УДК 781 ББК 85.313
DOI: 10.26156/OM.2020.12.1.007
Ещё немного о регламенте и прогрессе
Твердовская, Тамара Игоревна
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Кор-сакова
190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А
Аннотация. В рецензируемом сборнике «Проблемы и методы изучения старинной музыки» (2014), изданном к юбилеям профессоров Санкт-Петербургской консерватории К. И. Южак и А. П. Милки, музыкальные явления разных эпох освещаются в различных ракурсах, в новых, подчас неожиданных, аспектах, в меняющихся контекстах. Благодаря публикации работ самих юбиляров, их коллег, представляющих крупнейшие музыкальные вузы России и зарубежья, а также их учеников сборник во многом приобретает черты коллективной монографии, продолжающей традиции ленинградской-петербургской полифонической школы.
Ключевые слова: Кира Южак, Анатолий Милка, юбилей, научная школа, старинная музыка, полифония, музыкальный анализ.
Дата поступления: 03.02.2020
Дата публикации: 15.04.2020
Для цитирования: Твердовская Т. И. Ещё немного о регламенте и прогрессе // Opera musicologica. 2020. Т. 12. № 1. С. 118-123. DOI: 10.26156/0M.2020.12.1.007.
Тамара Твердовская
Ещё немного о регламенте и прогрессе
Проблемы и методы изучения старинной музыки : сборник статей по материалам международной конференции 4-5 декабря 2014 года / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. — Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2019. — 344 с.: нот., схем., таб., ил.
ISBN 978-5-98620-403-1
Книгу ждали долго; наконец, перед самым Новым 2020 годом пришел тираж красивого, выразительно оформленного издания. Международная конференция «Проблемы и методы изучения старинной музыки» состоялась в декабре 2014 года, еще в историческом здании Санкт-Петербургской консерватории (сейчас с особым чувством вспоминаются как последние концерты в Глазуновском зале, так и яркие научные события, прошедшие в родных стенах!), и сейчас читатель-Свидетель получил возможность воскресить прекрасные впечатления, а подросший читатель-Неофит — приобщиться к живой традиции петербургской-ленинградской полифонической школы и исследовательского музыкознания в целом.
Возникает любопытная корреляция между многообещающим названием и порой неожиданным содержанием сборника: понятие «старинная музыка» трактуется весьма широко, его границы простираются от XI до XIX и даже XX веков, что на поверку оказывается вполне оправданным. Обсуждение музыкальных явлений «в разных ракурсах <. . . >, в разных контекстах <. . . >, в разных аспектах. . . » [с. 2], как заявлено в аннотации, позволяет выйти на новый уровень обобщений — в сферу эстетических, исторических, онтологических универсалий.
Если представить себе некую «планетарную модель» сборника, то его ядром можно назвать Санкт-Петербургскую консерваторию; главными репрезентантами «ядра» становятся профессора-юбиляры, инициаторы публикации Кира Иосифовна Южак и Анатолий Павлович Милка — продолжатели славных традиций ленинградской полифонической школы — школы Х. С. Кушнарёва, А. Н. Должанского, Ю. Г. Кона. Консерваторское «ядро» издания представляют и коллеги юбиляров — З. М. Гусейнова, Е. В. Титова, Н. А. Брагинская. От имени множества учеников, защитивших дипломы и диссертации под руководством К. И. Южак, выступают
в сборнике А. И. Янкус, К. В. Дискин и М. Л. Монич. К петербургской школе следует отнести и многолетнего соратника юбиляров Р. З. Фрида (1928-2009), работа которого также вошла в сборник.
К петербургским авторам примыкает круг исследователей, представляющих научные традиции других городов России и зарубежья, — они двигаются каждая по своей орбите, но это совместное гармоническое движение пронизано импульсами, исходящими от «ядра». В сборнике опубликованы статьи друзей и единомышленников из ведущих музыкальных образовательных организаций Москвы (Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского представлена именами Н. И. Тарасевича, Т. С. Кюрегян, Г. И. Лыжова, Российская академия музыки имени Гнесиных—Л. Л. Гервер), Казани (М. Е. Гирфанова), крупных украинских исследователей (Н. А. Герасимова-Персидская, И. М. При-ходько, И. Г. Тукова).
С другой стороны, композицию сборника правомерно назвать бахо-центристской, что логично, поскольку неисчерпаемая Вселенная бахов-ской музыки постоянно привлекает к себе внимание Милки и Южак — как в научном творчестве, так и в педагогической работе. В рецензируемом сборнике статьи обоих посвящены произведениям И. С. Баха (Милки — Канону Fa Mi е! Mi Fa БШУ 1078, Южак — оппозиции регламент /прогресс, преломляющейся в фугах «Хорошо темперированного клавира»), также к баховскому наследию обращаются Фрид, Приходько, Гирфанова. В основном на материале баховских фуг строит свои размышления о соотношении полифонического и неполифонического Кюрегян, масштабная статья которой является своего рода заключительной фазой в развертывании баховского сюжета сборника.
Крайние разделы издания посвящены музыке «до и после» Баха. «До» — это и чрезвычайно широкий охват проблем исследования музыкального Средневековья и Ренессанса в статье Герасимовой-Персидской «Музыка и четвертое измерение», и ключевые вопросы изучения древнерусского певческого искусства в работе Гусейновой. По мере приближения к Баху тематика становится более «прицельной»: статьи Лыжова и Гервер посвящены соответственно кульминации Возрождения (мотеты Орландо Лассо) и становлению барокко (инструментальная полифоническая практика в духе musica reservata). Период «после» выстраивается поначалу словно бы по принципу ракохода — в статьях учеников, Янкус и Дискина, освещается то, что следует «сразу»: К. Ф. Э. Бах, Марпург, Альбрехтсбергер, но затем этот регламент преодолевается. Вновь возникает обращение к Ренессансу (сквозные имитационные формы Палестри-ны в работе Тарасевича), которое оказывается неожиданным, но весьма
убедительным переходом к Танееву и его учению о контрапункте (статья Монич). Затем — «нырок» в начало Нового времени: обобщающие рассуждения о единых закономерностях развития науки и искусства в работе Туковой, и вновь выход в русскую культуру Х1Х-ХХ веков, вступающую в диалог с далекими эпохами: сюжеты «Чайковский — Векерлен и французские клавесинисты», «Стравинский — Джезуальдо» в статьях Титовой и Брагинской.
Читатель приходит к выводу, что искусство полифонии и контрапункта не имеет ни временных, ни пространственных границ; это — многомерная система, объемлющая собой всю историю профессионального композиторского творчества. И что особенно важно, система эта гибкая, развивающаяся, перерождающаяся: именно такой полифония предстает в публикациях сборника (если схемы — то живые, если примеры — говорящие сами за себя), показательно название статьи Лыжова «Необычайные приключения каданса в четырехголосных мотетах Орландо ди Лассо»: сюжеты большинства статей представляют собой квесты, которые читатель (в меру своей подготовленности, конечно!) проходит с большим удовольствием. Нет готовых решений, нет закостенелых догм — есть ощущение открытия, радости в постижении нового и переосмыслении известного.
Думается, подобное понимание полифонического искусства—резуль-тат многолетнего (и даже многодесятилетнего!) интенсивного преподавательского труда Южак и Милки. Не случайно в ряде статей акцентированы педагогические, дидактические аспекты. Постоянный профессиональный диалог, дающий возможности совместного поиска, доброжелательность и открытость, удивительная музыкальность и яркая индивидуальная манера, присущая каждому из профессоров (мне посчастливилось учиться у обоих: с восторгом внимать неподражаемым лекциям Анатолия Павловича и полностью превращаться в слух, стараясь не упустить ни малейшей детали, на индивидуальных занятиях Киры Иосифовны) — вот качества, притягивающие студентов, подобно магниту, и списки выпускников и диссертантов, приведенные в книге, — подтверждение тому.
А. П. Милка и К. И. Южак не только принадлежат к одной школе и обучают по одной системе, но и реализуют общие проекты, среди которых несколько регулярно проводимых научных конференций. Международные и всероссийские Баховские чтения стали продолжением Книжных чтений «Советское баховедение (к 300-летию со дня рождения И. С. Баха)», проведенных 9 декабря 1985 года в ленинградском Доме композиторов по инициативе и при непосредственном участии М. С. Друскина. Первоначально предполагалось, что каждая конференция будет посвяще-
на одному из поздних творений Баха, но вскоре тематика конференций расширилась1. Другой составляющей проектов, дидактической в своей основе, выступает международный и всероссийский научно-методический семинар «Теория и методика преподавания полифонии», первая сессия которого прошла в феврале - марте 2009 года, а восьмая — в апреле 2019-го.
Конференция «Проблемы и методы изучения старинной музыки» была приурочена к юбилеям наших выдающихся профессоров; сборник вышел в свет уже к следующим круглым датам (важным «юбилейным» компонентом издания, наряду с уже упомянутыми списками учеников, стали впечатляющие перечни научных, научно-популярных и издательских работ Анатолия Павловича и Киры Иосифовны). Однако понятна логика составителей, не стремившихся опубликовать материалы как можно быстрее; как справедливо отмечает автор раздела «Вместо предисловия» Н. И. Дегтярева, публикация текстов под общей обложкой сообщает объединившему их сборнику «определенные черты коллективной монографии» [с. 3]. Пожелаем же дорогим юбилярам крепкого здоровья, новых талантливых учеников, неиссякающего вдохновения и веры в будущее отечественной полифонической школы!
Сведения об авторе
Твердовская, Тамара Игоревна
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1266-3923 SPIN-код: 9565-5815 e-mail: [email protected]
Кандидат искусствоведения (2003), доцент кафедры истории зарубежной музыки, проректор по научной работе Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А
1 В разделе «От редактора» сборника «VIII Баховские чтения в Санкт-Петербурге—„Метод и школа И. С. Баха"», вышедшем в 2008 году по материалам конференции 2006 года, кратко очерчена история Чтений; справочный материал сборника содержит программы конференций (с первой по восьмую). См.: Работа над фугой: Метод и школа И. С. Баха : материалы конференции 20-27 апреля 2006 года / сост. А. Милка; науч. ред. К. Южак. Санкт-Петербург : Сударыня, 2008. С. 3-6.
A Little More about Rules and Progress
Tverdovskaya, Tamara I.
Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory 2 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia
Abstract. In the reviewed collection published for the anniversaries of the professors of St. Petersburg Conservatory Kira I. Yuzhak and Anatoliy P. Milka (Problems and Methods of Ancient Music Studying: collection of articles by International Conference materials, 4-5 December 2014. St. Petersburg, 2019. In Russian) the musical phenomena of various epochs are dealt with new, sometimes surprising, aspects and changing contexts. Due to publication of Prof. Yuzhak and Milka's articles, as well as works of their colleagues who are presenting the largest music schools of Russia and abroad and their pupils, the collection acquires the features of a collective monograph which carries on the LeningradPetersburg polyphonic school tradition.
Keywords: Kira I. Yuzhak, Anatoliy P. Milka, anniversary, scientific school, ancient music, polyphony, musical analysis.
Submitted on: 03.02.2020
Published on: 15.04.2020
For citation: Tverdovskaya, Tamara I. "A Little More about Rules and Progress." In Оpera musicologica, vol. 12, no. 1 (2020), pp. 118-123 (in Russian). DOI: 10.26156/0M.2020.12.1.007.
About the author
Tverdovskaya, Tamara I.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1266-3923 SPIN-KOH: 9565-5815 e-mail: [email protected]
PhD of Arts (2003), Associate Professor of Department of Western Music History, Vice-rector for Research Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory 2, liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia