Ю. В. Наседкина
Эстетический идеал, тело, мода в системе культуры
Человеческое тело является «местом встречи» природы и культуры. Оно соединяет свои биологические, физические качества со «сверхбиологическими, символическими, социальными, т. е. является одновременно функциональным и значащим, физически развитым и смыслонесу-щим, сильным и художественно выразительным...»1.
Уже в первобытную эпоху тело человека, оставаясь биологическим объектом, приобретает культурные качества - трудовая деятельность формирует тело человека. Однако и в первобытном обществе труд не был единственной сферой культуры, в которой функционировало тело человека, второй такой сферой была обрядовая деятельность. В обряде тело человека функционировало не продуктивно, а символически.
Практическое функционирование тела в культуре с самого начала таит возможность его превращения в носителя различных социальных значений, различных типов информации. Так тело человека становилось материальной основой особого языка культуры. В системе различных телесных знаков можно рассматривать тело как текст, оно приобретает информативно-семиотические свойства.
Исторические, этнографические и художественные свидетельства показывают, как происходило обретение телом этих сверхфизических качеств. Человеческое тело еще на заре истории становится объектом различных культурных практик: начиная с гимнастики, определенных систем питания, медитативных практик, систем дыхания и т. д. и заканчивая изменением естественных форм тела, проведением с телом разного рода операций и манипуляций, которые и превращали тело в знак рода, племени, социального положения, принадлежности к возрастной группе и т. д.
Эту функцию выполняли, например, татуировки, обрезание, подпиливание зубов, чернение зубов, рубцовая техника, раскраска тела и т. д. Данные процедуры маркировали пол, возраст, статус, определяли антитезу «свои-чужие», выполняли защитную, магическую функцию и т. д. Здесь проявлялось соотношение биологических и культурных качеств тела.
Третья часть спектра культурных функций человеческого тела - эстетическая. Придавая человеческому телу эстетическую ценность, культура порождает соответствующее направление его функционирования, лежащее за пределами материально-утилитарных потребностей бытия. В каждой эпохе существуют свой эстетический идеал, и происходит развитие человеческого тела в соответствии с эстетическими канонами. Эс-
1 КаганМ. С. Философия культуры. - СПб., 1996. - С. 196. 128 © Наседкина Ю. В., 2007
тетический идеал находит свое отражение в произведениях искусства, в образах художественной культуры. Начиная с «палеолитических Венер» и описаний физического облика героев мифов, сказок, легенд и заканчивая созданием образов человека в современном искусстве, кинематографе происходит создание неких идеальных моделей.
Эстетический идеал красоты можно обозначить как модель внешности, выступающую эталоном красоты в конкретной культуре на каком-либо историческом отрезке. Идеалы красоты соответствовали той культуре и тому времени, в котором они существовали. Тело, приближающееся к существующим в данном культурном поле эталонам, привлекает, вызывает восхищение.
Между тем красота человеческого тела есть природно-культурное, а не чисто биологическое свойство, так как особенности анатомических и физиологических характеристик конкретного индивида соотносятся с особенностями определенного типа культуры, в котором те или иные характеристики приобретают тот или иной ценностный смысл (так как красота есть ценность, а не совокупность физических свойств).
Во все времена существовало огромное количество средств, помогающих приблизить внешность к идеалу - одежда, косметика, прическа, аксессуары, которые могут рассматриваться как «второе тело» человека. Причем, они не только помогают создать некоторые иллюзии или подчеркнуть достоинства, но и сами по себе являются культурными текстами, а семиотика, рассматривающая вторичные языки культуры, выделяет «язык костюма», «язык прически».
В первую очередь, идеальный образ тесно связан с одеждой, так как именно одежда способна зрительно изменить пропорции тела, и приблизить его к идеалу. Костюм создает визуально-воспринимаемую телесность, тело социальное, в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми культурой. С помощью одежды часто стремятся подкорректировать текст, передаваемый знаками тела. Чем «несовершеннее» тело, тем больше оснований скрывать его реальные контуры и создавать искусственные. Длительное время отсутствие стройной талии компенсировалось тугими корсетами, создававшими иллюзию стройной фигуры. Слабые плечи мужчин обычно компенсируются ватином в плечах пиджаков, пальто. Женская грудь, не дотягивающая до эталонных размеров, порою компенсируется особыми бюстгальтерами, ухищрениями в покрое платья. Нестройные ноги скрываются длинными юбками. Таким образом, одежда подчеркивает или скрывает определенные части тела для приближения силуэта к общепринятому идеалу, подправляет и стилизует.
Не только пропорции тела, но лицо и волосы, всегда имели большое значение, и люди изобретали различные способы и средства, чтобы максимально приблизиться к существующему идеалу. Искусство макияжа
(как и искусство прически) получило распространение уже в древние времена. Изначально, в первобытном обществе, макияж носил ритуальный и вполне функциональный характер, а пользовались им в основном мужчины - с его помощью выделяли вождя племени, воина, устрашали врагов. Но вскоре он начал выполнять функцию, которая стала его основной: делать людей привлекательнее.
Одним из ключевых понятий в формировании эстетического идеала является пропорция. Пропорциональность подразумевает гармоничное сочетание форм, соразмерность. Однако в истории существуют примеры, когда идеальный образ подразумевал изменение естественных пропорций. Подобные факты существуют в разных культурах. Так, например, в эпоху средневековья в Европе женщины сбривали брови, и часть волос надо лбом, таким образом, зрительно увеличивая его. В Китае, довольно долгое время просуществовала традиция деформации женских ступней. В 1100-х годах возникает обычай бинтования ног, потом изобретаются колодки для приостановления роста ступни, так как одним из главных показателей красоты являлась маленькая ножка, которая расценивалась также как признак аристократизма. У индейцев майя одним из признаков красоты были косые глаза, детям на лоб привязывали специальный шнур с шариком, который свешивался со лба к переносице, таким образом, искусственно развивалось косоглазие. Подобные деформации человеческого тела всегда создаются в системе эталона.
В разных эпохах эстетический идеал всегда складывается под влиянием важнейших культурных событий, социального, экономического и политического устройства общества, а также их изменений. Система ценностей данного общества определяла особенности идеала красоты. Так, например, в современном обществе полнота не является красивой, а в культурах, в которой пища являлась дефицитом, быть толстым было престижно, и полнота выступала символом богатства, красоты, здоровья. Или, например, загар в зависимости от времени и культуры приобретает совершенно разное значение. Загар во многих обществах ассоциировался с работой на свежем воздухе, а бледность с принадлежностью к слоям, лишенным необходимости работать, «аристократическая бледность» считалась атрибутом красоты, и представители различных классов пытались всеми средствами защититься от загара. Однако в XX веке происходят перемены и в образе жизни и труда. Большую часть времени люди работают в помещениях, и загар, как знак, свидетельствует теперь о наличии свободного времени или денег. На Западе загар стал модным благодаря Габриэль Шанель с 1920 г. В течение нескольких лет он стал обязательной принадлежностью всех романтических героев.
Эстетический идеал также связан с образами мужественности и женственности в культуре. В любой культуре издревле существовали пред-
ставления о том, какими должны быть идеальный мужчина и идеальная женщина. В эти понятие входят стереотипы, сформировавшиеся в обществе на основе его системы ценностей. Так эстетический идеал женщины в обществах, где высшей ценностью является семья, а высшая ценность женщины - способность к деторождению, будет включать внешние признаки, являющиеся в данном обществе свидетельством этой способности. Характерным примером этого является средневековый силуэт женской фигуры с несколько выступающим животом, о чем свидетельствуют многочисленные произведения искусства того времени.
В господствующей на протяжении многих веков патриархальной культуре у мужчины спектр возможностей для самореализации шире. Для женщины семья и любовь часто были единственными способами реализации. В модели идеальной женщины у всех народов сексуальность, физическая привлекательность была доминирующим качеством. Для мужчины большее значение имели социальные качества, такие как общественное положение, способность обеспечить семью. Мужчина, в первую очередь, стремился к созданию образа социальной респектабельности. Наиболее ценными качествами мужчины почти всегда считались сила, ум, состоятельность, надежность. И внешность должна была говорить именно об этих качествах. Несмотря на это в истории существуют периоды, когда мужской образ начинал конкурировать с женским в стремлении к сексуальности. Культ красивого тела существовал в Древней Греции, причем особенно поэтизируется именно мужское тело.
Итак, эстетический идеал складывается под влиянием системы ценностей культуры, а также особенностей ее духовного и материального развития. XX век - эпоха индустриализации, технические открытия этого времени оказывают влияние на все сферы жизни. Важнейшими событиями можно считать изобретения кинематографа и телевидения. Появление кинематографа породило такой феномен как культ кинозвезд. Знаменитые кинозвезды Марлен Дитрих, Мерилин Монро, Бриджит Бардо и др. были кумирами своего времени, модницы старались подражать им во всем. Их можно считать эстетическими идеалами разных периодов XX века. Информация стала распространяться намного быстрее, темп жизни уже значительно выше, размываются и смешиваются культурные и исторические традиции. На эстетический идеал в конце XX века огромное влияние имеют средства массовой информации, реклама, глянцевые журналы. В СМИ и рекламе, которые транслируют модные образы, содержатся не только рекомендации, как сделать свой внешний вид более модным и привлекательным, но и звучат призывы (часто завуалированные) изменить свою телесную данность в соответствии с модными стандартами, причем не только при помощи одежды и прически.
Если еще 3-5 лет назад были популярны развлекательные передачи, где с помощью новой прически, макияжа и нового гардероба человека «меняли к лучшему», помогали ему приблизиться к модному стандарту, то теперь возникли передачи, где героям делают ряд пластических операций, имплантируют волосы, зубы и т. д., степень вмешательства настолько радикальна и метаморфозы настолько значительны, что и герои передачи становятся абсолютно неузнаваемыми.
Увеличение груди, удлинение ног, наращивание волос и многое-многое другое - кажется, не осталось областей, которые человек мог бы при желании достаточно сильно изменить в своей телесной природе. Человеческое тело в наши дни как никогда мало связано с природной данностью. При помощи пластической хирургии можно изменить не только внешний вид, но и возраст, этнические особенности, пол. Современная культура отличается гораздо более радикальными вмешательствами в человеческое тело для формирования идеального, модного образа, чем это было в предыдущие эпохи.
Когда человек настолько сильно меняет себя во имя приближения к модному эстетическому идеалу, то не только теряет индивидуальность, оригинальность, часть собственной личности, но при таком подходе происходит отчуждение от тела, психологи пишут, что это чрезвычайно тревожный симптом. У. Гибсон изобретает даже такой интересный термин - «хирургический бутик»1, что как раз отражает психологию отношения человека к подобным процессам.
Несомненно, экономический фактор - наиболее значимый в развитии современной культуры на сегодняшний день. А индустрия красоты и «улучшения» физических данных индивида (сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, аэробика, культуризм и мн. др.) приносит огромные прибыли и является специфической областью общей индустрии услуг, одной из основных частей масскульту-ры, стандартизирующей физические данные человека в соответствии с модой. Происходит унификация, стандартизация человеческого тела в погоне за модным идеалом. Современный человек, имея, по сути, колоссальную свободу для самореализации, как никогда склонен подчиняться моде, а не творить себя самостоятельно.
Потребности и сознание возможности изменять собственную природную данность возникли у человека очень рано - в интересах преодоления физических недостатков, избавления от болезней, в интересах магических, религиозных, и не в последнюю очередь в эстетических, художественных. Но границы этого вмешательства становятся в наши дни все более радикальными. И, скорее всего, они будут все решительнее
1 Гибсон У. Нейромант. - М., 2004. - С. 18.
раздвигаться в ходе научно-технического прогресса, особенно благодаря развитию генной инженерии. Вероятно, что генетики будут заниматься не только проблемами здоровья и старения, но и параметры физической привлекательности станут объектами их планирования, вмешательства.
Наверное, встанет этический вопрос выведения расы «лучших» людей. Учитывая быстрое развитие генетики, можно предположить возможность создания совершенно новой расы людей, скажем зеленых или оранжевых, с каким угодно цветом глаз и волос .1 Должны ли мы стремиться к миру, в котором все люди имеют одинаковый цвет кожи? Или мы наоборот должны стремиться к еще большему увеличению разнообразия? Что тогда произойдет с самим понятием раса и со стандартами физической красоты? Со стандартами полноценности неполноценности?2
Физические параметры будет возможно определять еще до рождения. Кажется неизбежным, что появятся специальные конкурсные школы «генной архитектуры». Будут создаваться проекты людей генетически сбалансированных, идеально уравновешенных во всех жизненных ситуациях, приспособленных для насущных нужд общества, талантливых; но не только разные способности, но и физические, телесные особенности будет возможно формировать. Стили человеческого тела, подобно стилям одежды, станут соответствовать моде так же, как «генетические Кутюрье», которые будут их придумывать, будут входить и выходить из моды. В конечном счете, проблемы лежат не в научной и технической сфере, и, наверное, даже не в эстетической, а в области этики. Сейчас проблемы биоэтики очень актуальны - этические аспекты эвтаназии, суррогатного материнства, пересадки органов, клонирования и т. п.
Научная фантастика часто описывает будущее, в котором существует мода на сращение человека с техникой, дополнение тела техникой. Уже сейчас техника постепенно проникает в наши тела: в виде кардиостимуляторов, искусственных органов и т. п. К настоящему моменту уже существуют опытные образцы искусственного глаза, который подключается напрямую к зрительным центрам мозга. Но это скорее примеры преодоления физических недостатков, улучшения здоровья при помощи технических достижений, а если возникнет мода на сращение человека и техники в эстетических целях (киберпанковская эстетика)? В конечном счете, проблемой не такого и далекого будущего может стать описанное писателями фантастами превращение человека в киборга.
Насколько сильным может быть вмешательство культуры в природу и тело человека при формировании эстетического идеала под влиянием моды? Эти вопросы в культуре XXI века приобретают новое измерение.
1 Ученые уже смогли вывести зеленую свинью.
2 Тоффлер Э. Футурошок. - М., 2002. - С. 224.