УДК 008:1-027.21
Т. Ю. Гордеева
ЭНТЕЛЕХИЯ КАК СПОСОБ НАКОПЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Анализируется и соотносится с явлением энтелехии современная гипотеза биополевой формации. Выясняется, что явления энтелехии и биополевой формации тождественны по наличию качеств континуальности, самодвижения и атрибута отражения, а певческая традиция не только возникает, но сохраняется и передается из поколения в поколение благодаря явлению энтелехии.
Ключевые слова: певческая культура, традиция, энтелехия, биополевая формация, самодвижение, атрибут отражения, континуальность
Певческий процесс необычайно многогранен. Певческий звук как единица певческого процесса, его элементарная частица был исследован с позиций философско-культуроло-гического анализа в работе «Музыкальный звук как феномен культуры» [2]. Природа певческого звука неотделима от человеческой природы, она обладает характеристикой двойственности: с одной стороны, связана с телесностью человека, а с другой - с его духовной организацией. Певческий звук - это в некотором смысле зеркало человеческой сути вообще, и поэтому исследование певческого звука всегда будет привлекать внимание ученых, так как оно позволяет глубже понять человеческую природу как таковую. «Сфера звука-музыки... уже многие века назад сознавалась как нечто, исключительно подходящее для построения моделей, помогающих разобраться в сферах, не более материальных, чем она сама» [6, с. 111].
В связи с данной особенностью вся история певческой культуры представляется нам в некотором смысле процессом постижения человеком своей двойственной природы и стремлением преодолеть ее материальность в пользу духовных устремлений. Данный процесс неразрывно связан с явлением энтелехии, рассмотренном нами ранее в отношении музыкального (певческого) звука [см.: 2, с. 120].
Задачей данной статьи является анализ современной гипотезы биополевой формации [1, с. 354] и соотнесение ее с явлением энте-
лехии. Понятие биополевая формация в некотором смысле представляется тождественным понятию энтелехии. Оно дополняет его в том смысле, что энтелехия предстает как способ накопления творческого потенциала певческой культуры.
В ХХ в. велись активные научные исследования в области психических процессов человеческого организма [3, с. 244]. Достижения современной науки привели к выводу о тесной связи психических явлений с биохимическими и биофизическими процессами в нервных клетках, а самое важное - с кванто-полевыми структурами головного мозга. Так, психолог В. Н. Пушкин на основании экспериментов сделал вывод о том, что психическое является на данном уровне своеобразной формой материи, а биофизик А. П. Дубров заметил, что философские умозрительные понятия обретают в ходе подобных исследований свойства объективной реальности. Полученные результаты поставили перед учеными ряд сложных вопросов, на которые невозможно найти ответ, находясь в рамках традиционных подходов к данным проблемам [см.: 3].
Важным креативным моментом в научных изысканиях по психологии в ХХ в. явилось допущение о существовании форм жизни и разума на небелковой основе. Данная проблема разрабатывалась такими учеными, как Дж. Белл, Дж. Экклз, У. Пенфилд, А. Н. Колмогоров, Н. И. Кобозев, Т. В. Карсаевская и др.
А. К. Манеев, обобщая исследования и разработки по созданию искусственного интеллек-
69
та1, поставил вопрос «о наличии в составе белковых живых организмов и такой специфической полевой компоненты, которая, возможно, существенно детерминирует комплекс свойств жизни и психики... В генетическом аспекте, по нашему мнению, она выступает как состояние определенного возмущения актуально бесконечной в пространстве и во времени целостной субстанциональной реальности континуально-полевого типа, то есть существующей без возникновения... Биопсиполе, на наш взгляд, возникает в недрах этой реальности как некоторое целостное первичное возмущение. Как и субстанция, биопсиполе обладает специфической структурой, своеобразие которой состоит в ее континуальности» [1, с. 504].
А. К. Манеев сделал особый акцент на том, что биопсиполе не является аналогом физических полей: гравитационных, электрических, магнитных, в воздействии которых находится человек, потому что они «квантованы и потому не могут обладать выраженными свойствами жизни и психики, присущими биополям. Поэтому никакой физический эксперимент, регистрирующий физические поля, не обнаруживает сознания, мышления, воли и других свойств психики. Однако человек, кем бы он ни был, знает, что он жив, обладает сознанием, мышлением, волей, способностью к ощущениям, восприятиям и т. д. Следовательно, можно допустить, что у этих свойств есть собственный субстрат - формация полевого типа» [1, с. 505].
Наиболее важным выводом из данной гипотезы для исследователей феноменов искусства является следующий: самое существенное свойство биопсиполя, имеющее фундаментальное значение в постижении творческой природы человека, - атрибут отражения.
На этом явлении необходимо остановиться особо. В ХХ в. велись активные исследования по поиску моделирующей субстанции, которая обладает таким атрибутом и опе-
1 Искусственный интеллект - проблемная область исследований (научное направление и прикладные разработки) по моделированию человеческой способности к творческой деятельности.
режает своими модельными программами конкретные действия организма.
Как отмечает Р. Г. Мангушев, «без таких модельных программ ни одно координированное, целенаправленное действие невозможно. Жесткие структуры организма, и мозга в частности, как бы пронизаны или находятся в сетях модельных образов, которые сам же организм и сотворил, и сам же их команды выполняет. Все это совершается практически на уровне бессознательного. Организм, мозг в частности, считывает программы опережающих модельных образов поведения и безукоризненно их выполняет» [5, с. 48].
Представить такую ситуацию, только с обратной точностью, помогает работа с зеркалом, которое в ту же минуту, как мы производим какие-то действия, копирует все наши движения. Ученые активно пытаются выявить или создать субстанцию, моделирующую конкретные действия организма, в большей степени предполагая ее вещественную природу.
Выдвигаются и ищутся подтверждения различным научным гипотезам по данной проблеме. Так, Р. Г. Мангушев предположил, что «таким зеркалом является в нашем организме... внутренняя среда организма. а именно структурированные элементы воды» [Там же]. Академиком П. К. Анохиным были предприняты попытки экспериментов по построению модели опережающего отражения на жестких структурах нейронных сетей, которые не увенчалась успехом, так как в мозге не были обнаружены такие структуры.
Активно ведутся работы по изучению взаимодействия человеческого организма и физических полей (в частности, магнитного), предполагается даже, что ХХ1 в. будет ознаменован достижениями в области информационного биомагнетизма. Но, несмотря на интересные и глубокие научные изыскания, пока исследования не позволяют сделать определенных и однозначных выводов.
Возвращаясь к сторонникам взгляда на существование не только белково-нуклеиновых, но также и других форм жизни на Земле, а также и в самих людях, более актуальной мы можем назвать гипотезу биопсиполевой формации как моделирующей субстанции человеческого организ-
70
ма. Основа этой гипотезы лежит, как нам представляется, в гениальной догадке Аристотеля о явлении энтелехии.
Сравним два этих понятия: энтелехия и биопсиполевая формация.
Специфика биопсиполевой формации, которая, в сущности, проявляет себя как моделирующая субстанция, заключается в континуальности структуры биопсиполя как целого. Если посмотреть на толкование энтелехии, то мы увидим, что и в нем содержится указание на целостность, завершенность как неотъемлемое качество: «Энтелехия. термин-неологизм в учении Аристотеля, означающий актуальную действительность некоторой вещи, ее деятельное состояние или действие, либо завершенность, осуществленное единство самого предмета, его свойств и образа действия... Достижение энтелехии - это обретение своей формы, своего предела и цели» [10, с. 731]. Более того, трактовка понятия энтелехия, предлагаемая в Философском энциклопедическом словаре: «Энтелехия. по Аристотелю, форма, которая осуществляется в веществе» [11, с. 540], указывает на важнейшую характеристику энтелехии как своеобразного варианта некоей моделирующей субстанции. Можно предположить в связи с этим, что явления энтелехии и биопсиполя выказывают в некотором смысле свою тождественность.
Дальнейшим развитием учения Аристотеля об энтелехии в отношении творческого процесса является гипотеза швейцарского ученого Э. Курта о зарождении звука в глубинах подсознания. Он писал, что причина рождения звука заключена не в самом звучании, а запрятана в глубинах человеческой психики. Звук рождается не в момент своего звучания, а гораздо раньше, в то мгновение, когда он начинает «трепетать» внутри нас [4, с. 25].
Обратимся к подобным аналогиям в гипотезе биопсиполевой формации. А. К. Манеев пишет: «Самодвижение этой реалии в единстве с ее полевой протяженностью обусловливает (через связь с телесной подсистемой организма) как внутреннюю самоактивность его, так и активность во внешней среде. В первом
плане система взаимосвязей тела и биополевой формации лимитирует проявление ее психических функций - сферы психического, представленного единством уровней бессознательного, подсознания, сознания и самосознания как необходимых элементов в системе детерминации творческого потенциала человека» [1, с. 505].
В Словаре иностранных слов содержится указание на самодвижение как неотъемлемое качество энтелехии. Она определяется как «телеологическое понятие достижения цели, осуществляемое нематериальным деятельным началом, которое. определяет развитие материи» [9, с. 814].
Под источником самодвижения энтелехии исследователь творческой природы мышления, автор теории мыслежестовой активности Е. В. Синцов понимал стремление к созданию эффекта «неравновесного тождества» (Ф. Гегель) между потенциально возможным и реализуемым. Только в таком случае каждый акт частичной реализации возможного становится залогом самовозбуждения мыслительных возможностей.
В соответствии с вышеизложенным, вероятно, можно предположить, что понятия энтелехии и биопсиполевой формации близки по значению и в смысле наличия качества самодвижения. Именно оно есть причина огромной потенциальной психической энергии, которая «трепещет» в нас перед тем, как зазвучать.
В трактате «О душе» Аристотель определяет как «первую энтелехию естественного тела, обладающего в возможности жизнью» [10, с. 156] такое сложное понятие, как душа. Не является ли это своеобразным подтверждением обладания энтелехией атрибутом отражения, который наличествует и у биополевой формации?
Несмотря на то, что в психологии понятие души вытесняется понятием психики, в выводах из современной гипотезы о биопсиполе читаем: «Денотатом понятия о душе, допускаемого современной наукой, правомерно признать материально-полевую формацию континуального характера, т. е. биопсиполе, функционирование которого на основе его атрибута (атрибута отражения - Т. Г.) обусловливает все черты психики биосистемы» [1, с. 512].
Таким образом, несомненно, существует тесная взаимосвязь понятий энтелехия и биопо-
71
левая формация, и не лишено основания предположение о тождественности явлений энтелехии и биополевой формации.
Переходя от проблемы творческого потенциала отдельной личности к социуму в целом, А. К. Манеев отмечает, что бытие социума дополняется функционированием сложной незримой макросистемы полевого типа, которая возникает в процессе объединения биополей индивидов. В таком случае сохранение и передача певческих традиций как накопленной культурной информации обязано непосредственно существованию биополевой формации, а значит, и явлению энтелехии. «Биополевую формацию как субстрат психики и основу выработки, преобразования и устойчивого хранения информации правомерно признать базисным элементом в системе детерминации творческого потенциала личности, который функционально возрастает по мере исторического развития человека, обогащения информационного содержания его сознания в общественно исторической и производственной практике, в условиях научно-технического прогресса и социально-экономического развития. Вне таких условий было бы существенно затруднено формирование и раскрытие творческого информационно-отражательного потенциала субъекта, становление его как личности, адекватной фазе развития социально-экономической формации» [1, с. 512].
Энтелехия по отношению к интересующему нас творческому процессу пения представляет собой, с одной стороны, некое энергетически информационное поле, хранящее коллективные мыслеобразы той или иной певческой культуры и обладающее атрибутом отражения, а с другой - это и тот побудительный мотив («нематериальное деятельное начало»), который, видимо, запускает индивидуальные процессы дальнейшей работы над улучшением инвариантов звучания голоса, а также способов технэ такого звучания. Современные научные исследования дают возможность представлять энтелехию как явление и как процесс, характеризующийся преемственностью «мыслеобразов», создаваемых в пространстве данной культуры.
В работе «Музыкальный звук как феномен культуры» был сделан вывод о том, что музыкальный (певческий) звук как эстетическое явление «рождается на границе слияния-отталкивания двух потоков: недостижимого идеального внутреннего образа... и возможностей его реального воплощения. Постоянно возобновляющиеся попытки достигнуть идеала приводят то к сближению внешней формы с мысленным образом, то к отдалению от него. Этот процесс притяжений-отталкиваний вызывает постоянную перемену, корректировку, уточнение внутренней формы. Подобные процессы насыщают звук энтелехией» [2, с. 64-65]. Порождая все новые и новые модельные ряды и воплощая множественность мысленных образов в реальность, фиксируются и закрепляются на объединенном энтелехийном биополе социума инварианты певческих культурных актов, становясь некими опознавательными кодами определенной культуры, ее культурным достоянием. Таким образом, накапливается культурный потенциал традиции и передается накопленная информация другим поколениям. Неслучайно, чтобы понять певческую традицию, необходимо попасть в среду ее происхождения и бытования. Незримо присутствует в ней некая ощущаемая только шестым чувством аура, которая позволяет не просто понять традицию через мыслительный анализ, а неким образом отсканировать ее, вобрать в себя через органы чувств, постигая интуитивно.
Поэтому существует давняя традиция совершенствования, например, бельканто именно на родине его возникновения, а среди певцов бытует популярная фраза, что «в Италии каждый камень поет».
Таким образом, из вывода о том, что явления энтелехии и биополевой формации тождественны по наличию качеств континуальности, самодвижения и наличия атрибута отражения, можно заключить: певческая традиция не только возникает, но сохраняется и передается из поколения в поколение благодаря явлению энтелехии как некоего побуждающего, формирующего, закрепляющего и хранящего важную информацию явления и процесса, моделирующего конкретные действия индивидуума и социума.
72
1. Алексеев, П. В. Хрестоматия по философии : учебное пособие / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - Москва, 1997.
2. Гордеева, Т. Ю. Музыкальный звук как феномен культуры / Т. Ю. Гордеева. - Москва, 2007.
3. Дубров, А. П. Парапсихология и современное естествознание / А. П. Дубров, В. Н. Пушкин. - Москва, 1990.
4. Курт, Э. Основы линеарного контрапункта / Э. Курт. - Москва, 1931.
5. Мангушев, Р. Г. Очерки о природе памяти и мышления человека / Р. Г. Мангушев. - Казань, 1997.
6. Манеев, А. К. Гипотеза биополевой формации как субстрата жизни и психики человека / А. К. Манеев // Русский космизм. Антология философской мысли. - Москва, 1993. - С. 354-366.
7. Михайлов, Дж. К. О возможности и необходимости универсальной терминологии в музыке / Дж. К. Михайлов // Вопросы философии. - 1999. - № 9. - С. 109-120.
8. Синцов, Е. В. Природа невыразимого в искусстве и культуре: к проблеме жесто-пластических оснований художественного мышления в визуальной орнаментике и музыке / Е. В. Синцов. - Казань, 2003.
9. Словарь иностранных слов / ред. И. В. Лехин, проф. Ф. Н. Петров. - Москва, 1954.
10. Словарь философских терминов / науч. ред. проф. В. Г. Кузнецов. - Москва : ИНФРА-М, 2007. - C. 218.
11. Философский энциклопедический словарь. - Москва, 1997.
Сдано 10.03.2014 T. Yu. Gordeeva
THE ENTELECHY PHENOMENON THAT THE TRADITION OF SINGING IS PASSED ON FROM ONE GENERATION TO ANOTHER
This article aims to analyze the modern hypothesis of the biofield formation and its relation to the entelechy phenomenon. In this study we found out that entelechy and biofield formation demonstrate the same qualities of continuity, self-motion and reflection attribute. Moreover, the tradition of singing emerges, lives and is passed on from one generation to another thanks to entelechy, a phenomenon that evokes, produces, solidifies and stores information, thus shaping specific actions of an individual and society.
Keywords: singing culture, tradition, entelechy, biofield formation, self-motion, reflection attribute, continuity
1. Alekseev, P. V. Hrestomatija po filosofii [Anthology of philosophy] : tutorial / P. V. Alekseev, A. V. Panin. -Moscow, 1997.
2. Gordeeva, T. Yu. Muzykal'nyj zvuk kak fenomen kultury [Musical sound as cultural phenomenon] / T. Yu. Gordeyeva. - Moscow, 2007.
3. Dubrov, A. P. Parapsihologija i sovremennoe estestvoznanie [Paraphsychology and modern natural sciences] / A. P. Dubrov, V. N. Pushkin. - Moscow, 1990.
4. Kurt, E. Osnovy linearnogo kontrapunkta [Bases of a linear counterpoint] / E. Curt. - Moscow, 1931.
5. Mangushev, R. G. Ocherki o prirode pamjati i myshlenija cheloveka [Essays about the nature of memory and thinking of the person] / R. G. Mangushev. - Kazan, 1997.
6. Maneev, A. K. Hypothesis of a biofield formation as substratum of life and mentality of the person / A. K. Maneev // Russkij kosmizm. Antologija filosofskoj mysli [Russian kosmizm. Anthology of philosophical thought]. - Moscow, 1993. - P. 354-366.
7. Mikhaylov, J. K. About opportunity and need of universal terminology for music / J. K. Mikhaylov // Voprosy filosofii [Questions of philosophy]. - 1999. - Vol. 9. - P. 109-120.
8. Sintsov, E. V. Priroda nevyrazimogo v iskusstve i kul'ture: k probleme zhesto-plasticheskih osnovanij hudozhest-vennogo myshlenija v vizual'noj ornamentike i muzyke [The nature of inexpressible in art and culture: to a problem of the gesture-plastic bases of art thinking in a visual twiddle and music] / E. V. Sintsov. - Kazan, 2003.
9. Slovar' inostrannyh slov [Dictionary of foreign words] / ed. by I. V. Lekhin, prof. F. N. Petrov. - Moscow, 1954.
10. Slovar' filosofskih terminov [Dictionary of philosophical terms] / ed. prof. V. G. Kuznetsov. - Moscow: INFRA-M, 2007. - 218 p.
11. Filosofskij enciklopedicheskij slovar' [Philosophical encyclopedic dictionary]. - Moscow, 1997.
73