УДК 130.3
и. И. Морозова
Проблемы искусства в отечественной православной мысли конца XIX — первой четверти XX в. (по материалам периодических изданий)
В статье представлена тематическая аналитика содержания отечественных православных периодических журналов второй половины XIX — первой четверти XX в. Избранный автором ракурс — проблемы культуры и искусства российского общества того времени, их отражение в православной публицистике. Показано, что в текстах православных мыслителей освещались вопросы о сущности эстетического, искусства, противоречиях современной им культуры, утверждались единство, целостность культуры, приоритетность духовно-нравственного, ценностного ее содержания, осуществленность духовно-нравственного идеала.
Ключевые слова: православные периодические издания, отечественная культура X.Кв., метафизика духовной жизни, проблемы искусства и культуры.
I. N. Morozova. Art's problems into Russian orthodox thought late XlXth — first quarter of XXth centuries (on the materials of periodicals).
The article presents the thematic analysis of Russian Orthodox periodicals of the second half of the 19th century — the first quarter of 20th century content. The author's research perspective is the issues of culture and art in Russian society of that time, their reflection in Orthodox journalism. The article shows that texts of Orthodox thinkers covered questions on the essence of aesthetic and art, the contradictions of contemporary culture, affirmed the unity, integrity of culture, the priority of the spiritual, moral, value content of it, the implementation of the ideal.
Keywords: Orthodox periodicals, national culture of the XIX century, metaphysics of spiritual life, problems of art and culture, incarnation of the spiritual-moral ideal.
© Морозова И. Н., 2018
Отечественная православная публицистика, сложившаяся структура православных периодических изданий — феномен второй половины XIX в. [7; 9; 17]. Основной круг богословских вопросов, традиционно обсуждавшихся на страницах православных журналов и газет, дополнили проблемы, имевшие отношение к современности; в них также размещались тексты из области философии, словесности. Общение с аудиторией в пространстве печатного издания использовалось православными богословами как возможность необходимого и адекватного ответа на духовно-нравственные настроения в жизни российского общества того времени [5].
Основываясь на дореволюционных, современных библиографических указателях православной периодической печати второй половины XIX — первой четверти XX в. [6; 18; 19; 20], мы подразделили весь массив публикаций по проблемам культуры, искусства на следующие наиболее значительные, на наш взгляд, части. Во-первых, тексты, в которых рассматривались обозначенные выше проблемы на достаточно обобщенном уровне, сравнимом с теорией эстетики в светском познании; тексты, в которых обсуждались феномен, общие проблемы искусства (сопоставимые с искусствоведением]. Во-вторых, тексты, в которых затрагивались проблемы, история, актуальное состояние отдельных конкретных видов искусства (литературы, живописи, театра, кинематографа и др.]. Раскроем далее лишь некоторые, на наш взгляд, значительные из основных содержательных моментов в собранном и изученном нами материале, в соответствии с выделенными тематическими направлениями.
В обосновании художественного творчества православными мыслителями утверждалась необходимость метафизического подхода, что подразумевало «боговдохновенность», возможность действительного Откровения в искусстве [16]. В то же время, по мнению православных авторов XIX в., нельзя отождествлять откровение художника и Божественное откровение, можно лишь проводить между ними некоторую параллель [16, с. 249]. Христианская эстетика возможна и необходима, поскольку, согласно богословам, именно в христианстве состоялось универсальное, жизненное утверждение (в духовном подвиге святых] сущности истины, добра и красоты. К трем важным функциям христианской жизни, образующим основания теории христианской эстетики, православными авторами относились
литургическая составляющая, воспитательный потенциал и художественная критика. Отличие сферы художественного от науки объяснялось творческой интуицией, фантазией [1, с. 521].
В православной периодике подчеркивалось значение в художественной деятельности не только эстетической теории, но и философии. Знание, интеллектуальная культура важны для художника. С другой стороны, искусство также составляло пользу для науки, например, когда неизвестные прежде явления, тенденции в общественной, культурной жизни России того периода впервые были обнаружены в художественной форме. Таким образом, средства искусства могли проявлять свою полезность и в целях популяризации научного знания. Единство, целостность общественного бытия нарушались в случае, когда доминировали светские наука и искусство, преобладая над религиозным и нравственным началами. Произошедшее в культуре XIX в. отпадение от христианства в большей мере коснулось интеллектуальной ее сферы.
В качестве противоположных православными мыслителями фиксировались две точки зрения на искусство (реалистическое и идеалистическое). Искусство должно предполагать традиционность, что означало следование идеалу и преданию. Сущностная потребность художественной деятельности была определена как стремление к идеалу, что соответствовало созерцанию истинного, изящного, благого.
Идеалу как цели истинного искусства была противопоставлена современность. По мнению богословов XIX в., в искусстве произошло оскудение религиозного чувства [1, с. 537]. Оскудение идеалов, происходившее в российском обществе XIX в., осознавалось и как утрата возможностей художественного творчества.
В подходе к прекрасному в отечественной православной мысли XIX в. проявлялся платонизм. В основе платонизма — идея целостности, единства истины, добра и красоты (изящества). Соответственно, пагубны и крайности разъединенности этих трех начал в обществе, культуре. Установкой платонизма может быть объяснено высказывавшееся православными авторами XIX в. положение об имевшей место независимости эстетического от нравственного, чувственного. Нравственность не образует существенный признак искусства, в отличие от эстетического (искусство не должно быть тенденциозным)
[8, с. 31]. К обоснованию взаимосвязей (в том числе и негативных] религии и искусства привлекался и подход психологии как науки о чувствовании.
Однако, в отличие от платонизма, православные мыслители исходили из призвания, предназначения человека к осуществлению совокупности истины, добра и изящества. Потребности «духочелове-ка» не могли в таком случае ограничиваться пределами материальности. Обратим внимание, что источником в осуществлении названного выше закона человеческого предназначения (проявляющегося в одухотворенной нравственной деятельности] являлось вдохновение свыше, в соединении с подвигом самоотвержения, истинной любовью к ближнему. Таким образом, красота определялась как объективация, воплощение бескорыстной любви [14, с. 182, с. 184]. Интересно соединение православными богословами данной характеристики красоты (любви] с желанием «сообщить себя другим, выразить себя во вне, в произведении» [14, с. 182].
По объему публикаций в православной публицистике XIX в. в ряду всех искусств первенство занимала литература, словесность. В православной периодике того времени находим обобщение всей картины литературного процесса, истории литературы в России, анализ конкретных прозаических произведений, поэзии. Весьма значительный подраздел статей, материалов об изображении в литературе лиц священного звания.
По мнению богословов, скрытая религиозность была присуща всей отечественной словесности в целом, независимо от идейной концепции писателя. В XIX в., в том числе и ввиду неудовлетворительности церковной проповеди, роль последней приняли на себя художественная литература, философия [13, с. 129]. Особые художественно-выразительные средства литературы могли быть использованы и для преодоления недостатков церковной проповеди в целом, преподавания Закона Божия в средней школе. Сознание молодого человека, писали православные мыслители, впечатлялось художественными образами, оказываясь под их обаянием. В то же время в оценке современных тенденций отечественной литературы значительна доля критических оценок.
В православной периодике XIX в. особенно критичны оценки театра и кинематографа (от самой перспективы сценического вопло-
щения событий евангельской истории, посещения священнослужителями театра до совпадения времени театральных представлений с церковными службами, временем Великого поста и др.). Так, оживленную полемику вызвало предложение прот. П. Я. Светлова «положительным» (имелось в виду — объективным) образом рассмотреть вопрос о религиозном значении театра [10; 11; см. также 3].
Любопытно, что православными авторами приводились также довольно беспристрастные объяснения успеха, роста популярности кинематографа (в силу соответствия последнего вкусам самой невзыскательной публики [12, с. 891, 894]. К направлениям полезного, благоприятного воздействия кино на человека были отнесены образование, изображение событий священного характера (поскольку в отличие от театра в случае кино можно заранее проверить качество исполнения) [12, с. 897].
Во многом сравним (в силу особого интереса «православной стороны») с литературой вопрос об обращении современных художников к религиозной теме. Православными публицистами составлялись достаточно подробные содержательные обзоры выставок изобразительного искусства [2], приводились обоснования места и значения живописи в искусстве. Особенный статус живописи обусловлен боговдохновенным значением иконописи. Главное сокровище христианской живописи — образ воплотившегося Сына Божия, красота Богочеловека. Собственно, отношение искусства религиозной живописи к христианскому Священному Писанию «в приложении к иконописанию не только установлено и выражено точно в теории, а даже еще и "догматизировано"» (именно на VII Вселенском Соборе) [4, с. 4].
Православными мыслителями обсуждалась проблема соответствия личной позиции художника, созданного им произведения на религиозные сюжеты и церковной традиции. И здесь при одобрительном в целом отношении к интересу светских живописцев к раскрытию истин Евангелия безусловный авторитет в оценках отдан В. М. Васнецову. Содержание творчества художника было определено как христианская философия [15, с. 4].
Что касается других персоналий, единодушную критику вызвал подход Н. Н. Ге (в особенности картина «Что есть истина?»). Впрочем, Н. И. Барсов подчеркивал (именно в отношении художественного
подхода Н. Н. Ге], что картина — не икона [2, с. 182]. Большей широтой в оценках произведений современной живописи (например, А. А. Иванова, И. Н. Крамского, В. Д. Поленова, И. Е. Репина] отличались позиции популярных во второй половине XIX в. православных писателей (например, Е. Поселянина (Е. Н. Погожева].
Таким образом, в приведенном выше панорамном обозрении текстов из православной периодической печати в России конца XIX — первой четверти XX в. выявлены некоторые базовые для православия идеи, подходы к культуре, искусству. Искусство понималось богословами прежде всего в аспекте традиции, следования духовному идеалу, акцентировалось духовно-нравственное влияние последнего на общество, культуру, подчеркивалось значение интуиции, бо-говдохновенности художественного творчества. Православными мыслителями утверждались уникальность, национальная самобытность отечественного искусства, его своеобразие в сравнении с западным. В богословском подходе к искусству были важны понимание красоты как объективации, воплощения любви, необходимость призванности художника, творца к служению обществу, утверждение принципа единства целостности культуры, способность эстетического дополнять религиозное.
Полагаем, что богословская публицистика может лишь условно сравниваться со светским знанием об искусстве. В то же время нельзя не отметить восприятие православными мыслителями многих идей из светского познания, возможности диалога с последним. Обращение к православной публицистике имеет значение для воссоздания, понимания атмосферы диалогичности в российской культуре рубежа XIX—XX вв. (что не исключало критичности, идейной напряженности такого диалога]. В православной периодической печати (что могло зависеть и от позиции журнала] публиковались лица не только духовного звания, присутствовало известное разнообразие, разброс в оценках (объединяемое принятием базовых для православия идей], что позволяет определить ценность некоторых положений как не являющихся догматическими, на уровне теологуме-нов. В целом православно-публицистический дискурс о проблемах культуры и искусства того периода имеет значение и для понимания духовно-нравственных, ценностных проблем, противоречий современности.
Библиографический список
1. Амфитеатров Е. В. О существе и свойствах художественной деятельности // Приб. к изд. творений св. Отцов. 1872. Ч. 25. С. 503—530.
2. Барсов Н. И. Русская религиозная живопись в 1894 г. // Церк. вестн. № 12 (24 марта). С. 182—183. Подпись: Н. Б-в.
3. Баянов Б. Театр и церковь // Театр и искусство. 1912. № 5. С. 109— 113; № 6. С. 132—135.
4. Воронец Е. Н. Несколько мыслей об отношении искусства религиозно-исторической живописи к науке христианского богословия. М., 1896. 9 с.
5. Воронцова И. В. Церковная публицистика середины XIX в. как православный ответ на вызовы современности (архимандрит Климент (Можаров), епископ Смоленский Иоанн (Соколов) и архиепископы Херсонский Никанор (Бровкович) и Харьковский Амвросий (Ключарев)) // Политика и общество. 2015. № 11 (131). С. 1572—1585.
6. Ефремов П. А. «Православное обозрение»: указатель за 1860— 1870 гг. М.: Унив. тип., 1872 г. 244 с.
7. Малышев В. С. Церковно-общественная публицистика в эпоху «великих реформ» // Христианское чтение. 2015. № 5. С. 121—145.
8. Продан И. С. Что такое искусство? (рассуждения с толстовцем). Харьков: Епархиальная типография Каплуновская, 1915. 31 с.
9. Прутцкова А. С., Чапнин С. В. Журналистика церковная в России // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2008. Т. 19. С. 389—392.
10. Светлов П. Я., прот. О посещении театра духовенством: ( К вопросу о взаимных отношениях христианства и культуры) // Богосл. вестн. 1906. Т. 1, март. С.570—576.
11. Светлов П. Я., прот. Умышленная непонятливость: (Ответ на заметку прот. Ст. О-ва «По вопросу о религиозном значении театра» в «Прав.-русск. слове». 1903. № 1) // Богословский вестник. 1903. Т. 1. Февраль. Паг. 2. С. 335—340.
12. Смоленский Н. П. Кинематограф // Отдых христианина. 1913. Т. 2. № 12. С. 891—898.
13. Смоленский Н. П. Церковная Проповедь // Отдых христианина. 1907. Т. 1, кн. 5. С. 126—132.
14. Соколов П. А. Что такое прекрасное? Основа красоты и художественного реализма // Соколов П. А. В поисках правды жизни: Сб. философ. этюдов по вопросам жизни и религии. СПб., 1914. С. 176—191.
15. Соловьев И. И., свящ. Православно-христианская философия в русском искусстве (С выставки религиозных картин В. М. Васнецова). Харьков, 1910. 22 с.
16. Тихомиров П. В. Художественное творчество и религиозное познание // Богословский вестник. 1897. Т. 4. № 11. С. 240—253.
17. Ткаченко Л. А. Православная журналистика в историографических работах отечественных ученых // Вестник ЧелГУ 2015. № 15. Филология. Искусствоведение. Вып. 96. С. 88—94.
18. Фолте Ю. Указатель статей в алфавитном порядке, содержащихся в богословско-философском журнале «Вера и разум», с алфавитным списком авторов помещенных в нем статей за первое десятилетие его издания (1884—1893 гг.). Харьков: тип. Губ. правл., 1894. 45 с.
19. Христианство и новая русская литература XVIII—XX вв.: библиогр. указ., 1800—2000. СПб.: Наука, 2002. 891 с.
20. Шахов В. В. Указатель к «Православному обозрению» за 1871— 1886 гг. М.: Унив. тип, 1887. 157 с.
References
1. Amfiteatrov E. V. O sushchestve i svojstvah hudozhestvennoj deyatel'nosti [On the essence and characteristics of the artistic activity]. Prib. k izd. tvorenij sv. Otcov — The addition to the issue of the Saint Fathers' writings. 1872, ch. 25, pp. 503—530. (In Russ.)
2. Barsov N. I. Russkaya religioznaya zhivopis' v 1894 g. [Russian religious painting in 1984 year]. Cerk. vestn. — Church issue, 1894, no. 12 (24 March), pp. 182—183. Signature: N. B-v. (In Russ.)
3. Bayanov B. Teatr i cerkov' [Theatre and Church]. Teatr i iskusstvo — Theatre and Art. 1912, no. 5, pp. 109—113; no. 6, pp. 132—135. (In Russ.)
4. Voronec E. N. Neskol'ko myslej ob otnoshenii iskusstva religiozno-istoriches-koj zhivopisi k nauke hristianskogo bogosloviya [A few thoughts on the relation of religious historical painting' s to the science of Christian theology]. Moscow, 1896. 9 pp. (In Russ.)
5. Voroncova I. V. Cerkovnaya publicistika serediny XIX V. kak pravo-slavnyj otvet na vyzovy sovremennosti (arhimandrit Kliment (Mozharov), epis-kop Smolenskij Ioann (Sokolov) i arhiepiskopy Hersonskij Nikanor (Brovkovich) i Har'kovskij Amvrosij (Klyucharev)) [Church journalism of the mid-nineteenth century as an Orthodox response to the challenges of modernity (Archimandrite
Clement (Mozharov), Bishop of Smolensk Ioann (Sokolov) and Archbishops of Kherson Nikanor (Brovkovich) and Kharkiv Ambrose (Klyucharyov)]. Politika i obshchestvo — Politics and Society, 2015, no. 11 (131), pp. 1572—1585. (In Russ.)
6. Efremov P. A. «Pravoslavnoe obozrenie»: ukazatel' za 1860—1870 gg. [Orthodox Review: Index for 1860—1870]. Moscow, Print House of Moscow University, 1872, 244 p.
7. Malyshev V. S. Cerkovno-obshchestvennaya publicistika v ehpohu «velikih reform» [The church-public journalism into the era of «great reforms»]. Hristianskoe chtenie — The Christian reading, 2015, no. 5, pp.121—145. (In Russ.)
8. Prodan I. S. Chto takoe iskusstvo? (rassuzhdeniya s tolstovcem) [What is the Art? (the reflections with the Tolstoy's adherent)]. Kharkov, Print House by Kaplunovskaya's diocese, 1915, 31 p. (In Russ.)
9. Prutckova A. S. Chapnin S. V. Zhurnalistika cerkovnaya v Rossii [Churh journalism in Russia]. Pravoslavnaya ehnciklopediya [Orthodoxy encyclopedia]. Moscow, Church- scientific center «Orthodoxy encyclopedia», 2008, vol. 19, pp. 389—392. (In Russ.)
10. Svetlov P. Ya., prot. O poseshchenii teatra duhovenstvom: K voprosu o vzaimnyh otnosheniyah hristianstva i kul'tury] [About the clergy's visiting the theater: (to the question on the mutual relations of Christianity and Culture]. Bogosl. vestn. — Theological issue, 1906, vol. 1, March, pp. 570—576. (In Russ.)
11. Svetlov P. Ya., prot. Umyshlennaya neponyatlivost' (Otvet na zametku prot. Svetlova «Po voprosu o religioznom znachenii teatra» v «Prav.-russk. Slove»] [The intentional misunderstanding. (The reply to the note by Svetlov's Archpriest «On the religious significance of the theater» in «Orthodoxy-Russian Word]. Bogoslovskij vestnik — Theological issue, 1903, vol. 1, February, Pag. 2, pp. 335—340. (In Russ.)
12. Smolenskij N. P. Kinematograf [Cinema]. Otdyh hristianina — The rest of Christian, 1913, vol. 2, no. 12, pp. 891—898. (In Russ.)
13. Smolenskij N. P. Cerkovnaya Propoved' [The church preaching]. Otdyh hristianina — The rest of Christian, 1907, vol. 1, book 5, pp. 126—132. (In Russ.)
14. Sokolov P. A. Chto takoe prekrasnoe?; Osnova krasoty i hudozhestvenno-go realizma [What is the beautiful one? The basis of beauty and artistic realism]. Sokolov P. A. Vpoiskah pravdy zhizni: Sb. filosofiya, ehtyudov po voprosam zhizni i religii [In search of the life's truth: the issue of philosophy, essays on life and religion]. Saint-Petersburg, 1914, pp. 176—191. (In Russ.)
15. Solov'ev I. I., svyashch. Pravoslavno-hristianskaya filosofiya v russkom iskusstve (S vystavki religioznyh kartin V. M. Vasnecova] [Orthodox Christian philos-
ophy in Russian art (from the exhibition of religious paintings by V. M. Vasnetsov]. Kharkov, 1910, 22 pp. (In Russ.)
16. Tihomirov P. V. Hudozhestvennoe tvorchestvo i religioznoe poznanie [Artistic creation and religious knowledge]. Bogoslovskij vestnik — Theological issue. 1897, vol. 4, no. 11, pp. 240—253. (In Russ.)
17. Tkachenko L. A. Pravoslavnaya zhurnalistika v istoriograficheskih rabo-tah otechestvennyh uchenyh [Orthodox journalism into historiography writings by Russian scientists]. Vestnik ChelGU — The Issue by Chelyabinsk University, 2015, no. 15, Philology, Art research, issue 96, pp. 88—94. (In Russ.).
18. Folte Yu. Ukazatel' statej v alfavitnom poryadke, soderzhashchihsya v bo-goslovsko-filosofskom zhurnale «Vera i razum», s alfavitnym spiskom avtorov, po-meshchennyh v nem statej, za pervoe desyatiletie ego izdaniya (1884—1893 gg.) [The Index of articles in alphabetical order, contained into theological-philosophical journal «Faith and Reason», with an alphabetical list of authors, articles placed in it, during the first decade of its edition]. Kharkov, Print. House by Regional governing body, 1894, 45 p. (In Russ.).
19. Hristianstvo i novaya russkaya literatura XVIII—XX vv.: bibliogr. ukaz., 1800—2000 [Christianity and new Russian literature of the XVIII—XX centuries: the bibliography index, 1800—2000]. Saint-Petersburg, Nauka Publ., 2002, 891 p. (In Russ.).
20. Shahov V. V. Ukazatel' k «Pravoslavnomu obozreniyu» za 1871—1886 gg. [The Index to the «Orthodox Review» during 1871—1886]. Moscow, Print House of Moscow University, 1887, 157 p. (In Russ.).