Научная статья на тему 'Эротическое и негативное'

Эротическое и негативное Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
523
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРЕССИЯ / ОТРИЦАНИЕ / ЖЕЛАНИЕ / САКРАЛЬНОЕ / НЕПРИСТОЙНОЕ / TRANSGRESSION / NEGATION / DESIRE / SACRAL / OBSCENE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Краснухина Елена Константиновна

Опираясь на идеи Гегеля, Сартра, Батая, Кристевой, автор анализирует те философские дискурсы, которые различным образом сопрягают эротизм человеческого существования с его способностью к негации любой фактичности и необходимости. Это позволяет раскрыть эротические аспекты философии свободы и господства, субъективности и интерсубъективности, священного и постыдного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Erotism and negation

Based on the ideas of Hegel, Sartre, Bataille the article analyses those philosophical discourses that in the various way correlate the eroticism of human existence and its capacity for a negation of any factualness and necessity. It allows to expose the erotic aspects of philosophy of freedom and domination, of subjectivity and inter-subjectivity, of sacred and infamous.

Текст научной работы на тему «Эротическое и негативное»

Е. К. Краснухина

ЭРОТИЧЕСКОЕ И НЕГАТИВНОЕ

Философия определяла человека и как эротическое существо или субъект желания, и как агента перманентных актов негации любого наличного бытия. Однако эти два подхода не всегда совпадали. Платон, отождествляя эротический опыт с духовным восхождением к благу и красоте, видел в нем позитивную силу, синтезирующую космос и поддерживающую его строй и порядок. Идея негативной диалектики Т. Адорно как методологии всеобщего отрицания, не ведущего напрямую к тотальности, аффирмативности и универсальной понятийности, напротив, лишена эротической проблематики даже в той мере, в какой она присутствовала в «Эросе и цивилизации» Г. Маркузе — другого представителя Франкфуртской школы, отдавшего известную дань влиятельности психоаналитического дискурса. Однако существует форма мысли, в которой две важнейшие философские категории «эротическое» и «негативное» определяются друг через друга.

Философия Гегеля и ее интерпретация А. Кожевым прочно ввели представление о том, что человек и история — это работа негативности, отрицающих друг друга отрицаний. Основная трансформация гегелевской диалектики отрицания происходила в направлении отказа от синтетического, тотализирующего характера негации, обеспечивающего целостность, достигаемую в результате актов отрицания. «Целое — это принуждение» [1, с. 146] — таков основной тезис философии негативности Адорно и его критики гегелевского приема насильственного приведения к тождеству, обладающему приоритетом по отношению к единичному, особенному и инородному. Аналогичным образом философия эротизма Ж. Батая зиждется на определении «негативность — бдение абсолютной разорванности» [2, с. 255]. Именно такое видение отрицания как способа человеческого присутствия в мире ложится у него в основу философского сопряжения тела и разума, природы и культуры. Способность к негации может трактоваться через понятия «борьба» и «труд». В этом ее понимании человек оказывается создателем исторического мира, производителем цивилизации, инициирующим изменения как в объективной эмпирической реальности, так и в субъекте этих изменений и борьбы. Философия эротизма акцентировала иной момент содержания «Феноменологии духа» Гегеля: негативность человека дана в смерти, в возможности свободного обращения с ней, в ее потенциальной добровольности. Стратегия эротизма обращается, в конечном счете, не просто в негацию, а в самоотрицание и саморазрушение, принимающее форму дара или жертвы.

Внешним образом человек как негация рассматривается Батаем по аналогии со схемой диалектического закона отрицания отрицания. Негация сводится к двум фундаментальным движениям, и второе из них противонаправлено первому. Первоначально человек отрицает в себе природу, конечность, органическую уязвимость — все то, что вызывает страх и отвращение. Отрицает имманентное удовлетворение сексуальности. Так возникает нормативность культуры, табуирующей органическую спонтанность. Однако отрицание природы не является в философии Батая ни гегелевским «снятием»

© Е. К. Краснухина, 2011

ее на более высоком уровне, ни фрейдовской сублимацией, преобразованием, обработкой культурой и рафинированием органической энергии. Речь идет просто о насильственном исключении животности из культуры, о вытеснении органического за пределы сознания человека. Происходящее затем отрицание отрицания представляет собой трансгрессию или нарушение культурных запретов. Но никакого руссоистского возвращения к простоте, непосредственности и подлинности естественной жизни при этом не происходит, как и подъема на новые высоты самосознания. С математической точки зрения, минус помноженный на минус дает плюс. В философии Гегеля отрицание отрицания также есть нечто позитивное. Однако человеческая суверенность, осуществляемая путем эротическим, ограничивается чистой негацией и разрешается только в ничто. В гегелевском дискурсе негативность — изнанка позитивности, она вписана в работу по установлению смысла, истины, признания, самосознания. Суверенность в философии Батая, будучи, по определению Ж. Дерриды, «скорее утверждающей редукцией смысла, чем полаганием бессмыслия» [2, с. 160], не является ни позитивной, ни негативной в логическом или диалектическом смыслах слова. Трансгрессия как опыт попрания, насилия и оспаривания преодолевает запрет, не упраздняя его.

Нарушение норм культуры и попрание ее запретов, на котором строится батаев-ская модель эротизма, могут восприниматься как одна из форм бунта. Облики негативного различны. Особенность бунта в понимании А. Камю заключается в том, что он «чаще бросает вызов, чем отрицает» [3, с. 136]. В этом смысле бунт не является циничным отрицанием Абсолютного Смысла мироздания, она не совпадает с атеизмом, а имеет форму особого религиозного чувства — непочтительно дерзкого обращения с Высшей Инстанцией. Негативное у Камю и у Батая равно принимает форму святотатства, при котором сакральное совершенно необходимо — для его осквернения. Эротическое в этом свете представляется возможностью испытать опыт запрещенного.

Если персонажи философского и художественного творчества Батая и являются бунтарями, то это бунт совершенно особого рода. Эротическое отрицание рабства профанного мира закона, морали, рациональности и практической полезности не утверждает нечто иное или противоположное. Тотальное отрицание сначала природной необходимости, а потом и культурной нормативности есть бунтарская непокорность и неподчинение ничему — ни тому, что угрожает человеческому существованию, ни тому, что его укрепляет. У отрицания в форме трансгрессии нет ни смысла, ни цели, лежащих вне его самого. И все-таки это именно эротизм, а не нигилизм, ибо предполагается некая эротическая ценность самого отрицания, движимого волей к суверенности, свободе от всяких ограничений и от подчинения любой необходимости, как природной, так и культурной.

Суверен в философии Батая уже не то, что господин, смоделированный Гегелем. В «Феноменологии духа» Гегеля производится некая философская работа с эротизмом желания, которое предполагает либо обладание предметом вожделения, либо овладение самим желанием и свободу от его непосредственности, ибо самосознание и может быть определено как независимость от собственных желаний, дополняемая волевым началом личности как автономии по отношению к другим противодействующим волям. Суверенность в понимании Батая не тождественна господству как обладанию, составляющему интенцию желания. Как апогей независимости, в том числе и от самого желания, она совпадает с преступлением, с уничтожением предмета желания и с самоуничтожением.

Платон полагал, что любить можно только то, чем можно любоваться, т. е. в основе эротического опыта лежит влечение к красоте. Постмодернистский вариант эротизма совершенно иначе определяет основное качество эротического объекта: как непристойность. Чистая красота провоцирует собственное попрание, осквернение и поругание сакрального, акты кощунства. Откуда проистекает это единство священного и непристойного, высокого и низкого, на котором строится вся философия эротического опыта Батая? Оно объясняется характером культурного вытеснения. Собственная принадлежность к органической природе вызывает у человека ужас. Животное, конечно, борется за самосохранение, но ему неведома смерть так, как знает ее человек, а стало быть, ему неведомы и связанные с телесной конечностью страх и отвращение. Как имманентное миру и своему существованию в нем животное не отрицает себя, не изгоняет органическое за пределы своего бытия, не имеет стыда и отвращения и поэтому в принципе не эротично. Ничего естественного в эротике нет, она отрицает непосредственность сексуальности.

Священность вещей не является их онтологической характеристикой, не составляет их бытие-в-себе. Она производна от социальных практик наложения запрета, создающих высокую ценность и привлекательность священного. Поскольку в основе священных объектов поклонения лежит не нечто высокое и духовное, а вызывающая страх органическая спонтанность, преданная социальным законом анафеме, влечение к сакральному оказывается желанием постыдного, с которым сакральное роднят их общие недоступность, неприкасаемость и вытесненность за границу профанной обыденности. В самом деле, что эротически привлекает в обнаженном теле: красота этого тела или неприличность наготы? Высокой меры привлекательности можно достичь и за счет культурной оболочки тела — продуманного туалета и искусного макияжа. Такого рода красота вполне пристойна и разрешена, а то и принудительно вменяема в качестве дресс-кода. Нагота, напротив, табуирована, поэтому всегда была главным эротическим соблазном. Культура порождает стыд и эротику постыдного.

Рассуждая об анархической свободе произвола, Б. П. Вышеславцев ссылается на русскую былину, повествующую о том, как однажды Василий Буслаев гулял с товарищами и увидел камень с надписью на нем: через этот камень не прыгать, кто прыгнет — сломает голову. Тотчас Василий Буслаев прыгнул и... погиб [4, с. 88]. Весьма далекая от познанной необходимости такая суверенность демонстрирует непереносимость всякого закона, табу, ограничения, она представляет собой совершенный Буслаевым прыжок в ничто. Религиозная философия Б. П. Вышеславцева противопоставляет закону благодать как высшую ценность, а эротизм Батая противопоставляет закону ценность его трансгрессии. Связь негативного и эротического обусловлена тем, что все, что необходимо, предписано и полезно, лишено эротической ценности. Соблазняет и влечет только табуированное и неприкасаемое. Впрочем, соотношение ценности и необходимости может интерпретироваться по-разному. «Тяжесть, необходимость и ценность суть три понятия внутренне зависимые друг от друга: лишь то, что необходимо, тяжело, лишь то, что весит, имеет цену» [5, с. 41], — так М. Кундера отождествляет необходимость долга с ценностью, правда, не эротической, человеческого существования. Постмодернистская версия закона символической ценности, сформулированная Ж. Бодрийяром, альтернативна: «Существенное оказывается всегда по ту сторону необходимого» [6, с. 69]. Запредельность по отношению к необходимости составляет

здесь праздничность как праздность бытия человека. Не служа принципу полезности, эротическая негативность совершенно непроизводительна.

Мысль Батая о том, что сфера, к которой устремляется человеческая суверенность, непристойна и отвратительна, стала доминирующим сюжетом философского и художественного творчества Ю. Кристевой. Так, традиционное убеждение в сладости запретного плода трансформируется в утверждение о его тошнотворной омерзительности. У обоих философов тематизируются слабость запрета и опыт переживания запрещенного либо в форме трансгрессии и преступления (Батай), либо в форме ужаса и отвращения (Кристева). Существуют два вида законов: те, что формулируются цифрами (законы природы или статистические законы социальности), нарушить нельзя, а те, что формулируются буквами (социальное и символическое), нарушить можно. Запрещенное не значит невозможное, недоступное переживанию.

Формы существования, основанные на желании или влечении, «артикулируют отрицание и его разновидности, трансгрессию, отказ и отвержение» [7, с. 42]. Фрейдистская теория бессознательного берет отрицательность как его основное свойство, непосредственно связанное с сексуальными влечениями. Негация дифференцируется при этом как запрет, вытеснение, отказ, отвержение, отталкивание, подавление — феномены и термины, которые Фрейд пытался четко разграничить, что не всегда удавалось и ему самому, и переводчикам его текстов. Однако своей философией отвратительного Кристева не просто воспроизводит психоаналитическое учение о вытеснении. Отвращение не является бессознательным. Аналогично возвышенному в философии Канта отвратительное беспредметно и поэтому не выполняет работу влечения по соотношению субъекта и объекта и связанной с ним идентификации Я. Не обладая интерсубъективной природой желания, отвращение не отсылает меня к другому желающему существу. Как негативная сила отторжения отвращение не совпадает с сутью запрета, который символически артикулирует смысл социального закона и внятно задает его преступление. Отвратительное лишено смысла, немыслимо и не может быть означено. Оно маркирует границу человеческого мира. Оно всегда на пределе, на самом краю. Нельзя даже сказать, что оно находится по ту или по эту сторону грани, отделяющей расчлененный и осмысленный мир социальности от того естества мира или матери, которое породило нас на свет. Оно есть опыт разрыва человека и мира, а также сознания человека и его органики. «Отвратительное ломает стену, выстроенную вытеснением» [7, с. 51], и сталкивает Я с пограничным состоянием, с риском потери структуры субъекта, которую оно же и предотвращает. Суть отвращения заключается в том, что «не желая его, мы наслаждаемся им» [7, с. 45]. Опыт тошнотворности и исключения естества мира может быть рассмотрен как эротический, каковым его делает не желание (оно противоположно отвращению), а доставляемое им наслаждение.

Не всякое отрицание (негация) есть ничтожение (неантизация). Если у Батая всякий эротический и суверенный акт трансгрессии есть нарушение запрета, но не его аннулирование, то в философии Сартра источник отрицания мыслится наиболее радикальным образом: как ничто, лежащее в основе человеческого существования, которое, будучи самоотрицанием, не может положиться ни на что положительное. Бытие-для-себя сознания как принципиальная несамотождественность, как способность быть тем, что оно не есть, и не быть тем, что оно есть, конституирует возможность не-гации: «.именно в абсолютной имманентности, в чистой субъективности мгновенного cogito человек обнаруживает в себе свое собственное ничто» [8, с. 118]. Человеческая

способность быть бесконечной потенциальностью, существованием из ничто, которое не определяется ни собственным прошлым, ни другим бытием-в-себе есть его свобода. И Сартр, и Батай связывают свободу с негативностью, порывая тем самым с традицией отождествления свободы с разумной волей. При этом у обоих французских мыслителей ярко проявляется эротическая составляющая свободной негативности человеческого существования.

Именно неантизирующее бытие лежит в основе человеческого отношения к себе и к другому, т. е. внутреннего самоотрицания и взаимной борьбы двух субъективностей против объективации под взглядом партнера. При рассмотрении эротических форм бытия-для-другого Сартра, как и Батая, интересуют прежде всего перверсивные формы сексуальности. Но не потому, что они табуированы культурой, а потому, что они порождаются провалом проекта любви как отношения к другому. Ограничивая из-за любимого свою свободу, любящий и крадет, и обосновывает ценность телесности, фактичности и случайности моего бытия. Под любящим взглядом чужой субъективности человек согласен быть предметом любви, объектом, но избранным, единственным и бесценным. Любить, согласно Сартру, значит не что иное, как строить проект быть любимым, поэтому фиаско любви кроется в ее взаимности и симметричности, а не в трагическом, согласно обыденному взгляду, характере любви безответной и неразделенной. Любовь любимого, которой домогается всякий любящий, если и случится, то окажется все тем же стремлением быть, в свою очередь, любимым. Неразрешимый любовный конфликт заключается в том, что владеть свободой пожелавшего нашей любви человека далее невозможно, ибо «она оказывается постоянным отрицанием полагания себя в качестве чистой самости, так как это полагание себя как самого себя повлекло бы исчезновение другого в качестве взгляда и появление другого-объекта, следовательно, состояния вещей, где сама возможность быть любимым устранилась бы» [8, с. 574]. Любить друг друга невозможно. И беда здесь не в том, что в отношении любви люди хотят разного, а в том, что они совпадают в своих ожиданиях получить любовь другого, что исключает одновременную возможность ее другому дать.

Не сумев стать любимым, человек меняет этот проект на мазохистское стремление быть желанным, поскольку общая установка на бытие-под-взглядом чужой трансцендентности при этом сохраняется. Согласие на позицию объекта-инструмента, а не абсолютного предмета любви, не решает проблему очарования собственной объективностью, ибо таковым мазохист может стать лишь в глазах другого, а не в своих собственных. К тому же, способы, которыми при этом стимулируется унизительное и жестокое обращение с ним другого, превращают как раз этого другого в нечто для мазохиста инструментальное, манипулируемое и объективированное по отношению к его субъективности. Ни установка мазохиста на постижение своей субъективности в качестве ничто под взглядом другого, конституирующего его как в-себе-бытие, ни попытка садиста овладеть свободой жертвы, всегда, в конечном счете, добровольно отождествляющей свою трансцендентность с терзаемой болью плотью, не разрешают парадокса того отношения, в котором каждый из его агентов конституируется через отрицание его другим. Сартровская философия неантизации самотождественности человека сама оказывается серией отрицательных ответов на вопрос: как я могу реализовать свои многочисленные установки и фундаментальные проекты бытия-для-другого?

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существуют несколько философских версий человеческого существования как единства эротизма и негации, по-разному сопрягающих их.

Литература

1. Адорно Т. В. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003.

2. Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. СПб.: Мифрил, 1994.

3. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990.

4. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994.

5. Кундера М. Невыносимая легкость бытия. СПб.: Амфора, 2001.

6. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: Культурная революция; Республика 2006.

7. Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. СПб.: Алетейя, 2003.

8. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М.: АСТ, 2009.

Статья поступила в редакцию 16 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.