Научная статья на тему 'Эстетико-воспитательный потенциал уроков мировой художественной культуры'

Эстетико-воспитательный потенциал уроков мировой художественной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УРОКИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / ПОТЕНЦИАЛ / ЭСТЕТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА / ИМПУЛЬСЫ / LESSONS OF WORLD CULTURE / POTENTIAL / AESTHETIC AND EDUCATIONAL POTENTIAL OF ART / PULSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минасян Наталья Григорьевна

В статье раскрыта сущность понятия «эстетико-воспитательный потенциал уроков мировой художественной культуры», использование которого представлено как один из путей решения проблемы художественно-эстетического воспитания старшеклассников; дана содержательная характеристика понятия, определены пять его векторов: эмоциональный, гносеологический, творческий, аксиологический, коммуникативный. Доказано, что эстетиковоспитательный потенциал уроков мировой художественной культуры это управляемый учителем многовекторный комплекс воспитательных возможностей урока искусства, являющийся при определенных педагогических условиях источником возникновения в сознании и подсознании учащихся порождающих импульсов психолого-личностного («самораскрытия», «осознания»), познавательно-эвристического («пробуждения интереса», «поиска совершенства»), творчески-деятельностного («активного действия», «имитации») характера и гуманистически-ценностной направленности («эмпатии», «толерантности»). Установлено, что действие потенциала ориентировано на формирование у старшеклассников личностных ценностей, взглядов, толерантного отношения к другим культурам и нациям, осознание единства мирового культурного разнообразия, в котором каждая культура является оригинальной, самобытной и неповторимой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минасян Наталья Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic and educational potential of the lessons of world culture

The article reveals the essence of the concept of aesthetic and educational potential of the lessons of world culture, the use of which is presented as one of the solutions to the problem of artistic and aesthetic education of high school students; gives the substantial characteristics of the concept and identifies five vectors: emotional, epistemological, creative, axiological, communicative. It is proved that the aesthetic and educational potential of the lessons of world culture is a multi-vector complex of educational opportunities of art lessons, which, under certain pedagogical conditions is a source of generating in students’ consciousness and sub-consciousness the pulses of psychological and personal („self-disclosure”, „awareness”), cognitive and heuristic („awakening of interest”, „search of perfection” and others.), creative-activity („active steps”, „imitation”) character and humanistic value orientation („empathy”, „tolerance”). It has been defined that the action of the potential is focused on forming among senior students personal values, attitudes, tolerance towards other cultures and nations, the awareness of the unity of the world’s cultural diversity, in which each culture is original, distinctive and unique.

Текст научной работы на тему «Эстетико-воспитательный потенциал уроков мировой художественной культуры»

1УДК 37.036:82.09 ББК 74.200.54+74.268.51

ЭСТЕТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Н. Г. Минасян

Аннотация. В статье раскрыта сущность понятия «эстетико-воспитательный потенциал уроков мировой художественной культуры», использование которого представлено как один из путей решения проблемы художественно-эстетического воспитания старшеклассников; дана содержательная характеристика понятия, определены пять его векторов: эмоциональный, гносеологический, творческий, аксиологический, коммуникативный. Доказано, что эстетико-воспитательный потенциал уроков мировой художественной культуры - это управляемый учителем многовекторный комплекс воспитательных возможностей урока искусства, являющийся при определенных педагогических условиях источником возникновения в сознании и подсознании учащихся порождающих импульсов психолого-личностного («самораскрытия», «осознания»), познавательно-эвристического («пробуждения интереса», «поиска совершенства»), творчески-деятельностного («активного действия», «имитации») характера и гуманистически-ценностной направленности («эмпатии», «толерантности»). Установлено, что действие потенциала ориентировано на формирование у старшеклассников личностных ценностей, взглядов, толерантного отношения к другим культурам и нациям, осознание единства мирового культурного разнообразия, в котором каждая культура является оригинальной, самобытной и неповторимой.

Ключевые слова: уроки мировой художественной культуры, потенциал, эстетико-воспита-тельный потенциал искусства, импульсы.

AESTHETIC AND EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE LESSONS OF WORLD CULTURE

N. G. Minasyan

Abstract. The article reveals the essence of the concept of aesthetic and educational potential of the lessons of world culture, the use of which is presented as one of the solutions to the problem of artistic and aesthetic education of high school students; gives the substantial characteristics of the concept and identifies five vectors: emotional, epistemological, creative, axiological, communicative. It is proved that the aesthetic and educational potential of the lessons of world culture is a multi-vector complex of educational opportunities of art lessons, which, under certain pedagogical conditions is a source of generating in students' consciousness and sub-consciousness the pulses of psychological and personal („self-disclosure", „awareness"), cognitive and heuristic („awakening of interest", „search of perfection" and others.), creative-activity („active steps", „imitation") character and humanistic value orientation („empathy", „tolerance"). It has been defined that the action of the potential is focused on forming among senior students personal values, attitudes, tolerance towards other cultures and nations, the awareness of the unity of the world's cultural diversity, in which each culture is original, distinctive and unique.

Keywords: lessons of world culture, potential, aesthetic and educational potential of art, pulses.

Актуальность формирования личности современной молодежи средствами искусства приобретает особую значимость в нынешних социокультурных условиях, связанных с разрывом между накопленным веками «золотым фондом» мировой художественной культуры и заметно сниженной потребностью молодых людей общаться с ним. Как следствие, теряется огромный эстетико-воспита-тельный потенциал произведений искусства -одного из главных и мощных факторов воспитания духовных качеств, нравственности, мировоззренческих компетентностей молодого человека. Недостаточно сформированная внутренняя культура личности современного старшеклассника, воздействие агрессивной среды обуславливают появление конфликтной субкультуры. Стандартизация восприятия произведений искусства, унификация художественного мышления порождают стереотипность мыслей, высказываний, чувств, исключают альтернативный взгляд. Это приводит к предвзятости мнений, а нередко и к возможности психологического давления на личность.

Указанные факторы обусловливают появление морального нигилизма, эмоциональной глухоты, снижение эмпатии, психологического «онемения» современной молодежи.

Одним из эффективных центров решения этих проблем призваны стать общеобразовательные учебные заведения, арсеналом которых являются учебные дисциплины общественно-гуманитарной и художественно-эстетической направленности: история, литература, музыкальное и изобразительное искусство, эстетика и, прежде всего, мировая художественная культура. Эти учебные предметы - практически единственное учебно-воспитательное пространство, в котором закономерно происходит эмоционально-нравственное развитие личности, приобщение ее к высшим духовным ценностям своего народа и всего человечества.

Урок подчиняется всем закономерностям процесса обучения и воспитания, имеет свою внутреннюю логику, которая определяется дидактической целью, содержанием, средствами, методами и приемами обучения. На уроке же мировой художественной культуры на первый план выдвигается задача не управления познавательной деятельностью обучающихся, а вос-

питание личности выпускника школы, формирования ценностного отношения к окружающему миру средствами искусства. Такой урок имеет свои специфические методологические особенности, которые обеспечивают ведущую роль на уроке организации переживаний, а потом уже получения знаний. «Взволновав, заставить задуматься» [1, с. 24] - эта формула является сконцентрированным определением сути методики преподавания мировой художественной культуры. Считаем, что в указанных уроках заложен большой эстетико-воспитательный потенциал.

Этимология слова «потенциал» (в переводе с латинского языка - 'сила' [2, с. 541]) - многозначное понятие. В «Словаре иностранных слов» -'совокупность средств, возможностей, которые должны быть' [2, с. 404]. В «Словаре русского языка» - 'степень мощности чего-либо; совокупность средств, которые используются с любой целью при определенных условиях' [3, с. 451]. Эти определения объединяет ключевое понятие - возможности, которые могут быть осуществлены при определенных условиях. Именно оно, благодаря своему смыслообразующему аспекту, и стало базовым в исследовании сущности эстетико-воспитательного потенциала уроков мировой художественной культуры.

Искусство, являющееся сердцевиной урока мировой художественной культуры, реально существует как система его видов, которые отличаются содержанием, художественным языком и обладают особыми, только им присущими воспитательными возможностями. Они передают и «программируют» личностное отношение к миру, его освоение, делают возможным «очеловечивание» эмоций и чувств обучающихся, открывая для них новые смыслы.

В методической литературе нами не найдено четкого определения понятия «эстетико-воспитательный потенциал произведений искусства». Однако опора известных ученых-педагогов на такие его возможности, как вызвать в человеке большую радость или породить в нем ужас (Д. Кабалевский), воспитывать в человеке способность сопереживания (Б. Немен-ский ), проникать в психику ученика, зажигать в нем искру эстетического переживания, изменять мотивы его деятельности (Г. Шевченко), пробуждать ценностное отношение к противоречиям жизни в процессе катарсисного дей-

ствия искусства (О. Волкова), научить понимать, то, что художественное произведение имеет личностную эстетическую ценность (Л. Предте-ченская), а также использования дефиниции «преобразующая сила искусства» (П. Белецкий, Н. Дмитриева, Д. Кабалевский, Д. Лихачев, Г. Шевченко) дает нам право рассматривать их (возможности) как эстетико-воспитатель-ный потенциал искусства (Д. Кабалевский).

Последний имеет разносторонний и всеобъемлющий характер благодаря наличию таких качеств, присущих искусству, как многогранность, поликультурность, открытость, диа-логичность, полилогичность и др.

Так, воспитательные возможности музыкального искусства проявляются не только в развитии музыкального слуха, ритма, памяти, но и способности раскрыть внутренний мир человека, передать то, что относится к тайникам его души и невозможно перевести на язык понятий.

Важнейшей особенностью эстетико-воспи-тательного потенциала архитектуры является то, что ее произведения, органично войдя в современную культуру, как неотъемлемая часть социальной среды, могут влиять на эстетическое сознание, воспитывая уважение к прошлому, к творческому труду предшественников.

Скульптура воспитывает внимательность к высокой одухотворенной человеческой красоте, развивает способность воспринимать прекрасную форму, пластическое совершенство человеческого тела.

Эстетико-воспитательный потенциал живописи проявляется в воспитании чувства цвета, формы, умении замечать общий колорит картины, гармонию тонов, понимать композицию произведений, точность и выразительность рисунка.

Декоративно-прикладное искусство пробуждает эстетическое наслаждение от высокого вкуса народных умельцев, развивает чувство ритма, симметрии.

Воспитывающая сила театра, «чудо театра» в том, что он ставит зрителя в позицию «третьего создателя» [4, с. 42], в его способности нравственного и эстетического совершенствования человека.

Киноискусство воспитывает «умные эмоции», социальные по содержанию и художественные по характеру, влияет на сознание человека.

Таким образом, на уроках мировой художественной культуры воспитательные возможности мирового искусства выступают как синтез потенциалов, взаимообогащающих и взаимодополняющих друг друга.

В эстетическом отношении к миру ученик старшей школы гипотетически выступает как целостный индивид, способный переживать самое высокое духовное наслаждение, понимать прекрасное и возвышенное через решение трагических и комических коллизий и преодолевать безобразное и низкое. На это и нацелены воспитательные потенциальные возможности искусства.

Вопросы, связанные с определением различных аспектов потенциала, освещены в работах многих авторов. В этих исследованиях важно мнение ученых о наличии направленности потенциала. О. Олексюк трактует духовный потенциал личности как «возможности, способности к эффективной деятельности» [5, с. 42]. Основу эстетического потенциала, по ее мнению, составляют, согласно философской концепции В. Федотовой, познавательные, эстетические и нравственные способности. «Благодаря этим способностям, - отмечает О. Олексюк, - проявляются силы, отражающие сущность, динамику и направленность духовного потенциала личности» [5, с. 43].

Духовно-психологический потенциал личности Б. Парыгиным представлен как «определенный уровень психических возможностей и внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение личности» [6, с. 179].

Наличие направленности является важным фактором для определения сущности эстети-ко-воспитательного потенциала уроков мировой художественной культуры как возможностей урока с их направленностью на достижение определенного результата в воспитании, которые могут быть реализованы при наличии определенных педагогических условий.

В нашем исследовании направленность эстетико-воспитательного потенциала урока трактуется как вектор.

Применение дефиниции «вектор» в современной речи расширило свое смысловое поле от просто «величины, характеризуемой размером и направлением» [2, с. 122] к использованию в педагогике, например, в таких смыслооб-

разующих выражениях: «вектор современной школы - формирование всесторонне развитой личности школьника»; «наш вектор - педагогика XXI века»; «культурологический вектор образовательной деятельности музеев - вектор преобразований» и т. п. Широкое использование понятия «вектор» нашло в философско-пе-дагогической литературе, например, в разработке В. Библером понимания современного разума в векторе «бытие» - «мышления» [7, с. 7] или в мыслях И. Беха относительно вектора личностного развития, что является, по его мнению, духовным самоопределением [8, с. 8].

В исследовании, с учетом многокомпонентное™ урока мировой художественной культуры, определены пять векторов его эстетико-воспитательного потенциала. Им дана содержательная характеристика.

Эмоциональный вектор - воспитание эмоциональной сферы ученика как главной характеристики личности, которая влияет на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление - и отражает его отношение к действительности.

Гносеологический вектор - предоставление определенного объема искусствоведческих знаний, исторических событий, биографических фактов - информации, связанной с познавательной деятельностью старшеклассников, источником их самопознания и самосовершенствования.

Творческий вектор - формирование умений, навыков, способностей к творческой деятельности, мотивации направления этой деятельности: положительной, социально-организаторской, преобразовательной в соответствии с идеалами истины, добра и красоты.

Аксиологический вектор - формирование системы ценностных ориентаций в эстетической сфере: потребностей, суждений, в которых выражаются эстетические вкусы, взгляды, идеалы.

Коммуникативный вектор - формирование у учащихся культуры межличностных субъект-субъектных отношений, создание условий для понимания искусства как универсального средства общения между людьми, формирование культуры обмена чувствами, мыслями, участие в культурно-историческом опыте, что находится далеко от них эпохально и географически, а следовательно, и объединяет их.

Так как урок в функциональном аспекте характеризуется целостностью, логичностью своего назначения, то и векторы эстетико-воспитательного потенциала урока находятся в гармоничном единстве действия. Поэтому эстетико-воспитательный потенциал урока - это многовекторные возможности урока, как формоорганизованого, управляемого учителем, ограниченного временем пространства, подчиненного искусству.

Опора на векторное наполнение эстетико-воспитательного потенциала урока позволяет формировать определенную степень художественно-эстетической воспитанности личности старшеклассника, прежде всего, как действия, проявления его реакции.

Исследуя эстетическую реакцию, Л. Выготский отмечал, что она как действие является ответом на произведение искусства и «новым очень сильным раздражителем для дальнейших поступков. Искусство требует ответа, побуждает к известным действиям и поступкам» [9, с. 344]. Таким образом, реакция на произведение искусства трактуется нами как порождающий импульс, учитывая широкоаспектность использования этой дефиниции от «формы возбуждения в нервных волокнах, которую вызывает любое раздражение» [2, с. 277] в медицине, «количества движения» [2, с. 277] в механике, «кратковременного увеличения электрического тока или напряжения» [2, с. 277] в электоротехнике к общеупотребительному «толчку к действию» [2, с. 277].

Мнение о связи потенциала и действия также подтверждает Е. Волкова. Действие она трактует как импульс. Потенциал, на ее взгляд, порождает действие в виде творческих импульсов: «Пробуждение творческих импульсов личности связано с потенциалом искусства и является специфическим стимулом к моральному самоконтролю человека, поиску целостного "Я", постоянно преодолевающего дистанцию между реальным, эмпирическим и идеально возможным "Я"» [10, с. 7].

Подчеркивает мысль о возможности мастера художественными средствами породить в подсознании реципиента действенную реакцию - эмоциональные импульсы - и Г. Медни-кова: «Чисто чувственными средствами: звуковыми, цветными, фонетическими, геометрическими символами архетипов художник обращается к внутреннему состоянию человека,

подсознанию и вызывает непосредственный эмоциональный импульс» [11, с. 17].

В самой сути понятия «импульс» заложена его порождающая функция. Импульс - «внутренний толчок, вызывающий определенное действие» [2, с. 277], порождать - служить причиной появления чего-либо.

Эстетико-воспитательный потенциал уроков мировой художественной культуры представлен нами как некая действенная субстанция, инструментом которой является мировое искусство. Восприятие искусства - это процесс взаимодействия ученика с произведением.

Центром урока является ученик, который находится под действием векторов эстетико-воспитательного потенциала урока, и мы предполагаем, что таким образом эстетико-воспита-тельный потенциал порождает в сознании и подсознании ученика импульсы к определенным действиям, которые в исследовании представлены как порождающие импульсы.

Многовекторность эстетико-воспитатель-ного потенциала урока мировой художественной культуры обусловила определенное количество порождающих импульсов, что позволило объединить их в группы по содержательным характеристикам.

Импульсы психолого-личностного характера: импульс «самосознания» - способность потенциала пробудить в сознании ученика ощущение значимости своей личной неповторимости; импульс «самораскрытия» - способность потенциала пробудить желание поиска собственного пути самосовершенствования, творческого саморазвития на основе раскрытия непознанных ранее внутренних резервов личности; импульс «критического осмысления» - способность потенциала пробудить критическое отношение к своим поступкам и к поступкам окружающих людей.

Импульсы гуманистически-ценностной направленности: импульс «осознания ценностей» - способность потенциала выявить желание оценивать общечеловеческие духовные ценности; импульс «толерантности» - способность потенциала породить желание уважать личность другого человека, терпимо относиться к чужим мнениям и верованиям; импульс «эмпатии» - способность потенциала вызвать желание сопереживания; импульс «коммуникативности» - способность потенциала вызвать

проявление достойных товарищеских отношений, умение общаться с другими.

Импульсы познавательно-эвристического характера: импульс «поиска совершенства» -способность потенциала вызвать желание совершенства в области искусства, а следовательно, и собственной жизни; импульс «пробуждение интереса» - способность потенциала возбудить в юной душе интерес к мировому искусству: к жизни выдающихся мастеров, истории создания шедевров художественной культуры народов мира и т. п.

Импульсы творчески-деятельностного характера: импульс «творческого желания» - способность потенциала вызвать желание превратить яркие впечатления личной жизни в выразительные художественные образы, создавать прекрасное своими руками; импульс «имитации» - способность потенциала пробудить желание подражать благородным поступкам, духовно красивым личностям; импульс «активного действия» - способность потенциала вызвать желание преобразовать окружающий мир по законам красоты.

Обобщая вышесказанное, добавим, что наличие порождающих импульсов соответствует требованиям действующей программы по мировой художественной культуре. Таким образом, эстетико-воспитательный потенциал урока мировой художественной культуры, ядром которого являются произведения мирового искусства, - это управляемый учителем многовекторный комплекс воспитательных возможностей урока искусства, который при определенных педагогических условиях является источником возникновения в сознании и подсознании учеников порождающих импульсов психолого-личностного, познавательно-эвристического, творчески-деятельностного характера и гуманистически-ценностной направленности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Предтеченская Л. М., Щербаков Н. Ю. Методика преподавания мировой художественной культуры в 8 классе: пособие для учителя. - М.: НИИ школ, 1984. - 108 с.

2. Словарь иностранных слов / под ред. А. С. Мельничука. - Киев, 1975. - 776 с.

3. Словарь русского языка: в 4 т. Т. 3. - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1959. - 991 с.

4. Станиславский К. С. Этика. - М.: Искусство, 1981. - 46 с.

5. Олексюк О. М. Духовний потенщал особи: пошук нових парадигм // 36ipHm наук. праць Кшвського держ. ш-та культури. - Кшв, 1994. -Ч. 1. - С. 36-45.

6. Парыгин Б. Д. Социальная психология: учебник для вузов. - СПб.: СПбГУП, 2003. - 612 с. - (Б-ка Гуманит. ун-та; Вып.15).

7. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. -413 с.

8. Бех I. Д. Науковi засади створення особистю-но орieнтованих виховних технологш та принципи !х функщонування // Збiрник нау-кових праць Полтавського державного педа-гопчного ушверситету iM. В. Г. Короленка. Сер. «Педагопчш науки». - Полтава: АСМ1, 2003. - Вип. 5 (32). - С. 4-11.

9. Выготский Л. С. Психология искусства. -СПб.: Азбука, 2000. - 416 с.

10. Волкова Е. В. Произведения искусства в мире художественной культуры: моногр. - М.: Искусство, 1988. - 240 с.

11. Медникова Г. С. Ценностно-адаптационный потенциал искусства постмодерна в аспекте неклассической эстетики: автореф. дис ... д-ра филос. наук: 09.00.08. - Киев, 2005. - 36 с.

12. Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: кн. для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с., 32 л. ил.: ил.

REFERENCES

1. Predtechenskaya L. M., Shcherbakov N. Yu.

Metodika prepodavaniya mirovoy khudozhest-vennoy kultury v 8 klasse: posobie dlya uchitel-ya. Moscow: NII shkol, 1984. 108 p.

2. Melnichuk A. S. Slovar inostrannykh slov. Kiev, 1975.776 p.

3. Slovar russkogo yazyka: in 4 vol. Vol. 3. Moscow: Gos. izd-vo inostrannykh i natsionalnykh slovarey, 1959. 991 p.

4. Stanislavskiy K. S. Etika. Moscow: Iskusstvo, 1981. 46 p.

5. Oleksyuk O. M. Dukhovniy potentsial osobi: poshuk novikh paradigm. In: Zbirnik nauk. prats Kiïvskogo derzh. in-ta kulturi. Kiïv, 1994. Part 1, pp. 36-45.

6. Parygin B. D. Sotsialnaya psikhologiya: ucheb-nik dlya vuzov. St. Petersburg: SPbGUP, 2003. 612 p.

7. Bibler V. S. Ot naukoucheniya - k logike kultury: dva filosofskikh vvedeniya v dvadtsat pervyy vek. Moscow: Politizdat, 1990. 413 p.

8. Bekh I. D. Naukovi zasadi stvorennya oso-bistisno orientovanikh vikhovnikh tekhnologiy ta printsipi ïkh funktsionuvannya. In: Zbirnik naukovikh prats Poltavskogo derzhavnogo pedagogichnogo universitetu im. V. G. Koro-lenka. Ser. "Pedagogichni nauki". Poltava: ASMI, 2003. Iss. 5 (32), pp. 4-11.

9. Vygotskiy L. S. Psikhologiya iskusstva. St. Petersburg: Azbuka, 2000. 416 p.

10. Volkova E. V. Proizvedeniya iskusstva v mire khudozhestvennoy kultury: monogr. Moscow: Iskusstvo, 1988. 240 p.

11. Mednikova G. S. Tsennostno-adaptatsionnyy potentsial iskusstva postmoderna v aspekte nek-lassicheskoy estetiki. Extended abstract of ScD dissertation (Philosophy). Kiev, 2005. 36 p.

12. Nemenskiy B. M. Mudrost krasoty: o proble-makh esteticheskogo vospitaniya: kn. dlya uchitelya. Moscow: Prosveshchenie, 1987. 255 p., 32 l. il.: il.

Минасян Наталья Григорьевна, кандидат педагогических наук, директор Новоамвросиевской общеобразовательной школы I-III ступеней, Донецкая область e-mail: [email protected]

Minasyan Natalia G., PhD in Education, Headmaster, Novoamvrosievsk comprehensive school I-III stages, Donetsk region

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.