Научная статья на тему 'Эмпирическое исследование межличностных отношений в различных подростковых группах'

Эмпирическое исследование межличностных отношений в различных подростковых группах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
863
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / СОЦИОМЕТРИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА / ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Магомедов Пахрудин Шабанович, Махмудов Магомед Абдулманапович

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния условий детского учреждения и состава подростковых групп на межличностные отношения подростков. Установлено, что отдельные характеристики внутригрупповых отношений в школах-интернатах лучше, чем в других детских учреждениях, а этнически смешанные подростковые группы более благоприятны для формирования межличностной толерантности и умений бесконфликтного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Магомедов Пахрудин Шабанович, Махмудов Магомед Абдулманапович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование межличностных отношений в различных подростковых группах»

6

Известия ДГПУ, №2, 2014

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

НАУКИ

УДК 301.085:15

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ ГРУППАХ

THE EMPIRICAL STUDY OF INTERPERSONAL RELATIONS IN DIFFERENT ADOLESCENT GROUPS

©2014 Магомедов П. Ш., Махмудов М. А. Дагестанский государственный педагогический университет

©2014 Magomedov P. Sh., Makhmudov M. A. Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния условий детского учреждения и состава подростковых групп на межличностные отношения подростков. Установлено, что отдельные характеристики внутригрупповых отношений в школах-интернатах лучше, чем в других детских учреждениях:, а этнически смешанные подростковые группы более благоприятны для формирования межличностной толерантности и умений бесконфликтного взаимодействия.

Abstract. The authors of the article present the results of the experimental research of the influence of conditions of children's institutions and the composition of teen groups on the adolescents’ interpersonal relationships. It is established that the individual characteristics of the intra-group relations in boarding schools are better than the other institutions, and ethnically mixed teenage groups are more favourable for the formation of the interpersonal tolerance and the conflict-free communication skills.

Rezjume. V stat’e predstavleny rezul'taty empiricheskogo issledovaniya vliyaniya uslovii dets-kogo uchrejdeniya i sostava podrostkovyh grupp na mejlichnostnye otnosheniya podrostkov. Usta-novleno, chto otdel'nye harakteristiki vnutrigruppovyh otnoshenii v shkolah-internatah luchshe, chem v drugih detskih uchrejdeniyah, a etnicheski smeshannye podrostkovye gruppy bolee blago-priyatny dlya formirovaniya mejlichnostnoi tolerantnosti i umenii beskonfliktnogo vzaimodeist-viya.

Ключевые слова: диагностика внутригрупповых отношений, социометрия, психологический климат, психологическая атмосфера, групповая сплоченность.

Key words: diagnosis of intra-group relations, sociometry, psychological climate, psychological atmosphere, group cohesion.

Klyuchevye slova: diagnostika vnutrigruppovyh otnoshenii, sociometriya, psihologicheskii kli-mat, psihologicheskaya atmosfera, gruppovaya splochennost'.

Общепризнано, что отношения со сверстниками находятся в центре личной жизни подростка, определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Как показано в исследованиях, складывающиеся взаимоотношения

со сверстниками определяют эмоциональное благополучие подростка (Л. И. Божович, М. Э. Боцманова, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. С. Мухина, А. М. Прихожан, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эль-конин и др). Система личных отноше-

Психолого-педагогические науки •••

ний является наиболее эмоционально насыщенной, поэтому какие-либо осложнения в сфере взаимоотношений со сверстниками переживаются подростками очень остро и болезненно. Как отмечает Л. И. Божович, «отношения подростка со сверстниками, проявляющиеся и формирующиеся в общении с ними, отражаясь в самооценке школьника, влияют на особенности его учебной деятельности», могут играть определяющую роль в его адаптации к школе [2. С. 26].

На межличностные отношения подростков в школах-интернатах и социальных центрах свой отпечаток накладывают их специфические условия. Закрытость, отгороженность от окружающего мира приводит к тому, что эмоциональная насыщенность межличностных отношений у этих подростков значительно повышается, а возможность формирования спокойных, ровных, устойчивых отношений между партнерами по общению сильно затруднена [1. С. 211].

Выявлен целый ряд особенностей межличностных отношений подростков в учреждениях интернатного типа. В частности установлено, что в группе воспитанников интерната интимная сторона общения остается неразвитой. Авторы объясняют это тем, что дети в интернате постоянно находятся в ситуации обязательного общения с достаточно узкой группой сверстников, избирательность общения для них отходит на второй план, уступая место восприятию контактов со сверстниками как постоянных и вынужденных [3. С. 210].

Таким образом, влияние среды на формирование особенностей межличностных отношений подростков является общепризнанным. Вместе с тем остается неясным, имеются ли какие-то существенные различия в особенностях межличностной сферы между подростками, находящимися, с одной стороны, в специфических условиях среды (обычная школа, школа-интернат, социальное учреждение), с другой - воспитывающихся в поли- или моноэтнической среде? Проведенное нами эмпирическое исследование имело целью получение ответа на этот вопрос. Предполагалось, что этнически смешанный состав подростковых групп создает более благоприятные условия для формирования межличностной толерантности и

7

умений бесконфликтного взаимодействия.

Исследование проведено в 2012-2013 гг. в Республике Дагестан. Выборка исследования составляла 160 подростков, в т. ч. 53 подростка (2 группы из обычных школ), 53 - из школ-интернатов и 54 -из социальных центров. При этом каждая категория детских учреждений была представлена двумя разными группами подростков - этнически однородными (всего 81 подросток) и этнически смешанными - всего 79.

Межличностные отношения исследовались нами путем диагностики социометрических показателей, психологического климата, психологической атмосферы и групповой сплоченности. Методики исследования включали в себя: социометрическое измерение внутригрупповых отношений (социометрия Дж. Морено); определение индекса групповой сплоченности (методика Сишора); определение психологического климата группы (карта-схема Л. Н. Лутошкина); Атмосфера в группе (опросник Фидлера).

Влияние типа детского учреждения на групповые характеристики - социометрические выборы (отвержения), психологический климат, психологическую атмосферу и групповую сплоченность - проверяли с применением дисперсионного анализа (статистический пакет SPSS-12).

Результаты однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA), где в качестве фактора (независимой переменной) выступает тип учреждения, представлены ниже. Зависимыми переменными являются: социометрические выборы и отвержения, психологический климат, психологическая атмосфера и групповая сплоченность.

В табл. 1 представлены результаты статистической проверки гипотезы о влиянии фактора «тип детского учреждения» на возникновение различий в характеристиках межличностных отношений в подростковых группах.

Результаты дисперсионного анализа (табл. 2) показывают, что между тремя группами подростков, представляющими разные детские учреждения, имеются статистические значимые на высоком уровне достоверности различия в исследуемых групповых характеристиках. Таким образом, фактор условий детского учреждения влияет на такие характе-

8

Известия ДГПУ, №2, 2014

ристики группы как психологический климат, психологическая атмосфера и групповая сплоченность. Что касается социометрических показателей (число выборов и отвержений), также указывающих на групповую сплоченность, то

по среднему значению сделанных выборов группы значимо не различаются, тогда как по среднему значению отвержений между группами имеются достоверные различия. Указанные различия представлены на графиках (рис. 1-5).

Таблица 1

Результаты однофакторного ^ ANOVA

ПЕРЕМЕННЫЕ Виды корреляции Сумма квадратов Степ.своб. df Средний квадрат Критерий F Sig. р-уровень

ВЫБОРЫ Межгруппов 3,226 2 1,613 ,227 ,797

Внутригрупп. 1114,267 157 7,097

Общий 1117,494 159

ОТВЕРЖЕНИЯ Межгруппов 20,223 2 10,111 8,821 ,000

Внутригрупп. 179,971 157 1,146

Общий 200,194 159

ПСИХОЛ. КЛИМАТ Межгруппов 1028,875 2 514,437 10,514 ,000

Внутригрупп. 7681,619 157 48,928

Общий 8710,494 159

ПСИХОЛ. АТМОСФЕРА Межгруппов 1373,675 2 686,838 5,113 ,007

Внутригрупп. 21091,925 157 134,343

Общий 22465,600 159

ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ Межгруппов 223,113 2 111,557 34,659 ,000

Внутригрупп. 505,331 157 3,219

Общий 728,444 159

На рис. 1-2 представлены графики изменения среднего значения показателя внутригрупповых выборов и отвержений в зависимости от типа детского учреждения. Несмотря на то, что различия между тремя группами по показателю внутригрупповых выборов здесь не являются статистически значимыми, данные обоих графиков соответствуют друг другу.

Показатель отвержений, по которому обнаружены достоверные межгрупповые различия, имеет наименьшее значение в группах школ-интернатов, соответственно количество выборов здесь относительно больше. Наибольшее количество отвержений и соответственно более ограниченное число выборов обнаружено в группах подростков из социальных центров, что можно объяснить коротким возрастом существования этих групп. Промежуточное положение по этим показателям занимают дети из общеобразовательных школ (табл. 2, рис. 1-2).

Психологический климат и атмосфера в сравниваемых группах также значимо различаются (табл. 2, рис. 3-4). Более благоприятными они являются в группах подростков из школ-интернатов.

1-об.шк. 2-шк.инт. 3-соц.ц.

1-об.шк. 2-шк.инт. 3-соц.ц.

Рис. 1-2. Групповые различия в социометрических показателях «выборы» и «отвержения».

Психолого-педагогические науки •••

Психологический климат в своей группе дети из общеобразовательных школ оценивают выше, чем подростки из социальных центров (но значительно ниже, чем в школах интернатах), а психологическая атмосфера относительно выше оценивается детьми из социальных центров. Эти данные дают повод всерьез задуматься о средовых условиях массовой школы, создающих предпосылки для психологического неблагополучия детей.

1-об.шк. 2-шк.инт. 3-соц.ц.

1-об.шк. 2-шк.инт. 3-соц.ц.

Рис. 3-4. Групповые различия в показателях «психологический климат» и «психологическая атмосфера».

Групповая сплоченность также невысоко оценивается детьми из общеобразовательных школ, как и подростками из школ-интернатов. Возможно, наиболее высокий уровень по этому показателю у подростков из социальных центров связан с тем, что они проявляют групповую сплоченность как солидарную защитную реакцию, обусловленную специфическими внутренними условиями данного учреждения (рис. 5).

9

1-об.шк. 2-шк.инт. 3-соц.ц.

Рис. 5. Межгрупповые различия в показателе «групповая сплоченность».

Таким образом, представленные данные показывают, что психологический климат и психологическая атмосфера сравнительно лучше в группах подростков из школ-интернатов. Наибольшую групповую сплоченность проявляют дети, пребывающие в социальных учреждениях, что носит, вероятно, защитный характер, а по социометрическому показателю «выборы» и групповой сплоченности значимые различия между подростками из обычных школ и школ-интернатов отсутствуют.

Влияние на межличностные отношения другого фактора - этнически однородной и смешанной среды также проверялось с применением метода дисперсионного анализа. Два уровня этого фактора (независимой переменной) представлены были двумя группами подростков: этнически однородными

или моноэтническими (1) и смешанными или полиэтническими (2). Результаты однофакторного дисперсионного анализа влияния различных этнокультурных условий на групповые характеристики - выборы, отвержения, психологический климат, психологическую атмосферу и групповую сплоченность -представлены в табл. 3 и 4.

В табл. 2 представлены результаты статистической проверки гипотезы о влиянии фактора этнокультурной среды на различия в групповых характеристиках: социометрические выборы, отвержения, психологический климат, психологическая атмосфера и групповая сплоченность.

Результаты дисперсионного анализа (ANOVA, табл. 2) показывают, что между этнически однородными и смешан-

10

Известия ДГПУ, №2, 2014

ными группами подростков значимые статистические различия имеются лишь в таких групповых характеристиках как

отвержения и психологический климат. По другим исследуемым показателям эти группы достоверно не различаются.

Таблица 2

Результаты однофакторного дисперсионного анализа влияния фактора этнокультурной среды на различия в групповых характеристиках

ЗАВИСИМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ Виды корреляции Сумма квадратов df Средний квадрат Критерий F Sig. р-уровень

ОТВЕРЖЕНИЯ Межгруппов 8,006 1 8,006 6,582 ,011

Внутригрупп. 192,188 158 1,216

Общий 200,194 159

ВЫБОРЫ Межгруппов ,639 1 ,639 ,090 ,764

Внутригрупп. 1116,855 158 7,069

Общий 1117,494 159

ПСИХОЛ. КЛИМАТ Межгруппов 196,086 1 196,086 3,639 ,058

Внутригрупп. 8514,408 158 53,889

Общий 8710,494 159

ПСИХОЛ. АТМОСФЕРА Межгруппов ,812 1 ,812 ,006 ,940

Внутригрупп. 22464,788 158 142,182

Общий 22465,600 159

ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ Межгруппов 1,879 1 1,879 ,409 ,524

Внутригрупп. 726,565 158 4,599

Общий 728,444 159

Таким образом, можно заключить, что этнокультурная среда также влияет на формирование различий в таких групповых характеристиках как отвержения и психологический климат. Графики, представленные на рис. 6-10, наглядно демонстрируют различия между моноэтническими и полиэтническими группами в указанных групповых характеристиках.

1-моноэтн. 2-полиэтн.

Рис. 6-7. Групповые различия в социометрических показателях «выборы» и «отвержения».

На рис. 6 и 7 показано, что среднее значение «выборов» выше, а показатель «отвержения» ниже в полиэтнических

группах, по сравнению с моноэтническими. Это может объясняться тем, что в полиэтнической среде подростковые группы более конформны во взаимоотношениях, что, однако, не всегда проявляется в их групповой сплоченности.

Психологический климат также достоверно лучше в полиэтнических группах, что указывает на его связь с конформизмом, более выраженным в этих группах (рис. 8-9).

Однако в показателях психологическая атмосфера (рис. 9) и групповая сплоченность (рис. 10), значимых различий между моноэтнической и полиэтнической группами не обнаружено (см. табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представляется нелогичным отсутствие различий между сравниваемыми подростками в групповой сплоченности, поскольку считается, что моноэтнические группы более сплочены по сравнению с полиэтническими. Однако, если такое утверждение и верно, то это скорее относится к моноэтническим группам, существующим в полиэтническом окружении и представляющим этническое меньшинство. В условиях отсутствия внешнего (иноэтнического) давления высокая сплоченность в подростковых группах не обнаруживается.

Психолого-педагогические науки •••

1-моноэтн. 2-полиэтн.

1-моноэтн. 2-полиэтн.

1-моноэтн. 2-полиэтн.

Рис. 8-9. Групповые различия в показателях «психологический климат» и «психологическая атмосфера».

Таким образом, этнокультурная среда влияет на такие групповые характеристики как отвержения и психологический климат: подростки в этнически

11

смешанных группах проявляют меньше взаимных отвержений и выше оценивают психологический климат в группе. В полиэтнических группах подростков имеются более благоприятные условия для формирования межличностной толерантности и умений бесконфликтного взаимодействия.

1-моноэтн. 2-полиэтн.

Рис. 10. Групповые различия в показателе «групповая сплоченность».

Выводы

1. Психологический климат и психологическая атмосфера в подростковых группах школ-интернатов относительно лучше, чем в общеобразовательных школах и социальных учреждениях.

2. Наибольшую групповую сплоченность проявляют дети, пребывающие в социальных учреждениях.

3. Этнокультурная среда влияет на такие групповые характеристики как отвержения и психологический климат: подростки в этнически смешанных группах проявляют меньше взаимных отвержений и выше оценивают психологический климат в группе.

4. Этнически смешанный состав подростковых групп является в условиях школ-интернатов более благоприятным как для формирования психологического климата, так и психологической атмосферы.

5. В полиэтнических группах подростков имеются более благоприятные условия для формирования межличностной толерантности, установок и умений бесконфликтного взаимодействия.

Литература

1. Лангмейер И., Матейчик 3. Типы депривационной личности ребенка в учреждении / Лишенные родительского попечительства. М., 1991. 2. Общение и формирование личности школьника: Опыт экспериментального и психологического исследования / под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского.

12

Известия ДГПУ, №2, 2014

М. : Педагогика, 1987. 3. Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М., 1990.

References

1. Langmeier I., Matacic 3. Types of deprivation of a child's personality in an institution / Devoid of parent guardianship. M., 1991. 2. Communication and the formation of a child: Experience and experimental psychological research / еdited by A. A. Bodalev, R. L. Krichevsky. M. : Longman, 1987.

3. Mental development of the children's home / еd. by I. V. Dubrovina, A. G. Ruza. M., 1990.

Literatura

1. Langmejer I., Matejchik 3. Tipy deprivacionnoj lichnosti rebenka v uchrezhdenii / Lishennye roditel'skogo popechitel'stva. M., 1991. 2. Obshhenie i formirovanie lichnosti shkol'nika: Opyt

jeksperimental'nogo i psihologicheskogo issledovanija / pod red. A. A. Bodaleva, R. L. Krichevskogo. M. : Pedagogika, 1987. 3. Psihicheskoe razvitie vospitannikov detskogo doma / pod red. I. V.

Dubrovinoj, A. G. Ruzskoj. M., 1990.

Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

THE PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE DISTANCE

LEARNING CONDITIONS

©2014 Мизина О. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2014 Mizina O. A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье обозначены особенности и задачи психологического сопровождения детей-инвалидов в процессе дистанционного обучения. Определены, условия, при которых подобный процесс будет наиболее благоприятен.

Abstract. The author of the article describes the features and tasks of the psychological support of the children with disabilities in the process of distance learning. In the given article conditions are determined, under which this process will be more favorable.

Rezjume. V stat'e oboznacheny osobennosti i zadachi psihologicheskogo soprovojdeniya detei-invalidov v processe distancionnogo obucheniya. Opredeleny usloviya, pri kotoryh podob-nyi process budet naibolee blagopriyaten.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, дети-инвалиды, коррекция, адаптация, интеграция, информационные технологии, дистанционное обучение, мотивация, психологическая помощь, учебная деятельность.

Keywords: psychological support, children with disabilities, correction, adaptation, integration, information technology, distance learning, motivation, psychological assistance, educational activity.

Klyuchevye slova: psihologicheskoe soprovojdenie, deti-invalidy, korrekciya, adaptaciya, inte-graciya, informacionnye tehnologii, distancionnoe obuchenie, motivaciya, psihologicheskaya po-mosch', uchebnaya deyatel'nost'.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.