ЭТАЛОНЫ КРАСОТЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Погонцева Д. В.
В статье рассматривается роль эталонов, идеалов,«значимого другого» в развитии личности. Показана роль формирования представления об идеальном Другом, для становления самосознания и самооценки личности. На эмпирическом уровне рассматривается представления современных молодых девушек об идеальном Другом: красивой женщине и красивом мужчине.
Ключевые слова: красивый мужчина, красивая женщина, эталон, идеал.
Высокая динамичность процессов, произошедших в социальной, политической и экономической сферах российской действительности в 90-е гг. XX в., повлек за собой глубокие изменения в социальной структуре, смену культурно-идеологических интересов, смену идеалов и эталонов. В современной науке все чаще поднимается проблема изучения представлений об идеальной внешности и красоте, что диктуется активным развитием рекламы косметических средств, фитнесс-центров, спа-салонов, пластических операций. Каждая вторая реклама демонстрирует современные «идеалы красоты», стандарты, к которым следует стремиться. Следует также подчеркнуть, что в данном контексте мы говорим об эстетическом идеале как об образе «должной красоты», который существует в сознании человека. Также можно отметить рост количества исследований, посвященных роли физической аттракции, т. е. внешней привлекательности или непривлекательности как факторам, влияющим на поведение людей в различных сферах жизни (реклама, судебные решения, трудоустройство, выборы и т. д.), а также феноменам категоризации и дискриминации другого по внешнему облику. Используя различные стереотипные суждения, мы делим людей на группы по внешнему облику, а каждую из этих групп наделяем определенными характеристиками, которые могут как соответствовать данной группе, так и быть ложными. Как результат, «внешний облик - становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определенных социальных групп, страт, описания стилей жизни... Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации» [4].
А. В. Петровским в 1988 г. была предложена трехфакторная концептуальная модель «значимого другого». Данная модель включает: авторитет, кото-
рый обнаруживается в признании окружающими за «значимым другим» права принимать ответственные решения в существенных для них обстоятельствах; эмоциональный статус «значимого другого» (аттракция), его способность привлекать или отталкивать окружающих, быть социометрически избираемым или отвергаемым, вызывать симпатию или антипатию; властные полномочия субъекта или статус власти [11, 12]. Однако в том случае, когда мы говорим об эталоне «красивой женщины» и о конкретизации образа, мы имеем только симпатию женщины к другой женщине, оценку аттрактивности второй, в то же время ее власть проявляется косвенно (в желании походить на идеал). Под эталоном мы понимаем некий образец, который влияет на оценку чего-либо или кого-либо. Как пишет И. Кант, «естественная склонность человека сравнить себя в своем поведении с кем-нибудь более авторитетным и подражать его манерам» [3, с. 489]. Такое поведение в некоторых работах связывают с модой, так, по мнению Е. Аброзе, мода является «способом достижения установленных временем идеалов» [1, с. 17]. К. А. Абульханова также отмечает, что «при отсутствии адекватного представления о себе некоторые легко поддаются навязанному или случайно найденному внешнему образцу» [2, с. 86]. Л. В. Петров [10] отмечает, что эталонный образ человека, в нашем случае - красивой женщины, включает в себя характеристики «образов Я» и множества образов конкретных людей: знакомых и незнакомых, близких и далеких, существующих и существовавших, в единстве идеального и реального, возможного и актуального, желаемого и имеющегося.
Внешний облик - это конструкт, который является полисемантичным, ценностно-смысловым образованием, на интерпретацию которого влияет весь комплекс характеристик ситуации общения, встро-
Северо-Кавказский психологический вестник > № 11/3 2013 г.
енной в определенный социокультурный контекст. В. А. Лабунская [6] указывает на то, что внешность личности определяется как совокупность устойчивых (физиогномика, индивидуально-конституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамических параметров выражения (экспрессивное, невербальное поведение), организующихся в пространственно-временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических и социально-психологических компонентов структуры личности миром. Таким образом, можно отметить, что современная «индустрия красоты» влияет не только на изменения среднеустойчивых и динамических параметров, но и активно влияет на устойчивые параметры (фигура, телосложение).
Ряд авторов [5, 7] отмечает, что внешний облик является «пусковым механизмом» интерпретации личности и участвует в создании социально желательного, приемлемого образа у партнера по взаимодействию. При этом значимость различных компонентов внешнего облика в управлении впечатлением, в идентификации человека с определенной социальной группой, в статусно-ролевой дифференциации и категоризации людей может отличаться. В. А. Лабунская также подчеркивает важность изучения невербального выражения принадлежности к определенной группе, поскольку оно формируется в пространстве социокультурных и социально-психологических координат, в процессе интериоризации социальных представлений, содержание которых непостоянно [5].
Сам феномен категоризации заключается в том, что воспринимая некоего человека, о котором мы предварительно ничего не знаем, мы, тем не менее, по внешним признакам его облика, выражению лица, одежде, манере движения его категоризуем, т. е. относим к тому или иному социальному типажу, возрастной группе, социальному статусу и т. п., и исходя из знания этого типажа (не только лично приобретенного, но и полученного из книг и газет, просмотра художественных и документальных фильмов, рассказов близких людей и дальних), мы проецируем на него (приписываем ему) некие личностные характеристики и поведенческие ожидания. То есть в результате процесса категоризации субъект имеет дополнительную информацию о воспринимаемом, почерпнутую из перцептивных эталонов, поведенческих сюжетов.
В большинстве работ, посвященных феномену внешнего облика, объектом исследования является женщина. Это обусловлено тем, что долгое время средства по уходу за собой, своей внешностью были направлены преимущественно на женщин, БРА и фит-несс центры, новейшие технологии косметологии,
услуги салонов красоты (маникюр, педикюр, маски для лица и тела и т. д.) и парикмахерские имели основной доход за счет женщин. Проведенное нами исследование [13, 14] показало, что одной из основных характеристик красивой женщины является ее ухоженность (ухоженные руки, волосы, маникюр, педикюр, прическа и т. д.). Однако современный рынок указывает на то, что красота стала не только целью достижения для женщин, но и для мужчин.
В рамках нашего исследования мы поставили задачу сравнить атрибуты внешнего облика, которые способствуют категоризации мужчины и женщины как красивых. Мы опросили 120 респондентов (девушки, в возрасте от 18 до 25 лет, средний возраст 22 года), попросив их назвать эталон мужской красоты (не более 3-х имен) и женской.
В верхний квартиль представлений о красивой женщине вошли: Анджелина Джоли (М = 27), Одри Хепберн (М = 14), Мерилин Монро (М = 13), Кейт Мосс (М = 13), Моника Беллуччи (М = 12), Джесика Альба (М = 10), Дженифер Энистон (М = 7), Меган Фокс (М = 7), Шарлиз Терон (М = 7). Средний возраст красивой женщины - около 36 лет.
Анализ фотоизображений названных красивых женщин показал, что это чаще брюнетка, реже -крашеная блондинка, с выраженными глазами (большие, яркие, выразительные), средней комплекции, с пропорциональной фигурой. Эти данные свидетельствуют о том, что у участниц исследования не совпадают образы красивой женщины, вместе с этим они подтверждают, что участницы нашего исследования имеют представления о женской красоте и красивой женщине.
Далее мы рассмотрели представления женщин о красивом мужчине. Нами был получен список из 92 имен красивых мужчин. После чего мы при помощи квартилирования выделили среднее значение выборов и оставили в списке тех, кто был назван более 5 раз.
В списке красивых мужчин, в верхний квартиль попали: Б. Питт (М = 14), Х. Джекман, «мой парень/ муж» (М = 13), Д. Стетхем (М = 11), М. Касас, К. Ривз, Дж. Депп (М = 9), Р. Дауни-младший, Ш. Коннери (М = 7), П. Броснан, Й. Сомерхолдер, «папа» (М = 6), В. Дизель (М = 5). Средний возраст красивого мужчины - около 48 лет.
Внешний облик красивого мужчины - это темноволосый высокий мужчина с темно-серыми или зелеными глазами, с достаточно четко очерченными чертами лица, со спортивным телосложением.
Таким образом, высказывая предположение о том, что эталонные образы влияют на формирование самооценки, оценки и отношения к другому человеку. В данной работе можно говорить о том, что экранные образы, как мужские, так и женские, формируют
представление у современной молодежи о нормах телесности и красоте. Существует положение о том, что к ключевым элементам культуры относятся эталонные образы мужчины и женщины, которые определяют половую идентификацию каждого поколения. Таким образом, можно предполагать, что те эталоны, которые были названы респондентами, наполнены характеристиками тех персонажей, которых они играют в кино. Большинство женщин, названных как эталон, отображают классический вариант фемининности (мягкая, ранимая, заботливая), в то время амплуа большинства актеров-мужчин -это архетип Героя, что соответствует классическим представлениям о маскулинности.
Интересно отметить, что на первом месте в обоих списках - семейная пара Бред Питт и Анджелина Джоли, которых неоднократно в СМИ называли «самой красивой парой Голливуда». Сам этот список также показывает, что в верхний квартиль попадают самые медийные личности, актеры, фильмы с которыми выходили в последнее время. Таким образом, можно говорить о том, что представление об эталоне красоты является динамичной характеристикой и отражает актерское амплуа. В связи с этим в дальнейшем мы видим продолжение работы в увеличении выборки и использование методик, которые будут направлены на изучение социально-психологических характеристик, наполняющих данные категории: красивый мужчина и красивая женщина.
Важно также отметить, что в верхний квартиль попали представители западной киноиндустрии и индустрии музыки, однако необходимо отметить, что, во-первых, в нижнем квартиле присутствуют имена российских актеров, актрис, музыкантов. Во-вторых, меди й ность за рубежных звезд находится на уровен ь выше, они известны и обсуждаемы, они являются культовыми фигурами, как для Европы, так и для Америки. Более того, эти эталоны носят скорее ситуативный характер, и список будет меняться в зависимости от выхода определенных фильмов и клипов на экраны. Так, вошедший в верхний квартиль М. Касас - актер, ставший известным благодаря съемкам в лирической мелодраме «Три метра над уровнем неба», и его называли юные девушки (18-20 лет), в то время как более взрослые респондентки (от 25 и старше) отметили, что это имя им не известно. Можно предположить, что через некоторое время данный актер может исчезнуть из списка «эталонов» и его место займет иной актер.
Можно также предположить, что эти идеалы являются некой воображаемой референтной группой, поскольку оказывают на человека воздействие и влияют на самооценку оценку других людей, при этом - эталоны красоты - выступают как объекты для подражания, формируют определенную моду на аксессуары, цвет, стиль одежды, прически и т. д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аброзе Е. А. Мода в динамике культурных процессов Европы. - СПб.: Нестор, 2005. - 130 с.
2. Абульханова К. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. - М.: Изд-во ИП РАН, 2002. - С. 88-103.
3. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 6. - М.: Мысль, 1966. - 743 с.
4. Лабунская В. А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. - 2010. - № 1. - С. 26-39.
5. Лабунская В. А. Теоретико-эмпирический анализ феномена аттрактивности внешнего облика женщины-предпринимателя и готовности других предпринимателей к сотрудничеству с ней // Человек. Сообщество. Управление. - 2008. - № 4. -С. 30-40.
6. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 608 с.
7. Нестерова-Маликова К. Г. Особенности идентификации женщин с группой предпринимателей на основе их внешнего облика (на примере изучения представителей среднего и малого бизнеса): автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Ростов н/Д, 2008. - 25 с.
8. Панферов В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С. 139-141.
9. Петренко В. Ф. Категоризация // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - С. 62.
10. Петров Л. В. Феномен моды в процессе межличностного общения // Сб. науч. трудов Категории этики и эстетики. - Ленинград: Ленинградский ордена трудового красного знамени государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, 1973. - С. 147-158.
11. Петровский А. В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. - 1991. -№ 1. - С. 7-18.
12. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1998.
13. Погонцева Д. В. Представления современной молодежи о внешней красоте женщины // Российский психологический журнал. - 2008. -Т. 5. - № 4. - С. 110-112.
14. Погонцева Д. В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Ростов н/Д, 2010. - 21 с.