Научная статья на тему 'Эстетическое отношение как условие гармонизации личности с окружающим миром: педагогический аспект'

Эстетическое отношение как условие гармонизации личности с окружающим миром: педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
344
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / НЕЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ГАРМОНИЗАЦИЯ РЕБЁНКА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ / AESTHETICAL RELATION / NOT AESTHETICAL DIALOGUE / HARMONIZATION OF A CHILD WITH THE SURROUNDING WORLD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яфальян Алла Фёдоровна

В статье рассматривается эстетическое отношение как фундаментальная категория гуманитарных наук. Изучено проявление эстетического отношения в процессе общения. Представлен научно-педагогический анализ формирования у детей эстетического отношения к окружающему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETICAL RELATION AS A CONDITION OF A PERSON HARMONIZATION WITH SURROUNDING WORLD: THE PEDAGOGICAL ASPECT

The author considers aesthetical relation as fundamental category of humanitarian sciences. The manifestation of the aesthetical relations in the process of communication is studied. The scientific-pedagogical analysis of the formation of the children's aesthetical relation to the surrounding world is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Эстетическое отношение как условие гармонизации личности с окружающим миром: педагогический аспект»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

ББК 421.355 YAK 37.036

А.Ф. ЯФАЛЬЯН

A.F. YAFALIAN

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ГАРМОНИЗАПИИ ЛИЧНОСТИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

AESTHETICAL RELATION AS A CONDITION OF A PERSON HARMONIZATION WITH SURROUNDING WORLD: THE PEDAGOGICAL ASPECT

В статье рассматривается эстетическое отношение как фундаментальная категория гуманитарных наук. Изучено проявление эстетического отношения в процессе общения. Представлен научно-педагогический анализ формирования у детей эстетического отношения к окружающему миру.

The author considers aesthetical relation as fundamental category of humanitarian sciences. The manifestation of the aesthetical relations in the process of communication is studied. The scientific-pedagogical analysis of the formation of the children's aesthetical relation to the surrounding world is demonstrated.

Ключевые слова: эстетическое отношение, неэстетическое общение, гармонизация ребёнка с окружающим миром.

Key words: aesthetical relation, not aesthetical dialogue, harmonization of a child with the surrounding world.

Отношение - одна из фундаментальных категорий любой науки. Всё в мире находится во взаимосвязи и начинает действовать лишь в зависимости от отношения - степени, качества, направленности, устойчивости, широты, глубины связей. Остановимся на наиболее распространённых теориях отношений в гуманитарных науках.

В философии отношение рассматривается как категория, выражающая характер расположения элементов определённой системы и их взаимозависимость (А.И. Уёмов). В теории познания отношение понимается как мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта (А.Г. Спиркин). Действительно, отношение выступает связующим звеном любой системы и является её основой. Системообразующие связи позволяют представить целостную картину любого явления. Можно выделить различные системы связей: закономерные (космические, природные, социальные), социально обусловленные, опосредованные и непосредственные, искусственные и естественные, временные и случайные. Именно от осознания системы связей личность способна найти баланс, гармонию в этой системе координат.

Эстетическое отношение в данном случае становится гармонизирующим началом, гармоничной системой, в которой соотнесены между собой субъективное с объективным, форма с содержанием, внешние проявления с внутренними, элементы с целой структурой.

В структуре социальных отношений необходимо выделить педагогическую проблему - отношения в процессе общения. Общение представляет собой: а) форму отношений индивидов (в данном случае: ребёнок - ребёнок, ребёнок - родители, ребёнок - педагог и т.д.); б) способ отношения человека и общества (ребёнок - педагогический коллектив, исполняющий нормы, правила, законы учреждения, государства); в) систему реализации всех общественных отношений (в эти отношения личность вступает по мере взросления); г) функцию коммуникации.

Отношения общения эмоциональны по своей природе. Человек может не знать, какие материальные и идеологические отношения его связывают. Но в отношениях общения он всегда осведомлён или интуитивно чувствует реальное отношение к нему. В отношениях общения эстетический элемент всегда выражен и свободно «декодируется» личностью. При этом отношения общения способны обратить из виртуальной в реальную форму любые общественные отношения. В педагогической интерпретации данное положение имеет важное методологическое значение: ребёнок, вступая в эстетические отношения общения, познаёт гармонизирующие законы общества, государства.

В психологии отношение рассматривается как эмоционально-волевая установка личности на что-либо, как выражение её позиции. К. Изард утверждает, что фундаментальный принцип человеческого поведения, отношения к чему-либо заключается в том, что эмоции энергизируют и организуют восприятие, мышление и действие [9, с. 25]. Эстетическое отношение также энергезирует человека, проявляясь в виде катарсиса.

С.Л. Рубинштейн ещё более определённо высказывается по поводу прямой зависимости эмоциональной сферы человека от отношения: «Чувство человека - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания» [5, с. 140]. Автор выделил составляющие отношения человека к миру:

1) семантическое поведение, которое является внешним «двигателем» отношений;

2) мотивы, представляющие собой внутренние условия отношений;

3) общий «замысел», план жизни человека, который влияет, на наш взгляд, на развитие и перспективу отношений.

Перефразируя мысль С.Л. Рубинштейна, можно сказать, что из отношений, в которые человек постоянно вступает, складывается его жизнь. Вот в этом и заключается фундаментальность отношения как категории.

Каковы же характерные признаки отношения, которые являются универсальными для всех видов отношений, в том числе и эстетических? В.Н. Мясищев выделяет такие признаки отношения, как активность, избирательность, направленность [3]. К перечисленным характеристикам можно добавить устойчивость и качество отношений.

Качественные отношения человек использует для личностного роста. Педагог нередко создаёт атмосферу «искусственных» отношений. В данном случае личностного роста может не происходить, а эстетический аспект таких отношений полностью отсутствует.

Если педагог создаёт определённый тип отношений с ребёнком, которые помогут ему использовать такие отношения для собственного роста, то это вызовет изменения и развитие личности [10, с. 75]. Это предположение К.Р. Роджерса подтверждено практическими исследованиями и авторскими статьями [8]. Такой подход можно взять за основу эстетического отношения как способа «управления» любыми взаимосвязями и взаимоотношениями. Эстетическими по содержанию отношения между педагогом и ребёнком могут стать при следующих условиях:

• искренность, чистота помыслов, внутренняя и внешняя согласованность мыслей, чувств, поступков педагога;

• желание понимать ребёнка, глубинная эмпатия, приятие неубедительных, на первый взгляд, его мыслей;

• нахождение меры, гармонии в общении, «лёгкое» управление взаимоотношениями, переключение с негативных проявлений на позитивные;

• вдохновение и вдохновление в процессе совместной деятельности (от положительного напряжения к катарсису).

Безусловно, отношения должны быть положительными по направленности. Для этого нужны зрелые, доверительные отношения, здоровые, глубокие эмоциональные переживания, эстетические чувства.

В институте Фелса получены данные, подтверждающие, что отношения «приятия - демократичности», то есть тёплые равноправные отношения между родителями и детьми, дают ускорение в интеллектуальном и творческом развитии, являются условием эмоциональной защищённости [10]. Такие дети становятся в будущем популярными, доброжелательными, неагрессивными лидерами.

«Искусственные» отношения, по мнению С. Кьеркегора, появляются от невозможности выбора или неумения быть самим собой. Это фальшивый фасад (К. Роджерс), маска (С. Кьеркегор) или защитная реакция, от которой можно освободиться лишь благодаря внутренней свободе. Внутренний локус (уверенность, настойчивость, последовательность, независимость, уравновешенность, гармоничность всех процессов, то есть эстетичность) является источником здоровых внешних отношений. «Искусственные», неосознанные отношения приводят к манипуляции.

Разумный, свободный выбор отношений, их осознание и приятие не только других людей, но и себя - это те условия, которые характерны для отношений, эстетических по направленности. Необходимо учитывать также дополнительные условия по формированию эстетического отношения у детей:

• уменьшение давления. Эстетическое отношение - это лёгкая связь, снятое напряжение, гармоничность взаимоотношений и умеренность влияния на ребёнка;

• развитие эмоционального напряжения по сценарию: возникновение проблемы, нарастание, развитие эмоций, поиск оптимальных путей, кульминация, разрядка, «катарсис»;

• постепенное снижение или «замещение» отрицательных отношений на положительные, то есть включение положительной психологической установки (ППУ, по Н. Хиллу);

• активность в отношениях является стимулом к действию и катализатором действий. Побуждать ребёнка и снабжать его энергией, которая вызовет изменения, то есть вдохновлять, - вот главная функция взрослого. Нередко же активность отношения строится на постоянной оценке действий со стороны учителя или родителей. В данном случае ребёнок без контроля взрослых становится пассивным. Оценочные отношения препятствуют развитию и общению. Они лишают ребёнка внутренней свободы. Именно это приводит к искусственным отношениям.

Устойчивость отношений зависит от степени понимания сущности связей, от наличия традиций, обычаев, которые позволяют установить необходимый баланс, равновесие между людьми в различных ситуациях, условиях. Устойчивость также характеризуется продолжительностью отношений, которая позволяет привыкнуть к безопасности и проверить безопасность этих отношений. Но устойчивыми могут быть и негативные отношения. В данном случае наблюдается сильная зависимость ребёнка от взрослого. Об этом будет сказано ниже.

Устойчивость эстетических отношений имеет две стороны - внутреннюю и внешнюю. Внешняя сторона характеризуется формой - гармоничной, соразмерной с окружающим миром, уравновешенной, динамичной и выразительной. Внутренняя сторона отношений характеризуется соразмерностью частей, которая постоянно нарушается, стремлением к совершенству и гармонии, творческими устремлениями, требующими постоянного напряжения и труда.

Эстетическое отношение представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов. Оно определяется как многосторонний процесс. Н.И. Крюковский даёт представление о данном понятии как противоречивом диалектическом отношении между объектом и субъектом, при котором эстетический объект обладает информационной многозначностью, а эстетическое отношение зависит от эстетической информации [2, с. 31]. Нередко суждения педагога однозначны, а эстетическая информация, выраженная в образах и гармоничная по сути, заменяется разрозненным информационным потоком.

В эстетическом отношении выражается чувственно-эмоциональный опыт человечества, который закрепляется в различных психических процессах, в стремлении к жизнетворчеству, полноте, гармонии жизни.

В.И. Самохвалова, определяя специфику эстетического отношения, останавливается на двух моментах данного явления. Во-первых, эстетическое отношение имеет целостный, комплексный, всеохватывающий характер, что не может быть реализовано в частичной форме. Во-вторых, эстетическое отношение характеризуется качеством, так как для него важна его качественно-бытийная определённость [6, с. 32]. Голографичность как целостность и качество как содержание становятся определяющими в данном контексте.

По мнению Н.И. Крюковского, «эстетическое отношение занимает все пространство между утилитарным отношением, с одной стороны, и теоретическим с другой» [2, с. 125]. Утилитарное сравнимо с отношением животного к среде, а теоретическое - отношение бесплотного духа или робота, человек же - ни то, ни другое. Реально и в утилитарном, и в теоретическом отношениях есть эстетический элемент. «Специфика эстетического объекта состоит в его целостности, стоит отвлечься от одной из сторон, как воспитание будет либо утилитарным, либо теоретическим. В эстетическом объекте работают все уровни его структуры» [2, с. 128]. В теоретическом плане это высказывание правомерно, однако на практике целостное восприятие объекта представляет объективную сложность в силу своей многогранности и «неуловимости» эстетического. Пытаясь «опредметить», зафиксировать эстетическое, Ю.А. Филипьев связывает возникновение эстетического отношения с сигналами эстетической информации, содержание которой «передаётся» как бы «на волне» эстетически организованного начала [8]. Таким образом, Н.И. Крюковский и Ю.А. Филипьев в своих исследованиях блестяще подвели к мысли об энергетической природе эстетического отношения. При этом вдохновение, катарсис - это способы проявления эстетической энергии, гармоничной по характеру. Именно это немаловажно учитывать в педагогическом процессе.

Фундаментальным и методологически обоснованным является мега-эстетический подход, который был заложен Н.К. Рерихом, К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским. В философском аспекте данный подход основательно разработан В.И. Самохваловой. Автор рассматривает мегаэстетические отношения, в частности, красоту в системе мира как целой завершённой и бесконечной структуры. При этом красота представляется как явление космического порядка: «...Конкретные формы проявления красоты - это многообразие частных случаев общего закона организации» [6, с. 58]. Очевидно, что это обращение к идеям древнегреческих философов превращает педагогику как науку в космическую педагогику (К.Н. Венцель), однако это направление требует глубокого обоснования, поэтому мы ограничимся лишь упоминанием о нём.

Мегаэстетический подход позволяет рассматривать взаимосвязи, отношения в следующих направлениях, как:

1) расширение понимания эстетического объекта до системы «человек - космос», включая все эстетические отношения, возникающие в этой системе;

2) расширение сознания, сопутствующее включению человека в общую космическую модель;

3) необходимость диалогического взаимодействия, которое заменяет антропоцентризм на антропокосмизм.

Мегаэстетический подход впрямую связан с мегапроцессами, которые проявляются в космических масштабах. Макроэстетическая система представляет собой живой организм на Земле, то есть общечеловеческие процессы, общественные взаимоотношения. Микроэстетические проявления осуществляются сознанием отдельного индивида, то есть человеком как микрокосмом.

Гармония и равновесие внутри систем даёт устойчивую систему. Но если между системами имеются дисгармоничные отношения, то эстетическая структура, как каркас в самой системе, будет нарушаться. Примером дисгармоничности между макро- и микромирами является то, что воспитание детей осуществляют в основном женщины и в школе, и дома. Прививается «женский» менталитет в микромире. В политике и управлении государством участвуют в основном мужчины. Жёсткая, «мужская» основа макромира разрушает равновесие в обществе. Чтобы гармонизировать, эстетизировать отношения в диаде «макромир - микромир», важно привлечение мужчин в систему образования и увеличение доли женщин в государственном управлении.

Эстетическое отношение как направленность личности зависит от принципа доминанты, который обосновал А.А. Ухтомский. Доминанта представляет собой более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости. Человек, вступая во взаимосвязи, как бы излучает волны возбуждения. «Пока доминанта в душе ярка и жива, она держит в своей власти все поле душевной жизни. Все напоминает о ней и связанных с нею образах и реальностях» [7, с. 12].

Проявлению эстетического на разных уровнях соответствуют различные доминанты. На соматическом уровне активизируется сенсорная, моторная доминанта, которая проявляется в виде ритма, динамики, силы. На психологическом уровне доминанта выступает как постоянно возникающий интегральный образ, эмоционально окрашенный, гармонизирующий личность с окружающей средой. На ментальном уровне эстетическая доминанта выражается в виде ясной, эмоциональной, действенной логики мыслительных процессов. Внешне доминанта определяется позой во время действия, выразительностью и эмоциональностью речи, гармоничностью и естественностью выражения чувств. Всякий же интегральный образ является пережитой нами доминантой в процессе возникновения взаимоотношений, связей, то есть отношений. Соматическое «переживание» прежней доминанты захватывает надолго. Мимолётное воспоминание может стать доминантным в момент подобных отношений, в которых вновь оказался человек. Поэтому доминантность эстетического отношения в системе отношений становится основой формирования эстетической направленности личности к окружающим людям и окружающей среде.

Если сравнивать эстетическое отношение к миру с нравственным или интеллектуальным, то оно наиболее полно и объёмно по содержанию, структурно завершено и автономно. Нравственное отношение вертикально, направлено на выбор средства и рассматривает явление автономно с позиций допущения: допустимо - недопустимо, хорошо - плохо, зло - добро. А интеллектуальное отношение линейно, для него характерно постоянное движение вперёд к цели, выстраивание образов, знаков, символов в логической последовательности. Оно нейтрально или амбивалентно по отношению к выбору средств.

Эстетическое отношение в общении можно рассматривать как эстетически значимый и качественный обмен.

Обмен (термин А.В. Петровского) может быть по направленности материальным (обмен предметами и продуктами деятельности) и духовным (обмен идеями, устремлениями, духовными ценностями). Истинно духовный обмен обязательно содержит в себе эстетический элемент. Выделим три типа обмена (названия даны Б.С. Волковым, содержание определено автором статьи) в детском коллективе (в системе ребёнок - ребёнок) и определим их эстетическое содержание:

• когнитивный (обмен знаниями) характеризует отношения в учебной деятельности и познавательных процессах. Его цель - передача информации, расширение кругозора. Эстетическое содержание когнитивного обмена заключается в ритме, темпе, стиле мышления, характеризуется вербальной выразительностью и пластичностью;

• кондиционный (обмен психическими состояниями) зависит от комфортности условий, способствует приятию и готовности к совместной деятельности, строится на вдохновении, заключается в ритме, темпе, тоне, стиле общения, характеризуется эмоциональной выразительностью и пластичностью;

• реактивный (обмен физиологическими состояниями) строится на доминантности процессов, активности ребёнка, зависит от бессознательных реакций, характеризуется соматической выразительностью и пластичностью.

Типы обменов в системе «педагог - ребёнок» отличаются своей направленностью на ребёнка и заключаются в педагогическом управлении:

• установочный (обмен целями, установками), который зависит от ясно, точно и чётко поставленной цели, от духовности устремлений;

• содержательный (обмен средствами, способами осуществления поставленных целей) направлен на усвоение этапов, последовательности, приятие совместной деятельности и ознакомление с её содержанием;

• деятельностный (обмен действиями, операциями) развивает умения и навыки, формирует темп, ритм, стиль деятельности.

Чтобы уточнить специфику эстетического общения, выделим неэстетические моменты в системе «взрослый - ребёнок». Такие виды влияния на ребёнка, как воздействие, вмешательство, насилие зависят от интенсивности отношений. Вмешательство и насилие - это формы антиэстетического отношения между людьми.

Что отличает «воздействие», «вмешательство», «насилие»? Степень интенсивности - от более слабой (воздействие) к более сильной (насилие). Различна степень негативности. Если воздействие для растущей личности может быть и эстетическим и неэстетическим, то насилие однозначно негативно и антиэстетично.

Антиэстетические взаимоотношения с ребёнком могут проявляться,

как:

1) навязанная программа к действию в форме внушения, назидания, приказа («ты обязан сделать.»), что вызывает у ребёнка отторжение;

2) запрет, ограничивающий действия ребёнка («это трогать нельзя»). Слова-«ограничители» мешают ему познавать мир, лишают его стремления к новизне. Так постепенно развивается чувство «потолка», которое ограничивает возможности ребёнка, лишает его самостоятельности;

3) оскорбление. Оттенки оскорблений могут быть различными: от незаметного («он у нас всегда такой тихоня») до грубого и резкого вмешательства («ты поступил как негодяй»). К особой негативной форме воздействия можно отнести «ярлыки»: «бестолочь», «бездельник», «лентяй». Оскорбления и «ярлыки» снижают чувство собственного достоинства, формируют комплексы неполноценности, вызывают внутренний протест, скрытую или явную агрессию, враждебность.

Наиболее опасно психическое насилие, так как его определить, зафиксировать практически невозможно, то есть психическое насилие носит скры-

тую антиэстетическую форму. Оно представляет собой воздействие психической энергии, более сильной и агрессивной по направленности, чем вдохновение как эстетическая энергия.

По меткому замечанию Ф. Искандера, количество унижений человека всегда переходит в чудовищное его качество - самолюбие. Писатель убеждён, что униженный человек, вырвавшись, всегда отомстит за все унижения. Цепная реакция скандалов - всегда предвестник социального взрыва, так как психическая энергия имеет свойство (как любая энергия) быстрого перемещения. Например, политические скандалы между лидерами приводят к нестабильности в стране.

Итак, по внешнему выражению, по вербальным, мимическим, пантомимическим и другим проявлениям можно определить психическую зависимость ребёнка от близких ему людей. Работу в данном случае важно проводить не с ребёнком, а с взрослым, который воздействует на него. Готовить взрослых к этой мысли нужно очень осторожно, опосредованно, то есть эстетически, так как такой взрослый уверен, что проявляет заботу и любовь к ребёнку.

Такую позицию взрослого можно назвать ложноэстетической, поскольку внешние проявления могут быть красивыми, идеи - убедительными и высокими, содержание мыслей - социально обоснованным, устремления -направленными на совершенство.

Эстетическое отношение позволяет строить все взаимоотношения на положительных вербальных конструкциях, без внутреннего осуждения. Оказание ребёнку помощи должно стать стимулом к действию и психическому принятию новых способов действия по следующей схеме (сценарию), который совпадает со сценарием эмоционального напряжения: определение глубинных причин проблемы, обозначение проблемы, включение положительной психологической установки, поиски путей выхода из ситуации, план действий, обязательно реальный выход из ситуации.

Таким образом, эстетическое отношение как условие гармонизации личности с окружающим миром обусловлено следующими положениями:

1. Личность определяется отношениями и способами действий. Отношения характеризуют стилевые свойства личности и проявляются в стиле поведения, в стиле мышления, и, шире, в стиле образа жизни.

2. Эстетическое отношение к миру характеризуется разнообразными средствами выразительности: стилем, тактом (тактичностью), тоном, ритмом, динамикой, темпом, пластикой.

3. Эстетическое отношение является ядром любых отношений, в которые вступает ребёнок, оно представляет собой завершённую, гармоничную систему, предполагающую голографическую (целостную) эмоциональную связь ребёнка с окружающим миром и самим собой.

4. Эстетическое отношение зависит от направленности, глубины, активности, избирательности, устойчивости и качества.

5. Любые негативные воздействия носят неэстетический (антиэстетический или ложноэстетический) характер, что препятствует эстетическому развитию ребёнка в целом.

6. Функционирование эстетического отношения обусловлено принципом доминанты, которая характеризуется спокойным возбуждением, повышенной восприимчивостью бессознательных импульсов (субсенсорностью), способностью к суммированию возбуждения (голографичностью), инерцией (способностью удерживать это возбуждение).

7. Эстетическое отношение, как и любая взаимосвязь, носит относительный характер и может проявляться на разных уровнях в зависимости от включения этих отношений в мега-, макро- и микропроцессы. В мегапроцес-сах эстетическое отношение лежит в основании объективного мира, то есть отражает его объективные закономерности. При этом эстетическое отношение является составляющим компонентом творчества как синер-

гетического явления жизни на Земле и духовного как энергетического начала Вселенной. В макропроцессах эстетическое отношение отражает объективно-субъективные закономерности и является собственно связующим звеном между внутренними и внешними процессами. Эстетическое как чувственное познание мира в данном случае является ядром, гармонизирующим все процессы. Микропроцессы отражают субъективную сторону эстетического отношения.

Таким образом, эстетические отношения ребёнка к окружающему миру проявляются на различных уровнях (соматическом, психическом, ментальном) и в различных формах (субъективной, субъективно-объективной и объективной). Субъективная форма эстетического отношения ребёнка к окружающему миру проявляется бессознательно и выражается в эстетической деятельности. Субъективно-объективная форма эстетического отношения - акт подсознательных процессов, которые выражаются в эстетическом интересе личности. Объективная форма эстетического отношения зависит от сформи-рованности эстетического сознания личности, которое отражает объективные эстетические качества любых предметов и явлений окружающей действительности.

Литература

1. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - СПб. : Питер, 2008. - 272 с.

2. Крюковский, Н.И. Кибернетика и законы красоты (философский очерк) [Текст] / Н.И. Крюковский. - Минск : Изд-во БГУ, 1977. - 256 с.

3. Мясищев, В.Н. Проблема отношений человека и её место в психологии [Текст] / В.Н. Мясищев // Вопросы психологии. - 1957. - № 5. - С. 142-154.

4. Петровский, А.В. Общая психология [Текст] / А.В. Петровский. - М. : Просвещение, 1976. - 479 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - Т. 2. - 320 с.

6. Самохвалова, В.И. Красота против энтропии [Текст] / В.И. Самохвалова. -М. : Наука, 1990. - 176 с.

7. Ухтомский, А.А. Доминанта [Текст] / А.А. Ухтомский. - М. ; Л. : Наука, 1966. -273 с.

8. Яфальян, А.Ф. Формирование у детей эстетического отношения к человеку в процессе самовыражения [Текст] / А.Ф. Яфальян. - М. : Искусство и образование, 2011. - 276 с.

9. Izard, C.E. The psychologi of emotions [Text] / C.E. Izard. - N.Y. : Plenur Press, 1991. - 231 p.

10. Rogers, C.R. On becoming a person [Text] / C.R. Rogers. - Boston : Houghton Mifflin, 1961. - 420 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.