Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история № 10 (50), 2015 г____________________
^ СибАК
www.sibac.info
СЕКЦИЯ 3. ФИЛОСОФИЯ
3.1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АЛЬ-ФАРАБИ (ВТОРОГО УЧИТЕЛЯ)
Исаков Кубанычбек Абдыкадырович
канд. филос. наук, доцент Ошского филиала КНУ им. Ж. Баласагына,
Республика Кыргызстан, г. Ош E-mail: [email protected]
AESTHETIC OPINION OF (SECOND TEACHER) AL-FARABI
Kubanychbek Isakov
сandidate of Philosophy, associate professor of Osh Branch of Kyrgyz National University named after Zh. Balasagyn,
Kyrgyz Republic, Osh
АННОТАЦИЯ
В статье выявляются особенности космогонии в эстетических взглядах космологических типологий в трудах крупного представителя Восточного перипатетизма Средних веков, считавшегося «вторым учителем», аль-Фараби. Г армония в космосе, по аль-Фараби, прежде всего поиск каждого объекта, космическая гармония обусловлена естественным, удобным расположением небесных тел. Аль-Фараби, исследуя проблемы гармонии, отмечает физическое (гармония человеческого тела), музыкально-теоретическое и космологическое развитие.
ABSTRACT
The peculiarities of cosmogony in aesthetic opinions of cosmological typology in the works of the outstanding representative of Eastern
25
СибАК
www.sibac.info
Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история ________________________№ 10 (50), 2015 г
peripatetism of the Middle Ages who is considered “the second teacher” of Al-Farabi are revealed in the article. Harmony in space on the Al-Farabi, especially search of each object, due to natural cosmic harmony, a convenient location of celestial bodies. Al-Farabi, exploring the issues of harmony notes physical (the harmony of the human body), musical-theoretical and cosmological evolution.
Ключевые слова: эстетика; ракурс; Бог; космология;
первоматерия; инструменталистика; метафизика; гармония.
Keywords: aesthetics; viewpoint; God; cosmology; initial matter; instrumentalistics; metaphysics; harmony.
Эстетические взгляды Абу Насраль-Фараби тесно переплетены с онтологией, со всей системой и могут рассматриваться как философская эстетика, как один из ракурсов общей системы мира и человека. Этому есть объяснение: для средневекового периода арабомусульманской философии еще не вычленялась эстетика как обособленная отрасль науки, требующая самостоятельного наименования, подобно метафизике, математике, логике и т. д. Эстетические взгляды на происхождение Мира, Человека и Бога, на их взаиморасположение и взаимосвязь трактовались как сфера особого отношения к миру и соответственных этому переживаний.
Аль-Фараби исследует проблемы гармонии разносторонне: физически (гармония человеческого тела), музыкально-теоретически, космологически. Наиболее разработанным является его учение о музыкальной гармонии. Его он исследует в свое великом сочинении «Большая книга о музыке». Эта работа явилась результатом огромного труда и таланта, плодом всей жизни аль-Фараби. Это синтетическое и энциклопедическое произведение, охватывающее проблемы теории познания, логики, эстетики, поэзии, педагогики, математики, физики, акустики, инструменталистики. Этот титанический труд вобрал в себя все ценное, что было создано музыкальными гениями предшествующих веков.
Основная идея «Большой книги о музыке» — подчеркнуть роль чувства и эмоционального восприятия как эстетического критерия. Этот критерий сопоставлялся с физическим и математическим подходом к анализу музыкального творчества и исполнения, включая элементы музыки, принципы ее построения, музыкальную инструменталистику. При изучении этого учения была поставлена задача — выделить философско-эстетические моменты, демонстрируя
26
Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история № 10 (50), 2015 г____________________
^ СибАК
www.sibac.info
развитие, обоснование и конкретизацию мысли о чувственно воспринимаемой сущности музыкальной гармонии.
Абу Наср, по свидетельству исследоватей его наследия, был прекрасным исполнителем музыки на различных инструментах (рабаб, кипчаги, най, уд) и хорошо владел искусством пения. «Его игрой восхищались и рабы, и владыки. Он создал свой музыкальный инструмент и назвал его кипчаги... Струны его кипчагихрания и тревожные голоса далекой родины, невольно рождали воспоминания о минувшем, о юности, о песнях степных красавиц у костра и о безумном танце воинов родного племени в летние лунные ночи» [1, с. 7].
Исследуя проблему инструментальной музыки, Аль-Фараби разрабатывает важнейшие эстетические категории, такие как подражание и гармония. Гармония той или иной мелодии зависит от степени созвучности и диссонанса музыкальных звуков. Исходя из этого различаются совершенные и несовершенные мелодии. Аль-Фараби доказывает взаимопронизанность мелодии и гармонии. Любая совершенная мелодия складывается из совершенных аккордов, которые, в свою очередь, подчиняются этим десяти гармониям. Тогда, пользуясь сравнением Аль-Фараби, мы получаем орнамент, в котором сочетание цветов радует глаз и приносит эстетическое наслаждение.
Музыкальное искусство связано с особыми функциями в общественной жизни: воспитательной, магической, врачебной.
Музыка считалась средством, способным образовывать душу человека, подобно гимнастике, формирующей его тело. Эта традиция была развита еще в античной Греции. «Прекрасно с античной точки зрения только то, что максимально утилитарно, максимально полезно, удобно и выгодно, но что, с другой стороны, в то же самое время есть предмет любования и доставляет вполне бескорыстную радость» [6, с. 30].
Музыкальная терапия в принципе рассматривает все то, что воспринимает наш слух, независимо от того, является ли ощущение естественным или нет. Поэтому основным в изучении теории музыки Фараби признавал естественные ощущения, а неестественным оставалась вторичная роль, роль косвенного дополнения. Заниматься музыкой, основанной на диссонансе, следует только с целью воспитания правильного слуха и упражнения руки для игры на инструменте. Кроме того, чрезмерные оглушительные звуки используются, например, на поле битвы. Когда персидские цари уезжали в поход, их сопровождали ревуны, в обязанность которых входило испускать истошные крики и вопли. Вот пример звуков,
27
СибАК
www.sibac.info
Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история ________________________№ 10 (50), 2015 г
которые сами по себе дисгармоничны, но, будучи смешаны с другими и слегка изменены, могут стать гармоничными [4, с. 115].
Можно сказать и о том, что тоны второй (дисгармоничной) категории иногда используются для приумножения красоты и эмоционального влияния в создании совершенной мелодии.
В «Большой книге о музыке» аль-Фараби подробно анализирует вопрос о подражании звуков различных музыкальных инструментов человеческому голосу. Человеческий голос рассматривается им как эстетический идеал для всех музыкальных инструментов, ибо он «объединяет в себе все свойства звуков и является самым совершенным и превосходным. Тона, порождаемые всеми инструментами, имеют более низкое звучание, если сравнивать их с тонами человеческого голоса. Ничто не является таким совершенным, как человеческий голос. Он вбирает в себя все превосходные звуки. А инструменты, порождающие тоны, являются более низкой ступенью звучания, нежели человеческий голос. Поэтому музыкальные инструменты могут применяться только для усиления и обогащения звучания пения, делая его более великолепным [8, с. 114].
Категория прекрасного («хусн») находила свое решение в учении аль-Фараби в строгом соответствии с пантеизмом и содержала материалистические традиции. У Фараби «божественное опускается до уровня материального, до телесных существ или же, наоборот, материальное поднимается до уровня божественного, таковым становится и следствие. Поскольку первопричина обладала свойствами вечности, то и материя, ее следствие — становилась вечной» [7, с. 462—463].
Для Фараби материя — носитель жизни, вечности, имеющий свои объективные свойства. Отсюда и понимание прекрасного как объективного свойства предмета. Красота материального мира вытекает из самой природы вещей, и существование ее не зависит от сознания человека.
Восприятие же прекрасного всегда субъективно. «Каждый человек убежден в том, что он видит или полагает, что это является счастьем». Цель человека при этом — понять это прекрасное. Красивое в природе Фараби видит в предметах, обладающих гармоническим сочетанием, совершенством цвета и формы и т. д.
В учении аль-Фараби о прекрасном нет ничего мистического в отличие от мусульманской идеологии того времени, утверждавшей, что красоту может творить только Аллах. Аль-Фараби утверждал, что человек — сам творец своей красоты, что только «человек способен создавать прекрасное, так как он наделен способностью искать
28
Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история № 10 (50), 2015 г____________________
^ СибАК
www.sibac.info
и творить доброе. Человек всем своим существом стремится к счастью, к прекрасному в жизни и достигает счастья только тогда, когда ему присуще прекрасное и он способен к сохранению этого прекрасного» [3, с. 5].
Согласно Фараби, красота природы вызывает определенные эмоциональные чувства у людей, облагораживая их, смягчая и наполняя душу волнением, радостью или тревогой. Но красота природы прекрасна лишь только тогда, когда она познается человеком. Вне человеческого общества красота и неповторимость природы не имеют эстетического значения. В противоположность Платону, который считал, что красота существует исключительно в мире идей, что прекрасное есть не что иное, как «идея» всеобщей красоты, Фараби видел источник прекрасного в реальном мире, в природе, в человеке. Любая вещь в системе естественной гармонии содержит в себе часть универсальной красоты мира. «Великолепие, красота и украшение всякого сущего состоит в том, — писал Фараби, — чтобы осуществить свое бытие наилучшим образом и достичь своего полного совершенства» [4, с. 51].
Красота Первосущего, в рассуждениях аль-Фараби, — это некий совершеннейший идеал, лишенный какого-либо изъяна, к которому должен стремиться человек в своей земной жизни. Его совершенство связано с почитанием, восхищением, наслаждением, «для выражения которых аль-Фараби прибегает к принятому у суфиев символу любви». В Первопричине любящий есть то же, что и любимый, восхищающийся — это то же, что и предмет восхищения. «Он — Первый Любящий и Первый Возлюбленный» [5, с. 239].
Распространенной в иерархии ценностью, с точки зрения прекрасного, была суфийская трактовка видов любви — любовь человека к тому, что прекрасно само по себе, и к Богу, с кем его связывает внутренняя гармония.
Благо, Истина, Красота, излучаемые Первоединым, согласно Фараби, составляют главную сущность всего в мире. Красота — завершение всего совершенства и последняя глубина каждой вещи.
Красота существует в природе, а предметы реализованной красоты, то есть предметы искусства, создаваемые трудом и гением человека, воспроизводят качества объективной действительности. Прекрасное в природе существует вечно как первичное, а доброе и прекрасное в искусстве исходит только от человека как вторичное. На основе деления «прекрасного» на два вида, а именно «знание» и «знание и действие», аль-Фараби делит философию на два вида: «благодаря одному виду достигают познания существующих
29
Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история ________________________№ 10 (50), 2015 г
www.sibac.info
предметов, на которые не распространяется человеческое действие». Это называется теоретической философией. Благодаря второму виду получают познание предметов, свойство которых таково, что на них распространяется действие человека. Именно в нем заключена способность совершения прекрасного. Это называется практической и гражданской философией.
В Трактате «Указание пути к счастью» аль-Фараби подразделяет философию на теоретическую (математика, физика, метафизика) и практическую (этика и политика). Прекрасное в философии Фараби выявляется как компонент, пронизывающий всю философию, цель которой постижение гармонии мира, этики, где прекрасное есть достижение предельного счастья, и политики, имеющей целью гармонизацию человеческой жизни в обществе. Философия способствует достижению счастья. В этике прекрасные действия становятся свойством человека. В политической философии люди достигают прекрасного, кроме этого, еще и способности получения и сохранения этого прекрасного.
В соответствии с разделением разума человека на теоретический и практический, аль-Фараби различал красоту познавательной способности человека и красоту его нравственного облика. Наряду с этим он усматривал различие между добродетелью как нравственным достоинством и прекрасным поступком как внешним проявлением норм морали. Прекрасное у Фараби во многом совпадает с добром, общественным благом, справедливостью. Для «Второго Учителя» разумность совпадает с добродетельностью и совершенством, с человеческой красотой, то есть интеллект и нравственность носят характер эстетических ценностей. Разум как специфическое благо составляет подлинную внутреннюю ценность человека, его внутреннюю красоту в отличие от внешней привлекательности.
Список литературы:
1. Алимжанов А. Возвращение учителя //Собрание сочинений в 3-х т. — Т. 1. — Алматы: Жазушы, 1989. — 240 с. — С. 7.
2. Аль-Фараби. Избранные трактаты. — Алматы: Гылым, 1994. — 446 с.
3. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. — Алма-Ата: Наука, 1973. — 399 с. — С. 5.
4. Аль-Фараби. Трактаты о музыке и поэзии. Пер. с араб. — Алматы: 1993. — 452 с. — С. 14.
5. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1972. — 430 с. — С. 239.
30
Актуальные вопросы общественных наук:
социология, политология, философия, история
№ 10 (50), 2015 г____________________________________
6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. 1963. — 624 с. — С. 109.
^ СибАК
________________www.sibac.info
Т. 1. — М.: Искусство,
7.
Сагадеев А.В. Очеловеченный мир в философии мусульманского средневековья //Эстетика и жизнь. —
1974. — С. 462—463.
и искусстве Вып. 3. — М.:
8. Хайруллаев М.М. Абу Наср Аль-Фараби//Из философского наследия народов Ближнего и Среднего Востока. — Ташкент: Фан, 1972. — 264 с.
ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИБН СИНЫ
Исаков Кубанычбек Абдыкадырович
канд. филос. наук, доцент Ошского филиала КНУ им. Ж. Баласагына, Республика Кыргызстан, г. Ош E-mail: [email protected]
A PHILOSOPHICAL AND AESTHETIC CONCEPT OF IBN SINA
Kubanychbek Isakov
сandidate of Philosophy, associate professor of Osh Branch of Kyrgyz National University named after Zh. Balasagyn,
Kyrgyz Republic, Osh
АННОТАЦИЯ
В статье уточнены эстетические концепции философемного характера в творчестве мыслителя Средних веков Ибн Сины, перенявшего опыт античного перипатетизма. В творчестве Ибн Сины поднимаются проблемы прекрасного в человеке в эстетическом концепции. Ибн Сина — великий гуманист, стремившийся помочь человеку постичь прекрасное, понять музыку как благородное искусство, доставляющее человеку наивысшее эмоциональное и духовное наслаждение. В этом заключена непреходящая ценность музыкальной эстетики Ибн Сины для нашего времени. Проблема прекрасного является содержанием его труда «Трактат о Любви».
31