дагогических технологиях и владение ими); деятельностный (комплекс умений, навыков и способов осуществления педагогической диагностики и осуществления развивающих функций), коммуникативный (умения эффективно осуществлять педагогическое общение с детьми), мотивационно-ценностный (терпимое, толерантное отношение к детям), личностный (стремление к профессиональному росту и др.).
При определении готовности будущего педагога к осуществлению развивающей педагогической деятельности мы исходим из того, что такая готовность должна отражать: 1) наличие знаний о параметрах и содержании развивающей деятельности; 2) профессионально важные качества (ПВК) как основы профессиональной пригодности; 3) профессиональную компетентность (теоретический, практический и личностный компоненты) как важное психолого-педагогическое условие эффективности развивающей работы со школьниками; 4) готовность к межличностной перцепции; 5) локус контроля как показатель социальной зрелости.
Ориентируясь на данные показатели качества, мы обратились к анализу состояния вопроса в опыте современного вуза. В исследовании приняли участие 90 студентов магистратуры очной и заочной форм обучения по направлению «Педагогическое образование» в ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет». В результате исследования обнаружены:
1) недостаточная теоретическая готовность студентов к осуществлению развивающей деятельности (до 51%);
Библиографический список
2) слабая практическая готовность к развивающей деятельности (до 65%);
3) отсутствие выраженной направленности на развитие ребёнка в педагогической деятельности (до 47%);
4) низкие показатели развития профессионально важных качеств (59%);
5) недостаточный уровень притязаний (до 60%).
Полученные данные позволяют говорить о необходимости разработки специальной модели подготовки будущих педагогов к развивающей педагогической деятельности. Такая модель, по нашему мнению, должна включать в себя аксиологический, деятельностный, личностно ориентированный и рефлексивный компоненты и базироваться на принципах целенаправленности, активности, динамичности, интеграции знаний. Данные принципы могут служить основой проектирования учебных занятий со студентами с целевой ориентацией на формирование готовности к развивающей педагогической деятельности. В свою очередь это предполагает: 1) усиление содержания подготовки студентов за счет введения в образовательный процесс специального курса «Развивающее обучение»; 2) включение в процесс разных видов обучения (информационно-вербальное, дискуссионное, проблемное, ситуационно-проектное); 3) использование в образовательном процессе практико-ориентированных технологий и методов обучения; 4) активизацию исследовательской работы студентов и др.
1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Санкт-Петербург, 2004.
2. Эльконин Б.Д. Психология развития. Москва, 2001.
3. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Москва, 2000.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 1996.
References
1. Krajg G., Bokum D. Psihologiya razvitiya. Sankt-Peterburg, 2004.
2. 'El'konin B.D. Psihologiya razvitiya. Moskva, 2001.
3. Rychkova N.A. Dezadaptivnoe povedenie detej: Diagnostika, korrekciya, psihoprofilaktika. Moskva, 2000.
4. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva, 1996.
Статья поступила в редакцию 15.05.15
УДК 130.004.69:
615.001.6
Elchaninov V.A., Professor, Department of Social Philosophy, Ontology and Theory of Knowledge, Altai State University (Barnaul,
Russia), E-mail: [email protected]
Grevtsova L.A., senior lecturer, Department of Sociology and History of the Fatherland, AGM (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Sgibneva V.A., graduate student, Department of Therapeutic Stomatology, AGMU (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
ERA OF POSTMODERNISM AND THE LATEST MOBILE TECHNOLOGIES IN MEDICINE: CHOICE OF THE WAY. In the article the authors make an attempts to draw some analogies and parallels between sociocultural space of a postmodern and problems of medicine to show possible prospects in development of medicine through polyscientific character and new mobile technologies. The great value in the article is given to the mobile decisions in new technologies, based on touch systems, which can compensate partly an insufficient individual approach to a patient. The authors of the article also note that the rates of knowledge of the humanities by a person in the system of medical education is traditionally lower that the rate of growing of scientific knowledge. Despite the negative influence of postmodern eclecticism, decentralization, and medicine dehumanization, there are positive prospects of overcoming of undesirable tendencies in health care.
Key words: sociocultural space of postmodernism, polyscientific character, interdisciplinary character, new mobile technologies in medicine, western analytical medicine, paradigm of mobile health care.
В.А. Ельчанинов, проф. каф. социальной философии, онтологии и теории познания АлтГУ, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
Л.А. Гревцова, доц. каф. социологии и истории Отечества АГМУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
В.А. Сгибнева, аспирантка каф. терапевтической стоматологии АГМУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ЭПОХА ПОСТМОДЕРНА И НОВЕЙШИЕ МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНЫ: ВЫБОР ПУТИ
В данной статье делаются попытки провести некоторые аналогии, параллели и связи между социокультурным пространством постмодерна и проблемами медицины, с одной стороны, с другой - показать возможные перспективы в развитии медицины через полинаучность и новые мобильные технологии. Большое значение в статье уделено мобильным решениям, основанным на сенсорных системах, которые могут отчасти компенсировать недостаточный индивидуальный подход к отдельному пациенту. Авторы статьи также отмечают, что темпы познания гуманитарными науками человека в системе медицинского образования традиционно отстают от темпов приращения знаний естественных.
Но, несмотря на негативное влияние постмодерной эклектики, децентрализацию, дегуманизацию медицины, все-таки существуют позитивные перспективы преодоления нежелательных тенденций в здравоохранении.
Ключевые слова: социокультурное пространство постмодерна, полинаучность, интердисциплинарный характер, новые мобильные технологии, отношение научного и вненаучного, нарушение идентификации человека, западная аналитическая медицина, парадигма мобильного здравоохранения.
Как известно, эпохальное мировоззрение накладывает свой неповторимый отпечаток на все сферы жизни. Не исключением является и наше время, время таких быстрых перемен, что общество не успевает до конца осознать новые веяния, реформы, наконец, идентифицироваться с некоторыми реалиями жизни, со своим собственным "Я". Особенно сложно это сделать тогда, когда сама реальная действительность выступает оппозицией существующим нормам жизни.
В эпоху "постмодерна" появился обширный круг проблем, связанный и с качественным восприятием научного знания: отношением научного и вненаучного, естественного и социального, обыденного и научного, традиционного, религиозного в содержании знания. Привычные парадигмы быстро устаревают. А процессы децентрализации всего постсоветского пространства стремительно нарастают. Доля населения, рационально мыслящая, становится все меньше. Особенно это заметно у молодёжи. Прогрессирует "клиповое сознание" с главенством чувственной нестабильности, мельканием калейдоскопа восприятий, впечатлений, отсутствием логики, рационального рассуждения. Молодёжь живет в виртуальном пространстве, с выдуманными иллюзорными установками на мир, оказываясь часто не способной оценить реальную объективную обстановку. Европейская толерантность нивелировала шкалу нравственных ценностей, что усугубило детский инфантилизм подрастающего поколения, сбивая с истинного пути взросления и ломая судьбы. Более взрослое население также болезненно испытывает на себе веяния культуры постмодерна. Происходит коренная ломка старого советского мировоззрения с его цельными образами, которые теперь мешают удовлетворению других потребностей, сужают восприятие реальной действительности, вызывая сбои в работе механизмов защиты психики человека от лишних перегрузок. Нелегко идет процесс забывания прошлого. Логика постмодернизма привела к отрицанию существования плохого и хорошего, правильного и неправильного, добра и зла, высокого и низкого. Как выразился известный французский социолог Ж. Бодрийяр: "целевые установки исчезли, теперь нас порождают модели. Больше нет идеологии, остались одни симулякры"[1, с. 45]. Всё покрывает либеральный, европейский принцип толерантности -"плюрализм равнозначных точек зрения на одну и ту же проблему, т.е. смещение акцентов с понятия "истины" на понятие бесконечно размножаемого "её иного""[2, с. 49]. Процесс нарушения идентификации человека не только в культуре, но и личной, не может не отражаться на здоровье человека. Депрессии, суицид, неврозы - бич нашего времени. Сегодня для всех врачей очевиден факт, что идея (мировоззрение) может оказывать патогенетическое воздействие на организм человека.
Но постмодернистская эклектика, децентрализация не миновала не только психику людей как потенциальных пациентов, но и медицину как сферу науки. Потеря доверия к учёным и к положительному влиянию научного прогресса на жизнь общества привели к переориентации ценностей и интересов в сфере групповой идентичности. Постмодернизм принес новое частное знание, не являющееся наукой или познанием, а единой формой, воплощенной в субъекте, состоящей из различных компетенций, близких к личному опыту. В биотехнологиях, направленных на "работу" с человеческой природой, "грань между очевидными преимуществами и вкрадчивым злом провести невозможно", -пишет Ф. Фукуяма.[3, с. 19]. Как продолжает тот же автор, "во многих случаях медицинская техника предлагает нам сделку с дьяволом: продление жизни - но со снижением умственных способностей; избавление от депрессии - но и от творческой силы духа; медикаментозная терапия, стирающая грань между тем, чего мы достигаем сами - и чего достигаем с помощью воздействующих на мозг химикатов"[3, с. 20].
В связи с вышесказанным, на наш взгляд, в социокультурном пространстве постмодерна наиболее приемлемым в научных поисках представляется принцип полинаучности, как всеобщий принцип познания, применимый в любой научной дисциплине.
Любой научный принцип ограничен одним гносеологическим полем, а принцип полинаучности познания есть следствие синтеза других принципов, и вследствие этого, не ограничен. Кре-
ационное поле при применении принципа полинаучности расширяется, что дает дополнительные возможности для озарения, видения картины в целом, и, как следствие, получения наиболее эффективных результатов. Применительно к гуманитарным дисциплинам, принцип полинаучности позволяет приблизиться к целостной картине мира, а применительно к медицине, особенно наглядно дает возможность проследить, как материя, энергия и информация трансформируются в психические, мыслительные, эмоциональные и другие состояния. Познать человека можно лишь, обращаясь к данным большого количества наук. С появлением так называемых дочерних наук: биомеханики, биофизики, биохимии, биоэлектроники, молекулярной биологии, стало возможным без труда проследить такие трансформации. Хотя и на более очевидных примерах можно убедиться в том, как работают общенаучные принципы наблюдаемости и превращаемости. Поведение человека, опьяневшего от чрезмерной дозы алкоголя, подтверждает связь сознания и материи. Именно в теории сознания и по отношению к человеку, как вершине биологической и исторической эволюции, лучше всего применим принцип полинаучности. Полинаучность в отношении к человеку позволяет увидеть не только уровни его развития, но и любые механизмы функционирования (нейрофизиологические, энергетические, генетические, информационные и другие). Медицина, выступающая как сфера активности научного и вненаучного познания, является той сферой, которая позволяет исследовать не только бинарность процесса познания, но и постидеальную двойственность самого процесса телесного и духовного бытия. Однако медицина есть зеркало существующего мировоззрения в обществе.
И наше будущее разворачивается во всей красе. Виртуальность постмодерной социальности разучила врачей видеть в пациентах людей. Причиной этому в немалой степени является медицинское образование. С сожалением приходится констатировать тот факт, что усилия гуманитарных наук, не изменили положения дел в изучении природы человека. Темпы познания гуманитарными науками человека традиционно отстают от темпов приращения знаний естественных и, прежде всего, биологических, физико-математических наук. А ведь гуманитарный аспект мировоззрения врача должен выступать его системообразующей основой. И если традиционное образование было нацелено на репродуктивное мышление и подготовку кадров, то в постмодерной социальности главное не кадры, а степень приспособляемости индивидуумов к новой профессиональной деятельности и "учеба через всю жизнь". Возможно, поэтому в европейских странах, доктор, неуверенный в своих знаниях и действиях, стремится переложить решение проблемы на пациента. С точки зрения биоэтики это называется "поделить ответственность за выбор лечения с пациентом". Хорошая оборонительная реакция врачей на повышающийся уровень знаний пациентов! Но должно ли быть так? Возможен ли переход к желанной модели отношений между врачом и пациентом из "врачебно-центрического состояния" в "пациенто-центрическое". И не будет ли в данной ситуации перегибов?
В медицине одним из главных рисков заболеваемости является лечение без необходимых для него оснований, особенно с помощью медикаментов, обладающих сильным побочным действием. Каждый пациент проходит через назначение антибиотиков хотя бы раз в жизни, однако в редких случаях врач отправляет пациента провериться на чувствительность к антибиотикам. Еще более серьезная ситуация в психиатрии. Так называемые "интуитивистские методы" психиатров и психологов сильно искажают оценки "душевного здоровья пациентов". На основании дескриптивной нозологии, людям могут назначаться такие мощные психофармакологические препараты, которые действительно могут выбить организм из состояния стабильности и нанести огромный вред человеку. Сотни тысяч пациентов в развитых странах погибают ежегодно вследствие неудачных медицинских вмешательств или после приема медикаментов. И все это потому, что западная аналитическая медицина обычно ориентирована на конкретную локализацию заболевания или на отдельный орган, то есть "одно лечим - другое калечим". При этом уже в середине ХХ-го века кибернетика доказала, что человеческий
организм - это открытая, сложная, саморегулируемая система, находящаяся в некотором равновесии с окружающей средой, с которой организм обменивается химическими веществами, энергией и информацией. Понимая это и используя свою накопленную годами интуицию, врачи действуют наугад, так как статистические данные дают мало информации для терапии конкретного заболевания.
Почему все усилия медиков максимально приблизиться к разгадке человеческого организма, его болезней, сводятся на "нет"? По всей видимости, причину необходимо искать на самом высоком теоретическом уровне. Медицина всегда представляла собой исторически сложившуюся совокупность школ и направлений традиционного и научного происхождения, доктрины которых открыто демонстрируют неспособность к коэво-люционному развитию и позитивному взаимодействию. Поэтому развитие медицины происходит путем дифференциации, а не интеграции. Интегративная медицина невозможна. Не работает и системный подход. Ряд авторов высказывают мнение, что развитие медицины может осуществляться не через интеграцию, а через инновацию, снимающую многочисленное "старое" в единичном "новом". Сегодня не существует единой метатеории медицины, которая бы объединяла разные направления на методологическом уровне, выполняя тем самым важные функции в отношении практики медицины. Таким образом, сегодня нет стратегии взаимодействия современного инварианта научного и вненаучного знания в медицине. И хотя многие авторы считают, что процесс развития медицины в направлении дополнительного синтеза научных и вненаучных знаний не может осуществляться в рамках существующей доктрины научной медицины, попытки найти эффективные методы лечения и диагностики пациентов в восточной медицине и соединить их с новейшими мобильными технологиями все же ведутся. По существу, восточную медицину, по крайней мере, набор ее диагностических приемов можно считать далеким прообразом мобильных систем здравоохранения. Если перейти на современный технический язык, то диагностика в восточной медицине основана на многоканальной регистрации и обработке физиологических сигналов, воспринимаемых некоторым сенсорным устройством. Правда, этим устройством является специально тренированный доктор. Однако надо различать серьезную восточную медицину и псевдоцелительство.
Применение полинаучности в медицине как самостоятельного метода, во многом помогает решить проблемы, касающиеся целостного воздействия на физиологические процессы, в том числе и нематериального. Более того, есть возможность актуализировать те механизмы лечебного воздействия, которые будут повышать его терапевтическую эффективность.
Нынешние успехи медицины в основном сводятся к достижениям прикладной физики, полупроводниковых технологий и
Библиографический список
созданию прикладного программного обеспечения. Однако мобильное здравоохранение предлагает совершенно иную парадигму по сравнению с той, которая доминирует в современной медицине. Мобильные технологии позволяют осуществлять более точную и быструю диагностику, лучше определять границы устойчивости организма и стадии развития заболеваний. Мобильное здравоохранение имеет выраженный интердисциплинарный характер, стимулируя развитие технологий, напрямую не связанных с медициной. Благодаря мобильному здравоохранению бурно разрабатываются неинвазивные сенсорные методы многоканального снятия медицинской информации - параллельно с разных частей тела и в реальном времени. (Например, глюкометр с тестполоской) Мобильные решения, основанные на сенсорных системах, могут отчасти компенсировать недостаточный индивидуальный подход к отдельному пациенту. Сегодня наблюдается растущий интерес к сенсорным методам снятия информации в таких дисциплинах как стоматология. В терапевтической стоматологии, например, стали применяться на практике такие сенсорные устройства как апекслокатор для измерения длины корневого канала, эндомоторы для эндодонтия (X - Smart, silver, Morita, Smart +), радиовизиографы, где данные о здоровье пациента выводятся на экран. Но особый интерес представляют мобильные технологии, разрабатываемые в поведенческих дисциплинах, таких как психиатрия. Возможно, это станет ключом к разгадке вечных проблем: от чего повреждается душа, где грань между нормой и патологией, как болезни души влияют на тело, и тому подобные.
Подводя итоги, можно сказать следующее. Парадигма нового мобильного здравоохранения представляется, на наш взгляд, единственно возможным ответом на вызов времени. Человек, как открытая, сложная био-, социо-, духовная система, хорошо сконструированная, имеющая огромное число компонентов, подсистем и связей между ними, в век децентрализации, рассеивания может легко дать сбой. Причиной могут выступать не столько биологические, сколько социальные и духовные факторы. И только полинаучный подход, анализ не только биологических причин, но и социокультурных, способен адекватно оценить состояние пациента. А благодаря новым мобильным технологиям в здравоохранении пациенту можно оказать своевременную, правильную и адресную помощь.
"Однако мобильных технологий, позволяющих оперативно принимать правильные врачебные решения и минимизировать возможность врачебных ошибок, которые могут иметь фатальные последствия для больных, в практике российского здравоохранения все еще используется крайне мало"- пишет шеф-редактор журнала Менеджер здравоохранения Н.Г. Куракова.[5, с. 30] На преодоление этих недостатков и направлено всё содержание данной статьи.
1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. Москва: Добросовет, 2000.
2. Голубева Н.А. Диссиметрия постмодерной социальности. Социально-гуманитарные знания. 2013; 4.
3. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. Москва, 2008.
4. Куракова Н.Г. От редакции. Менеджер здравоохранения. 2014; 2.
References
1. Bodrijyar Zh. Simvolicheskij obmen ismert'. Moskva: Dobrosovet, 2000.
2. Golubeva N.A. Dissimetriya postmodernoj social'nosti. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2013; 4.
3. Fukuyama F. Nashe postchelovecheskoe buduschee: Posledstviya biotehnologicheskoj revolyucii. Moskva, 2008.
4. Kurakova N.G. Ot redakcii. Menedzherzdravoohraneniya. 2014; 2.
Статья поступила в редакцию 17.05.15
УДК 37
Gurov D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Operational-Investigative Activities and Special Equipment, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Stavropol branch, E-mail: [email protected]
LAW ENFORCEMENT AGENCIES AND CIVIL SOCIETY IN THE CONTEXT OF NEW CHALLENGES. The article considers civil society as a priority sphere of the pedagogical interaction of law enforcement agencies. The research is based on the analysis of psychological and pedagogical literature. The author highlights the duality of subject-object positions of civil society and law enforcement bodies in the organization and implementation of pedagogical interaction. On the one hand, the civil society and law enforcement agencies are subject to control in relation to the General population, social groups, or individual citizens, as well as in relation to delinquency and crime. On the other hand, the civil society and law enforcement agencies are objects of management by the state, the superior of the law enforcement bodies, Executive bodies of different levels, etc.
Key words: interaction, civil society, law enforcement agencies, police, citizen, society.