к проблемам образа телесного Я и физической привлекательности как средству идентификации и стратификации общества (В.А. Лабунская, 2009). Анализ исследований показывает, что образ телесного Я (схема тела, представление о своём внешнем облике) в современном мире является очень важным образованием в структуре личности, её Я-концепции, и оказывает влияние не только на эмоциональную и межличностную сферу, но и в целом задаёт динамику протекания объективных жизненных процессов индивида (Е.В. Белу-гина, 1999; Р Бернс, 1986; Т.С. Леви, 2005; В.А. По-дорога, 1995). Столь сильное влияние объясняется тем, что тело человека уже давно представляет собой не просто физическую данность от природы, которая ценна сама по себе, а новое культурное образование, подчиняющееся постоянно изменяющимся эталонам красоты, навязываемым целой индустрией СМИ и шоу бизнеса (М.В. Бо-лохова, 2009; Н. Вулф, 2001; М. Палуци, 2007). Физическая привлекательность превратилась в современный атрибут успешной, самореализующейся личности и культура современного общества настаивает на том, что залог успешности в каждой из жизненных областей, лежит именно в этой плоскости. В сознании индивида тем самым «искусственно» повышается значимость образа телесного Я.

Представление о телесном Я как значимом компоненте Я-концепции основано на положении о неотделимости в самовосприятии субъек-

та «внешнего» от «внутреннего», наличии нерасторжимой связи между ними, формирующейся вследствие восприятия личности другими людьми в единстве ее внутренних и внешних характеристик (В.П. Зинченко, 2003). Необходимо отметить, что образ телесного Я является когнитивным компонентом Я-концепции и выступает как установка по отношению к своему внешнему виду, включая особенности веса, форм, пропорций тела. Степень адекватности образа телесного Я выясняется при изучении эмоционального (самооценка) и поведенческого (стратегии самоутверждения личности) компонентов Я-концепции. Одним из наиболее очевидных феноменов, сопровождающих формирование представлений о своём образе телесного Я, является самооценка внешности и её соответствие оценкам другим, которые актуализируют процесс рефлексии. Одной из существенных проблем, приобретающих экзи-стенциональный характер, является проблема несоответствия оценочных образов того, что видят другие, и того, что действительно чувствует человек и кем он является. Данное несоответствие порождено природой связей между внешним и внутренним, природой тех механизмов, которые лежат в основе формирования оценок и самооценок (Ч. Кули, Дж. Мид, 1918; В.В. Столин, 1983).

Проблема усугубляется тем, что на сознание многих мужчин и женщин оказывают влияние стереотипные представления о физически развитом красивом теле, имеющем определенные пропорции и формы. Оно определяется такими социально-психологическими факторами как эталоны, нормы, гендерные стереотипы, имидж, социальные сравнения и установки, а так же СМИ и массовое пропагандирование «культа внешности».

Большинство авторов едины в том, что именно культура каждого конкретного общества распространяет определённый эталон физической привлекательности (М.В. Болохова, 2009; И.М. Бы-ховская, 2000; И.С. Кон, 2003 и др.). В.А. Лабунс-кая (2009) справедливо отмечает: «В мире визуальной культуры «позицию Другого», «чужого взгляда», влияющего на формирование внешнего облика, выполняют различные средства массовой информации. Они формируют типы внешнего облика, можно сказать, «видимого человека», а вместе с ними задают параметры образа жизни, соответствующие отношения, состояния, представления...». Таким образом, формирование эталона физической привлекательности определяется многочисленными влияниями общества, при этом для самого человека оказываются в большинстве случаев стихийным процессом, он может не осознавать, что у него формируются те или иные эталоны, и что они всегда дают о себе знать, когда он оценивает другую личность и её внешний облик.

В проводящихся на эту тему ростовскими психологами исследованиях, внешний облик рассматривается как сложное образование, состоящее из ряда компонентов, отличающихся степенью изменчивости под влиянием естественных и искусственных факторов: 1) устойчивый компонент внешнего облика (индивидно-конституциональные характеристики человека: вес, рост, параметры тела и т.д.); 2) среднеустойчивый (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда); и 3) динамический компонент (экспрессивное, невербальное поведение, сопряженное с состояниями и отношениями личности), взаимодействие между которыми образует пространственно-временную целостность (внешность), выступающую в роли средства идентификации человека, формирования представления о нем и отношения к нему (В.А. Лабунская, 2009).

В связи с обращением к проблеме выражения и самоутверждения личности через внешний облик и образ телесного Я повышается интерес к изучению этого направления, предметное поле которого формируется под влиянием данных кросс-культурных и гендерных исследований. Здесь фиксируются статусно-ролевое поведение человека, внешние атрибуты его половых ролей, психологические и социально-психологические характеристики феминности-маскулинности (В.А. Лабунская, М.В. Буракова, 1998).

Многие авторы обращают внимание на тот факт, что сами понятия, такие как «красота», «физическое совершенство», «внешняя привлекательность» «сексуальность», «телесность», ассоциируются в основном с женщиной, а не с мужчиной (О.А. Воронина, 2001; Н. Вулф, 2001). В традиционной социокультурной среде образ телесного Я более значим в структуре женской идентичности, поскольку женщина репрезентируется (от франц. reprsetatio - представление, изображение) через её тело и телесный опыт (развитие сексуальности, беременность и рождение детей). В создании современного эталона физической привлекательности это выражается следующим образом: в основе нормативного образа находится исторически традиционное представление об ассоциативной связи между конструктами «женщина» и «тело» (О.А. Воронина, 2001), вследствие которой закрепляется стереотип о том, что важную ценность для женщины представляет именно её физическая привлекательность. В связи с этим даже нравственные качества женщины зачастую оцениваются исходя из того, отвечают ли ее размеры, рост, походка и облик общепринятому идеалу.

Несмотря на значимость образа телесного Я в жизни женщин, отмечается скудность сведений непосредственно о женских инициациях, которую исследователи объясняют восприятием женского в культуре как феномена скорее биологического, нежели социального (М. Мид, 1989), а так же связывают с социальной зависимостью женщин. Анализируя образ женщины в истории Дж. Хантер (Hunter J.E., 1976) пришла к выводу, что в целом это образ неполноценности, а процесс женской эмансипации со времён глубокой античности прямо связывался с деструктивными социальными последствиями, с распадом морали и разрушением семьи. Можно с уверенностью сказать, что до 1960-х гг. существовавшее определение роли полов оставалось неизменным и характеризовалось чётким разграничением функций мужчин и женщин, доводившемся в некоторых случаях до бескомпромиссного дуализма в рамках жесткой иерархической модели. Его сторонники аппелировали к природе, религии и традициям, которые якобы существовали с древнейших времён. Женщина рожала детей и вела хозяйство. Мужчина завоёвывал мир и отвечал за жизнь семьи (Н.И. Семечкин, 2001). Разделение мира по признаку пола (в общественной и част-

ной жизни) привело к появлению двух строго противоположных установок в отношении мужчины и женщины, определявшимися их специфическими чертами (в том числе, установившиеся ассоциации: мужчина - психика, женщина -тело). В настоящее время многие из этих представлений потеряли свою силу, однако сам по себе вопрос о предназначении мужчин и женщин и о их ролях не потерял свою остроту. К примеру, некоторые авторы отмечают, что склонность к подчинению и конформность до сих пор рассматриваются как социально желательные характеристики «настоящей» женщины (С. Бем, Ш. Берн, 2007; И.С. Клецина, 2009).

Так, Е. Метс и А. Кан, (Mathes E.W., Kahn A., 1975) исходя из данных позиций утверждают, что физическая привлекательность для женщин является более значимой, чем для мужчин, поскольку успешность женщины больше зависит от её способности вступать в прочный союз с мужчиной, в то время как успешность мужчины определяется его личными достижениями. В социальном плане привлекательная женщина может рассчитывать на больший выигрыш от производимого ею впечатления, чем столь же привлекательный мужчина. В связи с этим, рассматриваемый образ телесного Я личности и отношение к нему можно отнести к проблеме «гендер - социальные атрибуты внешнего облика». Содержание образа определяется тем, кто воспринимает и кто является объектом восприятия - мужчина или женщина. К примеру, выступающая перед аудиторией женщина воспринимается и оценивается в первые несколько секунд как сексуальный объект (женщине-политику в связи с этим приходится постоянно балансировать) (Лабунская, 1999). Кроме того, установлено, что оценка мужчинами способностей женщины находится в прямой зависимости от использования ей в той или иной манере одежды, косметики, украшений, и даже цвет волос женщины влияет на эту оценку. Объяснение данного феномена следует искать в особенностях социализации мужчин и женщин, их развития как субъектов общения. Известно, что в результате социализации область взаимоотношений, общения становится субъективно более значимой для женщин, чем для мужчин. У женщин шире и разнообразнее круг общения. В этой связи они чаще сталкиваются с различными социально-перцептивными задачами.

Стремление к социальной реализации обусловливается в значительной степени тем, что жен-

щины проявляют больший, чем мужчины, интерес к установлению межличностных отношений, потребность в аффилиации (эмоциональном принятии) для них важнее (В.Е. Каган, 1889; И.С. Клецина, 1998; О.В. Митина, 1999). Поскольку женщины более чем мужчины ориентированы на внешнюю оценку и более чувствительны к внешнему влиянию, то именно соответствие эталону физической привлекательности, заданному извне зачастую определяет успешность социализации женщины. Обстоятельство, что у женщин позитивная самооценка связана не столько с наличием социально желательных черт, сколько с отношением к себе в целом, подтверждает то, насколько важен для них положительный образ телесного Я.

Таким образом, отношение к особенностям лица, веса, роста, телосложения, пропорций тела тесно связано с установками женщины к себе, самочувствием и переживанием своей самоидентичности, адекватности и принятия себя. При этом причина недовольства телесным образом Я у многих женщин, кроется не в реальных диспропорциях или дефектах, а в когнитивных структурах и представлениях о собственной внешности. Можно сказать, что сами эти представления и когнитивные структуры вписываются в более общую целостность - в объектную установку к себе. Если у женщины неустойчивая или заниженная самооценка, неуверенность в себе, высокий уровень тревожности и другие проблемы, то конституциональные или физические отклонения от стандарта, вошедшие в её образ телесного Я, могут вызывать болезненные переживания. Но так же справедливо и то, что низкая самооценка, высокая тревожность могут быть уже следствием осознания нестандартности своего телесного Я. Эта ситуация наиболее вероятна в том случае, когда образу телесного Я в самосознании придаётся исключительно важное место, что наблюдается в современном обществе (Н.И. Семечкин, 2001).

Неудовлетворительный для женщины образ телесного Я формируется у неё чаще всего под влиянием оценок окружающих, которые первыми замечают в её облике «отклонения» от нормы, заостряют на этом внимание, агрессивно указывают на ту или иную внешнюю «нестандартность», чем побуждают женщину слишком часто сравнивать себя с окружающими, что может только усугублять болезненность её самосознания (Р. Бернс, 1986) Необходимо отметить, что в социальной психологии в связи с этим обсуж-

дается новый вид дискриминации - «looking» -преследование на основе внешнего облика, основывающееся на нормах «красивого/уродливого» (В. Суэми, А. Фернхем, 2009). При этом то доминирующее место, которое занимают переживания своего «дефекта», часто не соответствуют ни реальным особенностям внешности, ни интенсивности нанесённой психической травмы. Именно таким путём развивается «стигматизированное» самосознание (Н.И. Семечкин, 2001) (идентификация со своей «отметиной», своим «знаком»).

Очевидно, что оценка женской привлекательности через призму внешнего облика ведёт не только к возникновению негативных психологических последствий для самой женщины, но вступает в противоречие с трактовками понятия красоты как единства «внешних» и «внутренних» её компонентов.

Важно отметить тот факт, что оптимальная (незначительная) степень неудовлетворенности собственной внешностью стимулирует женщину к физическому развитию и поддержанию тела в состоянии физической нормы, однако существенные расхождения между Я реальным (реальный образ телесного Я) и Я идеальным (желаемый, идеальный образ телесного Я) влекут за собой разнообразные негативные последствия -от психологического дискомфорта до депрессии и физических нарушений здоровья (М.В. Болохо-ва, 2009).

Предлагаемый норматив в отношении внешности женщины содержит ключевой набор признаков, характерных для современной отечественной и западноевропейской культуры: приоритет стройности и молодости, которые можно конструировать. (И.В. Грошев, 1999) Данные параметры, представленные в различных СМИ, стимулируют женщину к приобретению рекламируемых товаров для поддержания социально одобряемого типа внешности и образа телесного Я, следовательно, служат целям идеологии потребления и превращают заботу о красоте своего тела в основную обязанность и одновременно проблему современной женщины вне зависимости от ее возраста и социального статуса. Это в свою очередь вынуждает женщину постоянно сомневаться, насколько она соответствуют эталону, и ставит её самооценку в зависимость от того, как она выглядит, а не кем она является.

Необходимо отметить, что возможность конструировать, преобразовывать свой внешний

облик понимается, преимущественно, как способность личности воздействовать на свои «внутренние» характеристики посредством воздействия на характеристики «внешние» (В.А. Лабун-ская, 2009). Преобразование внешнего облика как социокультурный феномен, практики его преобразования, является актуальным предметом изучения в различных областях гуманитарного знания социологии, философии, биоэтики, культурологии и т.д. Вместе с тем, проблема сознательного, целенаправленного изменения внешнего облика, вне контекста психотерапевтической работы и имиджелогии, практически не попадает в поле исследовательского интереса социальных психологов.

Одним из способов создания, конструирования женщинами своего телесного Я является обращение к практикам преобразования внешнего облика, сложившихся в обществе и культуре. К ним относятся практики, ставшие в современном мире явлением повседневной жизни человека: разного рода косметические процедуры и средства, системы физических упражнений, диетология, эстетическая хирургия и т.п. К перечисленным услугам обращается все большее число женщин, что приводит к процветанию данных индустрий (красоты, здоровья, моды) и еще большему ужесточению эталона.

Очевидно, что одна из социально-психологических проблем сложившейся ситуации заключается в том, что современная традиция исследования социокультурного воздействия на личность не дифференцирует нейтральное воздействие социума, являющееся нормой пребывания любого индивида в обществе, и агрессивное, негативное воздействие, которым является социально навязываемый эталон физической привлекательности.

Положение женщины в данном случае отражает ситуацию, когда общество, прежде всего, заботится о социализации своих членов, приучению к нормам и знаковым системам, принятым в данном обществе. Очевидно, что развитие личности невозможно вне общества, культуры. Однако вопрос состоит в том, каким образом может быть выстроен процесс социализации женщины так, чтобы она могла не только ориентироваться в знаковых системах, была способна на адекватные обществу реакции и стремления соответствовать принятым эталонам, но училась быть в контакте с собой, выстраивала личностные смыслы.

Путём обращения к своим истинных потребностям женщина с одной стороны, обращается к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, культуре, а с другой стороны своим телесным уровнем она включена в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, главной составляющей которой выступает самосознание, не зависящее от действий, переживаний и ожиданий других людей. Тогда критериями эмоционального благополучия и удовлетворённости (в том числе, образом телесного Я) становится не степень соответствия общепринятым идеалам, а адекватная самооценка и уважение собственной личности.

Библиографический список

1. Болохов а М.В. Роль эталона физической привлекательности в оценке собственной внешности // Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб., 2009.

2. Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. - М., 2001.

3. Вулф Н. Миф о красоте. Как представления

о красоте используются против женщин // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». - М., 2001.

4. Лабунская В.А. Внешний облик в структуре представлений о Враге и Друге на различных этапах жизненного пути // Психология человека в современном мире. Т. 1. (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Отв. ред.: А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков, М.И. Воло-викова. - М., 2009.

5. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов-на-Дону, 1999.

6. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. - М., 1989.

7. Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков: история, теория, исследования. Учебник. Части I, II. - Владивосток, 2001.

8. Hunter J. E. Images of women // J. of Soc. Issues. - 1976. - J№32.

9. Mathes E. W., Kahn A. Physical attractiveness, happiness, neuroticism and self-esteem // J. of Psychology. - 1975. - V. 90.

УДК 159.922.1

Малова Татьяна Васильевна

Вятский государственный гуманитарный университет

[email protected]

МУЖЕСТВЕННОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ГЕНДЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

В статье на основе имеющихся подходов в гендерных исследованиях рассмотрена сущность гендерного самоопределения личности, раскрыто определение «мужественность» и охарактеризовано оно применительно к гендерным ролям мужчин и женщин в семье и обществе.

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, гендерные идеалы, гендерные роли, гендерные стереотипы, гендерная индивидуальность, самоопределение, мужественность, женственность.

Современная ситуация в нашей стране характеризуется изменением сложив шихся форм и способов жизнедеятельности всех слоев общества, переходом на новые условия хозяйствования, на рыночные отношения; ломкой традиционной системы гендерной стратификации, резким ослаблением поляризации женской и мужской социальных ролей. Традиционное гендерное разделение труда потеряло жесткость и нормативность. Изменяются культурные стереотипы маскулинности и фемининнос-ти. Они становятся менее жесткими и полярны-

ми, более противоречивыми. В основном они отражают женскую точку зрения.

Серьезные трансформации происходят в брачно-семейных отношениях. Большинство семей носит дисфункциональный характер в силу того, что мужчина и женщина живут в сожительстве или в разводе. Современная женщина стремится выражать себя, свою личность мужскими чертами характера. С самого детства девочку учат быть мужественной и удовлетворять эту свою потребность мужскими способами. Воспитанием занимается в основном женщина. На фоне ее му-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.