УДК 159.99
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Крупенина Наталья Сергеевна, аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; пр. Вернадского, д. 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Эмпирическое исследование акмеологического развития личности на раннем этапе взрослости и её взаимосвязи с самоотношением. Сущностные характеристики и особенности акмеологического развития, акмелогическое развитие личности на раннем этапе взрослости, взаимосвязь акмеологического развития и самоотношения личности. Ключевые слова: акмеологическое развитие, самоотношение, саморазвитие.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире феномен акмеологического развития становится всё более актуальным. Сложные условия существования требуют от человека значительных усилий, вынуждая его находиться в состоянии неопределённости, когда трудно предсказать, что случится завтра. В таких условиях человек забывает о себе, фокусируя своё внимание на простом желании выжить. Но когда человек теряет интерес к самому себе, это негативно сказывается на его личности — возникает состояние хронического стресса, эмоционального выгорания, потери смысла жизни [11]. Обращение к феномену акмеологического развития позволяет человеку найти оптимальный баланс между внешним миром и внутренним миром своей личности [3, 4], позволяя не только адаптироваться к различным условиям, но развивать и совершенствовать личность.
Тема акмеологического развития недостаточно изучена, однако в научной литературе имеются попытки теоретического исследования данной проблемы.
А.А. Деркач и Э.В. Сайко рассматривают акмеологическое развитие как реализацию личностью собственного индивидного, личностного и профессионального потенциала; необходимые компоненты акмеологического развития, по мнению А.А. Деркача и Э.В. Сайко, — саморазвитие и самореализация, которые позволяют личности выступать в субъектной позиции, создавая тем самым возможности и способности для достижения акме [2].
А.А. Скрипкин полагает, что акмеологическое развитие обеспечивает максимальное осуществление самости личности посредством самоизменений и изменений в других людях и через социально значимые результаты деятельности [10].
Н.Г. Брюхова полагает, что акмеологическое развитие личности, которая стремится к акме, обусловлено акмеологической культурностью как личностным качеством, которое обеспечивает эффективность акмеориентированного саморазвития [1].
Е.В. Селезнева рассматривает акмеологическое развитие в двух аспектах: как процесс и состояние [7, 9]. Процесс акмеологического развития — необратимое, закономерное и целенаправленное развёртывание «свёрнутых до сей поры» задатков и становление новых свойств, способностей и качеств личности. Как состояние акмеологическое развитие выступает системой сформированных в результате саморазвития «эмерджентных»
свойств личности, которые позволяют раскрыть потенциал личности и достигнуть социально значимых результатов. Е.В. Селезнева считает что саморазвитие как компонент акмеологического развития «переходит» в процесс самореализации, так потребность личности в саморазвитии полагает потребность в реализации приобретённого уровня [6, 8].
Таким образом, акмеологическое развитие — целенаправленное движение личности к своему саморазвитию посредством стремления к самоизменениям и раскрытию своего потенциала, результатом которых станет самореализация, ведущая к достижению вершины (акме) в индивидной, личностной и профессиональной сферах.
Малоизученной остаётся проблема взаимосвязи акмеологического развития и самоотношения личности, в то время как самоотношение часто выступает детерминантой саморазвития как компонента акмеологического развития [5].
МЕТОДИКА И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2012-2013 гг. Выборку составили учащиеся П-ГУ курсов первого высшего образования двух специальностей: психологов и юристов. Всего в исследовании приняли участие 68 человек.
Исследование проводилось с тем, чтобы выявить особенности акмеологического развития и самоотношения личности на раннем этапе взрослости, а также выяснить взаимосвязь акмеологического развития и самоотношения.
На подготовительном этапе исследования были определены 4 подгруппы признаков: пол, возраст, курс и специальность.
Использовался комплекс теоретических методов (логический анализ, сравнительно-сопоставительный анализ), комплекс эмпирических методик (опросник эффективности самореализации Е.В. Селезневой; тест-опросник самоотношения В.В. Столина; методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна).
Результаты обрабатывались в программе статистической информации StatPlusPro-fessional с использованием анализа средних значений; критерия Манна-Уитни для двух независимых выборок (при анализе подгруппы «пол» и подгруппы «специальность») и критерия Крускала-Уоллиса для нескольких независимых выборок (при анализе подгруппы «курс» и подгруппы «возраст», а также при анализе уровней саморазвития по выборке в целом и по каждой подгруппе).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Значимостные различия испытуемых в подгруппе «пол». И юноши, и девушки удовлетворены достигнутым уровнем реализации жизненных планов на данный момент. Можно предполагать, что эти результаты мало зависят от пола человека и скорее связаны с особенностями возрастного периода, когда развивается самосознание, развиваются коммуникативные особенности, формируются профессиональные и научные интересы и т.д.
Юноши и девушки склонны отстаивать собственную позицию и ориентироваться на собственное мнение. И те и другие имеют ярко выраженное самоуважение, самопринятие и самопоследовательность. Можно предполагать, что данные факторы связаны не только с возрастом, но и с той тенденцией современного общества, что образ успешного человека тесно связан с внутренней уверенностью, решительностью и инициативностью, которые формируются благодаря самоуважению и самопринятию как элементам самоотношения.
Аутосимпатия у девушек выражена ярче, чем у юношей. Скорее всего, это связано с разницей социальных ролей мужчины и женщины: от юношей требуется больше самостоятельности и инициативности, так как юноши в данный возрастной период часто делают первые шаги в своей профессиональной деятельности, а также серьёзно начинают относиться к межличностным отношениям, могут создавать семьи, становясь главой семьи.
У девушек более выражена потребность в одобрении других (связанная с потребностью в общении), чем у юношей. Вероятно, данный факт связан с тем, что девушки более склонны к взаимодействию с другими людьми, они свободнее выражают свои мысли, эмоции и чувства, чем юноши, которым, согласно общепризнанному общественному мнению, нельзя плакать и жаловаться на жизнь, так как это показатели феминности, а не маскулинности.
Значимостные различия испытуемых в подгруппе «возраст». Испытуемый представленного возраста отстаивает собственную позицию и ориентируется на собственное мнение, обладает средней выраженностью гибкости в постановке целей и имеет ярко выраженный самоинтерес. Можно предполагать, что это связано с новообразованиями данного возрастного периода: развитое самосознание и сформировавшееся мировоззрение, для развития которых необходимы определённые показатели самоотношения, представленные в данных результатах.
Оказалось, что более терпимы к неопределённости испытуемые 17-18 лет (у них меньше всего затруднений в выполнении деятельности в ситуации с отсутствием обратной связи или непредсказуемым результатом), менее терпимы испытуемые 19-20 и 21-23 лет (у них ярко выражены затруднения при выполнении деятельности в ситуации с отсутствием обратной связи или непредсказуемым результатом). У испытуемых 17-18 и 19-20 лет более высокая профессиональная самооценка и уровень притязаний, чем у испытуемых 21-23 лет. Такой показатель самоотношения, как аутосимпатия, более выражена у испытуемых 17-18, менее — у испытуемых 19-20 лет и меньше всего выражены у испытуемых 21-23 лет. Такой показатель самоотношения, как самопринятие, наиболее выражен у испытуемых 17-18 лет, менее выражен у испытуемых 19-20 лет и меньше всего — у испытуемых 21-23 лет. Потребность в одобрении других, связанная с потребностью общения, наиболее выражена у испытуемых 17-18 лет, менее выражена у испытуемых 19-20 лет, и меньше всего выражены у испытуемых 21-23 лет. Вероятно, эти результаты связаны с тем, что, обучаясь в институте, испытуемые получают обратную связь от окружающего мира в виде критики и одобрения, на старших курсах студенты начинают делать первые шаги в своей профессиональной деятельности, сталкиваясь с тем, как оценивает рынок труда их как специалистов. Эти факторы позволяют студенту на старших курсах оценить себя более объективно, увидеть «белые пятна» в своём образовании и понять, какие знания и навыки ещё необходимо развить в себе, чтобы быть конкурентоспособным. Ситуацию осложняет и тот факт, что многие студенты, которые прежде несерьёзно относились к своему образованию, осознают, что трудно быть востребованным на рынке труда без знаний, умений и навыков, и поэтому начинают активно восполнять пробелы, порой сетуя на то, что в своё время они не учились качественно.
Значимостные различия испытуемых в подгруппе «специальность». Юристы более довольны достигнутым уровнем реализации жизненных планов, чем психологи. Вероятно, это связано с тем, что профессиональное самосознание психологов более склонно к рефлексии и самокритике, чем самосознание юристов.
Гибкость в постановке целей более склоны проявлять психологи, нежели юристы. Вероятно, дело в том, что быть гибким для психолога важнее, чем для юриста. Профессиональное самосознание юриста больше направлено на законодательную сторону вопроса: законы, нормы, правила, нарушения и наказания за нарушения. Психологи в связи с особенностями своей профессиональной деятельности и своего профессионального самосознания должны проявлять гибкость как во взаимодействии с клиентом, так и в своей жизни (в данном случае при постановке целей).
Потребность в одобрении других, связанная с потребностью общения, более выражена у юристов, нежели у психологов. Вероятно, данный факт связан с тем, что психологи в силу своей профессии более рефлексивны, лучше знают особенности психологии личности и свои собственные особенности, чем юристы, поэтому психологи, зная свой внутренний ресурс, менее нуждаются в одобрении со стороны других людей.
Значимостныеразличия испытуемых в подгруппе «курс». Испытуемые 2-го и 3-го курсов более удовлетворены достигнутым уровнем реализации жизненных планов, чем испытуемые 4-го курса. Испытуемые 2-го курса испытывают меньше всего затруднений при выполнении деятельности в ситуации с отсутствием обратной связи и (или) непредсказуемым результатом, чем испытуемые 3-го и 4-го курса, которые испытывают затруднения в подобных ситуациях. Самоуважение ярче всего выражено у испытуемых 2-го курса, менее выражено у 3-го курса и менее всего — у 4-го курса. Такой показатель самоотношения, как самоуверенность, наиболее выражена у испытуемых 2-го курса, менее — у 3-го курса и наименее — у 4-го курса. Самопринятие как показатель самоотношения наиболее выражено у 2-го курса, менее — у 3-го и наименее — у испытуемых 4-го курса. Это связано, как мы говорили ранее, с тем, что на старших курсах студент более критично относится к себе, у него возрастает тревожность по поводу будущей лично-профессиональной самореализации, ибо на старших курсах он совершает свои первые шаги в профессиональной деятельности, сталкиваясь с современными требованиями к молодым специалистам, с предпочтением тех или иных профессий на рынке труда и т.д.
ВЫВОДЫ
1. Высокий уровень саморазвития личности определяется высоким уровнем выраженности компонентов самоотношения личности, а также главенством в его иерархии таких его показателей, как: самопонимание, самоуверенность, самоуважение, ожидание положительного отношения со стороны других людей.
2. На особенности акмеологического развития и самоотношения влияет комплекс факторов: генетические, возрастные, социальные.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Брюхова Н.Г. Психологические особенности акмеориентированного саморазвития людей зрелого возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 7. С. 82-86.
[2]. Деркач А.А., Сайко Э.В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза // Мир психологии. 2007. № 2. С. 43-55.
[3]. Крупенина Н.С., Селезнева Е.В. Взаимосвязь самоотношения и саморазвития личности // International scientific-practical congress of pedagogues and psychologists «The generation of scientific ideas». Geneva (Switzerland) November. 2014. Vol.3. С. 168-174.
[4]. Селезнева Е.В. Общение как среда саморазвития личности. — М., 2002.
[5]. Селезнева Е.В. Самоотношение как акмеологический феномен // Мир психологии. 2008. № 4. С. 238-249.
[6]. Селезнева Е.В. Саморазвитие личности как амкмеологическая категория // Акмеология. 2002. № 1. С. 18-25.
[7]. Селезнева Е.В. Смысловые детерминанты самореализации // Мир психологии, 2010. № 4. С. 78-91
[8]. Селезнева Е.В., Майборода Т.А. Сущностная характеристика акмеологического развития // Акмеология. 2010. № 1. С. 20-26.
[9]. Селезнева Е.В., Фомичева К.М. Самореализация студенческой молодёжи как социально-психологический и акмеологический феномен // Акмеология. 2011. № 4. С. 50-54.
[10]. Скрипкин А.А. Акмеологический смысл жизни как фактор эффективности самореализации студенческой молодёжи: дис. ...канд. психол. наук. — Москва, 2009. 169 с.
[11]. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — С. 366.
EMPIRICAL INVESTIGATION OF THE FEATURES OF ACMEOLOGICAL DEVELOPMENT AND SELF-ATTITUDE
Natalya S. Krupenina, post-graduate student of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. pr. Vernadsky, 84, Moscow, Russia, 119606; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article deals with empirical research personality's acmeological development at an early stage of maturity and its relationship with the self-attitude. The article is showed the issues of the essential characteristics of acmeological development, description of empirical research, the study of the features of the process of acmeological development of early adulthood, study of the relationship between acmeological development and self-attitude. Keywords: acmeological development, self-attitude, self-development.
REFERENCES
[1]. Bruhova N.G. Psihologicheskie ossobennosti acmeorientirovannogo samorazvitiya ludey zrelogo vozrasta // Sborniki konferenciy NIC Sociosphera. 2011. № 7. S. 82-86.
[2]. DerkachA.A., SaikoE.V. Razvitie v akmeologii i razvitie v structure ontogeneza // Mir psihologii. 2007. № 2. S. 43-55.
[3]. Krupenina N.S., Selezneva E.V. Vzaimosvyaz samootnosheniya I samorazvotiya lichnosti // International scientific-practical congress of pedagogues and psychologists «The generation of scientific ideas». Geneva (Switzerland) November. 2014. Vol. 3. S. 168-174.
[4]. Selezneva E.V. Obhenie kak sreda dlya samorazvitiya lichnosti. — M., 2002.
[5]. Selezneva E.V. Samootnoshenie kak akmeologicheskiy phenomen // Mir psihologii. 2008. № 4. S. 238-249.
[6]. Selezneva E.V. Samorazvtie lichnosti kak akmeologicheskaya kategoria // Akmeolgia. 2002. № 1. S. 18-25.
[7]. Selezneva E.V. Smislovyie determinanti samorealizacii // Mir psihologii. 2010. № 4. S. 78-91.
[8]. Selezneva E.V., Maiboroda T.A. Suhnostnaya harakteristika akmeologicheskogo razvitiya // Akmeologia. 2010. № 1. S. 20-26.
[9]. Selezneva E.V., Fomicheva K.M. Samorealizaciya studencehskoy molodegi kak socialno-psyho-logicheskiy i akmeologicheskogo phenomena // Akmeologia. 2011. № 4. S. 50-54.
[10]. Skripkin A.A. Akmeologicheskiy smusl zhizni kak factor effectivnosti samorealizacii studencheskoy molodegi: dis. ... kand. psyholog. nayk. — Moskva. 2009. 169 s.
[11]. Frank V. Chelovek v poiskah smusla. — M: Progress, 1990. — S. 366.