УДК 39
ПРАВО И ПОЛИТИКА В СОХРАНЕНИИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Р.М. Валеев
nauka@kazgik.ru
Ресурсный центр «Всемирное культурное наследие» Казанского (Приволжского) федерального университета г. Казань, Россия
Аннотация. В статье раскрывается сложность определения нематериального культурного наследия в отличие от материального, рассматриваются проблемы его сохранения в правовом, нормативном и политическом аспектах, подчеркивается неразрывность нематериального культурного наследия с его носителями. Излагается личный опыт автора в разработке .Закона Республики Татарстан «О нематериальном культурном наследии в Республике Татарстан», сложности, которые необходимо было разрешить при формулировании предложений к этому законодательному акту. Предлагается подход к решению задачи сохранения нематериального наследия в республике через формирование Государственного реестра объектов нематериального культурного наследия Республики Татарстан.
Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, неразрывность нематериального культурного наследия с его носителями, ЗЗакон Республики Татарстан «О нематериальном культурном наследии в Республике Татарстан», Государственный реестр объектов нематериального культурного наследия Республики Татарстан.
Проблема нематериального культурного наследия актуальная и, одновременно, тонкая и сложная. Когда мы говорим о нематериальном культурном наследии, то понимаем под этим душу народа, его менталь-ность и идентичность. Черты наследия невозможно однозначно увидеть и определить, в этом и заключается сложность проблемы. Рассматривая материальное культурное наследие, мы имеем дело с памятниками, ансамблями, достопримечательными местами, историческим обликом городов и историко-культурных территорий. Например, город Казань представляется уникальным, своеобразным во многом благодаря памятникам истории и культуры, в этом его отличие от других исторических поселений и величие. То же самое и с другими историческими городами мира, находящимися в разных частях планеты.
Исторические города или территории человек всегда воспринимает историческими памятниками культуры, а нематериальное культурное наследие, как уже выше говорилось, это нечто иное. Рассказывая о присущем только татарскому народу слове «мон», мы представляем многовековую татарскую музыкальную культуру, воплощенную в
песенном творчестве. И это понимает даже не каждый представитель татарской нации, не говоря о других этносах.
Поэтому энтокультурное наследие - понятие весьма сложное и неоднозначно воспринимаемое. Тем не менее, есть принципы и общие подходы, которые необходимо отметить. Почему возник интерес к Бу-рановским бабушкам в системе шоу-бизнеса, участвовавшим в Евровидении? Потому что появилась острая потребность в естественной, традиционной культуре и эта потребность стала принимать такие формы.
Фольклор в нашем отечественном понимании перестал существовать в Западной Европе еще в XIX в., а у нас в Российской Федерации пока есть что увидеть, послушать и сохранить. В связи с этим и существует проблема сохранения и популяризации культурного разнообразия как во всей России, так и в Татарстане. В Поволжском регионе поликультурность существует в своем естестве, то есть изнутри, а не по насаждению сверху. Все это создает определенные трудности при рассмотрении проблемы в правовом, нормативном и политическом аспектах. Например, в рамках этой проблематики достаточно сложным является решение вопроса о носителях наследия. Понятно, что только наличие носителей обеспечивает существование нематериального культурного наследия. Это две неразрывные составляющие одного явления. Но их не так просто формализовать при рассмотрении проблемы с точки зрения нормативно-правового поля.
Я остановлюсь на некоторых подходах решения данной задачи, особенно с точки зрения разработки и принятия закона о нематериальном культурном наследии в Татарстане. В 90-х годах XX века мне пришлось принимать активное участие в разработке Законов Республики Татарстан «О культуре» [1], «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей» [2], «Об архивах и архивном фонде» [3] и ряда других. На это у нас ушло более пяти лет. Когда мы разрабатывали закон Республики Татарстан «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей», федерального закона еще не было (он был принят только в 2002 г.). Нам пришлось опереться на международные законы и практики. Важным в подготовке закона является понятийный аппарат. Какие определения принять, те, которые существуют, или же придумывать определения самим, обосновывая их состоятельность?
Что такое нематериальное культурное наследие? Это понятие, которое вошло в международный правовой оборот в 2003 году через Конвенцию ЮНЕСКО «О нематериальном культурном наследии» [4]. Если ЮНЕСКО не дало бы своего толкования, то мы говорили бы немного о другом, но достаточно близком по содержанию. Возможно, применяли бы понятия «духовные ценности» или «культурные ценности». Понятию «культурная ценность» мы в свое время давали определение, употребляемое в правовом поле Российской Федерации.
Культурные ценности - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники, историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения самобытности и вклада в мировое наследие.
У нас в Татарстане применяется понятие «культурные и исторические» ценности. Культурные и исторические ценности - это нравственные и эстетические ценности, нормы и образцы поведения, языки и диалекты, говоры, национальные традиции, обряды и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения литературы и искусства, результаты и методы научных исследований, культурной деятельности.
В Законе Российской Федерации и законе Республики Татарстан «О культуре» понятия «нематериальное культурное наследие» на сегодняшний день не существует. Предложения о необходимости включения данного феномена в общероссийское законодательство поступают активно на протяжении последних лет, но они не рассматриваются. Я все же надеюсь на то, что вопросы культуры в современной России станут приоритетными и этот вопрос сдвинется.
Для того, чтобы принять тот или иной закон в Татарстане необходимо наличие федерального закона: согласно статусу, законы субъектов не должны противоречить федеральным. В нынешнем Законе «О культуре» имеются общепринятые моменты, которыми прописываются компетенции общероссийские, компетенции регионов и муниципальных образований. Начать работу по подготовке без этих изменений в федеральном законе очень сложно. Тем не менее, эта работа была начата с учетом той нормативно-правовой базы, которая уже была наработана в Татарстане, была создана рабочая группа, она активно изучала и зарубежный опыт. Но, тем не менее, остаются сложности в том, что можно отнести к нематериальным культурным ценностям. С юридической точки зрения это определение необходимо.
В современной Российской Федерации имеется, пусть не наделенное законодательным статусом, определение данного понятия. Оно существует в рамках Концепции сохранения нематериального культурного наследия, утвержденной в 2008 году [5]. За основу определения разработчики концепции взяли принятую в 2003 году Конвенцию ЮНЕСКО [6]. Россия эту Конвенцию не ратифицировала. Когда она будет ратифицирована? Вопрос до сих пор открыт. В качестве примера могу привести Конвенцию о Всемирном культурном и природном наследии ЮНЕСКО, принятую в 1972 году. Эту Конвенцию Советский Союз ратифицировал лишь в 1988 году.
Сохранение нематериального культурного наследия - дело Российской Федерации, регионов, муниципальных образований. Необходимо
учесть и то, что в каждом случае есть свои отличия, которые должны урегулироваться в самом законе. Законотворчество - процесс очень кропотливый и требующий вдумчивого подхода. Притом, каждый закон требует созревания механизмов, обеспечивающих его действенность. Наряду с законом должен заработать и реестр нематериального культурного наследия, необходимы критерии отбора объектов, оценки их сохранности и многое другое. Нужны нормативные акты, только в их совокупности можно говорить о действенных механизмах закона. Таким образом, закон должен сопровождаться пакетом документов.
При подготовке проекта концепции Закона о нематериальном культурном наследии в Татарстане первой встала задача продумать название закона. Ограничиваться «сохранением» недостаточно. Название должно шире раскрывать действенную суть закона. Рассматривались следующие предложения: «О нематериальном культурном наследии», «О сохранении, государственной охране, популяризации нематериального культурного наследия».
Необходимо было представить в дальнейшем систему и инфраструктуру, обеспечивающую действенность закона. В тексте закона, касающегося уровней федерального, регионального и муниципального, должны четко разграничиваться полномочия, указываться типы программных мероприятий, на основе которых в дальнейшем будут расписаны действия по реализации положений закона. Все это, конечно, потребовало детальной и кропотливой работы специалистов, юристов и представителей общественных организаций.
В Российской Федерации также существуют другие прецеденты принятия законодательных актов, касающихся вопросов нематериального наследия, например, это опыт Республики Алтай и Белгородской области. Алтайский краевой закон (закон «О регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия», действующий с 2009 года) практически дублирует Концепцию 2008 года. В Белгородской области приняли не закон, а постановление правительства, оно получилось более рабочим и рациональным.
Разработка проекта Закона Республики Татарстан «О нематериальном культурном наследии» началась в 2010 году. Было проведено несколько международных семинаров, симпозиумов, конференций и встреч экспертов, ученых и специалистов, в которых помимо представителей Татарстана и Российской Федерации участвовали также представители Азербайджана, Казахстана, Турции, Венгрии и ряда других стран. На них шло активное обсуждение имеющихся проблем в этой сфере, опыта отдельных стран, международного сообщества в целом, деятельности ЮНЕСКО по подготовке Конвенции «О нематериальном культурном наследии» и списка шедевров нематериального наследия человечества.
Результатом стал выход на практическую ступень подготовки проекта этого закона. Была создана рабочая комиссия, состоялось несколько десятков обсуждений. Одним из разработчиков этого проекта стал и автор этой статьи. Проект закона был внесен в Государственный Совет Республики Татарстан и 26 мая 2017 года принят в качестве Закона Республики Татарстан. Он регулирует отношения в сфере выявления, сохранения, изучения, использования и популяризации объектов нематериального культурного наследия в Республике Татарстан и стал одним из первых законов подобного рода, принятых в правовом поле Российской Федерации. Закон состоит из девяти статей, в которых дано определение нематериального культурного наследия, реестра, видов, полномочий Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства культуры Республики Татарстан.
Важным для закона и для разработки правовой системы стало определение государственной охраны в целях предотвращения исчезновения, повреждения материальных носителей, на которых они зафиксированы, и защиты нематериального наследия от иных негативных воздействий. Государственная охрана включает государственный учет объектов, представляющих ценность с точки зрения нематериального культурного наследия, организацию научных исследований, мониторинг, контроль и проведение государственной экспертизы, финансирование мероприятий по выявлению, сохранению, изучению, популяризации и государственной охране объектов нематериального культурного наследия. Закон Республики Татарстан «О нематериальном культурном наследии в Республике Татарстан» [7] вступил в действие с 1 января 2018 года (текст закона приведен в этом номере журнала в разделе «Научная жизнь и официальные документы»).
Одним из первых проектов по реализации положений нового закона является создание Государственного реестра объектов нематериального культурного наследия народов Республики Татарстан. Подготовительный этап включает в себя разработку концепции реестра и создание на этой основе электронной платформы реестра. В концепцию входит научное обоснование типологии и категоризации объектов нематериального культурного наследия, исследование жанровой специфики объектов нематериального культурного наследия, этнотерри-ториальных особенностей культурного ландшафта Республики Татарстан. В концепции Государственного реестра объектов нематериального культурного наследия учитываются данные, полученные в ходе первичного мониторинга, проведенного Республиканским центром развития традиционной культуры согласно Решению Коллегии Министерства культуры Республики Татарстан «Сохранение нематериального культурного наследия народов Республики Татарстан - как приоритет-
ное направление культурной политики» [8] от 31 октября 2013 года. Электронная платформа создается исходя из принципов, выявленных в ходе научного исследования особенностей объектов нематериального культурного наследия народов Республики Татарстан. Объекты нематериального культурного наследия предполагается группировать по следующим типам: устное народное творчество; исполнительские искусства; обрядовая и необрядовая культура; конфессиональные практики в народной культуре; игровая культура; техники и технологии.
В Государственный реестр объектов нематериального культурного наследия Республики Татарстан могут быть включены объекты, прошедшие обязательную экспертизу. В соответствии с этим, в год проводится не менее 70 экспертиз с привлечением специалистов из национальных субъектов (согласно народам, проживающим в Республике Татарстан - татары, кряшены, русские, чуваши, удмурты, марийцы, мордва и др.). Специалисты при экспертизе дают экспертную оценку объекту, что является основанием для включения (или отказа во включении) объекта в Государственный реестр объектов нематериального культурного наследия Республики Татарстан. После утверждения экспертной комиссией включения объекта в Государственный реестр объектов нематериального культурного наследия Республики Татарстан необходимо текстовое редактирование материалов об объектах нематериального культурного наследия редакторами со знанием языка оригинала, а также жанровых особенностей объекта нематериального наследия. Отредактированные тексты должны быть введены в базу модератором данной электронной базы. Модерация электронной базы Государственного реестра объектов нематериального культурного наследия Республики Татарстан осуществляется круглый год. Параллельно ведется реестр исчезающих объектов нематериального наследия. Таким образом, происходит постоянное обновление Республиканской базы Государственного реестра.
Согласно Закону Республики Татарстан «О нематериальном культурном наследии в Республике Татарстан» необходимо осуществление передачи знаний об объектах нематериального культурного наследия молодому поколению, что может быть сделано через создание учебно-методических комплексов, научно-популярных изданий. В 2019 году предполагается создание комплексной программы, которая включает учебно-методические комплексы, в том числе и пособия, хрестоматии по сохранению и развитию объектов нематериального культурного наследия коренных народов Республики Татарстан для всех ступеней образования (начиная с дошкольного, общеобразовательного, и профессионального). Развитие данного направления, включение в процессы сохранения и популяризации объектов нематериального наследия обеспечивается через создание инновационных
проектов. Данные проекты направлены на развитие существующих технических, технологических, информационных, социальных, экономических, организационных систем в рамках сохранения нематериального культурного наследия.
Передача знаний и умений народов Республики Татарстан молодому поколению связана с условиями для продолжения развития данного вида деятельности, что подразумевает создание сети мастерских и лабораторий по возрождению технологий народных художественных промыслов, в том числе музыкальных инструментов, ритуальных предметов, предметов, связанных с традиционным хозяйством. В рамках данных лабораторий создаются специальные классы для разных возрастов и категорий населения.
Для проведения работ, связанных с сохранением, исследованием нематериального культурного наследия, необходима подготовка и переподготовка кадров, работающих непосредственно с носителями объектов нематериального культурного наследия, с детьми и молодежью. Требуется ежегодное проведение образовательных семинаров, курсов повышения квалификации, в рамках которых будут прочитаны лекции о теоретических особенностях объектов нематериального культурного наследия и проведены практические занятия по формам сохранения и развития нематериального культурного наследия.
Исследование объектов нематериального культурного наследия Республики Татарстан включает в себя такие мероприятия, как проведение экспедиций, конференций, научных исследований, написание и защита квалификационных работ, монографий, сборников, создание альбомов и специальных образовательных программ научными и научно-образовательными центрами республики. В рамках исследования нематериального наследия обязательно проводится мониторинг объектов нематериального культурного наследия Республики Татарстан, в котором участвуют республиканские научные центры, а также культурно-досуговые учреждения муниципальных районов республики, библиотеки, музеи, архивы. Работы по популяризации нематериального культурного наследия включают и такие мероприятия, как создание цикла познавательных передач и программ, информационных сайтов, электронных платформ по тематике нематериального наследия для разных категорий населения на разных языках мира.
В рамках закона проводится работа по сохранению исчезающих и восстановлению исчезнувших объектов нематериального культурного наследия Республики Татарстан. Серьезным шагом в этом направлении является грантовая поддержка носителей нематериального наследия, поскольку спецификой нематериального - неосязаемого -культурного наследия является неотделимость от носителя.
Реализация мер, предусмотренных законом «О нематериальном культурном наследии в Республике Татарстан», в период до 2020 года запланирована пока в рамках реализации других республиканских государственных программ: «Развитие культуры Республики Татарстан на 2014-2020 годы»; «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014-2019 гг.)»; «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы»; «Реализация национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2018 годы».
Очень важно разработать грамотную стратегию реализации программы сохранения нематериального культурного наследия на дальнейший период. Необходимо подчеркнуть, что реестр нематериального культурного наследия является информационной базой аутентичных объектов. Это требование ЮНЕСКО, то есть мирового стандарта, и его нужно выполнять. Правда возникает вопрос, что делать с народной праздничной культурой, которая наиболее повержена изменениям? Зачастую народные праздники в нашей стране служат неким идеологическим буфером стабилизации межнациональных взаимоотношений, механизмом реализации культурной политики государства. Относить их в разряд аутентичных никак нельзя, упустить из поля зрения, наверно, тоже не имеем право. В программе эти вопросы должны находить свое рациональное решение, а для этого необходим научный, аналитический подход.
В международных документах удачно применяется термин «актуализация». Этим термином обозначают различные формы передачи явлений нематериального культурного наследия от носителя существующего поколения к другим поколениям, то есть непрерывность существования института носителей. Почему в Европе фольклорное наследие перестало существовать? Потому что не произошла передача, не было актуализации. Поэтому вопросы актуализации требуют тщательной проработки. При необходимости начальным механизмом для запуска в рабочий режим реестра нематериального культурного наследия можно принять правительственное постановление. В данном случае постановление будет носить статус подзаконного нормативного акта.
Хотелось бы более детально осветить сами механизмы действенности закона. Логически напрашивается вопрос - кто же будет исполнять этот закон? Не один закон без условий его осуществления не работает, если не будет желающих, то есть не будет людей, мотивированных на эту деятельность. Любой закон работает только тогда, когда в его исполнение вовлечено все общество, то есть государственные, муниципальные учреждения, общественные организации и простые граждане - носители наследия. Для того, чтобы закон работал, должна
регламентироваться и система наказания для пресечения злостных нарушений закона. Что хочется подчеркнуть, в практике судебной системы эти вопросы также должны находить свое отражение. Однако, на наш взгляд, регламентировать судебные процессы, связанные с сохранением нематериального культурного наследия, весьма сложно, нужно будет изучить мировую практику.
Возвращаемся к вопросу, кто же будет исполнять законы? В первую очередь - носители наследия и те, кто будет воспринимать, потреблять явления нематериального культурного наследия. В силу своей деятельности органом исполнения закона могут выступать и куль-турно-досуговые учреждения. Именно в программе мероприятий по реализации закона необходимо четко обозначить и широко раскрыть роль культурно-досуговых учреждений. В программе нужно также указать и систему мер подготовки кадров. Приведу пример: когда я начал работать в Казанском государственном университете культуры и искусств, мы стали проводить неделю студенческой науки и творчества. В университете ведется очень интересная работа, студенты, занимающиеся фольклором, свою научную работу представляют в виде доклада и тут же демонстрируют на практике - актуализируют явления нематериального культурного наследия. Конечно, все это делается в рамках учебного процесса, но мы ведь их готовим для культурно-досуговых учреждений, значит, они в будущем - готовые специалисты, управляющие процессами актуализации нематериального культурного наследия.
В перспективной стратегии реализации закона также необходимо четко расписать региональные и муниципальные полномочия, так как большей частью вопросами сохранения нематериального культурного наследия должны будут заниматься органы местного самоуправления: основная масса носителей проживают на территориях сельских поселений. К сожалению, у органов местного самоуправления финансовое обеспечение очень небольшое, его практически нет. Значит, данные проблемы необходимо предвидеть заранее и четко прописать. Не будет денег, не будет и деятельности, закон забуксует.
В заключение хотелось отметить, что вопросы сохранения нематериального культурного наследия связаны со многими факторами развития общества и государства: с его социально-экономическим, культурным развитием, внутренней идеологической, культурной политикой и многими другими. Но в то же время, если в обществе, в государстве заговорили о необходимости сохранения нематериального культурного наследия, значит, общество и государство развиваются цивилизованно.
Литература/References
1. http://docs.cntd.ru/document/917007074 (дата обращения: 07.06.2018).
2. http://docs.cntd.ru/document/917008686 (дата обращения: 07.06.2018).
3. http://docs.cntd.ru/document/901856740 (дата обращения: 07.06.2018).
4. http: //www.un.org/ru/ documents/decl_conv/ conventions/cultural_heritage_c onv (дата обращения: 07.06.2018).
5. http://legalacts.ru/doc/prikaz-minkultury-rf-ot-17122008-n-267/#100011 (дата обращения: 07.06.2018).
6. http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001325/132540r.pdf (дата обращения: 07.06.2018).
7. http://docs.cntd.ru/document/446457321 (дата обращения: 07.06.2018).
8. http: //mincult.tatarstan.ru/koHegiya-sohranenie-nematerialnogo-kulturnogo.htm (дата обращения: 07.06.2018).
LEGISLATION AND POLICY IN PRESERVATION OF NON-MATERIAL
CULTURAL HERITAGE
R. Valeev
Resource center "World cultural heritage" Kazan Federal University Kazan, Russia
Abstract. This article states complexity of definition of non-material cultural heritage as compared with material cultural heritage, and stresses problems of nonmaterial cultural heritage preservation in legal and political aspects, as well as insep a-rability of non-material cultural heritage with its bearers. The author's personal experience in the development of the Law of the Republic of Tatarstan "On intangible cultural heritage in the Republic of Tatarstan", the difficulties that had to be resolved in the formulation of proposals to this legislative act. Problems of non-material heritage preservation are likely to be solved by means of formation of the State Inventory of Objects of Non-material Cultural Heritage of the Republic of Tatarstan.
Keywords: non-material cultural heritage, inseparability of non-material cultural heritage with its bearers, the Law of the Republic of Tatarstan "On intangible cultural heritage in the Republic of Tatarstan", the State Inventory of Objects of Nonmaterial Cultural Heritage of the Republic of Tatarstan.
Сведения об авторе
Валеев Рафаэль Миргасимович, доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе Казанского государственного института культуры, Вице-президент Российского национального комитета ИКОМОС, Руководитель Ресурсного центра «Всемирное культурное наследие». Email: nauka@kazgik.ru
Author of the publication
Rafael Valeev, Doctor of History, Professor, Vice-Rector for Research of Kazan State Institute of Culture; Vice-President of the ICOMOS Russian National Committee, Head of the Resource center "World cultural heritage".
Email: nauka@kazgik.ru
Дата поступления 07.06.2018.