ничения подвижности и пути ее компенсации физическими упражнениями // Проблемы космической медицины. - 1966. - С. 250-251.
10. Ломов Б.Ф. Основы инженерной психологии. - М.: Высшая школа, 1977. - С. 335.
11.Марищук В.Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов летчиков и возможностей ее совершенствования с применением средств физической подготовки: Автореф. дисс... канд. псих.наук. - Л., 1964.
12.Нечаев А.П. Психология физической культуры. - 2-е изд. - М.: Госиздат, 1930.
13.Оплавин С.М. Влияние занятий спортивными играми на воспитание быстроты двигательных реакции: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Л., 1951.21 с.
14.Петрушевский И.И. Исследование влияния физических нагрузок на некоторые стороны умственной работоспособности военнослужащих: Дисс... канд. пед. наук. - Л., 1961. - 224 с.
15.Пушкин В.И. Оперативное мышление в больших системах: Автореф. дисс. ... докт. псих.наук. - М., 1966. - 36 с.
УДК 796.01:61; 796.01:57
О.А. Дмитренко, Ф.Г. Переходко, А.А. Михонин,
Т.Н. Михонина
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ
СОСТОЯНИЕМ ЧЕЛОВЕКА
Военная академия связи; Михайловская военная артиллерийская академия; Институт физической культуры, спорта и туризма СПбПУ; Военная академия материально-технического обеспечения; Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург
Актуальность рассмотрения естественно-научных, экологических, медико-биологических и педагогических аспектов управления физическим состоянием человека связана тем, что в окружающей человека среде постоянно происходят изменения, связанные с научно-техническим прогрессом, которые да-
ют различные биологические и социальные последствия.
Цели и задачи работы выявить проблемы естественно-научных, экологических, медико-биологических и педагогических аспектов управления физическим состоянием человека рассмотреть новые подходы к коррекции физического состояния, уровня здоровья и профилактики заболеваний людей с различной патологией .
В качестве основных методов исследования в работе применялись методы анализа и обобщения.
Известно, что в настоящее время происходит структурное и функциональное усложнение технических средств и технологических процессов. При этом главная социально-биологическая и естественно-научная проблема состоит в том, что высокий уровень развития техники, как продукта человеческой деятельности, не подкреплен столь же высокой степенью развития общества, самого человека во взаимодействии с техническими системами и условиями их функционирования (О.Н. Русак, 2001).
Современное развитие науки и техники вызывает серьезные изменения и в окружающей среде. Так, по данным А.М. Изуткина, В.П. Петленко и Г.И. Ца-регородцева [10], большой удельный вес в структуре общей заболеваемости в экономически развитых странах занимают, так называемые, хронические и дегенеративные формы патологии (сердечно-сосудистые и нервно-психические нарушения, злокачественные новообразования, эндокринные расстройства).
В современных условиях увеличивается количество и возрастает интенсивность физических, химических и иных факторов, обладающих способностью непосредственно воздействовать на организм человека, минуя социальные барьеры.
В последнее время выявлены новые заболевания, распространение которых тесно связано с широким использованием новых веществ, новых энергий, с изменением химического окружения человека [11].
В ряде работ [1] также отмечается, что физическое состояние и здоровье человека обусловлено на 50% образом жизни, на 8-20% - наследственностью, на 14-20% - загрязнением окружающей среды и на 8% - помощью врачей.
Таким образом, окружающая среда является мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на здоровье человека и безопасность его жизнедеятельности.
И.И. Токаренко и Б.Я. Иванов [12] отмечают, что у детей, проживающих
на загрязненных территориях, болезней верхних дыхательных путей больше на 45%; болезней уха - на 35%; глазных болезней - на 40%; болезни крови и кровеносных органов - на 45% и т.п.
Общая суммарная заболеваемость населения в зоне экологического риска, по данным Н.Р. Афанасьевой [4] в 1,4 раза выше среднестатистических по стране, а хронических заболеваний - в 1,6 раза больше, чем «в зоне минимального риска».
При высоком уровне загрязнения происходит замедление темпов физического развития [14].
Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что состояние иммунной системы является одним из важных объективных показателей вредного влияния окружающей среды на организм человека [16].
По мнению В.П. Казначеева [12] и др., форсированный темп преобразования природы, происходящего на фоне относительно замедленных биологических изменений в организме человека, является одной из общих причин возникновения ряда психосоматических расстройств и заболеваний.
В силу этого, по утверждению О.И. Копытенковой [14], С.А. Симбирцева [20], Л.Г. Татарниковой [22], возникает дисгармония между нервно-психологическими и социально-технологическими ритмами, нередко проявляющаяся в серьезных формах психических заболеваний. Происходит нарушение физического состояния человека как функционального оптимума живой системы.
Человеческий организм и выработанные на протяжении длительной эволюции механизмы защиты вступают в конфликт с особенностями социально-технического бытия человека. В организме человека возникает своеобразная аритмия, несоответствие между биологическим и социальным [7].
Психоэмоциональные и биологические расстройства являются результатом не только чрезвычайных раздражителей в технической среде, но и усложнения взаимоотношений между людьми. Усиление тенденции «психологизации» жизни людей связано с урбанизацией, ростом городов, развитием средств массовой коммуникации, все нарастающими потоками информации. Все каналы интеллектуальных и эмоциональных отношений между людьми становятся до предела заполненными и перегруженными [25]. В этой связи, по мнению И.А. Сапова и В.С. Новикова [18] возникают стрессовые, болезненные ситуации в жизни человека, оказывающие негативное воздействие на его физиче-
ское состояние.
Именно таким образом, нормальные адаптационные процессы жизнедеятельности личности, в соответствии с теорией Г. Селье [19], сменяются адапта-циями патологического уровня саморегуляции.
Анализ литературных данных показывает, что одна и та же реакция может выступать одновременно как с функцией защиты, так и в качестве патологической реакции. В этом случае защитные процессы при определенных условиях и степени их развития превращаются в свою противоположность [2,6,21].
Именно поэтому мы не можем отрицать, что болезни способны вырабатывать у человека полезные для него, как вида, биологические адаптации. Но вместе с тем, этого явно недостаточно: социальная природа человека и безопасность его жизнедеятельности вносит ряд принципиально новых моментов, как в развитие болезней человечества, так и в их будущее [11,12].
По мнению В.П. Казначеева [12], И.А. Аршавского [3], И.А. Сапова и В.С. Новикова [18] и др., социальная эволюция человека привела к появлению высшей формы адаптации, свойственной только человеку, - социальной адаптации. В этой связи человечество не может жертвовать безопасностью своей жизнедеятельности во имя выработки полезной для него как вида биологической адаптации, полагаясь лишь на стихийность элементов естественного отбора и биологической эволюции.
Мы предлагаем, в контексте настоящего исследования более внимательно рассматривать валеолого-педагогические аспекты изучаемой проблемы как важнейшего средства ее решения.
Известно, что валеология (от лат.УЛЬБО - здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Это сравнительно новое научное педагогическое направление, возникшее в связи с острой необходимостью оздоровления населения в интересах безопасности его жизнедеятельности.
Ведущие положения валеологии, наряду с оздоровительной физической культурой, определяют научную основу здорового образа жизни.
Согласно этим положениям, образ жизни человека представляет выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить. Анализируя априорно сущность социальных, биологических и педагогических принципов здорового образа жизни, следует отметить, что соблюдение большинства из них является непременным условием эффективного управления фи-
зическим состоянием человека.
Анализ научных исследований, выполненных в рамках валеологии, оздоровительной физической культуры, педагогики спорта и другим аспектам управления физическим состоянием человека, свидетельствует о том, что большинство из них было направлено на развитие тех или иных физических качеств, прикладных двигательных навыков, укрепления здоровья и профилактику заболеваний.
Однако, педагогическое воздействие преимущественно направлялось на практически здоровых людей и имело своей целью или достижение более высоких спортивных результатов [5,15], или физическую подготовку людей к различным видам трудовой и военно-профессиональной деятельности [8] и др., или восстановительно-рекреационную и оздоровительную направленность [9].
Таким образом, целесообразно рассматривать данную проблему под углом реализации возможностей управления физическим состоянием человека в соответствии с характером и условиями его жизнедеятельности на основе комплексного применения психолого-педагогических и медико-биологических средств. При этом научно-теоретическое обоснование и практическая деятельность пока еще не стали предметом широкого научного поиска. Исходя из того, что системная организация функций человеческого организма становится общепризнанной и, поскольку организующим моментом таких квазисистем является нервная система, механизм работы которой - управляющая рефлекторная деятельность, существуют возможности нового подхода к коррекции физического состояния, уровня здоровья и профилактики заболеваний людей с различной патологией.
Литература
1. Аверьянова Н.И. Влияние химического загрязнения окружающей среды на состояние детей: Автореф. дис... докт. мед.наук. - М., 1996. - 38 с.
2. Анохин П.К. Общие принципы нарушения функций и их физиологическое обоснование. - М.: Медгиз, 1956. - С.84-91.
3. Аршавский И.А. Особенности стресса и адаптации в разные возрастные периоды в свете данных негэнтропийной теории онтогенеза // Нервные и эндокринные механизмы стресса. - Кишинев: Штиинца, 1980. - С.3-24.
4. Афанасьева Н.Р. Оценка состояния здоровья детей с учетом воздействия особенностей образа жизни и окружающей среды в городе и сельской местности: Автореф. дис... канд. мед.наук. - СПб., 1996. - 19 с.
5. Бондаревский Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи: Дис... докт. пед. наук. - М., 1983. -С.58-63.
6. Виру А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки. - Л.: Наука. 1984. - 155 с.
7. Гродинз Ф. Теория регулирования и биологические системы. - М.: Мир, 1966. - 254 с.
8. Демьяненко Ю.К., Щеголев В.А. Проблема совершенствования физической подготовки в системе военно-профессионального обучения. - Л.: ВДКИФК, 1984. - С.25-35.
9. Епифанов В.А., Мошков В.Н., Антуфьева Р.Н. и др. Лечебная физическая культура. - М.: Медицина, 1987. - 528 с.
10. Изуткин А.М, Петленко В.П., Царегородцев Г.И. Философские основы социальных проблем медицины // Вестник АМН СССР. - 1980. - № 4. -С.40.
11. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. - М.: Наука, 1996. - 94 с.
12. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск: Наука, 1980. - 192 с.
13. Копытенкова О.И. Гигиеническая характеристика сочетанного действия техногенного загрязнения атмосферного воздуха и климатических условий на здоровье детей: Автореф. дис... докт. мед.наук. - СПб., 1998. - 43 с.
14. Малышева З.В., Соколова И.И., ТютюнникИ.ф. Экология и репродуктивная система женщин // Медицина, труд и промышленная экология. -1998. - № 9. - С.18-22.
15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
16. Подлевских М.А. Соматометрические и физиометрические показатели физического развития детей младшего и среднего школьного возраста, проживающих в городской и сельской местности Кировской области: Автореф. дис... канд. мед.наук. - Архангельск, 1999. - 22 с.
17. Русак О.Н. научные проблемы обеспечения безопасности экологической среды // Педагогика и акмеология жизнедеятельности человека. - СПб.: МАНЭБ, 2001. - С.5-10.
18. Сапов И.А., Новиков В.С. Неспецифические механизмы адаптации
человека. - Л.: Наука, 1984. - 145 с.
19. Селье Г. На уровне целого организма (пер.с англ.) - М.: Наука, 1972.-122 с.
20. Симбирцев С.А. Здоровый образ жизни. - Л., 1988. - С.26-38.
21. Солодков А.С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам: Лекция. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1988. - 38 с.
22. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис, тенденции развития. - СПб.: Ретрос, 1995. - С.14-44.
23. Теория спорта / Под ред. проф. В.Н.Платонова. - Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1987. - 424 с.
24. Токаренко И.И., Иванов Б.Я. Экологическая ситуация и заболеваемость населения в Запорожье // Гигиена и санитария. - 1994. - № 7. - С.24-26.
25. Шорохова Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека // Биологическое и социальное в развитии человека. - М.: Наука, 1977. -С.65-81.
УДК 796.035
Г.Б. Дьяченко
КОМПЛЕКС ГТО КАК ФАКТОР ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ5
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, [email protected]
Введение в образовательный процесс по физической культуре норм ГТО определён необходимостью формирования и поддержания должного уровня физической подготовленности учащейся молодёжи с учетом возраста и гендерного признака. Предлагаемые нормативы 6 ступени для студентов первого курса (17-18 лет) соответствуют возрастно-половой норме, и отражают преемственность школьной и вузовской программы.
Одним из наиболее доступных нормативов является прыжок в длину с места с минимальным результатом 170см. для девушек. Данный вид прыжка предлагается, как альтернатива прыжка в длину с разбега. Техника выполнения
5 The GTO complex as the factor of continuity educational programs for physical culture.