Научная статья на тему 'Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации у спортсменов подросткового возраста'

Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации у спортсменов подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
416
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL INTELLIGENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ADOLESCENCE / SPORTS ACTIVITIES / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матренин Дмитрий Игоревич, Харитонова Ирина Викторовна

В статье приводится описание результатов эмпирического исследования особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации у подростков. Выявлены различия в изучаемых показателях у подростков мужского и женского пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the communications of emotional intelligence and socio-psychological adaptation in adolescent athletes

The article describes the results of an empirical study of the characteristics of the relationship of emotional intelligence and socio-psychological adaptation in adolescents. Identified differences in the studied parameters in adolescents, male and female.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации у спортсменов подросткового возраста»

№ 1 (55)

• 7universum.com

UNIVERSUM:

, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

январь, 2019 г.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У СПОРТСМЕНОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Матренин Дмитрий Игоревич

магистрант Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма

РФ, г. Краснодар E-mail: matrenin1994@gmail. com

Харитонова Ирина Викторовна

канд. психол. наук, доцент, преподаватель кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма,

РФ, г. Краснодар

FEATURES OF THE COMMUNICATIONS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN ADOLESCENT ATHLETES

Dmitry Matrenin

graduate student of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism

Russia, Krasnodar

Irina Haritonova

Candidate psychological science, professor, Teacher of psychology Department student of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism

Russia, Krasnodar

АННОТАЦИЯ

В статье приводится описание результатов эмпирического исследования особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации у подростков. Выявлены различия в изучаемых показателях у подростков мужского и женского пола.

ABSTRACT

The article describes the results of an empirical study of the characteristics of the relationship of emotional intelligence and socio-psychological adaptation in adolescents. Identified differences in the studied parameters in adolescents, male and female.

Ключевые слова: социальный интеллект, эмоциональный интеллект, подростковый возраст, спортивная деятельность, социально-психологическая адаптация.

Keywords: social intelligence, emotional intelligence, adolescence, sports activities, social-psychological adaptation.

Спорт является одним из приоритетных направлений социальной политики России. В 2009 году правительством России была принята к реализации программа развития физической культуры и спорта (реализующаяся в два этапа: 2009-2015 гг. и 20162020 гг.), в рамках которой разработаны и реализуются целевые программы развития массового спорта, строятся и работают многочисленные спортивные центры. Внимание государства к спорту неслучайно,

поскольку, являясь уникальным социальным явлением, спорт не только объединяет нацию и служит средством лучшего понимания и объединения народов, но и представляет собой разновидность профессиональной деятельности.

Актуальность обращения к вопросам эмоционального интеллекта в подростковом возрасте обусловлена тем, что общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно

Библиографическое описание: Матренин Д.И., Харитонова И.В. Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации у спортсменов подросткового возраста // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2018. № 1(55). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/6801

№ 1 (55)

A UNivi

ЛгУ\ психо.

umversum.com

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

полноценное развитие не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. При этом подростковый возраст -один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. В подростковом возрасте продолжается формирование самосознания, складывается целостное представление о самом себе. Формируется мировоззрение, убеждения и, в целом, жизненная позиция.

Немаловажное значение в данном возрасте имеют вопросы социальной адаптации подростков. В качестве результата социально-психологической адаптации подростка выступает состояние взаимоотношений, личности и группы, когда личность без длительных внутренних и внешних конфликтов продуктивно удовлетворяет свои основные социогенные потребности, самоутверждается, а также полноценно реализует свои творческие возможности [5, с. 81].

К проблеме рассмотрения и изучения эмоционального интеллекта в своих работах обращались Г.Д. Бабушкин [1], Р.В. Ершова [3], И.И. Кобзарева, А.М. Останина [6] и др.

Эмоциональный интеллект рассматривался в рамках теорий общего интеллекта, множественности интеллектов и в соотношении с различными видами коммуникативных умений и способностей [6, с. 244].

Вопросы социально-психологической адаптации являлись предметом исследования таких ученых, как Е.А. Горбушина, Е.С. Игнатова [2], Ю.С. Лейман [4], И.В. Малышев, А.Р. Орлянская [5], Ю.С. Ходосок [7].

Вместе с тем, вопросы взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адап-

январь, 2019 г.

тации у подростков практически не изучены в настоящее время, что обуславливает актуальность и значимость обращения к проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации у подростков, занимающихся спортом.

Цель эмпирического исследования - определить особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации у спортсменов подросткового возраста мужского и женского пола.

Гипотеза: существует взаимосвязь эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации у спортсменов подросткового возраста.

Методы исследования. В исследовании в качестве основных методов выступает тест эмоционального интеллекта (ЭмИн, Д.В. Люсин), а также опросник социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд).

Статистические методы: статистический критерий Стьюдента, а также коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Испытуемые: 100 подростков в возрасте от 12 до 15 лет. Все участники исследования посещают спортивные секции спортивных школ и занимаются спортивной деятельностью на постоянной основе не менее одного года, имея не менее одного участия в соревнованиях. Участниками исследования стали подростки, которые занимаются футболом, баскетболом, волейболом, легкой атлетикой, мужского и женского пола.

Результаты исследования. В ходе исследования особенностей эмоционального интеллекта были получены данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты диагностики особенностей эмоционального интеллекта (по методике ЭМИН, Д.В. Люсина)

Среднее, мужской пол Среднее, женский пол t Р

Понимание чужих эмоций 21,90 25,42 -4,40 < 0,01

Управление чужими эмоциями 17,78 18,24 -0,57 0,57

Понимание своих эмоций 18,36 22,42 -4,47 < 0,01

Управление своими эмоциями 11,76 12,76 -1,90 0,06

Контроль экспрессии 10,26 9,82 1,70 0,09

Межличностный эмоциональный интеллект 39,68 43,66 -3,52 < 0,01

Внутриличностный эмоциональный интеллект 40,38 45,00 -4,14 < 0,01

Способность к пониманию своих и чужих эмоций 40,26 47,84 -5,21 < 0,01

Управление своими и чужими эмоциями 39,80 40,82 -0,95 0,34

Общий уровень эмоционального интеллекта 80,06 88,66 -5,03 < 0,01

Определено, что участники мужского пола и участники женского пола на статистически достоверном уровне различаются по показателям понимания чужих эмоций (р < 0,01), понимания своих эмоций, межличностного эмоционального интеллекта (р < 0,01), внутриличностного эмоционального интеллекта (р < 0,01), способности к пониманию своих и

чужих эмоций (р < 0,01), а также на статистически достоверном уровне различаются по общему показателю эмоционального интеллекта (р < 0,01).

Можно говорить о том, что спортсмены женского пола имеют достоверно более высокий уровень способности понимания своих и чужих эмоций, они имеют в целом достоверно более высокий уровень

№ 1 (55)

A UNivi ЛгУ\ психо.

umversum.com

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

январь, 2019 г.

межличностного и внутриличностного эмоциональ- Результаты исследования особенностей соци-

ного интеллекта, способности к пониманию своих и ально-психологической адаптации спортсменов под-чужих эмоций, а также характеризуются достоверно росткового возраста отражены в таблице 2. более высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Таблица 2.

Результаты диагностики особенностей социально-психологической адаптации

(К. Роджерс, Р. Даймонд)

Среднее, мужской пол Среднее, женский пол t p

Адаптивность 176,98 167,92 3,34 < 0,01

Дезадаптивность 52,64 64,16 -2,54 0,01

Принятие себя 40,08 50,88 -6,24 < 0,01

Непринятие себя 17,86 15,60 1,71 0,09

Приятие других 19,00 14,74 6,28 < 0,01

Неприятие других 29,70 29,86 -0,13 0,90

Эмоциональный комфорт 29,54 29,68 -0,20 0,84

Эмоциональный дискомфорт 22,04 20,96 1,00 0,32

Внутренний контроль 64,62 64,44 0,16 0,87

Внешний контроль 24,68 24,78 -0,09 0,93

Доминирование 11,46 11,18 0,46 0,65

Ведомость 12,92 12,76 0,24 0,81

Эскапизм 12,08 12,56 -0,92 0,36

Адаптация 0,78 0,73 2,73 0,01

Самопринятие 0,69 0,77 -4,36 < 0,01

Принятие других 0,43 0,38 4,05 < 0,01

Эмоциональная комфортность 0,58 0,59 -1,19 0,24

Интернальность 0,65 0,65 0,08 0,93

Стремление к доминированию 0,64 0,63 0,31 0,75

Результаты проверки достоверности различий позволяют заключить, что существуют достоверные различия по показателям адаптивности (р < 0,01), дезадаптивности (р = 0,01), принятия себя (р < 0,01), принятия других (р < 0,01), а также интегральных показателей адаптированности (р = 0,01), принятия других (р < 0,01), а также эмоциональной комфортности (р < 0,01). Таким образом, можно говорить о том, что для участников мужского пола характерным является достоверно более высокий уровень адаптированно-сти, а также принятия других, тогда как для студентов женского пола характерным является достоверно более высокий уровень дезадаптивности, а также самопринятия.

Была выполнена процедура корреляционного анализа в двух группах исследования, в ходе которой было выявлено, что для спортсменов как мужского,

так и женского пола характерным является взаимосвязь таких показателей эмоционального интеллекта, как «понимание чужих эмоций», «понимание своих эмоций», «межличностный эмоциональный интеллект», «способность к пониманию своих и чужих эмоций», а также общего показателя эмоционального интеллекта. С другой стороны, для подростков женского пола характерным является также наличие взаимосвязи показателей управления чужими эмоциями, контроля экспрессии, внутриличностного эмоционального интеллекта, а также управления своими и чужими эмоциями.

Гипотеза исследования полностью подтверждается, то есть существует взаимосвязь эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации у спортсменов подросткового возраста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Бабушкин Г.Д. Эмоциональный интеллект в структуре психологической подготовленности спортсмена // Ру-диковские чтения: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. - М.: ГЦОЛИФК, 2017. - С. 99-103.

2. Горбушина Е.А., Игнатова Е.С. Социальный интеллект у спортсменов в индивидуальных и командных видах спорта // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. - 2017. - № 1. - С. 567-572.

3. Ершова Р.В. Эмоциональный интеллект: теория и практика исследования // Практическая психология образования 21 века: проблемы и перспективы: сб. тр. конф. - Коломна: КГПИ, 2016. - С. 34-37.

4. Лейман Ю.С., Пфау Т.В. Личностные особенности, способствующие социально-психологической адаптации юношей-спортсменов // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2014. - № 2. - С. 152-158.

№ 1 (55)

UNIVERSUM:

психология и

• 7universum.com

ОБРАЗОВАНИЕ

январь, 2019 г.

5. Малышев И.В., Орлянская А.Р. Адаптационные возможности личности молодых спортсменов в условиях изменяющегося общества // Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся: сб. материалов науч.-практ. конф. - Самара: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. - С. 77-84.

6. Останина А.М., Кобзарева И.И. Обзор ведущих теорий эмоционального интеллекта // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2016. - № 2 (7). - С. 244-246.

7. Ходосок Ю.С. Социально-психологическая адаптация спортсменов // Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы XXI Всерос. науч.-практ. конф. - Хабаровск: ДВГАФК, 2017. - С. 337-340.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.