НИЖЕГОРОДОВА Ю. Н.
ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ПОДРОСТКОВ ПРИ РАЗЛИЧНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТАТУСЕ
Аннотация. В статье дается понимание значения межличностных отношений в подростковом возрасте. Приводятся результаты эмпирического исследования межличностных отношений в группе подростков с различным социальным статусом.
Ключевые слова: подростковый возраст, межличностные отношения, социальный статус, группа.
NIZHEGORODOVA YU. N. TYPES OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS AMONG TEENAGERS OF DIFFERENT SOCIAL STATUS
Abstract. The article gives an insight into the value of interpersonal relationships in adolescence. The results of an empirical study of adolescent groups of different social status are presented.
Key words: adolescence, interpersonal relationships, social status, group.
Взаимодействуя и общаясь с окружающими, индивид вступает в так называемые межличностные отношения. В данном типе отношений человек может проявить свою индивидуальность, так как социальная роль в этом случае не задается определенными шаблонами. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа, поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы и самореализации в ней. Данный аспект в работах ряда авторов: В. С. Агеев [1], А. А. Леонтьев [2], М. И. Лисина [3], А. Н. Лутошкин [4] и др.
Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, появившихся у людей по отношению друг к другу. Такой процесс наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте. Он делится на два больших периода - младший и старший подростковый возраст, где отношение субъекта к сверстникам различно. Бывший младший школьник переходит в группу подростков и начинает новый этап в своем личностном развития, в том числе, в сфере межличностных отношений. Сначала он избирателен к сверстникам, а потом находит референтную группу и его межличностные отношения становятся более устойчивыми [5].
М. И. Лисина указывала, что отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными (люди, не
1
знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относиться друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские [3].
В подростковом возрасте на первый план выступают отношения со сверстниками, которые строятся на равноправии и взаимопонимании. Вследствие такого развития взаимоотношений со сверстниками подростки постепенно отстраняются от семьи, и все больше времени проводят в кругу друзей.
В своем исследовании мы предприняли попытку эмпирического изучения статуса подростка и его тип межличностных отношений в ученической группе.
Гипотезу исследования поставили следующую - при различном социальном статусе подростков могут наблюдаться адаптивные типы межличностных отношений.
В процессе проверки поставленной гипотезы были использованы следующие проверенные практиками методы: констатирующий эксперимент и диагностические методы (тест межличностных отношений Лири, методика социометрических измерений).
В качестве экспериментальной базы исследования выступило одно из образовательных учреждений г. Саранска. В исследовании принял участие 21 ученик подросткового возраста.
На первом этапе исследования выявлялся социальный статус подростков с помощью метода социометрических измерений. Первоначально выявлялись личностные мотивы выбора партнеров, в дальнейшем - учебно-познавательные.
В результате обработки эмпирических данных в группе выделено 6 социальных позиций по личностному выбору. Большинство учеников находятся в группе «принятые». Согласно полученному коэффициенту (КВ = 41%) группу можно отнести к IV уровню сплочения - сверхвысокому. Наибольшее количество положительных выборов - 8, отрицательных - 16, взаимно-положительных выборов - 4, взаимно-отрицательных - 5. В данной группе испытуемых среднее число положительных выборов - 3,36, среднее число отрицательных выборов - 2,86. Число изолированных учеников достигает 3,6%, что, в целом, свидетельствует о благополучном статусе группы.
Анализ данных показал, что выделенная группа «звезд» активно взаимодействует с группами «предпочитаемых» и «принятых». Так же выявлена группа «отвергаемых» учеников (25%), у которых в два раза меньше положительных выборов, чем среднее число полученных положительных выборов одним испытуемым или есть отрицательные выборы, но нет положительных.
Исследование учебно-познавательных мотивов выбора партнеров, также позволило выявить 6 групп. Только 7 учеников находятся в том же социальном положении, что и при
2
выборе личностных мотивов. Четыре ученика сохранили свои статусы принятых, 2 -отвергаемых и 1 - изолированный. Самое большое количество положительных выборов - 12, отрицательных - 18, взаимно-положительных выборов - 4, взаимно-отрицательных - 5. В данной группе испытуемых среднее число положительных выборов - 3,39, а среднее число отрицательных выборов - 2,82. Число изолированных учеников так же достигает 3,6%. Согласно коэффициенту КВ = 27%, в учебно-познавательном плане отношений класс находится на II уровне взаимности, что значительно ниже показателя эмоционально-личностного выбора.
Коэффициент взаимодействия интимно-личностной сферы общения значительно отличается от коэффициента взаимодействия учебно-познавательной сферы. Количество отвергаемых учеников в сфере обучения больше, звезд же, наоборот, меньше. С одной стороны, это может быть связано с изменением ведущего вида деятельности. Для подростков приоритетной становится потребность в общении со сверстниками, которая превышает потребность в получении знаний. С другой стороны, подросткам свойственна нестабильность ценностей, установок и как результат - неустойчивый тип межличностных отношений (в личностном и учебно-познавательном плане).
С помощью теста межличностных отношений Лири определялись типы межличностных отношений младших подростков, их положительные и отрицательные стороны. В результате получены следующие данные: по оси «Доминирование» и по оси «Дружелюбие» адаптивное поведение проявили 94,4% подростков; экстремальное поведение - 5,6% человек; патологическое поведение не выявлено.
Из представленных данных можно сделать вывод, что большая часть школьников принимает себя такими, какие они есть, и, следовательно, находится в равновесии с внутренним и внешним миром.
На следующем этапе исследования выявлялось соотношение между социометрическим статусом подростков и типом межличностных отношений в учебно-познавательной и интимно-личностной сферах (см. табл. 1 и 2).
Таблица 1
Соотношение типа межличностных отношений и социометрического статуса
в учебно-познавательной сфере
Типы межличностных Социометрический статус, %
отношений
звезды предпоч приняты пренебр отвержен изолиро
итаемые е егаемые ные ванные
по домини эованию
Адаптивное поведение 27,7 11,1 27,7 0 27,7 0
Экстремальное 0 0 5,5 0 0 0
поведение
До патологии 0 0 0 0 0 0
поведение
по дружелюбию
Адаптивное поведение 22,2 11,1 33,3 0 27,7 0
Экстремальное 5,5 0 0 0 0 0
поведение
До патологии 0 0 0 0 0 0
поведение
Таблица 2
Соотношение типа межличностных отношений и социометрического статуса
в интимно-личностной сфере
Типы межличностных Социометрический статус, %
отношений
звезды предпоч приняты пренебр отвержен изолиро
итаемые е егаемые ные ванные
по доминированию
Адаптивное поведение 16,6 16,6 27,7 5,5 27,7 0
Экстремальное 5,5 0 0 0 0 0
поведение
До патологии 0 0 0 0 0 0
поведение
по дружелюбию
Адаптивное поведение 22,2 11,1 27,7 5,5 27,7 0
Экстремальное 0 5,5 0 0 0 0
поведение
До патологии 0 0 0 0 0 0
поведение
Таким образом, адаптивное поведение проявляют подростки с различным социальным статусом. У школьников с высоким социальным статусом значительно выше показатель по шкале «дружелюбие», что свидетельствует о том, что при выборе партнера по общению подростки в первую очередь предпочитают тех, кто проявляет доброжелательность по отношению к людям.
В целом у подростков наблюдается тенденция к адаптивному поведению и избирательности его применения, что для этого возраста считается нормальным в системе межличностных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 240 с.
2. Леонтьев А. А. Психология общения. - М.: Смысл, 1997. - 365 с.
3. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. - М.: Изд-во «Институт практической психологи»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с.
4. Лутошкин А. Н. Психологический климат детского коллектива // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Академия, 2001. - С. 57-58.
5. Яшкова А. Н. Изучение ученических групп: учебно-методическое пособие. -Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2006. - 64 с.