ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И НАУЧНЫЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРИРОДЫ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА
THE AESTHETIC AND SCIENTIFIC GROUNDS FOR EXPLAINING THE NATURE OF COLOUR PERCEPTION
Л. С. Филиппова
В данной статье освещены вопросы, касающиеся истории развития цветового восприятия с древних времен до наших дней. Автором также рассматриваются научные и метафизические обоснования природы цвета, его происхождения и восприятия человеком, науку и духовность в произведении искусства.
Ключевые слова: зрительное восприятие, перцептивные особенности, сущность цвета, цветовой спектр, метафизические свойства цвета.
L. S. Filippova
This article highlights the issues, relating to the history of color perception development from the ancient times to our days. The author also examines the scientific and metaphysical grounds for explaining the nature of colour, its origin, the perception of colour by people, science and spirituality in works of art.
Keywords: visual perception, perception peculiarities, the essence of color, color spectrum, metaphysical properties of color.
«Прекрасный дар природы - способность человека видеть мир, расцвеченный многочисленными цветами и их оттенками. Сложный комплекс явлений, объединенных одним простым, лаконичным словом "цвет", сопровождает нас повсеместно. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Для обыденного сознания цвет не представляет собой проблемы; в области обыденно-утилитарного мировоззрения вопрос типа "что такое цвет?" не вызывает затруднений, поскольку люди склонны считать цвет объективным свойством самих предметов, а свою способность видеть и различать цвета как само собой разумеющуюся, привычно-природно-врожденную способность. Вместе с тем привычная "незаметность" цвета в обыденной жизни отнюдь не означает, что цвет не является уникальным и во многом загадочным феноменом», -пишет А. А. Исаев [1].
С помощью зрения мы получаем большинство информации об окружающем мире. Зрением человек способен воспринять только цвета и не может видеть свет иначе, чем в форме цветов; цвет есть единственная форма восприятия света человеческим глазом. Таким образом, цвет - это фундаментальный феномен бытия, непосредственно доступный нашему зрению. Проблема зрительного восприятия, и восприятия цвета в частности, уже в течение многих веков является предметом исследований многих ученых.
Люди всегда пытались понять природу цвета и объяснить его свойства. В качестве объекта исследования цвет совсем не прост и представляет собой уникальный и неисчерпаемо-многогранный феномен, единственный в своем роде. Цвет - источник многих парадоксов мышле-
Все живое стремится к цвету.
И. В. Гете. «Учение о цветах»
ния, он ставил и еще долго будет ставить в тупик своих исследователей.
Цвет - это не только комбинация электромагнитных волн фиксированного диапазона частот и не только субъективные ощущения, вызванные воздействием волн определенной длины на сетчатку глаза. Цветовой спектр представляет собой степень дифференциации света, тесно связанную с перцептивными особенностями наблюдателя.
Демокрит (460-370 гг. до н. э.) объяснял зрительное воздействием попадающих в глаз атомов, которые испускает светящееся тело. Вероятно, первое описание строения человеческого глаза дано в работах Га-лена (130-200 гг.). Хотя это описание очень несовершенно, но в нем уже упоминается зрительный нерв, сетчатка, хрусталик.
В Пифагорейском тетрактисе - верховном символе универсальных сил и процессов - содержатся теории греков относительно музыки и цвета. Первые три точки представляют тройной Белый Свет, который является Божественным Главой, содержащим потенциально как свет, так и цвет. Остающиеся семь точек представляют цвета спектра и ноты музыкальной шкалы. Цвета и тона являются активными творческими силами, которые, исходя из Первопричины, устанавливают вселенную. Эти семь разделены на две группы - три и четыре точки, соотношения которых показаны в тетрактисе. Высшая группа из трех точек становится духовной природой, сотворенной вселенной; низшая группа из четырех точек проявляет себя как иррациональная сфера, или низший мир.
Цвета, по Платону, возникают вследствие движения «истинного», то есть идеального, умопостигаемого све-
свет
предмет
глаз
образ
энергия
отражение
физика
преобразование
физиология психология
Рис. 1. Схема визуального восприятия человека
та в мире чувственно воспринимаемых вещей; цвета суть не что иное, как «тени» умопостигаемого, невидимого света, его слабые копии и подобия. «Цвет, - дает определение Платон устами Сократа, - это истечение (света) от очертаний (вещей), соразмерное зрению и воспринимаемое им».
Размышляя о сущности цвета, Аристотель определяет цвет через соотношение понятий света и прозрачности. Цвет, по Аристотелю, является воплощением света в своем инобытии, то есть в прозрачности. «Всякий цвет, - пишет Аристотель, - есть то, что приводит в движение действительно прозрачное, и в этом - его природа. Вот почему нельзя видеть цвета без света, а всякий цвет каждого предмета видим при свете. Поэтому необходимо, прежде всего, сказать, что такое свет» [2, с. 371].
Двуплановость, в связи с невидимостью света, выражена в следующих словах Аристотеля: «Подобно тому, как слух и любой орган чувств может быть направлен на слышимое и неслышимое, зрение - на видимое и невидимое» [2, с. 371].
Примерно через девять столетий арабский ученый Альхазен (XI в.) первым попытался осмыслить механизм формирования зрительного образа. До Альхазена считали, что зрительный образ возникает каким-то образом сразу, целиком, как некий единый, не расчлененный на части процесс. Альхазен высказал догадку: каждой точке на видимой поверхности объекта должна соответствовать своя точка внутри глаза, и, следовательно, процесс формирования изображения объекта в глазу складывается из множества элементарных процессов формирования отдельных точек объекта. Правда, Альхазен считал, что точки восприятия находятся не на сетчатке, а на передней поверхности хрусталика.
Позже великий итальянский и естествоиспытатель Леонардо да Винчи (1452-1519) «перенес» точки восприятия с поверхности хрусталика на сетчатку.
Свет - это поток энергии, передающейся электромагнитным излучением, ощутимым глазом человека. Свет распространяется волнами определенной длины. Так, еще в Средние века было известно, что луч белого света, проходя через стеклянную призму, становится цветным, как радуга. Считалось, что цвет возникает под воздействием на свет стекла. Исаак Ньютон в 1672 г. опроверг это утверждение. В результате своих опы-
тов Ньютон с помощью призмы не только получил цветную полосу из белого света, но и из цветной полосы получил обратно белый свет. Также он сумел выделить лучи определенного цвета, которые более не разлагались призмой на другие цвета. Такие лучи называются монохроматическими. Ньютон выделил семь основных цветов и назвал их спектром. Цвета спектра расположены в определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Цвета спектра - это хроматические цвета. В спектре нет белого, серого и черного цветов. Эту группу цветов называют ахроматическими, то есть бесцветными. В практике академической живописи ахроматические цвета не используются. Все, что изображает живописец, имеет какой-либо хроматический оттенок в зависимости от цвета предмета, характера освещения и рефлексов. Отвечая на вопрос, что такое цвет, можно сказать, что это способность поверхности отражать световые лучи определенной длины волны.
Глаза хорошо различают цвета и по-разному реагируют на потоки монохроматического цвета одинаковой мощности, но с разной длиной волны. Желто-зеленые лучи покажутся самыми яркими, красные и фиолетовые -самыми слабыми. Что касается способности глаза различать цвета, то учеными доказано, что глаз начинает чувствовать различие в цвете, когда разница в длине волны достигает 0,002 мкм.
При очень слабом свете цвета воспринимаются иначе, чем при нормальном освещении. В сумерках большая нагрузка приходится на палочки сетчатой оболочки глаза, а днем наряду с ними задействованы колбочки, воспринимающие только цвета. Поэтому красные и фиолетовые цвета воспринимаются в сумерках очень плохо, а желто-зеленые хорошо. Такое явление получило название феномена Пуркинье.
Сетчатка глаза имеет способность сохранять некоторое время попавшие на нее световые впечатления. Происходит это потому, что зрительному пурпуру, наполняющему наружные сегменты палочек и осуществляющему превращение светового движения в нервное, необходимо время для накопления и исчезновения. На этом свойстве основано изобретение кинематографа, где мы не ощущаем отдельные кадры, а воспринимаем изображение в его развитии.
Метафизические мотивы в трактовке сущности цвета мы обнаруживаем в учении о цвете великого немецкого поэта и мыслителя И. В. Гёте, который разрабатывал его как альтернативу естественнонаучной трактовке И. Ньютона. «Цвета, - пишет И. В. Гёте, - деяния света, деяния и страдательные состояния... Цвет и свет стоят, правда, в самом точном отношении друг к другу, однако мы должны представлять их себе как свойственные всей природе: через них природа целиком раскрывается чувству зрения. Цвет есть закономерная природа в отношении к чувству зрения» [3, с. 203]. При этом сама природа у Гёте имеет два плана бытия: метафизический, духовный (Свет) и физический, материальный (Тьма).
Цвет - это следствие взаимодействия Света (духа) и Тьмы (материи), «прохождение света на тьме» или сквозь тьму. Цвета - «деяния и страдательные состояния» света, встречающего на своем пути «не свет», то есть материю: «Свет и тьма - это не цвета, это две крайности, меж коих цвета существуют благодаря модификации того и другого», - поясняет Гёте.
Можно сказать, что, по Гёте, цвет - это результат диалектического синтеза духа и материи, совершенно самостоятельная качественность; цвет не есть Свет (дух), но повествует о нем; он не есть Тьма (вещество), но несет в себе его «отпечаток»: «Собственно цвет есть модифицированный свет, а тьма при этом играет активнейшую роль причины модификации» [3, с. 203].
Известный искусствовед И. Иттен пишет: «Цвета являются изначальными понятиями, детьми первородного бесцветного света и его противоположности - бесцветной тьмы. Как пламя порождает свет, так свет порождает цвет. Цвет -это дитя света, и свет - его мать. Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу. Первоначальная сущность цвета представляет собой сказочное звучание, музыку, рожденную светом» [4, с. 10].
Таким образом, мы видим, что понимание природы цвета и его восприятия человеком основывается, с одной стороны, на естественнонаучной трактовке (со времен Древней Греции до современных научных обоснований, доказанных опытным путем), а с другой стороны, как бы параллельно, на метафизической трактовке. В живописи оба эти обоснования находят свое отражение путем того, что произведение искусства подразумевает сочетание технологического (материального) и духовного, эстетического.
Человек постоянно подвержен воздействию цвета, который органически присущ лесу и лугам, деревьям и небу. На него производит впечатление изменения освещения в течение всего дня и в зависимости от этого постепенное изменение цветов в природе. Насколько обыденным явлением представляется цвет большинству людей, настолько удивительным и загадочным он является. Практически каждый человек способен видеть и
Рис. 2. Феномен Пуркинье. Степень величины восприятия светлости при одинаковой интенсивности цветов спектра
различать цвета, но отнюдь не каждый имеет способность художественного «видения» цвета. Феномен цветового видения мы связываем с разными факторами человеческого организма, как физиологическими, так и психологическими.
«Изобразительное искусство является тем счастливым случаем, когда духовная деятельность человека приобретает свое материальное эстетическое воплощение. Духовное и материальное, соединяясь, образуют гармоническое целое. Это целое, под названием произведение изобразительного искусства, можно разбирать структурно, искать конструкцию, исследовать методы и способы его создания, но никогда не открыть мистической тайны, которая определяет подлинный шедевр искусства» [5, с. 11].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Исаев А. А. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01. Магнитогорск, 2006. 139 с.
2. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1975. С. 371-448.
3. Гёте И. В. Учение о цветах // Лихтенштадт В. О. Гёте. Пб.: Гос. изд-во, 1920. 286 с.
4. Иттен И. Искусство цвета / пер. с нем. 2-е изд.; предисл. Л. Монаховой. М.: Изд. Д. Аронов, 2001. 96 с.
5. Рощин С. П. Живопись. Основы теории и практики. М.: Центр Медиа Проектов «АБФ», 2008. 216 с.
6. Ньютон И. Оптика, или Трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. 2-е изд. М. : ГИТТЛ, 1954. 367 с.
7. Аристотель. Физика // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 3. М., 1981. С. 235.