№ 1 (55)
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
январь, 2019 г.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
Матренин Дмитрий Игоревич
магистрант Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма
РФ, г. Краснодар E-mail: matrenin1994@gmail. com
Харитонова Ирина Викторовна
канд. психол. наук, доцент, преподаватель кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма,
РФ, г. Краснодар
EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A RESOURCE OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION
Dmitry Matrenin
graduate student of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism
Russia, Krasnodar
Irina Haritonova
Candidate psychological science, professor, Teacher of psychology Department student of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism
Russia, Krasnodar
АННОТАЦИЯ
В статье дается обзор научных исследований по проблеме эмоционального интеллекта, анализируются представления относительно данного феномена в отечественной и зарубежной психологии. Рассматриваются особенности эмоционального интеллекта как ресурса социально-психологической адаптации.
ABSTRACT
The article provides an overview of scientific research on the problem of emotional intelligence, analyzes ideas about this phenomenon in domestic and foreign psychology. The features of emotional intelligence as a resource of socio-psychological adaptation are considered.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, адаптация, социально-психологическая адаптация, совлада-
ние.
Keywords: emotional intelligence, adaptation, socio-psychological adaptation, coping.
Концепция интеллекта как специфического теоретического конструкта сформировалась более ста лет назад.
Выполняя обобщение существующих представлений относительно феномена интеллекта в психологической науке, Р.В. Ершова указывает на то, что интеллект можно рассматривать как систему психических механизмов, которые обуславливают возможности для формирования у человека субъективной картины происходящего [4, с. 34].
Общепринятые в психологической науке представления об интеллекте обычно сводятся к пониманию данного феномена как способности решать различные задачи. Интеллект в таком смысле противопоставляется естественным проявлениям интеллектуальной активности, то есть обыденному интеллекту, творческим возможностям, креативности, а
также эффективности социального познания, то есть социальной компетентности. Таким образом, назначение интеллекта оказывается представленным в существенно обедненном виде, тогда как роль интеллекта в психологической жизни просматривается все более сложно.
В современной психологической науке наблюдается подразделение интеллекта на множество отдельных форм - на практический интеллект (Р. Стерн-берг), эмоциональный интеллект (П. Сэловей, Дж. Майер), социальный интеллект (Э. Торндайк), синтезированный интеллект (П. Болтс), профессиональный интеллект (М. Смульсон). Выделение обозначенных конструктов способствовало активному расширению сферы исследования интеллектуальных
Библиографическое описание: Матренин Д.И., Харитонова И.В. Эмоциональный интеллект как ресурс социально-психологической адаптации // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2018. № 1(55). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/6798
№ 1 (55)
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
аспектов личности. Вместе с тем, их теоретико -методологическая ограниченность осложняла возможности для осуществления прикладных исследований.
Феномен эмоционального интеллекта являлся предметом исследования Э. Торндайка, Г. Олпорта, Дж. Гилфорда, Л.С. Выготского (как «практический интеллект»), а также многих других исследователей. Социальный интеллект можно рассматривать в рамках общей теории интеллекта, в рамках концепций множественности интеллекта, а также применительно соотношений социального интеллекта с разными видами коммуникативных способностей, умений, а также навыков.
Исследователи подчеркивают многозначность и исключительную важность феномена эмоционального интеллекта для современной психологической науки и дифференциальной психологии в частности. Существующие в современной отечественной психологии работы обращаются к исследованию эмоционального интеллекта преимущественно в рамках анализа феномена коммуникативной компетентности. Также осуществляется анализ структуры и функций эмоционального интеллекта.
М.М. Лычагина связывала феномен эмоционального интеллекта с «социальной сензитивностью», отмечая, что эмоциональный интеллект - это сфера возможностей для субъект-субъектного познания индивида. Эмоциональный интеллект - это устойчивая, основывающаяся на специфике мыслительных процессов, социального опыта и аффективного реагирования способность понимать себя, других людей, а также способность прогнозировать межличностное взаимодействие с людьми [7, с. 60].
По мнению И.Н. Андреевой, эмоциональный интеллект следует рассматривать в контексте системы социального развития личности. Отмечается, что эмоциональный интеллект является особым качеством человека, которое формируется в процессе социального взаимодействия и общения [1, с. 85].
А.Н. Крайторов эмоциональный интеллект рассматривает как характеристику интеллектуальной структуры личности, наряду с логическим и практическим интеллектом. Практический и логический интеллект отражают субъект-объектные отношения, тогда как собственно эмоциональный интеллект -субъект-субъектные. Ученый рассматривает эмоциональный интеллект как специфическую социальную способность в трех аспектах - в рамках социально-перцептивных способностей, социальной техники общения, а также социального взаимодействия и принятия решений [6, с. 213].
Таким образом, можно говорить о том, что эмоциональный интеллект является способностью управлять и понимать собственные эмоции и эмоции других людей. Наиболее интенсивно эмоциональный интеллект развивается в возрасте от 1 5 до 16 лет. Именно в данном возрасте происходит расширение словаря эмоций, расширение «эмоциональных» понятий.
Эмоциональный интеллект имеет большую значимость и может рассматриваться как фактор, существенным образом оказывающий влияние на жизнь
январь, 2019 г.
человека. Вместе с тем, в настоящее время практически отсутствуют исследования, посвященные рассмотрению эмоционального интеллекта как ресурса социально-психологической адаптации.
В исследовании Н.А. Выскочил было показано, что существует связь эмоционального интеллекта и используемых стратегий совладания с трудностями. Было определено, что высокий уровень эмоционального интеллекта проявляется у лиц, которые характеризуются проявлением адаптивных стратегий совла-дания, тогда как неконструктивные стратегии совладания характерны для тех участников, которые имеют сниженный уровень эмоционального интеллекта [2, с. 184].
В других работах, которые посвящены исследованию личностных особенностей, связанных с эмоциональным интеллектом, показано, что одна и та же черта в разном контексте может привести как положительному, так и к негативному результату. Один и тот же человек в одной социальной среде близкой его личностным особенностям будет иметь высокий эмоциональный интеллект, а в другой - низкий. Таким образом, если данное утверждение найдет свое подтверждение, то эмоциональный интеллект хоть и связан с социально-психологической адаптацией, то, скорее всего, является не условием ее успешности, а следствием данного процесса.
Эмоциональный интеллект способствует повышению уровня достижений человека. Данная особенность связана с четким контролем за эмоциями в критической и нестандартной ситуации, а также за возможностью определять и предвидеть эмоциональную реакцию другого человека. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта проявляется в таких личностных особенностях как умение контролировать деструктивные, агрессивные тенденции в конфликтах, отсутствие стремления к гиперконтролю. Отдается предпочтение взаимоуважению и профессионализму в общении. Все в совокупности способно привести к возникновению у личности приспособительного механизма необходимого для адекватного уровня социально-психологической адаптации.
Н.В. Симбирцевой было выявлено, что существуют специфические взаимосвязи эмоционального интеллекта и показателей дезадаптации. Отмечается, что недостаточный уровень развития эмоционального интеллекта может привести к формированию негативного отношения к себе и проявлению эмоционального истощения [8, с. 54]. В исследовании, проведенном А.В. Дегтярёвым и Д.И. Дегтярёвой, было определено, что развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние на процесс адаптации, а также способствует формированию благоприятных взаимоотношений с окружающими людьми [3, с. 52]. Сходные данные были получены также в исследовании, выполненном К.А. Закарян. В данном исследовании отмечено, что эмоциональный интеллект выполняет преимущественно регулирующую роль, так как он способствует повышению уровню эмоцио-
№ 1 (55)
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
нального комфорта личности посредством мотиваци-онно-волевой саморегуляции, а также когнитивной переработки эмоциональных стимулов [5, с. 125].
Таким образом, можно говорить о том, что эмоциональный интеллект можно рассматривать как важнейшее условие для адекватного реагирования в различных социальных ситуациях, как в практико-функциональном, так и в познавательном аспектах. Эмоциональный интеллект может рассматриваться как когнитивная составляющая коммуникативных
январь, 2019 г.
качеств и особенностей личности. Эмоциональный интеллект является набором определенных личностных особенностей и свойств человека, которые находят свое проявление в способности формировать отношение к себе, прогнозировать результат собственной деятельности, понимать собственное поведение, поведение других людей, также он обеспечивает успешность социальной адаптации личности.
Список литературы:
1. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. - 2015. - № 5. -С. 83-95.
2. Выскочил Н.А. Взаимосвязь характеристик темперамента с эмоциональным интеллектом // Мир образования - образование в мире. - 2015. - № 4 (36). - С. 181-187.
3. Дегтярёв А.В., Дегтярёва Д.И. Связь психологических границ личности с эмоциональным интеллектом и самоотношением в юношеском возрасте // Психология и право. - 2018. - Т. 8. - № 1. - С. 44-62.
4. Ершова Р.В. Эмоциональный интеллект: теория и практика исследования // Практическая психология образования 21 века: проблемы и перспективы: сб. тр. конф. - Коломна: КГПИ, 2016. - С. 34-37.
5. Закарян К.А. Эмоциональный интеллект как разновидность человеческого капитала и исследования на тему эмоционального интеллекта // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2018. - № 6-4. -С. 124-127.
6. Крайторов А.Н. Эмоциональный интеллект как интегративный феномен психологического знания в структуре социального и общего интеллекта // Научный альманах. - 2017. - № 4-2 (30). - С. 212-215.
7. Лычагина М.М. Подходы к эмоциональному интеллекту // Личность в природе и обществе: сб. тр. конф. -М.: РУДН, 2014. - С. 60-63.
8. Симбирцева Н.В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 3 (35). - С. 54-56.