Научная статья на тему 'Энциклопедия европейской интеграции'

Энциклопедия европейской интеграции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
265
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энциклопедия европейской интеграции»

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Дискуссии о характере западноевропейской интеграции начались еще в СССР с выяснения вопроса о том, куда отнести ее: к чисто внешнеполитическим явлениям, или признать объективную экономическую закономерность? На ход дискуссии, безусловно, оказывало влияние то обстоятельство, что 17 марта 1948 года в Брюсселе было заключено соглашение между пятью странами (Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) о создании оборонительного западноевропейского союза, а через два года, в 1950, вступил в силу Европейский платежный союз. На международной конференции, проведенной в ИМЭМО РАН после Римского договора 1957 года, был сделан вывод об объективном характере интеграционных процессов, которые происходят в экономике и, безусловно, отразятся в будущем во внутренней и внешней политике. Этому были посвящены первые тезисы ИМЭМО, опубликованные в журнале МЭ и МО, которые в дальнейшем несколько раз обновлялись с учетом новых явлений.

Созданный в 1988 году Институт Европы РАН избрал одним из основных направлений научных исследований анализ состояния и перспектив интеграции. Этому посвящено много работ, к числу которых относится и вышедшая в 2003 году монография сотрудника института Шемятенкова В.Г.1 Она имеет энциклопедический характер, ибо охватывает историю и современность европейской интеграции, ее экономику и политику, обороноспособность и гуманитарные аспекты развития. Книга рассчитана на широкий круг читателей и рекомендована в качестве учебного пособия для вузов.

Поэтапность развития интеграционного процесса Шемятенков В.Г. логично увязывает с саммитами стран ЕС и решениями Европейского Совета. К числу таких важнейших вех он относит: Римский договор, Договор о слиянии, вступивший в силу в июле 1967 года. (Были объединены три сообщества - ЕОУС, Евратом, ЕЭС, которые стали называться Европейским сообществом); Маастрихтский договор, вступивший в силу в 1993 году, на базе которого был образован Европейский Союз; Амстердамский договор (1997 г.); Кельнский саммит (1999 г.); Лиссабонский саммит (2000 г.); саммит в Ницце (октябрь 2002 г.); Копенгагенский саммит (декабрь 2002

1 Шемятенков В.Г. Европейская интеграция, М., 2003.

г.). Каждый из этих саммитов, как хорошо показано в монографии, вносил свою лепту в развитие интеграции. Но особую значимость имел Маастрихтский договор, в который последующие саммиты вносили дополнения в разных сферах.

Автор выделяет три опоры Европейского союза: социально-экономическую (создание ЭВС); внешнеполитическую и безопасность (ОВПБ); внутреннюю политику, юстицию и гуманитарные проблемы (права человека и т. п.).

Сущностью первой опоры является достижение "четырех свобод": свободы движения товаров и услуг, капитала и рабочей силы. Эти "свободы" легли в основу Маастрихтского договора и были материализованы при образовании в 1993 году "единого внутреннего рынка" (ЕВР).

Еще в октябре 1970 года был принят "План Вернера", который в три этапа должен был обеспечить образование Европейского валютного союза. Однако этот план не был выполнен, хотя в 1979 году вступила в силу Европейская валютная система (ЕВС) с региональной европейской денежной единицей экю.

План создания Экономического и валютного союза (ЭВС) был возложен на Жака Делора, который тоже в три этапа, но уже в следующем десятилетии, в основном выполнил поставленные задачи, чему и был посвящен Маастрихтский саммит и заключенный на нем Договор стран-членов ЕС. Маастрихтский договор определил критерии конвергенции экономической политики в области экономического роста, денежного обращения, кредита, фондовой биржи, дефицита государственного бюджета, внешней государственной задолженности. Эти критерии опирались на "магический многоугольник экономических целей", разработка которых началась еще после мирового экономического кризиса 1929-1933 годов. По инициативе ФРГ в 1997 году был принят "Пакт стабильности, занятости и роста" (аналогичный закон помог ФРГ выйти из экономического кризиса в 1967 г.).

В Маастрихтском договоре, как верно отмечено В.Г. Шемятенковым, фигурирует принцип "разных скоростей" в развитии интеграционных процесов. Это означает, что страны-члены ЕС при выполнении указанных выше критериев могут двигаться вперед не дожидаясь отстающих. В результате этого с 1 января 1999 года 11 из 15 членов ЕС образуют "зону евро", или

"Евроленд". С 2001 года к ним примкнула Греция. За пределами "Евроленда" в ЕС остались пока Великобритания, Дания и Швеция. Автор высказывает свои соображения о причинах, обусловивших позицию каждой из этих стран.

В работе подробно исследуются три фазы в развитии Евроленда. Фаза А как подготовительная до 01.01.1999 года. Фаза Б - с 01.01.1999 года до 01.01.2002 года, когда евро действовал только в безналичном обороте и, наконец, фаза В, наступившая с 01.01.2002 года, т. е. когда евро вошел в наличное обращение. При образовании Евроленда его участники опирались на теорию Р. Манделла об "оптималь-ных валютных зонах" и "разных скоростях'".

Кроме того, страны-члены ЕС в целях укрепления своей экономической опоры заключили 2 мая 1992 года с семеркой членов ЕАСТ в Опорто (Португалия) соглашение об образовании Европейского экономического пространства (ЕЭП) в целях распространения "четырех свобод" на страны-члены ЕАСТ и привлечения их к вступлению в ЕС, чему они и последовали позднее.

В. Шемятенков отмечает, что ЕС развивает сотрудничество и со странами вне зоны европейской интеграции. Это, прежде всего, бывшие колонии. Имеются в виду Ломейские конвенции с 70 странами трех "А" (Африка, Азия, Америка (Латинская). Кроме того, ЕС заключил соглашения с 12-тью Средиземноморскими государствами, а также с бывшими членами СЭВ.

Характеризуя институты ЕС, автор связывает их с принятием конкретных решений. Он рассматривает деятельность высшего органа ЕС -Европейского Совета, в который входят главы государств и правительств, представители ЕС и Европейской комиссии (ЕК). Что касается Совета ЕС, то он состоит из министров по сферам деятельности. Председатель Совета избирается по ротации на шесть месяцев и представляет Совет в Парламенте ЕС и на международных совещаниях и конференциях. Европейская комиссия избирается на пять лет и является органом исполнительной власти, готовит материалы для законодательных органов. В настоящее время ее возглавляет Р. Проди. Европарламент (ЕП) принимает решения в зависимости от их значения либо простым, либо абсолютным большинством (3/4), а по некоторым особо важным вопросам - единогласно. После принятия Единого европейского акта (ЕЕА) в 1987 году все меньше решений осуществляется единогласно. После

1 Подробно об этом и "зоне евро" см. другую работу В.Г. Шемятенкова "Евро: две стороны одной монеты". М., 2001 г.

Маастрихтского и Амстердамского саммитов решения принимаются либо квалифицированным большинством, либо даже простым большинством. ЕС располагает также Судом и Счетной палатой. Благодаря названным институтам ЕС проводит в жизнь общую политику, охватывающую конкуренцию, сельское хозяйство, рыболовство, транспорт всех видов, промышленность, научно-техническую политику, энергетику, образование, окружающую среду, региональную и социальную политику. В монографии читатель найдет конкретный материал по всем перечисленным видам деятельности.

Вторая опора ЕС - внешняя политика и безопасность (ОВПБ). В отличие от первой опоры, имеющей отношение к экономике, внешняя политика и политика безопасности, по мнению автора, до сих пор не достигла значительных успехов, хотя после смерти Де Голля ей уделяется, безусловно, большое внимание. Если первая опора избрала себе уже наднациональный путь, то вторая базируется пока на межправительственных соглашениях. Первая опора близка к федерализму, тогда как вторая опора пока еще более подходит к конфедерации, сохраняя национальный суверенитет. В. Шемятенков показывает, что внешняя политика и проблема безопасности стран Западной Европы нашли свое выражение в ряде соглашений сразу после окончания Второй мировой войны, не затрагивая, однако, национального суверенитета. Уже в 1947 году Великобритания и Франция подписали договор о взаимопомощи в случае возобновления германской агрессии. 12 марта 1948 года в Брюсселе был подписан договор о создании Западного союза, который в 1955 году преобразовался в Западноевропейский союз (ЗЕС). При создании Западного союза в него входили 5 стран (Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург), а в ЗЕС вступили еще ФРГ и Италия.

С подписанием 4 апреля 1949 года Североатлантического договора и образованием НАТО внешняя политика и проблемы коллективной безопасности стран Западной Европы претерпевают существенные изменения. Они идут в фарватере политики США и НАТО против СССР в "холодной войне". Парижские соглашения, подписанные в октябре 1954 года США, Великобританией и Францией, прекращают режим оккупации Западной Германии и принимают ФРГ и Италию в НАТО. Таким образом провалилась попытка создания Европейского политического сообщества (ЕПС) на базе Европейского оборонительного сообщества (ЕОС), договор о котором тоже не был ратифицирован (с. 225). "План Фуше", предложенный в ноябре 1961 года, пре-

дусматривал, в соответствии с идеями Де Голля, политическую интеграцию на более низком уровне, чем ЕЭС. Он был отклонен партнерами Франции.

К сожалению, В. Шемятенков придерживается мнения, что изменения во внешней политике и политике безопасности Западной Европы были связаны с угрозой (подчеркнуто авт.) со стороны СССР, а не агрессивными замыслами США в стремлении к однополярному миру (с. 224). Этого мнения он придерживается и в оценке событий в Югославии, когда пишет, что лишь вмешательство США и НАТО помогло (подчеркнуто авт.) добиться прекращения военных действий (с. 255).

Важной вехой в создании второй опоры ЕС является доклад Э. Давиньона, в котором он в декабре 1969 года в Гааге выступил за внешнеполитическое сотрудничество. В ноябре 1970 года был разработан механизм ЕПС.

Следующим шагом в этом направлении, как верно отмечено автором, стал доклад премьер-министра Бельгии Л. Тиндеманса, сделанный им в декабре 1975 года, основу которого составляли предложения об объединении ЕЭС с ЕПС с включением в него вопросов обороны. Поскольку доклад Тиндеманса длительное время оставался без внимания, то в 1983 году по инициативе ФРГ и Италии в Штутгарте вновь был поставлен вопрос об усилении внешнеполитичекого сотрудничества. Эти идеи вошли в Единый европейский акт, призванный объединить экономику и политику. Нельзя не согласиться с автором, который считает, что за двадцать с лишним лет строительство второй опоры ЕС продвинулось не далеко.

Перелом наступил в 1990-е годы. На заседании ЗЕС в Петерсберге 19 июня 1992 года его участники договорились о совместных действиях ЕС и ЗЕС. Эти договоренности вошли в решение Амстердамского саммита в 1997 году. На Кельнском саммите (июнь 1999 г.) было подтверждено решение о переходе ЗЕС в ЕС. Что касается отношений ЕС с НАТО, то возглавить ОВПБ как вторую опору ЕС было поручено бывшему Генеральному секретарю НАТО Хавь-еру Салане, который, как известно, выступает за повышение роли ЕС в рамках НАТО.

Еще один шаг в укреплении второй опоры был сделан в декабре 2000 года на саммите в Ницце. Политика безопасности была распространена на оборону. Именно здесь новый блок второй опоры получил название "европейская политика безопасности и обороны" (ЕПБО). Создается Военный комитет ЕС (ВКЕС) из начальников штабов стран-чле-нов ЕС и Военный штаб

ЕС (ВШЕС).

Было предусмотрено создать к 2003 году собственные вооруженные силы от 50 до 60 тысяч человек. Х. Салана получил мандат на переговоры ЕС с НАТО.

Третья опора ЕС - политика министерств внутренних дел и юстиции. Эти проблемы рассматривались на четырех основополагающих саммитах: Маастрихтском, Амстердамском, Кельнском и Ниццком. Уже в Маастрихтском договоре содержатся положения о сотрудничестве в области внутренней политики и юстиции. В Амстердаме в 1997 году обсуждалась радикальная реформа третьей опоры. В компетенцию ЕС были включены визы, вопросы политического убежища, а также пересечения границ и т. п. На Кельнском саммите в 1999 году был создан Конвент для разработки хартии фундаментальных прав граждан (права человека). Ниццкий саммит (декабрь 2000 г.) одобрил хартию, но отложил ее включение в договор до 2004 года.

В третью опору входит и Шенгенское соглашение (14 июня 1985 г.), которое первоначально включало 5 стран, затем путем нескольких расширений охватило до 13 стран-членов ЕС.

В монографии В. Шемятенкова дана краткая характеристика странам-членам ЕС под углом зрения их отношения к интеграции. Именно поэтому он ведет исследование в порядке их вступления в ЕС: с первого по пятое расширение. Иными словами, от 6 до 15 государств, которые уже вошли в ЕС в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.