УДК 371.14:37.036
DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-61-69
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ В ВОСПРИЯТИИ УЧИТЕЛЕЙ «ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»*
Розина О.В.
Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация
Аннотация. В статье анализируются результаты исследований, проведённых автором в 2009-2017 гг. в ряде субъектов Центрального, Уральского, Приволжского, Дальневосточного федеральных округов, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Белоруссии, Украине и Киргизии по проблеме понимания учителями «православной культуры» сущности и основных черт эстетического идеала православной традиции. Обращается внимание на разрыв заявленной конфессиональной самоидентификации и восприятия ценностно-смысловых оснований этого идеала. Решение проблемы автор видит в изменении характера подготовки учителей к интеграции православной культуры в образовательно-воспитательное пространство современной школы.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, учитель, православная культура, эстетический идеал, эстетические чувства, талант, культурология, красота.
AESTHETIC IDEAL IN PERCEPTION OF TEACHERS OF "ORTHODOX CULTURE"
O. Rozina
Moscow Region State University
10A, Radio Street, Moscow, 105005, the Russian Federation
Absract. The article analyzes the results of the studies carried out by the author in 2009-2017 in CentralRussia, Ural, Volga, Far Eastern, Khanty-Mansiysk and Yamalo-Nenets regions, as well as in Belarus, Ukraine and Kirghizia on the problem of understanding by teachers of "Orthodox culture" the essence and main features of the aesthetic ideal of the Orthodox tradition. Attention is drawn to the dissociation of the declared confessional self-identification and the perception of the value-semantic foundations of this ideal. The author believes that the solution to the problem will be a change in the nature of teacher training for the integration of Orthodox culture into the educational and upbringing space of a modern school.
© ^ BY Розина О.В., 2018.
* Здесь и далее по тексту термин «православная культура» применительно к школьному предмету взят в кавычки, так как он носит условный характер и объединяет учебные курсы, дисциплины, модули с различными названиями. Они имеют единое ценностно-мировоззренческое основание (православное христианское вероучение, святоотеческое понимание духовной, нравственной и художественной культуры), реализуются в системе образования при участии организаций Русской Православной Церкви, направлены на духовно-нравственное воспитание детей по выбору их семьи без привлечения учащихся в образовательном процессе к религиозной практике («обучения религии») и их обязательной конфессиональной самоидентификации.
Key words: spiritual and moral education, teacher, Orthodox culture, aesthetic ideal, aesthetic feelings, talent, culturology, beauty.
Проблема эстетического идеала как предельное совершенство и явление должного в прекрасном неразрывно связана с общественным идеалом. Он, в свою очередь, в высшем значении выражает любовь и добро, возвышенное и героическое. Православный общественный идеал восходит к национальной самобытности России, так как «цивилизационный выбор, совершенный князем Владимиром, основой которого стало принятие "греческой веры" - восточного христианства -на века предопределил своеобразие русской культуры с ее обостренным нравственным самосознанием, соборностью и глубокой исповедальностью, особым видением красоты мира и человека» [8, с. 69]. Именно через православие жители страны отделяли себя от остального мира, ощущали свою уникальность и своеобразие. Православие определяло форму и стиль жизни, смыслы и ценности существования, названные в дальнейшем ци-вилизационной и национальной идентичностью.
Постсоветская вестернизация и либерализация высших ценностей и смыслов как государственного развития, так и образования на всех его ступенях привела к очевидному кризису, наглядно проявившемуся не только в экономической деструкции, но и в духовно-нравственной деградации общества. Ученые различных отраслей знаний, прежде всего гуманитарных, поставили вопрос об антропологическом кризисе, диссоциации собственного человеческого в человеке - от потери смысла жизни у одних до потери
нравственного облика у других [11].
Возврат к истокам цивилизаци-онной идентичности стали видеть в интеграции в образовательную систему религиозных ценностей вообще и православной культуры в частности [3]. В современной школе эта интеграция осуществляется в различных формах, но при этом объединяющим стержнем является учитель как субъект педагогической деятельности. От его профессиональной компетенции в области «православной культуры» зависит результат интеграционного процесса, поэтому в данной статье рассматривается не подготовка учителя к конкретному школьному предмету, а в широком спектре проблема готовности педагога к возврату культуры православной религиозной традиции в образовательно-воспитательное пространство современной школы.
В государственных нормативных документах, начиная с 2002 г., указывается на возможность преподавания религиозной (в частности, православной) культуры в общеобразовательной школе, рассматриваются условия и характер этого преподавания. В 2009-2016 гг. появились важные государственные инициативы: введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», одними из модулей которого являются «Основы православной культуры» и предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; принятие «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Стратегии развития воспи-
тания в России на период до 2025 г., Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и др. В этих документах уже отсутствует понятие об общечеловеческих ценностях, взамен которых предлагается обратить внимание на традиционные ценности российского социума [6]. Несмотря на обобщённый характер данного определения в указанных документах, ценности православной культуры, несомненно, относятся к традиционным ценностям нашего общества, поэтому подготовка учителей к артикуляции и трансляции этих ценностей является актуальной задачей формирования их профессионализма.
Кроме того, все нормативные документы подчёркивают культурологический (неиндоктринальный, т. е. невероучительный) характер «православной культуры» в школе, а методика преподавания не должна быть направлена на личное исповедание веры и требование конфессиональной самоидентификации. При этом подчёркивается важность укоренения «в духовных и культурных традициях» народа и формирования «мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций» [1, с. 14; 4]. Описательный подход к культурному наследию православия не решает поставленных образовательно-воспитательных задач: он является внешним по отношению к личности обучающегося. Для её самосовершенствования первостепенное значение имеет не объём полученных знаний, а рост «внутренней культуры», что достигается только за счёт постижения смыслов и ценностей, выстраивания
их иерархии, и что важно - определения собственного места в изучаемой культуре.
Такой подход к преподаванию «православной культуры» в светской школе возможен на основе понимания того, что «в культурологии принято различать внешнюю форму и внутреннюю обусловленность (детерминацию) культуры» [7, с. 91]. Внешние факторы (общий уровень развития социально-экономических отношений, стереотипы и модели поведения, формы отражения действительности и пр.) влияют на характер культуры. Однако творит её всё же человек, имеющий свободу выбора этих факторов, т. е. существует внутренняя обусловленность культуры. При этом продукт (результат) творческого процесса отражает мировоззрение своего создателя и понимание им смысла и цели реализации свободы творчества. Именно эстетический идеал личности влияет на результат её творчества.
В этой связи возникает вопрос об адекватности понимания педагогами «православной культуры» базовых положений православия и, в частности, православного эстетического идеала.
С 2003 г. нами при проведении различных форм повышения квалификации учителей (курсы, семинары, мастер-классы и пр.) в разных регионах страны и ближнего зарубежья проводится анонимное анкетирование по целому спектру вопросов, в том числе связанных с представлением педагогов об эстетическом идеале православной культуры. Оно проводилось как в начале встреч («входящий контроль»), далее - в ходе занятий с целью реф-лекции и на завершающем этапе («итоговый контроль»). Такой подход даёт
возможность проследить динамику процесса формирования профессиональной культуры и скорректировать учебный материал в зависимости от восприятия и понимания его конкретной аудиторией.
Результаты анкетирования, проведённого в 2009-2013 гг., были отчасти опубликованы в предыдущих наших работах [7; 9]. Тогда анализ проводился среди учителей общеобразовательных учебных заведений Курганской, Московской, Пермской, Тамбовской, Тверской областей, Хабаровска, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, республик Марий Эл, Белоруссии (Гродненская область) и Украины (Винницкая и Ровен-ская области). Эти результаты могут быть дополнены исследованиями, проведёнными в 2014-2017 гг. в Астраханской, Московской, Псковской, Саратовской, Тверской областях, Ала-паевске, Архангельске, Владимире, Воронеже, Екатеринбурге, Костроме, Липецке, Москве, Орле, Пензе, Смоленске, в Приморском крае, Бишкеке (Кыргызстан), Беларуси (Витебск, Гродненская область) и Ямало-Ненецком автономном округе.
Для понимания общих выводов исследования представляется важным определить его параметры: что святоотеческая традиция считает православным эстетическим идеалом?
Общий предмет эстетики - ответ на вопрос: что есть прекрасное как высшая форма красоты. Эстетический идеал не отражает действительности и существенно отличается от форм её познания (ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения), но показывает сущностные возможности развития как
личности, так и общества. Важной предпосылкой для существования и развития эстетического сознания является возможность (и способность) человека взглянуть на материальный мир неутилитарно, а через призму его одухотворённости. В христианстве это стало возможным благодаря вере в вочеловечевание Бога, воплощение Его во плоти. Вочеловевшийся Бог для христиан (Иисус Христос) - воплощение абсолютной красоты и гармонии, так как в Нём соединяются не только эстетическое совершенство, но и высокое нравственное начало. Это не просто мифическая трансцендентная красота, изливаемая на тварный мир с небес, но реальная возможность стать сопричастным ей (через таинства Церкви). Отсюда возникают две проблемы - адекватность отражения в творчестве божественного начала и единство эстетического и этического в жизни и деятельности человека-творца.
Рассмотрим первую из них: соответствие изображений священной истории в художественном творчестве евангельским образам. Все христианское искусство отражает вочеловече-вание Бога и священную историю, с этим связанную, но для понимания этих событий недостаточно акта осмысления: это не мыслительная конструкция, а духовно-созерцательная, поэтому столь различны изображения в западно-христианском и восточно-христианском искусстве: для приземленного сознания первого важно отражения человеческого в Божественном образе, для второго - Его божество и преображение в Воскресении. В связи с этим на западно-христианские картины на евангельские темы можно
смотреть и наслаждаться, а на православную икону - созерцать и молиться. Цель постижения Бога для западных и восточных христиан одна - достижение блаженства (пер. с церк.-слав. -счастья), но путь различен: для первых - это чувственное явление (вплоть до стигматов), а для вторых - духовное (вплоть до преображения, т. е. восстановления подобия, святости).
В педагогическом преломлении к предмету «православная культура» это вопрос об использовании принципа наглядности, прежде всего на основе современных информационно-компьютерных технологий (ИКТ), и подборе соответствующего видеоряда [7, с. 124-127; 10]. Авторский подход (ценностно-смысловой, аксиологический) основан на двух положениях: раскрытии внутренней детерминации (обусловленности) православной культуры и христианской антропологии.
При проведении различных встреч с учителями для реализации первого положения используется видеоряд, раскрывающий православный эстетический идеал в художественно-сравнительном аспекте через иконографические образы, репродукции картин русских и западных художников. Перед анонимным анкетированием проходит просмотр видеоряда без комментариев, а слушатели отвечают на вопросы о точности отражения евангельской традиции в том или ином образе. Для получения результата обычно достаточной бывает демонстрация небольшого количества образов по отдельному сюжету, на этом этапе желательно без указания авторства изображений. В подавляющем большинстве учителя (в среднем почти 90% опрошенных) не видят и не понимают раз-
личий между изображениями с точки зрения раскрытия эстетического православного идеала: внешняя красота западно-христианского искусства, его «приземленность» закрывает видение и созерцание духовной красоты русской иконографии и художественных изображений. Этот показатель значительно ниже (до 29,8%) в регионах с большим процентом католического населения (Гродненская область), что объясняется постоянным межконфессиональным общением. Данный показатель менее 50% наблюдается в регионах, где ведётся подготовка учителей «православной культуры» на ценностно-мировоззренческом основании, близок к 100% в ХМАО, ЯНАО, Киргизии. Для усложнения понимания сущности эстетического идеала в подготовленных группах учителей проводится сравнительный анализ творческих образов Иисуса Христа у различных русских художников, что даёт положительный эффект в подборе педагогами видеоряда для занятий по «православной культуре» [5, диск-приложение].
Второй подход авторской методики основан на демонстрации зрительного ряда образов, соответствующего трёхсоставной природе человека (тело - душа - дух): «тело» - фотографии окружающего мира и природных явлений, «душа» - шедевры мировой и русской живописи, «дух» - созерцание священных изображений (иконография, фрески, мозаика, храмы и т. п.) [10, с. 19, 20]. Это даёт возможность подчеркнуть цельность православной культуры и неразрывность её ценностно-смысловых основ, искусственно разделяемых в педагогике с дидактическими целями.
Вторая проблема раскрытия сущности эстетического идеала - показ учителям единства эстетического и этического в православной культуре. Состояние деградируемого в духовно-нравственном отношении современного общества не может не отражаться в его культуре. Проблема не только в открытой безнравственности ряда произведений, но главное - попытке придания этой тенденции статуса нормы, прежде всего через искажение эстетического идеала и его отрыв от этической основы. Как точно заметил митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), «сегодня мы живем в мире, где понятия "добро" и "красота" разошлись между собой. "Добро" остается категорией этики, "красота" же превратилась в отвлеченную эстетику, а затем и полностью была дискредитирована современным секулярным обществом» [2]. Вместе с тем в православной культуре красота имеет онтологическую сущность, так как укорена в Боге. Он - её Первоисточник, и в Нём же красота неразрывна с добром, потому что Бог преблаг: «никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19, 17). Более того, в православной культуре талант без нравственного начала не имеет никакой ценности, так как в этом случае он не служит ближнему, не преображает личность, а направлен лишь на самореализацию частной способности, ставшей смыслом жизни, поэтому в христианской культуре эстетика и этика (красота и добро) нерасторжимы.
В проводимом анкетировании есть ответы на вопросы о природе таланта как способности к творчеству, об источнике красоты и о связи таланта и нравственности. Результаты анкети-
рования 2014-2017 гг. принципиально не изменили общей картины результатов 2009-2013 гг. [9]. По-прежнему отношение к таланту как особой природной одарённости характерно для почти 60% респондентов (1-59,5%), а к человеку как источнику красоты -чуть более 60% (1-62%). На божественную природу Красоты указали около 15% (1-14%) опрошенных. В вопросе об иерархии целей развития таланта мотивы «получения» (удовольствия, достатка, признания, положения в обществе и пр.) по-прежнему значительно опережают мотивы «отдачи» (служение ближним, Отечеству, Богу). В комментариях к анкетам респонденты часто указывают на то, что служение как мотивация развития таланта либо никогда не рассматривалась ими, либо это «немодно и бессмысленно». Опрошенные за редким исключением не видят связи между этическим идеалом и нравственностью его носителя, так как современное искусство часто восхищается «криминальным талантом» героя и предлагает путь борьбы со злом при помощи ещё большего зла. Вместе с тем в обоих исследованиях более 80% респондентов считают себя православными, а более 60% из них приняли таинство крещения во взрослом возрасте, что предполагает сознательность этого выбора.
Подводя итог, следует обратить внимание на три обстоятельства.
Во-первых, эстетический идеал -это прежде всего эмоционально-чувственное представление о прекрасном, поэтому его формирование проходит не путём умственного изучения и когнитивного познания, а путём эмоционального воздействия «от сердца к сердцу».
Во-вторых, эстетическое воспитание на основе соответствующего идеала включает развитие эстетических чувств, которые, как и любые иные, формируются путём переживания эстетических впечатлений. Их могут вызывать различные эстетические объекты, в том числе и прямо противоположные прекрасному, суггестивный эффект от которых будет иметь определяющее значение при получении эстетического удовольствия и являться фактором развития патологической склонности.
В-третьих, учитель «православной культуры», не воспринимающий православного эстетического идеала на уровне чувственного восприятия, способен передать обучающимся лишь
его внешние формы, в лучшем случае избежав «мифов о православии», а в худшем - исказив идеальный образ. Это не решает задач формирования нравственного идеала и укоренения учащихся в духовной традиции своего народа в соответствии с требованиями государственно-нормативных документов.
Общий вывод очевиден - изменение характера подготовки учителей «православной культуры»: разработка профессиограммы педагога и формирование его профессионализма в реализации задач самостоятельного предметного поля - «культуры православной традиции».
Статья поступила в редакцию 16.01.2018
ЛИТЕРАТУРА
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4-е изд. М., 2014. 23 с.
2. Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Выступление на конференции «Судьбы прекрасного: красота с позиций гуманитарных наук», 17 апреля 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2167913.html (дата обращения: 11.01.2018).
3. Метлик И.В. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы: дис. ... док. пед. наук. М., 2005. 409 с.
4. Основы религиозных культур и светской этики : комплексный учебный курс [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/press/reliz/6463 (дата обращения: 11.01.2018)
5. Розина О.В. Духовные основы русской культуры: пособие для учителей: в 3 кн. со словарём и DVD диском: кн. I. М., 2009. 192 с.
6. Розина О.В. Некоторые социально-педагогические аспекты профессионального самосовершенствования педагога // Православный ученый в современном мире. Синтез науки и православия: сохранение духовно-нравственных ценностей в современных условиях: сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Ганновер, Супрасль, Жировицы, 25-31 мая 2016 г. Воронеж, 2016. С. 35-38.
7. Розина О.В. Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога: монография. 2-е изд., испр. и перераб. М., 2015. 252 с.
8. Розина О.В. Цивилизационный выбор Руси в зеркале современного образования // Семья в России: вчера, сегодня, завтра: сборник научных статей по материалам Международной научно-методической конференции. Кострома, 2015. С. 69-75.
9. Розина О.В. Эстетический идеал в подготовке учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе ценностей православной культуры // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. № 3. С. 51-59.
10. Розина О.В., Янгичер В.В. Компьютерные технологии в формировании профессиональных компетенций учителей и духовно-нравственном воспитании учащихся на основе ценностей православной культуры // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. № 4
11. Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления: проект / В.И. Слободчиков и др. М., 2016. 142 с.
1. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo raz-vitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritually-moral development and education of the citizen of Russia].Moscow, 2014.23 p.
2. Hilarion (Alfeyev), Metropolitan of Volokolamsk. Vystuplenie na konferentsii «Sud'by prekras-nogo: krasota s pozitsii gumanitarnykh nauk», 17 aprelya 2012 g. [Presentation at the conference "the fate of the beautiful: beauty from the standpoint of the Humanities", April 17, 2012]. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/2167913.html (accessed: 11.01.2018).
3. Metlik I.V. Integratsiya znanii o religii v uchebno-vospitatel'noi deyatel'nosti svetskoi shkoly: dis. ... dok. ped. nauk [The integration of knowledge about religion in the educational activities of secular school: D. thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 2005. 409 p.
4. Osnovy religioznykh kul'tur i svetskoi etiki [Basics of religious cultures and secular ethics]. Available at: http://mon.gov.ru/press/reliz/6463 (accessed: 11.01.2018).
5. Rozina O.V. Dukhovnye osnovy russkoi kul'tury. Kn. I [The spiritual foundations of the Russian culture. Vol. I]. Moscow, 2009.192 p.
6. Rozina O.V. [Some of the socio-pedagogical aspects of professional improvement of the teacher]. In: Pravoslavnyi uchenyi v sovremennom mire. Sintez nauki i pravoslaviya: sokhranenie dukhovno-nravstvennykh tsennostei v sovremennykh usloviyakh: sbornik mate-rialov V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Gannover, Suprasl', Zhirovitsy, 25-31 maya 2016 g. [The Orthodox scientist in the modern world. The synthesis of science and Orthodox Christianity: the preservation of moral values in modern conditions: materials of the V International scientific-practical conference, Hannover, Suprasl, near the village of Zhirovitsy, May 25-31, 2016]. Voronezh, 2016, pp. 35-38.
7. Rozina O.V. Pravoslavnaya kul'tura v shkole: formirovanie i razvitie professional'nykh kom-petentsii pedagoga [Orthodox culture at school: the formation and development of professional competences of the teacher]. Moscow, 2015. 252 p.
8. Rozina O.V. [Civilizational choice of Russia in the mirror of modern education]. In: Sem'ya v Rossii: vchera, segodnya, zavtra: sbornik nauchnykh statei po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii [Family in Russia: yesterday, today, tomorrow: Collection of scientific articles on materials of the International scientific-methodical conference]. Kostroma, 2015, pp. 69-75.
9. Rozina O.V. [Aesthetic ideal in training teachers for moral education of schoolchildren on the basis of the values of Orthodox culture]. In: Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of St. Tikhon's Orthodox humanitarian university], 2013, no. 3, pp. 51-59.
10. Rozina O.V., Yangicher V.V. [Computer technologies in formation of professional competence of teachers and spiritual-moral education of students based on the values of Orthodox culture]. In: Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya IV: Pedagogika. Psikhologiya [Bulletin of St. Tikhon's Orthodox humanitarian university. Series IV: Pedagogy. Psychology], 2012, no. 4 (27), pp. 13-24.
(27). С. 13-24.
REFERENCES
11. Slobodchikov V.I. et al. Sistemnyi krizis otechestvennogo obrazovaniya kak ugroza natsional'noi bezopasnosti Rossii i puti ego preodoleniya [The systemic crisis of the Russian education as a threat to Russia]. Moscow, 2016. 142 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Розина Ольга Владимировна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России Средних веков и Нового времени Московского государственного областного университета, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; e-mail: olgarozina2017@ yandex.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Olga К Rozina - PhD in Historical Sciences, associate professor of the Department of the Russian History of the Middle Ages and modern times, Moscow Region State University, honorary worker of higher professional education of the Russian Federation; e-mail:olgarozina2017@ yandex.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Розина О.В. Эстетический идеал в восприятии учителей «православной культуры» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 2. С. 61-69. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-61-69
FOR CITATION
Rozina O. Aesthetic ideal in perception of teachers of "orthodox culture". In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2018. no. 2, рр. 61-69. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-61-69